ЭМОЦИИ курсовая. Эмоции и теории их происхождения
Скачать 124.06 Kb.
|
2.5. Мотивационные теории эмоцийСреди мотивационных теорий эмоций можно выделить психоаналитическую теорию З.Фрейда, а также теории У.Мак-Дауголла, К.Э.Изарда. В книге «По ту сторону принципа удовольствия» (1920 г.) 3.Фрейд выделяет две основные группы влечений согласно двум главным потребностям – голоду и любви. Эти потребности в свою очередь служат двум намерениям – соответственно самосохранению и сохранению вида: - первая группа – «влечение «Я», все, что относится к сохранению, утверждению и возвышению личности. Позднее 3.Фрейд назвал эту группу влечением к смерти; - вторая группа – «сексуальные влечения», направленные на сохранение жизни. Энергия сексуальных влечений носит название «либидо» [34]. Влечение определяется как наличное в живом организме стремление к восстановлению какого-либо прежнего состояния, которое под влиянием внешних препятствий живое существо принуждено было оставить. Во влечении можно различать источник, объект и цель. Источником является состояние возбуждения в теле, целью – устранение этого возбуждения, на пути от источника к цели влечение становится психически действенным. Таким образом, согласно 3. Фрейду, влечение представляет собой некоторое количество энергии, действующее в определенном направлении. Влечения бывают активные и пассивные (в зависимости от характера цели), внутренние и внешние (внутри собственного тела или включающие внешний объект, цель), социально приемлемые и социально неприемлемые. Процесс модификации цели и смены объекта влечения, при котором учитывается социальная оценка, носит название сублимации. Как заслуживающую отдельного внимания автор выделяет группу влечений, задержанных на пути к цели. Это влечения из хорошо известных источников с недвусмысленной целью, задержавшиеся на пути к удовлетворению, в результате чего наступает длительная привязанность к объекту и устойчивое стремление. У. Мак-Дауголл в «гормической» теории эмоций исходил из факта целенаправленного поведения живых существ. Источник этой целенаправленности он видел в существовании «жизненного импульса» (horme), или влечения. По мнению Мак-Дауголла, главным регулятором целенаправленного поведения животных и людей являются инстинкты. Каждый инстинкт состоит из трех компонентов: 1) предрасположенности к восприятию некоторых раздражителей; 2) эмоции и 3) предрасположенности к выполнению определенных действий. Побуждающая сила инстинкта заключена именно в среднем звене – в эмоции. Эмоция направляет индивида к определенным целям, она свидетельствует о возбуждении (актуализации) инстинкта [18]. Эмоция содержит в себе импульс к действию. Однако то, как человек будет вести себя в конкретной ситуации, зависит не только от эмоций, но и от других психических образований – сложных чувств (sentiments). Чувства – это приобретенные (а не врожденные) психические структуры, это некоторые волевые тенденции. Они представляют собой индивидуальные тенденции к переживанию определенных эмоций и желаний в связи с некоторым конкретным объектом, возникающие вследствие опыта, который индивид приобретает по отношению именно к этому объекту. Хотя теория Мак-Дауголла не получила большого распространения, ее идеи имели известный резонанс, оставив определенный след в ряде современных концепций (психоэволюционной теории Р.Плутчика, дифференциальной теории эмоций К. Изарда и др.). Теория дифференциальных эмоций К.Э.Изарда признает за эмоциями функции детерминант поведения в широчайшем диапазоне от насилия и неумышленного убийства, с одной стороны, и самопожертвования – с другой. Эмоции рассматриваются не только как основная мотивирующая система, но и как личностные процессы, которые придают смысл и значение человеческому существованию. Объектом изучения в теории дифференциальных эмоций К.Э.Изарда являются частные эмоции, каждая из которых рассматривается отдельно от других как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс. К.Изард постулирует пять основных тезисов: Основную мотивационную систему человеческого существования образуют десять базовых эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд/смущение, вина, удивление, интерес. В своей теории К.Изард определяет эмоции как сложный процесс, включающий нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты, вследствие чего он рассматривает эмоцию как систему. Некоторые эмоции, вследствие лежащих в их основе врожденных механизмов, организованны иерархически. Источниками эмоций являются нейронные и нервно-мышечные активаторы (гормоны и нейромедиаторы, наркотические препараты, изменения температуры крови мозга и последующие нейрохимические процессы), аффективные активаторы (боль, половое влечение, усталость, другая эмоция) и когнитивные активаторы (оценка, атрибуция, память, антиципация). Говоря о базовых эмоциях, К.Изард выделяет их некоторые признаки: 1) базовые эмоции всегда имеют отчетливые и специфические нервные субстраты; 2) базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики); 3) базовая эмоция сопровождается отчетливым и специфическим переживанием, осознаваемым человеком; 4) базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов; 5) базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации [15]. Однако сам К.Изард признает, что некоторые эмоции, отнесенные к базовым, не обладают всеми этими признаками. Так, эмоция вины не имеет отчетливого мимического и пантомимического выражения. С другой стороны, некоторые исследователи приписывают базовым эмоциям и другие характеристики. Таким образом, мотивационные теории эмоций либо указывают на тесную и непосредственную связь проблемы эмоций с потребностно-мотивационной сферой человека, либо подчеркивают их побудительную, мотивирующую роль в его поведении и деятельности. |