Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Место ТГП в системе общественных и юридически наук. Функции ТГП

  • Все юридические науки можно разделить на след. группы

  • Функции ТГП как науки: 1. Гносеологическая

  • Эвристическая

  • Идеологическая

  • Практически-организаторская

  • 4. Предпосылки появления государства Неолитическая революция

  • Возник избыточный продукт. С появлением избыточного продукта появляется имущественное и социальное расслоение людей.

  • На смену родовой общине пришла территориальная

  • Возникла необходимость

  • Необходимо отметить точку зрения тех исследователей, которые говорят о двух путях возникновения государства

  • 5. Теории возникновения государства: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, классовая (марксистская), психологическая и другие

  • Патриархальная (патерналистская) теория

  • Договорная (естественно-правовая) теория

  • Государства и


    Скачать 1.83 Mb.
    НазваниеГосударства и
    Дата21.11.2018
    Размер1.83 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаTgp_Otvety.pdf
    ТипДокументы
    #57269
    страница2 из 28
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
    Причины возникновения государства:
    1. разделение труда (переход от присваивающей экономики к производящей);
    2. возникновение частной собственности;
    3. возникновение классов.
    В любом обществе существуют социальные регуляторы, которые воздействуют на развитие общественных отношений, на поведение людей. В первобытном обществе действовала система
    мононорм, регулировавшая значимые для жизни родовой общины отношения между ее членами.
    Мононормы были едины, обязательны, непререкаемы для всего общества, они вырабатывались самим обществом в процессе повседневной жизнедеятельности. В них нет различия прав и обязанностей. Только позже появляются первые табу – они были единичные, например «не уничтожат близких родственников»,
    «запреты на членовредительство», «запрет на кровосмешение». Эти запреты были следствием объективных причин – способствовали выживанию родовой общины.
    Кроме родовой общины первобытное общество знало и некоторые другие более крупные формы организации. Это фратрии (братства), племена, союзы племен. Эти формы организации мало чем отличались от родовой общины. Фратрия считалась промежуточной формой между родовой общиной и племенем – объединение нескольких родов близких по родственным связям.
    3. Место ТГП в системе общественных и юридически наук. Функции ТГП
    ТГП - тоже общественная наука, т.к. изучает явления, существующие в обществе.
    Теснее всего она связана с такими науками:
    -
    Философия (это мировоззренческая основа всех наук, объединяет их общими принципиальными положениями и выводами. Разрабатывает идею государства и права через призму ценности и или антиценности для общества и отдельного человека. В ТГП активно используются такие философские категории как сущность, форма, содержание, целое, система и структура и др.)
    -
    Политология (как наука о политике, политических процессах, политических нормах.
    Изучает политику шире (в т.ч. политические системы мира, политические партии нормы политической этики и т.д.), чем юридическая наука. ТГП изучает государство как элемент политической системы, а право как способ регулирования политических процессов и явлений).
    -
    Социология (более приближена к практике, т.к. это наука об обществе в целом, социальных процессах. Она рассматривает влияние разных социальных факторов на государство и право, которые не являются её исключительным объектом изучения).
    -
    Экономическая наука (развитие государственно-правовых явлений зависит от экономических факторов. ТГП определяет пределы зависимости государства и права от экономики, способы правового управления экономической жизнью общества)
    -
    Герменевтика (наука о понимании и интерпретации текстов и других явлений культуры, используется в юриспруденции для изучения юридических текстов)
    ТГП не имеет монополии на рассмотрение государства и права, но у неё есть свой ракурс рассмотрения этих явлений по сравнению с другими общественными науками. Она делает акцент на юридических началах в функционировании государства и права.

    Все юридические науки можно разделить на след. группы:
    1. теоретико-исторические (ТГП, история государства и права, история полит.учений и др.)
    2. отраслевые юридические науки ( гражданское право, уголовное право и др.)
    3. прикладные (криминалистика, криминология, судебная медицина и др.)
    4. организационные (судоустройство, организация нотариата, адвокатуры, прокуратуры и др.)
    5. международные (МПП, МЧП, космическое право, морское право и др.)
    По отношению ко всем юридическим дисциплинам ТГП выступает обобщающей наукой, имеющей направляющее знание. Разрабатывает общие понятия и категории, которые используются отраслевыми науками.
    По отношению к другим юридическим наукам ТГП является фундаментальной наукой, т.к. раскрывает отношения и связи государственно-правовой действительности и формулирует на этой основе главные выводы, которые используются этими науками.
    ТГП имеет методологическое значение для других наук, т.к. разрабатывает базовые концепции и приемы изучения тех или иных явлений, применяемые другими науками.
    ТГП – исходная по отношению к другим юридическим наука, т.к. от уровня её развития зависит состояние юриспруденции в целом.
    Между ТГП и другими юрид. науками существует двусторонняя связь и взаимодействие.
    Итак, ТГП – это наука общественная, политическая, обобщающая, исходная, фундаментальная и методологическая.
    Функции ТГП как науки:
    1.
    Гносеологическая – (изучение теории познания) – изучение и объяснение процессов, происходящих в государственно-правовой сфере, определение их сущности, содержания и тенденций развития;
    2.
    Онтологическая – (учение о бытии) – определение, что такое ГП, как и в силу каких причин они возникли, что они представляют собой в настоящий период и каково их будущее;
    3.
    Эвристическая – (искусство нахождения истины, новых открытий) – открытие новых закономерностей в развитии науки ГП;
    4.
    Методологическая – выработка общей теорией познания государственно-правовых явлений, методов;
    5.
    Идеологическая – разработка и формулирование основных идей и базовых концепций правовой политик государства;
    6.
    Воспитательная – воспитывать уважение к праву, к закону, способствовать повышению правовой культуры;
    7.
    Практически-организаторская – подготовка рекомендаций и предложений по совершенствованию действующего законодательства, улучшению работы органов государства, укреплению правопорядка, выявлению противоречий и т.д.;
    8.
    Прогностическая – формулирование прогнозов относительно развития не только отдельных государственно-правовых институтов ли актов, но и динамики преступности, дальнейшего развития государственно-правовой жизни страны или группы стран и регионов.
    4. Предпосылки появления государства
    Неолитическая революция (эпоха позднего неолита нового каменного века, продолжалась несколько тысячелетий). Переход человечества от присваивающей экономики к экономике производящей, от охоты, рыболовства и собирательства к устойчивым формам скотоводства и земледелия.
    Переход к производящей экономике сопровождался общественным разделением труда, которое пришло на смену естественному разделению труда господствовавшего в период присваивающей экономики. Обычно вслед за Энгельсом выделяют три крупных общественных разделения труда: первым от земледелия отделилось скотоводство, вторым - ремесло, позже обособился класс людей, занятых только товарным обменом - купцы. Это третье крупное разделение труда. Разделения труда и связанное с ними совершенствование орудий труда дали толчок росту производительности труда. Возник
    избыточный продукт.
    С появлением избыточного продукта появляется имущественное и социальное расслоение
    людей. Появилась частная собственность. Выделяются семьи, в руках которых сосредотачиваются материальные блага, богатства. Появляются богатые и знатные люди. Наряду с ними появляются и другие слои, сословия, касты. Наряду с появлением различных социальных групп, сословий, каст появляются классы. Первый класс были рабы. Появилась возможность использовать чужой труд, получать
    прибавочный продукт.

    На поздних этапах перехода к производящей экономике на смену родоплеменной организации приходит промежуточная организация (ранее государственное образование), которую принято называть
    протогосударством. Во многом сохраняются черты родоплеменной организации, поскольку здесь существует старейшины, вожди и другие должностные лица, характерные для родоплеменной организации. Вместе с тем в период протогосударства происходит усиление власти вождей и старейшин и постепенно их власть перестает быть выборной и начинает передаваться по наследству. Кроме того, в период протогосударства постепенно складывается управленческий аппарат (состоит из людей осуществляющих управление различными сферами общественной жизни). На смену родовой общине
    пришла территориальная, состав которой определялся расселением в одной местности. В таких условиях усложнилась задача обеспечения целостной организации общества, его надлежащего развития и функционирования. Возникла необходимость во внешней власти, а, следовательно, в формировании
    сначала городов-государств, а потом и государства, как особой организации политической власти с обособленными учреждениями и группами людей, занимающихся только управлением.
    Города-государства – это поселки (селения), в которых, как предполагают, ученые, проживали свободные общинники-земледельцы; селились по территориальному, а не по родовому признаку и представляли собой соседскую общину.
    Город-государство был административно-хозяйственным и религиозным центром селения и прилегающей к нему территории; там проживали вождь, жрецы, чиновники; имел четкую систему территориального расселения, социально дифференцированную по имущественному признаку, по принципу разделения труда (кварталы оружейников, горшечников, воинов, купцов).
    Типичным средством формирования господствующих слоев, а затем и классов, стал наследственный механизм передачи должностей, а власть открывала путь к присвоению прибавочного продукта.
    Многочисленные функции государственного управления (управление общинным земледелием, выполнение общественных ритуалов, защита от военных нападений и другие) потребовали разветвленного аппарата управления, который постепенно обособился от основной массы населения, в результате чего появился социальный слой людей, которые выполняли чисто управленческие функции.
    Таким образом города-государства стали системой нового типа – политическим (выражали и защищали интересы всего общества), структурным и территориальным образованием.
    Вывод: государство возникает объективно, в силу внутренних потребностей организации жизни общинников-земледельцев и перехода первобытного общества от присваивающей к производящей экономике.
    Необходимо отметить точку зрения тех исследователей, которые говорят о двух путях
    возникновения государства:
    1.
    Восточный (азиатский) – данный путь является универсальным, поскольку по этому пути возникали и развивались не только государства Азии, но также государства Африки и Америки. Для него характерно то, что государство сформировалось на основе сложившегося в условиях первобытного
    общества аппарата управления. В зонах посевного земледелия, где возникали и появлялись первые государства, возникала необходимость сложных ирригационных (оросительных) сооружений (Египет,
    Месопотамия). Это требовало большого количества людей, а, следовательно, централизованного
    управления и создания специального аппарата, то есть органа, должностных лиц, которые бы такое управление осуществляли. Органы общественного управления и должностные лица создавались для выполнения и других функций (особые резервные фонды, отправление культа). Постепенно должностные лица выполняли функции общественного управления, превращались в чиновников (привилегированную замкнутую социальную прослойку), которая явилась прообразом будущего государственного аппарата.
    2.
    Западный (европейский) – дынный путь рассматривается как уникальный. Для него характерно то, что основным государствообразующим фактором было разделение общества на классы, в основе которого лежала частная собственность на землю и другие средства производства. Совпадает с теорией марксизма. В современной науке есть мнение, что первые государства везде были раннеклассовые.
    Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» выделяет три основные формы возникновения государства:
    афинская форма – реформы Тезея (учредил центральную власть и поделил население на три класса вне зависимости от родовой принадлежности: эвпатридов (благородных – наделялись исключительным правом замещения должностей), геоморов
    (земледельцев) и демиургов
    (ремесленников)); реформы Солона (четыре класса по имущественному цензу (размер и доходность землевладения); управленческие должности могут занимать – представители трех высших классов, четвертый класс имел лишь право выступать и голосовать на народном собрании); реформы Клисфена
    (разделил всю территорию Аттики на 100 самоуправляющихся общин-округов (демов), во главе которых стояли старейшины (демархи));

    древнеримская форма – государство формировалось в результате борьбы между патрициями
    (коренная римская аристократия) и плебеями (бесправное пришлое население), не допускавшимися к управлению обществом.
    древнегерманская форма – древние германцы завоевали территории Римской империи, потребовалось создание аппарата управления, то есть организация публичной власти, стоящей над обществом и располагающей разветвленным аппаратом управления.
    5. Теории возникновения государства: теологическая, патриархальная, договорная, теория
    насилия, классовая (марксистская), психологическая и другие
    Теологическая (религиозная, теократическая) теория (теос – бог – государство результат божественной воли) (Тертуллиан, Аврелий Августин). Постигнуть природу государства невозможно в силу его божественного происхождения. В современных условиях эта теория несколько видоизменилась, и выражается в христианско-демократической концепции государства. Теологическая теория зародилась в глубокой древности. Наибольшее развитие получила в эпоху средневековья (при феодализме).
    Определенное распространение имеет и сейчас (представляет официальную доктрину Ватикана).
    Наиболее видным представителем этой теории в России является Иосиф Волоцкий (1439 – 1515), на
    Западе – средневековый ученый-богослов Фома Аквинский (1226 – 1274). Теологическая теория не разграничивает процесс возникновения общества, государства и права. Общество, а вместе с ним государство и право, возникают одновременно и являются творением божественного разума, практическим воплощением воли Бога на земле. Все что существует на земле по воле бога. Государство и право вечны, как и сам бог. Монарх как наместник бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться велениям государственной воли, как продолжению воли божественной. Оценивая теологическую теорию, следует иметь в виду, что она была обусловлена религиозным сознанием людей в период Средневековья и ранее, а также уровнем знаний об обществе, который существовал в тот период.
    Она отражала также те реалии, что первые государства были теократическими, вступление на престол монарха освещалось церковью и это придавало власти особый авторитет. В более поздние времена эту теорию использовали для оправдания неограниченной власти монарха. Данная теория имеет хождение в современный период, в частности в учении богословов.
    Патриархальная (патерналистская) теория (государство это большая семья) (Аристотель, в
    Китае – Конфуций, 551 – 479 до н.э.), основателем которой по праву считается древнегреческий философ
    Аристотель. Согласно учению Аристотеля государство является продуктом естественного развития, возникает в результате появления и разрастания семьи. В основе образования государства лежит естественное стремление людей к взаимному общению. Такое общение приводит к тому, что из нескольких семей складывается селение или род, а из всех селений или родов образуется государство.
    Государство, по Аристотелю, является высшей формой общения, включающей в себя все другие образования и формы общения. Оно «появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради блага жизни». Последователями патриархальной теории: Роберт Филмер (Англия, 17 век),
    Николай Михайловский (Россия, 1842 – 1904). Патриархальная теория получила современное преломление в идее государственного патернализма, то есть заботы государства о своих гражданах и подданных в случае наступления неблагоприятной ситуации – болезни, инвалидности, безработицы.
    Позитивным является также и то, что ее сторонники призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку, а это возможно только в обществе, построенном по типу семейных отношений.
    Договорная (естественно-правовая) теория зародилась в V-VI вв. до н.э. в учениях софистов
    Древней Греции. Они считали, что государство создается людьми на основе добровольного соглашения для обеспечения общего блага. Эта теория основывалась на двух главных положениях: до возникновения государства и права люди жили в условиях так называемого естественного состояния; государство возникает в силу заключения общественного договора. Договорная теория – предполагает социальное предназначение государства – в основе создания государства лежит общественный договор, люди для обеспечения естественных прав соглашаются создать государство. Если договор заключается между уже правящими и остальной частью населения, то это договор подчинения; если между населением, то – договор объединения. Договорная теория выражается в естественно-правовой теории или в теории естественного права. Своё развитие получила в 17 –18 веках, хотя истоки этой теории находятся в трудах еще мыслителей древней Греции 5-4 век до н.э. Наиболее известными представителями были: Г. Гроций,
    Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев, Спиноза. Согласно договорной теории государство – результат общественного договора о правилах совместного проживания. До появления государства люди находились в так называемом естественном состоянии, под которым подразумевается либо свобода и равенство всех членов общества (Локк), либо война всех против всех (Гоббс), либо всеобщее
    благоденствие – Золотой век (Руссо). Каждый человек обладал определенной суммой неотъемлемых естественных прав, полученных от Бога или от природы. В то же время в догосударственном обществе не было власти способной защитить человека и гарантировать его естественные права. Поэтому чтобы
    защитить человека, гарантировать ему его естественные права и нормальную жизнь люди заключили
    между собой договор, своеобразное соглашение о создании государства, передав ему как органу
    представляющему их общие интересы часть своих прав.
    Достоинство данной теории: она провозгласила народ источником государственной власти, принадлежность суверенитета народу. Правители являются лишь уполномоченными народа, могут быть смещены по воле народа и обязаны отчитываться перед ним. Теория носит демократический характер, т.к. исходит из того, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения, люди равны между собой, и каждый ценен для общества.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


    написать администратору сайта