Главная страница
Навигация по странице:

  • Под воздействием сознания создаются

  • История материального производства – это история развития сознания

  • Однако вместе с разговорным языком сознание может выражаться

  • Различной является и степень связи

  • При осуществлении маково-символической функции

  • Идеальность образов имеет специфическое значение

  • 1. Общая характеристика. На анализ человеческого сознания так же, как и на анализ форм отражения распространяется философско-методологический подход.

  • Этим способом бытия является практика

  • Основания общественной природы человеческого сознания

  • - При социальном развитии человечества

  • 2. Соотношение индивидуального и общественного сознания. Формы общественного сознания. а) Являясь сознанием данного конкретного человека, индивидуальное сознание

  • Оно есть отражение сложного взаимодействия социальной среды

  • Главным объектом отражения общественного сознания

  • Соотношение общественного и индивидуального сознания

  • фило 1-1.6. Философская пропедевтика феноменология философского знания


    Скачать 341.65 Kb.
    НазваниеФилософская пропедевтика феноменология философского знания
    Дата27.12.2022
    Размер341.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафило 1-1.6.docx
    ТипЛекции
    #867049
    страница12 из 28
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   28

    Вопрос третий. Труд, общение и язык – социальные детерминанты сознания


    а) Универсальной, всеохватывающей материальной формой бытия сознания является прежде всего сам процесс материального производства, а также его продукты.

    Под воздействием сознания создаются машины, орудия труда, средства производства.

    Сознание превращается в вещественную чувственно-предметную деятельность людей. Любой продукт труда есть результат мысли создателя.

    История материального производства – это история развития сознания в вещественной форме.

    б) Процесс развития сознания как социокультурного явления тесно связан с развитием языка. К.Маркс и Ф.Энгельс писали: «Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для нас самих действительное сознание».

    Однако вместе с разговорным языком сознание может выражаться в материальных явлениях иного рода, которые так же приобретают знаковую функцию.

    - Материальное явление выполняет знаковую функцию в случае выражения некоторого содержания сознания, становится носителем социальной информации. В этом случае данное явление приобретает смысл.

    Знаковую функцию материальный предмет может выполнять только в определенной культуре. Так, предмет, который заключает в себе определенный смысл для людей одной культуры, людьми другой культуры будет восприниматься как обычный.

    Различной является и степень связи материальной природы знака с выражаемым им смысловым содержанием. Например, из древних рисунков возникли знаки письменности, на в развитом письменном и разговорном языке связь между материей символа и символическим содержанием теряется вообще.

    При осуществлении маково-символической функции связанный с ней смысл, выражающей определенное содержание сознания, носит идеальный характер.

    - Идеальность характеризует специфический способ существования воплощенного в материальном предмете смысла и значения, являющихся программой действий для людей. Например, технический чертеж какой-либо детали включает в себя идеальное содержание, которое способен прочитать и раскрыть специалист в этой области и воплотить в реальность.

    Идеальность образов имеет специфическое значение, выражающееся в создании в процессе совместной деятельности людей в культуре и воплощаются в предметах культуры.

    Таким образом, процесс взаимодействия сознания в практической деятельности людей есть необходимое условие ее организации и воспроизводства.

    Вопрос четвертый. Общественно-историческая сущность сознания


    1. Общая характеристика.

    На анализ человеческого сознания так же, как и на анализ форм отражения распространяется философско-методологический подход. Он означает, что той системой, внутри которой возникает и развивается сознание, выступает человеческий способ бытия в мире, взаимодействия с миром.

    Этим способом бытия является практика, преобразовательное отношение к действительности. Осуществляя практически преобразовательную деятельность, человек создает свою «вторую природу», человеческую сферу обитания, орудия и средства производства, что и является содержанием общественной природы сознания.

    - Процесс возникновения сознания связан с формированием культуры на основе практически – преобразовательной общественной деятельности людей, фиксации навыков деятельности. Фиксация навыков предполагает определенное общение людей, их кооперацию.

    Основания общественной природы человеческого сознания заключаются в участии индивидуальных действий в совместной коллективной деятельности по формированию всех форм культуры.

    - При социальном развитии человечества внутренней основой этого развития выступает исторически создавшееся и развивающееся содержание сознания.

    Таким образом, сознание с самого начала является продуктом общественного развития. Оно есть процесс социальный.

    2. Соотношение индивидуального и общественного сознания. Формы общественного сознания.

    а) Являясь сознанием данного конкретного человека, индивидуальное сознание представляет собой подвижную совокупность его мыслей, взглядом, интересов, эмоциональных и психических качеств. Оно есть отражение сложного взаимодействия социальной среды данного общества и среды конкретной для определенной личности.

    б) Индивидуальное сознание включает самосознание – процесс осознания человеком самого себя.

    в) Общественное сознание – это совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек, отражающих объективную действительность – человеческое общество, природу.

    Главным объектом отражения общественного сознания является общественное бытие людей.

    - Общественное сознание заключает в себе различные формы:

                = мораль;

                = искусство;

                = философию;

                = религию;

                = науки.

                NB: Относительно науки, то она, являясь одной из форм общественного сознания, в то же время больше превращается в непосредственную производительную силу общества.

    г) Соотношение общественного и индивидуального сознания есть конкретное проявление диалектики общего и отдельного в духовной жизни общества:

    общественное сознание проявляется только через индивидуальное, поскольку способностью мыслить обладает лишь конкретная личность;

    в свою очередь индивидуальное сознание существует только в связи с сознанием общественным, поскольку каждый человек живет и трудится в обществе, и его собственное сознание не есть нечто замкнутое;

    общественное и индивидуальное сознание едины. У них общий источник – бытие людей, единая основа – практика, одна форма, способ выражения – язык;

    общественное сознание опережает действительность глубже и всесторонне, чем индивидуальное. Оно отвлекается от многих конкретных специфических черт сознания индивидов и вбирает в себя лишь общезначимое;

    индивидуальное сознание кроме черт, присущих отдельно взятому индивиду, содержит и черты, присущие определенной социальной общности. Таким образом, в данной лекции мы рассмотрели философские и научные аспекты сознания, методологические основы его исследования.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   28


    написать администратору сайта