Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.2. Основной вопрос философии.

  • Вопрос третий. “Соотношение философии и науки”. 3.1. “Критерии философского и научного знания”.

  • 3.2. Классическое определение научной истины.

  • фило 1-1.6. Философская пропедевтика феноменология философского знания


    Скачать 341.65 Kb.
    НазваниеФилософская пропедевтика феноменология философского знания
    Дата27.12.2022
    Размер341.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафило 1-1.6.docx
    ТипЛекции
    #867049
    страница2 из 28
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

    Вопрос второй. «Круг философских проблем».


    2.1.  Объект и предмет философии

                а) Объект философии:

               – это живая материя в единстве материального мира (физического мира как объективной реальности)  и идеального ( нематериального)  мира ( в субъективной реальности, психического пространства);

               – объект философии и науки совпадает -  живая материя, Космос,  Вселенная, всё сущее, мироздание.

                 б) Предмет философии:

               – в целом предметом философии считается круг вопросов, которые она изучает

               – общая структура предмета философии (философского знания)  составляет четыре основных раздела:

               = онтология (учение о бытии);

     = гносеология (учение о познании);

     = проблема человека;
     = проблема общества.

               – В самом распространенном учебнике по философии А.Г. Спиркина предмет философии определяется через “человеческое измерение” [7, с.22-24]. А.Г. Спиркин считает, что “в центре внимания философии находится человек в его соотношении с природным и социальным миром” [7, с.22]. Автор определяет ряд критериев и мы позаимствуем их:

               = во-первых, в философии человек – не объект (этим занимается психология),  а субъект живой материи;

               = во-вторых, “предметом философии является не индивидуальный субъект с его особенными качествами, но субъект как общее, субъект как универсальная категория, противопоставлено и столь же универсальные категории объекта” [7, с.13];

               = в-третьих, «философия направлена на то, чтобы освободить чело-веческое мышление от тех разнообразных (рациональных, формальных,  интуитивных  и пр. ловушек,  которые гнездятся внутри этого мышления [7,с. 23], философия выполняет роль чистилища мышления.

               = в-четвертых, “ философия рассматривает не просто человека как субъекта, но человека в его отношении к миру”, определить его место в универсуме бытия [7, с. 23];

               = в-пятых, “философия должна ответить на так называемый “основной вопрос философии” - о первичности объективного или субъективного бытия” [7, с.23];

               = в-шестых, “философия должна обосновать свой предмет как универсальный стержень процессов познания вообще” [7, с.23].

               Представленные критерии предмета философии А.Г. Спиркин обусловливает простой мыслью: по его мнению Вселенная «в самой своей природе “предполагала” появление жизни и, следовательно, человека, поэ-тому между существованием человека и фундаментальными свойствами Вселенной имеется непосредственная связь» [7, с.24]. Её раскрытие – зада-ча философии и науки.

     

               2.2. Основной вопрос философии.     

               Несмотря на бесконечную множественность философской пробле-матики, философия все-таки выделяет так называемый “основной вопрос философии”.

               а) Понятие (определение) основного вопроса философии:

               Основной вопрос философии имеет две стороны - онтологическую и гносеологическую:

               – онтологическая сторона звучит так: “Что первично - материя или сознание?” (или бытие или мышление, природа или дух, материальное или идеальное, объективный (физический) мир или субъективный (психичес-кий) мир);

               – гносеологическая его сторона: “Познаваем ли мир?”.

                б) В зависимости от ответа на данный вопрос, все философы мира (начиная с античности) разделились пополам:

               – те философы, которые считают, что материя (природа, физический мир) первична, а сознание (психика) вторично (и производно от материи) называются материалистами. Родоначальник этой мировоззренческой ли-нии - древнегреческий философ Демокрит;

               –те философы, которые полагают, что идеальное (психическое, соз-нание) первично, а материя (природа) вторична называются идеалистами. Родоначальник идеализма – древнегреческий философ Платон.

                 в) “Основной вопрос философии” был сформулирован Ф. Энгель-сом (“Диалектика природы”) и составляет краеугольный камень любой философской концепции.

     

                           NB: все философские концепции начинаются и разрешаются

                           в рамках ответа на “основной вопрос философии”.
                 г) В медицинской сфере суть основного вопроса философии - материя или сознание (или: тело или психика) будет звучать так: что пер-вично в заболевании - тело (сома) или психика. Отсюда врач выясняет причину новообразования – “психосоматика” или “соматопсихика” в его содержательном ядре, а затем будет решать эту проблему в рамках своей профессиональной компетенции.

     

               Вопрос третий. “Соотношение философии и науки”.


               3.1. “Критерии философского и научного знания”.


    а) философское знание:

               – отсутствие локуса философского знания;

               – его пределы - сила мысли (мышления) самого философа.

    б) научное знание:

               – научное знание, имеет свой предел;

               – его пределом является результат научного эксперимента.

     

               3.2. Классическое определение научной истины.

               – Научный эксперимент устанавливает истинность или неистин-ность идеи, концепции, теории.

               – Классическое определение научной истины сформулировано В.И. Лениным и выражено в двух его цитатах:

               = «Практика – критерий истины» (т.е. эксперимент);

               = «Истина всегда конкретна».
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


    написать администратору сайта