Главная страница

ОТВЕТЫ. Характеристика общего психического и речевого развития детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата


Скачать 267.38 Kb.
НазваниеХарактеристика общего психического и речевого развития детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата
Дата03.06.2021
Размер267.38 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаОТВЕТЫ.docx
ТипДокументы
#213508
страница12 из 29
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   29

Билет №13


  1. Классификация звуков русского языка, их учет в профессиональной деятельности логопеда.

В русском языке различают 42 звука речи, или, пользуясь другим термином, 42 фонемы (от греч. слова phonema, что означает «звук речи»).

По механизму образования фонемы делятся прежде всего на гласные и согласные (6 гласных и 36 согласных).

Для всех гласных характерны фонация (голосообразование), обусловленная вибрацией голосовых связок, и свободный проход выдыхаемого воздуха через ротовую полость.

Для согласных характерно образование в ротовой полости преград на пути выдыхаемого воздуха либо в виде смычки тех или иных речевых органов, либо в виде образованных ими более или менее узких щелей и проходов, либо, наконец, в виде последовательного соединения смычки с щелью. При образовании одних согласных фонем указанные преграды сочетаются с фонацией, при образовании других фонация отсутствует.

Артикуляционная классификация гласных строится с учетом:

1) участия или неучастия губ. В артикуляции гласных о и у, кроме языка, активное участие принимают губы, которые при произнесении этих фонем выдвигаются вперед и округляются. Поэтому гласные о, у называют лабиализованными (от лат. labia — губы), а все остальные гласные — нелабиализованными

2) степени подъема языка к нёбу (верхний, средний и нижний подъем);

3) места подъема языка (передний, средний и задний ряд).

В современном русском языке шесть гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Различное качество гласных, воспринимаемое нами на слух как разные звуки, зависит от объема и формы ротовой полости при образовании гласных. Объем же и форма ротовой полости определяются движением языка и губ — активных органов произношения. Взависимости от движения языка в горизонтальном направлении (вперед-назад) гласные подразделяются на: 1) гласные переднего ряда [и], [э] (при их произнесении язык продвигается вперед, а его кончик упирается в нижние зубы); 2) гласные среднего ряда [ы], [а] (при их произнесении язык несколько отодвигается назад); 3) гласные заднего ряда [у], [о] (при их произнесении язык отодвигается назад в большей степени).

В зависимости от степени подъема языка к нёбу, т. е. движения языка по вертикали, различаются: 1) гласные верхнего подъема [и], [ы], [у] (при их образовании язык поднят к нёбу в наибольшей мере); 2) гласные среднего подъема [э], [о] (при их образовании язык поднимается к нёбу менее высоко); 3) гласные нижнего подъема, к которым относится только [а] (при его образовании язык не приподнят или приподнят в минимальной степени, нижняя челюсть опущена и широко раскрыт рот).

Ротовое или носовое резонирование

Степень участия голоса и шума

Место образования

Способ образования

Губные

Язычные




Губно-губные

Губно-зубные

Язычно-зубные

Язычно-альвеолярные

Язычно- передненёбные

Язычно-средненёбные

Язычно-задненёбные




тв

м

тв

м

тв

м

тв

м

тв

м

тв

м

тв

м




Ротовое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Носовое

Шумовые

Звонк

Смычные

 

 

Б

Б'

-

-

Д

Д’

-

-

-

-

-

Г’

Г

-

 

 

 

Глух




П

 

П’

-

-

Т

Т’

-

-

-

-

-

К’

К

-




Звонк

Щелевые

 

 

-

-

В

В’

З

З’

-

-

Ж

-

-

 

Й

-

-

 

 

 

Глух




-

 

-

Ф

Ф’

С

С’

-

-

Ш

Щ

-

Х’

Х

-




Звонк

Смычно-щелевые

 

-

 

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

 

Глух

 

-

-

-

-

Ц

-

-

-

-

Ч'

-

-

-

-

 

 

Соноры

Дрожащие

-

-

-

-

-

-

Р

Р'

-

-

-

-

-

-




Смычно-проходные

-

-

-

-

-

-

Л

Л'

-

-

-

-

-

-




Соноры

Смычно-проходные

М

М’

-

-

Н

Н'

-

-

-

-

-

-

-

-






  1. Использование логопедической ритмики в системе коррекционно – развивающей работы по устранению речевых нарушений.

Логопедическая ритмика может быть определена как одна из форм своеобразной активной терапии, как одно из средств воздействия в комплексе методик.

Организация специальных логоритмических занятий способствует развитию и коррекции двигательной сферы, сенсорных способностей лиц с расстройствами речи, содействует устранению речевого нарушения и в конечном итоге социальной реабилитации.

Значение ритмического и логоритмического воздействия на людей подчеркивали многие исследователи. Так. В.М.Бехтерев выделял следующие цели ритмического воспитания: выявить ритмические рефлексы, приспособить организм ребенка отвечать на определенные раздражители (слуховые и зрительные), установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных детей и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.

В.А.Гиляровский писал, что логопедическая ритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, на настроение, она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры.

Е.В.Чаянова, Е.В.Конорова считали, что логопедическая ритмика развивает внимание (его концентрацию, объем, устойчивость, распределение), память (зрительную, слуховую, моторную, логическую, комплексную).

В.А.Гринер, К.Колер и К.Швабе указывали, что логопедическая ритмика может быть использована как психотерапевтический метод (коллективно-психологический метод, музыкотерапия).

О значении логопедической ритмики для коррекции речи людей писали Н.С.Самойленко, Н.А.Власова, Д.С.Озерецковский, Ю.А.Флоренская. Они подчеркивали общепедагогическое влияние ритма на различные болезненные отклонения в психофизической сфере человека, а также то, что логопедическая ритмика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание человека.

В этой связи важно отметить, что ЛР, предполагающая связь слова, музыки и движения (Волкова Г.А., 1985, 2002), опирается на формирование сенсомоторных взаимодействий, которые одновременно обогащаются музыкальными, цветовыми, тактильными, кинестетическими ощущениями, что в свою очередь создаёт дополнительный потенциал для развития психики детей с речевыми нарушениями (Кузнецова Е.В.,2002; Семенович А.В., Ланина Т.Н., 2004).

В том числе, ЛР как методика соответствует ФГОС ДО (2013), что является достаточно веским аргументом в пользу её включения в основное содержание логопедической работы.

Обратимся к анализу ЛР с позиций ФГОС ДО и проиллюстрируем это на наиболее типичных примерах.

Представим образовательные области.

Социально -коммуникативное развитие .

Основная форма ЛР деятельности – групповая позволяет через телесные движения наиболее полно раскрыть представление о себе и о других. Танцевальные движения, все виды общеразвивающих упражнений, игры в группе дают уникальную возможность безопасной и эффективной обратной связи, что способствует самопринятию, а также принятию другими детьми. Опираясь на символическую функцию тела, можно говорить о том, что тело - это поведение, а голова – интеллект. Если ребенок научился контролировать своё тело, можно с уверенностью сказать, что он способен контролировать и своё поведение, а это совершенно необходимо для успешного общения со взрослыми и сверстниками.

Познавательное развитие на ЛР занятиях осуществляется в ходе: отгадывания загадок;

  • имитации действий различных предметов (неодушевлённых и одушевлённых); выполнения ритмических упражнений;

  • исполнения стихов и песен; игровой деятельности;

  • работы по схемам и графикам.

Речевое развитие:

Решению одной из главных задач ЛР воздействия – формированию и закреплению навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения способствует выполнение следующих упражнений:

  • сопряженных артикуляционных упражнений;

  • на автоматизацию либо дифференциацию звуков; речевых с движениями;

  • пропевание музыкальных чистоговорок, скороговорок, песен.

Художественно -эстетическое.

Многочисленные исследования раскрывают психофизиологическую основу увеличения эффективности любого коррекционного воздействия при использовании музыки. Не является исключением и ЛР, трактуемая как методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения. При этом, в ходе музыкально-ритмической деятельности, используется, как аккомпанемент музыкального руководителя, так и различные аудиозаписи.

В ходе ЛР происходит формирование элементарных представлений о видах искусства: декоративно-прикладном искусстве;

  • литературе;

  • музыке; театре.

А так же реализуется самостоятельная творческая деятельность детей: конструктивно-модельная (работа по графикам и схемам), музыкальная.

Физическое развитие.

В процессе применения следующих упражнений: сопряженных артикуляционных; на автоматизацию (либо дифференциацию) звуков; танцевальных; речевых с движениями; на развитие чувства ритма; пространственных ориентировок; на релаксацию; на развитие пантомимики и пластики, выполняемых в дорсальной системе координат (за спиной), развиваются, совершенствуются и закрепляются различные временные связи (кортико-мышечные, кортико-сосудистые и т.д.), усиливается регулирующее воздействие корковых и подкорковых центров на сердечно-сосудистую систему, происходит обогащение организма новыми ощущениями, понятиями, представлениями, в результате чего происходит гармоничное физическое развитие детей.

Рядом авторов доказано (Волкова Г.А. 1985, 2002; Семенович А.В. 2002 и др.), что при использовании ЛР средств создаются благоприятные условия для тренировки, как процессов торможения, так и возбуждения. Происходит это за счёт точной дозировки раздражителей: темпа, ритма, динамики музыки и слова.

Таким образом, мы можем констатировать, что ЛР интегрирует в себе абсолютно все образовательные области.

В контексте обсуждаемой темы, несомненным преимуществом является

возможность использования ЛР средств не только в рамках непосредственно музыкально-ритмической деятельности, но и в других видах образовательной деятельности. Упражнения: речевые с движениями; танцевальные; на развитие пантомимики и пластики; подвижные игры; схемы фигур, букв и цифр, активно включаются, как в непосредственно образовательную деятельность (НОД), так и в совместно образовательную деятельность (СОД) при проведении режимных моментов.

Можно определить следующие особенности логопедической ритмики. Она создает:

1) благоприятные условия для тренировки процесса торможения или возбуждения у лиц с речевой патологией, у которых нарушены равновесие деятельности нервной системы и ритм процессов центральной нервной системы;

2) благотворное влияние на больных за счет точной дозировки раздражителей: темпа, ритма, динамики музыки и слова. Музыка и словесные инструкции вызывают у больных дифференцированные по времени, силе и форме двигательные реакции. Музыка и слово помогают или активно реализовать движение, или затормозить моторную реакцию;

3) возможность выявить индивидуальный ритм человека и ритм коллектива, позволяет во всем многообразии мимико-двигательных проявлений, установить соответствие ритма индивида оптимальному биологическому ритму людей его пола и возраста;

4) упорядочивание и усовершенствование протекающих двигательных, ритмических процессов у человека, развивает способность к сосредоточению. Работа в группе (коллективе) благотворно влияет на слабого, подражания другим помогает ему выполнять ритмические упражнения;

5) соответствие требованиям каждой реабилитационной или развивающей методики и сообразно ей меняет содержание и творческий подход;

6) возможность учитывать особенности возраста детей и взрослых с точки зрения осознания упражнений, если большинство заданий дети выполняют по подражанию, а взрослые закрепляют навык осознанно.

В логоритмическом воспитании можно выделить два основных звена: развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов у людей с речевой патологией: слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, зрительной ориентировки на собеседника, координации движений, чувства темпа и ритма в движении, воспитание и перевоспитание личности; развитие речи и коррекция речевых нарушений: воспитание темпа и ритма дыхания и речи, орального праксиса, просодии, фонематического слуха и т.п., речевых нарушений, в зависимости от этиологии, механизмов, симптоматики и методики устранения.

  1. Подберите серию речевых игр по развитию навыков фонематического синтеза у детей с речевой патологией. (возраст по выбору).

  • «Нужное слово»

Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ.

Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

  • «Зоркий глаз»

Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.

Ход игры. Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.

  • «Запоминайка».

Цели: развивать слуховое внимание, память.

Ход игры. Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д.), например:

сумка—суп—сапоги

шапка—сын—шуба

При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия, фонематических представлений.

  • «Повтори и прибавь»

Цели: развивать слуховое внимание, память.

Ход игры. Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов, например: на звук [Ж] —

жук, жаба, ужи, ежи и т. д.

  • «Сложи звуки».

Цели: развивать фонематический синтез, слуховое внимание, память.

Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова, например: [П], [А] - ПА; [Н], [О], [С] - НОС.

  • «Мяч поймай — слово составляй» Мы поймали три мяча — Слово скажем мы сейчас.

Цель: составление трехзвуковых слов и их анализ. Оборудование: мячи из ткани с вышитыми на них гласными и согласными.

Ход игры. Логопед бросает каждому ребенку мяч, называя звуки задуманного слова: М — А — К Д — О — М К — О — Т Дети находят на своем мяче букву, соответствующую названному звуку, и составляют из мячей слово, читают, анализируют его.

  • «Добавь слог».

Оборудование: мяч.

Описание игры: Логопед подбирает стихотворные строчки (потешки) и просит детей подсказать последний слог:

сы-сы-са – длинная ко…

ши-ши-ши – наши дети хоро…
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   29


написать администратору сайта