Главная страница
Навигация по странице:

  • Марксистская теория (классовая, экномическая)

  • Потестарная (кризисная) теория

  • Органическая теория

  • 6. Понятие и признаки государства. Сущность и социальное назначение государства

  • Основные признаки государства

  • Общечеловеческое предназначение Государства

  • 7. Типология государств: формационный и цивилизационный подходы

  • Государства и


    Скачать 1.83 Mb.
    НазваниеГосударства и
    Дата21.11.2018
    Размер1.83 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаTgp_Otvety.pdf
    ТипДокументы
    #57269
    страница3 из 28
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
    Теория насилия возникает в 19 веке в Германии в двух вариантах как теория внутреннего
    насилия (государство возникает в результате насилия одной части общества над другой в целях подчинения меньшинства большинству) и теория внешнего насилия (государство возникает в результате завоевания одного племени или народа другим, Государство – аппарат подавления порабощенного народа и поддержания необходимого для завоевателей порядка; с этой же целью создается и право). Данная теория объясняет возникновение государства результатом действия военно-политического фактора – завоеванием одних племен другими. Победители стремятся с помощью государства утвердить свое господство и заставить побежденных подчиняться себе (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский).
    Расовая теория – люди вследствие их физической и психической неравноценности образуют высшие и низшие расы. Высшая раса является создателем цивилизации, призвана господствовать над низшими расами, а поскольку последние не способны управлять делами, то представители высшей расы господствуют над ними. Они и создали государство как организацию управления низшей расой и как продукт цивилизации, поскольку неполноценные народы не могут иметь своей цивилизации (Ж. Габино,
    Ф. Ницше).
    Марксистская теория (классовая, экномическая) возникла в 19 веке, основоположники Маркс и Энгельс (труд «Происхождение семьи, частной собственности и государства»), развитие в трудах В.И.
    Ленина. Главным положением марксистской теории является учение о социально-экономической формации, основанной на конкретном способе производства и соответствующих формах собственности.
    Способ производства определяет политические, социальные, духовные и иные процессы в обществе.
    Надстроечные явления – политика, право, юридические учреждения зависят от экономической структуры общества, но в то же время обладают некоторой самостоятельностью. Согласно марксистской теории государство возникло в силу экономических причин – общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на противостоящие классы. Советская наука и наука других социалистических стран считала эту теорию единственно правильной. С точки зрения марксистской теории государство возникает как результат общественного разделения труда,
    появления прибавочного продукта, частной собственности, раскола общества на классы и борьбы
    между ними. Эта теория рассматривает возникновение государства и права как естественный исторический процесс, развивающийся по своим собственным законам. С точки зрения марксистской теории развитие экономики в первобытном обществе привело к трем крупным общественным разделениям труда (выделение пастушьих племен, отделению ремесла от земледелия, появление купечества) послужившие появлению частной собственности, расколу общества на антагонистические классы и к классовой борьбе. Государство, а вместе с ним и право создаются экономически
    господствующим классом (эксплуатирующим), который при помощи государства становится и
    политически господствующим, приобретая мощные средства для подавления, угнетения, удержания в
    повиновении эксплуатируемых классов. Основоположники марксизма оценивали факт явления государства положительно, но считали, что, выполнив свою миссию, государство постепенно отомрет вместе с исчезновением классов.
    Психологическая теория – истоки психологической теории были заложены в Древнем Риме. Как полагал Цицерон, люди объединились в государство в силу врожденной потребности жить вместе.
    Психологическое объяснение причин возникновения государства давал Н. Макиавелли. Он исходил из того, что образование и устройство государства является «актом единичной, властвующей над государством воли». Родоначальник психологической теории - Л.И. Петражицкий. Он объяснял появление государства особыми свойствами человеческой психики, в том числе стремлением людей к поиску авторитета, которому можно было подчиняться и указаниям которого следовать в повседневной жизни.
    Поэтому государство и право порождаются эмоциями и переживаниями людей, а не материальными условиями жизни. Государство – итог психологической потребности человека в поиске авторитета, которому можно было бы подчиниться; государство порождается эмоциями и переживаниями людей, а не материальными условиями жизни. Причины возникновения государства – определенное состояние психики людей: постоянная зависимость первобытных людей от авторитета вождя, колдунов или
    шаманов, страх перед их магической силой привели к возникновению государственной власти, которой люди подчиняются добровольно. Оценивая эту теорию, следует сказать, что те или иные свойства психики людей (например, эмоциональное восприятие государственно-правовой действительности), имеют важное значение, но не являются решающими в причинах возникновения государства.
    Потестарная (кризисная) теория – утверждает, что государство не было навязано обществу извне; оно возникает объективно, в силу внутренних потребностей организации жизни общинников- землевладельцев и перехода первобытнообщинного общества от присваивающей экономики к производящей, в результате изменения материальных условий жизни общества. Образование государства шло постепенно, в течение длительного времени. Становление и развитие классов и государства идет параллельно, поскольку не только классы вызвали появление государства, но и само государство стимулировало появление классов. Раннеклассовое общество защищало интересы всего общества, всех его слоев; позже проявилась классовая природа государства.
    Органическая теория – переносит законы природы на человеческое общество.
    Патримониальная теория – государство произошло от права собственника на землю
    (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется на проживающих на ней людей; так складывается феодальный сюзеренитет (Галлер).
    Ирригационная теория – возникновение государства обусловлено необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Государство выступает как организатор масштабных работ.
    6. Понятие и признаки государства. Сущность и социальное назначение государства
    Государство представляет собой сложное явление. С древних времен предпринимались попытки дать определение понятия «государство», однако до настоящего времени отсутствует общепринятое,
    общепризнанное представление о нем.
    В юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков.
    Это общепринятый прием. В наборе данных признаков среди ученых практически нет серьезных разногласий. Несмотря на разнообразие государств, существующих как ныне, так и в различные исторические эпохи, на разном уровне их развития, и т.д., всем государствам присущи некоторые общие
    черты, признаки, свойства. Они позволяют идентифицировать государство, выделить его из других организаций общества.
    Государство – это особая политическая организация, располагающая аппаратом принуждения и управления, придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны и обладающая суверенитетом.
    Государство – это исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом. Основные признаки государства:
    1. наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения его задач и функций. Наличие особого слоя лиц – государственных служащих;
    2. территориальная организация населения – означает, что у государственно организованного общества появляются государственные границы, которые означают территориальную неприкосновенность страны;
    3. государственный суверенитет – независимость гос. власти от всякой иной политической власти внутри страны и вне нее, выраженная в ее исключительном праве самостоятельно решать все свои дела. Верховенство – полнота государственной власти на своей территории, ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности и полноправие в установлении режима жизни общества. В демократическом обществе государственная власть ограничена правом и основана на нем. Независимость государственной власти означает, что она самостоятельно определяет свою внешнюю политику и взаимоотношения с мировым сообществом. Но эта независимость не является абсолютной. Суверенитет современных государств самоограничивается взаимными обязательствами государств по м/н договорам, а также необходимостью соблюдения общепризнанных норм и принципов м/н права;
    4. общеобязательный и всеобъемлющий характер актов – определяется исключительными полномочиями в сфере правотворчества, то есть правом принимать, изменять, дополнять или отменять юридические нормы, которые распространяют свое действие на население всей страны. Только государство посредством общеобязательным актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению;

    5. наличие государственной казны, что связано с взиманием налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и иные нужды государства. Понятие государственной казны включает в себя также государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности, золотой запас и другое;
    6.
    Правотворчество – издаёт законы и подзаконные акты, обладающее юридической силой и содержащие нормы права;
    7.
    Наличие правоохранительных (карательных) органов (суд, прокуратура, милиция и т.д.);
    8.
    Наличие вооружённых сил и органов безопасности (аппарат принуждения);
    9.
    Тесная органическая связь государства с правом;
    Названные признаки составляют политико-юридическую характеристику государства
    Таким образом, государство - властно-политическая организация общества, обладающая
    государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения,
    государственной казной и устанавливающая правовой порядок на определенной территории.
    Социальное назначение государства раскрывает, для чего оно предназначено, каким целям должно служить.
    Главное предназначение государства – служить обществу. В этих целях государство должно:
    1. устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его, используя в необходимых случаях и принуждение;
    2. выступать социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества пр столкновении их интересов;
    3. защищать личность от произвола, создавать нормальные условия для жизни всех слоев общества, особенно для социально ущемленных (инвалидов, безработных, пенсионеров, неполных семей, детей-сирот и т.д.);
    4. обеспечивать безопасность общества и его органов от преступных элементов и страны от внешней агрессии со стороны других государств;
    5. выступать интегрирующей силой, добиваясь мира и согласия в обществе;
    В идеале социальное назначение государства – служить человеку, создавать условия для того, чтобы он мог максимально развиваться и проявлять свои способности и дарования. Социальное назначение государства тесно связано с его сущностью: какова сущность государства, таковы цели и задачи, которые оно ставит перед собой. Демократически устроенное государство должно действовать во имя всеобщего блага, выступать инструментом социального компромисса (по содержанию) и быть правовым по форме.
    Общечеловеческое предназначение Государства – быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоёв населения и общественных сил; обеспечения общесоциальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций.
    В настоящее время сложились два основных подхода к трактовке сущности государства:
    1.
    Первый подход – Классовая сущность государства – состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего касса и навязывание воли этого класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства, рассматриваемого в качестве классовой организации того, кто стоит у власти, а само государство характеризуется как аппарат насилия, принуждения, подавления. Его сущность составляют господство экономической элиты и организованное насилие в отношении других классов общества.
    2.
    Второй подход – Общесоциальная сущность государства – способность государства объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса. Преимущества данного подхода по сравнению с классовым:
    1.
    Он основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства, которое должно управлять обществом в интересах всех и каждого человека;
    2.
    Ориентирует на демократические методы управления обществом, поскольку социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия;
    3.
    Подчеркивает ценность для общества государственной организации, так как человечество еще не изобрело более совершенной и рациональной организации жизнедеятельности л людей;
    Несмотря на противоположность двух указанных подходов к сущности государства, они не исключают друг друга. Следовательно, любое государство обладает двойственной сущностью: в нем присутствуют и черты классовости, то есть стремления правящих сил, интересы которых они представляют (иначе не было бы ожесточенной борьбы за власть в любом обществе), и черты общесоциальности, приверженности общечеловеческим идеалам. Но удельный вес тех или иных качеств неодинаков и зависит от многих факторов, среди которых ведущую роль играют национальные традиции,
    особенности исторического прогресса, религиозная, культурная специфика, географическое положение страны и другие. Очевидно, что у демократически устроенного государства буду преобладать черты общесоциальности, у тоталитарного государства – черты классовости.
    В юридической литературе утвердилось мнение о двойственной природе сущности государства.
    В ней присутствуют начала как так называемой классовости, т.е. стремления правящих выражать волю тех социальных сил, интересы которых они представляют, иначе не было бы ожесточенной борьбы за овладение государственной властью, так и значительная приверженность современного
    государства общечеловеческим идеалам, выполнение своего общесоциального назначения. Обе характеристики присущи сущности любого государства, но удельный вес того или другого начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах их развития.
    7. Типология государств: формационный и цивилизационный подходы
    Типология – разновидность классификации. По средствам типологии различные государства подразделяются на определенные типы. Тип государствасовокупность устойчивых черт государства
    на определенном этапе его развития. В настоящее время в юридической литературе применяются два
    основных подхода к типологии государств – формационный и цивилизационный.
    Наиболее распространенным является формационный подход – основан на объединении государств в рамках конкретной общественно-экономической формации. Главный критерий классификации – способ производства, который определяется господствующей формой собственности на средства производства.
    Каждой формации соответствует свой тип государства и права (рабовладельческий, феодальный,
    буржуазный, социалистический). Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объективный характер. При этом общественно-экономические формации сменяют друг друга закономерно, а весь исторический процесс есть последовательная смена формаций и соответствующих типов государств.
    Данный подход был широко распространен в марксистско-ленинской ТГП. Она рассматривала данный подход в качестве единственно правильного. Согласно марксистско-ленинской теории человеческое общество проходит пять общественно-экономических формаций, общество может находиться на определенной ступени:
    1.
    первобытнообщинная (безгосударственная);
    2.
    рабовладельческая;
    3.
    феодальная;
    4.
    капиталистическая;
    5.
    коммунистическая (его первой стадией является социализм).
    Соответственно этим формациям выделялись четыре исторических типа государства.
    В современных условиях обнаружилась недостаточность формационного подхода для типологической характеристики всех государств. Главные недостатки этого подхода в том, что он:
    1. базируется на материале европейских стран. Восточные же государства, отличавшиеся большим своеобразием и спецификой государственной организации, не укладывались в рамки формационной теории;
    2. характеризует развитие обществ и государств как одномерное, линейное, заранее предопределенное: одна формация закономерно сменяет другую. Это движение имеет необратимую силу и все народы должны обязательно пройти все формации. Однако это положение не всегда подтверждается социальной практикой. Так, формационный подход пока не в состоянии объяснить, почему разные народы, начав много тысяч лет назад свое развитие с одной и той же стартовой линии – первобытнообщинного строя, в дальнейшем оказались на разных стадиях развития, и пошли разными путями в государствообразовании.
    Современная отечественная ТГП не отвергает формационный подход, но вносит в него некоторые коррективы. Вместо четырех типов государства выделяется 5 (восточный (азиатский) тип). Если марксистско-ленинская теория исходила из того, что каждый тип государства более совершенный, в частности считалось, что на смену рабовладельческому приходит феодальное государство. Современная типология: первые типы государства были восточный, рабовладельческий и феодальный.
    Цивилизационный подход – при характеристике развития конкретных государств и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-
    культурные факторы (особенности духовной жизни, форм сознания, том числе религии, миропонимания, мировоззрения, своеобразие обычаев и так далее). В совокупности эти факторы образуют понятие
    «культура»; родственные и близкие культура образуют цивилизацию.
    Духовно-культурные факторы способны:

    1.
    полностью блокировать влияние того или иного способа производства; частично
    парализовать его действие;
    2.
    прервать поступательное формационное движение;
    3.
    усиливать социально-экономическое развитие.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


    написать администратору сайта