Главная страница

Пере. диссертация Н.Е. Асламова. Философия истории немецкой исторической школы права


Скачать 0.67 Mb.
НазваниеФилософия истории немецкой исторической школы права
Дата15.04.2021
Размер0.67 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файладиссертация Н.Е. Асламова.doc
ТипДиссертация
#195215
страница2 из 15
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Глава 1. Институциональный аспект исследования философии исторической школы права


Прежде, чем приступать к рассмотрению историософских концепций исследуемых авторов, необходимо определить, существовала ли вообще некая совокупность общих для этих мыслителей воззрений, которую можно назвать «философией исторической школы права» (философия истории, таким образом, была бы одним из ее аспектов), и если существовала, то каков ее статус.

Необходимость подобного определения обусловлена, в первую очередь, тем, что термин «историческая школа права» (die historische Rechtsschule), по большому счету, до сих пор еще не был критически осмыслен, несмотря на то, что он прочно утвердился как в исследовательской, так и в учебной литературе и, таким образом, должен был приобрести вполне конкретный смысл.

Для данного исследования проблематизация устоявшегося понятия играет особую методологическую роль: стоит ли изначально предполагать, что историософские концепции Пухты и Савиньи представляют собой варианты одной и той же концепции и, следуя такой исследовательской логике, всегда за возможными расхождениями видеть более существенное единство, или же речь идет о двух разных концепциях, имеющих лишь некоторые точки пересечения, а связь между Савиньи и Пухтой, таким образом, слабее проявлялась в содержательных моментах их учений по сравнению с общностью профессиональных интересов?

§ 1. Понятие «историческая школа права» в исследовательской литературе


Традиционно понятие «научная школа» используется в двух смыслах: c одной стороны, этим термином обозначают некую совокупность идей, разделяемых определенной группой лиц, а с другой, указывают на различные варианты институциональной связи (или связей) между этими лицами (взаимоотношения учителя и ученика, совместное преподавание, работа над журналом и т.д.). Конечно, это разделение в определенной мере условно, и зачастую, работая с конкретным материалом, невозможно отделить одно от другого. Тем не менее, для того, чтобы назвать некую совокупность мыслителей школой, необходимо обнаружить оба типа указанных связей, вопрос только в том, как расставлять акценты.

Большая часть авторов, давших определение немецкой исторической школе права, тяготела к содержательному аспекту исследуемого понятия, что вызвано, в первую очередь, ориентацией на раскрытие тех или иных взглядов мыслителей, а не особенностей их институциональных взаимоотношений, которым отводится роль, скорее, иллюстрирующая и поясняющая.

Шире всего к этому вопросу подошли Х. Канторович и Э. Трельч, которые оставили в стороне партийные симпатии и антипатии между философами, правоведами и историками Германии первой половины XIX в. и сосредоточились преимущественно на смысловом содержании многочисленных исторических учений этого периода.

Обстоятельная работа Х. Канторовича строилась на сопоставлении теоретических новшеств крупных авторов конца XVIII – начала XIX в. с концепцией исторической школы права, поэтому в конечном итоге автор ожидаемо пришел к признанию Савиньи и Пухты эклектиками, которые заимствовали идеи у разных, подчас не сводимых друг к другу авторов35. Вместе с тем, Х. Канторович назвал историческую школу права «романтической»36, указав таким образом наиболее четкую линию заимствования, что не только несколько противоречит общей логике и итогу его исследования, но и явно требует экскурса в проблематику институциональных отношений между романтическим движением и исторической школой права, хотя обращение к этому вопросу (возможно, хорошо знакомое немецкому читателю начала прошлого века) определенно угадывается за смелым и практически вскользь брошенным эпитетом Х. Канторовича.

Э. Трельч пришел к сходному выводу: четко разделив две историософские линии – «гегелевскую» и «романтическую», он отнес немецких юристов исторической школы ко второй37. Вместе с тем, исследователь вообще не представляет данную научную школу как отдельный и самостоятельный феномен германской научной жизни; Шеллинг, Савиньи, Эйхгорн, Якоб Гримм, Бёк, Отфрид Мюллер стоят в одном ряду в качестве представителей «исторической школы», сконструированной Э. Трельчем безо всякого интереса к их реальным или мнимым институциональным связям. При этом, ряд современных Э. Трельчу исследователей, с которыми он полемизирует (Дильтей, Ротхакер, Г. фон Белов, Фюттер, Мейнеке и др.), ставили вопрос еще шире, включая в «историческую школу» едва ли не всех немецких авторов XIX века, кроме тех, кого признали гегельянцами и марксистами38. Нетрудно заметить, что такое расширение подхода, приводящее к утрате демаркаций не только между романтизмом, идеализмом и другими институционально неопределенными понятиями, но и между историей, философией, филологией и юриспруденцией, привело к тому, что термин «историческая школа права» вообще потерял всякий смысл.

Другим и, пожалуй, наиболее распространенным в специальной литературе подходом оказалось предварительное конструирование некой общей для исторической школы права системы взглядов, из перспективы которой каждого юриста той эпохи можно было проверить на принадлежность к данному направлению. Следует сразу оговориться, что такой подход, по сути, предполагает решение институциональной проблемы через ее включение в рациональную реконструкцию, которая как историко-философский жанр в принципе довольно далека от прояснения реальных исторических взаимосвязей между мыслителями; легитимность такого шага, особенно учитывая то, что подобное включение зачастую ничем не аргументировано, вызывает некоторые изначальные сомнения.

Конкретные воплощения вышеуказанного подхода вызывают еще большие возражения. Так, П.И. Новгородцев увидел концептуальное единство исторической школы в критике трех положений теории естественного права: «учения о производном установлении права», «предположения возможности найти систему норм, одинаково пригодных для всех времен и народов» и «стремления придавать субъективным правовым идеалам непосредственное юридическое значение»39, сделав представителей исторической школы борцами против абстрактно-теоретических схем в юриспруденции. Если переформулировать эти тезисы в позитивном ключе, стержневыми и каноническими идеями исторической школы права по мнению П.И. Новгородцева оказываются учение о постепенном, органическом развитии права, утверждение уникальности и самобытности юридических норм каждого народа и признание за профессиональными юристами исключительной правотворческой прерогативы.

Любопытно, что в учениях тех юристов, которых чаще всего причисляют к исторической школе права – Ф.К. Савиньи, Г.Ф. Пухты и, с некоторыми оговорками, Г. Гуго – мы не можем обнаружить те самые канонические, стержневые идеи, о которых говорилось выше, по крайне мере, они не следуют им строго. Так, некоторые высказывания Гуго дают возможность усомниться в его концептуальной близости к вышеозначенным тезисам: в «Учебнике естественного права как философии позитивного права, в особенности, частного права» Гуго провозглашает высшей целью юридического познания чистое, вневременное и вненациональное право40.

Представления Савиньи и Пухты также существенно отстоят от озвученных П.И. Новгородцевым идей, которые им и по сей день нередко продолжают приписывать. Так, отрицая произвольное установление права, они не отвергали возможности вмешательства воли законодателя в процесс правообразования. В большей степени эта черта характерна для Пухты, который прямо называет эту волю одним из трех источников права, равнонеобходимых для нормального его развития41. Если же говорить об уникальности правовых обычаев каждого народа, то достаточно вспомнить, что Савиньи в своей знаменитой брошюре 1814 г. говорил о римском праве, как элементе, в равной степени усвоенном всеми народностями Германии и потому позволившем сохранить их единство, в противовес центробежной направленности местных правовых обычаев42. Пухта высказал эту мысль не менее четко: он не только указал на единое основание юридических норм европейских народов – Corpus juris civilis императора Юстиниана, но и неоднократно в различных работах прямо постулировал вненациональный характер римского права: «Хотя содержание науки вообще, а юриспруденции в особенности, имеет национальный характер, однако истинная наука, в сущности, не национальна: она распространяет свое национальное содержание за границы отдельного народа и известного пространства времени»43; он говорил о римском праве, как об «общем достоянии всего цивилизованного человечества», как о «воплощенном юридическом разуме, обязательном для каждого народа», как о «праве, освобожденном от границ национальности»44. Иными словами, вненациональный элемент права новых народов провозглашался Савиньи и Пухтой основным и наиболее значимым.

Впрочем, на некоторую близость исторической школы к теориям естественного права XVIII в. указал сам же П.И. Новгородцев, который, будучи апологетом этих теорий, подчеркивал моменты сближения с ней в работах Савиньи и Пухты, пытаясь продемонстрировать отсутствие цельности взглядов у основных оппонентов естественно-правовых воззрений45. Отечественный исследователь позволил себе странное допущение: подразумевая под «учением исторической школы» некий мыслительный конструкт, которому в большей или меньшей степени соответствовали те или иные авторы, он сделал несоответствие этого мыслительного конструкта и взглядов конкретных авторов инструментом критической проверки. П.И. Новгородцев почему-то забыл об условности собственного мнения о том, что представляет собой это «учение исторической школы». Интересно и то, что исследователь не предложил никакого четкого критерия принадлежности к этой школе, кроме вышеупомянутой критической ориентации по отношению к теориям естественного права, характерной отнюдь не только для этого направления юридической мысли; если поставить в один ряд всех критиков естественно-правовых идей XVIII столетия, Савиньи, признанный П.И. Новгородцевым основателем исторической школы46, потеряется в череде предшественников, у которых те или иные идеи только оформлялись, и последователей, чьи мысли уже несколько отличались от воззрений Савиньи.

Иные основания для постулирования концептуального единства исторической школы права предложил немецкий исследователь Б. Клеманн: «Историческая школа права, в целом, определяется через основной онтологический принцип, который представлял собой органицизм, связанный со специфическим учением о народном духе, через собственное понятие истории, которое освящало все происходящее и, по большому счету, было не философским, а историко-позитивистским, и через свое отношение к механически-детерминированному процессу эволюции, а также связанной с ним основной философской установкой эмпирического исторического агностицизма»47. К этим тезисам Б. Клеманн в другом месте добавил еще один: изучение истории права для юристов интересующей школы было, в первую очередь, самостоятельной целью, а не вспомогательным средством для решения проблем современной им юриспруденции. На этом основании автор отрицал принадлежность А.Ф.Ю. Тибо и П.И.А. Фейербаха к исторической школе права48, но в очередной раз признал основоположником исторической школы права Г. Гуго, а лидером и самым ярким представителем – Савиньи49.

Первый и третий маркирующие тезисы в приведенной цитате явно предполагают друг друга: в начале XIX в. именно органицизм был выдвинут в противовес механицизму эпохи Просвещения, причем это противопоставление характерно опять же не только для исторической школы права (достаточно вспомнить хотя бы натурфилософию Шеллинга, созданную задолго до появления программных текстов исторической школы права или, по крайней мере, независимо от них, если основоположником считать Гуго). Второй тезис также не содержит удовлетворительного критерия, поскольку, размежевывая историческую школу права и современные ей философские течения (что уже выглядит довольно резко, учитывая связи Савиньи с романтическим движением, пристальный интерес Пухты к Гегелю и Шеллингу и др.), автор тут же связывает ее с развитием истории как специальной дисциплины. Что касается последнего добавления, превращающего практикующих юристов, которыми были и Гуго, и Савиньи, и Пухта, в антикваров, то оно собственными сочинениями данных авторов не подтверждается. Так, программный текст Савиньи, который, кстати, сам Б. Клеманн считает одним из главных манифестов исторической школы права, посвящен именно актуальным проблемам юридического праксиса, в первую очередь, вопросу о кодификации германского законодательства.

Тот факт, что немецкий исследователь позволил себе одновременно и ничего не проясняющее расширение, и неоправданное сужение понятия «историческая школа права» точно так же, как и за столетие до него русский дореволюционный правовед, лишний раз демонстрирует устойчивость этих построений.

Тем не менее, П.И. Новгородцев и Б. Клеманн очень четко указали координатные оси, в которых следует рассматривать феномен исторической школы права: актуальные проблемы политической жизни Германии в период между наполеоновскими войнами и революцией 1848 г., взаимоотношения историко-позитивистких исследований и историософских концепций, возникших в этот период и связь исторической школы права с философией Просвещения, романтическим движением и гегельянством.

Что касается политического контекста, который необходимо иметь в виду при анализе сочинений Савиньи и Пухты, следует помнить, что историческая школа права последовательно отстаивала консервативную идеологию50. Более того, Э. Ротхакер указывал на прямую связь между завершением процесса формирования программы исторической школы и «наступлением консервативного затишья» в Германии51.

Ситуация внутри Германского союза характеризовалась, в первую очередь, пестротой политических режимов: одна империя (Австрийская), пять королевств, три десятка герцогств и княжеств, в разной степени затронутых либеральными преобразованиями (в некоторых были приняты конституции; значение сословно-представительных учреждений в разных областях различалось), и четыре вольных города-республики (Франкфурт, Гамбург, Бремен и Любек)52. Тот вариант унификации внутриполитической жизни, который Германия видела до 1815 г., был связан с деятельностью Наполеона, т.е., в числе прочего, с введением Кодекса на территории Рейнского союза, но еще в ходе наполеоновских войн в Германии росли антифранцузские настроения и активно формировалось национальное самосознание53. В этой ситуации консерватизм исторической школы вполне отвечал настроениям политических элит участников конфедерации: с одной стороны, им требовалась стабилизация, с другой стороны, необходимо было постулировать германское единство, которое должно было быть обнаружено в языке, культуре и правовых обычаях. Эта несколько упрощенная характеристика поясняет, почему, собственно, последовательная защита подобных взглядов предопределила успешную политическую карьеру Савиньи и Пухты.

Другая важная тенденция, на которую неоднократно указывали предшествующие авторы, в том числе в связи с указанной политической ориентацией – тесные связи Савиньи и гейдельбергских романтиков, как личные (он был женат на Кунигунде Брентано, сестре Клеменса Брентано, активно общался как с последним, так и с Аахимом фон Арнимом54, а также с Якобом Гриммом, знакомство которого с Арнимом и Брентано состоялось не без посредничества Савиньи), так и «идейные»: поиски немецкого «народного духа», интерес к национальной культурно-исторической традиции явным образом сближает гейдельбергский романтизм и историческую школу права, хотя эти направления обращаются к разному материалу.

Наконец, историческая школа права приняла непосредственное участие в формировании немецкой исторической традиции, связанной с научной и преподавательской деятельностью Л. фон Ранке, из семинаров которого вышло множество знаменитых историков XIX столетия (например, Г. Вайц, В. Гизебрехт, Г. фон Зибель и др.)

Кроме того, в специальных исследованиях неоднократно предлагали провести внутреннюю границу: так, Шлоссер55, Ландсберг56, Везенберг и Виакер57 предложили выделять в исторической школе права два направления, «старое» и «молодое», согласно господствующей интенции сочинений: «старая» школа занята преимущественно антикварными исследованиями, «молодая» – систематикой права и юридической терминологией. Но достаточно взглянуть хотя бы на хронологию и общую тематику текстов Савиньи и Пухты, как эта классификация перестает быть релевантной: вопрос о соотношении системы юридических понятий и истории римского права был поставлен Пухтой еще в «Энциклопедии как введении к лекциям об институциях» 1825 г., а затем более подробно и основательно освещен во введении к «Учебнику к лекциям об институциях» 1829 г., тогда как многотомное «антикварное» исследование Савиньи «История римского права в Средние века» выходило в свет в период с 1815 по 1831 гг. Вышеприведенная классификация еще имела бы смысл, будь она привязана к конкретным персоналиям, периоды в творчестве которых она отражала бы, но предлагающие ее авторы как раз настаивали на обратном58, тем самым окончательно обессмысливая свой подход.

Х.Х. Якобс, тоже заметивший недостатки этой концепции и критиковавший ее, предложил определять историческую школу права следующим образом: «Школа – это, прежде всего, сам Савиньи»59, т.е. принадлежность к школе определяется одновременно и институциональной близостью к лидеру исторической школы, и созвучностью тем положениям, которые он высказывал. Правда, остается загадкой, как в этом случае расценивать те изменения, которые претерпевала позиция самого Савиньи, и ситуации, которые эти изменения порождают.

В последние годы в специальной литературе всё чаще предпочитают уходить от утверждений содержательного единства исторической школы права, сосредотачиваясь на прояснении институциональных связей между германскими юристами первой половины XIX в. Так, в одной из последних работ о Пухте, написанной К.-Э. Меке, тезис об идейной самостоятельности Пухты по отношению к другим мыслителям своего времени, в том числе Савиньи, является одним из центральных60. Упомянутый во введении ряд недавних публикаций переписки немецких юристов служит, по сути, той же цели: дискуссия о границах исторической школы права ведется теперь с позиций внешней истории юридической науки, а не ее содержательного развития.

Таким образом, нетрудно заметить характерную тенденцию: за период чуть более века подход к понятию эволюционировал от поисков идейной близости к исследованиям внешних связей, которые, по всей видимости, идейную близость и определяют.

Указанную тенденцию, с одной стороны, можно объяснить тем, что общие подходы к истории науки менялись аналогичным образом, а большая часть авторов явно двигалась в кильватере крупных концепций. Появление историзирующего и социологизирующего подхода в истории науки соответствующим образом сконфигурировало исследовательскую оптику авторов, занимавшихся исторической школой права.

С другой стороны, эта смена приоритетов с «внутренней» на «внешнюю» историю науки, возможно, свидетельствует о более глубокой связи с некоторыми тенденциями развития философии XX столетия. Первая из них характеризуется поисками универсальной рациональности, чтобы определить, является ли то или иное положение научным. Вторая, наоборот, связана с отказом от представлений о некоем универсальном рациональном пространстве, в котором любая философия могла бы быть сопоставлена со всякой другой, и отходом к релятивизму. Не стоит забывать, что существенную роль в дискредитации «внутренней» истории науки сыграла постмодернистская методология, предполагающая деконструкцию тех понятий, которые могли бы послужить смычками между концепциями разных авторов, соединяя последних в единое направление. В итоге исследователи философии исторической школы права должны были выбрать один из двух путей: либо надо было вновь возвращать смысл понятиям вроде «народный дух», «всеобщая история права» и т.д. с учетом постмодернистской критики, что, фактически, означало бы реанимацию идей первой половины XIX в. в современном научном дискурсе, либо обращаться к «внешней», институциональной истории науки о праве, а все те понятия (и стоящие за ними концепции) превращать в реликты безвозвратно ушедшего прошлого, пусть и интересного с точки зрения истории идей. Именно вторым путем идет большинство современных исследователей исторической школы права.

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


написать администратору сайта