Феномен клипового мышления. Феномен клипового мышления
Скачать 26.07 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. МИС Проект на тему: «Феномен клипового мышления» Автор: Обучающийся 9 класса. МОУ СОШ пос. МИС Руководитель: М.М. Левчегова Учитель информатики и математики Г. Подольск, 2022 г. ВВЕДЕНИЕ Революция цифровых технологий, произошедшая на рубеже ХХ – ХХIовеков, подарила миру новые блага цивилизации. Развитие СМИ, расширение их технологических возможностей, глобализация информационного пространства и создание всемирной сети Интернет изменили нашу жизнь, наполнив ее неограниченным количеством информации. Современное общество перешло к новому этапу своего развития – информационному, где информация становится одним из главных ресурсов. Информационные технологии широко применяются в быту, производстве, в системе образования. Под воздействием телевидения, компьютерных игр, Интернет-ресурсов у индивида формируется особый тип мышления - «клиповый». Именно клиповое мышление, как считают психологи, является причиной проблем современного образования. Но что представляет собой данный тип и почему оно так называется? Актуальность. Ускорение темпов жизни и возрастание потока информации порождает необходимость её отбора. Стремительное развитие интернет-технологий и расширение коммуникативного пространства требует выработки понятного всем языка подачи информации: краткости, яркой визуализации, высокой скорости обновления картинок. Другими словами, лидирующее место занял клип, а именно: быстро сменяющиеся образы и отрывки, затрудняющие анализ и осмысление информации. Новые условия жизни порождают новое мышление. Термин клиповое мышление активно обсуждается и используется философами, психологами, педагогами и физиологами, но до сих пор не получил точного объяснения, а значит, требует дальнейшего осмысления и изучения. Это обстоятельство повлияло на выбор цели данной работы. Целью моего проекта является показать особенности восприятия информации человеком с клиповым мышления. Поскольку клиповое мышление возникло в условиях новой информационной (клиповой) культуры и тесно связано с восприятием человеком окружающей действительности, в исследовании поставлены следующие задачи: Изучить понятие «Клиповое мышление». Выделить признаки клипового мышления. Составить сравнительную таблицу «Плюсы и минусы клипового мышления». Рассмотреть возможность использования клипового мышления в образовании. Составить упражнение для преодоления негативных проявлений клипового мышления. Объект исследования – мышление. Предмет исследования – феномен клипового мышления. Гипотеза: Клиповое мышление в современных условиях информационных перегрузок является неизбежным, поэтому необходимы поиск и использование его положительных качеств. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Понятие «Клипового мышления» Человечество преодолело долгий и тернистый путь от глубокой древности до наших дней. На этом пути его ожидала целая вереница событий – географические и научные открытия, новые технологии. Еще каких-то 15-20 лет назад мир выглядел иначе. Мы живем в ХХI век – век бешенного ритма, который не остановить. В эпоху создания и использования высоких технологий, мы все чаще и чаще слышим о таком феномене как клиповое мышление. В 90-х годах ХХ в. в педагогике и психологии возник термин «клиповое мышление». Клиповое мышление – отличительная особенность современного человека, при которой он воспринимает окружающий мир в виде яркого, короткого посыла и образа, воплощенного в форме видеоклипа. Именно клиповое мышление, по мнению психологов и педагогов, является врагом подрастающего поколения. Термин «клиповое мышление» происходит от слова «clip», что с английского языка переводится как какая-либо часть текста, фрагмент из фильма или вырезку из газеты или журнала. Но чаще всего, люди связывают понятие "клип" с видео или музыкой. Клип - видеоряд из не связанных между собой образов, и не несущий в себе никакой смысловой нагрузки. Данный принцип является основополагающим в феномене клипового мышления, то есть человек воспринимает мир не целостно, а как череду хаотичных отрывков, частей, фактов, событий. Появление первых прообразов современных клипов относят к 20 – м годам ХХ века. В 1975 году всемирно известная английская рок-группа «Queen» совершила революцию в музыке, выпустив первый музыкальный клип на песню «Богемская рапсодия». Так началась эпоха создания клипов, и формирование клипового восприятия информации и особого типа мышления. Позднее американский социолог и футуролог Элвин Тоффлер подменяет термин «клиповое мышление» более широким понятием - «клиповая культура». Так, Э. Тоффлер в своей книге «Третья Волна» дал определение понятия клиповой культуры. Согласно Тоффлеру, это характерное для информационного общества «принципиально новое явление, рассматривающийся в качестве составляющей общей информационной культуры будущего, основанной на бесконечном мелькании информационных отрезков и комфортной для людей соответствующего склада ума». В отечественной науке, первым употребившим термин «клиповое мышление» был философ Фёдор Гиренок. Под клиповым мышлением Гиренок понимал «мышление, реагирующее только на удар»2. Другой российский культуролог и футуролог Константин Фрумкин рассматривает клиповое мышление как способность быстро переключаться между разрозненными смысловыми фрагментами, что приводит к неспособности воспринимать длительную, однородную информацию. В 2010 Фрумкин выделил пять факторов, повлиявших на развитие клипового мышления: стремительное развитие современных технологий, и как следствие, увеличение информационного потока, что порождает проблематику фильтрации, выделении главного и отсеивании лишнего. бешенный ритм жизни, и попытка успеть за всем, чтобы быть в курсе событий; многообразие поступающей информации; рост диалогичности на разных уровнях социальной системы. многозадачность, т.е. способности совершать несколько одновременно. Мы живем в эпоху развития современных информационных технологий. В ХХ веке в нашу жизнь прочно вошли такие достижения человечества как телевидение, интернет и, конечно же, мобильная связь, разнообразные социальные сети. Ни дня не проходит без просмотра любимой телевизионной передачи, разговоров по телефону и просмотра новостей в Интернете. Именно эти факторы выполняют основную роль в формировании «клипового сознания», молниеносно проникающего во все сферы жизни человека. Данные средства массовой информации применяют приемы «клиповой» эстетики, формируя человека с новым форматом мышления. Если раньше для того, чтобы что-то изучить, приходилось идти в библиотеку или в книжный магазин, то теперь для этого достаточно открыть Google. История понятия «Клиповое мышления» Предпосылки появления клипового мышления были обнаружены в книге «Галактика Гутенберга» канадского философа Маршалла Маклюэна: «…общество, находясь на современном этапе развития, трансформируется в «электронное общество» или «глобальную деревню» и задает, посредством электронных средств коммуникации, многомерное восприятие мира. Развитие электронных средств коммуникации возвращает человеческое мышление к до текстовой эпохи, и линейная последовательность знаков перестает быть базой культуры». Первое упоминание о клиповом мышлении зафиксировано в 1980 году в книге американского философа, социолога и футуролога Элвина Тоффлера “Третья волна”. Э.Тоффлер описывает “клип-культуру” так: «…на личностном уровне нас осаждают и ослепляют противоречивыми и не относящимися к нам фрагментами образного ряда, которые выбивают почву из-под ног наших старых идей, обстреливают нас разорванными, лишенными смысла «клипами», мгновенными кадрами». В середине 1990-х годов на отечественном телевидении стали набирать популярность более короткие видеоматериалы. Первым в России употребил термин «клиповое мышление» (или “клиповое сознание”) Ф.И. Гиренок. Он говорил, что более массовое в то время системное мышление изживает себя, и ему на смену приходит более приспособленное к современным реалиям клиповое мышление: «…вот вы спросили, что сегодня происходит в философии. А происходит замена линейного, бинарного мышления нелинейным. Европейская культура выстраивается на системе доказательств. Русская культура, поскольку корни ее византийские, на системе показа. И мы в себе воспитали, может быть, после Дамаскина, понимание картинок. Мы сформировали в себе не понятийное мышление, а, как я его называю, клиповое». Признаки «Клипового мышления» Как любой феномен клипового мышления имеет свои признаки. Получение информации при клиповом мышлении происходит пульсами, т.е. человек не фокусируются на идеях, а лишь на отдельных образах и вспышках. Клиповость мышления подразумевает упрощенную подачу материала, способность видеть лишь то, что на поверхности, игнорируя глубину процесса или явления. Человек теряет способность к анализу и построению длинных логических цепочек. Однако ряд психологов считает, что клиповое мышление — это не болезнь, а своего рода защитный механизм, позволяющий справляться с мощным потоком информации, в котором находится современный человек вообще и ребенок в частности. Но действительно все ли так плохо и ситуация дошла до критического момента? Клиповое мышление, как один из феноменов последних десятилетий, имеет свои положительные и отрицательные стороны. Целесообразно будет разобрать их подробно: Плюсы клипового мышления, которые можно использовать в обучении. 1. Ускорение реакции, т.е. Такой ребенок способен быстро принимать решения. Однако подобные решения не отличаются продуманностью. 2. Многозадачность, т.е. способность решать несколько задач одновременно. Явление отнюдь не новое и история знает немало примеров. Так, известный римский император Гай Юлий Цезарь славился своей способностью совершать 7 дел одновременно. Что касается процесса обучения, то такой ребенок будет отличать способность легко переключать внимание с одного объекта на другой. 3. Позволяет защитить мозг от перегрузок, отсеивая ненужную информацию. 4. Поиск и поглощение новой информации. Для умственного развития – это несомненный плюс. К минусам клипового мышления можно отнести: Утрачивается способность к аналитическому мышлению. Учащиеся не могут выделить главное из информации, принять решение на основе проведенного анализа. Они становятся лишь потребителями информации. Отсутствует способность к длительной концентрации внимания. Плохая память. Выучить стихотворение наизусть для современного школьника – задача не из легких. Низкая эффективность обучения и усвоения знаний. Таким детям сложно воспринимать учебный материал, запоминать понятия и определения, изложить свои мысли на бумаге и в устной форме, трудно читать произведения школьной программы. Податливы к манипуляции и влиянию. Такие дети не чувствуют уверенности в своих знаниях и силах, зачастую не имею своего собственного мнения. Такими детьми легко манипулировать. Снижено чувство эмпатии, т.е. способности к сопереживанию. Дети становятся равнодушными и утрачивают чувство ответственности. Неумение решать сложные задачи как в процессе обучения, так и в повседневной жизни. За время своего существования эпитет «клиповое мышление» приобрел ярко выраженный негативный оттенок и последствия этого явления катастрофичны. Молодежь и подростки, являясь носителями «клипового сознания», подвержены критике. Одним из катастрофических последствий клипового мышление является компьютерная и интернет зависимости. «Дети интернет-поколения» одновременно могут слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии, делая при этом уроки. Однако, платой за многозадачность становятся рассеянность, гиперреактивность, дефицит внимания и предпочтение визуальных символов логике и углублению в текст. ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 2.1. Диагностика проявлений клипового мышления среди учащихся и преподавателей школы |