Главная страница

Политология - часть 2. Этатология этатология это учение о государстве. В данном разделе мы рассмотрим такие его аспекты, как сущность государства, его атрибуты и функции, модели, механизмы и структуры государства


Скачать 0.94 Mb.
НазваниеЭтатология этатология это учение о государстве. В данном разделе мы рассмотрим такие его аспекты, как сущность государства, его атрибуты и функции, модели, механизмы и структуры государства
АнкорПолитология - часть 2.doc
Дата01.02.2017
Размер0.94 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаПолитология - часть 2.doc
ТипДокументы
#1549
страница2 из 14
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Табл.1. Теории генезиса государства


Теория

Государство – это продукт:

Теологическая

воли Бога

Патриархальная

слияния семей, родов и племен

Общественного договора

контракта между гражданами

Завоевания

захвата и господства победителей

Классовой борьбы

деления на классы и их борьбы

Психологическая

разума или страха

Все названные теории выделяют лишь одну из причин появления государства. А как же на самом деле возникло государство?

§ 2. ГЕНЕЗИС И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Выделим в параграфе такие проблемы:

А) ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВА;

Б) СПЕЦИФИКА И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА;

В) СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА.

А) ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВА:

Государство как организация присуще почти любому обществу, по крайней мере всем современным. Значит, его появление не было случайным. Когда же и почему возникает государство?

Движение к государственности прошло ряд этапов.

Первый. Никогда в человеческом обществе не господствовала анархия: хаос, «беспредел» и «закон джунглей» людям не нужны, невыгодны и нерациональны. Но первоначально в племенах власть воплощалась в первобытном самоуправлении. Что это такое?

Человек не в состоянии прожить один; точнее, ему в одиночку трудно обеспечить свои интересы и права (на жизнь, безопасность, свободу), облегчить свою жизнь и свой труд. Поэтому люди группируются в общество с его взаимопомощью и взаимной защитой. Постепенно дифференцируются и закрепляются за определенными людьми управленческие функции:

а) одни, физически крепкие “совы” становятся “ночными сторожами”, охранителями племени;

б) другие, обладающие организаторскими задатками, – “старостами”, “капитанами команды”, координаторами, регулирующими, например, распределение задач при охоте на мамонтов и раздачу добычи;

в) третьи, наиболее уважаемые и беспристрастные, – рефери при спорах членов племени по вопросам распределения благ, брачных и наследственных отношений и иных;

г) однако наиболее важные вопросы решало общее собрание мужчин. Да и охранники, координаторы и рефери не были профессионалами: они избирались общим собранием и при первой же неудаче могли быть отвергнуты. Тем не менее это было разделением власти по ее функциям;

д) все большее усложнение сути спорных вопросов потребовало для своего урегулирования регламентации (создания и закрепления единообразных правил разрешения конфликтных ситуаций, т.е. обычаев), что выразилось в создании обычного (неписаного) права. Все названное и составляло общественное самоуправление.

Вторым этапом на пути к государству было появление публичной власти, порожденной постепенной профессионализацией управленческих функций еще задолго до возникновения частной собственности и современной (конституционной) формы государства. Публичная власть – это власть в обществе, осуществляемая группой людей, привилегией которых является управление (в первобытном обществе – уже пожизненное, но не наследственное) и которые используют аппарат принуждения. Публичность власти охватывает два элемента: аппарат власти (особый слой людей, которые занимаются выполнением властных функций) и аппарат принуждения (особый слой людей, осуществляющих принудительные и карательные функции: армия, полиция-милиция, органы госбезопасности, пенитенциарная система и т.д.). Для публичной власти характерны следующие две черты: эта власть не сливается с обществом, а стоит над ним; при этом она выступает от имени всего общества. Так, координаторы становятся профессиональными вождями и военачальниками, рефери – старейшинами-судьями, охранники – дружинниками. Это было первым профессиональным разделением власти. Для содержания всех этих профессионалов необходимы средства в виде сборов – дани с остального населения. А для закрепления их профессионального и социального статуса и привилегий обычаи (обычное право) перерастают в официальное право, т.е. фиксируются в письменных источниках. Так возникает протогосударство (предгосударство) и рудиментарный протополитический строй еще при господстве общей собственности племени или общины на основные орудия труда. Идею доклассового возникновения государства (протогосударства) выдвигает, в частности, видный политолог А.П.Бутенко (Бутенко, С.33).

Третьим этапом на пути к государству стало появление политической власти. Имущественная дифференциация внутри родов и возникновение знатных семей и аристократического совета старейшин создало базу для зарождения политической власти, призванной, помимо функций публичной власти, выполнять и функцию социально-политическую: защиту привилегий имущественной аристократии, еще не ставшей классом, не имевшей четко закрепленной в законе системы передачи собственности по наследству. Так складывается примитивный политический строй, который мы уже характеризовали.

Четвертым этапом, уже прямо формирующим государство, явилось возникновение общественного разделения труда на производстве, резко увеличившее прибавочный, избыточный (над прожиточным минимумом) продукт и тем создавшее условия для функционирования частной собственности и деления общества на классы. Для регулирования этих новых, межклассовых отношений политическая власть институционализируется, создает институты (органы) государства (государственной власти), осуществляющие не только уже четко фиксированные в законах функции публичной и политической власти, но и чисто государственную, социально-экономическую функцию (защиты имущественных интересов господствующего в экономике класса через защиту его политических интересов). Общество организуется по территориальному признаку, формируются правовая и налоговая системы, регулирующие отношения между всеми людьми (подданными), живущими в рамках границ государства. Тем самым можно сказать, что государство не навязано обществу извне захватчиками или обманщиками, а неизбежно вырастает из потребностей самого общества и роста его возможностей на этапе разделения труда. Как писал Ф.Энгельс, государство – продукт общества на определенной ступени его развития.

Б) СПЕЦИФИКА И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА:

Чем же отличается государство от иных общественных институтов, в чем его специфика? Международное право выделяет три минимальных признака государства: территория, очерченная границей государства и ставшая политическим пространством, где действует власть государства; народ, объединенный гражданством; суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль над большей частью населения и территории (включая столицу, где расположены главные органы государства). Раскроем эти и назовем иные квалифицирующие признаки государства, система которых характеризует его сущность и специфику:

1) организация и деление населения по территории, а не по роду-племени: принадлежность человека данному государству определяется в силу проживания на его территории, очерченной границами, а не из-за кровного родства;

2) учреждение публичной власти, которую мы рассмотрели выше;

3) осуществление сбора налогов как строго фиксированных платежей населения в бюджет государства для содержания публичной власти и органов принуждения, охраны границ территории и проведения государственной политики;

4) наличие органов принуждения (армии, полиции, служб безопасности, суда, прокуратуры) и специальных средств (оружия, тюрем), существующих для тех же целей, что и налоги, а также для сбора самих налогов.

Кроме этих квалифицирующих признаков, у государства имеется и ряд иных атрибутивных признаков, или особенностей:

5) суверенитет – верховенство власти государства на данной территории (мы рассмотрели этот феномен при анализе специфики политической власти) и его независимость во внешних сношениях;

6) полномочия издавать законы, обязательные для всего населения;

7) монополия на легальное применение силы, принуждения (от издания законов и приказов до тюремного заключения и казни), т.е. на лишение человека высших ценностей (жизни и свободы), чем и определяется эффективность государства;

8) обязательность членства в государстве – гражданство с момента рождения;

9) Государство является носителем права собственности;

10) Претензия на представительство всего общества и его интересов, т.к. оно действительно выполняет общие задачи по защите и реализации интересов всего общества наряду со специфическими функциями защиты групповых (как правящих в экономике, так и собственных корпоративных, чиновничьих) интересов.

11) Наличие у государства необязательных, факультативных признаков, символизирующих государственную власть: столицы, герба, гимна, флага. Этот признак – факультативен, т.к. он отражает не внутреннее содержание государственной власти, а ее внешнее оформление.

Совокупность названных признаков отличает государство как от общинного самоуправления, так и от иных политических организаций (партий и др.).

В) СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА:

Существуют разные трактовки сущности государства, т.е. того, кому служит государство, для чего оно нужно (См.Табл.2).

Табл.2. Основы генезиса, сущности и функции государства (Г.)

Основа генезиса и сущности Г.

Подходы к анализу Г.

Политические отношения Г.

Основные функции Г.

Г. зависит от:

Общественная

Политический (Аристотель)

Управляющие

Организация общего блага

Общества

Классовая

Классовый (Маркс)

Средство и источник борьбы

Господства и подавления

Базиса, классов

Структурно-правовая

Юридический (Вебер)

Внутригосударственные

Организация права и госаппарата

Себя самого

Поясним эту таблицу. Этатология охватывает три группы проблем, связанных с основой происхождения и сущности государства: а) общественную, б) классовую, в) структурно-правовую. Соответственно этому сформировались три основные трактовки генезиса и сущности государства: а) политическая, идущая от Аристотеля и Гоббса и рассматривающая государство как способ решения “общих дел” (по лат. respublica); б) классовая, пошедшая от Маркса и видящая в государстве аппарат угнетения подчиненного класса другим, экономически господствующим; в) юридическая и организационно-структурная, выдвинутая Вебером и оценивающая государство как источник права и закона и организатор деятельности собственных органов. Каждая из названных теорий делает акцент на одной группе политических отношений, в которые вступает государство: а) на управлении и организации жизни общества, регулировании отношений государства и народа; б) на отношениях конфликта и политической борьбы, когда государство становится в ее эпицентр, служа средством борьбы и “умиротворения”, целью и источником конфликтов между классами и между классовым государством и классами-аутсайдерами; в) на внутригосударственных отношениях юридического характера.

Это позволяет данным теориям выделять из важнейших для государства функций одну “основную”, соответственно: а) функцию организации общего блага, консолидации, установления социального порядка; б) функцию господства и подавления; в) функцию создания и функционирования правовой системы и регулирования работы самого аппарата государства. Кроме названных характеристик (этатологического подхода, определения основ генезиса и сущности, политических отношений и основной функции государства), анализ сущности государства включает и оценку его взаимоотношений с обществом, меры его зависимости от последнего. По этому параметру рассматриваемые теории расположились следующим образом:

а) “Политический” подход предполагает наличие плюрализма в отношениях государства и общества и, избегая крайностей, оценивает государство как относительно независимую силу, на которую все же через каналы демократии различные общественные силы могут оказывать влияние в своих интересах.

б) Классовый подход весьма жестко привязывает государство как часть надстройки к экономическому базису и интересам господствующего класса. Вместе с тем здесь имеются различия в оценке крепости такой связи. Так, инструменталистский марксизм Ленина рассматривает государство лишь как форпост господствующего класса, чему свидетельство – не только классовый характер политики государства, особенно в критических ситуациях, но и социальное происхождение самих чиновников, вышедших из названного класса. Структуралистский марксизм Грамши и Альтюссера признает относительную автономию государства от господствующего класса, определенный “люфт”, формируемый как общенациональными задачами государства, так и собственными внутригосударственными проблемами, однако в свободное от решения таких задач время государство на Западе исправно служит интересам капитала.

в) “Юридический”, а точнее, рационально-легальный подход Вебера обосновывает независимость государства от общества, наличие у первого собственных, легально-рациональных правил поведения бюрократии и ее господство над всеми классами.

На наш взгляд, каждая из этих теорий основывается на реальных вещах, вычленяя из сущности и функций государства то, что представляется ее последователям наиболее важным. Истина же лежит в синтезе названных подходов. Государство зависит и от всего общества, и от отдельных его слоев (от одних больше, от иных меньше), поэтому оно реализует интересы и общенациональные, и социально-классовые, и свои корпоративные: будучи раз порожденным обществом, государство затем во многом начинает функционировать в соответствии с собственными ритмами. Поэтому сущность государства так многопланова и состоит из общенациональных, социально-классовых и внутригосударственных аспектов. Раскроем их.

Общенациональная сущность государства выражается в реализации функций, необходимых всему гражданскому обществу и каждому гражданину в равной мере. Эти функции (т.е. направления деятельности государства) делятся на внутренние и внешние. Среди внутренних по объекту (общественным сферам) и задачам выделяются:

а) экономическая функция, реализующаяся в экономической политике; это регулирование производственных отношений и экономических процессов, финансовая и фискальная политика (печатание денег, организация налоговой системы);

б) социальная функция, выражающаяся в социальной политике (от трудового законодательства, организующего трудовые отношения, до перераспределения доходов, жилищной и экологической политики с целью уменьшения социальной дифференциации и оптимизации условий жизни);

в) политико-юридическая функция, воплощающаяся в правоохранительной и правозащитной политике и деятельности по обеспечению общественной безопасности (борьба с преступностью, защита правопорядка, прав и свобод человека от административного произвола и самого общественного строя от внутренних деструктивных сил и опасных конфликтов);

г) духовно-культурная функция, включающая культурную, социализаторскую (воспитательную), образовательную, научную, религиозную и идеолого-пропагандистскую политику.

Внешние функции можно разделить, исходя из характера политических интересов общества, проявляющихся в структуре международной деятельности государства:

а) экзистенциальные интересы (целостности, безопасности, независимости) обеспечивает защитная функция: обороны государства, разведки и контрразведки;

б) ко-экзистенциальные интересы (равноправия, информированности, взаимовыгодного сотрудничества с иными государствами и их объединениями) реализует внешнеполитическая функция: дипломатии, внешней пропаганды, внешней торговли (таможенная политика) и миграционной политики.

Представим функциональную структуру государства в виде схемы:

Общенациональные функции государства

Внутренние:

Внешние:

1) Экономическая

2) Социальная

3) Политико-юридическая

4) Культурно-образовательная

1) Защитная: обороны, разведки и контрразведки

2) Внешнеполитическая: дипломатии, пропаганды, таможенной и миграционной политики

Социально-классовая сущность государства выражается в функциях регулирования межклассовых отношений и большей или меньшей защиты интересов отдельных классов. Современное понимание социальной сущности государства строится на учете следующих факторов:

- многообразия интересов господствующего в экономике класса;

- существования конфликтов между кратко-, средне- и долгосрочными интересами отдельных слоев внутри и общества в целом, и господствующего класса в частности;

- выделения приоритета личности как относительно самостоятельного экономического и политического субъекта со своими интересами.

Тем самым социально-классовый характер современного государства можно свести к трем элементам:

а) государство защищает основной экономический интерес большинства слоев общества сохранением основных форм собственности;

б) оно координирует реализацию социальных, групповых и личных интересов, исходя из долговременных (стратегических) политических и экономических общественных приоритетов, иногда в ущерб сиюминутным выгодам отдельных слоев;

в) оно стремится уменьшить социальную дифференциацию между общественными классами, сохраняя при этом определенные привилегии экономически господствующего класса.

Внутренняя, правовая сущность государства выражается в функциях создания и функционирования правовой системы и системы органов государственной власти, регулирования отношений между ними, разделения и распределения всех функций и полномочий государства между отдельными его звеньями (ветвями и уровнями), их взаимных сдержек и противовесов.

Каналами осуществления всех названных функций являются законодательная, исполнительно-распорядительная, судебная, контрольно-надзорная деятельность, методами реализации – стимулирование, убеждение и принуждение. Формами осуществления – правовая (в виде законов, налогов) и командная (в форме указов, приказов, распоряжений).

Итак, в развитом своем виде государство, с точки зрения своей сущности, – это всеобъемлющая, универсальная политическая форма организации классового общества, обеспечивающая решение как общих дел, вытекающих из природы общества, так и задач по защите интересов господствующих социальных сил (классов, сословий, каст). С институциональной точки зрения государство – это система законодательных органов, исполнительной (центральной и местной) администрации, суда, полиции и вооруженных сил. С точки зрения специфики государства, его решающая характеристика – в том, что это институт политического господства, обладающий монополией на легитимное использование насилия. На ранних этапах государство было аморфным из-за того, что легитимное использование силы было рассеяно среди феодальных лордов, родственных кланов, иных корпоративных групп. Наличие множества различных государственных институтов доказывает, что и поныне оно не всегда может действовать как единая и целостная структура.

Государство – центральный субъект международной и внутренней политики, ибо в его руках имеются мощные средства воздействия на поведение иных субъектов политики. Все остальные субъекты политики: институциональные (партии, политические движения), функциональные (группы интересов и давления) и социальные (отдельные люди, политические лидеры и элиты, социальные и этнические группы, гражданское общество и нация в целом), – “крутятся” вокруг государства, стремясь на него воздействовать, получить власть (или ее часть) в государстве, оказать на него влияние или сдержать его диктующую роль.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

Государство, Государственность, Общественное самоуправление, Протогосударство, Легитимация, Разделение власти, Полномочия, Прерогатива, Делегирование власти; Внешняя политика, Оборона, Разведка и Контрразведка, Внутренняя, Социальная, Демографическая, Экологическая политика.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Что такое государство, чем оно отличается от партии и от общинного управления?

2. Раскройте типологию теорий генезиса и сущности государства. Почему и как возникло государство? Какие функции оно выполняет?

3. Почему государство называют центральным субъектом политики?

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бутенко А.П. Указ.соч.

2. Политология: Энциклопедический словарь.

3. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Указ.соч.

4. Тагиров Э.Р., Тронова Л.С. Указ.соч.

5. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т.21. – С.23-178.

6. Abercrombie N., etc. Op.cit.
Глава 9. ВАЖНЕЙШИЕ АТРИБУТЫ И ФУНКЦИИ

ГОСУДАРСТВА

§ 1. ЭВОЛЮЦИЯ ТРАКТОВКИ СУВЕРЕНИТЕТА

§ 2. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

§ 3. СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

§ 1. ЭВОЛЮЦИЯ ТРАКТОВКИ СУВЕРЕНИТЕТА

Мы уже отмечали, что важным атрибутом государства является суверенитет. Этот признак государства в истории политической мысли оценивался по-разному. Выделим такие концепции суверенитета:

А) ТЕОРИЯ СУВЕРЕНИТЕТА ГОСУДАРСТВА БОДЕНА;

Б) КОНЦЕПЦИЯ СУВЕРЕНИТЕТА ПРАВА ЛОККА;

В) ТЕОРИЯ СУВЕРЕНИТЕТА НАРОДА ЛОККА И РУССО;

Г) ЛИБЕРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ СУВЕРЕНИТЕТА ЛИЧНОСТИ;

Д) СОВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА СУВЕРЕНИТЕТА.

А) ТЕОРИЯ СУВЕРЕНИТЕТА ГОСУДАРСТВА БОДЕНА:

В XVI в. сформулировал теорию государственного суверенитета Жан Боден (1530-1596; Франция). В эпоху средневековой раздробленности и всевластия церкви возникла проблема ограничения усложнявших жизнь “третьего сословия” произвола многочисленных сеньоров и притязаний церкви на светскую власть (См.Табл.1).
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


написать администратору сайта