фило 1-1.6. Философская пропедевтика феноменология философского знания
Скачать 341.65 Kb.
|
Вопрос второй: Принципы функционирования материиПринципы функционирования мира: - «принцип материального единства мира» на основе его многообразия; - «принцип сохранения материи». Рассмотрим подробнее: 2.1. «Принцип материального единства мира» на основе его многообразия - обоснование единства материи и сознания (пример в медицине: психофизиология и феномен психоматики); - Диалектический принцип (монизма): = «Действительное единство мира состоит в его материальности» (К.Маркс, т.20, с.43); = сознание – не сверхъестественный уникум, а естественное свойство высокоорганизованной материи. NB: смысл «единства мира» (т.е. его целостности) в том, что сознание (дух) как идеальные явления представляет собой: - суть и познание материальной действительности; - составная часть этой действительности; - между материальным миром (данным нам в ощущениях) и сознанием (т.е. идеальным миром) нет непроходимой пропасти. NB: при этом «единство» - это не «качественное подобие», а «единая субстанция, основа с разнообразными формами». NB: однако «единство» предполагает «универсальное» взаимодействие триады (природа, общество, мышление, сознание) – и это приоритет не научного, а философского знания. Субстанция – это та же материя, в которой сознание рассматривается как атрибут. NB: в физике волновая и корпускулярная (т.е. дискретно - вещественная) теории поставили вопрос о «множестве субстанций» материи. 2.2. Принцип сохранения материи: - оба принципа подтверждают диалектические принципы «всеобщей связи и развития»; - материя «не возникает из ничего» и «не исчезает в никуда», она находится в постоянном превращении; - материя – причина, источник и следствие самой себя; - общая энергия Вселенной равна «нулю» («+», «-»), т.е. это неуничтожимость и несотворимость материи. NB: одно и то же количество материи – это условие ее существования: ведь энергия – это мера движения материи. Вопрос третий. Структура материи Структура материи: - неживая природа; - живая природа; - человек (общество). NB: Каждый элемент материи имеет несколько уровней. а) Уровни неживой природы: - субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны – единицы материи меньше атома); - микроэлементарный (адроны, состоящие из кварков, электронов); - ядерный (ядро атома); - атомарный (атомы); - молекулярный (молекулы); - уровень единичных вещей; - уровень макротел; - уровень планет; - уровень систем планет; - уровень галактик; - уровень систем галактик; - уровень метагалактии; - уровень Вселенной, мира в целом. б) Уровни живой природы: - доклеточный (ДНК, РНК, белки); - клеточный (клетка); - уровень многоклеточных организмов; - уровень видов; - уровень популяций; - уровень биоценоза; - уровень биосферы в целом. в) Уровни социума – отдельный индивид; - семья; - группа; - коллективы разных уровней; - социальные группы (классы); - этносы; - нации; - расы; - отдельные общества; - государства; - союзы государств; - человечество в целом. г) Характерные черты и свойства материи (базовые): - наличие движения; - самоорганизация; - размещенность в пространстве и времени; - способность к отражению (физическое, химическое, механическое, биологическое, психическое). NB:сознание – высший уровень отражения материи психикой. д) Виды движения: - механическое; - физическое; - химическое; - биологическое; - социальное. Вопрос четвертый. Базовые свойства материи. Базовые свойства материи: 1) Определение материи дано в работе В.И.Ленина «Материализм и эмпириокритицизм»: «Материя – объективная реальность, данная нам в ощущениях, существующая независимо от нашего сознания». 2) Базовые свойства материи: а) движение; б) самоорганизация; в) размещенность в пространстве и времени; г) отражение. 3) Рассмотрим более подробно: а) движение – базовое свойство материи: - виды движения: = механическое движение; = физическое движение; = химическое движение; = биологическое движение; = социальное движение. - гносеологические корни движения материи: = источник движения материи – в заложенных в ней противоположностях, в их единстве и борьбе; = движение всеобъемлюще (движется в рамках универсума): +отталкиваются и притягиваются атомы, микрочастицы; + идет постоянная работа живых организмов и функциональных систем (работают сердце, пищеварение, осуществляются физические процессы); + движутся химические элементы; + движутся живые организмы; + движутся реки; + осуществляется круговорот веществ в природе; + постоянно развивается общество; + земля и другие небесные тела движутся вокруг своей оси и вокруг Солнца (звезд); + звездные системы движутся в галактиках, галактики во Вселенной. То есть, все движется в живой материи – от микро- до макромира: = движение – постоянное (т.е. существует всегда; прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения): NB: общий закон движения и развития таков: превращение в иное качество осуществляется путем изменения коренных свойств. = движение качественное – изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств; = движение количественное – перенос энергии и материи в пространстве – это самоизменение материи в двух видах – динамическом и популяционном: + динамическое движение – изменение содержания в рамках старой формы, «раскрытие потенциала» прежних материальных форм; + популяционное движение – кардинальное изменение структуры объекта, формирующее новый объект, переходу от одной формы материи к другой NB: популяционное движение – изменение может происходить, как эволюционно, так и «эмержентно» (путем ничем не обусловленного «взрыва»). б) Самоорганизация материи: - самоорганизация – это один из механизмов кибернетических систем: NB: кибернетическими системами называются такие системы, в которых функционируют хотя бы три основных механизма: - самоорганизация; - самореализация; - самовоспроизводство. - самоорганизация материи – это самосоздание, самосовершенствование и самовоспроизводство самой себя (без участия внешних сил). - в основе этих изменений лежит флуктация – постоянно присущие материи случайные колебания и отклонения; - в результате этих флуктаций изменяются связи между элементами материи и появляются новые – материя приобретает новое состояние – «диссипативную структуру» (неустойчивую); - дальнейшее развитие возможно по двум векторам: = «диссипативная структура» укрепляется и превращается в новый вид материи, но при условии энтропии (притока энергии из внешней среды), и затем развивается по динамическому типу; = «диссипативная структура» распадается и гибнет – либо в результате внутренней слабости, неестественности, непрочности новых связей, либо из-за отсутствия энтропии – притока энергии из внешней среды. NB: Учение о самоорганизации материи получило в науке название «синергетика». Изначально эту тему разрабатывал бельгийский ученый Илья Пригожин. в) Размещенность материи в пространстве и времени: - в истории философии (Демокрит, Эпикур) и науки имел место субстанциональный подход: то есть, считалось, что наряду с материей пространство и время – это самостоятельные субстанции; - в современной науке утвердился реляционный подход (Аристотель, Лейбниц, Гегель): то есть, пространство и время – это отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов: = время – форма бытия материи, выражающая длительность ее существования (ее состояний); = пространство – форма бытия материи, характеризует ее протяженность, структуру и внутреннее взаимодействие. NB: время и пространство происходят одновременно. - ХХ век, Теория относительности А. Энштейна подтвердила реляционный подход, как отношения внутри материи. NB: А. Энштейн называл их «пространство - время», которые не абсолютны, а относительны (в зависимости от условий взаимодействия материальных тел). г) Отражение – четвертое базовое свойство материи: - отражение – способность материальных систем воспроизводить в себе свойства других систем (в их взаимодействии); наличие следов одних объектов на других; - виды отражения: = физическое; = химическое; = механическое; = биологическое (стадии: раздраженности, чувствительности, психического отражения); - высший уровень отражения – сознание: согласно диалектико – материалистической концепции, сознание – это способность высокоорганизованной материи отражать окружающий мир. Вопрос пятый. Идеальное и материальное 1) Особенность идеального: - суть и содержание: мысли, идеи, планы, знания, образы, мышление; - идеальные явления невозможно исследовать с помощью органов чувств или эксперимента; NB: для познания идеального остается только теоретический анализ. 2) Диалектико-материалистическая трактовка идеального: - мысли по своей природе идеальны, хотя их генетический источник вполне материальный; - мысли – это формы отражения явлений материального мира; - мысли возникают и существ уют в материальных структурах мозга, но сами по себе они идеальны, т.е. нематериальны DF: К.Маркс «Капитал»: «идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» (Маркс К., т.23, с.21). - первичность материи мозга и вторичность мысли (идеального). - мысли, знания и др. являются материальными NB: идеальное – это противоположность материи, как идеальный феномен: = идеальное противоположно материи, как нематериальный феномен; = суть идеальности заключается в ее нематериальности; = идеальное противоположно не субъективному, а материальному. NB: понятие «идеальное» шире субъективного. - материальное и идеальное – две предельные по широте категории и могут определяться только друг через друга. 3).Различие «материального» и «идеального»: Материальное: Идеальное: а) материя существует в форме: а) существенные признаки - тел; мысли как идеального: - веществ; - истинность; - обобщенность; - физических полей; -ложность; - субъективность. б) признаки материальности: - абстрагированность; - объективность; - цвет; б) нематериальность: - запах; - смысл слов; - вкус; - суждения; - вес; - умозаключение; - твердость; - понятия; - мягкость и т.д. - планы, идеи и т.д. в) «Идеальное- это термин, который означает признак нематериальности мыслей, возникающий в процессе их продуцирования» (Виденеев Н.В., с.20). - материя – носитель - мысль – носитель материальных свойств; свойства нематериальности; - мысли нельзя отделить - мысли – это содержание от материи, так как материя мыслит; форм мышления и общения; - мысль – это не какая-то «тон- чайшая материя» и не разно- видность материи: мысль нахо- дится за пределами объема по- нятия (по своему качеству). г) Сущность идеального объяснима лишь как противоположность материального: NB: вопрос о соотношении идеального и материального – чисто фило- софский. NB: объяснить категорию «идеальное» можно только одним способом – противопоставить свойства материального и идеального. 4) Философия данного вопроса состоит не в противопоставлении материального и идеального, а в открытии их диалектического единства и взаимоперехода. В этом суть диалектики: а) мышление как целостный процесс является идеальным по содержанию и материальным по происхождению, существованию и коммуникации идеального содержания; б) мышление – это сложный, диалектический материально- идеальный процесс. Примеры: - активность мышления надо выводить не из сути самого идеального, а из материальных потребностей и условий жизни; - причины возникновения сознания надо искать в материальном способе возникновения мыслей. Выводы. Из данной лекции следует ряд выводов: - во – первых, философия бытия и материи – это фундаментальная теория для всех наук, которые должны конкретизировать и адаптировать данную теорию в своем частно – научном знании; - во-вторых, философская теория материи в настоящее время хорошо подтверждается развитием кибернетики, синергетики, квантовой механики; - в – третьих, в функциональных системах биоорганизма конкретизируются базовые принципы, свойства и характеристики живой материи; - в – четвертых теоретические постулаты данной темы будут более подробно раскрыты в последующих темах предмета философии. ЛИТЕРАТУРА: 1). Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. Учебное пособие. – М.:ВЛАДОС, 1994. - 336с. 2). Дубровский Д.И. Проблема идеального. Субъективная реальность. – М.: Канон+, 2002.- 368с. 3).Конев В.А. Онтологические особенности мира человека. /Изд-во «Самарский университет», 2003.-73с. 4).Савостьянова М.В. Перспективы человека разумного: Эволюция или адаптация? – К.: Издатель ПАРАПАН, 2005. – 168с. 5). Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. – М.: Политиздат, 1998. – 592с. 6). Торосян А.Ц. Открытие основной функции живого. Фундаментальная теория. 2-е изд. перераб. и доп. / А.Ц. Торосян: Институт философии РАН, Национальная академия наук Армении. – М.: Наука, 2005. – 402с. 7).Функциональные системы организма: Руководство/Под ред. К.В. Судакова. – М.: Медицина, 1987. – 432с. «Диалектический материализм, как логика и методология научного познания» Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………. Вопрос первый: Диалектико-материалистическая парадигма познания………………………………… 1.1. Вклад философии и современных наук диалектики…………………………………. 1.1.1. Историко-философская справка…………………………………………………………. 1.1.2. Историко-научная справка………………………………………………………………….. 1.2. Общая характеристика диалектико-материалистического метода познания……………………………………………………………………………………………………….. 1.2.1. Диалектико-материалистические основы научного анализа…………… 1.2.2. Квалификация диалектики в классической и учебной литературе…… Вопрос второй: Принципы диалектики………………………………………………………………………………………… Вопрос третий: Система законов диалектики в медико-биологическом исследовании…………. Вопрос четвертый: Система категорий в медико-биологическом исследовании……………………. Выводы…………………………………………………………………………………………..……………………………………………….. Литература…………………………………………………………………………………………..………………………………………….. |