Главная страница
Навигация по странице:

  • 3.1. Принципы изготовления столярных изделий (мебели)

  • - функциональность, эстетичность, эксплуатационность.

  • - ширина - высота

  • 3.3. Как рассчитать стоимость столярного изделия

  • Основы столярного мастерства.. Гонза Тртик. Основыстолярного мастерства


    Скачать 4.25 Mb.
    НазваниеГонза Тртик. Основыстолярного мастерства
    Дата23.12.2022
    Размер4.25 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаОсновы столярного мастерства..pdf
    ТипДокументы
    #860202
    страница6 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
    2.1.13.
    Цвет и блеск древесины Цвет древесины – один из признаков, по которой одна порода дерева отличается от другой. Древесина имеет цвет всех оттенков спектра, а вариации этих оттенков насчитывают великое множество тональностей. Древесина липы, сосны, берѐзы, клена, осины – светлая, дуба и ясеня – бурая, грецкого ореха, тика – коричневая и т.д. Если сравнить древесину сосны и дуба, то можно сказать, что у сосны она светло- жѐлтая, ау дуба – серо-бурая. Нов томи в другом случае цвет древесине придают красящие и дубильные вещества, находящиеся в клетках. Под влияние атмосферных условий цвет древесины может изменяться. В пределах каждого климатического пояса древесине одной породы присущ свой цветовой оттенок. На окраску дерева влияют также свети воздух со временем текстура древесины темнеет. На окраску древесины влияют также находящиеся в земле минеральные соли, окружение дерева (затемнение его от солнца) и т.д. С возрастом древесина у всех деревьев темнеет. Всѐ это нужно учитывать при столярных работах. Цвет древесины можно классифицировать по основным группам, где будет преобладать один цвет
    - желтый – береза, ель, липа, пихта, ясень, осина, граб, клѐн.
    - бурый – кедр, тополь, ядро вяза, бук, лиственница, ольха, груша, каштан, акация.
    - коричневый – черемша, яблоня, грецкий орех.
    - красный – тис, красное дерево. Блеск древесины – это ее свойство отражать световой поток. У различных пород блеск неодинаковый. В значительной степени это свойство проявляется у дуба, клѐна, белой акации, чинары. Матовый блеск имеют тополь, липа, осина, тик Шелковистый – ива, вяз, ясень Золотистый – черешня Серебристый - сибирский кедр Муаровый – береза, серый клѐн, вишня. Блеск древесины зависит не только от наличия и размера сердцевинных лучей, но и от характера их размещения по разрезам чем крупнее сердцевинные лучи и чем плотнее древесина, тем значительнее будет блеск древесины. Блеск древесины всегда сильнее в радиальной плоскости, чем в поперечной Светотеневые переливы у одних пород хорошо заметны только на продольном разрезе ствола, у других – на всех разрезах. Они существенно влияют на декоративные качества древесины.
    Но современные морилки и лаки позволяют либо подчеркнуть достоинства, либо сгладить недостатки той или иной породы дерева.

    2.1.14.
    Пороки древесины На красоту текстурного рисунка влияют не только способы распиливания дерева, но и отклонения от строения и развития ствола. Чаще всего волокна располагаются неправильно в различных развилках, прикорневой части ствола, наростах на стволах. К порокам древесины относятся и нарушения в самой еѐ структуре, выражающиеся в грибных поражениях клетчатки ствола. Это вызывает изменения цвета и некоторых других свойств древесины. В столярстве иногда используют пороки древесины для создания красивой текстуры того или иного изделия, чаще же всего такие пороки, как птичий глазу белого клена, берѐзы, ореха, тополя, ясеня, черешни, карельськой берѐзы используют в мозаичных работах. Не следует забывать, что текстура ценится только в случае прозрачной отделки. И, хотя, столяра с опытом работы знают все пороки древесины, я напомню о них. Да и любителям, увлекающимся столярством на дому, полезно будет знать названия пороков и что они обозначают Обычные сучки
    Обычные сучки снижают ценность древесины, идущей под прозрачную отделку, не рекомендуется в несущих элементах конструкций применять невысушенную древесину с сучками, так как, высохнув, сучок теряет связь сосновой и ослабляет конструкцию. В таких случаях сучки высверливают ив отверстие вставляют наклею сухие заглушки. Нона тему сучков мы поговорим в отдельной статье, т.к. тема эта весьма обширна.
    Свилеватость –
    волнистое размещение волокон, особенно в прикорневой части дерева. Чаще всего свилеватость наблюдается у дуба, клѐна, ореха и др. Древесина с этим пороком труднее поддается обработке.
    Косослой
    порок, выражающийся в том, что волокна древесины размещены наискось. Древесина с косослоем не используется, в частности для изготовления ручек ударных инструментов. Более редкими пороками формы ствола являются завиток, смоляной кармашек, корень, двойная сердцевина, пасынок, сухобокость, прорость, засмолок, рак, ложное ядро, пятнистость, внутренняя заболонь, водослой и др. Завиток характерен местными искривлениями годичных слоев вследствие влияния прорости или сучков ствола. Завитки бывают сквозные и односторонние. Смоляной кармашек, засмолок

    характерны для хвойных пород, особенно для ели. Об этих пороках мы также поговорим отдельно.
    Прорость –
    участок дерева, претерпевший механические повреждения клетчатки. Ложное ядро порок, при котором внутренняя часть ствола имеет разную окраску, в основном темно-бурую с темно-зелѐным или лилово- фиолетовым оттенком. Пятнистость выражается в окраске заболони в виде продолговатых прожилок. По цвету, они напоминают ядровую ткань древесины. Этот порок – следствие грибных поражений клетчатки. Располагается он в основном на пограничном слое ядра и заболони. Внутренняя заболонь – характерна для лиственных пород. Еѐ участки располагаются в ядровой древесине и имеют цвет заболони. Кольца двойной заболони состоят из мягкой древесины, что способствует впоследствии растрескиванию пиленого материала. Грибным поражениям древесина подвергается в результате воздействия на неѐ различного вида гнилей. При этом цветовой тон отдельных участков древесины изменяется. На породах со светлой древесиной грибные поражения имеют вид продолговатых полос и колец различных оттенков серого, фиолетового, красно-бурого, красноватого и др. Столяру необходимо отличать здоровую древесину от древесины, пораженной настолько, что еѐ невозможно использовать для определенных видов работ (под нагрузкой, в агрессивной среде и др) Древесина, пораженная ядровой гнилью не годится ни для каких столярных работ. Ядровая гниль известна под названием мраморной гнили лиственных пород. Древесина при этом пронизана белыми и серными линиями с красной окантовкой. Заболонная окраска развивается в срубленной древесины, не снижая еѐ твѐрдости. В основном это бывает у хвойных пород. Для сосны характерна синева которая приобретает то сероватый, то зеленоватый оттенок. Этому пороку сопутствуют цветные заболонные пятна, имеющие желтый, розовый, фиолетовый и оранжевый тона. Глубина проникновения их ограничивается верхними слоями заболони.

    Побурение считается пороком срубленного дерева, и распространяется от периферии к центру в виде пятен разной интенсивности, часто встречается у лиственных пород. Итак, мы познакомились с основными видами пороков древесины. Необязательно помнить все пороки по названиям, но иметь представление о них должен каждый, кто работает с древесиной И использовать эти знания в своей работе.

    2.1.15.
    Строение древесины. Текстура. Чтобы получить более полное представление о строении древесины рассматривают три главных разреза ствола – поперечный, радиальный тангенциальный, на которых видны годичные слои. На поперечном разрезе эти слои имеют вид концентрических окружностей, на радиальном – продольных полос, на тангенциальном – извилистых, конусообразных линий. На поперечном разрезе ствола различаются светлые, направленные от сердцевины к коре линии –
    сердцевинные лучи У одних пород они ярко выражены, у других – чуть заметны. У каждой породы на разрезах ствола наблюдается характерный рисунок, который принято называть текстурой Образуется он при перерезании годичных слоев и сердцевинных лучей. Текстура зависит, прежде всего, от характера годичных колец, наличия сердцевинных лучей и строения волокон. Большое влияние на текстурный рисунок оказывает красящий пигмента также разница в цвете ранней и поздней древесины. Особенно это заметно на тангенциальном разрезе. Выразительность текстуры зависит от ширины годичных колец. Иногда разница в ширине колец сочетается сих своеобразным волнистым строением. Древесина лесных пород окрашена обычно в светлый цвет (см. цвет и блеск древесины. У некоторых из них (граб, береза, ольха) этот цвет распространяется на всю толщину ствола, ау дуба, лиственницы, сосны центральную часть называют ядром, а светлую – заболонью. Породы с ярко выраженным ядром являются ядровыми, остальные – заболонными. Ядро образуется за счет отмирания клеток древесины, отложения дубильных и красящих веществ и смолы (у хвойных пород. Молодые деревья ядра не имеют. Переход от заболонии к ядру может быть резким или плавным. На поперечном разрезе лиственных пород видны сосуды для подвода питательных веществ. Эти сосуды бывают в основном в древесине годичных слов. Если они образуют сплошные кольца, то породы называют кольцесосудистыми, если же они равномерно распределены по всей ширине годичного слоя, то породы носят название рассеяннососудистых. К кольцесосудистым относятся дуб, ясень, ильм, вязи др. к рассеяннососудистым граб, клѐн обыкновенный, береза, грецкий орех, липа, ольха и др.
    В начало раздела

    3. Изготовление столярных изделий В предыдущих статьях я попытался в силу своих возможностей донести до Вас, уважаемые посетители моего сайта, некоторую информацию по способами видам обработки древесины, рассказать о породах деревьев и применении их древесины в столярничестве, и некоторую другую информацию. Искренне надеюсь, что это поможет Вам в вашей работе. Пора переходить к самому основному, к изготовлению столярных изделий Хочу сказать, что при всей кажущейся сложности, эта работа не так уж трудна. Но и не думайте, что она легка. Поэтому мы будем знакомиться с технологией постепенно, не спеша, чтобы в конечном итоге добиться хорошего результата. В следующих статьях я планирую рассказывать Вам не только об общих принципах изготовления столярных изделий, но и о конкретной работе по реализации проекта. О том, какие бывают столярные соединения, как лучше располагать волокна древесины в столярном изделии, как использовать декоративные элементы для украшения и не только. А также на конкретных примерах буду рассказывать, как сделать двери, окна, садовую мебель, или мебель для кухни, и многое другое. Что же такое — столярное изделие Да, практически, всѐ, что изготовлено из дерева. Разве что стропильные системы, опалубка и еще некоторые изделия, и виды работ можно отнести к плотничеству. Хотя я лично считаю, что профессии столяра и плотника крайне трудно разграничить. Ну, может быть столяр больше времени проводит за станками, а плотник на объекте. Итак двери, окна, столы, стулья, комоды, кровати, в общем, всѐ, что делается из древесины — всѐ это столярные изделия (кстати — тех, кто собирает мебель из ДСП, я уважаю, но столярами не считаю. Я лично для себя определился в этой работе со следующим алгоритмом. Необходимо
     Чѐтко уяснить, что хочет от Вас заказчик, или что хотите Вы (сделать эскиз.
     Определить, как Выбудете собирать своѐ изделие, какие способы вязки деталей Вы выберете.
     Учесть, какие нагрузки будет нести изделие, и как эти нагрузки уменьшить усилить изделие.
     Сделать деталировку изделия, вплоть до того, что непросто написать размеры, а нарисовать каждую деталь (в следующих статьях покажу это на чертеже.
     Рассчитать стоимость изделия.

     Решить с заказчиком порядок оплаты. Должен сказать, что основные приѐмы и способы изготовления столярных изделий отработаны уже давно. Нос появлением новых материалов, клеев, крепѐжных элементов, некоторые столяра отходят от проверенных методов, что не всегда оправдано.
    Ещѐ раз повторюсь, но хочу сказать, что в своих статьях я буду рассказывать о том, как я делаю ту, или иную вещь, стараться дать Вам советы, которые помогут Вам избежать ошибок при работе. И с удовольствием услышу от Вас о своих ошибках, или о других способах выполнения тех операций, которые опишу, о более рациональном использовании материалов и своего рабочего времени. С уважением, Ваш автор
    На миниатюре и на фото показан шкаф из массива смереки на разных стадиях работы. Работа автора.


    3.1. Принципы изготовления столярных изделий (мебели)
    При изготовлении мебели необходимо руководствоваться не только интуицией, но и соблюдать определѐнные принципы расчѐта и разработки этой мебели Очень часто мы в повседневной жизни сталкиваемся стем, что купив в магазине красивое кресло, не можем в нѐм долго находиться — быстро устам, сидя за столом в ресторане или кафе , вдруг чувствуем , что у нас устают руки, а в маршрутках немеют ноги. Это всѐ связано с неправильным проектированием и изготовлением мебели. В нашей стране раньше существовали (возможно, и сейчас существуют) научно- исследовательские институты по проектированию мебели. У меня в городе, например, был институт ГИПРОМЕБЕЛЬ», что означало государственный институт проектирования мебели. Но ближе к делу. Столяр, настоящий столяр, должен уметь не только склепать какую-то мебель, но и грамотное спроектировать, технологично изготовить. Причѐм это относится к любой мебели, садовой, домашней, элитной или простой. Он (столяр) должен и обосновать перед дотошным заказчиком своѐ решение, и убедить заказчика, что лучше его никто не разбирается в столярничестве. Все данные, приведенные в этих заметках, взяты из открытых источников, в частности из книги А.М. Коноваленко Основы столярного ремесла. Итак, какие же требования предъявляются к мебели. Это - функциональность, эстетичность, эксплуатационность.
    Функциональность мебели как рази проявляется в соответствии размеров мебели антропометрическим размерам человека. Конечно же, мебель должна учитывать не только размеры тела человека, но и то чем человек будет заниматься. Так о высоте столярного верстата я писал водной из своих статей, о высоте подъѐма ступени лестниц есть целая кипа литературы и т.д. Основными параметрами, которые учитываются при изготовлении мебели являются средний рост человека (муж. … жен) 167……156 высота с вытянутой рукой вверх 214…….198 высота в сидячем положении 133……..121 длина бедра 48,8……47,2 высота голени с внутр. стороны 42,2……37 высота голени с внешн. стороны 50,6……46,6 При этом высота стандартного стола должна быть 750 мм а высота стандартного стула 420…450 мм. Но можно рассчитать высоту стола и для каждого отдельного человека, причѐм по простейшей формуле. Если Ваш рост составляет 165 сантиметров.

    Расчѐт высоты стола нужно проводить по формуле 1650 х 750 : 1670 = 741 мм, где второе число — высота стандартного стола, а 1670 — средний рост мужчины (см. таблицу. Понятно, что не может быть всѐ идеально подогнано под каждого конкретного человека, но оптимальные размеры можно подобрать. Научно доказано, что при неправильной высоте стула расходуется на 20-45 % больше энергии, при глубине сидения меньшей 3/4 длины бедра наступает быстрая утомляемость, а при большей глубине нарушается кровообращение в коленном суставе. Спинка стула также должна иметь наклон в пределах 7- 12 градусов. На рисунке показаны основные параметры стола и стула.
    Об эстетичности мебели поговорим в другой раз.
    Эксплуатационными же качествами мебели являются
    1. надѐжность изделия,
    2. устойчивость,
    3. прочность,
    4. долговечность,
    5. универсальность,
    6. ремонтопригодность. Все эти качества достигаются использованием столяром всех тех знаний и умений, которыми он обладает, постоянным совершенствованием этих знаний, расширением своего кругозора, изучением новинок столярного дела. А главное — порядочностью и добросовестностью МАСТЕРА Расстояние от крышки стола до стула считается правильным, если человек не наклоняясь и не сутулясь может удобно разместить предплечья на столе. Неправильное соотношение высоты стула и стола, а также неправильный наклон крышки стола вызывают близорукость. А передняя кромка стула при неправильной высоте вызывает нарушение кровообращения.


    3.2. Деталировка (расчѐт) столярного изделия. При изготовлении столярного изделия в первую очередь делается его деталировка. Как же правильно рассчитать своѐ изделие Основой для расчѐта изделия являются следующие размеры
    - ширина
    - высота
    - глубина Эти три основных размера позволят Вам правильно спланировать и сделать любое столярное изделие. Ведь часто бывает, что шкаф, или тумбочку, стол или скамью, кровать или кресло нужно поместить в какой-то пром, между стенами или другой мебелью. А ужо кухнях я и не говорю. Также важную роль играет толщина материала, из которого выделаете изделие. Толи это мебельный щит, толщиной 16 или 18 , или 28 мм. Толи Вы сами клеите щиты и делаете из них бока, донышки, столешницы итак далее. Я, например, клею щиты сам из доски 25- 30 мм и протягиваю на толщину 20 мм. Это мой основной размер От него я и пляшу. Так, делая тумбочку (условно говоря, шириной 500 мм, для расчѐта донышек и рамок под шухлядку и столешницу я от общей ширины отнимаю толщину х боков и получаю искомый результат. 500 — 20 — 20 =
    460 мм. Для расчѐта по высоте нужно учитывать толщину столешниц или высоту карниза, высоту ножек, утолщения на донышке, если они есть. Например, при высоте той же тумбочки 800 мм, от высоты тумбочки нужно отнять толщину столешницы, высоту ножек, толщину утолщения подножки. И Вы тогда получите искомую высоту боков.
    800 — 25 — 60 — 20 = 695 мм. Глубина заготовок на бока зависит оттого, насколько Вы хотите выпустить столешницу вперѐд. При заданной глубине тумбочки 400 мм, выпуская столешницу на
    30 мм, мы получим глубину бока 370 мм.
    Выпуская столешницу по бокам на 25 мм , в результате мы получаем тумбочку с размерами 550 х 400 х 800, где
    - 550 — ширина
    - 400 — глубина
    - 800 — высота Это максимальные размеры данной тумбочки. Конечно, у каждого свои способы расчѐта, но принцип остаѐтся неизменным. А он гласит Семь раз отмерь — один отрежь
    3.3. Как рассчитать стоимость столярного изделия
    Часто меня спрашивают как рассчитать стоимость столярного изделия
    На этот вопрос очень трудно ответить. Сначала расскажу Вам одну притчу, которую услышал от продавца обуви.
    — Стоят на рынке два продавца обуви и торгуют одинаковым товаром. Только у одного туфли стоят 40 у.е., ау другого — 120. Этот, у которого обувь дешевле спрашивает у другого, почему так дорого продашь. В ответ Мне столько нужно Мораль ищите сами. Так вот — я, возможно, неплохой столярно бизнесмен из меня, как из дерьма пуля. Но, тем не менее, работаем мы без долгов, умудряемся приносить домой какие-то деньги, и ещѐ немножко развивать свою мастерскую, покупать иногда некоторый новый инструмент. (см. видео на моѐм канале. Из своего опыта могу сказать, что только тот, кто умеет считать каждую копейку, может достичь какого-то
    положительного результата
    Первые несколько лет мыс напарником записывали все свои расходы, вплоть до покупки какого-нибудь сверла за несколько центов. Кстати все цифры буду переводить в у.е., чтобы было понятнее всем , а не только украинцам. Итак чтобы посчитать сколько стоит то, или иное изделие, нужно знать, каковы затраты на его производство Знание это складывается из умения сложить, вычесть, поделить, умножить, из опыта, умения вести учѐт! Большую роль здесь также играет местожительства (те. село, город, большой или маленький, промышленный центр или столица, близость границ. Наличие конкуренции. Хотя должен отметить, что конкуренция со стороны других столяров падает. Молодѐжь не хочет идти на эту, достаточно трудную работу. У нас в городе, например всего около 80 тысяч жителей, а магазинов, предлагающих самые различные двери более 23!
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта