Главная страница

Росфото_Стратегия сохранения фотографических музейных предметов.. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры Государственный музейновыставочный центр росфотостратегия сохранения фотографических


Скачать 1.2 Mb.
НазваниеФедеральное государственное бюджетное учреждение культуры Государственный музейновыставочный центр росфотостратегия сохранения фотографических
Дата24.08.2022
Размер1.2 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаРосфото_Стратегия сохранения фотографических музейных предметов..pdf
ТипМетодические рекомендации
#652102
страница6 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9
ЧАСТЬ III. ЦИФРОВОЙ МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ
Музейный предмет обладает четкими характеристиками вне зависимости от его вида (картина, скульптура, фотография и т. д.), т. е. мы говорим о физическом объекте, принятом музеем на хранение и зарегистрированном в соответствующем журнале/реестре. Однако с развитием цифровой техники музеи стали сталкиваться с новой проблемой: авторы и правообладатели передают произведения искусства в электронном виде. Хранение и учет цифровых музейных предметов в цифровой форме осуществляется согласно утвержденным нормативным документам по учету путем проведения ме- роприятий, исключающих хищение, разрушение и повреждения, направленных на долговременную сохранность, а также на создание благоприятных условий для их изучения и представления.
Основным критерием сохранности цифрового музейного предмета является его воспроизво- димость. Ни физическое местонахождение, ни структура данных цифрового предмета не относятся к его постоянным характеристикам — цифровой предмет представляет собой инструкцию для ап- паратно-программного комплекса по воспроизведению содержания этого предмета. Вследствие вариативности аппаратных и программных сред, в которых должен воспроизводиться цифровой предмет, его музеефикация предполагает создание комплекса данных, обеспечивающего долговре- менное воспроизведение предмета, включающих в себя как содержание предмета, так и информацию о структуре и формате содержания. Такой комплекс данных и будет являться цифровым музейным предметом.
Технологии хранения музейных предметов в цифровой форме должны обеспечивать выполнение установленных правил учета музейных предметов.
Хранение, доступность и сохранность цифровых музейных предметов обеспечивается соблюде- нием нижеперечисленных условий:
• корректный ввод в систему нормализованных цифровых объектов, административных и описательных метаданных;
• использование технологий хранения, включающих в себя резервное копирование и плановую выверку данных;
• готовность системы хранения к миграции данных.
Надлежащие условия хранения цифровых музейных предметов обеспечиваются посредством размещения данных в специально организованном защищенном электронном архиве — цифровом репозитории. Программное обеспечение работы с электронным репозиторием должно поддерживать механизмы импорта, экспорта, хранения и воспроизведения цифровых музейных предметов.
1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ЦИФРОВЫХ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Организация безопасного хранения цифровых музейных предметов обеспечивается хранением резервных копий и выверкой хранимых цифровых музейных предметов. Применяемые технологиче- ские комплексы должны обеспечивать вышеуказанные функции.
Проверка наличия и сохранности цифровых музейных предметов, входящих в состав Музейно- го фонда Российской Федерации, должна осуществляться согласно утвержденным нормативным документам. Музеи обязаны систематически проводить проверку наличия и состояния сохранно- сти цифровых музейных предметов в целях установления соответствия их фактического наличия, идентифицирующих признаков и состояния сохранности данным основной учетной документации
(далее — проверка наличия).
Проверка наличия может производиться как по всему объему хранящихся в фонде цифровых музейных предметов, так и по отдельным фондовым коллекциям в соответствии с шифрами инвен- тарных книг.
Проверка наличия осуществляется комиссией, образованной на основании приказа директора музея согласно с планом-графиком, утвержденным директором музея и согласованным с учредителем.
В состав комиссии должно входить не менее трех человек, при этом обязательно участие в комиссии ответственного хранителя и сотрудника отдела учета.
Проверка наличия и технического состояния мастер-копий цифровых музейных предметов и де- ривативных версий проводится через год после приема цифровых музейных предметов на хранение в музей и далее с периодичностью не реже одного раза в пять лет.
Проверка наличия и состояния сохранности цифровых музейных предметов осуществляется в два этапа:
• проверка наличия единиц учета цифровых музейных предметов;
• оценка технического состояния цифровых музейных предметов.
При проверке наличия единиц хранения цифровых музейных предметов проводится сверка их общего количества и учетных номеров со сведениями в книге поступлений и с основной учетной документацией музея.

45
ЧАСТЬ III. ЦИФРОВОЙ МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ
Сохранность цифровых музейных предметов в электронном репозитории (архиве) музея обе- спечивается:
• защитой цифровых музейных предметов от несанкционированного доступа путем примене- ния соответствующих технических средств;
• контролем целостности файлов, составляющих цифровой музейный предмет, в том числе при помощи создания и проверки контрольных сумм;
• контролем доступа к цифровым музейным предметам установленных категорий пользова- телей;
• контролем технического состояния и воспроизводимости цифровых музейных предметов программно-аппаратными средствами;
• подготовкой деривативных версий цифровых музейных предметов в целях создания рабочих копий;
• вания, конвертирования цифровых музейных предметов, контроля их физического и техни- ческого состояния;
• конвертированием цифровых музейных предметов в новые форматы;
• проверкой наличия и состояния цифровых музейных предметов.
2. ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЦИФРОВЫХ МУЗЕЙНЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Проверка технического состояния файлов, составляющих цифровой музейный предмет, заключается:
• в проверке файлов на структурную целостность, т. е. в проверке на сбои при считывании информации (оценивается специальными техническими средствами);
• установлении сохранности мастер-копий путем сравнения с резервной копией мастер-копий;
• проверке целостности мастер-копий путем использования контрольной суммы.
При проверке технического состояния цифровых музейных предметов проводится проверка воспроизводимости всех единиц учета цифровых музейных предметов на оборудовании музея в ходе приема новых единиц хранения в музей и далее с периодичностью один раз в пять лет, в соответ- ствии с утвержденным директором музея планом-графиком.
Результаты проверки цифровых музейных предметов и недостатки, обнаруженные при проверке, фиксируются в акте проверки наличия и состояния цифровых музейных предметов. Акт подписыва- ется всеми членами комиссии, выносится на рассмотрение экспертной фондово-закупочной комис- сии (далее — ЭФЗК), утверждается директором музея и регистрируется в соответствующей книге регистрации актов проверки.
3. УЧЕТ ЦИФРОВЫХ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Учет цифровых музейных предметов необходимо вести в соответствии с установленными норма- тивными документами. Цифровые музейные предметы, не имеющие в своем составе материального носителя, подлежат строгому государственному учету, который обеспечивает их юридическую охрану и создает условия для изучения и рационального использования.
Цифровые музейные предметы, не имеющие в своем составе материального носителя, храня- щиеся в музеях, бухгалтерскому учету по стоимости не подлежат.
Государственный учет цифровых музейных предметов предусматривает две стадии:
а) первичную регистрацию и атрибуцию поступивших или созданных в музее цифровых музей- ных предметов, имеющие целью их документальную охрану (актирование, краткую запись в книге поступлений);
б) инвентаризацию, т. е. научную регистрацию музейных предметов (создание первичного набо- ра метаданных: дата, время создания, типы файлов в составе музейного предмета, имя владельца).
Основными юридическими документами государственного учета цифровых музейных предметов являются акты приема и акты выдачи, книги поступлений.
4. ПОРЯДОК ПРИЕМА И ВЫДАЧИ ПОСТУПИВШИХ В МУЗЕЙ ЦИФРОВЫХ
ПРЕДМЕТОВ
Все поступившие в музей цифровые предметы подлежат строгому документальному учету.
Оформление приема и выдачи цифровых музейных предметов производится немедленно по их по- ступлении или выдаче по соответствующим актам. Акт приема и акт выдачи являются первичными юридическими документами государственного учета музейных фондов. Хранение в фондах музеев цифровых музейных предметов, не оформленных актами приема, категорически запрещается.
В актах приема или выдачи точно указывается место составления акта, год, месяц, число, от кого (в выдаче — кому), по чьему распоряжению, для какой цели и на какой срок (если предмет принят или выдан временно для выставки, экспертизы и др.) принят или передан предмет. При этом

46
СТРАТЕГИЯ СОХРАНЕНИЯ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ И МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ
цифровые музейные предметы точно перечисляются один за другим по наименованию, дается крат- кое их описание и характеристики. В акте выдачи должен быть указан номер научного инвентаря.
При этом электронные изображения точно перечисляются одно за другим по наименованию, дается краткое характеризующее их описание, указываются характеристики изображения (тип, расшире- ние, размерность), имя автора, годы жизни автора, название произведения, страна, время создания.
Обязательным является также наличие приложения к акту с контрольными отпечатками в виде фотографий, размером не менее 5 см по минимальному измерению.
При приеме предмета в постоянное пользование указывается также его цена, если он имеет оценку (был заказан или приобретен за плату).
В случае получения музеем цифровых предметов на материальных носителях цифровых данных прием цифровых предметов на временное хранение (далее — ВХ) до решения ЭФЗК осуществляется на полученных материальных носителях цифровых данных, о чем делаются соответствующие пометки в учетной документации. Содержание материального носителя цифровых данных копируется в циф- ровой репозиторий музея, о чем также делаются соответствующие пометки в учетной документации.
При получении предметов без материальных носителей они копируются в цифровой репозиторий музея с созданием дополнительной резервной копии.
Объекты цифрового хранения на материальных носителях, принятых на временное хранение, должны находиться на общих основаниях в цифровом хранилище временного хранения. Маркиров- ка (номера) временного хранения проставляется на конверте/упаковке носителя информации. При этом в обязательном порядке составляется акт о состоянии сохранности материального носителя.
В случае положительного решения ЭФЗК и оформления договоров передачи прав цифровые музейные предметы поступают на постоянное хранение музея. В соответствии с решением ЭФЗК цифровые музейные предметы могут быть определены в основной или экспериментальный фонды.
При этом делаются соответствующие записи в книге поступлений. Во время регистрации объекту присваивается индивидуальный идентификационный номер, который отличает его от других пред- метов, находящихся в коллекции.
После поступления цифровых музейных предметов на постоянное хранение в цифровой репо- зиторий музея материальный носитель, на котором они были записаны, определяется в основной фонд музея, только если он является артефактом, имеет оригинальную художественную концепцию и самостоятельное художественно-историческое значение. Материальный носитель, который по ре- шению ЭФЗК не имеет художественной ценности и не принят в фонд музея, подлежит уничтожению, что фиксируется соответствующим актом.
Цифровые музейные предметы, чью историко-культурную, художественную и научную ценность не подтвердили на ЭФЗК, подлежат возврату собственнику (владельцу). При возврате файлов циф- ровых музейных предметов совместно с владельцем осуществляется контроль сохранности файлов и составляется акт возврата предметов из хранилища ВХ с отметкой об уничтожении копий фай- лов цифровых музейных предметов и с приложением к нему копии экспертного заключения ЭФЗК.
В случае повреждения оригинального носителя владельцу возвращается резервные копии файлов цифровых музейных предметов на резервном носителе, что фиксируется соответствующим актом.
5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ, ПРИНЯТЫХ
НА ПОСТОЯННОЕ ХРАНЕНИЕ
Для различного использования электронных изображений и обеспечения работы внутри музея сотрудниками музея и пользователями электронной системы хранения создаются деривативные вер- сии электронного изображения, доступ к которым осуществляется без дополнительного оформления, в соответствии с установленной системой допуска. Запросы на использование электронного изобра- жения в высоком разрешении из одного отдела музея в другой отдел производятся путем подачи запроса по электронной системе к главному хранителю либо оформляются соответствующим актом приема-передачи. При приеме или выдаче электронного изображения во временное пользование в учреждения, выступающие в качестве организаторов выставок или публикаций, предоставляется гарантия его своевременного уничтожения с составлением соответствующего акта (предварительно указав это отдельным пунктом в контракте на использование электронного изображения).
В акте выдачи также должен быть указан номер научного инвентаря.
Выдача из хранения электронных изображений, не получивших шифра и номера, не разрешается.
6. ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНИЦЫ ХРАНЕНИЯ ЦИФРОВОГО РЕПОЗИТОРИЯ
6.1. Нормализация к формату длительного хранения
При принятии на хранение в цифровой репозиторий музея цифровых музейных предметов медиа- файлы в их составе должны пройти процедуру нормализации до форматов длительного хранения. Эта

47
ЧАСТЬ III. ЦИФРОВОЙ МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ
процедура выполняется либо вручную с использованием специальных программных продуктов, либо автоматически с использованием технологических операций системы цифрового хранения музея.
Файл или файлы, прошедшие процедуру нормализации, становятся мастер-копией цифрового музейного предмета — эталонными версиями, которые изменяются только при необходимости мигра- ции с конвертацией в новые форматы или при цифровой реставрации. В случаях, когда нормализация к формату длительного хранения приводит к значительным изменениям оригинала или потенциальной потере информации, содержащейся в оригинале, рекомендуется наряду с нормализованной мастер-ко- пией хранить и оригинал в формате поступления без гарантии его воспроизводимости в будущем.
В качестве форматов длительного хранения рекомендуется использовать открытые форматы без патентного обременения, не применяющие сжатие с потерями (где это возможно), шифрование с целью ограничения распространения (DRM) и широко употребляемые мировым музейным сооб- ществом, как например:
Растровые изображения (фотографии и др.)
TIFF (TIFF 6.0 без сжатия); PNG 24bit (PNG 1.2)
Векторные изображения (графика)
SVG (w3.org scalable vector graphics)
Звук
WAV, FLAC
Видео
MP4 (H.264), Motion JPEG
MOV (uncompressed 4:2:2)
Документы
PDF/A
Электронные книги
EPUB (без DRM), PDF/A
Web-документ
WARC (Web ARChive)
XHTML (Extensible Hypertext Markup Language )
6.2. Маркировка цифровых музейных предметов
Разработка и внедрение унифицированной маркировки цифровых предметов имеет целью од- нозначную идентификацию цифрового предмета. Каждому цифровому музейному объекту присва- ивается уникальный идентификатор, состоящий из следующих данных:
• номер по КП;
• номер фонда с буквенным индексом фонда;
• номер единицы хранения.
Рекомендуется сохранение идентификатора напрямую во внутренних метаданных файлов цифро- вого музейного объекта, а также в файлах метаданных в контейнере цифрового музейного объекта.
6.3. Создание контрольных сумм файлов мастер-копии цифрового музейного
объекта
Для установления оснований проверки целостности файлов мастер-копии цифрового музейного объекта необходимо создать их контрольные суммы. Это может быть сделано как автоматической системой ведения цифрового репозитория, так и вручную с использованием специальных утилит. При этом рекомендуется использовать алгоритм SHA-256.
6.4. Создание файла административных метаданных
Обязательным элементом единицы хранения цифрового репозитория является файл админи- стративных метаданных, связанный с мастер-копией цифрового музейного объекта. Рекомендуется использовать файл формата xml в кодировке UTF-8, поскольку он может использоваться как для машинного чтения, так и для чтения человеком. Минимальные рекомендуемые данные в файле административных метаданных: используемые формы файлов, идентификатор цифрового музей- ного объекта, контрольные суммы файлов мастер-копии. Рекомендуется также наличие ссылок на форматы файлов в существующих регистрах описаний и стандартов (напр., PRONOM), оригинальные форматы файлов, использованные инструменты нормализации.
6.5. Создание файла описательных метаданных цифрового музейного объекта
Также обязательным элементом единицы хранения цифрового репозитория является файл описательных метаданных цифрового музейного предмета. Рекомендуется использовать файл фор-

48
СТРАТЕГИЯ СОХРАНЕНИЯ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ И МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ
мата xml в кодировке UTF-8, поскольку он может использоваться как для машинного чтения, так и для чтения человеком. Минимальные рекомендуемые данные в файле описательных метаданных: идентификатор цифрового музейного объекта, контрольные суммы файлов мастер-копии, данные, соответствующие книге поступлений.
Создание контрольных сумм файлов метаданных и файла манифеста контрольных сумм
Аналогично созданию контрольных сумм файла мастер-копии цифрового музейного объекта создаются файлы контрольных сумм файлов административных и описательных метаданных. Кон- трольные суммы мастер-копии и файлов метаданных записываются, наряду с именами соответству- ющих файлов, в текстовый файл, хранящийся вместе с мастер-копией цифрового музейного объекта.
Единицей хранения цифрового репозитория является совокупность файлов мастер-копии, файла административных метаданных, файла описательных метаданных и манифеста контрольных сумм.
Рекомендуется использовать отдельный контейнер для хранения файлов, составляющих единицу хранения (как, например, каталог файловой системы), а в качестве формата контейнера использовать спецификацию BagIt. Как правило, метаданные также присутствуют в базе данных системы учета и/
или хранения и доступа музея, однако наличие базы данных не заменяет использование текстовых файлов для хранения метаданных, так как они более приспособлены для длительного хранения.
Выдача из хранения цифровых музейных объектов, не получивших шифра и номера, т. е. до их занесения в книгу поступления, не разрешается.
При выдаче цифровых музейных объектов во временное пользование в учреждения, выступа- ющие в качестве организаторов выставок или публикаций, в случае необходимости от музея или учреждения, принимающего деривативы цифровых музейных объектов во временное пользование, получается гарантия их своевременного уничтожения с предоставлением соответствующего акта
(что оговаривается в контракте на использование цифровых музейных объектов).
Запросы на использование цифровых музейных объектов, в зависимости от ограничений на использование, из одного отдела музея в другой отдел производятся путем подачи запроса по электронной системе к главному хранителю либо оформляются соответствующим актом прие- ма-передачи.
Для различного использования цифровых музейных объектов и обеспечения работы внутри музея сотрудниками музея и пользователями электронной системы хранения создаются дериватив- ные версии цифровых музейных объектов, доступ к которым осуществляется без дополнительного оформления, в соответствии с установленной системой допуска.
Все цифровые музейные объекты, поступившие в музей на постоянное хранение, после акти- рования и рассмотрения на экспертной фондово-закупочной комиссии в течение месяца вносятся в книги поступлений основного или научно-вспомогательного фонда. Цифровые музейные объекты, поступившие в музей на временное хранение, регистрируются в книге временных поступлений.
Цель книги поступлений как государственного документа охранного порядка — зарегистриро- вать поступивший цифровой музейный объект под определенным порядковым номером, который тут же проставляется в нем. Кроме того, необходимо дать краткое описание, характеризующее цифровой музейный объект и исключающее его подмену. Порядковый номер по книге поступлений, присвоен- ный данному цифровому музейному объекту, одновременно проставляется в акте его приема в музей.
7. ТРЕБОВАНИЯ К ФУНКЦИОНАЛУ ЦИФРОВОГО РЕПОЗИТОРИЯ
7.1. Обеспечение сохранности цифровых музейных предметов:
• обеспечение целостности файлов, составляющих цифровой музейный предмет;
• резервное копирование, в том числе резервное копирование на системы, физически уда- ленные друг от друга;
• миграция компонентов цифровых музейных предметов в новые системные среды. Этот подход может включать в себя конвертирование файла из одного формата в другой или из одной операционной системы в другую. Данный процесс бывает необходим в ходе изменения основной вычислительной системы обеспечения функционирования цифрового репозитория для поддержания доступности и сохранности цифровых предметов в новой системе. Кон- вертация файлов нарушает файловую целостность цифрового музейного предмета, в связи с чем она должна сопровождаться оценкой сохранения характеристик и воспроизводимости предмета и созданием новых контрольных сумм для новых файлов;
• при необходимости эмуляция устаревших вычислительных систем, если доступ и воспро- изведение цифрового музейного предмета оказываются проблематичными в основной вычислительной системе цифрового репозитория (например, формат файла устарел и не воспроизводится в современных вычислительных системах).

49
ЧАСТЬ III. ЦИФРОВОЙ МУЗЕЙНЫЙ ПРЕДМЕТ
7.2. Дифференцированный доступ в репозиторий для различных групп
пользователей:
• создание мастер-копий и помещение их в электронный репозиторий (такие права обычно имеют только сотрудники структурного подразделения, на которое возложены обязанности по созданию и хранению электронных мастер-копий);
• доступ к мастер-копиям для создания деривативных копий (как правило, такой уровень до- ступа имеет специально утвержденный директором учреждения круг лиц: директор, главный хранитель фондов, в отсутствие генерального директора и главного хранителя фондов — заместитель генерального директора и т. п.);
• доступ к деривативным копиям для исследовательской работы;
• доступ к деривативным копиям ознакомительного характера.
Могут быть установлены специальные правила доступа для разных групп пользователей в слу- чае частичной закрытости архивов.
ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Аналоговый предмет — нецифровой объект, имеющий физические параметры.
Аутентичность цифрового изображения — достоверность цифрового изображения в соответ- ствии с его источником.
Глубина цвета — технический термин, означающий количество бит, используемое для хранения и представления цвета при кодировании одного пикселя, определяет максимальное количество оттенков в цифровом изображении.
Деривативная (производная) версия — копия цифрового музейного предмета или его части, соз- данная из мастер-копии, прошедшая процесс редактирования с целью функционального использования
(публикаций, пересылки, тиражирования и т. д.). Процесс обычно связан с изменением формата медиа- файла и частичной потерей информации при использовании различных методов сжатия (компрессии).
Единица учета цифрового репозитория — набор файлов и инструкций, позволяющий воспроиз- вести цифровой музейный объект, зарегистрированный в информационной системе музея и вклю- ченный в состав коллекции музея.
Единица хранения цифрового репозитория — набор файлов и инструкций, позволяющий вос- произвести цифровой музейный объект, находящийся на хранении в музее.
Контрольная сумма — результат преобразования по определенным математическим алгоритмам входного массива данных произвольной длины в выходную битовую строку фиксированной длины, используемый для проверки целостности данных таким образом, чтобы различные наборы данных имели с большой вероятностью разные контрольные суммы.
Мастер-копия — эталонная версия цифрового музейного предмета. При работе с мастер-копией запрещены любые трансформации и иные действия, ведущие к изменению содержания.
Метаданные — структурированные данные о цифровом объекте, которые могут описывать сам объект, его цифровое представление, данные о сохранности и др.
Миграция — перенос информации в новые системные среды без потерь в содержании и доступ- ности этой информации.
Оцифровка (оцифровывание) музейного предмета — процесс представления в цифровом формате данных, не являющихся дискретными, с применением специальных технических средств. Результа- том оцифровки предметов являются электронные файлы, которые становятся объектами музейного хранения и могут быть воспроизведены различными цифровыми устройствами.
Перемещение — перенос информации в новые системные среды без потерь в содержании и до- ступности этой информации.
Репликация (копирование) — создание дубликатов файлов в разных форматах.
Сжатие информации — уменьшение размера файла при помощи специальных алгоритмов. Некото- рые алгоритмы позволяют восстановить исходный файл, идентичный файлу до применения алгоритма сжатия (сжатие без потерь), некоторые — нет (сжатие с потерями, см. JPEG).
Управление цветом — контролируемое преобразование между разными моделями представления цвета на различных устройствах (мониторах, сканерах, камерах и т. д.). Данный процесс важен для обеспечения одинаковых результатов отображения на разных устройствах.
Файл (англ. file) — именованный информационный ресурс, доступ к которому реализуется сред- ствами операционной системы.
Формат — спецификация оригинальной типовой структуры данных, записанных в компьютерном файле, способ кодировки информации в файле.
Цветовая шкала — разработана для контроля качества цветопередачи оцифрованного объекта.
Цифровая подпись — идентификатор, внесенный в цифровой объект, который может быть виден или анализируем алгоритмически.

50
СТРАТЕГИЯ СОХРАНЕНИЯ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ И МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ
Цифровой репозиторий — защищенная система хранения цифровых музейных предметов.
Электронные образы, созданные в цифровой среде, — цифровые файлы, созданные и сохра- няющиеся только в цифровой форме.
Электронный образ предмета — это изображение, полученное в результате цифрового копиро- вания аналогового объекта.
Эмуляция — воспроизведение одной вычислительной системы внутри другой.
Эталонная мишень — разработана для контроля стабильности цветопередачи цветовой шкалы.
JPEG — данный формат крайне неустойчив к повреждениям файла, даже ошибка в 0,01 % может привести к потере большей части изображения. Эти недостатки делают форматы семейства JPEG неприменимыми в качестве архивного формата для создания мастер-копий, однако эффективность уменьшения размеров файла и поддержка формата большим количеством программ и устройств позволяет рекомендовать его для деривативных файлов, используемых для доступа пользователей к изображению (рекомендуется использовать Baseline JPEG).
JPEG 2000 — развитие формата JPEG. Хорошо документирован, патентно открыт. Имеет режим сжатия без потерь, что делает его возможным для использования в качестве формата долговре- менного хранения. Так же как и TIFF, поддерживает несколько разрешений изображения в одном файле. В случае повреждения файла от 0,1 % до 1 % имеет определенное преимущество над TIFF, однако меньше приспособлен для цифровой археологии вследствие более сложной кодировки файла.
PNG — растровый формат, изначально разработанный для замены GIF89a с целью создания откры- того формата для изображений в интернете. Он полностью документирован и открыт, может быть использован для долговременного хранения, однако PNG не поддерживает стандартные наборы метаданных, как, например, IPTC, вследствие чего формат TIFF является более предпочтительным для долговременного хранения (он позволяет записать основные метаданные, как, например, иден- тификатор мастер-копии, в стандартные поля метаданных в самом файле).
RAID-массив — технология виртуализации и хранения электронной информации (данных), которая объединяет несколько дисков в логический элемент.
RAW («сырой»; «цифровой негатив») — формат файла изображения в цифровой фотографии, сохраняющий минимально обработанную информацию с датчика изображения устройства, тех- нические метаданные и часто предварительное изображение. Этот формат не предназначен для непосредственной визуализации и не подразумевает однозначного воспроизведения изображения.
RGB (red, green, blue) — трехмерное цветовое пространство, где каждый цвет описан набором из трех координат (разложение на красный, синий и зеленый цвета).
TIFF (Tagged Image File Format) 6.0 — наиболее распространенный формат растровой графи- ки для долговременного хранения изображений. TIFF не зависит от оборудования и используется в большинстве программных сред. Этот промышленный стандарт данных популярен у большинства производителей сканеров и программного обеспечения.
ИСТОЧНИКИ
1. Инструкция по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР. 1985.
2. ГОСТ 7.50-2002. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу.
Консервация документов. Общие требования.
3. ГОСТ 7.50-92. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Ки- нодокументы, фотодокументы и документы на микроформах. Общие требования к архивному хранению.
4. Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках Российской академии наук. 2007.
5. Методические рекомендации по вопросам страхования музейных предметов. 2016.
6. Digital Preservation Handbook, 2
nd ed.; Digital Preservation Coalition: London, UK, 2015; URL: https://
www.dpconline.org/handbook/ (дата обращения 10.11.2021).
7. Kelsey, J. SHA3: Past, Present and Future : Past, Present and Future // Heritage. June 2019. Vol. 2, iss. 2. URL: https://csrc.nist.gov/CSRC/media/Projects/Hash-Functions/documents/kelsey_ches2013_
presentation.pdf (дата обращения 10.11.2021).
8. Digital Preservation Strategy, The National Archives and Records Administration (NARA), USA, 2017.
URL: https://www.archives.gov/files/preservation/electronic-records/digital-pres-strategy-2017.pdf
(дата обращения 10.11.2021).
9. REFERENCE MODEL FOR AN OPEN ARCHIVAL INFORMATION SYSTEM (OAIS). Magenta Book, Washington,
DC, USA, 2012. URL: https://public.ccsds.org/pubs/650x0m2.pdf (дата обращения 10.11.2021).
10. PRONOM Project, National Archives UK, 2003-2021. URL: https://www.nationalarchives.gov.uk/
pronom/ (дата обращения 10.11.2021).

51
1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта