Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

  • 2. ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

  • 3. ТРЕБОВАНИЯ К МИКРОКЛИМАТУ В ХРАНИЛИЩАХ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ

  • 3.1. Температурно-влажностный режим

  • Параметры температурно-влажностного режима в хранилищах

  • Вид основы фотографических материалов Вид изображения черно-белое цветное черно-белое цветное Температура воздуха (t, °С)

  • Влажность воздуха (р, %) min max min max min max min max

  • Допустимые уровни энергетической освещенности (облученности ультрафиолетовым излучением) Материалы Освещенность Лк (люмен/м 2 )

  • 3.3. Санитарно-гигиенический режим

  • Примеры основных загрязнителей воздуха в музеях Загрязнители Действие Внутренние источники газы

  • Росфото_Стратегия сохранения фотографических музейных предметов.. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры Государственный музейновыставочный центр росфотостратегия сохранения фотографических


    Скачать 1.2 Mb.
    НазваниеФедеральное государственное бюджетное учреждение культуры Государственный музейновыставочный центр росфотостратегия сохранения фотографических
    Дата24.08.2022
    Размер1.2 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаРосфото_Стратегия сохранения фотографических музейных предметов..pdf
    ТипМетодические рекомендации
    #652102
    страница3 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    ЧАСТЬ II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ
    МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ХРАНЕНИЯ
    И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
    Хранение фотографических музейных предметов осуществляется в специально созданных храни- лищах, путем обеспечения специальных режимов хранения, а также путем соблюдения определенных правил при экспонировании и перемещении музейных предметов.
    Надлежащие условия хранения фотографических музейных предметов обеспечиваются:
    • посредством размещения музейных предметов в специально приспособленных помещениях;
    • оснащения специальными средствами хранения и перемещения различных групп музейных предметов (стеллажами, шкафами, сейфами, коробками, папками, тележками, переносными лестницами, транспортом для перевозки);
    • создания и поддержания определенного уровня температурно-влажностного, светового и санитарно-гигиенического режимов в зданиях и помещениях музея;
    • выполнения мероприятий по защите предметов от биоповреждений;
    • обеспечения охранного и противопожарного режимов;
    • регламентации доступа к музейным предметам.
    Основными нормативными документами по хранению фотографических музейных предметов являются:
    1. Единые правила организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, утвержденные приказом Министерства культуры Российской
    Федерации № 827 от 23.07.2020, с изменениями, внесенными согласно приказу Министерства культуры Российской Федерации № 1414 от 26.08.2021;
    2. ГОСТ 7.50-2002. Межгосударственный стандарт. Консервация документов. Общие требования;
    3. ГОСТ 7.65-92 Государственный стандарт Союза ССР. Кинодокументы, фотодокументы и до- кументы на микрофильмах. Общие требования к архивному хранению.
    1. ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЯМ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ
    МАТЕРИАЛОВ
    1.1. Помещения хранилища в обязательном порядке оснащаются системой охранной сигнализа- ции и системами обеспечения пожарной безопасности в соответствии с требованиями нормативных документов, содержащих обязательные для исполнения требования (технические регламенты, при- нятые в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулирова- нии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 52, ст.5140; 2018, № 49, ст.7521), федеральные законы и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности).
    1.2. Здания и помещения для хранения музейных предметов должны быть оборудованы регу- лируемыми системами вентиляции и отопления, обеспечивающими необходимые условия для пра- вильного хранения, а также изучения музейных предметов в целях всестороннего их использования.
    1.3. При помещении для хранения целесообразно также иметь:
    • рабочие помещения для работы ответственных хранителей;
    • помещение для новых поступлений, где они распаковываются и проходят первичный осмотр;
    • изолятор для музейных предметов и камеры для дезинфекции и дезинсекции;
    • помещение для хранения экспонатов временных выставок и временного хранения;
    • специальную кладовую для хранения хозяйственного инвентаря, упаковочного материала и запаса материалов консервационного характера;
    • помещение для хранения запасных витрин, стендов, рам, стекла.
    1.3. Хранилище должно быть изолировано от бытовых, производственных, складских, лабора- торных помещений и при возможности не должно иметь общих с ними вентиляционных ходов.
    Не допускается:
    • наличие труб водоснабжения, канализации, а также технологических выводов воды, за исключением труб для специального климатического оборудования, над помещениями для хранения и внутри;
    • располагать помещения, предназначенные для установки вентиляционного оборудования, бойлерные с насосными установками, компрессоры, холодильные и другие машины, являю- щиеся источниками вибрации, рядом с хранилищем;
    • использовать в качестве покрытия для пола, стен, потолка ДСП, ПВХ-плитку, пористый и крошащийся камень, паркет;
    • использовать краски на основе органического растворителя и алкидные краски;
    • установка подвесных потолков.

    24
    СТРАТЕГИЯ СОХРАНЕНИЯ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ И МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ
    Рекомендуется:
    • использовать в качестве покрытия для пола, стен, потолка химически неактивные матери- алы, такие как полукерамическая и керамическая плитка, нержавеющая сталь, акриловая краска или эмульсия, виниловая краска;
    • выбирать светлые тона для окраски стен и напольного покрытия в целях быстрого обнару- жения микроорганизмов и насекомых.
    2. ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ
    МАТЕРИАЛОВ
    2.1. Рекомендуется оснащать хранилище оборудованием, включая мебель и стеллажи, из метал- ла, защищенного от коррозии, — анодированного алюминия, нержавеющей стали, эмалированного или окрашенного металла.
    Не допускается использование для хранения фотографических материалов оборудования, из- готовленного из дерева.
    2.2. При выборе оборудования из окрашенного металла необходимо избегать красок на основе растворителей и выбирать термореактивные порошковые краски. Предпочтительны светлые тона, что позволяет быстро обнаруживать микроорганизмы, насекомых, пятна ржавчины и вздутие краски.
    2.3. Музейное оборудование в хранилище монтируется в соответствии с нормативами, требова- ниями противопожарной безопасности и правилами хранения. Необходимо обеспечение свободного доступа ко всем шкафам и стеллажам хранения. Расположение в хранилище оборудования опреде- ляется его конструкцией и особенностями помещения.
    2.4. Не допускается размещение стеллажей, шкафов и другого оборудования для хранения вплотную к вентиляционным каналам.
    2.5. Оборудование в хранилище должно быть обеспечено вентиляционными отверстиями, обе- спечивающими внутреннюю циркуляцию воздуха по всем шкафам, полкам и ящикам. Наличие таких отверстий не должно противоречить требованиям пожарной безопасности и гидрозащиты.
    3. ТРЕБОВАНИЯ К МИКРОКЛИМАТУ В ХРАНИЛИЩАХ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ
    МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ
    Основными параметрами, которые необходимо принимать во внимание для соблюдения условий микроклимата в хранилищах фотографических материалов, являются температура и относительная влажность воздуха, уровень освещенности и состав воздуха. При хранении музейных фотографиче- ских предметов особенно важно сохранение устойчивого микроклимата.
    3.1. Температурно-влажностный режим
    Поддержание постоянного уровня необходимых значений температуры и относительной влаж- ности воздуха в помещении хранилища является важнейшим условием правильного хранения и использования фотографических материалов.
    Изменения температуры (Т) и относительной влажности воздуха (RH) в закрытых помещениях взаимозависимы. Увеличение температуры приведет к снижению относительной влажности, и на- оборот. Колебания температуры и влажности наносят большой ущерб фотографическим музейным предметам. Температура и относительная влажность не должны выходить за диапазон значений, при которых могут произойти физические или химические повреждения фотографических предметов.
    Температура и относительная влажность не должны изменяться со скоростью, которая может приве- сти к недопустимому физическому повреждению музейных предметов. При перемещении фотографи- ческих материалов из хранилища в другое помещение, с отличающимися параметрами температуры и влажности, материалы проходят акклиматизацию. При упаковке, транспортировке и распаковке должны быть соблюдены все меры предосторожности. Ящик и все упаковочные приспособления предварительно выдерживаются для акклиматизации в условиях температурно-влажностного ре- жима, благоприятного для экспонатов; упаковку следует производить при заранее установленной температуре и относительной влажности. При транспортировке следует соблюдать правила погрузки; избегать вибрации и толчков. Наружная температура должна обязательно приниматься во внимание.
    По прибытии на место ящики, во избежание конденсата, остаются закрытыми в течение 24 часов для установления температурного равновесия. Открытые ящики и упаковочные материалы должны храниться в тех же самых температурно-влажностных условиях.
    3.1.1. В хранилище должна осуществляться свободная циркуляция воздуха, исключающая об- разование застойных зон.
    3.1.2. Температурно-влажностный режим обеспечивают и регулируют с помощью систем кон- диционирования воздуха или отопительно-вентиляционных средств, эксплуатация которых осущест- вляется в соответствии с инструкцией производителя.

    25
    ЧАСТЬ II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ
    3.1.4. В случае невозможности применения в хранилищах систем кондиционирования воздуха или приточно-вытяжной вентиляции температуру и влажность воздуха нормализуют рациональным проветриванием и отапливанием, руководствуясь показаниями контрольно-измерительных приборов.
    Измерение проводится в одной или нескольких контрольных точках хранилища, вдали от вентиля- ционных систем.
    3.1.5. При нескольких замерах средний показатель определяется путем выведения среднего арифметического.
    3.1.6. Мониторинг температуры и влажности следует проводить регулярно, два-три раза в не- делю в одно и то же время суток, при обнаружении нарушения температурно-влажностного режи- ма — ежедневно. При отсутствии автоматической системы мониторинга и регистрации данных на электронных носителях дата, время и место проведения измерений должны быть задокументированы в специальном журнале. В специальном журнале необходимо фиксировать показатели температуры и относительной влажности внутри помещения. Количество и распределение точек мониторинга зави- сит от здания и системы регулирования микроклимата. Оборудование должно позволять достоверно измерять и накапливать информацию об этих параметрах.
    3.1.7. Все измерительные приборы должны проходить необходимые поверки и тестирование в соответствии с инструкцией по их эксплуатации. Даты тестирования приборов заносятся в специ- альный журнал.
    3.1.8. В зависимости от специфики своего состава фотографические материалы требуют раз- личных режимов хранения (табл. 1).
    Таблица 1.
    Параметры температурно-влажностного режима в хранилищах
    фотографических материалов
    Вид основы
    фотографических
    материалов
    Вид изображения
    черно-белое
    цветное
    черно-белое цветное
    Температура воздуха (t, °С)
    Влажность воздуха (р, %)
    min
    max
    min
    max
    min
    max
    min
    max
    Нитрооснова
    (из нитроцеллюлозы)
    – 5
    + 10
    – 5
    + 5 20 40 20 40
    Безопасная основа
    (из триацетатцеллюлозы или полиэтилентерефталата)
    – 5
    + 10
    – 5
    + 5 20 40 20 40
    Фотобумага
    + 17
    + 19
    + 2
    + 5 40 50 40 50
    Стекло
    Кейсовая фотография
    + 8
    +4
    + 15
    +20
    – 5
    + 5 30 30 50 40 30 50
    3.2. Световой режим
    При хранении не допускается освещение фотографических материалов прямыми солнечными лучами. Освещение внутри помещений хранилища должно осуществляться источниками искусствен- ного света специального спектра. При освещении хранилища естественным светом или стандартными источниками света следует учитывать, что их спектр содержит ультрафиолетовые и инфракрасные составляющие. Из источников искусственного света наиболее богаты вредными ультрафиолетовыми излучениями люминесцентные лампы. В целях смягчения последствий воздействия света на музейные предметы при любом спектре необходимо уменьшать его интенсивность либо продолжительность его воздействия на фотографический материал при хранении в соответствии с приведенной ниже табл. 2, в которой даны рекомендуемые уровни энергетической освещенности (облученности уль- трафиолетовым излучением).
    3.2.1 Для оценки воздействия света необходимо проводить измерения освещенности, уровней
    УФ и фиксировать любые визуальные изменения предмета. Наблюдать за состоянием предметов необходимо, используя фотофиксацию или исследования изменений цвета с помощью инструмен- тальных методов. И также возможно применение индикаторов дозы светового облучения.

    26
    СТРАТЕГИЯ СОХРАНЕНИЯ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ И МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ
    Таблица 2.
    Допустимые уровни энергетической освещенности (облученности
    ультрафиолетовым излучением)
    Материалы
    Освещенность
    Лк (люмен/м
    2
    )
    УФ
    мВт/люмен
    МВт/м
    2
    фотографические материалы
    < 50
    < 30
    < 1500 3.2.3. Для защиты музейных предметов от действия естественного света все окна помещений хранения должны быть снабжены шторами или защитными экранами либо стекла в окнах должны быть покрыты специальными пленками, задерживающими ультрафиолетовое и инфракрасное из- лучения.
    3.2.4. Помещения хранения фотографических материалов должны быть оборудованы локальны- ми светильниками ограниченного действия, использование которых допускается только кратковре- менно во время работы персонала.
    3.2.5. Освещение хранилищ должно соответствовать установленным нормативам для музейных хранилищ.
    3.2.6. Перед входом в помещение для хранения фотографических материалов должен быть установлен выключатель с индикатором, показывающим, что все источники освещения отключены.
    Также хранилище фотографических материалов обеспечивается обязательной системой отслежи- вания нормальной работы климат-контроля.
    3.3. Санитарно-гигиенический режим
    3.3.1. Атмосферные загрязнения. Старение и разрушение фотографических материалов проис- ходит не только под воздействием температуры, влажности и света, но и от атмосферных загряз- нений (например, озона, оксидов азота, диоксида серы, органических соединений и аэрозолей). Их состав и концентрацию необходимо контролировать в хранилищах и других музейных помещениях.
    Следует проводить постоянный мониторинг содержания вредных веществ в воздухе, принимать все необходимые меры по предотвращению их попадания в здание музея и хранилище фотографических материалов, а также учитывать, что на количество и состав загрязнителей в музейных помещениях оказывают влияние:
    • внешние и внутренние источники загрязнения;
    • потоки посетителей и работа служб внутри здания;
    • расположение конструкций систем забора наружного воздуха;
    • расположение и тип вентиляционных отверстий в пространстве размещения коллекций;
    • соотношение количества наружного воздуха к рециркуляционному;
    эффективность фильтров и своевременность их замены;
    • качество обслуживания вентиляционных систем;
    • состояние и эксплуатация прилегающей территории.
    В закрытых помещениях, в которых размещены чувствительные и химически неустойчивые фо- тографические материалы, должны контролироваться концентрации аэрозольных и газообразных загрязнителей. Для контроля количества аэрозольных примесей следует использовать специальные счетчики частиц. Для анализа газовых загрязнений могут применяться методы непосредственного мониторинга или лабораторные исследования специально взятых проб воздуха.
    Характерные следы воздействия основных загрязнителей воздуха на музейные фотографические предметы приведены в табл. 3.
    При обнаружении в хранилищах с искусственным микроклиматом превышения предельно до- пустимых концентраций вредных примесей в первую очередь необходимо обеспечить блокировку источников загрязнения, а после этого произвести замену фильтров в системах очистки подаваемого внутрь воздуха. Для очистки воздуха от вредных примесей в хранилищах с нерегулируемым клима- том следует использовать воздухоочистители, основанные на адсорбции загрязняющих веществ в соответствии с правилами их эксплуатации.
    Все оборудование, окна, подоконники и другие поверхности помещения хранилищ должны регулярно очищаться от пыли.
    При хранении фотоматериалов не допускается:
    • применять музейное оборудование с прокладками из резины;
    • окрашивать оборудование и помещения красками на основе органического растворителя и алкидными красками;

    27
    ЧАСТЬ II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ
    • помещать фотографические материалы в только что отремонтированные помещения при составе воздуха, не соответствующем установленным нормам.
    Таблица 3.
    Примеры основных загрязнителей воздуха в музеях
    Загрязнители
    Действие
    Внутренние источники
    газы
    двуокись серы потускнение металла,
    разрушение красителей, хрупкость и изменение цвета бумаги, разрушение фотоматериала нагревание пространства
    (продукт сжигания топлива)
    сероводород потускнение металла,
    разрушение красителей, разрушение фотоматериалов влияние человеческого организма, использование красок и резин окислы азота индуцирование «затухания» красителей, разрушение фотопленки сжигание топлива, приготовление пищи, разложение целлюлозных нитратов в материалах для упаковки и пироксилинсодержащих тканей озон индуцирование «затухания» красителей, разрушение фотоматериалов использование электрических механизмов и фотоустройств перекись водорода обесцвечивание цветных фотографий алкидные и масляные краски мочевина разрушение фотографий, металлов клей, картон, смолы органические кислоты разрушение металлов (свинца) дерево, клей, лаки
    (содержащие НСОН, CH3,
    COOH)
    органические сульфиды коррозия металлов земля внутри помещений
    (растения в горшках)
    аэрозоли
    частицы загрязнение бумаги, разрушение магнитных записей высохший бетон
    Концентрация наиболее вредных примесей в воздухе помещений для хранения фотографических материалов должна соответствовать санитарным нормам, приведенным в табл. 4.
    В хранилищах фотографических материалов на нитрооснове должна быть предусмотрена допол- нительная вытяжка воздуха из нижней зоны помещений. Эти хранилища изолируются от хранилищ фотографических материалов на триацетатной основе.
    3.3.2. Биологические повреждения. Сохранность фотографических музейных предметов в значи- тельной степени зависит от организации их защиты от биологических повреждений. Биодеструкторы бывают микологического, бактериального и инсектного происхождения. Для защиты от биоповреж- дений необходимо регулярно осуществлять комплекс профилактических или оперативных мер.

    28
    СТРАТЕГИЯ СОХРАНЕНИЯ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ И МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ
    Таблица 4.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта