йййййй. Курс Психология девиантного поведения. Ема Психология отклоняющегося (девиантного) поведения как специальная социальнопсихологическая теория
Скачать 0.73 Mb.
|
Утверждение личностной или групповой идентичности. Граффити порождены желанием оставить след, сообщить о своем существовании, выразить привязанность. Знаки, подчеркивающие идентичность, составляют значительную часть надписей и рисунков. По данным В. Седнева (1993), на них приходится 50,3 % от общего количества. Написание имен популярных исполнителей, спортивных команд и т. п. передает чувство причастности и симпатии, обозначает принадлежность к той или иной группе, приверженность определенному стилю жизни. Субкультурная символика эмоционально наполнена. Как отмечают некоторые исследователи (Т. Б. Щепанская, 1993), идентифицирующие граффити наполнены чувствами гордости и радости. Особенность российских граффити состоит в том, что многие из них – на английском языке. Объясняется это в первую очередь тем, что он является языком молодежной музыкальной субкультуры. Многие исследователи отмечают ценность популярности и славы в субкультуре граффити (О. О. Brewer, M. L. Мillег, М. Kokoreff, R. Lachmann). Желание достичь признания и уважения, особенно в пределах субкультуры, реализуется за счет количества, заметности надписей, их долговечности и местарасположения, которое подразумевает большой риск. 2) Протест против социальных и культурных норм. Граффити влечет порчу общественного или частного имущества, что само по себе – нарушение социальных запретов. Многие содержат агрессивные сообщения с употреблением скабрезных слов и символов. Такие надписи и рисунки дают возможность человеку выразить его асоциальность одновременно на трех уровнях поведенческом, вербальном и лингвистическом, представляя собой относительно безопасный. Для индивида способ заявить о своей оппозиции социальным институтам. Стремление обозначить свою непринадлежность к господствующей культуре является важным фактором отбора субкультурных символов. При этом, как пишет Щепанская (1993), отбираются символы, максимально противоположные символам обшепринятых ценностей. Так, для субкультуры российских хиппи в годы, когда религия подавлялась, были характерны образы, связанные с христианством. По мере утверждения церкви в качестве официально признанного института всё большее распространение начали получать сатанинские знаки. Из этого следует, что значение символа, используемого граффити, не всегда выражает традиционно приписываемые ему установки. 3) Злобные реакции. Многие надписи представляют собой обидное или грубое высказывание в адрес конкретных людей, политических, этнических и других социальных групп, их лидеров, су6культур, социальных институтов. Подобные типы граффити содержат мотивы борьбы, соперничества и символического насилия. 4) Мотивы творчества. Некоторые граффити весьма изощренны по стилю, встречаются целые картины. Усложненность стиля представляет собой не только средство достижения славы, но и самоцель. Многие рисовальщики считают себя художниками, придающими унылой и безликой городской среде красивый вид. Подготовка к раскрашиванию включает долгие тренировки и упражнения по совершенствованию умения. 5) Сексуальные мотивы. Надписи и рисунки часто выражают сексуальные желания. Иногда граффити служат средством коммуникации, когда они расположены в определенных местах (например в туалетах). Познание сексуальности – важный мотив детской граффити. Так, изучая надписи и рисунки в туалетах начальных школ Пуэрто-Рико, где учатся дети 6–11 лет, Лукка и Пачеко (1986) обнаружили, что более половины граффити связаны с сексуальной тематикой: комментарии по поводу гетеро- и гомосексуальных контактов, рекомендации, выражения сексуальных желаний, изображения половых органов. По мнению авторов, посредством таких надписей и рисунков дети исследуют поведение, соответствующее сексуальным ролям. 6) Развлекательные мотивы. Практически во всех эмпирических исследованиях граффити фигурирует категория «разное». В «разное» включают каракули, отдельные слова, которые нельзя отнести ни к одной из содержательных категорий. По-видимому, рисование является частью игры и само по себе доставляет удовольствие. Каковы же функции граффити? Функции граффити – это особенности существования высказываний-граффити в рамках всей психосемиотической системы. Они отражают надындивидуальные смысловые и социально-психологические особенности надписей и рисунков. Функции граффити – это психосемиотические регулятивы поведения. Функции могут вычленяться, описываться на основе качественного и количественного анализа всей системы. На основе анализа литературных источников мною были выделены следующие функции граффити: 1. Функция идентификации. Под идентификацией в наиболее общем смысле понимается «уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо» (Е. В. Петушкова, 1998). Это явление также определяется как процесс и результат самоотождествления с другим человеком, группой, образом или символом на основании установившейся эмоциональной связи, а также включение их в свой внутренний мир и принятие как «собственных норм, ценностей и образцов» (Идентификация, 1998). Ч. Райкрофт считает, что идентификация – это «процесс, посредством которого человек или а) распространяет свою идентичность на кого-либо другого, или б) заимствует свою идентичность от кого-либо, или в) смешивает или путает свою идентичность с идентичностью другого» (Ч. Райкрофт, 1995). Л. Бовоне отмечает, идентификация с «мы» может быть неопределенной, основанной на сходстве во внешних знаках, либо конкретной, выражающейся в сознательном выходе за пределы принятых правил (Л. Бовоне, 2000). Критерием отнесения граффити к идентификационной функции служит наличие основного выделяемого объекта, отличного от самого индивида – персонажа, группы, символа при отсутствии негативного отношения к данному объекту. Среди идентификационных граффити встречаются как персонажные граффити, так и граффити социальной идентификации и символические идентификационные граффити. 2. Экзистенциальная функция. Экзистенция определяется как «специфически человеческий способ существовать в мире: в отличие от простого (самотождественного) бытия вещи человек есть несовпадение с самим собой, присутствие с собой и миром; он… «беспрерывная неустойчивость» ...постоянное выступание вовне, в мир» (Т. М. Тузова, 1998). Экзистенциальные граффити отражают желание человека утвердить свое бытие в мире. Основным критерием отнесения граффити к данной функции служит присутствие экзистенциальной тематики: «Я», жизни, смерти, любви, страдания, одиночества. При этом основной экзистенциальной темой является индивидуальная, собственная жизнь субъекта, которая в непосредственной или опосредованной форме присутствует в высказываниях данного типа. Второй критерий граффити этой функции – наличие индивидуального, изолированного от мира субъекта. 3. Функция общения. Под общением в данном случае понимается «осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями деятельности совместной и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера». В общении происходит раскрытие и реализация межличностных и общественных отношений человека. Критериями данной функции служат: во-первых, наличие (реального или потенциального) партнера по общению (реципиента), во-вторых, обмен информацией, действиями или оценками, сложившимися на основе межличностного общения. В последнем случае выделяется две основные линии: восприятие и понимание других граффити или восприятие и понимание индивидов, которые не являются собственно авторами граффити, но оценка которых составляет содержание анализируемых надписей. 4. Функция выражения агрессии. Под агрессией в социальнопсихологической науке понимается «физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо» (Д. Майерс, 1997). Агрессия рассматривается как реакция на фрустрацию, инстинктивное поведение или объясняется с точки зрения теории социального научения. М. А. Робер, Ф. Tильман подчеркивают, что агрессия – это не прямая разрядка, так как она может содействовать достижению цели, но «агрессивное поведение является негативным при подмене предмета, то есть когда объект агрессии не является причиной фрустрации» (М. А. Робер, Ф. Тильман, 1988). Т. Шибутани рассматривает агрессию как одну из основных направлений реакции на фрустрацию, наряду с бегством (Т. Шибутани, 1998). В целом в социально-психологической науке различают враждебную агрессию, побуждаемую злостью и являющуюся самоцелью и инструментальную агрессию, служащую средством достижения цели. Если применить теоретико-концептуальный аппарат социально-психологической теории к граффити, выражающим агрессию, то, по-видимому, можно рассматривать этот класс надписей и рисунков как враждебную агрессию, направленную против фрустрирующего объекта. Часть дискурсивных граффити представляют собой высказывания, в которых происходит выражение агрессии по отношению к себе, другому индивиду, группе, деятельности или миру в целом. В данном случае речь идет о сублимации агрессии, так как эти высказывания представляют собой собственно не случай физической агрессии, а, скорее, вербальную агрессию или, если быть точнее, «агрессию в письме» или письменную агрессию. Как тип высказывания такие граффити представляют собой, как правило, емкие Оценочные суждения, конституирующие объект агрессии на негативном полюсе континуума признания. Специфика выражения агрессии, сопровождаемой ненормативной лексикой, предполагающей недифференцированную в психологическом отношении оценку, позволила выделить локальную функцию выражения агрессивного самоутверждения. 5. Выражение агрессивного самоутверждения. Эта функция является разновидностью функции выражения агрессии. Агрессивное самоутверждение служит способом передачи негативного отношения субъекта к другому индивиду, группе или миру в целом. Оно основано на отрицании ценности и подлинности другого, что часто реализуется в граффити в «наклеивании ярлыков» и употреблении ненормативной лексики. Критериями агрессивного самоутверждения служат: во-первых, наличие негативного отношения к объекту, во-вторых, форма выражения этого отношения, то есть наделение другого или группы недифференцированными в психологическом плане характеристиками. Понятие «самоутверждение» В качестве объяснительного конструкта мотивации человеческого поведения принадлежит Р. Чармсу (R. de Charms, 1968, 1976). Согласно концепции Е. Л. Деси, поведение человека может быть интринсивно или экстринсивно мотивировано: «Интринсивно мотивированное поведение – это поведение, награду за которое индивид несет в себе... Экстринсивно мотивированное поведение – это поведение, при котором действующий субъект находит удовлетворение в каком-то внешнем вознаграждении...» (E. L. Desi, 1975). Таким образом, можно выделить характерные черты агрессивного самоутверждения: интринсивно мотивированное поведение, «вознаграждение» за которое относится к внутренней сфере личности; оно предполагает наличие внешнего социального объекта (реального или воображаемого), за счет отрицания которого и происходит реализация самоутверждения; агрессивное самоутверждение, связанное с желанием быть причиной собственных действий, что предполагает бинарный континуум: на одном его полюсе находятся требования окружения и наличие подкреплений за одобряемую деятельность, механизм которых обеспечивается группой или обществом; на другом полюсе – действия, не влекущие внешнего подкрепления, потенциально таящие в себе возможность утвердить себя; агрессивное самоутверждение предполагает обесценивание поведения, «признанного» обществом или группой. Граффити нельзя отнести исключительно к продуктам агрессивного самоутверждения, так как они могут быть рассчитаны на восприятие других людей и обладать ценностью как один из возможных способов коммуникации. Граффити могут быть мотивированы и внешними, хотя и неинституциализированными источниками (например психологическим вознаграждением при создании граффити может быть желание вступить в заочный диалог с кем-то из авторов граффити, продукты творчества которых уже наглядно представлены). Мы видим, что рассматриваемые подходы подчеркивают то, что в основе самовыражения лежит реализация другой потребности – потребности в признании со стороны другого. Можно говорить о следующих существенных чертах самовыражения: а) в его основе лежит потребность личности быть самой собой, проявлять свою подлинную сущность; б) желание признания со стороны другого; в) коммуникативная функция. Таким образом, в случае агрессивного самоутверждения мы наблюдаем противопоставление действующего субъекта и ситуации. Субъект демонстрирует свою независимость от психологической ситуации, хотя на самом деле находится под её влиянием. Агрессивное самоутверждение – это «зависимость наоборот». Личность, погруженная в процесс агрессивного самоутверждения, ощущает недостаток в признании. Она выбирает свое поведение, исходя из отрицания тех поведенческих паттернов, которые ей навязывает (реально или мнимо) внешнее окружение. Личность в этом случае не свободна, так как жестко ориентируется на определенный внешний источник получения психологической информации. Идет борьба, исход которой и определяет самоощущение индивида. Думаю, что уместным будет говорить о потребности в самовыражении, которая является одной из базовых потребностей человека. Однако удовлетворение этой потребности также прямо связано с экзистенциальной потребностью личности быть самой собой и получать признание своей ценности от другого. 6. Протестная функция: попытки нарушения легитимного социального порядка, призванные переструктурировать этот порядок. Критериями выделения этой функции служат антиинституциализированная направленность надписей, которая может проявляться в разрушении легитимного физического пространства. А. И. Белкиным (2003) выделяются две локальные протестные функции. Граффити хронотопической протестной функции представляют собой высказывания, обозначающие попытки переструктурирования физического пространства с помощью изменения его характеристик. Высказывания, относящиеся к функции протеста против социальных норм, затрагивают институциолизированные предписания, формируемые в отношении индивидов, составляющих ту или иную группу. Протестная функция направлена против общества и власти, в то время как функция выражения агрессии – против себя, индивидов, отдельных групп, деятельности, действительности в целом. 7. Функция выражения витальности. Выделяются две её разновидности: сексуальная и скатологическая (функция выражения инфантильного желания играть с собственными фекалиями). Основной критерий данной функции – наличие соответствующей тематики. 8. Эстетическая функция. Она представляет собой область выражения эстетического отношения к прекрасному. Это проявляется в видимой, доступной наблюдению, художественной форме. Поэтому критерием эстетической функции служит наличие художественной формы. К важнейшим характеристикам эстетической функции относятся качество исполнения, роль художественно-выразительного момента наравне с информационно-содержательным. 9. Утверждение социальных норм. Критерии функции – институциолизированная направленность и структурирование легитимного социального порядка. Дискурсивные граффити данного типа представляют собой высказывания, направленные на утверждение легитимных социальных норм. В основном к ним относятся запреты, направленные против курения или употребления алкоголя в общественных уборных, а в одном случае – утверждение ценности учебной деятельности («Лекции надо посещать»). 10. Прагматическая функция. К данной функции отношу небольшое число надписей, которые используются в качестве подсобного средства реализации задач какого-либо вида деятельности. Сюда относятся, прежде всего, «крестики-нолики» (реализация задач игровой деятельности), расчеты. 11. Эвристически-сублимативная функция. К данной функции относятся буквы, а также те рисунки-граффити, которые не несут идентификационную нагрузку, а служат средством сублимации (узоры, изображения геометрических фигур, линий, снежинок, частей тела и др.). В данной функции присутствует момент познания мира и в значительной степени себя, происходящий в виде фрагментарных эскизных намеков и как бы единичных, оборванных озарений. Таким образом, вандализм в целом и граффити как вид вандализма рассматриваются как разновидность подростково-молодежной девиантности и делинквентности. Этот подход, конечно же, не объясняет всех форм данного явления и поэтому требует более широких обобщений и междисциплинарных комплексных исследований. Однако, несмотря на выраженный интерес к данной проблеме среди социальных психологов и социологов, крупных теоретических достижений здесь не наблюдается. Исследования девиантногo поведения не привели пока к каким-либо развернутым концепциям вандализма. Черный юмор как форма проявления девиантного поведения Под черным юмором обычно понимается сочетание смешного с ужасным, трагическим. Его цель – рассмешив, напугать, или же, напротив, напугав, рассмешить. К этому виду юмора относятся анекдоты про уродов, покойников, вампиров, кровожадных родителей и несчастных или жестоких детей, про кровь и увечья. «Черное» как отражение естественного человеческого интереса к смерти оказывается по сути дела одним из стилей, жанров или способов художественного освоения действительности. Что же касается смешного, то пристрастие к осмеянию уродств, насмешки над смертью и страданиями издавна присутствуют в народном искусстве балагана, в русском лубке. Юродствуют герои средневековых карнавалов, скоморохи и шуты. В отечественном фольклоре глумление над смертью мы видим в страшных сказках, жестоких романах и романсах, легендах. Значительная часть их посвящена семейным отношениям. В подростковом фольклоре сегодня чёрный юмор существует в подавляющем большинстве в виде дву- и четверостиший. Они легко запоминаются и очень похожи на частушки или бравые пионерские вирши, в быту их называют садистическими стишками. В подавляющем большинстве речь идёт о чадах и домочадцах, чрезвычайно жестоких друг к другу. Высмеивая ситуации, пугающие его, человек как бы отстраняется, видит себя со стороны более сильным и неуязвимым. Такой карнавальный, очищающий смех оказывается победой над страхом, его преодолением. Рисуя с нарочитым спокойствием глобальное разрушение родственных связей на бытовом уровне, на самом деле чёрный юмор подростков выполняет в определённом смысле функцию защиты тонкой, чувствительной психики подростка, предохраняя его от многочисленных и небеспочвенных страхов, частично идущих от современных условий жизни, а частично коренящихся в глубокой древности. По мнению Ю. А. Клейберга, понимание «перевёрнутой сущности фольклора, постоянного переиначивания всех ценностей заставляет сделать вывод о неправомерности буквального толкования образа семьи в чёрном юморе. Не обесценивание семейных связей и привязанностей, не горькое разочарование в родственных чувствах, не извращение семейных отношений и не деградацию института семьи демонстрирует он нам, а, напротив, глубокую драму личности, вынужденно покидающую семью, остро переживающую предстоящее ослабление родственных связей. И поэтому, безусловно, пафос разрушения привычных связей и человеческих отношений в чёрном юморе, в страшилках, других жанрах детского и особенно подросткового фольклора оказывается одновременно и пафосом созидания». Такой фольклор до недавнего времени крайне редко оказывался предметом исследования, а между тем этот материал чрезвычайно богат сведениями, которые характеризуют развитие личности, становление её отношений с внешним миром, восприятие проблем в современном обществе. |