Главная страница

фило 1-1.6. Философская пропедевтика феноменология философского знания


Скачать 341.65 Kb.
НазваниеФилософская пропедевтика феноменология философского знания
Дата27.12.2022
Размер341.65 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлафило 1-1.6.docx
ТипЛекции
#867049
страница14 из 28
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   28

Вопрос второй: Творческая активность сознания


1. Общая характеристика

 

а) Творческая активность связывается с конструктивно-познавательной функцией.

- Творчество – процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Это есть единство духовной и практической деятельности человека. И в то же время обнаруживаются различия между духовным и материальным творчеством.

В разработке проблем творчества философы опираются на обобщение результатов и выводы других наук.

Психологи изучают мировоззренческий и гносеологический аспекты творческой деятельности.

В социальном смысле в творчестве главной является диалектика предметной и духовной деятельности.

Для всестороннего развития творческой деятельности человека необходима гармония с природой.

Противопоставление целей человека естественному ходу вещей – есть второй аспект социального рассмотрения творчества.

 

2. Виды творчества.

 

а) Творческая деятельность делится на два вида: материальное и духовное творчество. При изучении творчества большую роль отводят онтологии творчества – субстанционально-атрибутивного, относящегося к объективному бытию основания творчества.

 - Онтология включает общеприродный и социальный аспекты:

            = общеприродный аспект творчества заключается в логическом выведении данного социального феномена из предельно общих свойств материи;

            = социальный аспект творчества заключается в исследовании диалектики предметной и духовной деятельности.

б) Также встречаются следующие виды творчества:

- производственно – технические;

- изобретательские;

- научные;

- политические;

- организаторские и т.д.

Вопрос третий. Идеальное и материальное


1. Общая характеристика

 

а) Важнейшим свойством индивидуального является идеальность.

- Идеальное – главный признак сознания, обусловленный социальной природой человека. Идеальное выступает как одна из актуальных проблем философии. Это объект общественного сознания, к которому приобщился индивид, это элементы общественной культуры, связанные с деятельностью индивида; это образы, подлежащие опредмечиванию.

Идеальная форма – форма вещи, существующая вне этой вещи, в сознании человека.

Идеальное – это то, что не существует в природе, но существует в виде образов в соответствии с его потребностями.

К идеальному относятся нравственно-моральные нормы, регулирующие бытовую жизнедеятельность людей.

Вне человека идеального нет. Идеальное не существует само по себе, оно связано с материальными мозговыми процессами. Оно является субъективным проявлением некоторых мозговых нейродинамических процессов. Это психическое явление, представленное только в сознательных состояниях отдельных личностей.

Идеальное есть способность личности иметь «информацию» в «чистом» виде и оперировать ею во времени.

Идеальное есть общественный продукт и необходимый компонент социальной саморегуляции.

б) Материальное.

- В отличие от объективно-идеалистического подхода, научный материализм не рассматривает всю предметную действительность как сферу реализации идеального.

Выводится за пределы идеального неорганическая и органическая природа.

К. Маркс: «Идеальное есть ничто иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

 

2. Проблема сознания в психофизиологии. Сознание и мозг: психофизиологическая проблема.

а) Сознание, мозг и психику изучают: философия, социология, психология, медицина, биология.

Самым трудным остается вопрос взаимосвязи материи и сознания, в частности – психофизиологическая проблема.

- В советский период сущность сознания раскрывалась с материалистической точки зрения, как вторичное по отношению к материи: «материя первична, сознание вторично», «сознание – функция мозга» (материалистический монизм).

- Для более глубокого изучения психофизиологической проблемы различают два вида реальностей: мозг и сознание. Сознание изучает психология, мозг – нейрофизиология.

Психология изучает сознание с помощью субъективных переживаний; физиология изучает мозг с помощью экспериментальных наблюдений.

Для расширенного и углубленного изучения связи «сознание - мозг» больше подходит психофизиологический монизм, который позволяет установить относительность противопоставления «психического», «физиологического», «идеального» и «материального», сблизить эти понятия.

- На первый план выходят принципы изоморфизма соответствия между нейродинамическими процессами и актами сознания.

Изоморфизм включает принципы дополнительности и интеракционизма (взаимодействие нейронального и психического равноправно) - Дж. Экклс, К.Поппер.

 

3. Классическая и современная нейрофизиология о сознании как функции мозга.

 

а) Принципиальная несводимость сознания к нейрональным процессам.

- Мозг – макроструктурная природная система, состоящая из множества нейронов, их связей и обеспечивающая на клеточном (клеточно-тканевом) уровне организации материи осуществление общих функций сознания.

На сознание и состояние психики влияет условно-рефлекторная деятельность мозга и его биохимическая организация.

Согласно натуралистическому направлению исследования сознания для голодного человека окружающий мир будет казаться другим, нежели для сытого.

То есть один из факторов, влияющий на характер восприятия мира есть физиологическое и химико-биологическое состояние мозга.

- Ошибка натуралистического направления заключается в игнорировании им специфичности других факторов, воздействующих на сознание и в отстаивании положения о материальности и вещественности сознания.

Философский реализм утверждает: отношение мозга и содержания сознания – это отношение органа, материального субстрата и его функции.

б) Моделирование функций мозга.

- Источником сознания является и космическое информационно-смысловое поле.

В настоящее время выдвинута гипотеза и волновой квантово-механической природе мозга.

- Исследования показали: «мозг представляет собой космическую систему, которая берет для своей работы энергию непосредственно из Вселенной, причем кожа используется как механизм захвата этой энергии».

«Мозг связан с биосферой планеты и, следовательно, во всей Вселенной двумя каналами связи – энергетическим и информационным».

Вывод: Источником сознания является реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата – головного мозга и в системе надличностных форм общественного сознания.
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   28


написать администратору сайта