фило 1-1.6. Философская пропедевтика феноменология философского знания
Скачать 341.65 Kb.
|
Вопрос первый: Познавательное отношение человека к миру. Уровни и формы познания.1.1. Общая характеристика а) ступенями познания являются: - эмпирическое и теоретическое познание, а чувственное и рациональное познание – это способности, на базе которых формируются эмпирическое и теоретическое. Необходимо выделить еще один этап познания – «живое созерцание»: - живое созерцание тесно взаимосвязано с научным познанием; - живое созерцание – результат реализации познавательных способностей; - познавательные способности связаны с органами чувств. б) различают следующие формы познания: - ощущения – отражение отдельных свойств, способностей, сторон предмета; - восприятие – отражение предмета в его чувственной, непосредственной целостности, в совокупности его внешних сторон; - представление – воспроизведение в сознании человека ранее воспринятого; - роль логического мышления состоит в раскрытии главных свойств и признаков предметов; - понятие – отражение в предметах существенных, общих сторон, отбрасывая второстепенные признаки; - суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или что-либо отрицается; - умозаключение – получение нового суждения (вывода) из данных суждений (посылок); - гипотеза – предположение о явлениях, событиях, законах. 1.2. Субъект и объект познания, их историческая и социокультурная обусловленность. а) субъект – источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания; - субъектом является индивид, наделенный сознанием, ощущениями, восприятиями, эмоциями; - субъект – это не только индивид, но и коллектив, социальная группа, класс, общество; - в субъект на уровне общества входят различные экспериментальные установки, приборы, компьютеры и т.д.; - общество считается универсальным субъектом в том смысле, что в нем объединены субъекты всех других уровней, что вне общества нет познания и практики; б) объект – это то, что противостоит субъекту, на что направлена предметно-практическая, оценочная и познавательная деятельность субъекта; - объектом могу выступать не только материальные, но и духовные явления; - сознание индивида является объектом для психолога; - каждый человек может делать объектом познания самого себя: свое поведение, чувства, ощущения, мысли; в) «субъект» и «объект» - понятия относительные: если что-то в одном отношении выступает как «объект», то в другом отношении будет «субъектом»; г) «субъект» и «объект» - понятия различные, но взаимосвязанные. 1.3. Активность субъекта познания. а) субъект является активной стороной в познавательном процессе; б) благодаря активной деятельности субъекта тот или иной фрагмент объективной реальности выступает объектом познания, данным субъекту в формах его собственной деятельности; в) познание является активным воспроизведением внешнего мира субъектом; г) предметы внешнего мира становятся объектами, когда на них направлена деятельность субъекта; д) человека интересуют предметы внешнего мира как объекты его деятельности, подлежащие использованию и преобразованию субъектом; е) активность субъекта в процессе познания направлена на создание и управление предметами-посредниками. Например, человек создает приборы, инструменты; ж) знание человека есть не просто результат воздействия внешнего мира на его сознание, а итог активной познавательной и практически-преобразовательной деятельности самого человека. 1.4. Праксеологическая и аксиологическая функции знаний. а) Познавательное и практическое - важнейшими чертами практики как гносеологии являются: = целенаправленность; = предметно-чувственный характер; = преобразование материальных систем; - практика – активное взаимодействие человека с материальными системами; - практика неотрывна от человека, его целенаправленной деятельности; - практика носит предметно-чувственный характер, она выделяется из совокупности человеческой деятельности; - практическое взаимодействие человека с объектом характеризуется преодолением сопротивления материального предмета; - практика преобразует материальные системы (изменение качества систем и подсистем, их ликвидация и разрушение); - конечный результат практики находится в предметно-объективной сфере и является материализованной целью; - целенаправленность и преобразование материальных систем связаны между собой неоднозначно: результат практической деятельности может не соответствовать поставленной цели; - практика – это целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем; - различают следующие формы практики: = общественно-производственная ; = социально-политическая; = научно-экспериментальная; = медицинская; = семейно-бытовая; - практика бывает (по содержанию и назначению): =стандартизированная; = поисковая; - в зависимости от субъекта деятельности практика делится на: = индивидуальную; = микрогрупповую; = социальную; = классовую; = государственную; = общественную; - любая практика складывается из следующих элементов: = субъект практики; = объект практики; = цель; = средства; = предметная деятельность субъекта; = результат этой деятельности; - главные функции практики в отношении познания: = базисная; = детерминирующая; = критериальная; = целеполагающая; - практика и теория находятся в постоянном взаимоотношении; = практика служит основанием развития теории, материальной основой развития всего человеческого познания; - практика не мыслима без «теоретического компонента»; - практика более ограничена, чем хорошая теория, т.к. она «стеснена» материей; - теория способна предвидеть ход практической деятельности, выдвигать обоснованные цели. Вывод: если практика есть критерий истинности теории, то подлинно научная теория есть критерий правильности практики. |