Главная страница
Навигация по странице:

  • 32. Медицина в Московском государстве. Врачи-иностранцы. Царская аптека. Аптекарский приказ и его роль в развитии отечественной медицины.

  • Ответы по истории медицины © Секта. Экзаменационные вопросы по истории медицины история медицины как наука. Источники изучения истории медицины


    Скачать 275.89 Kb.
    НазваниеЭкзаменационные вопросы по истории медицины история медицины как наука. Источники изучения истории медицины
    Дата09.06.2019
    Размер275.89 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы по истории медицины © Секта.docx
    ТипЭкзаменационные вопросы
    #80998
    страница12 из 20
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   20

    31. Монастырская и светская медицина в Киевской Руси и в период феодальной раздробленности.

    Во второй половине IX в. образовалось государство восточных славян – Киевская Русь. В 988 г. государственной религией Киевской Руси стало христианство. Вместе с христианством из Византии в русские земли проникла письменность и просвещение. Русское общество познакомилось с византийской культурой и античным наследием, в том числе и медицинским: трудами Гиппократа, Аристотеля, Галена, Цельса и др. Христианство принесло с собой на Русь идею сострадания и любви к ближнему. Эта идея получила материальное воплощение в создании богаделен, приютов, лечебниц.

    Первые больницы на Руси открывались при монастырях. Основание монастырской медицины положено в Киево-Печерском монастыре (XI в.). В соответствии с уровнем развития медицины того времени лечение сводилось, главным образом, к предоставлению приюта и изоляции заразных больных. Ее становление и развитие шло параллельно с продолжавшим практиковаться языческим знахарством.

    Среди чудесных лекарей-монахов Киево-Печерского монастыря: Преподобный Антоний, основатель монастыря, «безмездный врач» Агапит, который исцелял молитвой и «зелием», Алимпий-иконописец. «Целебник Печерский» Дамиан лечил молитвами и елеем (оливковым маслом) используемым в важнейших богослужениях, а также в качестве медицинского средства: с древности елеем лечили раны. Киево-Печерская лавра во времена Ярослава Мудрого стала центром медицины на Руси.

    К более позднему периоду относится врачебная деятельность митрополита Московского и всея Руси Алексия (XIV в.). Он вылечил жену хана Золотой Орды, страдавшую заболеванием глаз. Сохранилась память об успехах во врачевании основателя Кирилло-Белозерского монастыря Кирилла Белозерского (XIV в.) и патриарха Никона (XVII в.), занявшегося врачеванием в ссылке.

    Православный человек обращался к помощи святых: св. Пантелеимону, св. Козьме и Дамиану, к заступничеству Богородицы. Монастырская медицина, широко практикуя лечение молитвами, использовала и богатый опыт народной медицины, в том числе, лечение «зельем», лекарствами, приготовленными из растительного сырья. Сведения о лекарственных растениях, минералах, продуктах животного происхождения можно найти в рукописных лечебниках.

    С распространением грамотности появились возможности систематизации и обобщения опыта народной медицины. Впервые текст медицинского содержания (сведения о лекарственной ботанике, минералогии, диетические наставления) мы встречаем в «Изборнике Святослава» (XI в.). В части, касающейся медицины, основной мыслью является убеждение в происхождении заболеваний от Бога. В качестве же непосредственных причин болезней «Изборнике» выступают падение с коня, «утопление», «угрызение змииное», «усекание скорпиино», рана от удара плетью, «зубодробление» и т.д.

    В XII в. внучка Владимира Мономаха Евпраксия (Зоя), возможно, прочитала доступные ей медицинские сочинения (Галена, Гиппократа) и написала руководство по медицине – «Мази» («Алимма»). Рукопись состоит из пяти частей, в ней особое внимание уделено гигиене различных сфер жизни человека (брака, беременности, питания и др.) описаны наружные и внутренние болезни. В качестве наиболее распространенных лекарств в рукописи приведены мази.

    В своем трактате Евпраксия описала лечебные свойства бани. В Древней Руси, наряду со своим прямым назначением, баня служила местом, где лечили различные простудные, кожные заболевания, ревматизм, боли живота, выполняли сложные медицинские процедуры: вправляли вывихи, «пускали кровь», делали массаж, растирание, «накладывали горшки» (банки), принимали роды. В XI в. вместе с монастырскими больницами создавались «строения банные».

    В Киевской Руси развивалась и светская (мирская) медицина. В «Правде Русской» (древнейшем своде законов, XI в.) упомянуты «лечцы» – врачи-профессионалы, определена оплата их труда. В летописях нередко встречаются жалобы на высокую стоимость лечения и вместе с тем низкую эффективность медицинской помощи. В Киеве, Новгороде и других городах при княжеских дворах, монастырях работали русские и иностранные врачи. Иностранные врачи приезжали, главным образом, из восточных стран: Армении, Сирии и др.

    Древнерусские врачи в соответствии с уровнем развития медицины своего времени занимались, главным образом, терапией. К терапии относится и широко практиковавшееся лечение в банях. Существовала и хирургия: оказывалась помощь при ранениях и травмах, при заболеваниях, считавшихся хирургическими. Самыми частыми были повреждения, боевые раны. Кроме того, лечцы-резальники (хирурги) лечили переломы, вывихи, «расшибение с коней», «убиение скотом», «ожары» (ожоги), «камчюг» (камни в мочевом пузыре), «килу» (грыжу), «болезни зубом и скороньи» (челюстей), «томление женок при родах», геморрой и др. В «Изборнике Святослава» указывается, что врач должен уметь оказывать хирургическую помощь – разрезать кожу, ампутировать конечности, прижигать раны, бороться с нагноением. В основном, древнерусские хирурги занимались «малой хирургией», но проводились и крупные операции – ампутации и даже трепанации черепа.

    Резалники применяли различные инструменты: «ножь врачевьский», «бричь» (бритва), «кроило» (массивный нож). Использовались некоторые плотницкие инструменты – пила, сверло. Употреблялись щипцы, иглы, ложечки, щупы, пинцеты, клещи. Разнообразные инструменты входили в набор для кровопускания.

    Наряду с оперативными методами в хирургической практике видное место занимала и русская баня: кровопускание, вправление грыжи, лечение нарывов и др. проводились после распаривания в бане. Таким образом, в киевский период сложились три формы медицинской помощи: народная медицина (знахари), монастырская медицина (монахи) и светская (лечцы).

    Монголо-татарское нашествие задержало экономическое и культурное развитие русских земель, значительно затормозило развитие медицины и фармации в России, население России продолжало пользоваться услугами знахарей. Тем не менее, высокого уровня достигло разделение медицинских профессий: рудометы (кровопускатели), очные, гортанные, кильные (лечили грыжи), чечуйные (лечили геморрой), чепучинные (лечили сифилис) лечцы, камнесечцы, повивальные бабки, зубоволоки, бабки-целительницы детей и др.

    Главной причиной всех эпидемий на Руси, как и в средневековой Западной Европе, считался гнев божий. Все надежды возлагались на выполнение предписаний церкви, молитвы, окропления больных и здоровых святой водой, покаяние. На Руси сложилась и активно применялась жесткая система карантинных мер для борьбы с эпидемиями – результат понимания «прилипчивости» (заразности) болезни. Больные изолировались, неблагополучные места оцеплялись. Для обеззараживания жилищ применяли народные средства: вымораживание, сжигание и окуривание дымом, проветривание, мытье. Главной мерой борьбы с эпидемиями являлось сооружение застав на дорогах и засек (завалов) в лесах.

    32. Медицина в Московском государстве. Врачи-иностранцы. Царская аптека. Аптекарский приказ и его роль в развитии отечественной медицины.

    В XV – XVI вв. к великокняжескому, а затем царскому двору чаще стали приглашать иностранных врачей. Так, при дворе Ивана III (1462 –1505 гг.) работали иноземцы Леон из Венеции и Антон из Германии. Их судьба сложилась трагически, оба были казнены, так как не смогли вылечить знатных пациентов: Леон – татарского царевича, Антон – сына Ивана III. При дворе Василия III (начало XVI в.) были два иноземных врача – Николай Булев и Феофил, оба родом из Германии.

    В этот период врачевание стало восприниматься отдельно от Божьего наказания и перестало считаться закрытым и запрещенным делом. Проявился интерес к трудам античных авторов. В Белозерском монастыре найдена рукопись середины XV в. «Галиново на Ипократа». Переписчиком этого трактата был основатель Белозерского монастыря монах Кирилл. Появилось широко распространенное в странах Западной Европы произведение XV в., известное под названием «Аристотелевы врата», или «Тайная тайных», перевод которого на белорусский язык был сделан в конце XV в. в Северо-Западной Руси. В начале XVI в. на русский язык переводится несколько иностранных «лечебников». Один из переводов был выполнен Николаем Булевым по поручению митрополита Даниила.

    В XVII в. начинают активно создаваться разнообразные «лечебники» и «травники» (вертограды), содержащие ценную информацию о лекарственном врачевании. «Лечебник из многих мудрецов», ориентированный на широкую аудиторию, содержит сведения об использовании в медицинских целях ржаного хлеба, овсяной муки, меда, различных травяных настоек, растительных масел, подробно описывает целебные свойства русской бани. Вместе с тем, включены откровенно иррациональные средства: кал котовий, сердце собаки, собачья желчь, мозг петуха.

    Православный взгляд на здоровье и болезнь, подробные наставления о поведении человека в случае болезни дает «Домострой», один из важнейших памятников XVI – XVII вв. Этот литературный памятник демонстрирует понимание связи телесного и морального здоровья. Понятие о здоровом образе жизни, как следует из текста, согласуется с представлениями о праведности.

    В XVI столетии в торговых рядах многих городов Московского государства появились зелейные лавки. Зелейники и травознатцы сами собирали сырье, готовили настойки, порошки, мази, пластыри, вина, водки (настойки), различные извлечения, сиропы, сборы и др. – ассортимент медикаментов был весьма разнообразен. По мере развития торговли лекарственными травами владельцы зелейных лавок начали культивировать некоторые дикорастущие лекарственные травы в приусадебных огородах. В это время было положено начало выписки лекарств из-за границы.

    Светские врачи на Руси в массе своей были неправославные. Духовенство считало грехом лечиться у человека неправославного. Особенно враждебно оно было настроено по отношению к медикам-евреям.

    Так же, как и страны Западной Европы, Московское государство было подвержено опустошительным эпидемиям. Русские летописи часто сообщают о «повальных болезнях», «море»: в ХIV – ХV вв. зафиксировано 12 эпидемий, в том числе и «Черная смерть».

    Главной причиной всех эпидемий на Руси, как и в средневековой Западной Европе, считался гнев божий. Такое толкование природы эпидемий понятно: эпидемии случались часто, и в средние века, и позднее, в XVIII – XIX вв. Появление чумы в Москве в 1425 г. в народе объясняли ссорой московского князя с митрополитом Фотием. Все надежды возлагались на выполнение предписаний церкви, молитвы, окропления больных и здоровых святой водой, покаяние. В 1612 г. открылась «заразительная болезнь» в Ярославле. После построение деревянной церкви гражданами, «язва» прекратилась, о чём пишет краевед XIX в. И.Д.Троицкий.

    На Руси сложилась и активно применялась жесткая система карантинных мер для борьбы с эпидемиями – результат понимания «прилипчивости» (заразности) болезни. Больные изолировались, неблагополучные места оцеплялись. Для обеззараживания жилищ применяли народные средства: вымораживание, сжигание и окуривание дымом, проветривание, мытье. Главной мерой борьбы с эпидемиями являлось сооружение застав на дорогах и засек (завалов) в лесах. Царские указы XVI – XVII вв. были направлены, прежде всего, на изоляцию зараженных мест с тем, чтобы воспрепятствовать продвижению заразы к столичному городу: главная забота –спасение государя и войска. Предписывалось под страхом смертной казни никого не пропускать через заставы и засеки, деньги промывать в уксусе, письма по пути их следования многократно переписывали, подлинники сжигали. XVI в. умерших во время эпидемии стали хоронить за городской чертой. Лечцов к заразным больным не допускали, а священникам запрещалось причащать умирающих. Во время эпидемий прекращались торговля, работа на полях. Поэтому вслед за эпидемиями наступал голод. Медицина была бессильна перед эпидемиями, но государственные карантинные мероприятия имели большое значение.

    Аптекарский приказ и его деятельность.

    При Иване IV (1533–1584) врачебное и фармацевтическое дело начинает развиваться на более прочной основе. К этому времени относится появление в Москве первой аптеки, которая снабжала лекарственными средствами царя и его семью. Общепринятая дата создания придворной аптеки – 1581 г., когда в Москву прибыла группа медиков и фармацевтов, среди которых были англичанине лейб-медик Роберт Якоби и аптекарь Джеймс Френчем.

    Первым общегосударственным органом, руководившим медицинским делом в России, стал Аптекарский приказ. Известный историк медицины М.Б. Мирский считает датой учреждения приказа 1581 г. В «смутное время» (1598–1613) деятельность Аптекарского приказа заглохла и вновь возродилась в 1620 г., что дает основание именно этим годом датировать создание приказа.

    Аптекарский приказ не сразу достиг статуса высшего административного центра. Изначально доктора Аптекарского приказа несли ответственность за здоровье царской семьи, руководили работой лекарей и аптекарей. Аптекарский приказ сам приглашал иностранных врачей и аптекарей на русскую службу и относился к их выбору с большой осторожностью: приехавшие обязательно проходили испытание (экзамен), предъявляли рекомендации и диплом об образовании, без этих документов они не допускались к врачебной и аптечной практике, при этом знание русского языка не требовалось.

    Придворная аптека размещалась в Кремле и имела роскошный интерьер. Часть лекарств закупалась за границей, в основном в Англии. Некоторые материалы приобретались на внутреннем рынке, в зелейных рядах или заготавливались травниками.

    Процедура изготовления лекарств в царской аптеке была сложной. Рецепт, выписанный придворным доктором, поступал в Аптекарский приказ с донесением, «сказкой», в котором описывались фармакологические свойства всех ингредиентов, входящих в пропись. Рецепт передавался в аптеку только после одобрения его самим царем и начальником Аптекарского приказа. Аптекарь изготавливал лекарство в присутствии доктора и особого дьяка, после чего приготовленное средство пробовали сам доктор, аптекарь и кто-либо из придворных. Комната, в которой хранились и готовились лекарства, называлась «казенкой». Входить в нее аптекарь мог только в присутствии дьяка. Рецептурную пропись и фамилию составителя переводили на русский язык и заносили в особую книгу Аптекарского приказа.

    Постепенно Аптекарский приказ расширял сферу своей деятельности. К его функциям добавились медицинское обслуживание армии, охрана страны от эпидемических заболеваний, подготовка врачей и аптекарей, обеспечение аптек лекарствами, заготовка лекарственных растений.

    В начале XVII в. Аптекарским приказом был организован сбор лекарственных растений в различных областях России. Первые сведения о помясах (травниках), т.е. сборщиках лекарственных растений, обладавших достаточными знаниями по современной им фармакогнозии, относятся к 1630 г. Аптекарский приказ ежегодно вручал им списки лекарственных растений, которые следовало заготавливать. Сборы лекарственных растений иногда принимали характер повинностей населения. Из Тулы, Калуги, Вельска доставляли «яблоки дубовые», из Переславля-Залесского, Ярославля, Костромы, Ростова – можжевеловые ягоды. Из Саратова, Астрахани, Воронежа доставляли солодковый корень, из Казани – чечуйную траву, из Томска, Красноярска – листья и цветы зверобоя.

    Аптекарский приказ принимал усилия к постепенной замене иностранных растений отечественным лекарственным сырьем. Со временем стали заготавливать ревень в Сибири, корни черной чемерицы собирать в Коломенском уезде. Было налажено производство лекарств на аптекарском огороде из выращиваемых здесь же лекарственных растений. Первое упоминание о нем относится к 1629 г. Аптекарский огород располагался на правом берегу реки Неглинной у стен Кремля (ныне территория Александровского сада). К концу XVII в. число аптекарских огородов выросло до четырех. В аптекарских огородах выращивали растения редко или совсем не встречающиеся в окрестной флоре. В 70-х гг. XVII в. только в огороде у Каменного моста было собрано более 20 видов лекарственного растительного сырья: семена табака, мака, латука, аниса, иссопа, цикория, тимьяна, пиона, петрушки; цветки шиповника, корни аниса, цикория; трава шалфея, мяты, укропа, базилика и пр.

    30-х гг. XVII в. (в период войны с Польшей за Смоленск) Аптекарский приказ начал играть заметную роль в снабжении армии медикаментами и распределении лекарственных средств по полкам.

    В 1654 г. Аптекарским приказом была открыта Московская врачебная школа для подготовки военных лекарей. В первый год были зачислены 30 стрельцов и стрелецких детей. Обучение носило ремесленный характер: каждый лекарь брал в обучение несколько учеников. В течение пяти лет изучались хирургия, медицинская ботаника, практическая фармация, фармакология. Преподавание велось у постели больного. Анатомия изучалась по рисункам и скелетам. Учебных пособий не было, использовались травники и лечебники, а также «докторские сказки» – истории болезней. Для подготовки медицинских кадров, для повседневной практики лекарей и аптекарей требовалась специальная литература. Аптекарский приказ создал собственную библиотеку. Был переведен сокращенный труд Андреаса Везалия «Эпитоме».

    Первый выпуск военных лекарей состоялся в 1660 г. Среди воспитанников Московской врачебной школы был и Иван Венедиктов, один из первых русских фармацевтов и основатель целой династии врачей. В 1681 г. он составил первую русскую фармакопею.

    Во второй половине XVII в. Аптекарский приказ стал играть более заметную роль в гражданской медицине. К этому времени сложились необходимые условия для вольной, т.е. свободной продажи лекарств: появились значительные запасы медикаментов, выросло число квалифицированных специалистов. Аптекарским приказом была разработана номенклатура лекарственных средств «Новой аптеки» и «Указанная книга» – первая аптекарская такса. В марте 1672 г. вышел указ царя Алексея Михайловича об открытии в Москве первой казенной аптеки с вольной продажей лекарств – Новой аптеки. И к концу XVII в. в ведении Аптекарского приказа находились уже четыре казенные аптеки. Однако большая часть населения столицы продолжала пользоваться услугами зелейных, москательных и овощных лавок вплоть до конца XVII в., поскольку цены на лекарства в них были значительно ниже, чем в аптеках.

    В конце XVII в. при Аптекарском приказе была открыта «дохтурская палатка» для «дохтурского сидения по осмотру болящих». Возможно, эта «палатка» стала прототипом возникшим уже в ХIХ в. лечебниц для амбулаторных больных.

    Во второй половине XVII в. количество служащих Аптекарского приказа значительно возросло. В штаты приказа входили:
    Доктора – врачи, имевшие университетское образование и диплом доктора медицины.
    Аптекари – фармацевты высшей квалификации, имевшие университетский диплом о сдаче соответствующих экзаменов.
    На должности доктора и аптекаря приглашались иностранцы, они получали высокое жалованье и пользовались значительными привилегиями.
    Лекари – врачи, не имевшие докторского диплома, но получившие университетское образование или обучившиеся у иностранных врачей.
    Окулисты – врачи без университетского образования, специализировавшиеся на глазных операциях.
    Алхимисты – специалисты, занимавшиеся перегонкой спирта, получением эфирных масел, изготовлением водок (настоек) и т.д.
    Целовальники – служащие Аптекарского приказа, ведавшие запасами спирта и водок. При вступлении в службу приносили присягу на верность – целовали крест.
    Травники – служащие Аптекарского приказа, занимавшиеся заготовкой лекарственных растений.
    Чепучинных дел мастера – занимались лечением распаренными травами в особых камерах – чепучинах.
    Толмачи – переводчики, привлекались к переводам на русский язык иностранной медицинской литературы для пополнения библиотеки приказа.
    Дьяки и подьячие – делопроизводители и их помощники.
    Во главе приказа стояли представители наиболее образованной и приближенной к царю части русского боярства. В разное время в нем председательствовали И.Б. Черкасский, Ф.И. Шереметьев, И.Д. Милославский, Н.И. и Я.Н. Одоевские и др.

    В XVII в. многие монастыри продолжали строить и содержать больницы. Но первым настоящим больничным учреждением М.Б. Мирский считает приемный покой для раненых, устроенный монахами Троице-Сергиева монастыря в 1612 г., в период польской интервенции. Открывались больницы и на частные средства – на средства жертвователей. Наиболее известны временные госпитали, которые устраивал боярин Федор Ртищев для лечения раненых воинов, а затем и первая гражданская больница в Москве (1656 г.), также основанная на деньги Ртищева. Частную больницу в Ярославле открыл князь Афанасий Лобанов-Ростовский в 1660-е гг. В больничном княжеском дворе насчитывалось 10 изб. В 1682 г. царем Федором Алексеевичем был издан указ об организации двух гражданских госпиталей в Москве. Из-за скоропостижной смерти царя этот указ не был выполнен.

    Таким образом, в XVII в. сложилась медицинская и фармацевтическая служба, которая – от органов управления до аптеки – носила государственный характер. Большую помощь в организации и функционировании фармацевтической службы в этот период сыграли иностранные специалисты, приезжавшие на царскую службу.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   20


    написать администратору сайта