Государство, право и личность. Связь личности с государством и правом
Скачать 95.76 Kb.
|
Понятие и структура правовой системы. Под правовой системой понимаются взятые в единстве и взаимосвязи все правовые явления общества. Представляется возможным выделить в правовой системе общества три подсистемы, которыми можно охватить все правовые явления общества: это регулятивная, идеологическая и организационная подсистемы. В регулятивную подсистему входят: нормы права, в своем единстве составляющие позитивное право; источники права, включая законодательство; индивидуальные правовые предписания; индивидуальные правовые акты (индивидуальные правовые договоры и акты применения права), акты толкования права. К идеологической подсистеме относятся: правосознание, правовая культура, юридическая наука, юридическое образование, правовое воспитание. Организационную подсистему составляют: субъекты права и правоотношений, сами правоотношения, правотворчество, реализация и применение права, толкование права, правовое поведение, юридическая ответственность, законность, правопорядок. Национальные правовые системы, правовые семьи и типы права. Правовые системы различных государств могут иметь определенные общие черты, что позволяет объединять их в отдельные группы - правовые семьи. Под правовой семьей многие понимают совокупность национальных правовых систем, обладающих общностью источников, структуры и исторического пути формирования права. Представляется возможным выделить в современном мире четыре основных правовых семьи: романо-германскую, англосаксонскую, религиозно-традиционную и социалистическую. В свою очередь, в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить такие правовые семьи (подсемьи), как романскую, германскую, скандинавскую, славянскую и латиноамериканскую, а в рамках религиозно-традиционной семьи – религиозную, к которой относятся мусульманская, индусская и иудейская правовые системы, и традиционную. Типы права: В современной типологии права используется формационный подход, согласно которому выделяются рабовладельческий, феодальный, буржуазный (капиталистический) и социалистический типы права, каждый из которых существует в рамках соответствующей общественно-экономической формации и обусловлен определенным способом производства материальных благ. Исходя из качественных особенностей права той или иной общественно-экономической формации, О. Э. Лейст выделяет три типа (исторических типа) права: сословное право, формальное право и социальное право. Сословное право соответствовало азиатскому способу производства, рабовладельческому и феодальному обществам. Оно отражало и закрепляло структуру обществ, состоявших из классов-сословий, и выступало как право-привилегия, по содержанию разное для разных сословий, а нередко – и для социальных групп внутри сословий. Формальное (абстрактно равное) право – это право буржуазного общества. Оно является правом всеобщего равенства, формальных прав и абстрактной свободы и качественно отличается от сословного права. С приходом формального права отменяются сословные привилегии, учреждается равенство всех людей перед законом, закладываются основы гражданского общества. Социальное право – это право, которое возникает в XX в. Оно сохраняет общечеловеческие ценности равного права, но преодолевает формализм буржуазного права при помощи общегосударственной системы гарантий, особенно льгот и правовых преимуществ для социально обездоленных слоев общества. Используется также типология права, в основе которой лежит типология правовых систем. При таком подходе каждая правовая семья, выделяемая в процессе типологии правовых систем, рассматривается и как соответствующий тип права Романо-германская правовая система (возникновение, структура, источники). Романо-германская правовая система (семья) возникла в XIII в.в странах континентальной Европы. Романо-германская правовая система в своем развитии прошла три периода: период становления (6-12 в.), период рецепции римского права (13-19 в.) и период усиленного развития и кодификации законодательства (19-20 в.). Структура: Четкое деление романо-германского права на публичное и частное. Другая характерная особенность структуры романо-германского права состоит в четком делении права на институты и отрасли. Третья особенность структуры романо-германского права связана с характеристикой правовых норм этой системы. Нормы романо-германского права – это правила поведения общего характера. Норма, установленная законодателем, – это не более чем ядро, вокруг которого вращаются вторичные правовые нормы. Источники романо-германского права: На первом месте здесь стоит нормативный правовой акт и, прежде всего, закон. На втором месте находятся международные договоры, которые, как правило, обладают верховенством по сравнению с внутренними законами. К источникам романо-германского права относятся также правовые обычаи, которые имеют некоторое распространение в области торговли, судебнаяиадминистративная практика,общие принципы. Судебная и административная практика, хотя и не является основным источником права, играет далеко не последнюю роль. В течение длительного времени основным источником романо-германского права была правовая доктрина. Англосаксонская правовая система (возникновение, структура, источники). Англосаксонская правовая система в отличие от романо-германской возникла несколько раньше – в XI веке. В истории английского права можно выделить четыре основных периода: период англосаксонского права (с V в. до 1066 г.), период становления общего права (с 1066 – 1485 г.), период расцвета общего права и его соперничества с правом справедливости (с 1485 – 1832 г.) и период развития и систематизации законодательства (с 1832 и по сей день). Структура: Для английского права, как это видно из истории его формирования, характерно деление на общее право и право справедливости. Во-вторых, в англосаксонском праве, и в первую очередь в английском, отрасли права, особенно материального, выражены не столь четко, как в романо-германской правовой системе. Англосаксонское право – это право процессуалистов и практиков. В англосаксонском праве существует два вида правовых норм: законодательные и прецедентные. Источники: Наиболее важным источником англосаксонского права является судебный прецедент. Другим источником англосаксонского права является нормативный правовой акт (закон, статут). К источникам англосаксонского права относятся также правовой обычай,доктрина и разум. Это вспомогательные источники права, которые применяются в основном при восполнении пробелов в действующем праве. Мусульманская правовая система (возникновение, структура, источники). Она возникла в VII в. в Арабском Халифате в качестве одного из важнейших компонентов исламской религии. Как отмечается в научных источниках, эта религия содержит в себе, во-первых, теологию, которая устанавливает и уточняет, во что должен верить и во что не должен верить мусульманин, и, во-вторых, предписания верующим, указывающие на то, что они должны и чего не должны делать в своей жизни. Совокупность таких предписаний именуется в исламской религии шариатом, который и составляет то, что принято называть мусульманским правом. История мусульманского права начинается с пророка Мухаммеда (Мухаммада), жившего примерно в 570–632 гг. Мухаммед от имени Аллаха адресовал некоторые основные правила поведения, нормы верующим мусульманам. Эти нормы формулировались им главным образом в проповедях. Другая часть юридически значимых норм сложилась в результате жизнедеятельности и поведения самого пророка. Позднее и те и другие нормы нашли отражение в первичных источниках мусульманской религии и права – Коране и сунне. В VIII–X вв. существенное влияние на развитие мусульманского права оказали исламские правоведы и мусульманские судьи (кади). Примерно с середины XI в. мусульманское право перестает быть единым для всех мусульманских стран и становится правом различных правовых школ (толков). Структура: МП знает деление на публичное и частное. Но это в значительной мере частное право, исторически возникшее из отношений собственности, обмена, личных неимущественных связей. Системе мусульманского права и отдельным его отраслям в полной мере присущи характерные черты феодальных правовых систем – партикуляризм, неопределенность и противоречивость содержания при запутанности нормативных источников. Для структуры мусульманского права характерно и то, что в нем есть конкретные нормы и нормы-принципы Исламские правоведы под нормой права понимают правило, адресованное мусульманской общине Аллахом. Источники: Источники мусульманского права можно подразделить на две основные группы. Первую группу составляют Коран и сунна, вторую – иджма и кияс (кийяс). Коран – священная книга ислама. Сунна – это сборник адатов, т. е. традиций, касающихся действий и высказываний Мухаммеда. Иджма – это согласованное заключение древних правоведов – знатоков ислама – об обязанностях правоверного, получившее значение юридической истины, извлеченной из Корана или сунны. К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкает фетва – решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам. Кияс – суждения по аналогии. К второстепенным источникам мусульманского права относят обычаи и традиции, не противоречащие основам мусульманского права, а также государственные законы. Многообразие взглядов на понятие права и основные подходы к его пониманию. Типы правопонимания. Теория естественного права. Представителями этой теории являются Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж. -Ж. Руссо, А. Н. Радищев и многие другие. Основная идея теории естественного права состоит в том, что в обществе наряду с позитивным правом, которое создается государством, существует и так называемое естественное право, которое не создается никем, а возникает само по себе и вытекает либо из природы человека, либо из природы вещей, либо из универсального вселенского порядка. Юридический позитивизм. Основные его представители – Д. Остин, К. Бергбом, Г. Ф. Шершеневич. Возник в середине ХIХ в. как теория, оппозиционная теории естественного права. Юридический позитивизм отвергал идею естественного права, считая ее заблуждением. Для него право – это только позитивное право, т. е. нормы, правила поведения, установленные или санкционированные государством и адресованные членам общества. Близким юридическому позитивизму по духу является нормативизм, основоположником которого считается Г. Кельзен. Нормативизм возник в первой половине ХХ в., как «чистое учение о праве». «Чистота» этого учения по Кельзену состоит в том, что оно изучает только право, освобождая право от всего того, что им не является. С точки зрения нормативизма право – это сфера долженствования, это ступенчатая система, пирамида норм, содержащих правила должного поведения и закрепленных в законах и иных официальных актах государства. Социологическая теория права (социологическая юриспруденция). Наиболее видными ее представителями являются Р. Иеринг, Ф. Жени, Е. Эрлих, Р. Паунд. Зародилась данная теория во второй половине ХIХ в. С точки зрения социологической юриспруденции право необходимо искать в самих общественных отношениях. Психологическая теория права. Ее родоначальником считается русский ученый Л. И. Петражицкий. Возникла в начале ХХ в. Согласно этой теории право является элементом человеческой психики. Оно есть определенные психические переживания, правовые эмоции человека. Марксистско-ленинская теория права. Ее основоположники – К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Возникла в середине ХIХ в., но основное развитие получила в ХХ в. С точки зрения марксистско-ленинской теории право есть возведенная в закон воля экономически господствующих классов. Содержание этой воли определяется материальными, т. е. экономическими, условиями жизни общества, а возведение ее в закон осуществляется государством путем установления или санкционирования определенных норм. Из рассмотренных теорий вытекает три основных подхода к пониманию права: нормативный, социологический и нравственный. С точки зрения нормативного подхода право – это юридические нормы, правила поведения, которые устанавливаются и/или санкционируются государством. Сторонники социологического подхода право видят не в нормах, установленных или санкционированных государством, а в самой жизни, в конкретных общественных отношениях, в массовом правосознании и даже в нормах, складывающихся в обществе независимо от государства. Согласно нравственному подходу (его называют также философским) право – это определенные идеи, представления людей о свободе, равенстве, справедливости, естественных правах человека, иных социальных ценностях. Многие исследователи предпочитают опираться на так называемый интегративный подход, который призван объединить все ценное, что присуще и нормативному, и социологическому, и нравственному подходам. Типы правопонимания: В зависимости от подходов к пониманию права обычно выделяют три аналогичных основным подходам типа правопонимания: нормативный, социологический и нравственный. Иначе выглядит типология правопонимания, когда за основу берется соотношение права и закона. По данному критерию выделяется два типа правопонимания: позитивистский и непозитивистский. Позитивистский тип правопонимания (его называют также легистским) характеризуется отождествлением права и закона. С точки зрения позитивистов правом является любое установление государственной власти: любой закон, любой административный акт, любое судебное решение, которые обобщенно именуются законом. Непозитивистский тип правопонимания (он именуется также юридическим) основан уже на различении права и закона. Согласно этому типу правопонимания право не сводится к закону, установленному государством. Право формируется независимо от государства и обладает приоритетом по отношению к закону. Понятие права в общесоциальном и юридическом смысле. Объективное и субъективное право. Право в неюридическом (широком, общесоциальном) смысле – это свобода, возможность определенного поведения участников общественных отношений, которая признается обществом и носит социально оправданный характер. Это свобода, возможность действовать, поступать определенным образом: совершать какие-либо социально значимые поступки, притязать на что-то, требовать соответствующего поведения от других. Право в юридическом (узком) смысле – тоже свобода, возможность определенного поведения участников общественных отношений, но в отличие от естественного права – это свобода, которая устанавливается или признается государством. Установленные или санкционированные государством нормы в юриспруденции принято называть объективным правом (или правом в объективном смысле), а меру возможного поведения участников общественных отношений, определяемую этими нормами, – субъективным правом (или правом в субъективном смысле). Санкционированный обычай, юридический прецедент и нормативный договор как источники права. Санкционированный правовой обычай можно определить как сложившееся вследствие фактического применения в течение длительного времени правило поведения, признанное государством в качестве общеобязательного. Юридический прецедент - решение судебного или административного органа по конкретному юридическому делу, которому государство придало общеобязательное значение и которое вследствие этого стало образцом для разрешения аналогичных дел. Решения судебных или административных органов сами по себе источником права не являются. Таковыми они становятся тогда, когда государство признает их в качестве образцов, оснований для разрешения аналогичных дел. Существует два основных вида юридического прецедента: судебный, который создается судебными органами, как правило, высшими, и административный, который создается органами исполнительной власти. Нормативный договор (договор с нормативным содержанием) представляет собой соглашение двух и более субъектов, устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права. Существуют международные договор, учредительные договоры, компетенционно-разграничительные договоры, договоры (соглашения) о делегировании полномочий, программно-политические договоры, функционально-управленческие соглашения, договоры между государственными органами и общественными организациями, договоры о гражданском согласии. Классификация норм права, их виды. С учетом той роли, которую они играют в процессе регулирования общественных отношений выделяют конститутивные (общеустановительные, декларативные), регулятивные (управомочивающие, обязывающие, запрещаюшие), охранительные (карательные и правовостановительные) и вспомогательные нормы (дефинитивные, коллизионные и оперативные нормы). По принадлежности к той или иной отрасли права правовые нормы подразделяются на конституционные, административные, гражданские, уголовные и т. д. По степени обязательности правовые нормы обычно подразделяют на императивные (нормы, содержащие категорические предписания, предписания, которые не могут быть изменены участниками общественных отношений по своему усмотрению), диспозитивные (нормы, которые предоставляют участникам общественных отношений возможность самостоятельно определить свои юридические права и обязанности договором или соглашением) и рекомендательные (нормы, исполнение которых не обязательно, но желательно). В данной классификации нередко выделяются также поощрительные нормы – нормы, устанавливающие определенные поощрения, льготы за те или иные действия. С учетом объема регулирующего действия нормы права принято подразделять на общие (нормы, охватывающие, как правило, все институты той или иной отрасли права и регулирующие определенный род общественных отношений) и специальные (нормы, относящиеся к какому-либо институту права и регулирующие соответствующий вид общественных отношений). Некоторые авторы в этой классификации выделяют также исключительные нормы, относя к ним нормы, устанавливающие исключения из общих и специальных норм. |