фило 1-1.6. Философская пропедевтика феноменология философского знания
Скачать 341.65 Kb.
|
Вопрос второй: Знание, отражение, информация.2.1. Общая характеристика. а) человеческое знание занимало умы ученых в течение многих веков; б) с появлением кибернетики знание стало предметом математических и инженерно-технических дисциплин; в) компьютерное моделирование мышления дало мощный толчок исследованиям механизмов познавательной деятельности в рамках когнитивной психологии; г) в последнее время пристальное внимание стало уделяться такому предмету философии, как знание; д) слово «знание» стало использоваться в составляющих компьютерных систем (системы, основанные на знаниях; базы знаний и банки знаний); е) в 80-е годы понятие «знание» потеснило понятия мышления и интеллекта; - компьютерные системы стали называть искусственным интеллектом; - с точки зрения искусственного интеллекта, знание – форма представления информации в ЭВМ, которой присущи следующие особенности: = внутренняя интерпретируемость; = структурированность; = связность; = семантическая метрика; = активность; - такое определение знания присуще и крупным блокам человеческих знаний, таким образом знание в компьютерной системе можно рассматривать как модель того или иного фрагмента человеческого знания; ж) в русле метатехнологического подхода («вопросы технологических проблем и их решений») в знании возникают проблемы информации и знания как стратегического ресурса развития общества; - именно развитие компьютерной техники способствовало концепции создания «общества, основанного на знании»; - подчеркивается значение информационно-знаниевых ресурсов как практически неисчерпаемых, т.к. они основываются на творческо-познавательных способностях людей. 2.2.Структура знания: чувственное и рациональное познание, их диалектическая взаимосвязь и единство. а) способности к чувственному отражению действительности делятся на 2 вида: чувственно-эмоциональные и чувственно-сенситивные: - «sensitive» - «воспринимаемый чувствами»; - чувственно-сенситивная способность – способность человека получать информацию об объектах при помощи органов чувств; - однако, чувственное познание не в состоянии раскрыть внутреннюю природу вещей, их сущность, законы их развития; б) рациональное знание – высший этап в развитии познания. Оно вскрывает главные свойства и признаки предмета; в) чувственное и рациональное знание едины, они отражают один и тот же окружающий мир, их общей основой является практика; - обе ступени познания имеют единую физиологическую основу – нервную систему человека; - логическое мышление невозможно без человеческого познания, т.к. данные органов чувств составляют единственный материал для образования понятий; - так как чувственное и рациональное выступают в единстве, то нельзя пренебрегать ни показаниями чувств, ни выводами разума; - односторонность понимания процесса познания приводила к отклонению от истины: = представители эмпиризма (греч. - опыт) недооценивают роль абстрактного мышления в познании, они считают, что только чувственный опыт дает человеку истинную картину мира; = эмпирики утверждают, что в действительности понятиям ничего не соответствует, что они – плод фантазии человека; = в отличие от эмпириков представители рационализма не верят органам чувств и считают разум, абстрактное мышление единственным источником истинного знания; = рационалисты недооценивают роль чувственного познания и полагают, что человек способен познать мир чисто интуитивно, вне всякого опыта; - под влиянием практической деятельности у людей механизмы чувственного восприятия существенным образом изменяются; - с другой стороны, для овладения знаниями человек должен уметь видеть, слышать. Вывод: диалектический характер предполагает постоянное взаимодействие чувственного и рационального моментов, их взаимную обусловленность, ибо отрыв вдет к искажению познавательного процесса, к отрыву мысли от действительности. 2.3. Творчество и интуиция а) Интуиция – это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. - интуитивное «видение» совершается случайно, без явной осознанности путей и средств, приводящих к данному результату; - свойства интуиции: = неожиданность решения задачи; = неосознанность путей и средств ее решения; = непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов; - виды интуиции: = техническая; = научная; = обыденная; = врачебная и т.д. - по характеру формирования и проявления интуиции: = основательная профессиональная подготовка; = поисковая ситуация; = действие у субъекта поисковой доминанты; = наличие «подсказки». - В последнее время встал вопрос о создании особой науки – эвристики («я нашел!»): = эта наука ставит вопросы о роли догадок и случае, таланте и гениальности в науке, творчестве и жизни; = фокусируя внимание на способах получения новых идей, ученые часто убеждаются в их индивидуальности, случайности и непредсказуемости; = они наблюдали иррациональные скачки в научном познании, которые после заполнения логического вакуума переходили в закономерности и приобретали логичность и непрерывность; - интуиция сообщает познанию новый импульс и направление движения; - такие иррациональные скачки, как интуиция, отличают ум человека от машины, т.к. порою интуиция гораздо быстрее приводит к решению задач, чем расчеты машины; - Луи де Бройль: «Таким образом, человеческая наука, по существу рациональная, может осуществлять свои замечательные завоевания путем опасных внезапных скачков, когда проявляются способности, освобожденные от оков строгого рассуждения». б) Творчество – деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями самого человека: - творчество – это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. - творчество – выступает как единство рационального и иррационального; - творчество не противоположно рациональности, а является ее дополнением; - творчество протекает подсознательно, не подчиняясь определенным правилам и стандартам; - А.Эйнштейн говорил о том, что основные положения его теории относительности были продуктами «догадок»; - путь интуиции - это путь от чувственного опыта к теоретическим понятиям. Вывод: нельзя недооценивать роль интуиции в процессе познания. Дискурсивное и интуитивное – взаимодействующие между собой стороны познания. |