|
ллжл. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арттерапии
50 Энциклопедияпризнаковиинтерпретацийвпроективномрисованиииарт-терапии
Штриховка, зачернение
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источники
| Штриховка тонкими линиями юбки в области гениталий или на плавках
| Предполагает тайную и сдержанную сексуальную озабоченность
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Штриховка сочленений на одежде
| Ассоциируется с конфликтом в отношении к сокрытию тела. Это может включать одновременно и влечение, и страх демонстрации тела. Тело, таким образом, становится завернутым плотно, с подчеркнутым выделением швов и застежек одежды
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Штриховка в мелких деталях
| Повторяющиеся мечты, которые позволяют компенсировать, но не устранять грусть
| «Дерево»
| Е.С. Романова [27]
| Стирания, исправления
| Стирания
| Как признак
| Форма конфликтного отношения, чаще всего встречается у невротиков, обсессивно-компульсивных личностей и у психопатов с невротическими конфликтами. Стирания также считаются выражением тревоги, но отличаются от усиления линии и штриховки, поскольку они свидетельствуют о выраженной неудовлетворенности. Моторное беспокойство является общим симптомом. Стирания в большей степени поддаются сознательному контролю, чем выражение конфликта посредством усиления линии или штриховки. Они представляют собой попытку что-то изменить или улучшить. Следует заметить, что стирания не связаны с объективной трудностью изображения той части, которая стирается. Они часто приводят к ухудшению формы, а не к исправлению, подтверждая тем самым, что стирание означает конфликт. Чрезмерно много стирают девочки-гюдростки
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Тревожность, опасливость
| «Дом-дерево -человек»
| Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М. Костина [13]
| Тревога и неудовлетворенность
| «Рисунок человека»
| К. Тейлор [35] А.Л. Венгер [7]
| Часто указывают на наличие конфликта, а нарисованное заново символизирует нечто в реальной жизни
|
| Г. Ферс [36]
| 3.1. Таблицапроективныхпризнаковиинтерпретацийвизображениилиний
51
Старания, исправления
| Признак
| Интерпретация
| Тест
| Источники
| Стирания
| Частые
| Нерешительность, недовольство собой
| «Дом-
дерево-
человек»
| Е.С. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13]
| С последующим
ухудшением
рисунка
| В отношении отражаемого материала также произошли ухудшения
|
| Г. Ферс [36]
| Наличие сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для субъекта
| «Дом-
дерево-
человек»
| ЕС. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13]
| С последующим
улучшением
рисунка
| Скорее всего, улучшение действительно имеет место в жизни автора
|
| Г. Ферс [36]
| Хороший знак
| «Дом-дерево -человек»
| ЕС. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13]
| Без попытки перерисовать (то есть поправить)
| Внутренний конфликт или конфликт с собственно этой деталью (или с тем, что она символизирует)
| «Дом-
дерево-
человек»
| ЕС. Романова [27] Д.Я. Райгородский [23] Л.М.Костина [13]
| Без попытки перерисовать (то есть поправить)
| Конфликтные отношения с отражаемым, вероятно, продолжаются
|
| Г. Ферс [36]
| Линий вокруг шеи
| Конфликтное отношение к грубым импульсам
| «Рисунок человека»
| К. Маховер [17]
| Плеч
| Физическая неуверенность в силе (в отношении сексуальных характеристик)
| «Рисунок человека»
| К. Маховер[17]
| Исправления
| На стволе (хорошо выполненные)
| Поиск улучшения. Желание скрыть неблагоприятное с целью представить то, что имеет ценность в глазах другого
| «Дерево»
| Е.С. Романова [27]
| Ствола, листвы и корней (плохо выполненные)
| Субъект выявляет ошибки из-за потребности быть наказанным. Различные амбивалентности. Неблагоприятные суждения о себе
| «Дерево»
| Е.С. Романова [27]
| Расположение рисунка на листе бумаги
| Средняя линия стандартного листа
| Норма
| «Несуществующее животное»
| С.С. Степанов [32,33] Л Д Столяренко [34] И. Жуковский [11] ЕЙ. Рогов [26] Е.С. Романова [27] Л.М.Костина [13] И А. Фурманов [37]
|
|
| «Школа зверей»
| С. Панченко[21]
| |
|
|