Главная страница
Навигация по странице:

  • 4. ХРАНЕНИЕ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ОСНОВАХ

  • Требования к хранению фотографических материалов на различных основах Вид фотоматериала Температура (t, °С) Влажность (р, %)

  • 4.1. Хранение фотографических материалов на опасной основе (нитрооснове)

  • Методы выявления фотографических материалов на нитрооснове

  • 4.2. Хранение фотографических материалов на безопасной основе (из триацетатцеллюлозы или полиэтилентерефталата)

  • 4.4. Хранение фотографических материалов на стеклянной основе

  • 4.5. Хранение кейсовых фотографических материалов (дагеротипов, амбротипов, ферротипов или тинтайпов)

  • 4.6. Хранение фотоотпечатков на бумажной основе

  • Росфото_Стратегия сохранения фотографических музейных предметов.. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры Государственный музейновыставочный центр росфотостратегия сохранения фотографических


    Скачать 1.2 Mb.
    НазваниеФедеральное государственное бюджетное учреждение культуры Государственный музейновыставочный центр росфотостратегия сохранения фотографических
    Дата24.08.2022
    Размер1.2 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаРосфото_Стратегия сохранения фотографических музейных предметов..pdf
    ТипМетодические рекомендации
    #652102
    страница4 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    Предельно допустимая концентрация вредных примесей в воздухе
    Наименование примеси
    Концентрация, максимально разовая
    Сернистый ангидрид
    0,500
    Двуокись азота
    0,085
    Хлор
    0,100
    Пыль
    0,500
    Сажа
    0,150
    Взвешенные вещества
    0,500
    Все поступающие в музей фотографические материалы, в том числе для временных выставок, должны быть исследованы на предмет наличия биодеструкторов. Исследованию также подлежат упаковочные материалы, в которых транспортировались предметы.
    Для распаковки и осмотра фотографических предметов в музее должно быть выделено отдель- ное помещение. Распаковка предметов в экспозиционных залах и хранилищах недопустима в связи с опасностью заражения музея привнесенными биодеструкторами.
    Проверку предметов на зараженность и проведение необходимых оперативных мероприятий рекомендуется осуществлять в специально оборудованном хорошо вентилируемом помещении
    (изоляторе) при соблюдении мер, исключающих заражение других предметов, а также предметов, прошедших обработку. При работе с предметами, поврежденными плесневыми грибами, необходимо использовать защитную одежду и средства респираторной защиты.
    Для фотографических материалов особенно опасно микологическое поражение (микроскопиче- скими грибами). Главным условием предотвращения микологического заражения является соблюдение установленного для хранилищ фотографических материалов температурно-влажностного режима.
    Необходимо проведение постоянного мониторинга биодеструкторов хранимых фотографических предметов.
    При обнаружении биодеструкторов пораженный предмет необходимо перенести в сухое изо- лированное помещение и обеспечить выполнение необходимых оперативных мероприятий. И после обработки провести повторный мониторинг в течение установленного контрольного срока.
    Необходим мониторинг состояния систем обеспечения микроклимата, поскольку они могут стать источником распространения микроорганизмов в здании музея.
    Кожаные переплеты фотоальбомов повреждают две группы насекомых: кожееды и моли. Для предотвращения заражения фотографических хранилищ молями применяют инсектициды и репел- ленты, прошедшие проверку и рекомендованные для применения в музеях специализированными институтами. Для обнаружения и мониторинга насекомых-вредителей, а также для оценки эффек- тивности проведенных дезинсекционных мероприятий применяют клеевые и феромонные ловушки.
    Категорически запрещено использовать в хранилищах фотографических материалов нафталин.
    Не рекомендуется применять репелленты и инсектицидные пластины рядом с рабочими места- ми сотрудников музея. Репелленты и инсектицидные пластины размещают таким образом, чтобы исключить соприкосновение с материалом экспоната.
    Рекомендуется осуществлять замену репеллентов и инсектицидных пластин на новые через
    6 месяцев или согласно рекомендациям производителя.
    Все работы с репеллентами и инсектицидными пластинами проводятся согласно инструкции изготовителя с соблюдением соответствующей техники безопасности.
    Применение химического метода борьбы против насекомых в музеях должно быть сведено к минимуму, вследствие отрицательного влияния инсектицидов на здоровье сотрудников, непосред- ственно контактирующих с экспонатами, возможных необратимых изменений свойств материалов музейных предметов, а также загрязнения окружающей среды.
    Не допускается опрыскивание, опыливание, аэрозольная обработка инсектицидами экспонатов во избежание изменения цвета, оттенка, яркости красителей, коррозии металлических элементов и других изменений материала.
    Допускается применение инсектицидов в составе инсектицидных пластин и приманок в ловушках для насекомых.

    29
    ЧАСТЬ II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ
    Работы с инсектицидами должны осуществляться в соответствии с инструкциями по применя- емому средству.
    Для защиты музеев от заражения насекомыми необходимо регулярное выполнение комплекса профилактических мероприятий, к которым относятся: регулярная уборка помещений, соблюдение мер, препятствующих проникновению насекомых в музей, сезонные осмотры хранилищ и экспози- ций, применение репеллентов и инсектицидных пластин, а также осуществление энтомологического мониторинга с использованием феромонных и клеевых ловушек.
    Не реже одного раза в год проводится общий профилактический осмотр музея для определения зараженности насекомыми.
    Дважды в год (весной и осенью) нужно вычищать места скопления насекомых — между рамами, за плинтусами и в других подобных местах.
    Для защиты от проникновения насекомых в музей на открытые форточки, окна, балконы, вен- тиляционные отдушины рекомендуется устанавливать сетки с размером ячеек, не превышающим
    1 мм, допускается использование москитной сетки.
    В целях исключения заражения музейных предметов кожеедами и молью не допускается:
    • применение шерстяных тканей для оформления экспозиций в музеях (декорирование витрин, стендов, подиумов);
    • применение технического войлока в зданиях и на территории музея для утепления конструкций или отопительной системы.
    Выбор метода обработки для уничтожения насекомых производится после консультаций со специалистами (биологами, реставраторами, химиками).
    При выборе метода обработки учитываются следующие факторы: вид насекомого и его биоло- гические особенности; тип и поверхность материала экспоната; масштаб заражения; квалификация персонала; необходимые временные затраты на проведение обработки.
    Не реже одного раза в год проводится общий профилактический осмотр хранилища для выяв- ления биодеструкторов.
    4. ХРАНЕНИЕ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ОСНОВАХ
    Фотографические материалы систематизируются и хранятся по видам:
    • негативы на различной основе и различной цветности (стекло; пленка: опасная, безопасная);
    • слайды различной цветности;
    • фотографии, выполненные на разных носителях (металле, стекле, бумаге);
    • фотоотпечатки различной цветности;
    • фотоальбомы.
    В соответствии с видом основы (опасная или безопасная) и видом изображения (черно-белое или цветное) фотографические материалы рекомендуется хранить в различных помещениях храни- лища с разным температурным режимом (табл. 5).
    При хранении фотографических материалов рекомендуется учитывать воздействие сле- дующих факторов: разрушение бумажной, стеклянной и гибкой (нитратные, ацетатные и по- лиэфирные пленки) основ от действия света и пересыхания; выцветание под действием света слоя, несущего изображение; чувствительность к сотрясениям, вибрации при перемещениях, транспортировке фотографий, основой которых является стекло, а также фотографий в рамах под стеклом. При хранении фотографических материалов разрешено использование комплек- тующих средств, прошедших тест на фотографическую активность PAT и соответствующих требованиям архивного хранения (ISO 18 902, ISO 18916), изготовленных только на основе химически нейтральных бескислотных материалов. Запрещается: хранить фотографические материалы в открытом виде на столах, полках и стеллажах; перегибать их; скатывать их в трубку; прикалывать их кнопками и прибивать гвоздями; загибать авторские поля или об- резать их; применять конторский клей, клейкую ленту фабричного производства; употреблять при окантовке деревянные прокладки и цветные сорта картона без оклейки последних белой бумагой.
    При работе с фотографическими материалами обязательно использование специальных перча- ток (хлопчатобумажных при кратковременном контакте с фотографическим материалом или перчатки из 100% нитрила при длительном контакте).
    В целях обеспечения сохранности фотографических материалов и своевременного выявления возникающих в них дефектов фотоматериалы должны подвергаться контролю один раз в два года.
    При осмотре фотографических материалов необходимо проверять:
    • наличие деструкций биологического и химического происхождения;
    • состояние упаковки фотографических материалов;
    • стабильность огнеопасной основы.

    30
    СТРАТЕГИЯ СОХРАНЕНИЯ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ И МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ
    Таблица 5.
    Требования к хранению фотографических материалов на различных
    основах
    Вид фотоматериала
    Температура
    (t, °С)
    Влажность
    (р, %)
    Материалы для хранения
    Кейсовая фотография:
    дагеротип,
    амбротип,
    ферротип
    +4 — +20 30–40
    Индивидуальная упаковка из материалов, соответствующих требованиям архивного хранения и прошедших тест на фотографическую активность PAT
    (ISO 18 902, ISO 18916):
    четырехклапанные картонные коробки из бескислотных материалов с прокладкой микалентной бумагой или тонкой гладкой бескислотной бумагой
    Фотография на бумажной основе (традиционная печать)
    Однослойные:
    отпечатки на соленой бумаге, цианотипия, платинотипия.
    Двухслойные:
    альбуминовые отпечатки.
    Трехслойные:
    коллодионные отпечатки,
    желатиновые отпечатки
    (бромосеребряные, хлоросеребряные, хлоробромосеребряные)
    +17 — +19 40–50
    Индивидуальная упаковка из материалов, соответствующих требованиям архивного хранения и прошедших тест на фотографическую активность PAT
    (ISO 18 902, ISO 18916):
    четырехклапанные бумажные конверты или конверты из полиэфирной пленки Melinex с прокладкой микалентной бумагой или тонкой гладкой бескислотной бумагой
    Цветные фотографии
    +2 — +5 40–50
    Горизонтальное хранение.
    Индивидуальная упаковка из материалов, соответствующих требованиям архивного хранения и прошедших тест на фотографическую активность PAT
    (ISO 18 902, ISO 18916):
    незабуференные, pH-нейтральные четырехклапанные бумажные конверты с прокладкой микалентной бумагой или тонкой гладкой бескислотной бумагой
    Цифровые фотографии в форме распечатки
    (Inkjet, Dye sublimation,
    Electrophotography)
    +17 — +19 40–50
    Горизонтальное хранение.
    Индивидуальная упаковка из материалов, соответствующих требованиям архивного хранения и прошедших тест на фотографическую активность PAT
    (ISO 18 902, ISO 18916):
    незабуференные, ph-нейтральные четырехклапанные бумажные конверты с прокладкой микалентной бумагой или тонкой гладкой бескислотной бумагой

    31
    ЧАСТЬ II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ
    Негативы:
    Стекло
    +8 — +15 30–40
    Вертикальное хранение. Индивидуальная упаковка из материалов, соответствующих требованиям архивного хранения и прошедших тест на фотографическую активность PAT (ISO 18 902, ISO 18916):
    незабуференные, pH-нейтральные четырехклапанные бумажные конверты
    Нитропленка
    –5 — +10 20–40
    Горизонтальное хранение. Индивидуальная упаковка из материалов, соответствующих требованиям архивного хранения и прошедших тест на фотографическую активность PAT (ISO 18 902, ISO 18916):
    незабуференные, pH-нейтральные четырехклапанные бумажные конверты
    Ацетатная пленка
    Триацетатная пленка
    Цветная пленка
    –5 — +15 20–40
    Индивидуальная упаковка из материалов, соответствующих требованиям архивного хранения и прошедших тест на фотографическую активность PAT
    (ISO 18 902, ISO 18916):
    незабуференные, pH-нейтральные четырехклапанные бумажные конверты
    4.1. Хранение фотографических материалов на опасной основе (нитрооснове)
    Фотографические материалы на нитрооснове должны храниться в отдельном помещении, оборудованном специальной дополнительной вытяжкой в области пола, для удаления выделяемых газов, которые представляют серьезную опасность как источник возникновения пожаров. Пленка на нитрооснове подвержена химическому разложению, в процессе которого происходит выделение окислов азота, действующих разрушающе на фотографическое изображение как самих нитропленок, так и триацетатных, если они хранятся совместно. Поэтому их следует хранить раздельно. Хранилища для фотографических материалов на нитрооснове и хранилища фотографических материалов других типов не должны иметь общих вентиляционных каналов.
    Достаточно низкая температура воспламенения пленок на нитрооснове (+40 °С) и возрастающая при длительном хранении пожароопасность требуют строжайшего соблюдения противопожарных правил.
    Методы выявления фотографических материалов на нитрооснове
    Определить основу фотографических материалов можно:
    • по маркировочным знакам;
    • растворимости в органических растворителях;
    • характеру горения.
    Распознавание вида основы по маркировочным знакам осуществляется путем визуального осмотра края фотографического материала в проходящем свете.
    Соответствующая маркировка нанесена фотографическим способом на краю пленки, над пер- форированным рядом, в процессе производства пленки и становится различимой после химико-фо- тографической обработки.
    Триацетатная негорючая пленка должна иметь следующую маркировку:
    • отечественного производства — слово «Безопасная» или букву «Б»;
    • зарубежного производства — слово «Safety» или букву «S».
    При отсутствии указанной маркировки на фотографической пленке необходима проверка типа основы разрушающим методом. Для этого необходимо отделение фрагмента пленки от края, не несущего изображение. Проверка проводится по ее растворимости в органических растворителях.
    В случае отсутствия результата можно определить вид основы по характеру горения. Образец на триацетатной основе не воспламеняется или воспламеняется с трудом. Образец на нитроцеллюлоз- ной основе воспламеняется мгновенно и горит ярким пламенем.
    Все манипуляции с пленкой проводятся исключительно специалистами отдела реставрации или химической лаборатории при соблюдении необходимых правил пожарной безопасности.
    Поскольку фотографические материалы на нитрооснове не обеспечивают надежного хранения, рекомендуется их копирование.

    32
    СТРАТЕГИЯ СОХРАНЕНИЯ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ И МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ
    4.2. Хранение фотографических материалов на безопасной основе
    (из триацетатцеллюлозы или полиэтилентерефталата)
    Триацетатцеллюлозная основа имеет тенденцию усыхать, когда пластификаторы и растворители с течением времени испаряются. В результате пленка коробится, а желатиновый эмульсионный слой отслаивается от подложки. Пленка становится более кислотной и начинает разрушаться. О разложе- нии пленки свидетельствует запах уксусной кислоты. В связи с этим применяются следующие требо- вания к хранению фотопленок на триацетатцеллюлозной, нитроцеллюлозной и полиэфирной основах:
    • пленки могут быть нарезаны на части с соблюдением целостности кадров в соответствии с размерами применяемых конвертов или сливеров;
    • форматные пленки можно помещать в бумажные или полиэфирные конверты;
    • конверты и сливеры с негативами следует помещать в коробки соответствующего размера;
    • запрещается хранить негативы разного размера в одной коробке;
    • коробки устанавливаются на полках шкафов или стеллажей в горизонтальном положении по широкой стороне коробки;
    • поврежденные негативы необходимо хранить отдельно в индивидуальных бумажных кон- вертах с маркировкой о повреждениях;
    • пленочные негативы хранятся в беcклеевых конвертах, которые помещаются в специальные коробки или ящики типа каталожных, но обязательно с крышкой;
    • негативы должны храниться отдельно от других фотографических материалов;
    • при всех манипуляциях с негативами обязательно использование перчаток. Не допускается касаться пальцами эмульсии негатива.
    4.3. Хранение слайдов
    Слайды, смонтированные в рамке под стеклом, хранятся в коробках или полиэфирных сливерах, собранных в скоросшиватели, без дополнительной первичной упаковки.
    Слайды с открытой рамкой хранятся в картонных коробках или металлических боксах, предва- рительно упакованные в индивидуальные бумажные конверты или полиэфирные сливеры.
    Слайды, не смонтированные в рамки, следует хранить так же, как негативы на основе полимер- ной пленки.
    4.4. Хранение фотографических материалов на стеклянной основе
    Негативы на стеклянной основе помещаются в индивидуальные бумажные конверты в коробки соответствующего размера. В коробках негативы на стеклянной основе должны быть установлены вертикально на своем длинном ребре. При отдельном хранении стеклянные негативы хранятся го- ризонтально.
    На коробках должна быть помета «хрупкое/стекло» и маркировка с информацией о коллекции негативов.
    Конверты с негативами на стеклянной основе фиксируются в коробке с помощью металлических разделителей или разделителей из двухслойного картона.
    Конверты с негативами на стеклянной основе должны легко извлекаться из коробок во избе- жание повреждения.
    Для хранения стеклянных пластин форматом более 13 × 18 см целесообразно использовать ящики с устойчивыми металлическими разделителями и отсеками.
    Большеформатные стеклянные негативы (от 18 × 24 см) должны храниться индивидуально и горизонтально.
    Негативы на стеклянной основе запрещается брать за угол во избежание повреждения.
    Поврежденные негативы на стеклянной основе рекомендуется хранить горизонтально в отдель- ных неглубоких коробках с подложками из четырехслойного или гофрированного картона.
    4.5. Хранение кейсовых фотографических материалов (дагеротипов, амбротипов,
    ферротипов или тинтайпов)
    Кейсовые фотографические материалы — это фотографические изображения на пластинах, смонтированные в специальные кейсы или рамы. При любых манипуляциях необходимо использова- ние перчаток, запрещается прикасаться к поверхности пластины. Дагеротипы необходимо хранить в коробках из бескислотных материалов, соответствующих размеру предмета. Для фиксации пред- мета со всех сторон используется прокладка из мембранного мягкого материала.
    Амбротипы следует хранить так же, как и дагеротипы.
    Не рекомендуется прикасаться к поверхности амбротипа.
    Для ферротипов, при отсутствии рамы или кейса, необходимо изготовить плотную подложку из бескислотного картона в размер предмета.

    33
    ЧАСТЬ II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ
    Ферротип помещается на подложку, упаковывается в конверт и коробку, хранится только в горизонтальном положении.
    4.6. Хранение фотоотпечатков на бумажной основе
    4.6.1. Однослойные отпечатки (отпечатки на соленой бумаге, цианотипия, платинотипия и пал- ладиотипия).
    Отпечатки на соленой бумаге необходимо хранить в полной темноте, в индивидуальных бесклее- вых конвертах из бескислотной бумаги и коробках из бескислотного музейного картона с прокладкой микалентной бумагой, тонкой гладкой бескислотной бумагой, а также бумагой, прошедшей тест на фотоактивность.
    Цианотипы необходимо хранить в полной темноте в индивидуальных бесклеевых конвертах из нещелочных материалов с прокладкой микалентной бумагой, тонкой гладкой бескислотной бумагой, а также бумагой, прошедшей тест на фотоактивность. Следует избегать контакта цианотипа с фото- графическими материалами, выполненными в других фотографических техниках.
    Платинотипы и палладиотипы необходимо хранить в индивидуальных бесклеевых конвертах из нещелочных материалов бумаги, дополнительно проложив микалентной бумагой, тонкой гладкой бескислотной бумагой, а также бумагой, прошедшей тест на фотоактивность. Нужно следить за состоянием прокладочного материала и при необходимости менять его на новый. Следует избегать контакта платинотипов и палладиотипов с фотографическими материалами, выполненными в других фотографических техниках.
    4.6.2. Двухслойные отпечатки (альбумин).
    Альбуминовые отпечатки на паспарту прокладываются микалентной бумагой, тонкой гладкой бескислотной бумагой, а также бумагой, прошедшей тест на фотоактивность, затем помещаются в конверт из бескислотной бумаги и коробку, соответствующую размеру паспарту.
    Альбуминовые отпечатки без подложки следует поместить в бескислотный конверт или конверт из полиэфирной пленки Melinex и коробку в размер отпечатка.
    4.6.3. Трехслойные отпечатки (коллодионные, хлоросеребряные желатиновые отпечатки, бро- мосеребряные желатиновые отпечатки).
    Коллодионные отпечатки прокладываются микалентной бумагой, тонкой гладкой бескислотной бумагой, а также бумагой, прошедшей тест на фотоактивность, затем помещаются в конверт из бескислотной бумаги в размер отпечатка;
    При хранении коллодионных отпечатков в составе альбома, во избежание механических по- вреждений их верхнего слоя, листы альбома необходимо проложить микалентной бумагой, тонкой гладкой бескислотной бумагой, а также бумагой, прошедшей тест на фотоактивность.
    Хлоросеребряные желатиновые отпечатки помещаются в конверт из бескислотной бумаги в размер отпечатка с прокладкой микалентной бумагой, тонкой гладкой бескислотной бумагой, а также бумагой, прошедшей тест на фотоактивность;
    Бромосеребряные желатиновые отпечатки помещаются в конверт из бескислотной бумаги в раз- мер отпечатка с прокладкой микалентной бумагой, тонкой гладкой бескислотной бумагой, а также бумагой, прошедшей тест на фотоактивность.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта