Главная страница
Навигация по странице:

  • Единичное, особенное и общее. Единичное

  • Действительность

  • 7. Методологическое значение законов и категорий диалектики для медицинского познания

  • Закон единства и борьбы противоположностей

  • Закон перехода количественных изменений в качественные

  • Закон отрицания отрицания

  • Патоморфоз

  • Человек как биосоциальная целостность. Биологизаторские и социологизаторские трактовки человека. Проблема сущности человека.

  • Августин Аврелий

  • Философия. Философия, её предмет и функции. Специфика философского знания. Соотношение философии и частных наук. Термин философия


    Скачать 0.92 Mb.
    НазваниеФилософия, её предмет и функции. Специфика философского знания. Соотношение философии и частных наук. Термин философия
    АнкорФилософия
    Дата05.07.2021
    Размер0.92 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOtvety_FIL 2.doc
    ТипДокументы
    #223385
    страница15 из 21
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   21

    Категории диалектики: единичное, особенное, общее; причина и следствие; необходимость и случайность; сущность и явление; содержание и форма; возможность и действительность. Методологическая роль категорий диалектики для медицины.


    Философские категории – это предельно общие понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные свойства и связи, присущие всем явлениям действительности. Категории выступают и как ступени познания мира.

    Единичное, особенное и общее.

    Единичное – категория, выражающая относительную обособленность объектов в пространстве и времени, их количественную и качественную неповторимость. В категории «общее» выражаются определенные свойства или отношения, характерные для класса предметов или явлений.

    Единичное и общее невозможны друг без друга. Общее существует только через единичное, определяет закономерности протекания процессов в любом явлении данной системы (*человек = проявление родовой сущности + единичные черты). Способ и мера объединения общего и единичного в одном явлении выражается категорией «особенное».

    Сущность и явление.

    Сущность – это совокупность глубинных свойств, связей и отношений, определяющих характерные черты и тенденции развития объекта.

    Явление – это внешнее проявление сущности через конкретные свойства или события.

    Сущность – это нечто глубинное, явление – внешнее, сущность – устойчивое, явление – изменчивое, сущность скрыта от органов чувств, явление – это непосредственно воспринимаемые свойства объекта, сущность объективна, явление – это единство объективного и субъективного.

    Единство сущности и явления выражает единство мира и нашего знания о нем.

    Содержание и форма.

    Содержание – это структурно организованная совокупность всех элементов объекта в их в их взаимосвязи, взаимодействии и функционировании. В содержание входит и существенное и несущественное, и закономерное и случайное, и внутреннее и внешнее. В понятии содержания определяющую роль играет признание структурных взаимосвязей, без которых содержание распадается (*содержание воды – не атомы кислорода и водорода сами по себе, а определенные связи между ними; *содержание общества – не механическая совокупность людей, а многообразные связи, существующие между индивидами и социальными группами, все богатство их материальной и духовной жизни; *холст и краски не составляют содержание картины, а бумага и типографская краска – книги, содержание произведений искусства – идеи, вложенные в них авторами). Содержание объекта может проявляться по-разному в зависимости от того, с какими объектами он взаимодействует, от внешних условий и т.д.

    Форма – способ существования и проявления содержания. Различают форму внешнюю и внутреннюю (это различение восходит к Гегелю). Внешняя форма передает видимый облик объекта, это граница данного содержания; внешняя форма выражает связь данного объекта с другими. Внутренняя форма связана с качественной определенностью объекта; она является выражением содержания.

    Содержание и форма существуют в единстве. Не бывает бессодержательных форм и бесформенного содержания. В то же время одно и то же содержание может существовать в разных формах (*вода – в форме жидкости, пара или льда; * одна и та же идея – в разных формах общественного сознания).

    Содержание выполняет определяющую роль по отношению к форме: изменение формы является отражением изменения содержания; в то же время новое содержание может некоторое время существовать в старой форме, а возникновение новой формы ведет к новым изменениям в содержании (*развитие общества; *устаревшие приемы мышления отстают от процессов развития действительности, а формирование нового типа мышления является стимулом для дальнейшего развития общества).

    Причина и следствие.

    Причинно-следственные связи – один из основных видов связи, который носит универсальный (всеобщий) характер.

    Причина – это взаимодействие между объектами или их элементами, которое при определенных обстоятельствах вызывает изменения во взаимодействующих объектах или порождает новое явление. Эти изменения называются следствием.

    По своему содержанию причины могут быть материальными (физическими, химическими, биологическими) и идеальными (психологическими, социальными); по характеру – объективными и субъективными; по способу проявления – динамическими (однозначными) и статистическими (предполагающие возможность нескольких следствий).

    На понятии причинности основан философский принцип детерминизма. Детерминизм – учение о всеобщей закономерной причинной обусловленности всех явлений. Детерминизм утверждает объективный характер причинно-следственных связей, из чего следует возможность познания, объяснения и предсказания явлений и событий. В противоположность ему, индетерминизм отрицает объективность и всеобщий характер причинных связей.

    Необходимость и случайность.

    Необходимость – это закономерный тип связи между явлениями и процессами, который вызван устойчивыми, внутренними, существенными причинами. Необходимость – это то, что обязательно должно произойти в данных условиях и в определенной форме.

    Случайность – тип связи, который обусловлен несущественными, внешними для данного явления причинами. Это то, что в данных условиях может произойти в той или иной форме или вообще не произойти.

    Необходимость и случайность находятся в диалектической взаимосвязи. Необходимость проявляется через множество случайных явлений (*согласно теории Дарвина, случайные изменения организмов, полезные для них, закрепляются наследственностью, усиливаются в ходе эволюции и могут привести к изменению вида).

    Абсолютизация случайности привела к формированию фатализма – мировоззренческой позиции, согласно которой все в мире предопределено (судьбой, Богом или всей системой взаимодействия явлений) и от воли человека ничего не зависит. Противоположное ему направление – волюнтаризм – абсолютизирует роль случая, ничем не ограниченной свободы воли. Однако свобода воли – это способность человека принимать решения в соответствии со своими интересами, целями и идеалами, основанная на познании им объективных свойств и закономерных связей мира. В этом заключается диалектика свободы и необходимости: «Свобода – это осознанная необходимость» (Б.Спиноза).

    Возможность и действительность.

    Эти категории выражают изменчивость мира, активность материи, переход ее из одних состояний в другие.

    Действительность – это все то, что существует. Это единство единичного и общего, сущности и явления, содержания и формы, необходимого и случайного. Возможность – это то, что в соответствии с объективными законами и при определенных условиях может осуществиться, стать действительностью. Таким образом, возможность - это тенденция развития действительности, а действительность –это реализованная возможность и основа для новых возможностей. Категории возможности и действительности выражают этапы процесса развития (*возникновение и развитие жизни на Земле: сложившиеся некогда условия создали возможность для появления простейших живых организмов, содержавших в себе возможность появления более сложных форм жизни).

    Существуют разные виды возможностей:

    -реальнаязакономерная тенденция развития, связанная с объективной необходимостью,

    -формальная – связана со случайностью. Формальная возможность может с течением времени стать реальной и превратиться в действительность (*полет в космос 1000 лет назад – 50 лет назад – сейчас).

    Степень возможной реализации данного события при данных условиях выражается категорией «вероятность». Степень вероятности исчисляется на шкале от 0 до 1 или от 0 до 100%.

    [теория вероятности соотносится с законом больших чисел: действие большого числа случайных факторов приводит к результату, почти не зависящему от случая (*эксперимент с монетой: из 24000 бросаний = 12012 : 11988 – симметричность монеты и большое число случаев приводит к равной реализации обеих возможностей; *среди новорожденных в целом 106 мальчиков : 100 девочек].
    7. Методологическое значение законов и категорий диалектики для медицинского познания.
    Основные законы и категории диалектики имеют важное методологическое значение как для построения системы теоретической медицины, так и для практической деятельности врача. Они являются теоретической основой для определения сущности здоровья и болезни, нормы и патологии, для формирования клинического мышления врача.

    Закон единства и борьбы противоположностей в медицинском познании проявляется в следующем:

    - на уровне взаимодействия организма и среды это состояние относительного равновесия организма с окружающей средой, устойчивость состояния организма в постоянно изменяющейся внешней среде, которое выражается в одном из важнейших понятий теоретической медицины – «гомеостаз» (состояние равновесия организма, которое служит условием нормального режима жизнедеятельности, что клинически соответствует состоянию здоровья);

    - на уровне организма проявляется в таких явлениях, как ассимиляция (усвоение организмом внешних по отношению к нему веществ) и диссимиляция (распад веществ в организме), которые в единстве составляют обмен веществ, являющийся основным свойством жизнедеятельности организма; норма и аномалия, целостность и дискретность и др.;

    - на уровне психофизиологии это все явления, связанные с социально-биологической дисгармонией.

    Закон перехода количественных изменений в качественные проявляется при изучении соотношения здоровья и болезни. Философское понятие «мера» соответствует медицинскому «норма» (в состоянии здоровья, в подборе лекарственных средств и др.).

    Закон отрицания отрицания в медицинском познании проявляется в нескольких аспектах:

    - позволяет раскрыть тенденции развития болезни и выздоровления, последить взаимосвязь и преемственность различных этапов этих процессов. В этом аспекте философской триаде «тезис – антитезис – синтез» соответствуют понятия «здоровье – болезнь – выздоровление» или «естественная микрофлора человека – воздействие антибиотика – измененная микрофлора»;

    - связан с наследованной обусловленностью патологических процессов и заболеваний;

    - связан с процессом смены научных теорий.

    Категории «единичное, особенное, общее»:

    - являются методологическим основанием нозологии – учения о болезнях и их классификации;

    - философским категориям «единичное» и «общее» соответствуют медицинские понятия «специфическое» и «неспецифическое».

    Диалектика сущности и явления в медицинском познании проявляется:

    - в возможном несовпадении объективных показателей, данных инструментального и лабораторного исследования с симптомами и субъективными жалобами пациента;

    - в развитии профилактической медицины: для определения признаков состояния здоровья, первых признаков болезни.

    Категории «причина» и «следствие» являются основными при решении одной из основных проблем теоретической медицины – проблемы причинности. В решении этой проблемы сложилось несколько основных направлений:

    1) монокаузализм (греч. monos – один и лат. causa – причина). Возникновение этого направления связано с открытием микробов как возбудителей болезни, его представители пытаются дать механистическую трактовку принципа причинности, считают, что обнаружение инфекционного возбудителя болезни равносильно ее объяснению;

    2) кондиционализм (лат. conditio – условие) утверждает, что нет причин болезней, есть условия, стечение которых приводит к возникновению болезни. Все условия (пол, возраст, наследственная предрасположенность, особенности анатомического строения и мн. др.) равноправны в объяснении происхождения болезни;

    3) с точки зрения диалектического подхода, причина понимается как некоторый фактор, действующий на фоне разнообразных условий. Патогенных факторов как таковых в природе не существует, но в определенных условиях любой фактор может стать патогенным.

    Диалектика понятий «содержание» и «форма» в биологии и медицине проявляется как соотношение структуры и функции, морфологии и физиологии.

    Категории «необходимость» и «случайность» лежат в основе эволюционно-исторического подхода в медицинском познании. Его основные принципы:

    - болезнь – закономерное явление в существовании живого, но это не означает необходимого и обязательного ее проявления в жизни конкретного организма;

    - болезни человека неотделимы от его истории и эволюционируют вместе с ним.

    Эти положения лежат в основе проблемы естественного и искусственного патоморфоза болезней – одной из важных проблем теоретической медицины, как. Патоморфоз – историческое изменение течения и степени тяжести болезней. В естественном патоморфозе участвуют как биологические, так и социальные факторы. Примеры: эпидемии чумы и холеры в связи с появлением в эпоху Средневековья городов с единой системой водоснабжения, большой скученностью населения, антисанитарией и т.д.; убыль кишечных инфекций при улучшении санитарных условий; распространение инфекций, ранее носивших очаговый характер, в связи с распространением межнациональных и межконтинентальных контактов и т.д. Искусственный Патоморфоз – это изменение течения старых болезней и возникновение новых в связи с деятельностью человека. Примеры: расширение круга аллергических заболеваний в связи с появлением и расширением сферы использования химических веществ; применение антибиотиков привело к появлению «вторичных» заболеваний (дисбактериозы и др.); появление профессиональных болезней, промышленных интоксикаций, синдрома «хронической усталости» и др.

    Диалектика возможности и действительности имеет огромное значение в профилактической медицине, в предупреждении болезней. В переводе с языка медицины на язык философии проблема профилактики болезней – это проблема устранения условий превращения возможности болезни в действительность (* современная медицина успешно борется даже с некоторыми формами наследственной патологии).


    1. Человек как биосоциальная целостность. Биологизаторские и социологизаторские трактовки человека. Проблема сущности человека.


    Проблема человека – важнейшая в философии. Вопрос о природе человека с древности был центральным в философских размышлениях. Изречение Сократа «Познай самого себя» стало девизом многих философских учений. Представители разных эпох и философских направлений рассматривали вопрос о сущности и предназначении человека как основной вопрос философии:

    «Человек всегда был, есть и будет наиболее интересным явлением для человека», - писал древнегреческий мудрец Эмпедокл;

    «Что такое человек и каково его истинное назначение – это основной вопрос – последняя цель всей человеческой мысли», - считал русский религиозный мыслитель С.Л. Франк.

    Изучением проблемы человека занимается философская антропология.

    Философская антропология как самостоятельный раздел философии сформировался на рубеже XIX – ХХ вв. В то же время в развитии философской мысли можно выделить ряд этапов в развитии взглядов на проблему человека.

    1.В античной философии человек рассматривался с позиций космоцентризма – как часть космоса, микрокосм, подчиняющийся общим законам макрокосма. Особая заслуга в постановке проблемы человека принадлежит Сократу: он впервые поставил человека, смысл его существования в центр философских размышлений. Начиная с Сократа философы античности считали человека двойственным существом, состоящим из тела и души.

    2.В средневековой философии сложился теоцентричный подход к проблеме человека. В системе христианского мировоззрения человек рассматривается как существо, в котором неразрывно и в то же время противоречиво связаны два начала – духовное и телесное. Дух и тело противопоставлялись друг другу как возвышенное, данное свыше, и низменное, земное. Августин Аврелий представлял душу как независимую от тела и именно в ней видел сущность человека. Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души, считал, что в человек занимает промежуточное положение между животными и ангелами.

    К средневековой философии восходит понимание сущности человека как состоящей из трех частей: тела, души и духа. Телесность означает материально-вещественную сторону человека; душа – это сфера личностных переживаний, мыслей, эмоций; понятие духа первоначально имело религиозный смысл, в более широком значении это сфера общезначимых ценностей и идеалов.

    3.В философии Нового времени. человек рассматривается с позиций антропоцентризма. Высшей ценностью бытия провозглашается человеческий разум (декартовское «Мыслю, следовательно, существую»). Главной сферой человеческой деятельности признается научное познание, цель которого определяется как преобразование природы, подчинение ее интересам человека.. Именно в этот период сложился новый тип отношения человека к природе – установка безграничное господство над ней.

    4.В философии марксизма сложился деятельностный подход к пониманию сущности человека. Определяющим условием становления и развития человека признается трудовая деятельность, причем труд рассматривается как коллективная, социальная деятельность. Поэтому труд стал основой формирования социальных качеств человека: мышления, языка, общения, убеждений, ценностных ориентаций и т.д.

    5.В русской философии второй половины XIXначала ХХ вв. тема человека, его судьбы, призвания и предназначения является ключевой. Русские религиозные философы рассматривают человека как духовный центр мироздания, воплощающий неразрывную связь и постоянное взаимодействие материальной природы и духовного, божественного начала. В мировом процессе человек – не безличный элемент, он обладает творческими способностями, его великая миссия – установить в мире гармонию. В концепции всеединства В.Соловьева сложился идеал Богочеловечества как свободного единства всех людей. В религиозном экзистенциализме Н.Бердяева человек представляет собой сложное единство личности и индивида. Индивид – существо биологическое, подчиненное природной необходимости. Личность – явление духовное, ее суть – свобода и творчество, и в то же время личность существует только в общении с другими людьми. «Человеческая личность – единственная, неповторимая, независимая – есть верховная ценность», - писал Н.Бердяев.

    6.Западная философия ХХ в. также выводит на первый план духовное начало в человеке, однако большинство трактовок человека в философии этого периода носит иррациональный характер.

    В «философии жизни» Ф.Ницше сложился новый идеал личности – «сверхчеловек» – сильный человек, свободный от морали, с максимальным уровнем воли к власти.

    В философииэкзистенциализма подлинное человеческое бытие сводится к переживанию своего бытия в мире, к осмыслению «своего Я», то есть того, чем человек является для самого себя.

    Представители философии психоанализа сущность человека, главный мотив его деятельности видят в сфере бессознательного.

    В аналитической философии человек рассматривается, прежде всего, как существо, владеющее языком и реализующее себя через использование языка. Именно использование языка в качестве средства общения приводит к возникновению проблем в человеческом обществе, и в этой же языковой сфере эти проблемы могут решаться.

    Представителигерменевтики считают, что сущность человека реализуется через понимание им мира, преодоление границ между человеческим сознанием и окружающей действительностью.

    В философии постмодернизма человек рассматривается как существо, бунтующее против однообразного, обыденного, скучного, коллективного, тоталитарного.
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   21


    написать администратору сайта