Главная страница
Навигация по странице:

  • Принцип уважения автономии личности

  • Правило информированного согласия

  • Правило неприкосновенности частной жизни

  • Правило конфиденциальности

  • Моральные проблемы медицинских вмешательств в репродукцию человека (проблемы аборта, искусственного оплодотворения, «суррогатного материнства» и др.).

  • Смерть и умирание как проблема биоэтики. Моральные аспекты проблемы эвтаназии.

  • Философия. Философия, её предмет и функции. Специфика философского знания. Соотношение философии и частных наук. Термин философия


    Скачать 0.92 Mb.
    НазваниеФилософия, её предмет и функции. Специфика философского знания. Соотношение философии и частных наук. Термин философия
    АнкорФилософия
    Дата05.07.2021
    Размер0.92 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOtvety_FIL 2.doc
    ТипДокументы
    #223385
    страница20 из 21
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21

    Основные принципы биоэтики («не навреди», «делай благо», принцип уважения автономии личности, принцип справедливости), их содержание и значение.

    В литературе по проблемам биоэтики можно встретить различные варианты систематизации универсальных принципов и норм биомедицинской этики. Наиболее широкое признание получила концепция, предложенная известными американскими специалистами Томом Бичампом  иДжеймсом Чилдресом в работе «Принципы биомедицинской этики». Авторы выдвигают в качестве основополагающих четыре принципа: 1)уважение автономии личности, 2)не навреди, 3)делай добро, 4)справедливость.

    Принципы «не навреди» и «делай добро» являются фундаментальными основаниями традиционной медицинской этики со времен Гиппократа,

    апринципы уважения автономии личности и справедливости становятся актуальными на современном этапе развития биомедицинской этики.

    Принцип уважения автономии личности основан на признании че-

    ловека как безусловной ценности и предполагает свободный выбор личности в отношении своей жизни и здоровья (выбор лечебного учреждения, лечащего врача, согласие или отказ от лечения и т. д.). При этом выбор, который делает пациент, как бы он не расходился с позицией врача, должен определять дальнейшие действия последнего. Таким образом, право выбора и ответственность за него не сосредоточены всецело в руках врача, а распределяются между ним и пациентом. Пациент может совершать автономное действие, если он компетентен (осознает последствия своего решения),информирован и совершает его без каких-либо внешних принуждений,добровольно. Очевидно, что соблюдение этих условий возможно только в случае активного диалога между врачом и пациентом.

    В медицинской практике нередко встречаются ситуации, когда пациенты не могут принимать в полной мере осознанного решения либо в силу возраста (дети), либо по состоянию здоровья (лица, страдающие психическими расстройствами и др.). В этом случае автономия переносится на их законных представителей (близких родственников, усыновителей, опекунов, попечителей). Если законные представители отсутствуют или установить их местонахождение невозможно, решение может принимать врач или консилиум врачей. При этом их действие должно быть обосновано принципами «не навреди» и «делай добро».

    Принцип «не навреди» в латинской формулировке выглядит как «Primum non nocere!», что означает «Прежде всего — не навреди!». Этот принцип восходит к этике Гиппократа и считается моральным основанием медицины. Принцип предполагает необходимость избегать вреда, который врач может нанести пациенту. Причинами вреда могут бытьбездействие и неоказание помощи тому, кто в ней нуждается; небрежность и злой умысел; случайные ошибки и необдуманные или неквалифицированные дей-

    ствия врача. Врач также может нанести пациенту моральный вред, связанный с утаиванием информации и обманом пациента, разглашением врачебной тайны, грубым и невнимательным отношением и т. д. Безусловно, моральный долг врача — исключить из своей практики вред, вызванный этими причинами. Однако следует отметить, что любое медицинское вмешательство сопряжено с риском для пациента, и зачастую полностью избежать вреда невозможно. Поэтому, принимая решение о проведении лечебной, диагностической или профилактической процедуры, врач должен постоянно взвешивать выгоды и риски, связанные с конкретным вмешательством. Здесь важно,во-первых,чтобы причиняемый вред не превышал того блага, которое приобретается в результате медицинского вмешательства, и,во-вторых,чтобы при выбираемом варианте действий сам по себе этот вред был минимальным по сравнению со всеми другими возможными вариантами.

    Принцип «делай добро» требует активных действий, направленных на сохранение жизни и восстановление здоровья, облегчение боли и страдания пациента. В отличие от принципа «не навреди» эти действия предполагают не столько рациональные соображения, сколько такие чувства и эмоции, как сострадание и милосердие. При этом врач обязан заботиться не только о благе пациента, но и о благе общества (например, бороться с распространением эпидемий), а также о благе науки, без которой невозможен прогресс медицины. Трудности возникают, когда выявляются противоречия между этими видами блага. С позиции современной биомедицинской этики интерес науки не должен превалировать над интересами конкретной личности. Однако в исключительных случаях считается морально оправданным ограничение свобод отдельного человека во благо общества.

    Принцип справедливости на уровне отношений«врач–пациент»

    предполагает оказание помощи больному вне зависимости от его пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, социального и материального положения, политических убеждений и вероисповедания, личных предпочтений врачана уровне системы здравоохранения в целом — рав-

    ный доступ всех слоев и групп населения к получению биомедицинских услуг и благ, доступность фармакологических средств, защиту наиболее уязвимых слоев населения. При распределении дефицитных ресурсов здравоохранения приходится обращаться к тем или иным критериям справедливости — равенства, учета индивидуальных потребностей или заслуг

    и др. Безусловно, ни один из них не может считаться абсолютным и часто для распределения ограниченных медицинских ресурсов используется несколько критериев.

    Кроме обозначенных принципов, можно также отметить:

    принцип уважения человеческого достоинства, предполагающий признание самоценности каждой личности, в том числе людей, которые в силу своего физического или психического состояния не обладают возможностью выразить свою волю;

    принцип целостности, акцентирующий внимание на физической и психической тождественности личности самой себе и запрещающий манипуляцию или разрушение этого тождества;

    принцип уязвимости, характеризующий хрупкость и конечность каждой жизни, требующий особой защиты и внимания по отношению к отдельным группам населения (бедным, малограмотным, детям, инвалидам).

    В октябре 2005 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла Всеобщую декларацию о биоэтике и правах человека. Декларация затрагивает этические вопросы, касающиеся медицины, наук о жизни и связанных с ними технологий, и утверждает 15 принципов, обеспечивающих в этих сферах деятельности уважение человеческого достоинства, прав человека и его основных свобод.


    1. Основные правила биоэтики (правило добровольного информированного согласия, правило конфиденциальности, право пациента на отказ от медицинского вмешательства, правило правдивости, правило неприкосновенности частной жизни), их содержание и значение.

    Принципы биомедицинской этики, определяющие самые общие условия отношения к пациенту как к личности, конкретизируются в правилах

    информированного согласия, правдивости, неприкосновенности частной жизни, конфиденциальности.

    Правило информированного согласия означает, что любое медицинское вмешательство или  медико-биологическое исследование должно осуществляться с согласия пациента или испытуемого, полученного добровольно и на основе достаточной информированности. Пациент должен быть проинформирован о состоянии здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, диагнозе и прогнозе; целях предполагаемого вмешательства, его продолжительности, ожидаемых последствиях для пациента, возможных неприятных ощущениях (тошнота, рвота, боль, зуд и т. д.), риске для жизни, физического или социопсихологического благополучия; финансовых расходах, связанных и с лечением, и с реабилитацией. Необходимо также информировать пациента о наличии альтернативных методов лечения и их сравнительной эффективности.

    В случае если пациент не является автономной личностью, информированное согласие на медицинское вмешательство дают его законные представители.

    Правило получения информированного согласия пациентов и тех, кто привлекается к участию в клинических испытаниях или медико-биологических исследованиях закреплено в Законе Республики Беларусь «О здравоохранении» (ст. 27, 30, 31).

    Правило правдивости предписывает правдиво, в доступной форме (учитывая психологические и возрастные особенности личности), тактично (не причиняя вреда) сообщать пациенту информацию о состоянии его здоровья. Пациент также должен быть правдивым в отношениях с медицинскими работниками. Реализация правила правдивости в ряде случаев связана с серьезными трудностями (информирование при использовании плацебо, неавтономных пациентов, онкологических больных и пациентов, находящихся в терминальном состоянии и др.) и предполагает ситуационные решения.

    Правило неприкосновенности частной жизни (приватности) запре-

    щает медицинским работникам без согласия пациента собирать, накапливать и распространять (передавать или продавать) информацию, касающуюся его частной жизни.

    Правило конфиденциальности предполагает строгое соблюдение врачебной тайны. Предметом конфиденциальности являются: информация

    о факте обращения за медицинской помощью, данные о состоянии здоровья, диагноз, прогноз и все те сведения, которые врач получает в результате обследования и лечения пациента, а также не медицинская информация

    о пациенте или его близких, ставшая известной врачу в процессе выполнения им профессиональных обязанностей. Эта информация может быть передана третьим лицам только с согласия пациента.

    Конфиденциальность предполагает также анонимность используемых сведений в научной и учебной литературе, возможность анонимной диагностики, минимизацию вмешательства в личную жизнь пациента, тщательное хранение данных и ограничение доступа к ним.

    Дискуссионным в биомедицинской этике является вопрос о границах врачебной тайны. Если личные интересы пациента нарушают интересы других людей и сохранение тайны угрожает их здоровью и безопасности (например, в случае жестокого обращения с детьми и др.) допускается ее разглашение.



    1. Моральные проблемы медицинских вмешательств в репродукцию человека (проблемы аборта, искусственного оплодотворения, «суррогатного материнства» и др.).


    XXI в. справедливо называют веком биотехнологий. Однако уже в XX в. достижения в области медицины и биологии во многом изменили жизнь человека и общества. Современное биомедицинское знание позво- ляет настолько глубоко проникнуть в человеческую природу, что человек как бы сам становится ее «создателем» и «производителем». Особенно яр- ко это проявляется в репродуктивных технологиях и генной инженерии. Неуправляемое использование новых технологий может отразиться не только на людях, к которым их применяют, и на их потомстве, но и на общественных отношениях и, прежде всего, на состоянии традиционной семьи. Таким образом, по некоторым прогнозам это, безусловно, будет влиять и на демографические процессы. С полным основанием можно сказать, что новые технологии искусственного размножения, освобожденные в своем применении от каких-либо этико-правовых ограничений, могут стать реаль- ным фактором разрушения традиционных общественных устоев. Еще в начале XX в. зарождение человеческой жизни считалось вели- кой тайной. Сегодня оно превращается в техническую манипуляцию под названием «новые репродуктивные технологии». Оценки эффективности этого метода у разных специалистов в разных странах не совпадают. Понятие «новые репродуктивные технологии» (НРТ) включает разные виды ис- кусственного оплодотворения. Первым методом в ряду НРТ стала искусственная инсеминация. При некоторых формах бесплодия семя мужа или донора вводится в половые пути женщины, минуя губительные для него барьеры. Метод используется как при женской, так и при мужской репродуктивной патологии. Механизм метода при интракорпоральном оплодотворении следующий: спермато- зоиды вводятся в полость матки. Через маточную трубу они проникают в брюшную полость и оплодотворяют одну наиболее созревшую яйцеклетку. Затем она имплантируется (приживляется) и продолжает свое развитие. Заметим, что проблема «лишних» эмбрионов и их преднамеренного унич- тожения при использовании данного метода не возникает. В среднем бере- менность возникает в 25 из 100 случаев, однако, согласно некоторым авто- рам, этот процесс не самом деле ниже и не превышает 15–16 %. Процент успеха метода искусственного осеменения в переводе на число детей, рож- денных в результате курса терапии, колеблется в пределах от 10–20 %. Следующий вид искусственного оплодотворения — экстракорпораль- ное оплодотворение (ЭКО) и перенос эмбриона в полость матки (ПЭ). Процедура доказала свою эффективность при бесплодии — как женском, так и мужском. Обычный цикл ЭКО предусматривает гиперстимуляцию яичников, изъятие яйцеклеток, отбор семени, оплодотворение, выращива- ние эмбриона в культуре и последующую пересадку эмбриона. По отношению к человеческому эмбриону действенны все нравствен- ные обязательства, которые приложимы к человеку после его рождения. В связи с этим встает проблема, связанная с определением правового ста- туса эмбрионов, их правовой защиты. Но еще более серьезную озабоченность этического порядка вызывают произвольные манипуляции в области суррогатного материнства. По ста- тистическим данным, таких детей в мире порядка полутора тысяч, а в на- шей стране немногим более десяти. Суть рассматриваемого метода заклю- чается в том, что женщина с помощью искусственного оплодотворения соглашается выносить и родить ребенка для супружеской пары, которая по состоянию здоровья не может иметь детей. Нравственное отношение к человеческой жизни необходимо, чтобы защитить ее от попыток произвольного манипулирования. Человеческая жизнь с самого момента своего зачатия зависит от помощи и поддержки окружающих. Жизнь зарождается, развивается и осуществляется именно в сообществе сострадающих и соучаствующих в ней людей. Доверие, кото- рое существует между людьми, обеспечивает благополучие в обществе. Очень важным представляется дальнейшее исследование поставленной проблемы и создание соответствующей системы нормативного регулиро- вания в государстве. При этом следует учитывать, что затронутая сфера - область не только морально-этического, правового, но и национально- государственного интереса.

    Доступность, бесплатность и кажущаяся простота искусственного аборта создают у некоторых женщин ложное представление о его безвредности. Каждой женщине необходимо знать, что искусственное прерывание беременности не может пройти совершенно бесследно для ее здоровья. Почти у каждой третьей женщины после аборта возникает осложнение, а у прервавших первую беременность — почти у каждой второй. Аборт при- водит к эмоциональному стрессу, который нарушает течение всех психи- ческих и физических процессов в организме. Установлено, что аборты — основная причина гинекологических заболеваний. Искусственное преры- вание беременности часто приводит к серьезным последствиям, иногда необратимым. Наиболее серьезные из осложнений аборта — бесплодие, невынашивание, рецидивирующие воспалительные процессы, не только вызывающие функциональные нарушения яичников, но и приводящие к доброкачественным и злокачественным заболеваниям молочных желез и половой системы женщин. Почти все исследователи отмечают отрицатель- ное влияние искусственного аборта на репродуктивную функцию женщин (преждевременное прерывание последующей беременности, внематочная беременность, бесплодие и др.). После искусственного аборта осложнения при беременности и родах встречаются в 3 раза чаще.


    1. Смерть и умирание как проблема биоэтики. Моральные аспекты проблемы эвтаназии.


    Проблема смерти — одна из основных тем философского, моральнорелигиозного и биомедицинского размышлений.

    Смерть — прекращение жизнедеятельности организма и вследствие этого — гибель индивида как обособленной живой системы.

    Различие клинической смерти (обратимого этапа умирания) и биологической смерти (необратимого этапа умирания) явилось определяющим для становления реаниматологии — науки, изучающей механизмы умирания и оживления умирающего организма.

    Клиническая смерть — особый вид существования —терминальное состояние, граница бытия и небытия живого; процессумирания как переход из одного качества в другое. Специфическая особенность клинической смерти — ее принципиальная обратимость, поскольку, с биологической точки зрения, при ней сохраняется еще достаточное количество «элементов жизни», многие функции которых лишь приостановились. Временной интервал, характеризующий клиническую смерть —5–6минут (иногда менее) — количественно выраженнаямера еще сохраняющейся жизни. Этический императив требует от медиков отношения к клинической смерти как состоянию, нуждающемуся в неотложных мерах помощи.

    Критерии смерти — признаки, определяющие окончательную степень деградации жизненного процесса и объективное наступление смерти. Современные концепции предлагают считать таким критерием смерти человеческого индивида омертвление головного мозга, так как в этом случае утрачивается автономность и индивидуальность личности.

    Формирование в 60–70-егг. реаниматологии многие считают признаком революционных изменений в медицине. Это связано с преодолением традиционных критериев человеческой смерти — прекращения дыхания и сердцебиения — и выходом на уровень принятия нового критерия —«смерти мозга». Коренные изменения, вносимые достижениями медицинской науки во временное пространство смерти, оборачиваются ростом этической напряженности врачебной деятельности. Безусловно, комплекс технических средств для поддержания жизни дает возможность предотвратить смерть ряда больных, но в то же время для других это «поддержание» оказывается лишь способом продления умирания.

    Как следует и как не следует вести себя с умирающим пациентом:

    1. Не следует занимать жёсткую позицию, например: «В таких случаях я всегда информирую пациента». Пусть пациент будет гидом. Многие пациенты хотят узнать диагноз, а другие — нет. Следует выяснить, что пациенту уже известно о прогнозе его заболевания. Не лишайте больного надежды и не переубеждайте его в случае, если отрицание является основным механизмом защиты, до тех пор, пока он может получить и принять необходимую помощь. Если пациент отказывается принять её в результате отрицания своей болезни, в мягкой форме и постепенно дайте ему понять, что помощь необходима и будет ему оказана. Убедите больного, что забота о нём будет проявлена вне зависимости от его поведения.

    2.Следует побыть с пациентом после сообщения ему информации о его состоянии или диагнозе. После этого пациент может испытать сильный психологический шок. Побудите его задавать вопросы и давайте правдивые ответы. Скажите, что вы вернётесь, чтобы ответить на вопросы пациента или его семьи. Следует по возможности вернуться к пациенту спустя несколько часов, с тем чтобы проверить его состояние.

    3.Следует дать советы членам семьи пациента, касающиеся его заболевания. Порекомендуйте им чаще общаться с пациентом и позволять ему рассказывать о своих страхах и переживаниях. Членам семьи не только придется столкнуться с трагедией потери близкого человека, но также и с осознанием мысли о собственной смерти, которое может вызвать тревогу.

    4.Следует облегчить боль и страдания пациента.

    В современной культуре и науке особое внимание уделяется проблеме эвтаназии. Термин 
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   21


    написать администратору сайта