фило 1-1.6. Философская пропедевтика феноменология философского знания
Скачать 341.65 Kb.
|
06.09.22 ФилоЛ1 вНазвание Тема: "Философская пропедевтика : феноменология философского знания". Введение Материал лекции №1 является исходным для всех последующих разделов философии. Если он плохо усвоится, то при изучении остальных вопросов всего философского курса, к первой лекции всё время придется возвращаться. Поэтому в данной лекции студент должен быть сориентирован по двум направлениям: – уметь выделить и сосредоточиться на главных вопросах лекции; – понять методику их условия.
В данной таблице указаны цели и задачи кафедры и студента: – цель кафедры философии — сориентировать студента в главных и второстепенных вопросах; цель студента — сориентироваться в них; – задача кафедры философии — главные вопросы лекции №1 должны составить прибавку в знаниях студента; задача студента —выучить главные вопросы лекции №1, студент должен почувствовать прибавку в своих знаниях и рассчитывать на высокую оценку. Вопрос первый: "Особенности и специфика философского знания"1.1 Особенности философии. 1.1.1 Историко-философская справка: – исторически философия пришла на смену мифологическому вос-приятию окружающего мира; – термин "философия" был введен античными философами более двух тысяч лет назад. Первым философом в истории человечества счита-ется Фалес; – в античности всё духовное знание было взаимопроникающим - учение о природе ("натурфилософия" или современное естествознания), будущие социально-гуманитарные науки (этика, эстетика, история, языко-знание, риторика, поэтика, музыкальная гармония , художественное твор-чество- скульптура, изобразительное искусство и др.); – уже в античности весь этот комплекс знаний понимался как духов-ный комплекс, как духовное пространство человека . В этот период проис-ходит систематизация этого комплекса на разделы: = онтология – учение о бытии; = гносеология (или: эпистемология) - учение о познании; = логика - учение о формах мышления. – к ХХ веку завершилось формирование знания по частнонаучным локусам (физика, химия, биология и др.). Сложилась такая ситуация: зна-ния, которые долго формировались в рамках философии, разошлись по частным наукам. Для частных наук философия осталась их "материнским лоном", а именно: = концептуальным источником ; = общей (универсальной, фундаментальной) теоретико-мето-дологической базой; – в течение всей своей истории философия переживала разное к се-бе отношение - от "отмены философии" до "абсолютного ее господства". Все виды знания до сих пор выясняют свои отношения с философией. Ав-тор учебника философии А.Г. Спиркин считает, что "и сегодня вопрос о соотношении всех этих форм духовной активности человека с философией не может считаться решенным, и сегодня в центре внимания большинства исследователей философии стоит проблема разделения собственно фило-софского знания и знания специальных наук " [ 7, с. 8]. 1.1.2. Этимология понятия. – Этимология (греч. etymologia, от etymon - "истиное значение сло-ва" и logos - "слово, учение"), это отрасль языкознания , исследующая происхождение слов, их первоначальную структуру и семантические связи. – Этимология (греч.): словопроизводство; корнесловие; учение об образовании одного слова из другого; указывающий корни; происхожде-ние слов; словопроизводный (В.И. Даль). а) У Сократа философия означала "любовь к мудрости". NB: возможно это и условное название, но Сократ исходил из его смысла. Софист (по гречески –"мудрец") – это "муд- рый человек" или "философ" – это человек, любящий мудрость. б) Платон первым ввел понятие "философия" в европейскую терми-нологию, но с более глубоким смыслом - "любовь к истине" (хотя и это не совсем точно). NB: в древнегреческом языке "софия" не сводится к мудрости; объем и содержание понятия "софия" шире сложнее. – изначально Платон мыслил философию не как "собрание бытовых истин ", а как "стремление к истине", то есть, для него это такое идеальное (нематериальное) состояние ума и души человека, которое способно гар-монизировать свою внутреннюю психику человека и его отношение с ок-ружающим миром. NB: для Платона философское состояние ума (мышления, сознания) - это такое нематериальное (идеальное) ка- чество личности, когда быть философом - это значит иметь в душе (психике) и разуме сам механизм стрем- ления к истине. – Смысл философии (по Платону): = философия - это индикатор истины, это идеальный (психический) механизм, удерживающий человека от соблазна изменить истине, отступиться от истины, не соблазниться "привлекательным знанием", "симпатичной идеей"; = наличие философского механизма в мышлении (разуме) и психике не позволяет человеку изменить себе, проявить слабость. в) В наше время, с развитием науки, философия - это интеллек-туальная база духовной культуры человечества: Пример: формальная логика (созданная Аристотелем и изучающая формы мышления человека) – формиро- вание понятий, суждений, умозаключений), являю- щаяся базовым разделом философии, стала современ- ной нейроматематикой в научных исследованиях моз- га нейрофизиологов Беларуси. В конечном счете, на сегодняшний день, философия как форма общественного сознания, заняла позицию: – фундаментальной основы познания; – фокуса (центра) познавательной и практической деятельности че- ловека; – энергетического источника интеллектуальной творческой деятель- ности человека. 1.1.3. Гносеологические корни (природа) философского знания. – Возникновение философии связано с изменениями в духовной сфере человека и человечества. Это был тот исторический период, когда человечество совершало переход от мифологического мировоззрения к более интеллектуальному, осмысленному и мудрому мировоззрению и потому получило название философии в соответствии с этимологией этого понятия. – Сами духовные изменения означали новое состояние души: если при мифологическом мировоззрении человек осознавал себя объектом природы, то философское мировоззрение сделало человека субъектом природы (сумевшим понять своё место в природе и возможность овла-дения этим миром). – В силу многогранности духовной сферы философия родилась в ней как духовное образование, унаследовав и многогранный духовный потенциал. 1.1.4. Связь философии с культурой и мышлением. – Поскольку философия (по праву своего рождения) изначально проявила себя в интеллектуальной рефлексии (от греч. reflexio – размыш-ляю, оцениваю) , то она сразу же стала философской способностью мозга. – Вполне понятно, что философия, рожденная в обширном и много-гранном духовном пространстве , унаследовала и духовную многоаспек-тность и интеллектуальный потенциал. Именно так запускалась смысловое разнообразие и богатство духовной сферы человека. Результатом этого стало философское (интеллектуальное) формирование мыслительной дея-тельности мозга. – Однажды родившись, философский механизм стал формировать более интеллектуальный стиль мышления в функционировании мозга , что привело к осознанию человеком сначала себя в природе, затем своего пре-имущества над природой , управления ею и своей ответственности перед природой. То есть, в духовной сфере человека появилось новое качество - саморазвитие . – Философия генетически связана с развитием мозга и его основной функцией – мышлением. Мозг и философия – это исторически (эволюци-онно) социокультурные образования , которые совместно формировали духовное пространство , социокультурное по своей природе. Разумеется, за прошедшие тысячелетия мозг и мышление социокультурно усложнялись и тем самым усложнялось и философское мышление. – Философия (философское мышление) заняла своё достойное мес-то в системе общественного сознания. Однако какое бы место философия там не заняла, ее центральным вопросом всегда остается вопрос о природе философского мышления , о фундаментальной роли культурогенеза в его человеческой эволюции. – При всех своих историко-культурных изменениях философия в мыслительной деятельности мозга остается и на сегодняшний день осо-бым типом мышления, особенность которого в том, что оно не отождес-твляет себя с пользой, либо с "истиной в последней инстанции", либо с "абсолютной мудростью". – Именно поэтому в современных культурах , как фундаментальных базовых основах человеческой эволюции, философское мышление заняло своё плотное (особое) место в общественном сознании. 1. 2. Специфика философского знания Специфика философского знания заключается в двух факторах: а) двойственности философского знания; б) особенностях философского знания. а) Основная специфика философского знания в его двойственности, так как оно: – имеет очень много общего с научным знанием: предмет, методы, логико-понятийный аппарат. Это с одной стороны. А с другой: – философское знание не является научным “в чистом виде” по ря-ду причин: во-первых, в течение трех тысяч лет философия собрала и накопила тысячи интересных идей, которые еще не доказаны экспери-ментальной наукой и потому не имеют статуса научности; во-вторых, в истории философии имеется огромная сфера “вненаучного знания” (пара-наука, эзотеризм и т.п.), которые наука не изучает, но из которых берет свое начало история медицины; – главное отличие философии от всех других наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением; – отсутствие локализации философского знания. б) Особенности философского знания: – имеют схожую структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.) – носит предельно общий теоретический характер; – содержит базовые основополагающие идеи и понятия, лежащие в основе всех наук; – несет на себе отпечаток личности и мировоззрения философа, то есть философская мысль ограничена силой мышления самого философа (в отличие от науки); – является совокупностью объективного знания и ценностей, нрав-ственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи; – изучает не только предмет познания, но и механизм самого позна-ния; – находится в динамике (постоянно развивается и обновляется в со-ответствии с динамикой своего объекта – живой материей); – неисчерпаемо по своей сути и опирается на предельно общие по-нятия и категории; – ограничено познавательными способностями человека. |