Главная страница
Навигация по странице:

  • 4.8. Требования к упаковке фотографических материалов

  • 4.9. Требования к материалам упаковки

  • 4.10. Маркировка фотографических материалов

  • 5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ ЭКСПОНИРОВАНИИ 5.1. Световой режим

  • Допустимый уровень освещения для светочувствительных материалов с учетом времени экспонирования Классификация Материалы Уровень освещенности

  • Определение количества светового излучения для фотографических материалов Группа Разновидность фотографических материалов Общее количество

  • 5.2. Температурно-влажностный режим

  • 5.3. Монтаж фотографических материалов

  • 5.4. Упаковка и транспортировка фотографических материалов

  • 5.5. Требования к упаковочной таре

  • № п.п. Форма т кадра (мм) Ширина пленки Тип пленки Количество кадров в рулоне Носитель Тип эмульсии Обору

  • . Технические параметры оцифровки фот ома териалов на про зрачных основах

  • 6. ОЦИФРОВКА ФОТОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ

  • Требования к мастер-копии

  • 6.2. Рекомендации к условиям для проведения оцифровки аналогового изображения

  • 6.3. Рабочее место специалиста по оцифровке

  • 6.5. Цифровое разрешение

  • 7. ХРАНЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ 7.1. Общие требования к организации хранения электронных изображений

  • Стратегия цифровой сохранности должна решать несколько задач.

  • Росфото_Стратегия сохранения фотографических музейных предметов.. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры Государственный музейновыставочный центр росфотостратегия сохранения фотографических


    Скачать 1.2 Mb.
    НазваниеФедеральное государственное бюджетное учреждение культуры Государственный музейновыставочный центр росфотостратегия сохранения фотографических
    Дата24.08.2022
    Размер1.2 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаРосфото_Стратегия сохранения фотографических музейных предметов..pdf
    ТипМетодические рекомендации
    #652102
    страница5 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9
    4.7. Хранение фотоальбомов
    Фотоальбомы являются распространенной формой хранения фотографических материалов и, как правило, представляют собой единый памятник. Следует с особым вниманием отнестись к ма- териалам, из которых изготовлены листы альбома, по возможности провести химический анализ.
    4.7.1. В случае обнаружения критических свойств материалов, из которых состоит альбом, зна- чительно превышающих пороговые значения безопасности фотографических материалов, может быть принято решение о временном реставрационном размонтировании альбома и хранении фото- отпечатков отдельно от альбома или создание копий листов альбома из бескислотных материалов, близких по тону и толщине.
    4.7.2. При временном размонтировании альбома необходимо создать цифровую копию обложки и всех его страниц.
    4.7.3. Решение о необходимости временного размонтирования альбома производится на осно- вании соответствующего заключения на реставрационном совете.
    4.7.4. Между листами фотоальбома необходимо проложить листы бумаги из микалентной бумаги для предохранения фотографических материалов от механического повреждения эмульсионного слоя при контакте с листами альбома, другими фотографиями.
    4.7.5. Фотоальбомы хранятся в горизонтальном положении в индивидуальных коробках отдельно от разрозненных отпечатков. Коробки устанавливаются на полках шкафов или стеллажей в горизон- тальном положении по широкой стороне коробки.

    34
    СТРАТЕГИЯ СОХРАНЕНИЯ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ И МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ
    4.8. Требования к упаковке фотографических материалов
    4.8.1. Фотографические материалы должны быть упакованы в первичную, а затем во вторичную упаковку.
    4.8.2. Первичная упаковка имеет прямой контакт с фотографическим материалом и защищает его от пыли и влаги, а вторичная упаковка предохраняет фотографический материал и первичную упаковку от механических повреждений, света и других воздействий окружающей среды.
    Для перекладывания и заворачивания фотографических материалов рекомендуется применять микалентную бумагу, тонкую гладкую бескислотную бумагу, а также бумагу или полиэфирную пленку, которые прошли тест на фотоактивность.
    При перекладывании фотоотпечатки во избежание изломов берут за противоположные углы
    (по диагонали) двумя руками.
    4.8.2. Каждый фотографический материал, представляющий собой единицу хранения, должен быть уложен в негерметичную индивидуальную упаковку.
    4.8.3. Недопустимо использование материалов, имеющих поверхностную проклейку или каку- ю-либо поверхностную отделку с клеевым покрытием.
    4.8.4. Фотографические материалы с цветным изображением должны быть дополнительно за- щищены прокладками из светонепроницаемой бумаги.
    4.8.5. Упаковка должна соответствовать размеру стопки отпечатков.
    Для того чтобы избежать излишнего давления на нижние отпечатки, хранящиеся в коробке, следует помещать не более 15–30 отпечатков в одну стопку.
    4.8.6. Коробки устанавливаются на полках шкафов или стеллажей в горизонтальном положении по широкой стороне коробки.
    4.9. Требования к материалам упаковки
    4.9.1. Основными материалами для упаковки фотоматериалов являются бумага и картон.
    4.9.2. Все материалы для упаковки фотоматериалов должны пройти тест на РАТ (тест на фото- активность).
    Данные материалы должны:
    • содержать не менее 87 %-ной альфа-целлюлозы;
    • не содержать щелочных и кислотных дискретов;
    • не содержать лигнина и древесной массы;
    • не иметь канифольной проклейки;
    • не содержать сернокислого глинозема;
    • иметь не более 0,0008 %-ной остаточной серы;
    • иметь pH водной выдержки от 7,2 до 9,5;
    • иметь щелочной резерв около 2 % CaCO
    3
    , не содержать металлических включений, воска и красящих пигментов.
    4.9.3. Кроме бумаги и картона, для упаковки фотодокументов используют коробки и конверты из полимерных материалов, при этом они должны быть:
    • химически инертные, не вступающие во взаимодействие с материалами фотографических материалов;
    химически устойчивые;
    • нейтральные;
    • не содержать пластификаторов;
    • не прилипать к поверхности фотографического материала.
    4.9.4. Всем вышеперечисленным требованиям соответствуют следующие полимеры:
    • полиэтилентерефталат;
    • полиэтилен высокой плотности;
    • полипропилен.
    4.9.5. Для упаковки фотографических материалов нельзя применять:
    • поливинилхлорид;
    • ацетилцеллюлозу;
    • полиэтилен низкой плотности.
    4.9.6. Для наклеивания фотоотпечатков применяются клеи на основе метилцеллюлозы или же- латина, или пшеничного крахмала.
    Не допускается использование канцелярского клея.
    Для изготовления паспарту применяется бумага и картон, прошедшие тест на фотоактивность. Па- спарту оформляется в виде двух раскрывающихся половин, скрепленных с помощью корешка из специ- альной окантовочной ленты из бумаги или ткани. Одна его половина должна иметь окно, соответствую- щее размерам изображения. Фотографический отпечаток прикрывается по краям не менее чем на 5 мм.

    35
    ЧАСТЬ II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ
    Фотографические отпечатки монтируются на половине паспарту, не имеющей окна при помощи специальных уголков, выполненных из инертных к фотографии материалам, которые фиксируются на эту часть паспарту.
    Допускается использование бумажных лапок для крепления фотографии.
    Для бумажных лапок следует применять японскую бумагу различной толщины. Приклеивание лапок производится на клей из пшеничного крахмала или на водный раствор метилцеллюлозы.
    Вырезанные из японской бумаги лапки смазывают клеем и закрепляют одним концом на обо- роте произведения, а другим — на паспарту.
    4.10. Маркировка фотографических материалов
    4.10.1. Маркировка музейных предметов осуществляется для их дальнейшей идентификации.
    Она не должна производиться методами, приносящими ущерб музейному предмету.
    4.10.2. Для маркировки музейных предметов желательно использовать компоненты, прошедшие тест на фотографическую активность, и материалы согласно ГОСТ 7.65-92.
    4.10.3. Фотоотпечатки, не наклеенные на бланки или паспарту, маркируются чернографитным каран- дашом со степенью твердости М-2М. Маркировка осуществляется на оборотной стороне в нижнем углу.
    4.10.4. Для фотоотпечатков на полиэтиленовых бумагах рекомендуется использовать архив- но-безопасный инструмент-карандаш типа: Berol Prismacolor pencil «non-photoblue 919», Berol
    «briteblue 167T» или типа PITTFaber-Castell Graphite Pure 2900 В.
    4.10.5. Для маркировки дагеротипов, амбротипов, ферротипов целесообразно применять эти- кетки из материалов, прошедших тест на фотографическую активность. Не допускается применять силикатный, казеиновый и резиновый клей на основе латекса. При наличии рамы или футляра этикет- ки размещаются на оборотной стороне рамы или футляра в правом нижнем углу. При наличии замка или кольца для подвешивания возможна также маркировка бирками, прикрепленными нитками (без синтетики в составе). Пластины без обрамления маркируются этикеткой с клеем на основе пшенич- ного крахмала, метилцеллюлозы, номер желательно писать вручную чернографитным карандашом со степенью твердости М-2М.
    4.10.6. Маркировка негативов на стеклянной основе проставляется в нижней части негатива на эмульсионном слое, в месте, свободном от изображения, чернографитным карандашом со степенью твердости М-2М (ГОСТ 7.50-2002).
    4.10.7. Негативы на основе полимерной пленки маркируются на стороне с эмульсионным слоем, по возможности в месте, свободном от изображения, чернографитным карандашом со степенью твердости М-2М. Также маркировка осуществляется на конверте, в который помещен негатив.
    4.10.8. Альбом маркируется с внутренней стороны нижней крышки карандашом со степенью твердости М-2М или путем наклейки этикетки из материалов, прошедших тест на фотоактивность.
    4.10.9. Слайды маркируются аналогично негативам на полимерной пленке. При наличии рамки маркировка наносится на рамку.
    4.10.10. Коробки маркируются на крышках и обращенных наружу боковых поверхностях (коро- бок для долгосрочного хранения) с указанием номеров КП всех коллекций, находящихся в коробке.
    Также маркируются шкафы и стеллажи, в которых хранятся предметы.
    В случае невозможности проставить учетные обозначения на самом предмете они простав- ляются на оформлении предмета (раме, футляре, конверте, паспарту и др.), этикетке или ярлычке, который подвешивается к предмету.
    5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
    ПРИ ЭКСПОНИРОВАНИИ
    5.1. Световой режим
    5.1.1. Недопустимо попадание прямых солнечных лучей на все виды фотографических материалов.
    5.1.2. Для защиты экспонатов от действия естественного света все окна помещений экспозиции должны быть снабжены шторами или защитными экранами либо стекла в окнах должны быть покры- ты специальными пленками, задерживающими ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. В часы, когда экспозиция закрыта, должно быть обеспечено полное отсутствие освещения, за исключением специальных приборов системы безопасности.
    5.1.3. В помещениях с материалами, особо чувствительными к действию света, шторы делаются из плотной темной материи.
    5.1.4. При экспонировании фотографических материалов недопустимо использовать люминес- центные лампы.
    5.1.5. Рекомендуется использовать лампы с фильтром, защищающим от ультрафиолетового излучения и поглощающим тепло, или волоконно-оптические системы освещения.

    36
    СТРАТЕГИЯ СОХРАНЕНИЯ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ И МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ
    5.1.6. Конструкция светильников должна быть пожаробезопасной и предохранять лампы от выпадения и механического повреждения.
    5.1.7. При экспонировании не допускается устанавливать световые приборы внутри витрин.
    5.1.8. В отсутствие посетителей витрины закрывают светонепроницаемыми шторами.
    5.1.9. Рядом с экспонируемым фотодокументом рекомендуется устанавливать дозиметры или индикаторы. Эти устройства поглощают все получаемое излучение и таким образом дают информа- цию об уровне освещенности и количестве ультрафиолетового излучения.
    5.1.10. Первоочередной и обязательной мерой по защите музейных предметов от действия света является ограничение и нормирование освещенности. Единые правила дают общий средний допустимый уровень освещения для фотографических материалов (табл. 6).
    Таблица 6.
    Допустимый уровень освещения для светочувствительных материалов
    с учетом времени экспонирования
    Классификация
    Материалы
    Уровень
    освещенности
    (Лк)
    Суммарное
    экспонирование
    (Лк ч/год)
    Доля
    ультрафиолетового
    излучения
    (мВт/люмен)
    Высокочувствительные светочувствительные предметы, ограниченные по времени экспонирования фотографические материалы
    50 15 000 (150 000 за 10 лет)
    ≥75 5.1.11. Современные международные нормы разделяют фотоматериалы по степени чувствитель- ности на три группы в зависимости от типа фотографической эмульсии (предельно чувствительные, очень чувствительные, чувствительные) (табл. 7).
    Таблица 7.
    Определение количества светового излучения для фотографических
    материалов
    Группа
    Разновидность фотографических
    материалов
    Общее количество
    светового излучения в год
    Группа 1
    Предельно чувствительные фотографии XIX века;
    моментальные фотографии Pоlaroid;
    цветные фотографии
    12 000 Лк
    Группа 2
    Очень чувствительные черно-белые фотографии на полиэтиленовых фотобумагах
    42 000 Лк
    Группа 3
    Чувствительные черно-белые фотографии на бумагах с баритовым слоем
    84 000 Лк
    Пример расчета максимально допустимого светового излучения для фотографических матери- алов: альбуминовые отпечатки, относящиеся к особо светочувствительным материалам, рекомен- дованный режим по таблице — 12 000 люкс в год.
    В таком случае применяется следующий расчет:
    12 000/(V×n) = D,
    где n — освещенность предмета, выраженная в люксах; V — длительность суммарного ежедневного экспонирования музейного предмета в данном световом режиме, выраженная в часах; D — реко- мендованное количество дней экспонирования в год.
    Таким образом, при световом режиме в выставочном зале 50 люкс и непрерывном экспониро- вании с 11 до 19 часов ежедневно ресурс экспонирования отпечатка на альбуминовой бумаге — не более 30 календарных дней в год.

    37
    ЧАСТЬ II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ
    5.1.12. Для измерения освещенности и облученности используются люксметры и увиметры.
    5.1.13. При расположении источников света на экспозиции нужно учитывать его отражение.
    5.1.14. Необходимо учитывать цвет и тип покрытия пола и стен. Стены экспозиционного про- странства должны иметь нейтральный или слабонасыщенный цвет, быть матовыми.
    5.1.15. Если уровень освещенности на выставке невысок, при входе необходимо организовать буферную зону, чтобы глаза посетителей постепенно привыкли.
    5.1.16. При длительном экспонировании рекомендуется установка систем временного освеще- ния, запускаемого таймером, датчиком движения или фотоэлементами.
    5.1.17. При киносъемках, телевизионных передачах и фотографировании в музейных помеще- ниях необходимо принимать все меры предосторожности, гарантирующие защиту от нагрева чув- ствительных к переменам температуры фотографических материалов.
    5.1.18. Источники света должны находиться не ближе 4 метров от экспоната, а свет надлежит включать на минимальное время (не более 3–5 минут). Недопустимо повышение температуры воздуха в помещении, где проводится съемка.
    5.1.19. Разрешение на кино-, теле-, фотосъемки дается при обязательном предварительном согласии главного хранителя.
    5.1.20. Кино- и телесъемки музейных предметов в неудовлетворительном состоянии сохранности запрещаются.
    5.1.21. В постоянной экспозиции следует использовать оцифрованные экземпляры.
    5.2. Температурно-влажностный режим
    5.2.1. Важнейшим условием правильного экспонирования фотографических материалов яв- ляется поддержание постоянной и необходимой температуры и относительной влажности воздуха в выставочных залах.
    5.2.2. Категорически запрещается допускать резкие колебания температуры и влажности воз- духа в выставочных залах.
    5.2.3. Температура воздуха в выставочных залах должна быть в пределах +18 — +24 °C ±2 °C.
    5.2.4. Допустимые параметры относительной влажности — 30–60 % ±5 %.
    5.2.5. Для регистрации температуры и влажности в каждом выставочном зале необходимо установить психрометры, гигрометры, термометры, самопишущие термографы и гидрографы или электронные приборы с программным обеспечением — логгеры, радиодатчики.
    5.2.6. Показатели температуры и влажности заносятся в специальную книгу два раза в сутки, в одно и то же время.
    5.2.7. Данные с логгеров и радиодатчиков переносятся на компьютер, распечатываются и под- шиваются в журнал.
    5.2.8. Все измерительные приборы должны проходить необходимые поверки и тестирование в соответствии с инструкцией по их эксплуатации.
    5.2.9. Даты тестирования приборов заносятся в специальный журнал.
    5.2.10. В случае необходимости возможно применение специальных витрин с внутренним кли- мат-контролем.
    5.3. Монтаж фотографических материалов
    5.3.1. Для экспонирования фотографических материалов используются паспарту, рамы и витрины.
    5.3.2. Материалы для паспарту и листов для крепления фотографических материалов должны отвечать тем же критериям, что и материалы, используемые в долгосрочном хранении. Паспарту со- стоит из двух листов картона — листа с отверстием и подложки, на которую монтируется фотография.
    5.3.3. Паспарту предохраняет снимок от контакта со стеклом во время экспонирования.
    5.3.4. Фотографии крепятся к подложке с помощью уголков или петель из японской бумаги либо с помощью уголков из полиэфира.
    5.3.5. Лист, на который крепится фотоотпечаток, должен иметь нейтральный тон.
    5.3.6. Если для подложки используется окрашенный лист, необходимо убедиться, что краситель не послужит источником разрушения эмульсионного слоя фотоотпечатка.
    5.3.7. При монтаже фотографических материалов возможно применение клеящих составов, применяемых при реставрации.
    5.3.8. При выборе рам необходимо выбирать металлический профиль. Деревянные рамы исполь- зовать не рекомендуется, поскольку они могут выделять лигнин.
    5.3.9. При защитном остеклении необходимо использовать антибликовое стекло с УФ-фильтрами.
    5.3.10. Фотоотпечаток не должен непосредственно соприкасаться со стеклом.
    5.3.11. При выборе витрин следует избегать деревянных конструкций.
    5.3.12. Внутри витрин не допускается устанавливать световые приборы.

    38
    СТРАТЕГИЯ СОХРАНЕНИЯ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ И МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ
    5.4. Упаковка и транспортировка фотографических материалов
    5.4.1. Фотографические материалы, подлежащие транспортировке, должны тщательно осма- триваться специальной комиссией, в состав которой входят ответственные сотрудники музея (за- ведующие соответствующими отделами, хранители, реставраторы). Эта же процедура совершается и при распаковке.
    5.4.2. Комиссия составляет протокол о возможности транспортировки и дает необходимые ре- комендации по упаковке и транспортировке материалов.
    5.4.3. Для особо ценных высокохудожественных, уникальных фотографических материалов предусматривается изготовление специальной упаковочной тары с учетом индивидуальных особен- ностей каждого предмета.
    5.4.4. Упаковка предметов производится квалифицированным персоналом под наблюдением специалиста отдела хранения и реставратора.
    5.4.5. Транспортировка фотографических материалов на основе полимерной пленки и бумаж- ной основе производится в упаковке, в которой они хранятся, и дополнительной упаковке, которая должна обеспечивать изолированность предметов от внешних атмосферных явлений, света и меха- нического повреждения.
    5.4.6. При транспортировке фотографических материалов необходима их фиксация, исключа- ющая возможность перемещения фотографических материалов, ударов и различных сотрясений внутри упаковки.
    5.4.7. При транспортировке фотографических материалов на стеклянной основе необходимо применение мягких демпфирующих и антирезонансных материалов и обязательная пометка «хруп- кое/стекло» на внешней таре.
    5.4.8. В каждый упакованный ящик на предметы, находящиеся в нем, вкладывается один экзем- пляр упаковочного акта, подписанного хранителем и реставратором.
    5.4.9. При транспортировке фотографических материалов необходимо заключить договор, устанавливающий степень ответственности между организацией-грузоотправителем и организаци- ей-грузополучателем.
    5.4.10. Приемка грузов от транспортных организаций производится на основании соответству- ющего договора и страхового полиса.
    5.4.11. Груз принимается поящично. Находящиеся в ящиках предметы тщательно осматриваются.
    5.4.12. Результаты приемки оформляются актом, в котором указывается наличие прибывших предметов в каждом ящике. Фиксируются состояние сохранности каждого предмета и возможные причины, приведшие к повреждению.
    5.4.13. Обо всех случаях серьезных повреждений предметов немедленно сообщается организа- ции-грузоотправителю и вышестоящим организациям и принимаются меры к возмещению ущерба в соответствии с договором и страховым полисом.
    5.4.14. При этом принимающая сторона не должна самостоятельно в одностороннем порядке проводить никаких реставрационных работ, кроме первоочередных профилактических мер, которые должны быть согласованы с организацией-грузоотправителем.
    5.4.15. Степень и размер ущерба, ответственность сторон, а также процедура выплаты стра- ховой компенсации должны быть установлены исключительно представителем страховой компании при участии представителей организации-грузоотправителя и принимающей стороны, а в отдельных случаях — ответственного представителя дирекции Музейного фонда Российской Федерации.
    5.4.16. Перевозка предметов автотранспортом производится только в закрытых автофургонах, пригодных для этих целей. При погрузке ящики размещаются по ходу движения. Во время перевозки ящиков должна быть обеспечена полная их неподвижность.
    5.4.17. Ящики с предметами вскрываются обязательно в закрытом помещении, температур- но-влажностные условия которого должны быть близки к нормальному музейному режиму.
    5.4.18. В зимнее время, а также ранней весной и поздней осенью (при большой разнице между наружной температурой и температурой внутри помещения) ящики вскрываются только на следую- щие сутки пребывания их в помещении.
    5.5. Требования к упаковочной таре
    5.5.1. Упаковочная тара должна надежно защищать перевозимые предметы и при этом быть достаточно легкой и удобной в обращении.
    5.5.2. Фанера должна быть хорошего качества, не поврежденная микроорганизмами.
    5.5.3. При упаковке предметов крышка ящика крепится на болтах с шайбами (для которых за- ранее отводятся гнезда).
    5.5.4. Запрещается закреплять крышку гвоздями.
    5.5.5. На ящике трафаретом ставятся номер и шифр, маркировка, предупреждающая о необхо-

    39
    № п.п.
    Форма
    т
    кадра (мм)
    Ширина пленки
    Тип пленки
    Количество кадров в рулоне
    Носитель
    Тип эмульсии
    Обору
    дование
    для оцифровки
    Оптическое разрешение
    Режим оцифровки
    Форма
    т
    1 13 × 17 16 110
    max
    — 72, min
    — 1
    П
    ро зр ач ны й носит ель
    По зитив,
    нег атив
    (черно- белый, цветной)
    Специализированный слайд-сканер с адапт ерами по д
    разные типы пленок. Планшетный сканер
    4 000 dpi, не менее 1 200 dpi
    Для черно-белог о
    изображения

    отт енки серог о
    (с испо льзованием пресет ов сканера по необх одимости).
    Для цветног о

    нег атив или по зитив
    (с испо льзованием пресет ов сканера по необх одимости)
    TIFF
    (без сжа тия),
    JPG
    (для preview
    2 28 × 26 35 126 3
    18 × 24 35 135 4
    24 × 36 35 135 5
    45 × 60 61,5 120/220 6
    60 × 60 61,5 120/220 7
    60 × 70 61,5 120/220 8
    60 × 80 61,5 120/220 9
    60 × 90 61,5 120/220 10 90 × 120 120
    Лист овая
    Таблица 8
    . Технические параметры оцифровки фот
    ома
    териалов на про
    зрачных основах

    40
    СТРАТЕГИЯ СОХРАНЕНИЯ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ И МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ
    димости хранить предметы от сырости, и маркировка, фиксирующая вес, указываются верх и низ, а также делаются предупреждающие надписи «не кантовать» и т. п.
    6. ОЦИФРОВКА ФОТОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ
    В связи с тем, что фотографический музейный предмет несет в себе изображение и является основным историко-культурным контентом, необходимо выполнение его оцифровки с соблюдением необходимых параметров.
    Цифровые методы получения и хранения музейных изображений напрямую зависят от состояния и развития технологий и очень быстро трансформируются. Ниже приведены актуальные сведения.
    6.1. Мастер-копия
    Фотографический объект оцифровывается однократно. В результате процесса оцифровки соз- дается электронная мастер-копия фотографического объекта.
    При оцифровке фотоотпечатков крайне важно придерживаться принципа контроля цветности.
    Использование калиброванных цветовых шкал и стандартизированного освещения позволяет до- стигнуть максимального результата. При оцифровке прозрачных материалов действуют те же прин- ципы, что и при работе с отпечатками, но, чтобы добиться наилучших результатов при сканировании прозрачных оригиналов, необходимо контролировать нежелательный посторонний свет.
    Мастер-копия — эталонная версия файла. При работе с мастер-копией запрещены любые трансформации и иные действия, ведущие к изменению содержания.
    Требования к мастер-копии
    Создание мастер-копий изображения производится в формате ТIFF.
    Допустима только первичная обработка изображения при создании мастер-копии (обрезка избыточного фона изображения, настройка баланса белого в соответствии с используемым обору- дованием и данными цветовой шкалы, использованной при пересъемке/сканировании).
    Мастер-копии фотодокументов хранятся на сервере в защищенном цифровом репозитории.
    К мастер-копии должен прилагаться файл контрольной суммы, файл метаданных и файл мани- феста (списка файлов, относящихся к мастер-копии).
    Каждая электронная мастер-копия должна иметь уникальный идентификатор. Разработка и внедрение унифицированной маркировки электронных копий имеет целью:
    • однозначную идентификацию электронной копии;
    • возможность соотнесения мастер-копии с подлинником аналогового объекта в случае на- личия такового.
    Каждому файлу присваивается идентификатор, состоящий из следующих данных:
    • номер по КП аналогового объекта;
    • номер фонда с буквенным индексом фонда;
    • номер единицы хранения.
    Рекомендуется сохранение идентификатора напрямую во внутренних метаданных файла, кроме того, рекомендуется использование этого идентификатора в имени файла мастер-копии.
    6.2. Рекомендации к условиям для проведения оцифровки аналогового изображения
    6.2.1. Производить оцифровку в специально оборудованном помещении.
    6.2.2. Цвет стен помещения для оцифровки должен быть нейтральным матовым серым с уров- нем отражения 60 % или меньше в целях минимального бликования света и искажения восприятия.
    6.2.3. Для минимизации световых бликов в помещении для оцифровки не должно быть никели- рованных или полированных поверхностей и деталей, аксессуаров, креплений и т. д. — все должно быть нейтральным и не давать бликов.
    6.2.4. Освещение в помещении для оцифровки должно соответствовать стандарту
    ISO 12646:2015. Graphic Technology — Displays for colour proofing — Characteristics and viewing conditions («Графическая технология — дисплеи для цветопробы — характеристики и условия про- смотра»). Окна в помещении для оцифровки должны отсутствовать или быть закрыты плотными шторами, чтобы обеспечить постоянный уровень освещения в течение всего рабочего дня на самом низком уровне (менее 32 люкс при измерении в любой точке между монитором и пользователем).
    Для помещения должно быть использовано сбалансированное с дневным светом освещение. Могут быть применены волоконно-оптические или светодиодные системы освещения либо флуоресцент- ные лампы с фильтрами, защищающими от ультрафиолетового излучения и поглощающими тепло.
    Необходимо использование софтбоксов (отражателей типа «ширма» или «зонт»).
    6.2.5. Освещение для оцифровки фотографического объекта должно отвечать стандарту
    D50 (5000 K), т. е. в качестве источника освещения должен использоваться источник с холодным

    41
    спектром подсветки. Основным требованием к освещению является его безопасность для оригинала, обеспечение равномерности освещения по формату оригинала для получения качественных резуль- татов и сохранения естественного светотеневого баланса.
    6.2.6. Рабочая зона, где происходит процесс сканирования, должна быть полностью обеспылена.
    6.2.7. Оборудование (сканер, камера, монитор и т. д.) должно быть откалибровано для произ- водства как можно более точных изображений относительно передачи цвета и тона. Калибровка улучшает точность цветопередачи, обеспечивает стабильность, необходимую для работы систем управления цветом, путем приведения устройства в стабильное, оптимальное положение.
    6.2.8. Яркость монитора должна быть установлена на уровне 85–120 кд/м2.
    6.2.9. Монитор должен быть защищен от прямого света, чтобы избежать отражений от источ- ников света, одежды специалиста по сканированию и т. п.
    6.2.10. Настройки фотокамеры (баланс белого, режимы фотосъемки, и др.) осуществляется в соответствии с технологической инструкцией конкретной фотокамеры и должны быть приведены к калибровке света и монитора.
    6.2.11. Рекомендуется включать эталонные мишени в каждое изображение оцифровываемого оригинала, включая как минимум фотографическую шкалу полутонов для тонового и цветового соот- ветствия и точную измерительную шкалу. Все мишени должны быть расположены близко, но отдельно от оцифровываемых оригиналов. Расстояние должно быть достаточным, чтобы можно было легко обре- зать изображение, отделив мишени. Освещенность мишени должна быть однородна по сравнению с ос- вещенностью сканируемого или переснимаемого объекта, необходимо избегать бликов в освещении.
    6.2.12. Для обеспечения максимальной сохранности фотографических объектов при оцифровке необходимо соблюдать следующие рекомендации:
    • отдавать предпочтение бесконтактному методу получения изображения (исключение могут составить фотографические предметы на прозрачной основе);
    • размещать фотографический объект в соответствии с инструкцией по эксплуатации кон- кретного оборудования;
    • при выполнении работ по оцифровке фотографического объекта обеспечить соблюдение установленного светового облучения;
    • для исключения повреждения объекта избыточным световым облучением обеспечить тех- нологический цикл, подразумевающий однократное цифровое копирование.
    Для качественной оцифровки фотографических музейных предметов необходимо наличие не- скольких устройств для оцифровки, поскольку музейные коллекции могут содержать самый широкий спектр фотографических объектов, как то:
    • кейсовые фотографии;
    • фотографические отпечатки;
    • альбомы с фотографиями;
    • черно-белые и цветные негативы на пленке;
    • негативы на стекле;
    • стереопары;
    • слайды;
    • диапозитивы.
    Перед началом оцифровки необходимо определить, какой вид оцифровки будет оптимальным для данного предмета (сканирование или пересъемка цифровым фотоаппаратом).
    Так, для кейсовых фотографий и отпечатков необходимо применять фотокамеру. Для оциф- ровки альбомов нужен книжный сканер, но возможно применить и фотокамеру, дополнив ее книж- ной колыбелью. Для оцифровки материалов на прозрачной основе (слайдов, негативов) подойдут слайд-сканеры.
    6.3. Рабочее место специалиста по оцифровке
    Специалист по оцифровке должен иметь возможность работать с большими файлами изображе- ний и обрабатывать их. Для этого нужен компьютер с достаточно мощным процессором и большой оперативной памятью, калиброванный монитор. Компьютер должен иметь возможность работать непосредственно с устройствами оцифровки (сканерами, фотоаппаратами) и иметь хорошую связь с сервером цифрового репозитория.
    Специалист по оцифровке должен иметь возможность первичной обработки полученных файлов, для чего его компьютер должен быть оснащен графическим пакетом работы с растровой графикой. В зависимости от моделей сканеров/фотоаппаратов, с которыми будет использовать- ся компьютер, могут возникнуть ограничения на операционную систему (наличие поддержки конкретного сканера), однако в общем случае может использоваться любая распространенная операционная система.
    ЧАСТЬ II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ

    42
    СТРАТЕГИЯ СОХРАНЕНИЯ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ И МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ
    6.4. Формат файла
    Для длительного хранения цифровых изображений рекомендуется использовать несжатый формат TIFF (baseline TIFF_UNC или baseline TIFF_UNC_EXIF 6.0). Также рекомендуется хранить и исходный формат изображения, если он отличается от TIFF (например, RAW-файлы, полученные из фотоаппарата при пересъемке).
    Наиболее распространенные форматы файлов: TIFF (Tagged Image File Format) 6; JPEG; JPEG 2000; PNG.
    6.5. Цифровое разрешение
    Для получения качественной цифровой копии рекомендуется производить оцифровку с разре- шением не менее 300 dpi для непрозрачных оригиналов и не менее 1200 dpi для прозрачных (см. табл. 7).
    Увеличение цифрового разрешения ведет к увеличению объема файлов и технических ресурсов для работы с ними. Поэтому приходится идти на компромисс, исходя из потребностей дальнейшей работы и технических возможностей.
    Оригинальные фотографические негативы труднее сканировать, чем отпечатки т. к. для пози- тивов есть исходное изображение, с которым можно сравнивать, а для негативов такого изображе- ния нет. Проблема оцифровки фотографических негативов состоит в том, что они часто не имеют фиксированного позитивного образца, а процедура оцифровки не является однозначной c точки зрения контраста, яркости, и др., кроме того, для возможности работы с ними как с изображениями они должны быть тонально инвертированы после оцифровки, что делает оцифрованные негативы интерпретацией объекта. Поэтому при работе со сканами негативов необходимо стремиться к мак- симальной сохранности деталей изображения и следить за сохранением светлых и темных деталей, даже если это будет приводить к пониженному визуальному контрасту. Часто лучше сканировать негативы в режиме позитива (чтобы получить исходное изображение, являющееся негативом), по- скольку многие сканеры не откалиброваны для сканирования негативов и детали светлых и темных участков изображения нередко теряются. Также часто лучше сканировать старые черно-белые нега- тивы в цвете (чтобы получить исходное изображение в RGB), т. к. негативы нередко содержат пятна, выцветшую основу пленки, ретушь, интенсификацию или другие изменения цвета (как намеренные, так и в результате износа), которые можно минимизировать путем сканирования в цветном режиме и осуществления конвертации в оттенки серого. Оцените каждый цветовой канал по отдельности, чтобы определить, какой канал минимизирует присутствие искажений и оптимизирует качество моно- хромного изображения, и используйте этот канал для конвертации в изображение в оттенках серого.
    6.6. Управление цветом
    Основным рабочим пространством в цифровой графике является цветовая модель RGB (red, green, blue). Цветовая модель RGB является зависимой от устройства. Мониторы разных моделей и производителей по-разному могут отображать цвета. Поэтому были введены стандартизированные цветовые пространства, например sRGB или Adobe RGB.
    Рекомендуемым стандартом для работы с графикой является цветовое пространство Adobe
    RGB (1998).
    Со сканерами дело обстоит сложнее — для корректного отображения цветовой информации их нужно периодически калибровать. Для калибровки используются специальные цветовые мишени
    (например, IT8.7/2-1993), которые обычно идут в комплекте. Сканировать следует с учетом калибро- вочного профиля сканера, с последующей конвертацией в пространство Adobe RGB.
    7. ХРАНЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ
    7.1. Общие требования к организации хранения электронных изображений
    Электронные изображения, в отличие от физических предметов, являются виртуальными си- стемно зависимыми объектами. Программные и технологические средства быстро устаревают, что угрожает сохранности определенных типов цифрового изображения. Поэтому сохранение музейных предметов в цифровой форме должно обеспечиваться применением методологической инфраструк- туры и специальных технологических комплексов, включающих в себя программное и аппаратное обеспечение.
    Основные составляющие успешной стратегии цифровой сохранности — документированность, стандартизация и открытость.
    Важная характеристика успешной стратегии сохранности цифровых изображений — копирова- ние. При создании цифровой коллекции цифровые изображения должны быть дублированы и хра- ниться в нескольких, удаленных друг от друга, местах и на разных носителях.
    Быстрая смена технологий приводит к тому, что цифровое изображение, переданное музею

    43
    для хранения, может технологически устареть уже в момент передачи, соответственно его длитель- ное хранение в оригинальном формате может стать проблематичным. В этом случае необходима процедура нормализации изображения в момент принятия объекта на хранение, т. е. конвертация изображения в стандартные открытые форматы для длительного хранения.
    Долговременное хранение метаданных является необходимой составляющей долговременного хранения цифровых изображений, поскольку метаданные обеспечивают контекст, воспроизводимость и доступность изображений. Метаданные могут быть как техническими, описывающими формат и технические параметры цифрового изображения, так и семантическими, описывающими само изображение.
    Отдельной темой является использование и хранение изображений, являющихся производны- ми от аналоговых изображений (оцифрованные изображения). Их хранение и статус в цифровом репозитории не отличается принципиально от изначально цифровых изображений, однако набор и стандарты метаданных для них другие, поскольку они также должны описывать и объект, который был оцифрован, и отношение к нему полученного цифрового изображения.
    Стратегия цифровой сохранности должна решать несколько задач.
    1. Защита аутентичности и целостности цифрового изображения. В настоящий момент наиболее практичным является использование контрольных сумм (хэшей), которое позволяет установить поби- товую целостность файлов цифрового изображения, в будущем возможно использование визуального хэширования для установления целостности изображения, а не файла.
    2. Сохранение первичного технологического и методического контекста работы с изображени- ями, позволяющего сохранить воспроизводимость изображения и его интеграцию в более широкую цифровую среду, предоставляющую более широкие функции при взаимодействии с изображением
    (копирование, анализ и т. д.).
    3. Сохранение возможности доступа к цифровому изображению, т. е. сохранение технологических систем, позволяющих найти и получить изображение в удобном и понятном для потребителя виде.
    4. Сохранение контекста метаинформации, относящегося к изображению. В противном случае изображение может быть потеряно даже при сохранности файла, его содержащего.
    ЧАСТЬ II. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ

    44
    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта