курсовая. Калиева(доработала). Фольклор на уроках литературы в 59 классах средней школы 2 Введение 4 Глава Фольклор на уроках литературы в 59 классах средней школы 6
Скачать 86.73 Kb.
|
2.2. Анализ программ ознакомления с жанрами фольклора на уроках литературы в 5-9 классах и рекомендацииПроведём анализ рабочих и тематических программ ознакомления с жанрами фольклора на уроках литературы в 5-9 классах в динамике и сделаем выводы. В 5 классе на изучение фольклора отводится 3 часа и включает: русские пословицы и поговорки, малые жанры фольклора, сказки «Царевна-лягушка», «Жена-доказчица». Урок 6 посвящён изучению русских народных сказок «Царевна-лягушка», «Жена-доказчица», «Лиса и журавль». Урок 7 посвящён творческой работе с использованием пословиц, поговорок или загадок и сказок. Задачи: учить различению пословиц и поговорок, загадок, пословиц и поговорок в устных и письменных высказываниях. Создание письменной работы с включением пословиц, поговорок, загадок. Различение сказок волшебных, бытовых и сказок о животных. Выявление приёмов: постоянные эпитеты, троекратные повторы. Обучение пересказу. Русские пословицы используются из собрания В.И. Даля как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта и афористичности и поучительного характера пословиц. Сказки «Царевна-лягушка», «Жена-доказчица», «Лиса и журавль" как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Волшебные, бытовые, сказки о животных учат противопоставлению мечты и действительности, добра и зла в сказках. Они выделяют такие аспекты как: положительный герой и его противники, персонажи-животные, чудесные предметы в сказках. Простота сказочного сюжета выстраивает на изучении повторов, зачина и концовки в народной сказке. Постоянный эпитет и повтор в фольклоре направлены на отражение связи с другими искусствами, выделения сказочных образов в изобразительном искусстве. Использование пословиц и поговорок в устной и письменной речи направлен на выработку умения пересказа самостоятельно прочитанной сказки. В 6 классе изучение фольклора посвящено текстам «Песнь о нибелунгах» (фрагменты) для обучения письменному рассказу о герое средневекового эпоса по плану и построению ответов на вопросы письменной работы по героическому эпосу. На изучение русского фольклора отводится 3 часа на основе освоения песни «Ах, кабы на цветыда не морозы...», «Ах вы, ветры, ветры буйные...», «Чёрный ворон», «Не шуми, мати, зелёная дубравушка...», а так же былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Садко». Уроки 10-11 посвящены изучению народной песни и её видам, урок 12 – былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» посредством организации беседы об особенностях народных песен и сравнении черт обрядовой и необрядовой поэзии, наблюдения над особенностями языка народной песни. Анализ песни по вопросам выстраивается на создании иллюстраций к народной песне. Воспроизведение известного материала о былине строится посредством выразительного чтения былины и комментариев. Объяснение исторических реалий и непонятных слов происходит на основе составления вопросов по тексту былины, пересказе и инсценировке фрагмента былины, описании героя былины. Виды деятельности: чтение литературных произведений, выразительное чтение наизусть лирических стихотворений и фрагментов эпических произведений; выявление признаков баллады, повести. Термины: фольклорные жанры - сказка, песня, былина. Программу дополняет изучение героического эпоса народов мира: «Калевала» (фрагменты), «Песнь о Роланде» (фрагменты), «Песнь о нибелунгах» (фрагменты). Изображение народной жизни и традиций обобщает содержание образов героев народного эпоса и национальные черты. Волшебные предметы изучаются как атрибуты героя эпоса. Роль гиперболы выделяет основы создания образа героя. Героический эпос народов мира в изобразительном искусстве и музыке позволяет составить рассказ об одном из героев народного эпоса. Русский фольклор включает песни «Ах, кабы на цветы да не морозы...», «Ах вы, ветры, ветры буйные...», «Чёрный ворон», «Не шуми, мати, зелёная дубравушка...». Отражение в народных песнях быта, традиций, обрядов, национального характера наблюдается в колыбельных, хороводных, свадебных, солдатских, разбойничьих песнях через повествовательное и лирическое начала в народной песне. Составление сборника колыбельных песен происходит коллективно. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» позволяют усвоить образы богатыря, национального характера, нравственных достоинств героя для прославления силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству через выразительное чтение фрагментов былины и русский героический эпос в изобразительном искусстве и музыке «Богатырская симфония» А. П. Бородина. Внеклассное чтение посвящается былине «Садко» и былине А.К. Толстого «Илья Муромец». В 7 классе отводится всего 1 час на изучение «Поучения» Владимира Мономаха со второго урока посредством выразительного чтения фрагмента памятника и рассказа о личности и времени Владимира Мономаха. Заочная экскурсия выстраивается с использованием интернет-технологий, иллюстраций для организации повторения сведений по теории литературы и жанров Древней Руси. В 7 классе упор делается на освоение терминов: эпические жанры (роман, повесть, новелла). Внеклассное чтение посвящается «Завещанию Ярослава Мудрого сыновьям» из «Повести временных лет», «О правлении и смерти Мономаха» из «Ипатьевской летописи», Н.И. Костомаров. «Владимир Всеволодович» (жизнеописание) Практикум посвящается анализу эпизода эпического произведения как элементе сюжета, выделения эпизодов, выбора заглавия. В 8 классе отводится 1 час на чтение «Житие Сергия Радонежского» со второго урока через его выразительное чтение фрагментов и рассказ о личности и времени Сергия Радонежского. Конкретного указания на фольклор не дается: но дается представление о фрагментах эпических произведений и различение эпических, лиро-эпических произведений (поэма, баллада, басня, сатира) Однако продолжается усвоение терминов фольклор и литература. Изучение «Житие Сергия Радонежского» построено на основе композиционных, сюжетных, стилистических особенностей житийной литературы в историческом очерке Б. К. Зайцева. В 9 классе посредством выразительного чтения фрагментов эпических произведений происходит освоение лиро-эпических жанров - поэма, баллада, басня, сатира. Конкретного указания на изучение фольклора и его жанров не выявлено. Жизнь «Слова о полку Игореве» изучается на основе картин таких авторов как В.М. Васнецов, М. В. Добужинский, В. Г. Перов, В. А. Фаворский, И. И. Голиков и др.) и музыкальном искусстве (опера А. П. Бородина «Князь Игорь»). Внеклассное чтение посвящено изучению «Слово о погибели Русской земли» и «Задонщина» (фрагменты). Практикум посвящён обобщению представлений о лирических отступлениях, их содержании, видах и функциях в эпическом произведении. Анализ лирических отступлений позволяет подготовиться к сочинению о роли лирических отступлений в одной из глав романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин. Второй практикум позволяет сделать обобщение знаний о вставных текстах и их связи с сюжетом произведения для выделения вставных текстов сказок, песен, легенд, повестей, писем, стихотворений. Примерный план анализа вставного текста в эпическом произведении позволяет подготовиться к написанию сочинения по анализу одного из вставных текстов в ранее изученных произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя. Таким образом, анализ показал, что в 5-9 классах дается представление о мире, природе, религии в фольклоре народа в виде обряда поколений. Фольклорных жанров много, о них обучаемые узнают на протяжении всего изучения цикла литературы - колядки, песни, причитания, считалки, заклички, заговоры, былины, баллады, частушки, сказки, предания, легенды, былички. Анализ урока в 5 классе по изучению былин позволил провести сопоставление былин Новгородского цикла - былины о Садко и былины о Василии Буслаеве и выяснить, что стало бы с литературой, если бы не было фольклора или исчезли бы сказки, былины или басни, в которых главная роль принадлежит слову и его героям. Приёмы ознакомления включают чтение былины учителем с остановкой внимания учащихся посредством вопросов: как вы думаете, какие главные качества у этой героев этой былины. Учитель дочитывает былину. Анализ былины выстраивается на основе вопросов: каков характер былины и что поможет передать этот характер - ясная артикуляция, лёгкое, быстрое произнесение слов. Дифференцированное обучение по группам предполагает: Учитель читает вслух, а все дети - про себя с активной артикуляцией повторяют за учителем; Вслух читают хорошо интонирующие ученики, а остальные - читают про себя; Весь класс читает вместе былину с выделением сложных слов и разъяснением их смысла по словарю. Чтение былины по ролям, пробуя прочитать выразительно с акцентами на сложные места для чтения. Выбрать акцент в тексте на устремлённость к вершине всей фразы; какое самое важное слово во всей фразе? Дальше разбор проводится аналогично. Повторное слушание былины за учителем. Знакомство с фольклором, в котором главная роль принадлежит слову, так как оно является главным лицом в сказках и баснях, рассказах. Часто былинное слово звучит в бурлацких, разбойничьих, рекрутских песнях. Слушание былины при свечах. Урок заканчивается по-разному, в зависимости от того, каково будет восприятие былины. Педагог делает вывод, что эпизод былины показывает благородство, доброту, милосердие, проявленное к человеку. Былина стремится к тому, чтобы слово в ней принесло людям "подпору и утешение". Домашнее задание является творческим: написать, что больше всего запомнилось из урока и нарисовать. При изучении в 6 классе былины «Как Илья из Мурома богатырём стал» заостряется внимание на том, в чём мораль; знакомство с необычным текстом и его построением. Приёмы оригинальных заданий, развивающих интерес школьников эпическим произведениям русского фольклора: дидактическая игра «Копилка поступков героев» и «Мотивы главных героев». 1. «Копилка поступков героев» служит для того, чтобы прослушав текст сказки, ученики могли выразить словами чувства, эмоции, настроения для расширения нравственных представлений и позволяет через игровую ситуацию и наглядность стимулировать детей. 2. Игра «Мотивы главных героев» обеспечивает воспитание проявления нравственных качеств и несёт гармонию и энергию, необходимую для поддержания нравственного потенциала. В былине «Как Илья из Мурома богатырём стал» и далее происходит выразительное чтение фрагментов. Приём разъяснения присказки – «Эх вы, ноги мои нехожалые, эх вы, руки мои недержалые! Был бы я здоров, не давал бы родную Русь в обиду врагам да разбойникам!» – уточняет представления детей об особенностях сказки как эпическом жанре, назначении присказки, учит понимать ее обобщённое значение. В упражнении «Отпустите меня, батюшка с матушкой, в .стольный Киев-град к князю Владимиру. Буду служить Руси верой-правдой, беречь землю русскую от недругов-ворогов» (основная стойка, руки на поясе: поворот головы, махи руками вперёд) используют для создания эмоционального настроения и выразительности понимания и чтения. Выполнение задания на чтение с изображением понимания прочитанного отрывка – «Пей, Илья! Выпил Илья воду колодезную. - Сколько теперь в тебе силушки? - Во мне силушки половинушка. - Ну и будет с тебя, молодец. Будешь ты, Илья, велик богатырь, бейся-ратайся с врагами земли родной, с разбойниками да с чудищами. Защищай вдов, сирот, малых деточек. Никогда только, Илья, со Святогором не спорь, через силу носит его земля. Ты не ссорься с Микулой Селяниновичем, его любит мать сыра земля. Не ходи ещё на Вольгу Всеславьевича, он не силой возьмёт, так хитростью-мудростью. А теперь прощай, Илья», – заставляет проявить действие, направленное на выражение мимики и определённых жестов, позволяющих выявить понимание отрывка детьми. Обучаемые принимают инструкцию учителя и приступают к выполнению заданий, задумываются над пониманием и применением фольклорных форм. Задание на использование незначительного количества повторов, движений и слов: - Добрый конь, - говорит Илья. - Будет он мне верным товарищем. Стал Илья себе меч по руке искать. Как сожмёт в кулаке рукоятку меча, сокрушится рукоять, рассыплется. Нет Илье меча по руке. Бросил Илья мечи бабам лучину щепать. Сам пошёл в кузницу, три стрелы себе выковал, каждая стрела весом в целый пуд. Изготовил себе тугой лук, взял копье долгомерное да еще палицу булатную. Задание на повтор указаний с помощью учителя: «Снарядился Илья и пошёл к отцу с матерью: - Отпустите меня, батюшка с матушкой, а .стольный Киев-град к князю Владимиру. Буду служить Руси верой-правдой, беречь землю русскую от недругов-ворогов», – в лёгких движениях с использованием сочетаний движений, показом и выполнением движений, повтором фольклорных слов, изображение движений. Работа над содержанием фольклорного произведения включает: Озаглавить самостоятельно каждую часть по отдельности. Выразить словосочетанием понимание прочитанного отрывка (части). Проявить инициативу в усвоении фольклорных форм: «А спасибо тебе, матушка Ока-река, что поила, что кормила Илью Муромца. На прощанье взял с собой земли родной малую горсточку, сел на коня, взмахнул плёточкой... Видели люди, как вскочил на коня Илья, да не видели, куда поскакал. Только пыль по полю столбом поднялась». Участие в повторении и выполнении фольклорных движений в творческой фольклорной работе – мать плачет, отец вздыхает, русские люди жалуются: нападают на Русь враги, поля вытаптывают, людей губят, детей сиротят. Проговаривание слов сказок – «глазом зорок, ноги его не носят, словно брёвна лежат, не шевелятся, на печи лежачи»… Подбор несложных сравнений и объяснений, в которых словами отражено и подразумевается определённое движение и действие – «по путям-дорогам разбойники рыщут, не дают они людям ни проходу, ни проезду. Налетает на Русь Змей Горыныч, в своё логово девушек утаскивает» и т.д. Использование подсказок учителя. Дополнительными приёмами работы над фольклорным произведением выступают: Задание 1. Нравственен ли главный герой фольклорного произведения? Объясни. Задание 2. Назови нравственные качества героев фольклорного произведения. Нарисуй. Задание 3. Как бы ты поступил на месте героя? Дай решение. Задание 4. Как ты понимаешь нравственность, слушая былину (сказку)? Покажи жестами. Задание 5. Как на тебя воздействует былина (сказка)? Покажи и объясни. Следовательно, анализ рабочих и тематических программ по литературе в 5-9 классах и рекомендации позволил выявить, какие используются способы и приёмы ознакомления с фольклором. Они позволяют справиться с затруднениями в усвоении содержания фольклорного текста, справиться с пониманием слов и фраз, понять смысл былины или сказки, поступки героев. Приёмами ознакомления с фольклором на уроках литературы в 5-9 классах могут стать: Беседы на темы «Что такое эпический жанр, фольклор, Почему нужно учиться изучать эпические жанры фольклора, Эпический - это…, Литература и фольклор. Дидактические игры, разминка на чтение эпических сказок, отгадай конец сказки, скажи, кто мог быть автором, расскажи о характере героя, что это способствуют формированию навыков чтения фольклора и понимания, интерпретации. Рекомендациями могут выступить: 1. Работать над восприятием образного содержания средствами выразительности для осознания проявлений черт героев. 2. Выражать точку зрения на зачин фольклорного текста. 3. Предлагать такие задания как: сочини конец сказки (былины), нарисуй сказку (былину), героев, придумай другой конец сказки. 4. Дать характеристику героев фольклорных произведений. 5. Задания над сложными словами: выписывание из текста, поиск значений и синонимов. 6. Анализ средств выразительности былины или сказки. 7. Восприятие образного содержания. 8. Представление черт героев. 9. Выражение точки зрения с обоснованием содержания прочитанного. 10. Выявить качества героев фольклорных произведений. 11. Оценить поступки героев. 12. Выразить мимикой и жестами поступки героев. 13. Объяснить смысл сказки (былины). 14. Раскрыть понимание религиозных традиций. 15. Раскрыть смысл понятия «эпический фольклор» через отношение к проблемам - материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг. РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ ЛИТЕРАТУРЫ 5-9 КЛАССОВ Качественно подходить к подбору эпических произведений фольклора. Проводить беседы о русском фольклоре и его влиянии на людей. При чтении эпических произведений акцентировать внимание на качествах героев произведений. Написать сочинение после прочтения русского фольклора. Проводить работу с классными руководителями и родителями о влиянии фольклора на воспитание. |