Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Средства и отличительные черты методики 2.1. Средства и основы методики воспитания двигательно-координационных способностей Средства.

  • Основные методические линии и подходы.

  • Таблица 5

  • 1. Внесение строго регламен­тированных изменений в от­дельные параметры привычно­го действия или смена способа

  • Комбинаторное варьирова- ние движений, действий

  • Изменение внешних условий

  • Особенности регулирования нагрузок и отдыха.

  • И профессиональноприкладных форм


    Скачать 7.62 Mb.
    НазваниеИ профессиональноприкладных форм
    Дата26.03.2022
    Размер7.62 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаMatveev_L_P_Teoria_i_metodika_fizicheskoy_kult.doc
    ТипУчебник
    #418675
    страница18 из 60
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   60

    164

    развития данных способностей в значительной мере зависит весь ход последующего совершенствования в двигательной деятельнос­ти. Задачи по обеспечению дальнейшего развития координационных способностей решаются в процессе профессионально-прикладной физической подготовки и в спортивной тренировке. Прикладное значение достаточно высокого уровня развития этих и непосред­ственно связанных с ними способностей в сфере современного материального производства не уменьшается, а в ряде профессий даже возрастает. Многие существующие и вновь возникающие виды практической трудовой деятельности, не требуя огромных зат­рат мышечных усилий, тем не менее предъявляют повышенные требования к своего рода двигательной интеллигентности, разно­образию двигательных умений, тонкой координации движений, спо­собности овладевать все новыми операциями, связанными с преоб­разованием ряда сформированных ранее двигательных навыков. Не случайно воспитание двигательно-координационных способнос-ней составляет стержневой раздел ряда разновидностей профес­сионально-прикладной подготовки. Вполне понятно, что задачи по специализированному воспитанию данных способностей являются центральными при углубленном совершенствовании в видах спорта, предъявляющих предельно высокие требования к качеству коорди­нации движений: в спортивной гимнастике, фигурном катании на коньках, прыжках в воду, прыжках и спусках с гор на лыжах, спор­тивных играх, единоборствах и т. п.

    2. Средства и отличительные черты методики

    2.1. Средства и основы методики воспитания двигательно-координационных способностей

    Средства. В качестве средств воспитания двигательно-коорди­национных способностей могут быть использованы в принципе са­мые различные физические упражнения, если выполнение их объек­тивно связано с преодолением более или менее значительных координационных трудностей. Такие трудности приходится преодо­левать в процессе освоения техники любого нового двигательного действия. Однако по мере того, как действие становится привычным и все больше закрепляется связанный с ним навык, оно становится все менее трудным в координационном отношении и потому все меньше стимулирует развитие координационных способностей. Но­визна, хотя бы частичная, необычность и обусловленные этим неординарные требования к координации движений важнейшие критерии при выборе упражнений для эффективного воздействия на двигательно-координационные способности.

    Особенно ценны в этом отношении безгранично разнообраз­ные комбинации движений, составляющие материал гимнастики, а также спортивных и подобных им подвижных игр. Материал гимнастики (прежде всего основной и спортивной, включая уп­ражнения без предметов и с предметами, художественную гим-

    165

    настику и гимнастику на снарядах, акробатику, а также и такие формы гимнастики, как ушу, и т.д.) позволяет с наибольшей планомерностью и постепенностью предъявлять бесконечно обнов­ляемый ряд заданий по искусному согласованию движений, объеди­нению их в самые разнообразные связки и комбинации. Игры же, отличающиеся высокодинамичной совокупностью двигатель­ных действий, непрерывно меняющихся в зависимости от вероятност­ной ситуации, позволяют предъявлять повышенные требования к целесообразному варьированию усвоенных форм двигательной ко­ординации, способности преобразовывать их и переключаться с одних точно координированных действий на другие. Отсюда понят­но, почему гимнастические и игровые упражнения наиболее широко применяются в качестве средств воспитания двигательно-координа-ционных способностей. Впрочем, ими, как следует из сказанного вначале, вовсе не исчерпывается вся совокупность пригодных для этого средств.

    Основные методические линии и подходы. Воспитание двига-тельно-координационных способностей идет по двум основным лини­ям. Одна из них связана преимущественно с систематическим пополнением двигательного опыта занимающихся новыми форма­ми координации движений, другая — с преодолением координаци­онных трудностей, возникающих при необходимости гибко варьиро­вать привычные формы координации движений в условиях вне­запно меняющихся ситуаций.

    Первая линия реализуется непосредственно в процессе разу­чивания новых двигательных действий путем последовательного решения двигательных задач, вытекающих из необходимости согла­сования движений и преодоления помех, которые возникают на начальных этапах формирования двигательных умений. Для стиму­лирования развития координационных способностей здесь имеет значение не столько факт научения действию, сколько достигаемая при этом степень мобилизации данных способностей. Разучивая все новые и новые координационно усложняющиеся двигательные дей­ствия, как бы упражняют саму способность координировать дви­жения, искусно строить и перестраивать их. Существенную роль в этом отношении играет, кроме прочего, преодоление интерферен­ции (отрицательного взаимовлияния) ранее закрепившихся и вновь формируемых способов координации движений. Систематическое ре­шение такого рода двигательных задач является одним из дейст­веннейших факторов развития координационных способностей (совсем не случайно, например, гимнастика включает множество упражнений, требующих преодоления интерференции навыков). Ка­ким бы богатым ни был фонд приобретенных двигательных уме­ний и навыков, в интересах неуклонного совершенствования коор­динационных способностей необходимо регулярно обновлять его. Иначе возникает своего рода координационный барьер (осо­бенно при постоянном закреплении относительно узкого круга раз приобретенных навыков), ограничивающий возможности совер­шенствования в двигательной деятельности.

    166

    Вместе с тем приходится учитывать, что время, которое может быть выделено на разучивание все новых форм двига­тельных действий, не безгранично. Оно довольно жестко лими­тируется общим режимом жизнедеятельности, и в частности усло­виями профессиональной и спортивной специализации. В связи с этим существенное значение имеет и вторая линия в методике вос­питания двигательно-координационных способностей, которая ха­рактеризуется введением фактора необычности при выполнении привычных действий, предъявляющего дополнительные требования к координации движений.

    Методическое воплощение этой линии выражается в использо-вании главным образом следующих подходов и их сочетаний:

    1. внесение строго регламентированных изменений в отдельные параметры действия или смена способа его выполнения;

    2. предъявление новых координационных требований посредст­вом выполнения привычных действий в непривычных сочетаниях (комбинаторное варьирование);

    3. изменение внешних условий, вынуждающее варьировать при­вычные формы координации движений.

    Каждый из этих подходов может быть реализован во мно­жестве частных методических приемов. Некоторые из них приведены в качестве примеров в табл. 5.

    Таблица 5

    Примеры методических приемов, предъявляющих повышенные требования к координации движений при выполнении привычных действий

    Основа методических приемов и их частные варианты

    Примеры (реализация приема исполнителем упражнения)

    1. Внесение строго регламен­тированных изменений в от­дельные параметры привычно­го действия или смена способа его выполнения (в стандарт­ных внешних условиях)

    Введение необычных исходных положений

    Изменение привычной скорости или темпа движений

    Зеркальное выполнение упраж­нений

    Смена способа выполнения дей­ствия, конструирование нового способа его выполнения

    Выполнение прыжка в длину или глубину из стойки спиной или боком к направлению прыжка

    Выполнение прыжка в длину или высоту с превы­шением привычной скорости разбега; выполнение гимнастических упражнений в ускоренном либо замедленном темпе

    Метание снаряда левой рукой (для тех, кто обычно метает правой); выполнение комбинаций гим­настических движений не «в свою» сторону

    Прыжки в длину, или в высоту, или через опорный снаряд с чередованием различных вариантов техники прыжка; условное состязание в создании необычного способа выполнения привычного дей­ствия: акробатического, легкоатлетического, игро­вого и т. д.

    167




    Продолжение

    Основа методических приемов

    Примеры (реализация приема исполнителем

    и их частные варианты

    упражнения)

    2. Комбинаторное варьирова-




    ние движений, действий




    Усложнение привычного дей-

    Опорные прыжки с добавлением поворота (или

    ствия добавочными движе-

    других движений) перед приземлением; метание

    ниями

    мяча с петлей или диска с увеличенным числом




    поворотов; выполнение заданий типа жонглирова-




    ния в игровых упражнениях с мячом

    Комбинирование привычных

    Объединение разученных ранее гимнастических

    действий в непривычных соче-

    элементов в связки и комбинации без предвари-

    таниях

    тельного разучивания последних — «с листа»;




    включение разученных приемов игры или спортив-




    ного единоборства в состав различных технико-




    тактических комбинаций

    3. Изменение внешних условий,




    вынуждающее варьировать




    привычные формы координации




    движений




    Введение дополнительных объ-

    Игровые упражнения с увеличенным числом мя-

    ектов действия и сигнальных

    чей, шайб или других предметов; упражнения

    раздражителей, требующих

    с обусловленной реакцией на внезапно подаваемые

    срочной перемены действий

    звуковые или световые сигналы

    Направленное варьирование

    Выполнение упражнений с набивными мячами,

    внешних предметных отягоще-

    ядрами, разборными гантелями, штангой различ-

    ний

    ного веса по программе, предусматривающей




    точную дифференцировку прилагаемых усилий по




    величине, в пространстве и во времени (контро-




    лируемую по заданным внешним показателям)

    Изменение пространственных

    Метание мяча с петлей, метание диска или толка-

    границ, в которых выполняется

    ние ядра из уменьшенного круга; выполнение

    действие

    игровых действий и комбинаций с ограничением




    размеров поражаемой цели или площади пере-




    мещений

    Использование различного обо-

    Периодическое выполнение упражнений с исполь-

    рудования и естественных сре-

    зованием оборудования разного качества; чере-

    довых условий для расширения

    дование занятий на открытом воздухе и в поме-

    диапазона вариативности дви-

    щении; проведение занятий в различных естест-

    гательных навыков

    венных условиях (ландшафта, рельефа, погоды




    и т. д.)

    Особенности регулирования нагрузок и отдыха. Понятно, что упражнения, направленные на совершенствование координации движений, теряют смысл, как только в процессе их выполнения координация начинает ухудшаться под влиянием нарастающего утомления. Отсюда вытекает одно из основных правил нормиро­вания нагрузок в упражнениях, специально ориентированных на улучшение двигательной координации: их число и частоту повто­рения в рамках каждого отдельного занятия целесообразно до-

    168

    водить лишь до таких величин, которые не исключают успешного преодоления координационных трудностей или, во всяком случае, не вызывают серьезных координационных нарушений. Это относит­ся и к другим параметрам нагрузки в упражнениях «на коор­динацию движений»: к степени интенсивности упражнений, сум­марному объему их в недельных циклах и т. д. Соответственно регламентируют интервалы отдыха и между занятиями; их устанав­ливают из такого расчета, чтобы уменьшить кумуляцию утомле­ния, приводящего к координационным нарушениям, и обеспечить восстановление оперативной работоспособности до уровня, позво­ляющего решить координационно трудную двигательную задачу. Конкретные параметры нагрузок и отдыха при таком нормиро­вании их зависят от ряда переменных факторов и обстоятельств, в частности от координационной сложности упражнений, степени сформированности их техники, силовых, скоростных и других харак­теристик выполняемых действий.

    Так, в процессе обучения двигательным действиям нагрузки, связанные с преодолением координационных трудностей, регламентируют в соответствии с правилами, предусматривающими уменьшение их на первом этапе и постепенное увеличение на следующих этапах по мере закрепления формируемого двигательного навыка. Иные параметры нагрузок соблюдают тогда, когда координационные трудности преодолеваются по ходу воспитания силовых, скоростных или других двигательных способностей; вся нагрузка в таких случаях нормируется в решающей зависимости от закономерностей получения тренировочного эффекта, стимулирующе­го развитие тех или иных способностей.

    Выполнение упражнений, направленных на создание новых или преобразование уже сложившихся форм координации движений, надо полагать, представляет для нервной системы непростую зада­чу, и тем более трудную, чем сложнее двигательно-координацион-ные отношения. Решать такие задачи лучше всего, как правило, в начале основной части занятия, когда уровень оперативной работоспособности повышен и имеются благоприятные предпосылки для концентрации внимания на преодолении координационных трудностей. Отсюда не следует, однако, что совершенствовать координацию движений нужно лишь в этой части занятия. Как уже подчеркивалось, весь процесс физического воспитания в норме должен способствовать совершенствованию координационных спо­собностей. Другое дело, что возможности для этого при выпол­нении различных по характеру упражнений и в различных методи­ческих ситуациях не одинаковы. Объективно в процессе физическо­го воспитания возникает и ряд таких ситуаций, которые вызы­вают нарушение координации движений, в частности (и особенно) при выполнении упражнений «на выносливость», сопряженных со значительным общим утомлением. Вместе с тем и такие ситуа­ции, если соблюдаются методически верные подходы, могут быть использованы для улучшения двигательно-координационных спо­собностей — ведь они совершенствуются в процессе преодоления координационных трудностей, через их преодоление.

    В этой связи следует заметить, что утомление не всегда является фактором, ухудшающим координацию движений. Когда основа техники движений сформи-

    169

    рована в качестве прочного навыка, выполнение упражнений на фоне некоторого компенсированного утомления может, по всей вероятности, способствовать совер­шенствованию некоторых сторон двигательной координации. При утомлении возни­кает необходимость более экономного расходования энергии, что в принципе может быть достигнуто без уменьшения эффективности движений — путем устра­нения излишней мышечной напряженности и других координационных несовершенств (во время преодоления длинных дистанций, например, в легкоатлетическом беге или беге на лыжах расход энергии на завершающих частях дистанции, по экспери­ментальным данным Ю. Кальюсто, В. Михайлова и др., подчас уменьшается на 5— 6 и более процентов без падения скорости передвижения). Утомление, таким образом, как бы вынуждает находить более экономичные способы выполнения движений, свободные от непроизводительных энергозатрат. Вместе с тем пре­одоление утомления, возникающего в процессе многократного воспроизведения координационно сложных действий, является фактором воспитания своего рода координационной выносливости*.

    2.2. Некоторые разделы методики воспитания координационных и связанных с ними способностей

    2.2.1. Пути воспитания способности поддерживать равновесие
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   60


    написать администратору сайта