Гендерные различия психологической готовности к браку, исправлен. Гендерные различия психологической готовности к браку
Скачать 0.67 Mb.
|
1.3. Подходы к пониманию психологической готовности к браку. Ролевые ожидания и притязания в браке. Сегодня в обществе есть серьезные экономические реформы, растущие темпы социального, эмоционального и морального раскрепощения молодежи, споловое созревание наступает достаточно раон.. В связи с этим, семья представляет собой уникальную микросреду для юношей и девушек в том смысле, что позволяет им постоянно удовлетворять ряд жизненных потребностей в любви, отдыхе, интеллектуальном общении с избранником, психологическом комфорте и др. Совмещение учебной и семейной деятельности зависит в значительной мере и от типа организации семейной жизни, что, в свою очередь, связано с уровнем подготовленности к браку. [8] Студенческая семья создается в результате активного поиска молодых людей близкого и дорогого человека, необходимого для счастливой, полноценной жизни. Природа будущего брака во многом определяется рядом причин, которые привели к заключению брачного союза. В работах советских социологов Голод С.И. Файнбург З.И. Харчева А.Г. и др. показали, что преобладающим мотивом для брака молодых студентов мотивом заключения брака у молодежи являются любовь и близкие к ней духовные, этические и эстетические ценности и ожидания. Наблюдаются довольно большой выбор мотивов, лежащих в основе решения вступить в брак - это любовь, общие интересы, совпадение вкусов, образа жизни, материальными соображениями и т.д. При этом каждый специалист пользуется своим «набором» наиболее значимых с его точки зрения мотивов[70]. Любовь как эмоциональная основа брака преобладает над другими мотивами. На основе сильной, положительно окрашенной эмоциональной связи супругов осуществляется преодоление всех трудностей сложного периода адаптации. Характер и интенсивность эмоций определяют уровень "социального оптимизма" супругов, а именно устойчивость к неблагоприятным внешним условиям жизни для семьи, особенно материально-бытовых. Любовь должна быть подлинной и действенной, т.е. предполагать «не получение эгоистического удовлетворения, а испытание радости через радость другого человека, наслаждение через отраженное наслаждение другого». Подлинность чувства предусматривает уважение прав и достоинств супруга, его интересов, духовную близость супругов[14]. Эмоциональная сторона брака для молодых пар имеет первостепенное значение. Семейное удовлетворение каждого из них связано с характером и силой чувств. Установлена связь между сохранением чувства любви в браке и характеров использования свободного времени: справедливое распределение домашних обязанностей между супругами позволяет увеличить время досуга семейной женщины[4, 88 с.]. Большое значение для сохранения и укрепления чувств молодых супругов имеет положительно окрашенное общение. Общение -- необходимое условие для полнокровной, внутренне богатой и эмоционально насыщенной жизни. [17, с. 96]. Стабильная благополучная семья может функционировать только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни. Молодые браки характеризуются в виде первоначального вступления в мире друг с другом, распределения трудовых и семейных обязанностей, решении жилищного, финансового вопросов и связанных с ведением общего хозяйства и быта проблем, процессом приобретения жизненного опыта. Этот период семейной жизни является самым трудным и опасным с точки зрения стабильности семьи. Выделяют различные направления готовности к браку: физическую готовность, социальную, психологическую, сексуальную, этическую, экономическую[26, с. 77]. Данная работа предполагает рассмотрение психологической готовности при вступлении в брак, т.к. именно она является ключевой предпосылкой гармонии отношений супругов в браке и жизни семьи в целом [27 ]. Рассмотрим главные акценты основных подходов, на которые мы будем опираться при рассмотрении проблемы психологической готовности молодых людей к браку. В научных исследованиях семьи наиболее популярным является системный подход, представляющий семью как целостный организм [2]. Функционирование семейной системы в целом описывается в рамках этого подхода с помощью следующих основных оценочных параметров: коммуникации, поведенческих профилей, граничных черт, цикла семейной жизни и основных признаков его стадий, разрешения конфликтов и напряжённости в супружеской паре. (А.С.Спиваковская). Модельным и технически оснащённым называютспециалисты структурный подход. С позиций структурного подхода семья представляет собой систему, где решаются проблемы взаимоотношений членов семьи друг с другом. Психология внутрисемейных взаимоотношений непосредственно сопряжена с психологическими проблемами развития каждого из составляющих семью индивидов, являясь не только персонализированным детством, но и персонализированной зрелостью, старостью, семья предстаёт здесь структурой, состоящей из отношений доминирования - подчинения, ответственности и эмоциональной близости [25]. В центре интересов представителей гуманистически-ориентированной семейной психотерапии(К.Витакер, К.Роджерс, В.Сатир) стоит конгруэнтное, взаимопонимающее и эмпатическое межличностное взаимодействие, как позитивная основа внутрисемейных взаимоотношений, в отличие от манипулятивности, директивное, неподлинности самопредъявлений в таких взаимоотношениях Традиционным для психологии и в том числе для психологии семьи является биопсихологический подход. Его представители подчёркивают, что психология межличностных отношений в семье не может абстрагироваться от того обстоятельства, что человек - живое существо. Он включён в процесс непрерывного взаимодействия с внешней средой и в биологическую череду поколений своих родственников - предков и потомков. [10]. Перечисленные подходы, акцентируя внимание на изучении отдельных вопросов, на наш взгляд, рассматривают семью несколько однобоко. Поэтому в контексте нашего исследования мы обращаемся к изучению брачных отношений с позиции, объединяющей несколько подходов: системный, структурный, гуманистический, которые позволяют рассматривать психологическую готовность к брачным отношениям в интересующих нас аспектах. Выявление содержательной и структурной стороны понятия «психологическая готовность к брачным отношениям» предполагает, прежде всего, обращение к анализу таких базовых понятий как «психологическая готовность» и «брачные отношения». Понятие «готовность» впервые появилось в экспериментальной психологии (50-60гг. XX в.) в работах Б.Г.Ананьева, В.А.Крутецкого, Д.Н.Узнадзе, а затем было перенесено в сферу психолого - педагогических исследований. В литературе рассмотрены такие частные виды данного образования как готовность личности к трудовой деятельности, готовность к выполнению боевой задачи, готовность к школьному обучению, готовность к изучению нового материала, готовность к исследованию педагогической среды и др. [5]. Категория «готовность» употребляется в литературе для обозначения её как условия и регулятора деятельности, психологического состояния, установки наличия у субъекта определённых потребностей, как синтеза свойств личности и т.п. Понятие готовности к высокопродуктивной деятельности в определённой области труда, общественной жизни в работах Б.Г.Ананьева, С.Л.Рубинштейна и других учёных определяется как «проявление способностей» [19]. В.А.Крутецкий предлагает называть готовностью к деятельности весь «ансамбль», синтез свойств личности, как значительно более широкое понятие, чем способности. В исследованиях А.Д.Ганюшкина, М.И.Дьяченко, В.С.Мерлина, В.Н.Мясищева, К.К.Платонова готовность к эффективной деятельности рассматривается как условие успешного выполнения деятельности, как избирательная активность, настраивающая организм личности на будущую деятельность [20]. Следует отметить, что являясь предметом изучения психолого- педагогических исследований, готовность не имеет общепринятого толкования. В науке обозначены два подхода к трактовке феномена «готовность». С точки зрения функционального подхода готовность - это определённое функциональное состояние, психологическая и социальная установка отношения, характеризующая поведение личности (М.И.Дьяченко, В.А.Сластёнин, Л.А.Кандыбович). При личностном подходе выявляются процессуальные качества, непосредственно значимые для деятельности и выражающие направленность на соответствующую деятельность (В.С.Ильин, Е.С.Кузьмин, Я.Л.Коломинский, В.В.Сериков, В.А.Ядов). В психологическом словаре понятие «психологическая готовность» определяется как: «состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определённых действий. Понятие психологической готовности имеет несколько смысловых оттенков: 1) вооружённость человека необходимыми для успешного выполнения действий знаниями, умениями, навыками; 2) готовность к экстренной реализации имеющейся программы действий в ответ на появление определённого сигнала; 3) согласие на решимость совершить какое-то действие»[21]. Психологическую готовность А.И.Щербаков определяет как сложную динамическую систему, включающую различные стороны психики человека в их соотношении с внешними условиями и предстоящими задачами. Иной подход в определении данного понятия у представителя экспериментальной психологии Д.Н.Узнадзе. Он определяет готовность как существенный признак установки. Установка, в свою очередь, определяется им как готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определённом направлении. Готовность определяется автором как целостное психическое явление, в котором интегрированы знания и умения личности относительно исполнения конкретного вида деятельности[22, с. 88]. В противовес сказанному, по мнению Б.Парыгина, психологическая готовность является более широким понятием, чем установка. Автор считает, что вся структура психологической готовности к эффективной деятельности может быть представлена рядом блоков, в каждом из которых есть стартовая установка к тому или иному виду деятельности и одновременно способность к достижению необходимого результата: установка и способность к полному включению в деятельность, установка и способность к нестереотипной деятельности, установка и способность принятия обоснованного решения [23, с. 56]. Готовность как состояние личности возникает перед началом деятельности и характеризуется наличием у субъекта образа структуры определённого действия и постоянной направленности осознания на его выполнение. При этом значимой составляющей психологической готовности является способность к эффективной деятельности, то есть каждая из психологических установок должна быть подкреплена соответствующей ей способностью к практической реализации. Следовательно, целесообразным является включение в работу по формированию психологической готовности студентов к брачным отношениям тренинговых занятий, в ходе которых студенты приобретают практические умения, навыки и качества, необходимые в отношениях с брачным партнёром. Следует заметить, что помимо рассмотрения готовности как психического состояния учёные рассматривают её как устойчивую характеристику личности. В данном случае речь идёт о так называемой устойчивой готовности или о подготовленности личности, существующей длительное время и которую не нужно формировать каждый раз с целью выполнения поставленной задачи. В трактовке М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович психологическая готовность - это качество, объединяющее знания, умения, навыки, настрой на конкретные действия. В структуре длительной готовности эти авторы выделяют: осознание своих потребностей, целей, задач; осмысливание и оценку условий, в которых будет протекать действие, определение на основе опыта наиболее вероятных способов решения задачи; прогнозирование проявления своих интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов; оценку соотношения своих возможностей, в том числе уровня притязаний; мобилизацию сил в соответствии с условиями и задачами [24, с. 59]. Подчёркивая значимость личностных качеств, многие авторы (Р.А.Гаспарян, Е.Г.Козлов, Л.С.Нерсесян, А.Ц.Пуни и др.) выделяет в структуре психологической готовности следующие компоненты: мотивационные (потребность успешно выполнить поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны); познавательные (понимание обязанностей, задач, оценки её значимости, знание средств достижения цели, представление вероятных изменений обстановки); эмоциональные (чувство ответственности, уверенности в успехе, воодушевления); волевые (управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от посторонних воздействий, преодоление сомнений, боязни) [20,с. 44]. Подчёркивая деятельностный характер готовности, психологи К.К.Платонов, В.А.Крутецкий, А.А.Смирнов, М.И.Дьяченко рассматривают её как качество, которое формируется на основе внешних и внутренних условий. Под внешними условиями подразумевается та конкретная обстановка, в которой осуществляется деятельность, а под внутренними - устойчивые психические особенности, свойственные данному человеку. Таким образом, учитывая различные подходы к понятию «психологическая готовность», в результате анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод о том, что это характеристики личности, определяющие эффективность деятельности, в которой они проявляются. Психологическая готовность характеризуется как один из показателей развития личности и определяется наличием определённых свойств и качеств личности, которые формируются на основе внешних и внутренних условий, Для выделения компонентов психологической готовности к брачным отношениям необходимо рассмотреть само понятие «брачные отношения» и их составляющие. В многочисленных исследованиях учёных проблема отношений супругов в браке рассматривается в различных аспектах: общения и взаимодействия в семье (А.А.Кроник, Е.А.Кроник, Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкий, Ю.Н.Олейник, В.А.Сысенко, Н.Н.Обозов, А.Н.Обозова, У.Ф.Харли, У.О.Пейдж): восприятия и понимания супругами друг друга, особенностей их взглядов и представлений (Ю.Е.Алёшина, И.Ю.Дундулите, В.Е.Резникова, К.Роджерс, Э.Г.Эйдемиллер); согласованности смысложизненных ценностей (А.Н.Волкова. А.Ц.Гармаев, Л.В.Варфалви, М.Рокич); супружеских конфликтов (В.А.Сысенко, Л.Я.Гозман, А.П.Егидес, Ч.Фолкэн, В.Сатир, У.Ф.Харли и др.); стабильности супружеских отношений и супружеской совместимости (А.Н.Волкова, Н.Н.Обозов, Н.А.Опря, Е.Ф.Рыбалко, Б. Райе). Изучая аспекты современного брака, необходимо учесть мнение большого круга исследователей (С.И.Голод, А.Н.Волкова, Л.В.Карцева, Т.М.Трапезникова и др.), которые считают, что современное общество охватила тенденция изменения брачных отношений, выражающаяся в смене механизмов регуляции этих отношений, функций и мотиваций брака при сохранении его формы (моногамии). Смещение брачных регуляторов из сферы юридических и религиозных ограничений в область социально-психологических норм является первым значительным преобразованием современного брака. Брачная мотивация освобождается от экономических, политических, религиозных, престижных соображений, и возрастает роль индивидуалистических чувств при брачном выборе[25, с. 104]. Второе изменение - смена взглядов на функции брака. Когда речь идёт о функциях брака, имеется в виду социальное назначение этого института. С точки зрения общества, цель брака - обеспечение контроля над воспроизводством населения и сексуальным поведением. С точки зрения индивида, брак является межличностным отношением, удовлетворяющим потребности в чувственном наслаждении, эмоциональной привязанности и индивидуальной любви [26]. Подчёркивая важность в браке отношений супругов, исследователи (А.Г.Харчев, > Т.В.Андреева, АЛ.Варга, Н.В.Малярова, Н.Н.Обозов) называют «ядром» современных брачно-семейных отношений супружеские. Эти отношения обычно«задают тон» всем остальным внутрисемейным отношениям. Супружеская диада, супружеская подсистема - основополагающий элемент, лежащий в основе развития и функционирования всей системы семьи, выполнение семьёй её основных функций [12, с. 281]. В современном брачном союзе возрастает значение личного, интимного общения, основанного на любви, уважении, внимании, заботе, ощущении ценности своей личности. Брак в современном виде оценивается с позиций достижения экзистенциального смысла и выступает как психологическое отношение между супругами . Заметим, что в психологической литературе нет чёткого разграничения понятий «брачные отношения», «супружеские отношения» и «семейные отношения». В современной литературе нет однозначного толкования понятия супружества (Щепаньский Я., Обозов Н.Н., Обозова А.Н.). Своё определение супружеству даёт С.И. Голод: «Супружество-это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями[27,с. 88]. Супружеству присущи две характерные черты: 1) не институциональный характер связи; 2) равноправие и симметричность нравственных обязанностей и привилегий обоих супругов» . Партнёрство и равенство в современных супружеских отношениях отмечает А.Волкова. Партнёрство характеризуется высокой степенью интимности, избирательности, личностной значимости. Для партнеров их отношения имеют глубокий жизненный смысл, они уникальны, незаменимы иными отношениями, так как связаны с удовлетворением глубинных потребностей, индивидуальными жизненными планами, сильной психической зависимостью друг от друга[28]. Поскольку отношения супругов представляют собой сложный феномен, исследователи выделяют различные уровни супружеских отношений в браке. С.В.Петрушин считает, что семью можно рассматривать, как некую форму структурной организации, которая может быть описана как отношения между супругами, которые носят динамический характер. В этих отношениях как некоторой целостности, по его мнению, можно выделить три относительно самостоятельных уровня: социальный, эмоциональный, и сексуальный. Классификация уровней супружеских отношений Н.Н.Обозова и А.Н.Обозовой, на наш взгляд, более глубоко и разнонаправленно характеризует их. Они выделяют в супружестве «четыре достаточно независимых» уровня отношений: психофизиологический, социально-психологический, социокультурный, психологический. Для психофизиологического контакта имеют значение не только сексуальные характеристики партнёров (тип половой конституции, половая потенция и т.д.), но и особенности телосложения, реактивность организма, психодинамические характеристики поведения, оформление внешности. Психофизиологический уровень отношений основывается на взаимодействии особенностей темперамента, потребностей индивидов [29, с. 58]. Сотрудничество брачных партнёров при реализации семейных функций является содержанием социально-психологического уровня супружеских отношений. Семейные функции, преломляясь в сознании личности, выступают как установки относительно семейных ценностей: для чего существует семья, что она должна приносить. Реализация семейных функций требует согласия в представлениях, кто и за какие стороны семейной жизни должен отвечать, брать на себя инициативу и ответственность. Ролевые установки личности проявляются в том, какие из видов семейной деятельности она берёт под свою ответственность и какие адресует партнёру. Психологический уровень супружеских отношений имеет много общего с интимно-исповедальной формой дружбы и любовными отношениями. Главной функцией этих видов межличностных отношений является избирательный контакт. Все уровни супружеских отношений являются важными и присутствуют на каждом из этапов семейной жизни. Каждое межличностное отношение характеризуется определённой дистанцией между партнёрами, предполагает ту или иную меру участия ролевых клише, предъявляет требования к частоте и длительности встреч. Общая закономерность такова: по мере углубления отношений (например, дружба, супружество в сравнении со знакомством) сокращается дистанция, увеличивается частота контактов, устраняются ролевые клише. Необходимо заметить, что в целом «отношения между людьми в системе психологического знания понимаются как, во-первых, некая система взаимодействия, контактов, связей, во-вторых, оценка субъектом самих этих взаимодействий и контактов, а также участвующих в них партнёров. Оценочный компонент предполагает определение человеком того, что ему нравиться или не нравиться во взаимодействии с другими людьми, а частота контактов, их содержание определяется тем, как члены семьи относятся друг к другу, т.е. эмоциональный компонент межличностных отношений субъективно и объективно определяет состояние и развитие взаимодействия. Психологические отношения полностью персонифицированы, т.к. носят сугубо личностный характер. Главным критерием является мера, глубина вовлечения личности в отношения. Второй критерий - степень избирательности при выборе партнёров для взаимоотношений[26, с. 9]. Свойства личности не существуют сами по себе. Они проявляются в действиях, поведении и поступках индивидов, включённых во взаимодействие. Каждый из партнёров наблюдает и оценивает своё и чужое поведение, согласуя его с целевым назначением взаимодействия [28, с.36]. Первой значимой составляющей Познание личности партнёра, по Сысенко связано с познанием его взглядов, привязанностей, потребностей, привычек, особенностей характера. Познание особенностей личности друг друга происходит между партнёрами ещё до брака. Но в современном обществе существует проблема, которая заведомо определяет запутанность и сложность взаимодействия супругов в будущем – это проблема рассогласования образа будущего(ей) супруга(супруги) и предпочитаемых особенностей партнёра по общению. По утверждению С.В.Ковалёва, существует парадокс брачно-семейных представлений российских юношей и девушек, заключающийся в значительном расхождении качеств желаемого спутника жизни и предполагаемого партнёра по повседневному общению, из числа которых этот спутник обычно и выбирается [30, с.155]. Современные исследования говорят о том, что почти у половины (45%) студентов и студенток выявлено практически полное расхождение в образе друга (подруги) и будущего мужа (жены)[30]. Обобщив образ девушки (небольшое расхождение в значимости тех или иных качеств зависит от профессиональной направленности), молодыми людьми ценятся в них прежде всего (в порядке убывания): внешние данные, положительные качества характера, ум, коммуникативные данные, чувство юмора (весёлость), хорошее отношение лично к респонденту, духовное и культурное развитие. Образ будущей жены включает в себя характерологические (нравственные) особенности: порядочность, честность, умение держать слово, верность, уступчивость, трудолюбие, долготерпение, умение прощать, доброта, далее следует ум избранницы, внешний облик и развитость ценятся примерно одинаково, а коммуникативные качества, весёлость, живость и чувство юмора отходят на последние места, сильно уступая лидируюющим чертам. У девушек для предпочитаемого партнёра по общению наиболее важными качествами являются: внешность, чувство юмора, коммуникабельность, эрудиция. А у будущего супруга девушки ценят прежде всего: заботливое, любовное отношение к себе и личностную зрелость, обеспеченность будущего супруга[27, с.88]. Взаимопознание включает и такой аспект как знание потребностей друг друга в браке. Пять основных потребностей для мужей и жён, исполнения которых супруги ожидают друг от друга, выделил У.Харли. Для мужей это: 1)сексуальное удовлетворение; 2)совместный отдых (жена - спутница по отдыху); 3)привлекательность жены; 4)ведение женой домашнего хозяйства («домашняя поддержка»); 5)моральная поддержка женой (автор формулирует это как восхищение жены мужем). Основные потребности жён в браке: 1)романтическая атмосфера в семье, нежность, проявляемая мужем; 2)потребность в общении (возможность поговорить с мужем обо всём, что случилось за день); 3)честность и открытость в отношениях с мужем; 4)финансовая поддержка отца семейства; 5) посвящённость семье (в основном выполнение мужем роли отца, в частности, различного рода занятия с детьми)[31, с. 38]. Изменение обыденного сознания, ломка традиционных семейных стереотипов, акцент на собственной личности мешают осознанию молодыми людьми главного - что отношения в браке - это не только «получение», но и «отдавание», тем более что в современном мире «особую важность приобретает семья как психологическое «убежище» человека»»[32, с.106-111]. Только взаимная забота, поддержка, знание и исполнение потребностей друг друга и т.д. позволяют сохранять отношения супругов, чувствуя при этом удовлетворение и психологический комфорт. Основываясь на сказанном, при реализации программы формирования психологической готовности студентов к брачным отношениям решается задача по выработке согласованных представлений в образе будущего мужа (жены) и умений адекватно оценивать личностные особенности партнёров по взаимодействию. Именно в семейных ролях характер супружеского взаимодействия наиболее показателен. Зачастую индивид не рефлексирует ролевые ожидания и притязания – отсюда сложности в осознании причин конфликта. Согласно А.Н.Волковой, семейные функции, преломляясь в сознании личности, выступают как установки относительно семейных ценностей: для чего существует семья, что она должна приносить. Реализация семейных функций требует согласия в представлениях, кто и за какие стороны семейной жизни должен отвечать, брать на себя инициативу и ответственность. Ролевые установки личности проявляются в том, какие из видов семейной деятельности она берёт под свою ответственность и какие адресует партнёру. Семейно-ролевая совместимость супругов имеет два аспекта. Во-первых, согласованность семейных ценностей. Вторая сторона семейно-ролевой совместимости- согласованность ролевых представлений о функциях мужа и жены в семье - ролевые ожидания и притязания [33, с. 36]. Важность распределения супружеских ролей по инструментально - экспрессивной оси, учитывая ожидания и притязания супругов, обозначил представитель социокультурного направления в зарубежной психологии Т.Парсонс. Точнее говоря, мужчинам свойственна инструментальная роль, женщинам - экспрессивная. В идеале носитель инструментальной роли (муж) решает проблемы контактов семьи с внешним миром; жена ответственна за внутренние проблемы, т.е. за пищу, уют, здоровье членов семьи, воспитание детей и т.д. Предполагается, что муж и жена принимают решения по вопросам, относящимся к разным сферам жизнедеятельности семьи, следовательно, у них не может возникнуть и поводов к ссорам. Конфликты порождаются либо неправильным распределением «сфер влияния », либо неудовлетворительным выполнением обязанностей в «своей сфере» Данная теория соответствует традиционной системе распределения ролей, в которой роли закреплены в соответствии с полом (жена отвечает за ведение хозяйства и воспитание детей, муж ответственен за материальное обеспечение семьи и сексуальные отношения). Другой тип системы - эгалитарная предполагает распределение ролей не зависимо от пола, т.е. поровну. Сложившиеся роли в семье должны соответствовать определённым требованиям. Выделяют четыре необходимых условия при распределении ролей, обеспечивающих благополучные отношения супругов в браке, выделяют Э.Г.Эйдемиллер и В.В.Юстицкис [34, с.94]. Во-первых, совокупность ролей должна создавать систему остаточно целостную. Если требования к представителю определённой роли противоречивы, возникают серьёзные трудности её выполнения. Проблемы возникают и в случае противоречия различных ролей, которые выполняет один и тот же человек (2 роли женщины - мать и работник). Перегрузка, возникающая в случае выполнения противоречивых ролей, вносит нарушения в жизнедеятельность семьи и отрицательно воздействует на психическое здоровье. Во-вторых, совокупность ролей, которые выполняет индивид, должна обеспечивать удовлетворение его потребностей в семье. Это потребности в уважении, признании, симпатии. В-третьих, выполняемые индивидом роли должны соответствовать его возможностям. Если требования при выполнении роли непосильны, то следствием могут быть нервно психическое напряжение, тревога. В-четвёртых, система семейных ролей, которые выполняет индивид, должна быть такой, чтобы обеспечивать удовлетворение не только его потребностей, но и других членов семьи. В данном контексте важными представляются исследования Г.Навайтиса, где указано проблемное поле для стабильности будущей семьи в установках современной молодёжи на распределении ролей в семье между супругами. По данным опросов, проведённым исследователями, 17,6% юношей ориентируются на псевдотрадиционную модель семьи. В ней из традиционной модели перенято главенство мужа, ограничения профессиональной карьеры жены (например, пожелания, чтобы жена работала неполный рабочий день) и приписывание супруге большинства бытовых работ, присмотра за детьми. Но такая псевдотрадиционная модель, справедливо замечает Г.Навайтис, не предполагает свойственной для традиционной модели ответственности мужа за материальное положение семьи (упомянутые юноши высказывались за одинаковый вклад мужа и жены в семейный бюджет). В то же время 28,4% девушек придерживаются псевдоэгалитарной модели семьи. Они высказывались за полное равенство мужа и жены в решении важных для семьи вопросов, за одинаковую их загруженность бытовыми работами, то есть как бы за современную семью равных партнёров, и в тоже время приписывали мужу традиционную обязанность материально обеспечить семью. По мнению Г.Навайтиса, псевдотрадиционная и псевдоэгалитарная семьи явно конфликтны, в этом проявляется их своеобразное преимущество, так как явный конфликт легче осознать и, соответственно, понять, что нужны новые решения. По мнению автора, сложнее преодолеть более мягкий, но постоянный конфликт из-за несовпадения представлений о необходимом качестве выполняемых работ при сходном отношении к распределению ролей [35, с. 87]. Смешение различных ролей, характерных для традиционной и эгалитарной семьи (а в результате - сложно соединяемых функций), часто приводит к напряжённости в семье, взаимному недовольству и непониманию [5]. Названная проблема констатируется и представителями зарубежной психологии. Демократизация полоролевой структуры - подчёркивает В.Квинн - раскрепощает отношения между мужчиной и женщиной, делает их более насыщенными, эмоционально богатыми. Но при этом неопределённость половых ролей может вызвать фрустрацию и тревогу[24]. Представления супругов о распределении обязанностей составляют брачные отношения, т.к. «модернизация » этих представлений, выражающаяся в деформации полоролевой идентификации, породила в современной семье массу проблем, т.е. можно сказать, что эти представления стали играть особую роль. Распределение ролей, разрешение конфликтов и другие акты взаимодействия супругов совершаются более благополучно, если супруги способны к самокоррекции, саморефлексии, осознанию значимости поступков другого, что в свою очередь обусловливает наличие взаимовлиянияв отношениях супругов - это образует ещё один аспект взаимодействия супругов. При вхождении индивида как социального существа в жизнь любой общины три фазы выделяет А.В.Петровский [36,с.40]: адаптацию к действующим в этой общности нормам, формам взаимодействия, деятельности; индивидуализацию как удовлетворение «потребности индивида в максимальной персонализации» и интеграцию личности в этой общности. В концепции С.И.Голода наблюдаем созвучие указанных механизмов взаимодействия в супружеских отношениях, которые он называет ценностями. По мнению автора для бескризисного функционирования и развития брака необходим механизм, состоящий из трёх блоков ценностей: адаптационного синдрома, интимности и автономии. Под адаптациейпонимается целостная система активных и направленных действий индивида, способствующих не только поддержанию динамического равновесия в конкретных социальных условиях, но и обеспечивающих возможность эволюции при их изменении. С.И.Голод выделяет семь адаптационных ниш: духовная, психологическая, сексуальная, информационная, родственная, культурная и бытовая. Указанные ниши имеют подвижную иерархизированную структуру, сдвиги в ней предопределяются фазой индивидуального развития семьи. Приспособление супругов носит интегральный характер, а элементарные отношения (в том числе и психологические) являются лишь его составляющими[27,с.102]. Интимность- более глубокий слой отношений, который содействует супружеской удовлетворённости и сопрягается со всем «адаптационным веером». Ценности адаптации и интимности составляют единую структуру, объединяющую мужа и жену, образуя тем самым частный стиль жизни. Автономия- «антирутинный механизм» отношений супругов в семье. Социализированный человек в каких-то пределах автономен. Чем ярче член социума признаёт себя как индивидуальность, тем насущнее его потребности в обособлении. Из сказанного следует, что взаимодействие супругов в браке включает такие аспекты как: взаимопознание, взаимовлияние, взаимопонимание, социальную адаптивность, социальную автономность, социальную активность. Умение взаимодействовать является важным условием благополучия отношений супругов в браке и в наших исследованиях рассматривается как операциональный компонентпсихологической готовности к браку[27,с.18]. Закономерной является динамика отношений в супружеской паре. Эмоциональные отношения с течением времени качественно меняются: легко воспринимаемые инвариантные характеристики партнёра (внешность, социально демографические параметры и т.д.) оказывают влияние на первых этапах развития отношений, затем их значимость снижается. Со временем происходит индивидуализация отношений в паре. Наибольшее влияние на развитие эмоциональных отношений оказывает пространственная близость между участниками общения, эмоциональная связь, склонность человека к самораскрытию. На первых этапах развития отношений при интенсификации общения значительно сильнее действует тенденция роста симпатии. Важнейшим фактором, детерминирующим возникновение симпатии в паре, является участие в совместной, значимой для обоих партнёров деятельности [37]. Согласно исследованиям Л.Я.Гозмана , возникновению и укреплению симпатии способствуют такие факторы как пространственная близость, частота контактов, соответствующая ожиданиям длительность и интенсивность взаимодействия, сотрудничество, не преходящее в соперничество, положительные подкрепления. Глубина вовлечённости в отношения традиционно определяется наличием чувства любви. Однако, мы придерживаемся точки зрения, которая гласит: «эмпатия является условием сплочённости отношений супругов в семье» и считаем, что в супружеских отношениях эмпатия является основой, без которой не возможна любовь. Это подтверждает и психотерапевтическая практика Дж.Браун и Д.Кристенсен, в ходе которой они пришли к выводу, что «процесс преобразования симпатии молодожёнов в эмпатию супругов является тем психологическим механизмом, который и может являться критерием устойчивости в развитии их семейных отношений»[23]. Эмпатия помогает войти в мир другого человека, однако «характер» пребывания в этом мире может проявляться по-разному. Эмпатия имеет три уровня: 1) проявляется когнитивный компонент (понимание психологического состояния другого человека); 2) проявляется как когнитивный, так и эмоциональный компоненты (понимание, сопереживание, сочувствие); 3) включает когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты (понимание, сопереживание, действие). Уровень эмпатических способностей студентов в наших исследованиях образует эмоциональный компонентпсихологической готовности к брачным отношениям[30]. Супружеское взаимодействие является ценностью для брачных партнёров. Но не всегда два «мира» двух личностей могут бесконфликтно сосуществовать в одной семье. При наличии большинства из рассмотренных аспектов взаимодействия и эмоциональных отношений в их положительной вариации в жизни супругов всё-таки имеют место конфликты, т.к. вступая в брак, супруги имеют определённые ожидания, представления, установки, фантазии, тревоги относительно супружеских отношений, каждый из супругов имеет свои потребности. Между супругами могут быть большие расхождения в этих вопросах. Это создаёт объективную основу для возникновения несогласованности между супругами и конфликтных ситуаций. В настоящее время выросли требования именно к личностным особенностям партнёра. Также смысл многих требований сводится к тому, чтобы другая «половина » ставила интересы первой в центр своей жизни. Неудовлетворение хотя бы части этих ожиданий в браке приводит к разрыву отношений. Затруднения при выборе спутника жизни могут быть связаны и с личностными свойствами - трудности установления контактов с людьми, а также позиция, когда устройство личной жизни не стоит на первом месте, оттесняясь профессиональным приоритетом. Особенно важным, на наш взгляд, в условиях дефицита нравственных установок в современном российском обществе является следующее высказывание учёного: «Юноши и девушки должны чётко осознавать непростую, до конца понимаемую только в зрелые годы истину - то, что брачно-семейное определение представляет из себя осознанное самоограничение. Бесчисленное множество открытых перед вступающими во взрослую жизнь дорог может, к сожалению, породить в них эйфорическую самоуспокоенность и непонимание того, что заложенный в каждом из нас потенциал может быть реализован не «вообще и везде», а в чём-то одном и строго определённым образом, и выбор какого-то одного спутника жизни всегда означает одновременно отказ от многих других, порой весьма привлекательных людей, ибо воистину «нельзя объять необъятное»[30, с. 97]. Выводы по первой главе: таким образом, в нашем обществе существует бинарная гендерная система, то есть вид организации социума в котором людей делят на мужчин и женщин. Пол определяет биологическую составляющую человека, а гендер социально-психологическую. Выделяют два подхода к рассмотрении гендерных характеристик: Полоролевой подход сводит гендер к одному из его социально–психологических проявлений – гендерным стереотипам (схемам восприятия). Социально–конструктивисткий подход отрицается наличие причинной зависимости между мужской и женской телесной (и психофизиологической) организацией и социально–психологическими характеристиками личности. Ключевым моментом является гендерная идентичность человека, то есть его принадлежность к мужскому или женскому полу. Выделяют два фактора влияющих на гендерную идентичность: социальные нормы; нормативное давление. В психологической литературе выделяют три гендерных черты, фемининность( истинно женские качества), маскулинность ( истинно мужские качества) и андрогинность смешанные черты присущие как фемининности и маскулинности. Многие исследователи придерживаются мнения, что целостную личность характеризует не маскулинность или фемининность, а андрогиния, т. е. интеграция женского эмоционально-экспрессивного стиля с мужским инструментальным стилем деятельности, свобода телесных экспрессий и предпочтений от жесткого диктата половых ролей. Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи заменились. В связи с этим формирование адекватных представлений о распределении ролей между супругами и их возможных вариаций, с учётом тенденций современной жизни, является важной составляющей психологической готовности к браку. Однако общепринятый взгляд на роли мужчины и женщины во многом определяет их брачные отношения и брак, профессиональную деятельность, социальные отношения, способ проведения досуга, выбор круга общения и т.д. Семейно-ролевая совместимость супругов имеет два аспекта. Во-первых, согласованность семейных ценностей. Вторая сторона семейно-ролевой совместимости - согласованность ролевых представлений о функциях мужа и жены в семье – ролевые ожидания и притязания [33, с. 36].Несовпадение ожиданий и жизненных реальностей приводит к взаимному разочарованию мужчин и женщин, распаду семей и т.д. Выделяют несколько подходов к изучению психологической готовности к браку: системный подход, представляющий семью как целостный организм; структурный подход в котором семья представляет собой систему, где решаются проблемы взаимоотношений членов семьи друг с другом; гуманистически-ориентированная семейная психотерапия(К.Витакер, К.Роджерс, В.Сатир) в её центре стоит конгруэнтное, взаимопонимающее и эмпатическое межличностное взаимодействие; биопсихологический подход, его представители подчёркивают, что психология межличностных отношений в семье не может абстрагироваться от того обстоятельства, что человек включён в систему поколений. Однако, перечисленные подходы, акцентируя внимание на изучении отдельных вопросов, на наш взгляд, рассматривают семью несколько однобоко. Поэтому в контексте нашего исследования мы обращаемся к изучению брачных отношений с позиции, объединяющей несколько подходов: системный, структурный, гуманистический, которые позволяют рассматривать психологическую готовность к брачным отношениям в интересующих нас аспектах. Реализация семейных функций требует согласия в представлениях, кто и за какие стороны семейной жизни должен отвечать, брать на себя инициативу и ответственность. Ролевые установки личности проявляются в том, какие из видов семейной деятельности она берёт под свою ответственность и какие адресует партнёру. Только взаимная забота, поддержка, знание и исполнение потребностей друг друга и т.д. позволяют сохранять отношения супругов, чувствуя при этом удовлетворение и психологический комфорт. |