Главная страница
Навигация по странице:

  • Оценочно-императивная функция морали

  • Коммуникативная функция морали

  • Познавательная функция морали

  • Воспитательная функция морали

  • Ориентировочно функция морали

  • Особенности медицинской этики. Медицинская деонтология: понятие, задачи, области проявления. ЭТИКА (греч. ethika , от ethos

  • Мораль – это совокупность нравственных норм и принципов поведения, принятых в данном обществе в определенный период времени (

  • ЭТИКА ВРАЧЕБНАЯ

  • ДЕОНТОЛОГИЯ (греч. Deon , deontos – должное, надлежащее, долг) – наука о должном

  • Утилитаризм

  • Систематический анализ действий человека в биологии и медицине в свете нравственных ценностей и принципов».

  • Биомедицинская этика

  • Проблема свободы и ответственности личности. Социальная и профессиональная ответственность врача. Свобода

  • Философия. Философия, её предмет и функции. Специфика философского знания. Соотношение философии и частных наук. Термин философия


    Скачать 0.92 Mb.
    НазваниеФилософия, её предмет и функции. Специфика философского знания. Соотношение философии и частных наук. Термин философия
    АнкорФилософия
    Дата05.07.2021
    Размер0.92 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOtvety_FIL 2.doc
    ТипДокументы
    #223385
    страница17 из 21
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21

    Регулятивная функция морали


    Эту функцию морали основном считают главной, доказывая, что основное содержание морали составляют соответствующие требования (нормы, правила, предписания) Именно благодаря им мораль выполняет регулятивную роль Известно, что в жизни общества взаимодействуют две противоположные тенденции: упорядоченность, что обеспечивает его стабильность, и хаос, который угрожает его существованию .

    К специфическим особенностям моральной регуляции поведения человека относятся:

    - полноценный выражение в морали свободы, самостоятельности личности Ни одно средство регулирования человеческого поведения не способен обеспечить такой их реализации;

    - универсальность, одинаковая ориентированность на каждого человека;

    - распространенность на все сферы жизни человека;

    - заснованисть на противопоставлении должного (идеального) существующем;

    - постановка перед человеком максимальных требований основном они являются невыполнимыми, поскольку идеала нельзя достичь;

    - опора на общественное мнение и внутреннее убеждение личности, прежде всего - на его совести;

    - связь преимущественно с духовными санкциями, прежде всего с общественным мнением и личным самоосуждения или одобрение своего поведения

    Поведение людей регулируется и другими позаинституцийнимы средствами, прежде обычаями, которые исторически предшествуют морали

    Оценочно-императивная функция морали


    Суть ее заключается в том, что мораль осмысливает действительность такой, какой она должна быть, то есть как идеальную модель должного Это осмысление охватывает процедуру морального оценивания действительности, прежде отвечает овидности поведения, поступков людей наивысшим всечеловеческого ценностям, хорошую Следствием такого осмысления есть соответствующие повелениюня.

    Коммуникативная функция морали


    Настоящего нравственного значения любой поступок человека может приобрести только в межличностных отношениях, в контексте общения Вне общения немыслимые становление и развитие человека как личности и функционирования общества в целом Содержательность общения людей в значительной степени зависит от уровня их нравственной культуры, которая при нормальной проявляется в доброжелательности, взаимного уважения, дружбы С аме в такой плоскости реализуется коммуникативная функция моралали.

    Познавательная функция морали


    Благодаря морали индивид получает первые представления о нормах поведения, которые предъявляет ему общество (не только информацию о нормах, но и о том, как ими руководствоваться), о добре и зле, чести и достоинстве т т.д. Моральное сознание в целом относится к обыденного уровня, поэтому это познание имеет интуитивный характер Чтобы опровергнуть скептическое отношение к познавательной роли морали, нужно учитывать, что она одной из могущественных сил, которые предопределяют рефлексию, то есть осмысление человеком собственных действий и их законов, деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека Так, любой моральный осу д общественным мнением заставляет человека задуматься над соответствующей моральной проблемой, а затем и обратиться к этике, то есть теории морали Нравственные проблемы постоянно овладевают сознанием, переживаются я, осмысливаются Результаты такого осмысления отражаются на нравственных чувствах Именно поэтому их иногда называют \"чувствами-теоретиками\" Итак, чего человека учит мораль, а чего-то (глубже и основательнее) - ее теоретическое мышление, пробужденное беспокойством морального самосознания, например угрызениями совестид муками сумління.

    Воспитательная функция морали


    Мораль не только обогащает индивида информации о человеческом бытии, но и помогает ему ориентироваться в жизни как системе ценностей Она апеллирует не столько к разуму, сколько к воображения и чувств, выполняя вы иховну функцию Благодаря морали осуществляется передача опыта предшествующих поколений, формируются представления индивида о добре и зле, достоинство и честь, справедливость, что способствует его самосовершенствованию, вы деланием практических навыков жить и действовать согласно требованиям общества, искоренять пороки гуманизирующую роль морали проявляется и в ориентации личности на высокие общечеловеческие ценности в осмыслении м этике и смысла жизни, выборе собственного жизненного путияху.

    Ориентировочно функция морали


    Познавательная функция морали не тождественна научному познанию. Она обогащает человека не просто знаниями объектов самих по себе, а ориентирует в мире культурных ценностей, помогает относиться к ним дифференцировано.


    1. Особенности медицинской этики. Медицинская деонтология: понятие, задачи, области проявления.


    ЭТИКА (греч. ethika, от ethos – обычай, нрав, характер) – наука о морали (от латинского moralis, что означает нравственный).

    Нравственность определяется как особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, регулирующих поведение человека с помощью норм, имеющих идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости, должного и т. д.,

    Мораль – это совокупность нравственных норм и принципов поведения, принятых в данном обществе в определенный период времени (или система норм нравственного поведения человека какого-либо класса или профессиональной группы). В более общем виде мораль определяется как система норм нравственного поведения людей, их обязанности по отношению друг к другу и обществу в целом.

    Таким образом, мораль может быть разной в различных слоях общества и даже в разных профессиях. Кроме того, мораль может меняться во времени.

    Аристотель (4 век до н. э.) впервые выделил этику в самостоятельную философскую дисциплину, изучающую мораль. Иммануил Кант в 17 веке впервые определил этику как науку о должном.

    Слова этика и мораль (эпитеты этический и нравственный) используются как синонимы.

    Совокупность этических норм поведения человека складывается из трех компонентов: врожденной, доктринальной и конвенциональной этики.

    Врожденная (зоологическая) этика имеется и у животных в виде элементов регламентации поведения. Проявляется врожденная этика как инстинктивное поведение животных относительно один другого в группах, прайдах, стадах, стаях. Этому поведению не обучаются, с ним появляются на свет.

    У человека, в отличие от животных, есть доктринальная этика, которая базируется на тех или иных идеологических доктринах. Это, прежде всего, этика религиозная, присутствующая во всех религиозных системах, начиная с самых древних (иудейская религия, религии античности, христианство, буддизм, ислам и др.). Если в советский период истории России заместителем религии был установлен диалектический/исторический материализм, то и здесь присутствовала доктринальная этика, обязательная к исполнению всеми членами общества.

    Этика конвенциональная устанавливается по взаимной договоренности людей или человеческих общностей: как им вести себя по отношению друг к другу. Эта этика была в свое время обозначена гражданином Женевы Жан-Жаком Руссо в его трактате «Общественный договор», где расписывалось, как люди договариваются, чтобы друг другу поменьше вредить и побольше оказывать пользы, стараясь при этом обеспечить максимум собственной пользы тоже. Многие документы медицинской этики содержат положения, относящиеся к нормам конвенциональной этики: Конвенции о правах человека, Конвенция о правах ребенка и др.

    ЭТИКА ВРАЧЕБНАЯ (медицинская) традиционно определяется как совокупность нравственных норм поведения врача и отношения к больному, его родственникам, коллегам. Полвека назад в нашей стране медицинскую этику почти полностью заменила деонтология.

    ДЕОНТОЛОГИЯ (греч. Deon, deontos – должное, надлежащее, долг) – наука о должном - учение о совокупности этических норм, определяющих надлежащее (специфическое) отношение к объекту и предмету труда и регламентирующих взаимоотношения между коллегами и другими субъектами деятельности.

    Деонтология - общее название этических теорий, имеющих отношение к любой деятельности, в которых благо понимается как безусловный долг следовать определенному этическому принципу. Например, моральная философия И. Канта основывается на принципе автономии воли. Советская медицинская деонтология исходила из долга гражданина активно участво­вать в строительстве коммунистичес­кого общества.

    Термин «деонтология» предложен в начале Х1Х века английским философом Дж. Бентамом, который является признанным создателем философии утилитаризма и деонтологии. Утилитаризм (от латинского - польза, выгода) – принцип оценки всех процессов, явлений и предметов только с позиций их полезности. Конечное значение морали, согласно этой теории, – способствовать стремлению людей к получению удовольствия, наслаждения и счастья, поэтому этические нормы и принципы должны способствовать наивысшему счастью наибольшего числа людей. Этот принцип Бентам превратил в учение о деонтологии, впервые использовав этот термин как альтернативу термину этика. Хотя он и называет деонтологию наукой о морали, но не отождествляет, а даже противопоставляет этике.

    Существуют разные определения понятия медицинской деонтологии. Остановимся на двух из них.

    МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ - совокупность этических норм и праил выполнения медработником своих профессиональных обязанностей. (Предписание о том, как должно поступать в той или иной ситуации и как поступать нельзя).

    МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ - учение о юридических, профессиональных и моральных обязанностях и правилах поведения врачей.

    Во втором определении врачебная этика выступает как составная часть медицинской деонтологии.

    То, что теперь составляет предмет медицинской деонтологии, в конце Х1Х века именовалось врачебной этикой.

    Отметим, что понятия деонтология и этика в медицине имеют и совпадения, и противоречия.

    Деонтология ближе к закону: она учит, как должно поступать, даже если эти действия будут антигуманными (этика роботов). Человек действует по составленным кем-то инструкциям и правилам. Этика опирается на мотивацию в виде накопленных моральных ценностей, а не на алгоритм поведения. Основные отличия этики, деонтологии и закона представлены в таблице 1.
    Закон, этика и деонтология: основные признаки




    Этика,

    мораль

    Признает приоритетными общечеловеческие ценности и автономию личности.

    Учит, как поступать на основе личной ответственности, общечеловеческих ценностей доброты и человеколюбия, христианских ценностей милосердия и сострадания. Является составной частью деонтологии и определяет «минимум нравственности» права.

    Может входить в противоречие с законом.

    Изменяется в обществе быстрее, чем закон и подготавливает почву для изменения законов.



    Деонтология

    Признает «благо» всех (приоритет интересов общества, группы, организации) «благом» каждого. Учит, как поступать на основе долга и должного - правил, инструкций, предписаний (а не личных убеждений).

    Включает возможность принесения в жертву интересов отдельного человека ради интересов большинства, поэтому может вступать в противоречие с этикой.

    Обеспечивает исполнение долга соблюдением требований профессиональных и иных инструкций, правил, нормативов.

    Имеет много общего с правовыми нормами.



    Закон

    Принимается государством. Обязателен к исполнению всеми гражданами.

    Характеризуется конкретностью, определенностью, регламентированностью.

    Оценивает поведение только правонарушителя.

    Обязывает поступать соответственно правовым нормам под угрозой юридической ответственности.

    Обеспечивает исполнение силой государственного принуждения.

    Изменяется во времени гораздо медленнее, чем мораль.


    Этика, мораль- более подвижная категория, чем закон, она быстрее меняется во времени, подготавливая изменения закона. Закон в обществе может быть только единым для всех, а мораль, этика различны в различных социальных прослойках и даже профессиях. Поэтому этика может входить в противоречие с законом, но при их расхождении поступок должен оцениваться по закону, а этика лишь оттеняет совокупность смягчающих или отягчающих обстоятельств. В конце концов, количество этических разногласий с законом переходит в качество – тогда закон изменяется.

    Таким образом, сделаем небольшое резюме:

    1. Мораль и этика, изучающая ее, в отличие от закона, не может быть одинаковой в разных слоях общества и профессиях, тогда как закон един для всех.

    Изменившаяся мораль подготавливает изменение закона, но закон приоритетен, каким бы антигуманным он ни казался при изменившейся морали.

    2. Медицинская этика основана на моральных ценностях. Деонтология основана на рационализме инструкций, устава, закона, единых для общества и полезных для него.

    3. Этика и деонтология не конкурируют между собой, а лишь создаются различно: этика – долгим воспитанием моральных ценностей, деонтология – сравнительно быстрым усвоением правил. Это разные грани одного и того же процесса.

    Если мы хотим быстрый результат, то должны ориентироваться на деонтологию: она не требует долгих раздумий и пригодна для всех работников, независимо от их нравственного уровня.

    Если мы стремимся к более широкому результату, то подготовка врача должна ориентироваться на медицинскую этику, она требует длительного накопления моральных ценностей, но зато навсегда.

    Как в любой науке этика в медицине имеет специфику внутри самой медицины. Можно говорить об этике хирургической, педиатрической, стоматологической и т. д.

    Из общей этики, которая в античности оформилась как часть философии, в наше время выделилась биоэтика. Это - очередная ступень развития этики в эру высоких био- и иных технологий, сильно инвазивных по отношению к человеку, и не только к его соматическому статусу, но и к его интеллектуальной и эмоциональной сферам. Появилась и биоэтика поведения людей по отношению друг к другу в условиях приложения различных технологий, которые могут изменить сому человека, его психику, его потомство.

    БИОЭТИКА – учение о социальных, правовых и этических последствиях, возникающих в результате прогресса биологии и медицины и при медико-биологических исследованиях, связанных с применением новых биомедицинских технологий.

    Это определение дано Международной ассоциацией биоэтиков, созданной в 1991 г. Сам термин «биоэтика» ввел американский биолог В. Поттер в 1964 году, определив ее как науку о нравах в биологии и медицине. Под этим очень общим словом мы также понимаем «Систематический анализ действий человека в биологии и медицине в свете нравственных ценностей и принципов».

    В.Р. Поттер создал этот термин, чтобы указать на необходимость новой этики, предметом которой являлось бы выживание человечества. Научно-технические достижения грозят уничтожением окружающей среды и самого человека. Научно-технический прогресс не принесет счастья, если не будет дополняться глубокими изменениями в социальной, нравственной и культурной жизни человечества.

    Человечеству угрожает упадок личной и государственной морали, проявляющийся уже сейчас в глубоком распаде во многих странах основных идеалов права и законности, в потребительском эгоизме, во всеобщем росте уголовных тенден-

    ций, в ставшем международным бедствием националистическом и политическом терроризме, в разрушительном распространении алкоголизма и наркомании.

    Первичная причина лежит во внутренней бездуховности, при которой личная мораль и ответственность человека вытесняются и подавляются каким-либо абстрактным и бесчеловечным авторитетом - государственным, классовым, или партийным (или авторитетом вождя – это все не более чем варианты одной и той же беды).

    В проекте Федерального Закона «О правовых основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения» БИОЭТИКА определяется как свод принципов и норм, действующих на основе традиционных духовных ценностей в области здоровья и здравоохранения и регулирующих в этой сфере взаимоотношения государства с обществом, семьей и личностью, а также взаимоотношения медицинского работника и пациента в связи с медицинским вмешательством. Данное определение, на наш взгляд, соответствует понятию «Биомедицинская этика», пришедшему на смену таким терминам как «врачебная этика» и «медицинская деонтология».

    Биомедицинская этика – наука, изучающая и осмысливающая профессиональную медицинскую деятельность и достижения новых биомедицинских технологий в свете нравственных теорий и принципов.

    Таким образом, краткий анализ эволюции моральных понятий в медицине закономерно приводит к современному подходу к медицинской профессии с позиций новой науки - биоэтики и новой, глобальной ответственности врача за свои действия в профессиональной и научной сфере.


    1. Проблема свободы и ответственности личности. Социальная и профессиональная ответственность врача.


    Свобода – одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человеческого бытия в мире. Свобода состоит в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внешнего или внутреннего принуждения.

    Свобода личности может быть рассмотрена в различных аспектах: философском, религиозном, этическом, социальном, политическом, экономическом. Философский аспект связан, прежде всего, с трактовкой свободы воли. Воля – это сознательное и свободное стремление человека к осуществлению своих целей, которые представляют для него определенную ценность. Философский детерминизмисходит из того, что существующие в мире универсальные причинно-следственные связи определяют (детерминируют) мысли людей и мотивы их поступков.Индетерминизм либо полностью отвергает причинную обусловленность всего сущего, либо предполагает разрыв причинно-следственных связей природного мира и сферы сознания. Индетерминизм в отношении к проблеме свободы служит основой дляволюнтаризма – направления, признающего примат воли как слепой, неразумной силы над другими проявлениями духовной жизни человека. Эта точка зрения приводит к оправданию своеволия и произвола. Идеи волюнтаризма содержатся в христианской догматике, в учениях И.Канта, И.Фихте, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше.

    Позиция детерминизма основана на признании диалектической взаимосвязи личности и общества, общества и природной среды. Поэтому проблема свободы здесь тесно переплетается с проблемой необходимости.

    Одним из первых к этой проблеме обратился Б.Спиноза, который определил через сопоставление понятий «необходимость» и «случайность». Случайность существует объективно в самих вещах и является формой выражения необходимости. В каждой необходимости есть случайность, т.е. в необходимости всегда присутствует свобода.

    В марксистской философии свобода трактуется, во-первых, как познанная необходимость, а во-вторых, как практическое использование результатов этого познания (т.е. как умение принимать решения, основываясь на знании дела). Свобода здесь рассматривается прежде всего как свобода выбора. Однако свобода человека ограничена строго детерминированной системой реальных возможностей, лишь в пределах этих возможностей человек может делать свой выбор.

    Таким образом, концепция детерминизма не умаляет свободы человека, но ограничивает ее рамками социальных и природных связей, нравственными и правовыми нормами.

    В современных условиях ускоренного развития цивилизации, развития демократии проблема свободы и ответственности личности приобретает особое значение. Ответственность – это категория, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу.

    Человек в мире одновременно и свободен, и несвободен.

    Его несвобода выражается в отношении к внешнему миру, который диктует человеку выбор форм и способов деятельности; в существовании факторов, ограничивающих его возможности: уровень физических сил и умственных способностей, технических возможностей и т. д.; в зависимости от существующего общественного строя и др.
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21


    написать администратору сайта