Росфото_Стратегия сохранения фотографических музейных предметов.. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры Государственный музейновыставочный центр росфотостратегия сохранения фотографических
Скачать 1.2 Mb.
|
ЧАСТЬ I. ОСНОВНЫЕ ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ И МАТЕРИАЛЫ В настоящий момент известно больше тысячи фотографических техник, возникших за более чем 180-летнию историю фотографии. В данном издании рассмотрены основные. Дополнительные материалы, посвященные редким и уникальным технологиям, будут изданы позже. 1. КЕЙСОВАЯ ФОТОГРАФИЯ Кейсовые фотографии, как правило, помещались в герметичную раму со стеклом или в специ- альную коробку (кейс). Они были уникальны, создавались в единственном экземпляре и не могли тиражироваться. Прямое позитивное фотоизображение на них зеркально перевернуто по отношению к снимаемому объекту. Основные виды кейсовой фотографии, в хронологическом порядке, — это дагеротипия, амбротипия, ферротипия (тинтайп). Дагеротипия Дагеротипия является одной из самых ранних фотографических техник, получивших распро- странение в период с 1839 по 1860-е годы. Основой для дагеротипа служила медная пластина, покрытая тонким слоем серебра и отполированная до зеркального блеска, или — в редких случа- ях — серебряная пластина. Пластины изготавливались дагеротипистами и коммерческими фирмами. На них ставилось клеймо производителя или торговца пластинами. Со временем было добавлено вирирование золотом, что улучшало тон изображения и делало его более стойким (суть золотого вирирования состоит в химическом покрытии каждого проявленного микрокристалла серебра тонкой золотой пленкой, которая предохраняет серебро от коррозии, происходящей вследствие воздействия на него газов и перекиси органических соединений, содержащихся в атмосфере). Дагеротипы могли также раскрашиваться акварелью или анилиновыми красителями; детали, изображающие ювелирные украшения, подкрашивались золотой краской. Оформлялись готовые дагеротипы в герметичные рамы со стеклом, иногда с паспарту, и по- мещались в коробки или кейсы. Торцы рамы оклеивались бумагой или тканью. Ранние дагеротипы монтировались в рамы с тонким светлым бумажным паспарту, часто с окошком восьмиугольной формы. В дальнейшем бумажный материал паспарту стал толще, цвет его обычно выбирался тем- ным, окошко становилось овальным, а срез картона вокруг окошка часто раскрашивался золотой или бронзовой краской. Встречаются дагеротипы в раме без картона, с раскрашенным защитным стеклом. На обратную сторону стекла нанесена краска, имитирующая паспарту с окошком. Подоб- ные дагеротипы предназначались для интерьеров дома: они имели кольцо для подвешивания или ножку-подставку. Дагеротипы могли также монтироваться в специальный кейс, который представ- лял собой двухстворчатую конструкцию с одним или несколькими небольшими замками. С лицевой стороны кейсы нередко обтягивались кожей с тиснением различного рисунка, а с внутренней сто- роны обивались тканью, чаще всего бархатом. На одной из створок кейса (а иногда и на двух, если речь о парных портретах) помещались дагеротипы, с примыкавшими к ним фигурными латунными или фольгированными рамками с тиснением, сверху защищенные стеклом. Оформленные таким образом дагеротипы предназначались для ношения с собой. Дагеротип легко распознать по его зеркальной поверхности и проработке мельчайших деталей. В отличие от других кейсовых фотографий, он может выглядеть и как негатив, и как позитив, в за- висимости от угла зрения, под которым рассматривается. Повреждения дагеротипы чаще всего получают в виде царапин и коррозии серебряной по- верхности, возникающих в результате неквалифицированной чистки изображения (которое крайне чувствительно к механическим воздействиям и легко повреждается даже при обеспыливании ватным тампоном) и вследствие повреждений стекла. Коррозия начинается чаще всего с контуров из-за плохой герметизации упаковки. Тогда окис- лительные пятна на поверхности дагеротипа повторяют контуры примыкающей декоративной рамки или соответствуют форме повреждений защитного стекла (трещин, сколов). Разгерметизация ведет к ускорению процессов окисления на поверхности пластины. Появляются и прогрессируют темные пятна, иногда с цветными разводами. В редких случаях окислившееся серебро по краям начинает отслаиваться, что может со временем привести к полной потере изображения. Если пятна окисле- ния проявляются точечно по всей поверхности дагеротипа, то, возможно, это является следствием реставрации — чистки в растворе тиомочевины, которая широко применялась в течение всего XX века. Также поверхность дагеротипа может быть коррозирована из-за выделения серы и щелочи некачественными старыми щелочными стеклами XIX века. Особенность механизма разрушения дагеротипа заключается в том, что, если не остановить процесс вовремя, изображение полностью деградирует и восстановить его в дальнейшем не удастся. Но, несмотря на наличие способов реставрации, гарантирующих корректное восстановление изобра- 7 ЧАСТЬ I. ОСНОВНЫЕ ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ И МАТЕРИАЛЫ 1. Дагеротип. В. де Ренар. Парный портрет. 1850-е 2. Дагеротип. Неизвестный автор. Портрет женщины с ребенком. 1842 3. Амбротип. Ручное раскрашивание. Неизвестный автор. Портрет девочки. 1854–1860-е 4. Ферротип в футляре. Неизвестный автор. Портрет мужчины. 1890-е 3 1 2 4 8 СТРАТЕГИЯ СОХРАНЕНИЯ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ И МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ жения и стабильность результата (например, патент на изобретение № ВИ 2229153 от 02.07.2002. «Способ реставрации дагеротипов»), целесообразна реставрация только тех пластин, для которых установлена необходимость вмешательства специалистов. В остальных случаях, например при нали- чии радужной пленки по краям, не мешающей восприятию основного сюжета снимка, целесообразна консервация под наблюдением. Необходимо проводить регулярный мониторинг коллекции дагеротипов с обязательной фото- фиксацией, благодаря которой осуществляется выявление изменений в сохранности и определение скорости протекания неблагоприятных процессов за время хранения. Дагеротипы необходимо хранить в коробках из бескислотных материалов. Для фиксации экс- поната используется со всех сторон прокладка из мембранного мягкого материала. В случае утраты оригинального обрамления возможно изготовление специальной консервационной упаковки из бес- кислотных материалов, предназначенных для временного архивного хранения. Основные требования к такой упаковке — герметичность и фиксация пластины, исключающая возможность механических повреждений. Для хранения применяются материалы, прошедшие тест на фотоактивность. Амбротипия Амбротипия — технология получения прямого позитивного изображения на стекле мокрокол- лодионным способом, пришедшая в 1854 году на смену дагеротипии и некоторое время конкуриро- вавшая с ней. Амбротипия просуществовала до середины 1860-х годов. Амбротип обладал рядом преимуществ, — в частности, в процессе его создания использовались не дорогостоящие медные посеребренные или серебряные пластины, а стеклянные. Отполированные при помощи мела, рас- творенного в смеси воды и спирта, и мягкой ткани и покрытые тонким слоем вязкой коллодионной эмульсии (названа по формирующему ее веществу — коллодию — раствору нитроцеллюлозы в сме- си эфира и спирта). Для дополнительной защиты поверхность амбротипа покрывали сверху слоем прозрачного лака и вторым прозрачным стеклом, что позволяло уберечь серебро коллодионной эмульсии от негативного воздействия воздуха и окружающей среды. Полученное изображение (негатив), если сравнивать его с обычным негативом, в проходящем свете выглядит несколько недодержанным. А при просмотре в отраженном свете на черном фоне выглядит как позитивное изображение: чистые области выглядят темными, а экспонированные, не- прозрачные области — светлыми. Поэтому для получения позитивного изображения тыльная сторона стекла закрашивалась черной краской, лаком или закрывалась черной бумагой. Амбротип нередко путают с дагеротипом, во многом потому, что такие пластинки часто обрам- ляли как более дорогостоящие дагеротипы. Коллодионное изображение в амбротипе имеет серовато-зеленый цвет. Отчасти поэтому лица и одежда могут быть раскрашены акварелью или пигментом. Амбротип, в отличие от дагеротипа, не имеет зеркального блеска и уступает последнему по четкости и проработке деталей. К основным повреждениям амбротипа следует отнести отслоение с тыльной стороны темной подложки: лак и краска трескаются и отслаиваются по краям. Если отсутствует защитное стекло, возможно истирание тонкого коллодионного слоя. При неправильных условиях хранения эмульсия может отслаиваться и растрескиваться, а изображение выцветать и желтеть. Часто встречаются дефекты стеклянной основы и защитного стекла — трещины и сколы. Не покрытые защитным лаком амбротипы могут угасать, возможно прогрессирование эффекта «серебряного зеркала» — металли- зации поверхности от периферии к центру. Правила хранения амбротипов идентичны правилам хранения дагеротипов. В случае необходи- мости, как и при хранении дагеротипов, может быть изготовлена консервационная упаковка. Ферротипия (тинтайп) Ферротипия — это способ получения прямого позитивного изображения на металлической пла- стине (вариант с использованием оловянной пластины получил название «тинтайп»). Изобретенный в 1856 году, этот способ просуществовал до 30-х годов XX века. Процесс получения ферротипов аналогичен амбротипии, за исключением того, что вместо стек- ла использовалась черная лакированная металлическая пластина. Фотографическим слоем, как и в амбротипии, служил коллодион, который тонким равномерным слоем поливался на очищенную и отполированную пластинку. Большинство фотографов покупали уже готовые пластины с покры- тием, нарезали их под необходимые размеры. Для предохранения и улучшения внешнего вида пла- стины покрывали лаком. Обрамление ферротипов и тинтайпов имитирует оформление дагеротипов и амбротипов, но, как правило, уступает им в художественном отношении, являясь более дешевым продуктом широко потребления. Кроме кейсов и герметичных рам, часто встречаются ферротипы в штампованных паспарту или вообще без оформления. Последние предназначались для монтажа в фотоальбомы с окошками. 9 ЧАСТЬ I. ОСНОВНЫЕ ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ И МАТЕРИАЛЫ Цветовая гамма таких фотографий — серо-зеленоватая. Ферротипы иногда раскрашивали акварелью, анилиновыми красителями, клеевыми белилами (для прорисовки деталей одежды), часы и украшения — бронзовой краской. Ферротипы значительно уступают по качеству изображе- ния двум другим вышеописанным техникам. Кроме того, они угасают с течением времени гораздо быстрее, чем две предыдущие техники, теряя четкость деталей на светлых участках изображения, непокрытых краской (чаще всего это лица и руки моделей). Характерные повреждения: отслаи- вание эмульсии, потертости и царапины коллодионного слоя, коррозия металлической основы, пожелтение и растрескивание защитного лака. При несоблюдении условий хранения, в том числе при хранении без подложки, может появиться волнообразная деформация тонкой пластины. При необходимости хранения ферротипов без рамы или кейса следует изготовить плотную подложку из бескислотного картона в размер ферротипа. Ферротип помещается на подложку, упаковывается в специальный конверт и в коробку из бескислотных материалов и хранится только в горизонталь- ном положении. В отличие от описанных выше, следующие способы получения изображения являются двусту- пенчатыми негативно-позитивными и имеют прямое, а не зеркальное изображение. 2. ОДНОСЛОЙНЫЕ ОТПЕЧАТКИ С ВИДИМЫМ ПЕЧАТАНИЕМ Однослойными называются отпечатки, выполненные на бумаге, покрытой светочувствительным составом на основе солей серебра или других металлов. Отпечатки на бумаге, в состав покрытия которой входит серебро, называются серебряными (отпечатки на соленой бумаге). Если серебро отсутствует, то такие отпечатки называются бессеребряными (цианотипия, платинотипия и паллади- отипия). Видимым печатанием называется проявление или превращение скрытого фотографического изображения, полученного в светочувствительном слое фотографического материала, в видимое под действием света или другого излучения. В отдельных случаях возможно использование вместо бумаги другого материала (ткани, дерева, камня). Отпечатки на соленой бумаге Технология использования соленой бумаги для создания фотографического изображения ис- пользовалась в 1840–1860-е годы. Сам процесс создания первых позитивных изображений на бумаге был изобретен В. Ф. Тальботом в 1830-х годах. Первые фотографии представляли собой фотограм- мы — отпечаток, полученный контактным способом без участия фотоаппарата. В 1835 году Тальбот изобрел негативно-позитивный процесс, получив первый в мире негатив (калотип). И для негатива, и для отпечатка использовалась соленая бумага. Фотографическое изображение получали путем контактной печати с бумажного негатива, позже — со стеклянного (негатив укладывался на бумагу, накрывался стеклом или помещался в специальную рамку для контактной печати и экспонировался на солнечном свету). Для отпечатков на соленой бумаге характерны матовая, бархатистая поверхность, отсутствие четких деталей изображения и плавные переходы от света к тени. Теплая цветовая гамма варьи- руется от бледно-желтого до коричневого. Соленые отпечатки часто раскрашивали акварелью или анилиновыми красителями. Подкрашивали румянец на лицах, дорисовывали украшения и ак- сессуары, а иногда полностью раскрашивали всю поверхность фотографии, дорисовывая фон. Как правило, нетронутыми оставались лицо (кроме румянца) и руки. Именно эти участки помогают идентифицировать соленую фотографию и отличить ее от акварели, с которой ее часто путают. Для придания отпечаткам красивых оттенков и защиты от угасания их вирировали золотом — тона от синего до фиолетово-черного, платиной — от коричневого до черного. Последнее требует особого внимания при атрибутировании, так как важно исключить возможность определения процесса как платинотипии (описанной в настоящем пособии ниже). Позднее, когда была изобретена техника альбуминовой печати, поверхность соленых отпечатков иногда покрывали тонким слоем альбумина (яичного белка), определяемого по характерному глянцу. Отпечатки на соленой бумаге оформляли в паспарту, хранили в фотоальбомах, иногда не обрамляли вовсе, так как подобные отпечатки не склонны к скручиванию. Несовершенство технологии отпечатков на соленой бумаге, требовавших тщательного закре- пления и промывки, привело к тому, что многие отпечатки на соленой бумаге угасли и пожелтели. Кроме того, на отпечатках могут присутствовать различные характерные повреждения: фоксинги (рыжеватые пятна), потертости, угасание изображения, пожелтение, разрывы, складки. Хранить соленые отпечатки следует в полной темноте, так как они быстро угасают, в индиви- дуальных специальных бесклеевых конвертах из бескислотной бумаги и коробках из бескислотного картона. При экспонировании соленых отпечатков и негативов особое внимание необходимо обратить на условия освещенности и дозу светового облучения, которая не должна превышать допустимую 10 СТРАТЕГИЯ СОХРАНЕНИЯ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ И МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ 1. Отпечаток на соленой бумаге. Т. М. Диллвин Ллевелин. Скетти. Церковь Св. Павла 2. Цианотипия. Неизвестный автор. Групповой портрет. 1900-е 3. Отпечаток на соленой бумаге. Неизвестный автор. Женский портрет. 1840–1860-е 4. Платинотипия. Неизвестный автор. Портрет мужчины на природе. 1880–1920-е 3 1 2 4 11 Едиными правилами. Экспонирование соленых отпечатков и негативов возможно только при соблю- дении строгих условий освещенности (не более 50 Лк). Цианотипия Цианотипия — бессеребряный процесс фотографической печати, основанный на использовании светочувствительных солей железа. Названный так по основному тону получаемого изображения — синему (в пер. с лат. цианотипия — синий отпечаток), он был распространен в период с 1842 по 1920-е годы. Этот метод часто использовался при печати на других материалах, в том числе на ткани, дереве, камне. Цианотипия легко распознается благодаря типичному тону изображения — синий с различной степенью контраста, слабой проработке деталей изображения, матовой поверхности отпечатков и мягким переходам тона от темного к светлому. С одной стороны, синий цвет помогает атрибути- ровать эту технику печати, с другой — он может ввести в заблуждение, например, при атрибуции тонированного в синий цвет платинотипа или желатиновых фотографий. И тогда помочь могут только естественно-научные методы. Для цианотипов характерно угасание и потеря плотности тона от воздействия света и от кон- такта с материалами, содержащими щелочь. У цианотипов есть уникальное свойство — способность к регенерации. Изображение восстанавливается в темноте, что определяет необходимость хранения в полной темноте с применением нейтральных бескислотных и нещелочных материалов. Платинотипия и палладиотипия Платинотипия и палладиотипия — это бессеребряные фотографические процессы получения изображения, основанные на использовании светочувствительных к ультрафиолетовому излучению солей металлов платиновой группы (платины, палладия) и железа. Эта фотографическая технология позволяла получать монохромные изображения путем контактной печати с негативов на сенсибили- зированном солями металлов платиновой группы и железа фотоматериале, основой которого, как правило, являлись бумага или ткань. Период распространения платинотипии — с 1873 по 1930-е годы, палладиотипии — с 1916 по 1960-е годы. Техника платинотипии в настоящее время вновь часто используется художниками. Поверхность отпечатка матовая. Цветовая гамма платинотипии — от серо-черного до синева- то-черного, у палладиотипии преобладают бордовые и коричневые оттенки. Эти техники являются одними из самых долговечных, изображение очень стабильно, не угасает. Для того чтобы изобра- жение было четким, с проработкой мелких деталей, использовали гладкую бумагу, а для печати живописных пейзажей чаще применяли шероховатую бумагу. Также бумагу могли специально подкрашивать, чтобы изображение было более эффектным. Отпечатки монтировали на бумажную основу, на плотный картон или в альбом. На изображении не бывает признаков угасания, в то время как бумага со временем сильно желтеет и становится хрупкой под влиянием агрессивной среды светочувствительного слоя. В аль- бомах может образовываться зеркальный отпечаток изображения коричневого или охристого цвета на прилегающей странице. При хранении, для предотвращения образования зеркального изображе- ния на прилегающих поверхностях, фотоотпечатки следует прокладывать изолирующим материалом, например микалентной бумагой, тонкой гладкой бескислотной бумагой, а также бумагой, прошедшей тест на фотоактивность, следить за состоянием изолирующего материала и при необходимости ме- нять его на новый. Требуется хранить платинотипы и палладиотипы отдельно от фотографических предметов, выполненных в других техниках. 3. ДВУХСЛОЙНЫЕ ОТПЕЧАТКИ С ВИДИМЫМ ПЕЧАТАНИЕМ Двухслойными называют отпечатки, состоящие из основы, преимущественно бумажной, и эмуль- сионного светочувствительного слоя. Альбуминовая печать Данный фотографический процесс основан на использовании альбумина в эмульсионном слое (альбумин, получаемый из яичного белка, является связующим веществом для удержания светочув- ствительных веществ на бумаге). Период распространения — с 1855 по 1900-е годы. Поверхность альбуминовых отпечатков полуматовая, глянцевая. Цветовая гамма теплая. Нето- нированный отпечаток — охристо-коричневый, тонированный — коричневый с фиолетовым оттенком. Иногда делалось вирирование солями золота или платины, что улучшало внешний вид фотографии и помогало избежать ее выцветания. Альбуминовые отпечатки могли раскрашиваться акварелью или анилиновыми красками. С 1870-х годов становится популярным метод введения небольшого количества анилинового красителя в альбумин перед поливом на бумагу. Краситель изменял общий ЧАСТЬ I. ОСНОВНЫЕ ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ И МАТЕРИАЛЫ 12 СТРАТЕГИЯ СОХРАНЕНИЯ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ И МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ 1. Альбуминовый отпечаток формата сarter-de-visite. Л. Клювер. Женский портрет. 1870-е 2. Альбуминовый отпечаток формата cabinet portrait. Ручное раскрашивание, вирирование золотом. Неизвестный автор. Парный портрет. 1860–1880-е 3. Альбуминовый отпечаток. Т. Филиппи. Вид на город. Венеция, 1890-е 3 1 2 13 цвет печати. Самым популярным был розовый цвет, который использовался для создания портре- тов. Такой краситель часто выцветает, при этом не всегда равномерно, в зависимости от условий хранения отпечатка. Отпечатки, как правило, монтировались в паспарту из плотного картона светлых оттенков, ча- сто с фирменным бланком ателье, или помещались в альбом. Фотографии формата «карт-де-визит» и «кабинет-портрет», стереофотография, большеформатные снимки (пейзажи, интерьеры). Несмотря на высокое качество и сравнительную простоту обработки, альбуминовые отпечатки обладали одним существенным недостатком: под действием света они выцветали в течение несколь- ких лет. Лишь при тщательном соблюдении технологии печати и хранении в темноте фотографии могут храниться несколько десятилетий. Экспонировать альбуминовые отпечатки следует крайне осторожно. Если речь идет о подкрашенных альбуминовых отпечатках, лучше выставлять копии. Альбуминовые отпечатки особенно чувствительны к нестабильным температурно-влажност- ным условиям хранения. Резкие колебания относительной влажности могут привести к усилению кракелюра и образованию новых трещин эмульсионного слоя. Фотографии без вирирования быстро угасают, угасание прогрессирует от периферии к центру. Также альбумин со временем желтеет, теряя детализацию на светлых участках отпечатка. Альбуминовые отпечатки довольно тонкие и подвержены скручиванию, поэтому они часто монтированы в паспарту. При отсутствии паспарту листы сворачиваются. Альбуминовые отпечатки могли покрываться лаком (в этом случае они имеют глянцевую поверхность), лак нередко имеет утраты, отслаивается от поверхности отпечатка в виде матовых пузырей. Отличить подобный отпечаток от альбуминового возможно следующим образом. Так как отпечатки на соленой бумаги являются однослойными, то даже невооруженным взглядом видны бумажные волокна, в которых формируется изображение. В альбуминовых же отпечатках появляется второй слой, эмульсионный (прозрачный глянцевый слой альбумина), где и формируется изображение. Альбуминовые отпечатки, монтированные в паспарту, упаковываются в микалентную бумагу или тонкую гладкую бескислотную бумагу, а также в бумагу, прошедшую тест на фотоактивность, затем в конверт из бескислотной бумаги и в коробку, соответствующую по размеру отпечатку. Отпе- чатки без подложки помещают в конверты из бескислотной архивной пленки и в коробку в размер отпечатка. 4. ТРЕХСЛОЙНЫЕ ОТПЕЧАТКИ С ВИДИМЫМ ПЕЧАТАНИЕМ Трехслойными называют отпечатки, состоящие из основы (бумаги), баритового слоя (тонкого желатинового слоя, содержащего сернокислый барий) и эмульсионного светочувствительного слоя. На бумажную основу предварительно наносился баритовый слой. Он служил для скрепления нане- сенного поверх него эмульсионного слоя с бумажной основой, а также для того, чтобы препятство- вать проникновению эмульсионного слоя в основу, перекрывая волокна бумаги и делая финальное изображение более ярким и гладким. Коллодионные хлоросеребряные отпечатки Фотографические отпечатки на бумажной основе, изображение у которых формируется в эмуль- сионном слое на основе коллодия с введенным в него светочувствительным хлористым серебром, стали новым этапом развития фотографии. Изначально фотографическая бумага вручную покры- валась коллодием самими фотографами, но с 1884 года началось промышленное производство эмульсионных коллодионных хлоросеребряных бумаг. Коллодионная техника фотографической печа- ти использовалась с 1885 года до 1930-х годов (первые коллодионные отпечатки носили название аристотипных). Коллодионные отпечатки, как правило, вирировались золотом или платиной или их комбинацией, что делало их более устойчивыми к желтизне и практически неугасающими. Со временем появились самовирирующиеся коллодионные бумаги, содержащие в эмульсионном слое необходимое для ви- рирования количество золота, которое активировалось при фиксировании отпечатка. Применение коллодионного процесса позволило получить изображение исключительно высоко- го качества, особенно по резкости и проработке мелких деталей. Цветовая гамма отпечатков очень разнообразна — от холодного серого и черного до коричневого и даже фиолетового. Вирированные золотом отпечатки имеют теплые тона. Коллодионная техника использовалась для студийных портретов популярных форматов «карт- де-визит» и «кабинет-портрет», а также для пейзажной, интерьерной и экспедиционной съемки. В большинстве случаев готовые фотографии оформляли в паспарту темных оттенков, например серого или темно-зеленого цвета. Коллодионная эмульсия склонна к истиранию, поэтому типичное повреждение для этой техни- ки — потертости по всей поверхности изображения, переходящие плавно в белый баритовый слой. ЧАСТЬ I. ОСНОВНЫЕ ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ И МАТЕРИАЛЫ 14 СТРАТЕГИЯ СОХРАНЕНИЯ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ И МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ 1. Глянцевый коллодионный отпечаток на паспарту. М. П. Дмитриев. Бурлак. 1900-е 2. Матовый коллодионный отпечаток на паспарту формата cabinet portrait. Придворная фотография И. Кохановского. Женский портрет. 1900-е 3. Хлоросеребряный желатиновой отпечаток. Неизвестный автор. Групповой портрет. 1900-е 4. Бромосеребряный желатиновый отпечаток формата cabinet portrait. Неизвестный автор. Групповой портрет. 1900-е 5. Бромосеребряный желатиновый отпечаток. Неизвестный автор. На съемках кинофильма «Человек за бортом». 1931 3 1 2 4 5 15 Коллодионный слой очень тонкий и требует бережного хранения: отпечатки необходимо прокла- дывать микалентной бумагой, тонкой гладкой бескислотной бумагой, а также бумагой, прошедшей тест на фотографическую активность. Кроме того, важно обезопасить такие снимки, хранящиеся в альбомах, от соприкосновения с другими фотографиями, особенно если они имеют разный формат. Отпечатки этой техники можно хранить под стеклом в раме — так они будут максимально защищены от механического повреждения другими материалами. При этом материал рамы должен соответство- вать нормам хранения и обеспечивать необходимый зазор между эмульсионным слоем и стеклом. Хлоросеребряная желатиновая печать с видимым проявлением (аристотипия, аристотипные отпечатки) Данный фотографический процесс основан на использовании светочувствительного хлорида серебра. Печать снимков осуществлялась на бумаге, покрытой хлоросеребряной желатиновой эмуль- сией. Такая бумага называлась аристотипной (греч. «аристо» — наилучший). Аристотипный тип печати был распространен в период с 1885 по 1940-е годы. Отпечаток на аристотипной бумаге вирировался золотом, платиной, селеном. Фиксировался в растворе тиосульфата натрия с последующей промывкой. Поверхность глянцевая, полуглянцевая. Вирированные отпечатки имеют теплые тона, коричне- вато-охристую цветовую гамму с небольшим диапазоном тонов. Невирированные — холодные тона, черно-белую гамму. Отпечатки на аристотипной бумаге часто монтировали на плотную бумажную основу, помещали в альбом или оформляли как открытки. Аристотипные отпечатки из-за тонкой бумаги подвержены скручиванию в сторону эмульсион- ного слоя. Для них характерны следующие повреждения: царапины, угасание изображения. Чувстви- тельны к перепадам температурно-влажностного режима, возможно отслоение эмульсии. Хранить такие отпечатки во избежание скручивания и для безопасности возможно в конвертах из архивной пленки типа Melinex. Возможно также хранение в четырехклапанном конверте из бес- кислотной бумаги. Бромосеребряная желатиновая печать с химическим проявлением Этот способ фотографической печати основан на использовании солей серебра; изображение при таком способе печати проявляется химическим путем. Распространен с 1885 года по настоящее время. Основное различие между хлоросеребряными желатиновыми отпечатками (аристотипами) и бро- мосеребряными желатиновыми отпечатками с химическим проявлением состоит не только в составе фотографических материалов, но и в том, что скрытое изображение становится видимым после проявления, то есть химической обработки. Бромосеребряная желатиновая печать с химическим проявлением являлась основным фотографическим процессом в XX веке. Она нашла широчайшее применение в самых разных видах художественной и прикладной фотографии. Основой для такой фотографии служила бумага различных свойств. Поверхность матовая (преимущественно в первой половине XX века) и глянцевая (во второй по- ловине XX века). Иногда раскрашивалась пигментными водорастворимыми красителями. Тональная окраска изображения колеблется от темно-серого цвета до черно-синего. Технологию изготовления некоторых черно-белых фотографических бумаг немного изменяли, чтобы добиться отпечатков теплого коричневого цвета. Иногда снимки вирировали: сепия, селен давали теплые красновато-коричневые оттенки; золото — холодные сине-черные оттенки; платина, сера — теплые светло-коричневые оттенки. Форматы самого широкого спектра. Отпечатки монтировались в рамы, на картон, в альбомы. На бромосеребряных желатиновых отпечатках возможно появление растрескиваний, отслоений, утрат эмульсионного слоя, повторяющих повреждения бумажной подложки, металлизация поверх- ности, скручивание, выцветание или пожелтение. Изменение цвета, появление пятен и угасание могут быть вызваны неправильной первичной обработкой (на любом этапе химического проявления); продуктами деструкции бумажной подложки; неправильными условиями бытования и хранения. При резком повышении относительной влажности воздуха возможно набухание желатина и, как следствие, прилипание эмульсионного слоя к контактирующим поверхностям, к первичной упаковке (микалентной бумаге, конверту или стеклу) или к другим объектам хранения. При нормальных усло- виях хранения фотографии достаточно стабильны. 5. ФОТОМЕХАНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПЕЧАТИ Вудбуритипия Фотомеханический способ печати, названный по имени его изобретателя В. Б. Вудбури, в основ- ном использовался для создания высококачественных книжных иллюстраций и репродукций. Был распространен с 1864 по 1900-е годы. ЧАСТЬ I. ОСНОВНЫЕ ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ И МАТЕРИАЛЫ 16 СТРАТЕГИЯ СОХРАНЕНИЯ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ И МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ Снимки, напечатанные данным способом, часто встречаются в европейских книжных иллю- страциях 1870–1890-х годов. Как правило, на полях листа имеется надпись: «Woodburytupe» или «Woodbury Process». Традиционная цветовая гамма — от коричневого до фиолетово-коричневого или бордово-ко- ричневая с целью имитации альбуминовых бумаг. Поверхность обычно глянцевая, редко полуматовая или матовая. Вудбуритипия является одним из самых стабильных процессов фотомеханической печати. Отпе- чатки, выполненные в этой технике, не выцветают и не желтеют. К типичным механическим повреж- дениям таких отпечатков можно отнести потертости и отслаивания желатинового слоя по краям отпечатка, а также растрескивание желатинового слоя при несоблюдении норм температурно-влаж- ностного режима, в особенности в условиях частых перепадов относительной влажности воздуха. Впоследствии вудбуритипию постепенно вытеснила коллотипия, последняя в ряду фотомехани- ческих технологий, созданных после 1860 года. Фототипия или коллотипия Для обозначения этого процесса используют различные термины, в том числе «коллотипия» (не путать с калотипией!). Распространен с 1870-х годов по настоящее время. Монохромные отпечатки высокого качества, поэтому техника используется в изданиях, требую- щих максимально точной передачи оригинального изображения, например репродукций графических произведений искусства. Цвет отпечатков зависит от выбранной краски (оттенки черного, серого, зеленого, коричневого). Поверхность обычно матовая, для получения глянцевой поверхности отпечаток покрывали тон- ким слоем желатина. Иногда раскрашивали акварелью и анилиновыми красками. Фототипия очень стабильна, не угасает, так как печатается с использованием литографских красок. Но при несоблюдении температурно-влажностного режима возможно образование трещин красочного слоя. Фотогравюра Фотомеханический процесс, в котором фотоизображение получено путем печати с медной пластины, изготовленной при помощи химического травления, — это одна из форм глубокой печати. Распространен с 1880 года по настоящее время. Поверхность матовая. Фотогравюры не выцветают и имеют стабильное изображение. Но по- скольку они имеют тонкий красочный слой, возможно образование потертостей изображения. Печать полутонов Печатью полутонов называется процесс, при котором изображение формируется из множества точек. С одной стороны, предполагается передача непрерывной шкалы тона фотографического от- печатка, с другой — использование различных методов механической печати. Различные тона фото- графии переводятся в точки разных размеров. Бинарное (черное и белое) представление исходного фотоотпечатка в виде точек воспринимается человеческим глазом как изображение с непрерывной шкалой тона. Фотомеханический процесс печати полутонов приобрел популярность в 1880-е годы и актив- но применяется в печатной продукции в современном мире. Этот способ получения изображения используется для больших объемов печати в коммерческих целях, при изготовлении репродукций в книгах и журналах, почтовых открыток, карточек. Детализация изображения несколько ниже, чем при использовании других фотомеханических способов. Изображение стабильно, не выцветает. 6. ФОТОНЕГАТИВЫ НА БУМАГЕ И СТЕКЛЕ Негатив — это инвертированное изображение объекта. На негативном изображении распре- деление света и тени обратно действительным: светлым частям объекта соответствуют темные и наоборот. Негативы бывают на различных носителях, соответствующих применяемым фотографи- ческим процессам. Калотипы Бумажные негативы использовались примерно с 1841 года. Бумагу высокого качества покры- вали нитратом серебра, а после высыхания помещали в раствор хлорида калия — образовывался сверхчувствительный хлорид серебра — и снова сушили. Подобная бумага могла храниться нео- граниченное время. В процессе калотипирования получали полупрозрачное исходное негативное изображение. Печать с такого негатива производилась контактным способом на другом листе сен- 17 ЧАСТЬ I. ОСНОВНЫЕ ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ И МАТЕРИАЛЫ 1. Вудбуритипия. Мэйолл. Портрет полковника В. Д. Мадженди. Великобритания, 1890-е 2. Фототипия. Неизвестный автор. Вид сверху на крыши домов. Германия, 1880–1890-е 3. Фототипия. Ручное раскрашивание. Неизвестный автор. Прачки. Ницца, 1880-е. Коллекция реставрационной лаборатории РОСФОТО 4. Фотогравюра. Неизвестный автор. Большой Царскосельский дворец. Фасад со стороны двора. Россия, 1909–1917 5. Печать полутонов. Неизвестный автор. Мельница. Сан-Суси, Потсдам, 1880-е 4 3 1 5 2 18 СТРАТЕГИЯ СОХРАНЕНИЯ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ И МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ 1. Калотип. Фортунэ Петьё-Гроффе. Пейзаж. Франция, 1854 2. Калотип. Неизвестный автор. Фрагмент алтарной части и декора Успенского собора на городке. Россия, Звенигород. 1900–1910-е 3. Черно-белый негатив на стекле. Неизвестный автор. Портрет женщины с ребенком. 1900-е 4. Черно-белый негатив на стекле. Гомоненко (?). Странники. 1897 5. Черно-белый негатив на пленке. Неизвестный автор. Играющие дети во дворе. 1910-е 4 1 2 3 5 19 сибилизированной бумаги. Для повышения прозрачности бумажные негативы пропитывались воском. Отпечатки с бумажных негативов — не очень четкие, расплывчатые. Резкого изображения при контактной печати не получалось из-за рассеивания света в бумажной массе. Мокрый коллодион. Сухие желатиновые пластины Негативы на стекле сначала были представлены пластинами, полученными мокроколлодионным способом, затем был изобретен «сухой» способ — сухая желатиновая пластина с нанесенным на нее светочувствительным слоем. Период распространения мокроколлодионных пластин — 1851–1880 годы, сухих желатиновых — 1880–1930-е годы. Снимки, полученные на мокрых коллодионных пластинах, отличались хорошей четкостью и выра- зительностью оттенков. Для экспонирования изображения требовалось менее 30 секунд. Благодаря этим преимуществам мокроколлодионные пластины начали постепенно вытеснять дагеротипию и калотипию и до конца 50-х годов XIX века окончательно вытеснили оба первоначальных процесса. Существенным недостатком мокроколлодионного метода являлась необходимость осуществле- ния всего процесса за время, пока покрытие (раствор коллодия) не успевало полностью высохнуть, так как, подсохнув, оно становилось практически непроницаемым для обрабатывающих растворов. На смену мокроколлодионному процессу начали применять «сухие желатиновые пластины», в кото- рых вместо коллодия в эмульсии, покрывающей пластину, использовался желатин. Готовая пластина могла храниться и использоваться в течение продолжительного времени. Экспонированная пластина также не требовала немедленного проявления. Поверхность со стороны эмульсии — матовая, с оборотной стороны стекла — глянцевая. Существовали стандартные форматы англо-американские, европейские и российские, опреде- ленные различными метрическими системами. Негативы на стеклянных пластинах часто покрывались лаком для защиты. Для стеклянных негативов характерны сморщивание и образование трещин в эмульсионном слое, иногда его отслоение. Возможны желтизна и выцветание из-за некачественной химической обработки. Разбитые стеклянные негативы также подлежат хранению, поскольку существуют спо- собы их реставрации. Для сухих пластин характерно применение стекол с высоким содержанием щелочи, подвержен- ных типичной/- щелочной коррозии, которая вызывает повреждение эмульсионного слоя. Хранить без резких температурно-влажностных колебаний. В бумажных бесклеевых конвертах из материалов, прошедших тест на фотоактивность, которые укладываются в специальные коробки или ящики типа каталожных, но обязательно с крышкой. Большеформатные (от 18 × 24 см) и разбитые стеклянные негативы должны храниться гори- зонтально. Не допускается брать за угол стеклянный негатив. Перемещаются стеклянные негативы только двумя руками. 7. ПЛЕНОЧНЫЕ НЕГАТИВЫ Пленочными называются негативы на гибкой прозрачной подложке с нанесенной на нее свето- чувствительной эмульсией. Негативы применяются для получения позитивных изображений в различ- ных техниках. Различают листовую и рулонную фотопленку. На рулонную фотопленку, как правило, наносилась перфорация — отверстия, чаще всего прямоугольной формы, расположенные по краям пленки на равном расстоянии друг от друга, предназначенные для управляемого передвижения пленки в фотоаппарате. В XX веке применение фотопленок стало массовым. Основа пленки — нитрат целлюлозы (1889–1950); ацетат целлюлозы (1925); диацетат и триацетат (1937); полиэстер, полиэфир (с 1965 по настоящее время). Поверхность со стороны эмульсии — матовая, с оборотной стороны — глянцевая. Листовая и рулонная фотопленки применялись разных форматов, в зависимости от техники. Самый распространенный формат рулонной пленки — шириной 35 мм. Характерны механические повреждения, пожелтение, сморщивание и образование трещин в эмульсионном слое, иногда его отслоение. Встречается металлизация поверхности, так называемый эффект серебряного зеркала. Рулонная фотопленка склонна к скручиванию. При несоблюдении температурно-влажностного режима возможно слипание пленки. Химическая неустойчивость является главным фактором разрушения пленочных материалов, особенно ранних. Наи- больший вред негативу может нанести неправильное хранение. Негативы упаковываются индивидуально в четырехлепестковых конвертах из плотной бумаги, которые помещаются вертикально на своем длин- ном ребре в специальные металлические шкафы с гнездами или коробки соответствующего размера. Коробки ставятся вертикально на полках шкафов или стеллажей. Малоформатные негативы на пленке хранятся в бесклеевых конвертах, которые укладываются в специальные коробки или ящики типа каталожных, но обязательно с крышкой. ЧАСТЬ II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ 20 СТРАТЕГИЯ СОХРАНЕНИЯ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ И МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ Не допускается касаться пальцами эмульсии негатива. Неправильное хранение может приво- дить к склеиванию негативов друг с другом. При неблагоприятных климатических условиях очень высока опасность образования небольшого конденсата, который может привести к склеиванию негатива с конвертом или другим материалом, в котором он хранится. Чтобы избежать следов отпе- чатков пальцев на негативе, рекомендуется использовать хлопчатобумажные перчатки. Наилучшим вариантом сохранения пленочных негативов на сегодняшний день считается оцифровка. Нитроцеллюлозные негативы. Нитратная пленка Производство пленки в катушках на основе нитрата целлюлозы начали в «Истман Кодак» в 1889 году и продолжали вплоть до 1950 года. Цвет коричневый, черно-серый. Негативы до 1955 года могут быть нитратными. В 1930-х го- дах на краях пленки было напечатано «nitrate» или ставился значок «V». По сравнению с ацетатной пленкой, где имелся знак «I_I» и напечатано «safety» («безопасно»), нитратные пленки — это пожаро- опасный материал, требующий особого хранения. Следует обращать внимание на характерные разру- шения нитратной пленки при неправильном хранении: выцветание изображения, эффект серебряного зеркала; эмульсия становится липкой, в сухом климате пленка становится ломкой и рассыпается; образуются газовые пузырьки, появляется едкий запах азотной кислоты; пленка становится мягкой, склеивается с конвертом, изображение полностью теряется; пленка разлагается до коричневой пыли. Негативы на нитроцеллюлозной основе должны храниться в бесклеевых бескислотных бумажных конвертах и отдельно от других фотографических материалов. При хранении фотографических материалов на нитрооснове в холодильных камерах необходимо использовать специальную теплоизоляционную герметичную упаковку типа многослойных конвертов, состоящих из слоев полиэтилена, алюминиевой фольги и бумаги. Внутрь конверта помещаются паке- тики с адсорбентами для удаления кислотных продуктов деструкции и с адсорбентами (силикагель) для удаления избыточной влаги. Ацетатцеллюлозные негативы В 1925 году появилась «безопасная пленка» из ацетата целлюлозы. Край пленки помечен — «негорючая». Ацетатные пленки — большого формата. Тоньше и пла- стичнее, чем нитратные. Разрушающиеся ацетатные пленки имеют характерный узор из желобков, в результате отставания желатиновой эмульсии, и специфический уксусный запах. Негативы на ацетатцеллюлозной основе должны храниться в бесклеевых бумажных конвертах и отдельно от других фотографических материалов. Полиэстер Полиэстер появился в 1965 году и используется по настоящее время. Это самый гибкий и ста- бильный материал для негативов. При хранении обязательно использование черного конверта. 8. ЦВЕТНЫЕ ФОТОМАТЕРИАЛЫ Автохром братьев Люмьер. Цветные диапозитивы С. М. Прогудина-Горского Автохром братьев Люмьер — первый процесс получения цветного изображения, доступный в массовом использовании. У автохрома были свои недостатки: невозможность тиражирования, низкая чувствительность, позволяющая снимать только статичные сцены. Несмотря на это, запатен- тованный в 1903 году, он оставался единственным массовым способом цветной фотосъемки вплоть до 1935 года. Материалом основы до 1930-х годов было стекло, затем его заменила пленка. Автохром Люмьер представлял собой стеклянную пластину с нанесенным на нее лаком. Слой лака покрывался еще одним слоем — крахмалом, состоящим из микроскопических гранул, окра- шенных в красный, зеленый и синий цвета. Пространство между гранулами заполнялось сажей. По сути, в автохроме основное изображение было черно-белым, а слой цветных микроскопических гранул, выступая в роли своеобразного цветного фильтра, при просмотре на свету преобразовывал черно-белое изображение в цветное. Пластины рассматривались на просвет или через проектор. Параллельно с братьями Люмьер в России появился свой аналог цветной фотографии. В 1902 году С. М. Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трех- цветной фотографии А. Мите. Технология цветоделения, которой пользовался Прокудин-Горский для получения цветных фотографий, была изобретена Джеймсом Максвеллом еще в 1855 году. Съемка велась по очереди через цветные светофильтры синего, зеленого и красного цветов на черно-белые светочувствительные пластины. Если спроецировать все три негатива в одну точку, чтобы картинки совпали, пропустив каждое изображение через стекло своего цвета, то можно получить цветное изображение. Несмотря на технологическую сложность, Прокудин-Горский предпочел раздельную 21 1. Автохром. Неизвестный автор. Интерьер комнаты. 1900-е 2. Автохром. Неизвестный автор. Зимний пейзаж. 1900-е 3. Стеклянный черно-белый цветоделенный негатив. С. М. Прокудин-Горский. Двое мужчин сидят под аркой в мавзолейном комплексе Шах-и Зинде (Шах-и-Зинда) в Самарканде. 1905–1915. © Библиотека Конгресса, США, Вашингтон 2 1 3 ЧАСТЬ I. ОСНОВНЫЕ ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ И МАТЕРИАЛЫ 22 СТРАТЕГИЯ СОХРАНЕНИЯ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ И МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ съемку популярному уже в 1907 году автохрому из-за лучшей цветопередачи и высокого качества безрастрового изображения. Черно-белый цветоделенный негатив, в отличие от автохромного диа- позитива, получаемого в единственном экземпляре, позволял тиражировать цветные фотографии, в том числе типографским методом фототипии. По прошествии времени проявилось еще одно пре- имущество раздельного метода — более высокая долговечность желатиносеребряного изображе- ния, состоящего из серебра, а не красителей. До сегодняшнего дня цветоделение на раздельные черно-белые негативы считается наиболее надежным способом хранения цветных изображений и используется в цветном кинематографе для архивных целей. Позже цветной печатью стали называть традиционный фотографический процесс (не цифровой), в котором изображение состоит из трех наложенных друг на друга слоев желатина, содержащих голубой, пурпурный и желтый красители, формирующих в результате полноцветное изображение. Другие названия: c-print, хромогенная печать. Помимо цветных негативов, есть также цветные позитивы (слайды или диапозитивы), изго- товленные на прозрачной основе (стекло, пленка). Слайды используются в полиграфии в качестве изобразительного издательского оригинала, а также могут рассматриваться на просвет или прое- цироваться на экран (диафильм). Поверхность цветных отпечатков глянцевая, полуглянцевая, полуматовая. Основа — бумага. Широкий спектр форматов. Монтировались на картон, рамы, фотоальбом. Цветные отпечатки 1940–1950-х годов недолговечны из-за выцветания изображения. Устойчи- вое цветное изображение характерно для отпечатков, сделанных с начала 1980-х годов. Фотографические материалы с цветным изображением должны быть дополнительно защищены прокладками из светонепроницаемой бумаги. При хранении цветных отпечатков и негативов в холодильных камерах необходимо использовать специальную теплоизоляционную герметичную упаковку типа многослойных конвертов, состоящих из слоев полиэтилена, алюминиевой фольги и бумаги. Внутрь конверта помещаются пакетики с адсорбентами для удаления кислотных продуктов деструкции и с адсорбентами (силикагель) для удаления избыточной влаги. |