Курсовая - фито. Фитотерапия как фактор профилактики простудных заболеваний у детей дошкольного возраста
Скачать 214.5 Kb.
|
Глава I.Фитотерапия1.1. Фитотерапия многовековой опыт человечестваРастительный мир подарил человеку огромное богатство – лекарственные растения, которые всегда были источником жизни, пищи и здоровья. Многие из них прошли многовековую проверку и составляют бесценный фонд современной фитотерапии. Что же понимать под термином «лекарственные растения»? Известно предание о том, что древнеиндийского врача Чараки учитель послал в лес принести несколько совершенно бесполезных растений. «Учитель, - сказал, вернувшись из леса Чараки, - я три дня ходил по лесу и не нашёл ни одного бесполезного растения». Такого же мнения придерживался американский философ Эмирсон: «.. даже любой сорняк – это растение, достоинства которого ещё не раскрыты». (18) Народная медицина – древняя, как род человеческий. В тяжелой борьбе за существование и выживание с хищными животными и себе подобными человек вынужден был методом проб и ошибок выискивать средства защиты от заболеваний, ран, других повреждающих факторов. На протяжении многих тысячелетий наши предки питались преимущественно растительной пищей, поэтому в процессе развития человек научился отличать съедобные растения от несъедобных, получил представление о действии различных растений на организм. Практика познания растительного мира дорого обходилась человеку, его здоровью, стоила многих жертв, поскольку любые растения, грибы, водоросли проходили апробацию через единственную лабораторию – человеческий организм. Человек познавал различные свойства растений и в своей хозяйственной деятельности. Так, при обработке шкур, дублении кожи он узнал о вяжущих свойствах дубовой коры. Отвары коры издавна применялись в народе при расстройствах желудочно-кишечного тракта. При выделке холста из льна выжималось масло, употреблявшееся как слабительное средство. Распаренное льняное семя прикладывали в качестве примочек. Таким образом, в процессе жизнедеятельности человека сведения о лечебных свойствах растений накапливались и передавались из поколения в поколение. Не могло пройти мимо внимания человека и поведение больных животных. Известно, что больные собаки и кошки едят траву и листья злаков. В книге «Санкт – Петербургская флора» (1801г.) находили такие строки: «Собаки, когда захворают, едят по природной их склонности сию траву и выздоравливают». Речь идёт о пырее, или пшенице ползучей, боде знакомой нам как сорняк. Сибирские олени при ранениях поедают красную гвоздику, которая известна своим кровоостанавливающим действием. Сведения о методах народного лечения и средствах, которыми пользовались из поколения в поколение, а позже они стали достоянием отдельных семей. Ещё шесть тысяч лет назад, шумеры, жившие на территории современного Ирака, использовали лекарственные растения в свежем виде, готовили из них порошки и настои, применяя в качестве растворителя вино, воду, пиво. Во II тысячелетии до н.э. жители Вавилонского царства, а затем сирийцы уже широко пользовались лекарственными растениями. Богатая и разнообразная флора Вавилона – родина многих лекарственных растений: солодки, дурмана, белены, льна и др. У вавилонян и ассирийцев сведения о лекарственных травах и их свойствах заимствовали египтяне, которые ещё за 4 тыс. лет до н.э. составили некоторое подобие фармакопеи. В 1872 году в одной из фиванских гробниц был найден папирус, который был куплен и расшифрован немецким египтологом Г. Эберсом. Папирус получил название «Папирус Эберса». Это – своеобразная медицинская энциклопедия древних египтян, в которой приведены рецепты лечения заболеваний дыхательных путей, уха, горла, печени, ожогов, глазных и кожных болезней. В состав рецептов входили в основном растения и минеральные вещества, такие как сера, сажа, глина, селитра, продукты животного происхождения. Лекарственные растения египтяне разделяли по их лечебному действию: слабительные, рвотные, кровоостанавливающие. Египетским врачевателям были известны алоэ, анис, белена, мята, клещевина, морской лук, многие другие растения, широко применяемые и в настоящее время. Еще более высокого развития достигло траволечение в Древней Греции, где этим занимались не жрецы, как в Египте, а учёные. Знаменитый врач Древней Греции Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) считал, что лекарственное растение своим действием обязано определённому сочетанию всех его составных частей, а потому растение следует употреблять в том виде, в каком его создала природа. Он утверждал, что в соках лекарственных растений удивительно «подобраны» биологически активные начала, чудодейственно влияющие на организм человека. В его сочинениях описано 236 видов растений. Именно Гиппократу принадлежит емкое определение медицины: «Медицина – есть искусство подражать целебному воздействию природы». В Древнем Риме своё учение о лекарственных травах создал теоретик и практик, живший в начале нашей эры Клавдий Гален. Его перу принадлежит около 400 сочинений по различным вопросам естествознания, философии. Половина из них посвящена медицине, причинам болезней, методам и средствам их лечения. Наибольшее значение имеют два его травника, переведённые на латинский, арабский, персидский и древнееврейский языки. Гален был инициатором получения лечебных препаратов (настойки, экстракты, мази, др. лекарственные формы) из растительного сырья. Эти названия сохранились и поныне, а препараты, получаемые путём экстракции лекарственных веществ из растений, широко применяются в современной медицинской практике и получили своё название «галеновы» Выдающийся представитель арабской медицины Абу – Али Ибн – Сина, известный в Европе как Авиценна, таджик по национальности, написал «Канон врачебной науки» - труд, ставший настольной книгой врачей на многие века. Он перечислил около 900 лекарственных средств и способов их употребления. Античная фармакопея у арабов была дополнена лекарственными растениями тех областей, где была распространена арабская культура. Арабская медицина широко использовала сложные рецепты, в состав которых входило много лекарственных трав. Эти рецепты были популярны в Западной Европе. Именно усложнение рецептуры, приготовление лекарств из нескольких десятков трав требовали навыков и привели к появлению профессии аптекарей. С древних времён обособленно существовала народная медицина Востока. Первая китайская книга о травах датирована 2600-м годом до н.э. В книге приводится около 900 видов лекарственных растений с подробным описанием их применения. На протяжении многих веков книга эта переиздавалась и дополнялась, в одном из последних вариантов перечислены уже 1892 лекарственных растения. Первые письменные источники индийской медицины с описанием лекарственных растений Индии и способов их применения относится к первым столетиям до нашей эры. Уникальным трудом остаётся индийская «Наука о жизни». Индийская медицина тесно связана с тибетской, она была значительно переработана и изменена; в её фармакопею были введены некоторые местные растения. Тибетская медицина распространилась по всей Северо-восточной Азии (Китай, Монголия, Бурятия, Калмыкия). Западноевропейские врачи в средние века пользовались обширной античной медицинской литературой, основную часть которой составляли описания лекарственных трав и плодов кустарников, способов их применения. Список, известный врачам и фармацевтам средневековья, насчитывал около 100 растений, достаточно хорошо проверенных и обладавших ценными свойствами. В IX – X веках появляются переводы травников Диоскорида, Галена, Гиппократа на европейские языки. Оригинальные европейские травники XV – XVI веков были не только переводами, а содержали дополнительные сведения и рисунки местных видов растений. В результате в Европейскую медицинскую практику были включены почти все лекарственные растения Европы, Западной Азии и отчасти Индии. Своими путями развивалось траволечение на территории нашей страны. В местах древних стоянок найдены сосуды с остатками трав. Скифы, населявшие Северное Причерноморье 2500 лет назад, не только использовали многие дикорастущие лекарственные растения, но и разводили их. Скифские травы вывозились в Грецию и Рим, где высоко ценились. Гиппократ, побывав в Скифии, писал о прекрасных лекарствах из скифского корня (ревень), понтийской абсинтии (полынь), чёрного корня (аир) и других. Познания скифов перешли через греков к лекарям Киевской, а затем и Московской Руси. Старославянские травники XI – XII веков до нас не дошли, но они существовали, ибо в летописях Киевской Руси упоминается о волхвах, зелейниках, занимавшихся врачебной практикой. Были лекари и среди знатных людей того времени. С введением христианства на Руси начинается преследование чародеев, ведунов, зелейников, якобы связанных с нечистой силой. При этом роль целителей от имени Бога берут на себя монахи. Монастырская медицина в это время – хранительница и накопительница медицинских познаний. Однако в истории русского народа сохранились сведения о лечении у знахарей даже представителей царских фамилий. В XVI – XVII веках на Руси появилось множество ветроградов («ветроград»-сад, цветник, огород), лечебников и травников с многочисленными описаниями растений и приготовленных из них лекарственных препаратов. Известный исследователь В.Ф.Груздев считает, что одни лечебники были русского происхождения, а другие – переводными произведениями. «Надо сказать, - пишет он, - что и переводные травники и лечебники не лишены русского народного творчества, там упоминаются русские народные названия трав, русские заговоры и молитвы, наконец, лекарственные дозы определены здесь не в аптекарском весе, а горстями и ложками». Первая аптека на Руси была открыта в 1581 году в Москве при Иване Грозном. Она помещалась в Кремлёвских палатах и обслуживала царский двор. Управляла ею аптекарская палата, основанная в том же году. Широкий размах использования лекарственных трав относится к царствованию Алексея Михайловича. Аптекарская палата им преобразована в аптекарский приказ, которому надлежало заниматься сбором лекарственных трав. Каждое воеводство должно было заготавливать определённые травы, которые часто приходили взамен податей. Заготовку вели специальные травники. Воеводам был дан строгий приказ «чинить во всём вспомогательство». В 1654 году в Москве была организована первая в России медицинская школа, где готовили аптекарей. Были созданы «аптекарские огороды» - сады, где разводились лекарственные растения. Много создал для развития лекарственного дела на Руси Пётр I. По его указу в 1714 году был создан «Аптекарский огород» в Петербурге, ставший первой опытной станцией по изучению лекарственных растений. При Петре I во всех крупных городах при военных госпиталях были созданы «аптекарские огороды». Заготовки дикорастущих лекарственных растений велись по всей Руси, на Украине и в Белоруссии. Созданная при Петре I Академия наук собрала в своих стенах выдающихся учёных, в том числе крупных естествоиспытателей. Введённая Петром I «ягодная повинность», включавшая сбор лекарственных трав, успешная деятельность «аптекарских огородов» позволили настолько увеличить заготовки лекарственного сырья, что в 1754 году Медицинская канцелярия прекратила ввоз лекарственных растений из-за рубежа. К этому времени в арсенале российских лекарей числилось около 200 видов дикорастущих и культивированных в садах растений. С основанием Петербургской академии наук изучение лекарственных растений получило новое дыхание. Один из первых русских академиков солдатский сын Иван Иванович Лепёхин особо интересовался народными лекарственными средствами. Он писал: «Лучшие лекарственные средства не умствованием врачей, но употреблением простолюдинов скрыты были…» Изучая народную медицину, И. И. Лепёхин собрал богатый научный материал по флоре и фауне, им описано 260 растений, многие из которых имеют лечебное и хозяйственное значение. Ему принадлежит мысль о том, что для лечебных целей надо пользоваться, в первую очередь, не чужими, зарубежными растениями, а местными. В конце XVIII и начале XIX веков возрос интерес к отечественным лекарственным растениям. Н. М. Амбодик – Максимович опубликовал свой многотомный труд «Врачебное веществословие» с описанием и красочными зарисовками многих лекарственных растений. Русский агроном и публицист А.Т. Болотов в издаваемом им журнале «Экономический магазин» поместил около 500 статей о применении лекарственных растений. Траволечение, господствовавшее в медицине многие века, в конце XIX и начале XX века в связи с развитием наук, и, прежде всего химии, стало отходить на второй план. И всё же развитие научного лекарствоведения не прекращалось: основатели русских терапевтических школ Г.А. Захарьин, Ф.И. Иноземцев, С.П. Боткин, продолжали применять лекарственные растения для лечения больных. Первая мировая война полностью лишила русские аптеки получения импортных лекарственных препаратов. Правительство создало целый ряд комиссий для поисков зарослей лекарственных растений, организации заготовок и расширения плантаций, что дало определённые результаты. Прервали эту работу Октябрьская революция и гражданская война, и только в 1921 году вышел специальный декрет «О сборе и культуре лекарственных растений», положивший начало новому периоду в производстве, заготовке и применении лекарственных растений. Лекарственное сырьё заготавливается у нас как в дикорастущих зарослях, так и в специальных хозяйствах. Современная отечественная медицина использует около 250 видов лекарственных растений. Кроме того, известно ещё много других целебных трав, не пользующихся вниманием научной медицины в связи с их недостаточной изученностью. Несмотря на огромные достижения медицинской науки, в связи с дальнейшим развитием фармацевтической химии, создавшей бесчисленное множество эффективных препаратов, интерес к «травам здоровья» не только не снижается, но ещё больше возрастает. Люди всё чаще обращаются к помощи лекарственных растений, к народным снадобьям – к экологически чистому натуральному сырью. Сложный комплекс веществ, дозированных в растении природой, благотворно действует на организм в целом, повышая его сопротивляемость, активизируя обмен веществ. (4) |