Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 8. ГОСУДАРСТВО КАК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ ПОЛИТИКИ

  • § 1. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

  • А) ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ ГОСУДАРСТВА

  • Н.Макиавелли

  • Б) ТИПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕОРИЙ

  • ГЕНЕЗИСА ГОСУДАРСТВА: На сегодня теории возникновения и развития государства можно сгруппировать следующим образом:а)

  • Политология - часть 2. Этатология этатология это учение о государстве. В данном разделе мы рассмотрим такие его аспекты, как сущность государства, его атрибуты и функции, модели, механизмы и структуры государства


    Скачать 0.94 Mb.
    НазваниеЭтатология этатология это учение о государстве. В данном разделе мы рассмотрим такие его аспекты, как сущность государства, его атрибуты и функции, модели, механизмы и структуры государства
    АнкорПолитология - часть 2.doc
    Дата01.02.2017
    Размер0.94 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаПолитология - часть 2.doc
    ТипДокументы
    #1549
    страница1 из 14
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    РАЗДЕЛ II. ЭТАТОЛОГИЯ
    Этатология – это учение о государстве. В данном разделе мы рассмотрим такие его аспекты, как сущность государства, его атрибуты и функции, модели, механизмы и структуры государства.
    Глава 8. ГОСУДАРСТВО КАК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СУБЪЕКТ ПОЛИТИКИ

    § 1. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

    § 2. ГЕНЕЗИС И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

    Центральным политическим институтом является государство. Что же это такое? Государство – главный институт политической системы, в котором концентрируется основное содержание политики. Понятие государство употребляется в двух смысловых объемах; узком – как специальный аппарат управления, система учреждений, обладающая верховной властью на определенной территории; широком – как политическая организация, равная по масштабу обществу.

    § 1. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

    Параграф первый включает в себя следующие проблемы:

    А) ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ ГОСУДАРСТВА;

    Б) ТИПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕОРИЙ ГЕНЕЗИСА ГОСУДАРСТВА.

    А) ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ ГОСУДАРСТВА:

    C древности до XVI-XVII вв. государство трактовалось широко и не отделялось от общества, для блага и счастья которого оно существует. Государство в Древней Греции воспринималось как расширенная патриархальная семья и высшая форма общения людей, “общественных животных”. Поиск наилучшего строения государства заставил Платона и Аристотеля провести систематизацию форм государств и выяснять причины их смены. Один из дальнейших важных шагов в политической мысли сделал Н.Макиавелли. Он ввел в оборот специальный термин “Stato” для обозначения государства как особой политической организации общества.

    Начиная с Гоббса, политическая мысль четко разводит общество и государство как особое (политическое) состояниеобщества. Неслучайно латинское слово status (состояние) стало основой для английского state, немецкого Staat, французского etat, итальянского stato, испанского Estado, сохранивших оба значения: и состояния, и государства. В Новое время в трудах Г.Гроция и Б.Спинозы (Голландия), Т.Гоббса и Дж.Локка (Англия) получили обоснование доктрины естественного права и общественного договора(social contract) как источника возникновения государства. Так, Т.Гоббс утверждал, что в “естественном состоянии” люди обладают абсолютной личной свободой, но одновременно подвергаются угрозе физического насилия и эксплуатации. Для устранения этой угрозы люди вступают в общественный договор друг с другом, уступая свою неограниченную личную свободу третьей стороне (государству), гарантирующей общественный порядок и стабильность. Поэтому власть суверена, государя абсолютна, неделима и непередаваема никому, она требует лишь полного и безоговорочного подчинения. Локк, в отличие от Гоббса, считает права и свободы каждой личности неотчуждаемыми. Государство необходимо, но невозможен и отказ от прав личности. Отстаивая идею конституционной монархии, он выдвинул развитый впоследствии Ш.Монтескье принцип разделения власти, цель которого – гарантировать безопасность граждан от произвола. Теория общественного договора одновременно легитимирует и существующую государственную власть и право народа на революцию в случае, если государство окажется неспособным обеспечить минимальные условия цивилизованной жизни. Дальше пошел Ж.-Ж.Руссо, для которого суверенитет государства – лишь функция от суверенитета народа.

    В дальнейшем эти демократические идеи развивались, в частности, в США. Так, Т.Пейн также отстаивает естественные права человека и идею общественного договора. Он разделяет понятия “общество” и “государство”, считает наилучшей формой правления республику. Т.Джефферсон, автор Декларации независимости США, являлся поборником народного суверенитета, идеал правления для него – демократическая республика. В основных документах молодого государства США впервые на законодательном уровне было закреплены принципы разделения власти, демократии и федерализма.

    Уникальное положение России между основными цивилизациями (западной либерально-демократической и традиционной восточной) определило и специфику развития государственности, политических традиций, и особенности политических учений России. На ее земле существовали и республиканские (Новгородская и Псковская республики), и автократические (Российская империя от Петра I до Николая II) режимы, элементы конфедерализма и федерализма (Русь в XII-XIII вв., да и раньше), протектората (Русь под игом Золотой Орды), асимметричного унитаризма (положение этнонациональных окраин с их особым статусом в Империи), и демократия, и деспотизм. Вместе с тем уже в XVI в. идейно атаковал абсолютизм Грозного князь А.Курбский, в XVIII в. в эпоху Екатерины II шло противоборство “просвещенного абсолютизма” (идеи М.Щербатова об ограниченной законами монархии и неосуществленный “Наказ” Екатерины II с его идеями равенства граждан и разделения власти) и дворянского либерализма (С.Десницкий, Я.Козельский, Н.Новиков) с революционным демократизмом (А.Радищев) вокруг проблемы крепостничества и ограничения абсолютизма.

    Дальнейшее развитие политической мысли России происходило в борьбе таких направлений, как дворянско-просветительское и буржуазно-либеральное, славянофильское и западническое, революционно-демократическое (народническое), социалистическое и анархистское. Так, представитель либерального реформаторства М.Сперанский стоял на позициях теории естественного права, разделения власти, приоритета закона, считал Россию деспотией, ратовал за создание Государственной Думы как парламента, за конституционную монархию, вводимую “сверху”. Революционеры-декабристы (П.Пестель, Н.Муравьев) были сторонниками суверенитета народа и призывали к ликвидации самодержавия, сословности и крепостничества. В середине XIX в. западники настаивали на буржуазном преобразовании России, чаще всего по английскому аналогу, а славянофилы подчеркивали демократизм и коллективизм самобытной русской общины. Революционные демократы резко критиковали буржуазный парламентаризм, формально-правовое равенство, также предпочитая русскую общину, которая стала бы формой создания социализма особого, крестьянского типа. Большую роль в критике буржуазного общества и идей государственного социализма сыграл анархизм (М.Бакунин, П.Кропоткин), доктрина самоуправляющегося безгосударственного общества. Бакунин предупреждал социалистов о возможности перерождения их возможной власти в диктатуру и бесправие народа. Социалисты до 1917 г. развивали свои идеи о государстве в русле модного тогда марксизма. В целом отечественная этатология, учитывающая своеобразие России и достижения мировой политологии, показывает возможность нахождения собственной модели формирования и развития государства.

    Б) ТИПОЛОГИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕОРИЙ

    ГЕНЕЗИСА ГОСУДАРСТВА:

    На сегодня теории возникновения и развития государства можно сгруппировать следующим образом:

    а) не очень популярная ныне теологическая теория (Клавдия Салмазия в Голландии XVII в. и др.): возникновение государства и его акты объясняются и санкционируются волей сверхприродного существа (Бога). Эти идеи ныне возрождаются в умах исламских и иудаистских фундаменталистов;

    б) патриархальная теория (Роберта Фильмера и др.): государство трактуется как результат механического соединения родов в племена и т.д. вплоть до государственных образований. Государство создается как форма патриархальной власти с системой опекунства, осуществляемого во имя всех и ко всеобщему благу. Подданные не могут свергнуть короля, т.к. они – лишь его дети;

    в) теория общественного договора: государство – продукт контракта между суверенным властителем и подчиненными или только между самими согражданами;

    г) теория насилия (завоевания – теория Ф.Оппенгеймера, Л.Гумпловича, идущая в русле социал-дарвинизма): государство – форма господства победителей над побежденными;

    д) теория классовой борьбы (К.Маркс): государство – продукт деления общества на классы и выразитель интересов господствующих в экономике классов;

    е) демографическая концепция: причина возникновения государства – рост населения, запрет кровосмешения, экзогамия и переход к оседлости;

    ж) психологическая теория выделяет рациональные (Локк: государство – плод разума) и эмоциональные (Гоббс: государство – продукт страха людей перед другими) факторы;

    з) антропологический подход (начиная с Аристотеля): государство – форма организации, коренящаяся в общественной природе человека как существа социального, стремящегося к взаимодействию. Так, Т.Парсонс (США; XX в.) считал, что основой государства является не общественный договор или аппарат принуждения, а наличие консенсуса между ценностями и нормами. Обобщим основные из этих трактовок в Табл.1 (См.).
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта