энеида вергилий. ЭНЕИДА вергилий. энеида вергилия
Скачать 55.8 Kb.
|
1 2 Билет 33. Идейно-художественный анализ "Энеиды" Вергилия. "Энеида" Вергилия. Основная тема. Композиция и стиль. Образ Энея. История создания «Энеиды». Главным делом жизни Вергилия была «Энеида». Во времена жизни и творчества Вергилия в обществе ощущалась потребность в литературном произведении, которое бы своей масштабностью и совершенностью соответствовало политическому и военному величаю Рима. Август следил за тем, как продвигалась работа Вергилия, и всячески ее стимулировал. Вергилий даже путешествовал в Грецию, чтобы посмотреть на родину Гомера и на территорию, где проходили события, описываемые им. Но по возвращении из Греции Вергилий скончался. Перед смертью он попросил друзей сжечь «Энеиду», поскольку считал рукопись не до конца отработанной. Однако Август предотвратил гибель шедевра и велел его издать. Замысел. Жанр и композиция. Замысел Вергилия – прославить Рим, римлян, Августа – требовал достойной художественной формы. «Энеида» связана не только с гомеровскими поэмами, но и со всем комплексом легенд и мифов о разрушении Трои, о судьбах воевавших под Троей героев. Мифологический элемент иллюстрирует божественное происхождение Рима. Для осуществления своего предназначения Эней, по замыслу Вергилия, должен пройти школу самоотречения – от своей воли и своих страстей, как бы ни были они по-человечески понятны, возвышенныи благородны. И, взяв на себя это бремя римской судьбы, вступив в новые по своей сущности отношения с могучим государством, которое осознается автором уже как существующее в действительности и подчиняющее всех и каждого своей власти, Эней как бы становится первым гражданином этого грядущего Рима, а как литературный образ – первым героем, наделенным сложным внутренним миром, борением чувств, которые в финале должны быть им же самимусмирены и подчинены суровому долгу римлянина-квирита. Мифологическая основа. -Эней – сын Анхиза и Венеры, он также родственник троянского царя Приама: оба они вели свою родословную от Дардана, сына Зевса, таким образом, Эней имеет божественное происхождение. -Мотив о храброй борьбе Энея, защищающего Трою, присутствует в народных преданиях об Энеи. Римские поэты Невий и Энний также упоминают Энея как основателя Рима и выходца из Трои. -Прародителем Рима считается италийский город Альба Лонга, основатель которого был Асканий, сын Энея, получивший имя Юл. Он основатель легендарного рода Юлиев, к которому принадлежит Юлий Цезарь, а также и Октавион Август. - Мифологические герои в поэме существуют с реальными историческими лицами. Во время посещения подземного мира Эней наблюдает там много деятелей римской истории. Композиция. Поэма состоит из 12 книг, которые образуют две части. Книги с 1 по 6 – это странствия Энея от падения Трои до высадке в Италии. Эта часть напоминает «Одиссею», Эней может быть сопоставлен с хитромудрым и многострадательным Одиссеем. В 7-12 книгах Эней в Италии, воюет с местными племенами: здесь преобладают батальные сцены. Эта часть схожа с «Илиадой», а герой уподобляется Ахиллесу. Каждая книга поэмы имеет определенную самостоятельность и может существовать как отдельно произведение. Художественные особенности. - Книга первая, как и «Илиада» сразу вводит читателя в гущу событий: перед нами Эней, покинувший Трою. - Изображение остродраматических сцен. с самой развязки поэмы Вергилий являет себя мастером изображения остродраматических сцен. «Повеливатель бурь и туч дожденосных», Эои обрушивает неистовство природы на флот Энея: Меж тем ураганом ревущая буря Яростно рвет паруса и валы до звезд воздымает. Сломаны весла; корабль, повернувшись, волнам подставляет Борт свой; несется вослед крутая гора водяная. - Ретроспектива. В книге второй Вергилий вслед за Гомером (рассказ Одисс на пиру у царя Алкиная) пользуется приемом ретроспективы. Эней на перу у Дидоны рассказывает о своих странствиях. - Слияние настоящего и прошлого. - Видения. Ночью к Энею приходит тень Гектора, который заклинает героя: «сын богини, беги из огня, спасайся». - Общение с богами. Венера приходит е Энею: «Бегством спасайся, мой сын, покинь сражение». - Боги в эпосе Вергилия уже значительно отличаются от тех, которые изображены в «Илиаде» и «Одиссее». Так, Юпитер и Юнона не только не похожи на обыкновенных людей, они величественны и беспорочны, но и пользуются абсолютным почитанием всех смертных, а могущество Юпитера заключается и в его даре пророчества «без времен и пределов»: в начале поэмы в беседе с Юноной он предрекает судьбу потомков Энея – вплоть до создания Римской империи. - Пророчества. Могущество Юпитера заключается и в его даре пророчества «без времен и пределов»: в начале поэмы в беседе с Юноной он предрекает судьбу потомков Энея – вплоть до создания Римской империи. Второе же пророчество провозгласит Анхиз, когда Эней и кумская Сивилла спускаются в царство мертвых (VI книга). Как известно, поводом для создания «Энеиды» было желание Октавиана Августа возвести свой род Юлиев к Иулу, таково было второе имя Аскания, сына Энея. - Явление духов. Когда Эней бежит из Трои он теряет свою жену Креусу, позднее она является к нему и просит не «предаваться скорби безумной». - Элемент чудесного. Во время остановки во Фракии Эней слышит доносящийся из-под земли голос Полидора, убитого фракийским царем. Это заставляет Эней быстро с «преступной земли удалится». - Любовь. Любовь – это страсть, которая подчиняет себе человека. Юнона и Венера не соперничают, а помогают Энею и Дидоне. У Вергилия любовь подобна пагубной страсти: Первой причинной бед и первым гибельным шагом Был этот день. Забыв о молве не хочет думать Дидона: Браком зовет свой союз и словом вину прикрывает. Принят Дидоной он был и ложа ее удостоен. Долгую зиму теперь они проводят в распутстве, Царства свои позабыв в плену у страсти постыдной. Вергелий ставит героя перед выбором: любовь или долг, Эней покорен воле богов. В «Одиссее» подобная ситуация, но разрыв Одиссея с нимфой Кампосой ради родного дома и Пенеллопы, не носит трагический характер, как у Энея и Дидоной. Стиль и язык. - Вергилий тяготеет к сгущению красок. Герои проявляют чувства бурно, неистово. Речи героев исполнены патетикой. - Ученость поэмы, насыщенность текста мифологическими и историческими реалиями, символами и намеками. Образ Энея. В образе Энея, созданном Вергилием, находят обобщенное выражение те моральные качества, которые были присущи героям древности и должны вновь возродиться у современных правителей Рима. Поэт рисует своего героя "идеальным римлянином", почитающим богов, уважающим старших, ставящим интересы государства превыше всего, мужественным и снисходительным к слабостям других. Читатель восхищается героем, волнуется за его судьбу, однако в целом образ Энея несколько схематичен. Стремление Вергилия дать обобщенный образ, исходя из выработанного традицией и стоической философией идеала, приводит подчас к некоторому обеднению художественного образа. Дополнение. Вергилий и Гомер. Римский поэт использовал отдельные образы и мотивы поэм Гомера. "Илиада" и "Одиссея" всегда являлись в древности образцами эпопеи, и каждый поэт, создававший большое эпическое произведение, считал своим долгом примкнуть к гомеровской традиции. Как Одиссей рассказывает о себе на пиру у царя Алкиноя, так и Эней повествует о своих скитаниях и гибели Трои на пиру у карфагенской царицы Дидоны (2-3-я кн.). Одиссей спускается в царство мертвых, в преисподнюю нисходит и Эней (6-я кн.). В "Илиаде" даются сцены кровавых сражений и единоборств знаменитых героев, во второй части "Энеиды" даны подобные же описания. В поэму Гомера включен знаменитый "каталог кораблей", в котором перечисляются прибывшие под Трою греческие герои; так же поступает и Вергилий, рассказывая о многочисленных отрядах италийских племен, готовых к сражению (7-я кн.). Олимпийский план есть в той и другой поэме. Венера - мать Энея - помогает любимому сыну. Юнона противодействует Энею, она - покровительница города Карфагена и озабочена его дальнейшей судьбой. Ей известно, что Рим должен некогда победить и разрушить Карфаген, поэтому она всячески противится основанию Италийского царства. Она задерживает Энея в Карфагене, помогает царице Карфагена Дидоне, а в Италии покровительствует врагу Энея - Турну. Верховный правитель богов - Юпитер направляет судьбу героев. Судьба (fatum) - главная пружина действия в поэме Вергилия. "Энеида" начинается такими строками: Битвы и мужа пою. Он первый из Трои далекой Роком гонимый пришел в Италию к брегу Лавина +Герои "Энеиды" выполняют предписания судьбы: одних она приводит к победам, других губит. Эней вынужден во имя долга, исполняя веления рока, отказаться от своей любви к Дидоне и покинуть Карфаген. Необходимость подчиняться року вносит в образ Энея черты отрешенности и грусти. Трагическое мировосприятие отличает "Энеиду" от светлых жизнерадостных поэм Гомера с их стихийным реализмом. Но гуманизм поэм Гомера характерен и для эпоса Вергилия. Римский поэт, преклоняясь перед законами рока, в то же время с сочувствием, теплотой и тонким пониманием раскрывает внутренний мир героев. Героическая поэма Вергилия «Энеида». Художественное своеобразие и идейная направленность Вергилию дали время для работы – 12 лет, но так и не завершил. Завещал эту поэму сжечь своему другу. Об Августе ни слова – но тот не стал ее уничтожать. Одобрил политические тенденции, что римляне – это избранный народ, которому предназначено править миром. Состоит из 12 книг. Вергилий делит на две части. Первая часть – бегство Энея из горящей Трои и прибытие в Карфаген – 5 книг. Вторая часть – повествование о войнах в Италии. Посередине шестой книги – рассказ о спуске Энея в царство мертвых. Эней спускается узнать, куда он плывет и о будущей судьбе Рима. «Страдал ты на море - будешь страдать и на суше, - говорит Энею Сивилла, - ждет тебя новая война, новый Ахилл и новый брак - с чужеземкой; ты же, беде вопреки, не сдавайся и шествуй смелее!» Приплывают - устье Тибра, область Лаций. Путники ужинают, выложив овощи на плоские лепешки. Съели овощи, съели лепешки. «Вот и столов не осталось!» - шутит Юл, сын Энея. «Мы у цели! - воскли¬цает Эней. - Сбылось пророчество: «будете грызть собственные столы». Мы не знали, куда плывем, - теперь знаем, куда приплыли». Но богиня Юнона в ярости - враг ее, троянец, одержал верх над ее силой и вот-вот воздвигнет новую Трою: «Будь же война, будь общая кровь меж тестем и зятем!». В Лации есть храм; когда мир - двери его заперты, когда война - раскрыты; толчком собственной руки распахивает Юнона железные двери войны. … Мать Энея, Венера, сходит в кузницу своего мужа Вулкана (Гефест), чтобы тот сковал ее сыну доспехи, как когда-то Ахиллу. На щите Ахилла был изображен весь мир, на щите Энея - весь Рим: волчица с Ромулом и Ремом, похищение сабинянок, победа над галлами, преступный Катилина, доблестный Катон и, наконец, торжество Августа над Антонием и Клеопатрой. … После первого дня борьбы - Поставлены алтари, принесены жертвы, произнесены клятвы, два строя войск стоят по две стороны поля. И опять, как в «Илиаде», вдруг перемирие обрывается. В небе является знамение: орел налетает на лебединую стаю, выхватывает добычу, но стая обрушивается на орла, заставляет его бросить лебедя и обращает в бегство. «Это - наша победа над пришельцем!» - кричит латинский гадатель и мечет свое копье в троянский строй. Войска бросаются друг на друга, начинается общая схватка. Эней и Турн нашли друг друга: «сшиблись, щит со щитом, и эфир наполняется громом». Юпитер стоит в небе и держит весы со жребиями героев». Турн ранен, просить его не убивать, но Эней видит на нём пояс убитого друга и не щадит Турна. (Поединок Энея и Турна = Ахилла и Гектора) Вергилий как бы объединил «Илиаду» и «Одиссею» в обратном порядке. Вергилий не скрывает, что в качестве примера использовал Гомера. Энею предназначено основать римское государство, которому будет принадлежать мир. Поэма направлена в будущее. Еще одна сверхзадача, связанная с героем. О судьбе Энея, о судьбе Рима – судьба это главная сила, управляющая всем. Герои Гомера не были слепыми игрушками, а здесь полное подчинение року, отрицание личности. Устремлена к будущему, поэтому в ней много глаголов. Отбор деталей. На идейное содержание оказали влияние стоики. Страдания оправдываются целью, гармония. Причина людских страданий в том, что люди не всегда разумны. Боги нужны, чтобы показать иерархию знания и соподчинения. Только боги знают истину. Внешне поэма напоминает Гомера. Но мир греков нам знаком, а у Вергилия мир раздвигается до необыкновенных пределов. Расширяется представление о времени. Героя интересует будущее потомков. Поэма не закончена. Уже многим современникам Августа казалось, что надежды не оправдались. Вергилий оставляет героя на распутье, убийство Турна. Особенности: • посвящена и прошлому, и настоящему • в отличие от «И» и «О» - Гомер не знает, что будет дальше, это его не интересует. В. знает, что будет дальше (3 Пунические воины, уничтожен Карфаген). • драматизм, а у Г. – спокойно-повествовательный тон • соотносит мифологическое прошлое и современность • судьба, рок – главная сила, управляющая событиями. Боги – возвышенные и мудрые, главное не они, а рок. • Эней – как идеальный римлянин, но есть трагизм человека, который должен подчиниться року. • и Эней и Дидона показаны в развитии • Каждый эпизод – эпилии. Энеида" Вергилия и ее отношение к гомеровской традиции. Двенадцать песен "Энеиды" четко распадаются на две части : первые шесть песен повествуют о мучительных скитаниях Энея в поисках новой родины на пути из поверженной Трои в Италию, поэтому их порой называют "латинской Одиссеей", вторые шесть посвящены войнам на италийской земле, и потому их сравнивают с "Илиадой" Можно привести много примеров и прямых подражаний Гомеру, начиная от отдельных строчек и сравнений, до целых эпизодов - поединки, разведки, погребальные игры, рассказ Энея о падении Трои и своих злоключениях на пиру у Дидоны, нисхождение в Аид, описание щита Энея, "каталог" племен. Но главное, что Вергилий создает эпос новый. Здесь царят новые идеи, иная философия, другое отношение к действительности, новый подход к эпическому творчеству, когда автор даже не пытается раствориться в повествовании и не только не скрывает своих пристрастий как это делал Гомер, но открыто тенденциозен. У Гомера были предтечи, но не было лит. предшественников, а Вергилий уже с детства изучал гомеровские гекзаметры, киклических и эллинистических поэтов, философов и ораторов.Гомер и Вергилий заставляли своих героев жить высокими страстями, быт отступал на задний план. Четыре стихии объединились в "Энеиде" - мифология и история, поэзия и политика,чтобы показать необходимость возникновения могучей Римской империи и прославить свое время как возвращение "Золотого века". Черты монументальности у того и другого. Однако у Вергилия монументальность доведена до изображения мировой римской державы. У Гомера Одиссей спускается в Аид, чтобы узнать свою судьбу, у Гомера - Эней хочет узнать судьбу тысячелетнего Рима. Вергилий везде хочет изобразить нечто чудесное и необычное. Если Гомер все сверхъестественное хочет сделать вполне естественным, обыкновенным, то у Верг. наоборот. У Гомера Афина Паллада хочет скрыть от феаков Одиссея и окутывает его густым облаком , это происходит вечером. У Вергилия Эней и Ахат окутываются облаком среди бела дня. Когда люди изображаются у Вергилия вне всякой мифологии, они отличаются повышенной страстностью, часто доходящей до колебаний и неуверенности. Множество эпиллиев у Вергилия. Почти каждая песнь законченный эпиллий. Лирика проявляется в плачах Евандра и матери Евриала.Острый драматизм, который иногда достигает трагедии. Понимание богов, человека, судьбы в "Энеиде". У Вергилия всегда изображены в ситуациях, полных драматизма. Эней всцело находится в руках богов и творит не свою волю, но волю рока. У Гомера боги тоже постоянно воздействуют на жизнь людей, но это не мешаеь гомеровским героям принимать собств. решения,или совп. или против. воле богов. У Вергилия же все лежит ниц перед богами: а сложная психология героев, если изобр., то всегда в разладе с богами. Эней уходит из Трои в направлении, совершенно ему неизвестном,попадает к ,Дидоне, не имея никакого намерения встретиться с карфагенской царицей. Он прибывает в Италию неизвестно для чего. Только Анхис в подземном царстве рассказывает о его миссии.Ему хотелось остаться в Трое,у царицы,у Латины и жениться на Лавинии. Однако самим роком предопределено, чтобы он был основателем Рима, и ему остается только запрашивать оракулы, возносить моленья и совершать жертвоприношения. Эней против собственной воли подчиняется богам и року. Боги у Вергилия изображены в более спокойном виде. Римская мифология требовала, чтобы Юпитер был не столь безвластным и неуверенным, как у Гомера. Он является единственным распорядителем людских судеб, в то время как другие боги с ним в этом отношении несравнимы. "Мои неизменны решения", - говорит он Венере. В противоположность более мягкой Венере, Юнона изображена беспокойной, зловредной. Зверски беспощадна Молва, сорющая людей.В безупречном виде изображаются Аполлон, Меркурий, Марс и Нептун. Высшие божества изображены более или менее возвышенно в нарушение традиции. Всем управляет Юпитер, а остальные боги разделены на своеобразные сословия. У каждого своя функция. Вмешательство богов, демонов и умерших в жизнь живых людей не только наполняет собой всю "Энеиду", но почти всегда отличается насильственным характером. Мифологизм неотличим от историзма.Боги и демоны у Вергилия сами зависят от судьбы , или рока(говорит Юпитер) Этапы творчества Вергилия, его значение для литературы последующих веков. Публий Вергилий Марон родился в 70 г. до н. э. в Северной Италии. Этапы творчества Вергилия: 1) создание « Буколиков» 39 г. (пастушеская поэзия. Сборник содержит 10 эклог, которых можно разделить на эклоги собственно буколические(поэтические состязания пастухов двустишиями, четверостишиями и целыми песнями), аллегорически-буколические эклоги (иносказательно выражают важные общественно-политические явления и философские идеи: мирная и счастливая жизнь облагодетельствованного «юным богом» Титира, космогония в устах пьяного Силена, «пророчество» о рождении младенца для спасения мира.) 2) «Георгики», 29 г.( земледельческие стихотворения. После пастушеской поэзии Вергилий обращается к поэзии сельского хозяйства. В 1 книге после разговора с (Мецентаом, Октавианом и призывом Нептуна, Пана, Минервы, Сильвана и остальных, Вергилий говорит о вспахивании земли, об её удобрении и о необходимых предпосылках урожая. В конце он говорит о смерти Цезаря и восхваляет Августа. 2 книга, посвящена садоводству, в ней рассматривается вопрос о размножении деревьев, о характере почве и много описан виноград. В конце поётся песнь о счастливой жизни земледельца. 3 книга. После большого вступления посвящённого самому себе, Октавиану и Меценату идёт речь о разведении крупного рогатого скота и лошадей, говорится об уходе за ним, потом говорится о мелком рогатом скоте, о его болезнях и вставки песен про бой быков. 4 книга. После обращения к Меценату и размышления о собственном творчестве есть размышление о пчеловодстве. К этому всему приложены мысли об Аристее, Орфее и Эвридике, а в конце подводится итог всем «Георгикам». 3) «Энеида» 19 г. Можно сказать, что в истории мировой литературы путь Вергилия был его триумфальным шествием. В древности ему подражал Овидий в своих «Героинях», драматург Сенека, историки Тит Ливий и Тацит. Ещё при Августе Вергилия изучали в школах. С наступлением христианства Вергилий стал ещё более популярным. Данте говорит о себе в «Божественной комедии», как о руководимом Вергилием в путешествии по Аду и Чистилищу. Он также становится предметом подражания у крупнейших представителей эпоса: Мильтон, Т. Тассо, Камоэнс. Скалигер и Вольтер ставили Вергилия выше Гомера, и лишь только с Лессинга отношение к Вергилию начинает падать, причём всё ниже и ниже. Русские революционные демократы Белинский, Чернышевский и Добролюбов рассматривали его как поэта лишённого гомеровской естественности 1 2 |