Главная страница
Навигация по странице:

  • Рисунок 1 – Трехмерная модель чувств (эмоций) В. Вундта

  • ЭМОЦИИ курсовая. Эмоции и теории их происхождения


    Скачать 124.06 Kb.
    НазваниеЭмоции и теории их происхождения
    Дата24.03.2023
    Размер124.06 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭМОЦИИ курсовая .docx
    ТипКурсовая
    #1013189
    страница4 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    ГЛАВА 2 ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ В ПСИХОЛОГИИ




    2.1 Трехмерная теория эмоций В. Вундта


    В.Вундт считал, что существует особый вид психических явлений – чувства. Эти явления бесконечно разнообразны и существует неисчислимое множество чувств. Он отмечал существование более 50 тысяч эмоций.

    В книге «Основы физиологии эмоций» (1873 – 1874 гг.) В. Вундтом была предложена трехмерная теория чувств (до него эмоциональные явления характеризовались как двухполярные, взаимоисключающие друг друга состояния: удовольствие – неудовольствие). Двойственное деление, считал В. Вундт, не отражает всей сущности эмоций, с его точки зрения, эмоции характеризуются тремя качествами:

    1) удовольствие – неудовольствие (приятное – неприятное);

    2) напряжение – расслабление, освобождение от напряжения;

    3) возбуждение – успокоение.




    индивидуальные симптомы этой фазы, у медицинского персонала наблюдается самый высокий показатель симптомов "выживающих психотравмирующих обстоятельств" - 38%. Этот симптом проявляется в осознании психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, невозможности что-то изменить, накоплении раздражения и безнадежности.

    Вторым наиболее серьезным симптомом является "тревога, депрессия" 17%. Этот симптом возникает в связи с профессиональной деятельностью в особо сложных обстоятельствах, способствующих эмоциональному истощению как средства психологической защиты. Поэтому можно предположить, что врачи этой группы сталкиваются с

    Рисунок 1 – Трехмерная модель чувств (эмоций) В. Вундта
    Данные характеристики выявлены автором в ходе экспериментального исследования, в котором использованы методы эксперимента и интроспекции. Испытуемые описывали свои ощущения при прослушивании ударов метронома. Было установлено, что:

    а) субъективное восприятие ударов метронома не зеркально, формируются определенные группировки, щелчки метронома ритмизируются;

    б) эти группировки связываются с определенными эмоциональными состояниями. В момент, непосредственно следующий за одним ударом, ожидание направляется на следующий удар и, пока он действительно не наступит, все время возрастает. В момент же нового удара маятника это напряженное ожидание сменяется чувством исполнения ожидания, затем весь процесс повторяется снова. Если ритм в силу ударения различной степени становится сложнее, то усложняются соответствующим образом и эти субъективные процессы, причем переплетаются друг с другом многие подобные процессы ожидания и исполнения. При одной скорости ударов чувствование удовольствия, напряжение и разрядка появляются в органической взаимосвязи друг с другом, как состояния сознания, правильно чередующиеся вместе с ритмическими впечатлениями. Если же увеличить длительность интервала до 2,5 – 3 сек., то напряженность ожидания увеличивается и у какой-то границы становится даже мучительной, а чувство удовольствия при исполнении соответствующего ожидания существенно ослабевает. Таким образом, чувствование удовольствия переходит здесь в чувствование неудовольствия.

    С другой стороны, если уменьшить интервал между ударами метронома до 0,5 – 0,25 сек., то характер эмоциональных компонентов слухового восприятия существенно изменяется: напряженность ожидания, естественно, резко падает, но появляется чувство резкого возбуждения, к которому присоединяется чувство неудовольствия [10].

    Таким образом, В. Вундт впервые поставил вопрос о сложности психологической структуры эмоций, а также показал важность для жизни человека эмоциональных переживаний, так как чувственный тон является необходимым дополнением ощущения, «уже потому, что каждое ощущение принадлежит ощущаемому субъекту», а, следовательно, оно содержит в себе, кроме объективного фактора, фактор субъективный – отношение субъекта к данному ощущению.

    Вместе с тем, теория В. Вундта страдает механистичностью: критерием эмоциональных состояний автор считал частоту пульса и дыхания. Однако, как было доказано, прямой зависимости между этими показателями и эмоциональными состояниями нет.

    Как о приверженце системы Вундта заявлял о себе Э.Титченер. Однако он произвел в ней впечатляющие изменения и разработал свою собственную теорию, получившую название структурализма и представленную им как дальнейшее развитие взглядов Вундта. В действительности же, системы имели принципиальные различия. Э.Титченер полагал, что существует только два вида эмоционального тона ощущений: удовольствие и неудовольствие. По его мнению, В. Вундт смешивал два различных явления: чувства и чувствование. Чувствование, по представлению Э.Титченера, это сложный процесс, состоящий из ощущения и чувства удовольствия или неудовольствия (в современном понимании – эмоционального тона). Видимость существования большого количества эмоций (чувств), по мнению Э. Титченера, создается тем, что эмоциональный тон может сопровождать неисчислимые комбинации ощущений, образуя соответствующее число чувствований [18].
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта