Главная страница
Навигация по странице:

  • 4.1.2. Научно-теоретическая (фундаментальная) философия

  • 4.1.3. Прикладная философия

  • 4.1.4. Вненаучная философия: историческое формирование врачебного мировоззрения и мышления

  • 4.2. Функции философии

  • Введение Вопрос первый. Материя как объект философского и научного знания

  • Вопрос третий. Структура материи

  • фило 1-1.6. Философская пропедевтика феноменология философского знания


    Скачать 341.65 Kb.
    НазваниеФилософская пропедевтика феноменология философского знания
    Дата27.12.2022
    Размер341.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафило 1-1.6.docx
    ТипЛекции
    #867049
    страница3 из 28
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

    Вопрос четвертый. «Структура и функции философии».


    4.1. Структура философии:

     

               4.1.1. Общая философия (основы):

               – философия – теоретическая основа мировоззрения;

               – философия как общая методология;

               – история философии.

               – Бытие и сознание:

               = материя: единство и многообразие форм проявления;

               = сознание: сущность и происхождение.

     

               4.1.2. Научно-теоретическая (фундаментальная) философия:

               – связь и развитие – основные принципы диалектики;

               – основные законы диалектики;

               – основные категории диалектики;

               – теория сознания, мышления, познания.

     

              4.1.3. Прикладная философия:

               – социальная философия;

               – природа и общество (экология);

               – философия экономической сферы общества;

               – политическая сфера общества;

               – философия управления;

               – философское понимание человека;

               – духовная сфера жизни общества;

               – исторический прогресс и глобальные проблемы современности;
               – философия науки и др.

     

    4.1.4. Вненаучная философия: историческое формирование врачебного мировоззрения и мышления:

               а) философия экзотеризма и оккультизма, нумерология, астрология и т.п.;

               б) исторические типы мировоззрения (картины мира) и четыре основных варианта «моделей болезни»:

               – мифологическая (магико-анимистическая);

               – религиозная (мистико-религиозная);

               – философская (натурфилософская);

               – научная (естественнонаучная).

               Очень кратко отметим историческую связь этих моделей болезни с картинами мира (развивающимся мировоззрением врача).

    1.     Мифологическая картина мира (или мировоззрение) связана с магико-анимистическими представлениями о болезни.

               а) болезнь – это не естественное явление, а как бы проявление чуж-

                  дых человеку сверхъестественных (мистических, идеальных) сил;

               б) болезнь – это следствие греха, вины, знак наказания и поощре-

                    ния;

               в) болезнь – это истечение злого духа, следствие колдовства.

                          NB: Техника врачевания (в давние времена):

                                  – изгнание или умиротворение злого духа путем прине- 

                                     сения жертвы, молитвы, стремление перехитрить его;

                                  – эта терапия противоречива: здравому смыслу; закону

                                     сохранения энергии; каузальному принципу (принципу

                                     причинности); научным взглядам;

                            – эти техники врачевания были оправданы только в пределах

                               мифологической картины мира (мифологического миро-

                               воззрения).

               Мистико-религиозная (дуалистическая) картина (или мировоззре-ние):

               а) концепции болезни умозрительные и базируются на представлениях:

               – мистико-религиозных;

               – натурфилософских;

               б) конкретизация вопроса:

               2. Мистико-религиозные концепции болезни:

               – болезни властвуют над человеком;

               – болезнь – это персонифицированная сила.

    3. Натурфилософские концепции болезни:

               а) выводились из аналогии природы человека (микрокосмоса) и при-

                   роды мира (макрокосмоса);

               б) принципы истинности в них – не соответствие фактам, а логичес-

                   кая связь и правдоподобие (в пределах определенной мировоз-

                   зренческой системы);

                              NB-1: аристотелевская философия дольше всего в истории

                                        влияла на концепции болезни;

                              NB-2: на развитие медицины влияла философия Эпикура,

                                         стоиков, неоплатоников (повлиявших на Парацельса

                                         – мага и целителя);  

                               NB-3: «Солидарная патология» – берет свое начало в древ-

                                         негреческой философии (Демокрит, Эпикур) и толь-

                                         ко в XVII веке приобрела эмпирическую аргумента-

                                         цию (П. Гассенди, Р. Бойль, М. Мальпиги). Здесь уже

                                         теряется философский характер болезни;

               в) гуморальная патология:

                – центральная идея – учение об элементах и качествах (ее начало в

                  теории философии);

               – броуновское движение о раздражимости как основе болезни;

               – Ф. Шеллинг: в основе болезни – «неуравновешенные жизненные

                  тенденции»;

               г) онтологические концепции болезни (как варианты натурфилосо-

                   фии).

    Их представления:

               – болезнь – особая сущность (наподобие ботанических и зоологи-

                  ческих видов);

               – каждая материализовавшаяся в организме сущность имеет свою

                  картину симптомов и порядок их развертывания во времени;

               – болезнь – особая форма жизни, но более низкого ранга, чем нор-

                  мальная жизнь;

               д) ирритационная концепция болезни (как вариант натурфилосо-

                    фии):

               – основывается на концепции роаздражимости;

               е) концепция Г.В. Гуфеланда:

               – в картине болезни: проявляется реакция какой-то естественной це-

                  лебной силы – жизненной силы на воздействующее раздражение;

               – симптомы болезни – проявление этой силы (истоки – в античной

                  медицине: Гиппократ: «Природа – целительница болезней, а вера

               – слуга природы»; «врач-философ Богу подобен»; Парацельс: при-

                  держивался этого же воззрения; Г. Шталь: также (но в теологичес-

                  ком смысле).

               4. ХХ век, 20-е годы (формирование научной медицины):

               а) появляется концепция целостности организма:

               – недостаточность натурфилософского объяснения болезни;

               – узость односторонне соматического содержания болезни;

               б) возникают модели болезни:

               – психосоматические;

               – антропологические;

               – социокультурные.

                                     Пример: концепция З. Фрейда пробила брешь в натур-

                                                    философских моделях болезни.

                                                    По Фрейду: болезнь – это всегда:

                                                           – телесное выражение (форма, образ) ду-

                                                              шевных расстройств;

                                                           – следствие неподвластных человеку пере-

                                                              живаний и конфликтов;

                                                           – их вытеснение в подсознание.

                                    Пример: концепция В. Вайцзеккера:

                                                           – тело может противостоять желанием ду-

                                                              ши;

                                                           – но в случае их конфронтации возникает

                                                              болезнь (в ней локализуются тайные же-

                                                              лания души).

               – увеличивается количество дуалистических концепций:

                                       причины:    – неудовлетворенность натурфилософски-

                                                              ми объяснениями соматики;

                                                           – их методологическая несостоятельность;

               в) диалектико-материалистический монизм:

               – его влияние на медицину:

                  = в построении ее теорий;

                  = в трактовке болезней с позиций естественно-научного знания;

               – современная новизна в развитии медицины:

                  = преодоление альтернативы холизма (целостности) и аналитизма;

                  = преодоление психосоматического дуализма и построение теоре-

                     тических конструкций на монистических, материалистических

                     основах;

                  = ассимиляция достижений молекулярной биологии и фундамен-

                     тальная реконструкция ряда областей медицины в истолковании

                     болезней;

                  = расширение когнитивного базиса медицины, включение в тео-

                     рию медицины социально-гуманитарного знания;

               – в настоящее время:

                  – развивается более широкий подход к жизни организма и сущно-

                     сти его патологии;

                  – причины:

                     = рост нервно-психических расстройств;

                     = выявление психогенного механизма соматических болезней;

                     = зависимость терапии от личности больного и др.

               – в результате:

                     = усиливается влияние философии (диалектического материа-

                        лизма) на теорию медицины;

                     = формируется синтез современных теорий медицины:

    1)    базис: естественно-научный и социально-гуманитарный;

    2)    медицинское мышление – синтетическое (каузальное, системно-структурное, эволюционно-генетическое и др.).

     

               4.2. Функции философии

               Одновременно функциями и методами философии являются:

                     – мировоззренческая;

                     – методологическая;

                     – концептуально-теоретическая;

                     – аксиологическая;

                     – онтологическая;

                     – гносеологическая;

                     – критическая;

                     – социальная;

                     – деятельностная;

                     – практическая (праксеологическая);

                     – воспитательно-гуманитарная;

                     – прогностическая.

     

    Краткая характеристика функций

               а) Общее понятие «функции философии:

               Функции философии – это основные направления применения философии для реализации ее целей, задач и назначения.

               б) Содержание функций философии:

               – мировоззренческая функция: способствует формированию целостной картины мира, его устройства и месте человека в нем, принци-

    пов взаимодействия с окружающим миром;

               – методологическая функция: философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности;

               – концептуально-теоретическая функция: философия учит мыслить концептуально, обобщать и выводить в понятия окружающую действи-тельность, видеть новые явления на уровне структурно-логических схем (матриц), видеть окружающий мир как систему;

               – аксиологическая функция: (от греч. axios – ценный) – это ценностный взгляд на окружающий мир и происходящие в нем процессы – морально-нравственные, этические, эстетические, социально-политичес-

    кие, идеологические и др. Эта функция – это «сито», пропускающее все нужное, ценное, полезное и отбрасывающее все мерзкое, тормозящее, антиприродное;

               – онтологическая функция: концептуализирует механизмы существования явления живой материи;

               – гносеологическая функция: одна из основополанающих функций философии, ее задача – правильное и достоверное познание окружающей действительности (это механизм познания);

               – критическая функция: подвергает сомнению старое знание о мире, в содержании мира вскрывает его противоречия; конечная цель данной функции – расширение границ познания, разрушение догм и окостенелос-

    ти имеющегося знания, его модернизация и увеличение его достоверности (истинности);

               – социальная функция: объясняет социальные феномены, причины возникновения общества, его эволюцию, структуру и движущие силы, вскрывает социальные противоречия и пути их преодоления, механизмы совершенствования общества;

               – деятельностная функция: утверждает, что в основе социокультур-ного развития и прогресса лежит труд, деятельность человека и общества (работа Ф. Энгельса «Роль труда в превращении человека обезьяны в чело-

    века»);

               – практическая (праксеологическая) функция: развивается практи-

    ческое значение философии и ее применение в других видах знания, через ее концепции, теории, применение ее методов в других науках (систем-

    ный, структурно-функциональный, синергетический, диалектико-материа-

    алистический анализ и др.);

               – прогностическая функция: на основе обобщения закономерностей предвидит будущие события явлений окружающего мира.

    Выводы: Выучив данную лекцию, студент должен прийти к заключению:

               – во-первых, философское знание имеет свою специфику и особен-

                  ности и тем отличается от науки;

               – во-вторых, философия указывает на социокультурное происхож-

                  дение мозга и мышления в биоэволюции;

               – в-третьих, объектом философии является живая материя, а пред-

                  метом – определенный круг вопросов;

               – в-четвертых, основной вопрос философии – это «узел» всей фило-

                  софской и научной проблематики – современной и будущей;

               – в-пятых, теоретико-методологическое наследие К. Маркса,

                  Ф. Энгельса и В.И. Ленина – это матрица научности всех видов

                  знания.

     

    ЛИТЕРАТУРА

    1.     Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 336 с.

    2.     Дубровский Д.И. Проблема идеального. Субъективная реальность. – М.: Канон +, 2002, – 368 с.

    3.     Конев В.А. Онтологические особенности мира человека / Изд-во «Самарский университет», 2003. – 73 с.

    4.     Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм // Поли. собр. соч. –Т. 18. – С. 7–384.

    5.     Севостьянова М.В. Перспективы человека разумного: эволюция или адаптация? – К.: Издатель ПАРАПАН, 2005. – 168 с.

    6.     Саркисов Д.С. Очерки истории общей паталогии. – изд. 2-е, перераб. и доп., М., МЕДИЦИНА, 1993. – 512 с.

    7.     Спиркин А.Г. Основы философии: Учеб. пособие для вузов. – М.: Политиздат, 1988. – 592 с.

    8.     Философия и медицина / Под ред. В.Ф. Сержантова, А.А. Король-

    кова. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1986. – 213 с.

    План

    Введение

    Вопрос первый. Материя как объект философского и научного знания

    1.1.  Бытие

    1.2.  Материя

    Вопрос второй. Принципы функционирования материи

                                2.1.  Принцип материального единства мира

                                2.2.  Принцип сохранения материи

    Вопрос третий. Структура материи

    Вопрос четвертый. Базовые свойства материи

    Вопрос пятый. Идеальное и материальное

    Выводы

    ЛИТЕРАТУРА
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


    написать администратору сайта