Главная страница

Социология личности. Социология личности Кон. И. с кон Социология личности Издательство политической литературы Москва 1967 1 ми кис. Кон известный советский социолог, доктор философских наук, профессор Ленинградского университета, автор многих книги статей


Скачать 1.14 Mb.
НазваниеИ. с кон Социология личности Издательство политической литературы Москва 1967 1 ми кис. Кон известный советский социолог, доктор философских наук, профессор Ленинградского университета, автор многих книги статей
АнкорСоциология личности
Дата17.02.2022
Размер1.14 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаСоциология личности Кон.pdf
ТипДокументы
#365467
страница1 из 13
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
И. С Кон Социология личности Издательство политической литературы Москва 1967

1 МИ КИС. Кон - известный советский социолог, доктор философских наук, профессор Ленинградского университета, автор многих книги статей. В настоящей работе он подробно анализирует понятие личности, прослеживает основные этапы ее формирования у отдельного человека, а также проблему отчуждения и др. Основанное на большом фактическом материале, издание предназначено для преподавателей общественных наук, пропагандистов, для всех, кто интересуется философией и социологией. Отзывы и пожелания просим присыпать по адресу Москва, А,
Миусская пл, 7, Политиздат, редакция литературы по марксистско-ленинской философии и научному коммунизму.
1—5—3 83—67
Кон Игорь Семенович. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. М, Политиздат. 1967.
383 с. (Над чем работают, о чем спорят философы.
1 МИ Редактор Л. Блинников Художественный редактор Г. Семиреченко Технический редактор Н. Трояновская Сдано в набор 21 апреля 1967 г. Подписано в печать 29 сентября 1967 г. Формат 70 X 90 1/32. Физ. печ. л. 12. Условн. печ. л. 14,04. Учетно-изд. л.
13,72. Тираж 55 тыс. экз. А 11854. Заказ № 411. Бумага № 2. Цена 46 коп.
Политиздат, Москва, А, Миусская пл, 7. Типография Красный пролетарий Москва, Краснопролетарская, 16.
Предисловие Проблема личности находится сейчас в центре внимания советского обществоведения. Однако, несмотря на большое число исследований, в ней еще много нерешенных вопросов. Некоторые из них я хочу поставить в этой книге. Название Социология личности может показаться претенциозным, учитывая нынешнюю моду на социологию. Во избежание недоразумений сразу же замечу, что речь не идет ни о создании новой дисциплины, ни, тем более, о противопоставлении ее общей социологии (также, как никто не противопоставляет психологию ощущений общей психологии или физику твердого тела — общей физике. Проблема личности — комплексная проблема, которую изучают и философы, и социологии психологии педагоги. В этой книге я пытаюсь осветить некоторые аспекты положения личности в обществе сточки зрения марксистской социологии. Мне хотелось при этом, во- первых, уточнить систему понятий, с помощью которых наука описывает
3
поведение личности и ее взаимодействие с другими людьми и обществом как целым во-вторых, показать, что личность является не только продуктом, но и деятельным субъектом общественных отношений (отсюда — интерес к внутреннему миру личности, ее Я в-третьих, выяснить ряд неразработанных или спорных вопросов социологической теории личности (стадии и механизмы формирования личности и ее самосознания в онтогенезе, влияние наличность общественного разделения труда, проблему отчуждения и вопрос о всестороннем развитии личности при коммунизме. Учитывая сложность и спорность многих вопросов, автор не стремился уложить весь материал в жесткую схему, предпочитая дать читателю пищу для самостоятельных размышлений. На всем протяжении книги я стремился к тому, чтобы освещать преимущественно (а то и исключительно) наименее разработанные, дискуссионные вопросы, оставляя в стороне то, что не вызывает сомнений или где я заведомо не могу сказать ничего нового. Отсюда — некоторые диспропорции в книге. Например, вторая глава, основанная преимущественно на данных возрастной психологии, посвящена главным образом юности, тогда как факторы формирования личности ребенка освещены суммарно детская психология изучена в советской литературе гораздо полнее и на более высоком теоретическом уровне, чем юношеская кроме того, автор не является специалистом в этой области. Такие диспропорции, видимо, неизбежны.
4
Я выражаю искреннюю благодарность Б. Г. Ананьеву, А. А. Бодалеву, Ю. А. Замошкину, Ю. А. Самарину и В. А. Ядову, которые прочитали рукопись книги (полностью или частично) и чьи критические замечания способствовали ее улучшению. Особую благодарность я выражаю студентам физического факультета Ленинградского университета и другим слушателям факультативного спецкурса Социология личности, прочитанного мною в 1964 г. Их живое внимание, горячая заинтересованность и многочисленные вопросы явились главным стимулом, побудившим меня написать эту книгу.
5
Глава I Личность и общество
1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ Поставив вопрос что такое человек мы хотим спросить чем человек может стать, то есть может ли человек стать господином собственной судьбы, может ли он сделать себя самого, создать свою собственную жизнь Антонио Грамши Говоря о личности, чаще всего имеют ввиду просто отдельного конкретного человека. Но ведь кроме понятия личности в нашем распоряжении имеется еще целый ряд близких понятий человек, индивид, индивидуальность. В обыденной речи эти понятия часто употребляются водном и том же значении, нов науке они обозначают разные вещи. Словом индивид обозначается человек просто как единичный представитель какого-то целого (биологического рода или социальной группы специфические особенности реальной жизни и. деятельности данного конкретного человека в содержание этого понятия не входят. Многозначный термин индивидуальность, который мы будем подробнее анализировать позже, напротив, обозначает то особенное, специфическое, что отличает этого человека от всех
6
других, включая как природные, таки социальные, как телесные соматические, таки психические, как унаследованные, таки благоприобретенные, выработанные в процессе онтогенеза свойства. Понятие личности тоже многозначно. С одной стороны, оно обозначает конкретного индивида (лицо) как субъекта деятельности, в единстве его индивидуальных свойств (единичное) и его социальных ролей (общее. С другой стороны, личность понимается как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в процессе прямого и косвенного взаимодействия данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения Этот второй аспект понятия наиболее важен сточки зрения социологии, которую отдельный человек интересует не сам по себе, а как член определенного общества, класса, социальной группы, воплощающий в себе некоторые социально типичные черты. Понимание личности как социального явления было подробно обосновано еще Марксом, который указывал, что сущность особой личности составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество \ Это понимание лежит в основе почти всех работ советской психологической школы, начиная с Л. С. Выготского и В. М. Бехтерева. В качестве собственно лич-
* Онтогенез — индивидуальное развитие, в отличие от филогенеза, обозначающего историческое, родовое развитие организмов.
7
ностных свойств из всего многообразия свойств человека обычно выделяются те, которые обусловливают общественно значимое поведение или деятельность человека, — писал С. Л. Рубинштейн. — Основное место в них поэтому занимают система мотивов и задач, которые ставит себе человек, свойства его характера, обусловливающие поступки людей (то есть те их действия, которые реализуют или выражают отношения человека к другим людям, и способности человека, то есть свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности Согласно Л. С. Выготскому и его последователям, интрапсихологические процессы, те. внутренние процессы человеческой психики, складываются на основе интерпсихологических, те. межличностных, социальных процессов. Главный механизм развития психики человека — это усвоение социальных, исторически сложившихся видов и форм деятельности. Эти усвоенные формы деятельности, системы знаков и т. п. преобразуются далее во внутренние процессы личности. Таким образом, внешнее (по отношению к данному индивиду) и его внутренняя природа оказываются связанными как генетически, таки функционально. Ни социология, ни психология, ни другие науки, имеющие дело с проблемой личности, не могут осмысленно изучать свой материал, не имея ясной философской постановки вопроса о соотношении личности и общества. Исходный пункт марксистского решения этой проблемы — знаменитый тезис Маркса, что сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному
8
индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений . Этот тезис четко ориентирует на рассмотрение личности не в качестве изолированной монады, а как общественного существа. Но Маркс здесь явно имеет ввиду не единичную личность, а человека как родовое понятие. Человек как род действительно совпадает с совокупностью общественных отношений, с обществом. История общества есть нечто иное, как история людей, или, что одно и тоже, история общественного человека. Но применимо ли это к отдельному эмпирическому индивиду Сущность человека и конкретная личность — не одно и тоже. Могу ли я, не погрешив против истины, назвать себя совокупностью всех общественных отношений, когда сфера моей (и вашей, и любого конкретного индивида) деятельности заведомо включает лишь незначительную часть этих отношений Общество и личность не тождественны, мало того, в повседневном опыте они выступают как противоположности. Общество воспринимается как граница, рамка моей деятельности, а личное — как то, что принадлежит только мне и отличает меня от других. Процесс приобщения индивида к социальному опыту тоже выступает как двусторонний процесс либо человек овладевает готовым, заранее данным стандартом общественного сознания (обучение, либо те или иные идеи человека становятся общим достоянием, те. в некотором смысле общественным стандартом (творчество. Так или иначе, в этом опыте сознание индивида противостоит общественному сознанию как чему-то внешнему 9
Отсюда — традиционная атомистическая концепция, согласно которой общество — не более чем совокупность индивидов или внешняя среда их деятельности. Когда же эта концепция обнаруживает свою неудовлетворительность, на смену ей приходит другая, в которой общественные институты, отношения и нормы наделяются самостоятельностью, а индивид кажется объектом их деятельности. Личность изучают разные науки, нов разных аспектах. Прежде всего, нужно разграничивать интраиндивидуальный и интериндивидуальный, межличностный, подходы. Их часто противопоставляют друг другу, нов действительности оба они необходимы, поскольку отвечают на разные вопросы. При интраиндивидуальном подходе в центре внимания стоит индивид и его особенности. В свете этого подхода для понимания такого явления, как дружба, необходимо прежде всего изучить личностные свойства субъекта, которые влияют на его способность к дружбе его терпимость, степень его чувствительности к переживаниям другого, раздражительность и т. п чем больше его качества приближаются к некоей идеальной модели, тем больше вероятность, что данный субъект будет иметь друзей. С позиции межличностного подхода исследователь изучает не потенциальную способность человека к дружбе, а дружбу как отношение — совместимость двух друзей, как они реагируют друг на друга в определенных ситуациях и т. п. Иначе говоря, в первом случае исследуются черты, установки, свойства личности, во втором — закономерности процесса взаимодействия. Оба подхода предполагают
10
друг друга черты личности влияют на взаимодействие индивидов ив свою очередь, сами формируются и видоизменяются в этом процессе. Нов зависимости от целей исследования преобладает один или другой подход. В общем, можно сказать, что психология и психиатрия чаще пользуются интраиндивидуальным подходом, социальная психология и социология — межличностным. Одно и тоже явление по-разному объясняется на индивидуально- психологическом и на социологическом уровнях. Например, то, что Иван Иванович Ивановне ладит со своей тещей, можно объяснить несходством их характеров, разностью воспитания и т. д. Но тоже самое можно объяснить общими особенностями современной нуклеарной семьи (те. семьи, состоящей из мужа, жены и их потомства, тяготеющей к автономии от родителей, отрицательным стереотипом тещи, укоренившимся в общественной психологии, и т. п. Эти два уровня объяснений явно не совпадают ив тоже время не противоречат друг другу. Какое объяснение применить — зависит от целей исследования. Если вы хотите помирить Ивана Ивановича сего тещей, полезней индивидуально-психологическое объяснение. Если же данная ситуация интересует вас как частный случай для понимания перспектив развития семьи, допустим, для проек-
* Стереотип — стандартизованный, упрощенный образ какого-либо явления, существующий в общественном сознании и усваиваемый индивидом в готовом виде. Это схема, которая не только фиксирует черты какого-то явления, но и содержит их эмоциональную оценку.
11
тирования новых жилых домов, единственно правильным будет социологическое объяснение. Чтобы дать социологическую теорию личности, мы сначала рассмотрим средства, позволяющие научно описать деятельность личности и ее место в системе общественных отношений, которые мы пока примем за нечто данное, статичное основным понятием этого раздела будет понятие социальной роли. Затем рассмотрим, как система социальных ролей и отношений личности преломляется в ее самосознании (проблема Я. И наконец, в четвертом параграфе этой главы перейдем от структурного анализа к динамическому и выясним активно-творческую роль личности (личность как субъект.
2. ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ Как можно познать самого себя Только путем действия, но никогда путем созерцания. Попытайся выполнить свой долги ты узнаешь, что в тебе есть. Но что такое твой долг Требование дня.

Гете Когда мы пытаемся определить какие-то свойства или особенности индивида, мы сразу же обнаруживаем, что они формируются и проявляются только в его взаимодействии с другими людьми. Возражая против распространенных в XIX в. попыток рассматривать личность как некую изолированную и замкнутую в себе монаду, Маркс подчеркивал, что индивиды как физически, таки духовно творят друг друга, что развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении ОТ ЛИЧНОСТИ К ОБЩЕСТВУ Уже этимология слова личность показывает, что оно имеет смысл лишь в контексте определенных общественных отношений. Первоначально слово
«регвопа» обозначало маску (ср. русское личина, которую надевал актер в греческом театре, а затем самого актера и его роль. У римлян это слово употреблялось не иначе, как с указанием определенной социальной функции, роли — личность отца, царя, обвинителя и т. п. Платон говорит о трагедии и комедии жизни, в которой люди играют роли, намеченные им судьбой или богами. Образ человека как актера, играющего заданные ему роли и меняющего эти роли в зависимости от возраста и социального положения один из самых распространенных образов мировой литературы. Достаточно вспомнить Шекспира: Весь мир — театр. В нем женщины, мужчины — все актеры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый но одну играет роль. Семь действий в пьесе той. Сперва младенец, Ревущий горько на руках у мамки. Лотом плаксивый школьник с книжной сумкой, С лицом румяным, нехотя, улиткой Ползущий в школу. А затем любовник, Вздыхающий, как печь, с балладой грустной В честь брови милой. А затем солдат, Чья речь всегда проклятьями полна,
13
Обросший бородой, как леопард, Ревнивый к чести, забияка в ссоре, Готовый славу бренную искать Хоть в пушечном жерле. Затем судья С брюшком округлым, где каплун запрятан. Со строгим взором, стриженой бородкой, Шаблонных правили сентенций кладезь, Так он играет роль. Шестой яте возраст — Уж это будет нищий Панталоне, В очках, в туфлях, у пояса — кошель, В штанах, что с юности берег, широких Для ног иссохших мужественный голос Сменяется опять дискантом детским Пищит, как флейта. А последний акт, Конец всей этой странной, сложной пьесы — Второе детство, полузабытье Без глаз, без чувств, без вкуса, без всего . Нив обыденной речи, нив системе научных понятий мы не можем описать поведение и взаимоотношения индивида с другими людьми и общественными учреждениями иначе, как в терминах выполняемых им социальных ролей. Допустим, мы хотим охарактеризовать личность Ивана Ивановича Иванова. Как мы это будем делать Прежде всего, путем перечисления его многообразных ролей, функций (мужчина средних лет, учитель, коммунист, женатый, отец двоих детей, участник художественной самодеятельности и т. д. Эта характеристика, разумеется, не исчерпывает индивидуальности Иванова, каждая из перечисленных ролей присуща не только ему, но и многим другим людям. Но и без нее обойтись невозможно. Ведь даже характеризуя индивидуальные качества Иванова (добрый он или злой, отзывчивый или черствый, способный или неспособный, мы невольно подразумеваем, что эти качества проявляются в его
14
социальных ролях. Способный учитель может быть весьма неспособным писателем или альпинистом. Характер, оцениваемый как мягкий для мужчины, может казаться скорее жестким, если речь идет о женщине. Одно и тоже качество у пятнадцатилетнего мальчика воспринимается как милая наивность, ау тридцатилетнего мужчины — как глупость. Понятие социальной роли широко применяется в современной западной социологии и социальной психологии . Однако понимают его по-разному. Бихевиористская концепция, фиксирующая внимание на непосредственно наблюдаемом поведении людей (Ъепауюг — поведение, ограничивает предмет исследования непосредственным взаимодействием между индивидами действие одного индивида оказывается стимулом, который вызывает ответную реакцию другого. Такая концепция позволяет лишь внешне описать процесс взаимодействия, она не раскрывает ни внутренней структуры личности (разные люди по-разному реагируют на одни и те же стимулы, ни структуры общественных отношений (поведение людей протекает в рамках определенных общественных учреждений, зависит от их общественного положения. Авторы, неудовлетворенные этой схемой (в частности, социологи Т. Парсонс и Э.
Шилз), дополняют ее указанием на то, что, с одной стороны, личность обладает собственной внутренней структурой (идеи, желания, установки, которая располагает ее к одним, а не другим ролям с другой стороны, сами ролевые ожидания не являются случайными ситуационными факторами, но вытекают из требований социальной
15
системы. Как пишет Т. Парсонс, любая крупномасштабная социальная система (общество) представляет собой не что-то монолитное, но сложную сеть взаимозависимых и взаимопроникающих подсистем. Один и тот же индивид одновременно участвует во многих системах и имеет много разных ролей роль определяется как структурно организованное, те. нормативно регулируемое участие лица в конкретном процессе социального взаимодействия с определенными конкретными ролевыми партнерами Утверждение, высказанное в столь общей форме, не вызывает возражений. Но сразу же встает вопрос равноценны ли эти различные подсистемы и связанные сними роли с социальной точки зрения Парсонс не показывает разницы между объективными процессами, участие в которых не зависит от воли индивида, и субъективными. Мало того, сама социальная система складывается, по Парсонсу, из ролей или ролевых ожиданий, над которыми надстраиваются коллективы, нормы и ценности Описание личности в терминах ее социальных ролей кажется простыми естественным делом. Но любая социальная роль предполагает определенное социальное положение, позицию, занимаемую индивидом в системе общественных отношений. А это, в свою очередь, соотносится с обществом как целым. Так, положение и роль учителя предполагает существование определенной системы общественного разделения труда. Роли материи отца зависят от структуры и функций семьи, а они, в свою очередь, определяются более общими социальными процессами. Даже за естественными характеристиками
16
индивида (пол, возраст, этническая принадлежность) стоят, в конечном итоге, социальные свойства. Женская роль, воспринимаемая обычно как следствие биологической организации, наделе обусловлена общественным положением женщины — степенью ее порабощения или, напротив, эмансипации, традиционными видами деятельности и т. п. Возрастные характеристики имеют смысл только в свете существующего в данном обществе взаимоотношения возрастных групп, которое, в свою очередь, зависит от целого комплекса исторических условий. Роли, обусловленные, на первый взгляд, принадлежностью к той или иной этнической группе, фактически определяются существующей системой отношений между разными этническими группами (быть негром в США и на Кубе — совершенно разные вещи. Следовательно, чтобы понять конкретную личность, недостаточно описать ее непосредственные взаимоотношения с другими людьми. Начинать надо нес индивида и его непосредственного взаимодействия с другими, ас общества как целого, хотя это и кажется более абстрактным. ОТ ОБЩЕСТВА К ЛИЧНОСТИ Что же такое человеческое общество На первый взгляд кажется, что общество — просто совокупность индивидов. Как писал Маркс, люди сами являются и актерами, и авторами своей всемирно-исторической драмы. Но состав индивидов меняется, а определенные формы социального взаимодействия, общественные отношения остаются. Отсюда — тезис, что общество состоит не из индивидов, а из совокупности отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу. Это определение значительно глубже первого, оно фиксирует устойчивость и определенность социальной структуры, независящей от воли и желания отдельных индивидов. Но это определение тоже является неполным, так как оно не указывает происхождения соответствующей структуры его можно истолковать в том духе, что общественные отношения независимы не только отданных, исторически определенных, индивидов, но и от человеческой деятельности вообще. Ничто не может быть дальше от мысли Маркса. Отправным пунктом материалистического понимания истории являются не отдельные индивиды (они не существуют вне общества) и не безличные общественные отношения (они суть отношения между индивидами, а практика как совместная деятельность людей. Человеческое общество — это совокупность всех исторически сложившихся форм совместной деятельности людей 11
. В отличие от биологических систем, которые сохраняют свою структуру главным образом через передачу из поколения в поколение определенных наследственных признаков, социальная информация, закодированная в ряде знаковых систем (культура, идеология, передается благодаря деятельности специфических общественных институтов. В основе структуры общества лежит структура самой общественной деятельности. Чем богаче эта деятельность, тем дифференцированнее система общественных отношений, институтов и групп. Так, расчленение первоначально единого процесса деятельности на материальное и духовное производство породило материальные и идеологические отношения и соответствующую специализацию общественных учреждений. Усложнение процесса общественного производства повлекло за собой возникновение классов и дальнейшую дифференциацию социальных групп. Выделение специфических функций управления вызвало к жизни политику как особую сферу общественной жизни и государство как особый общественный институт. Ни отдельный индивид, ни каждое поколение как таковое не создают этой сложной системы отношений, а застают ее как нечто готовое, данное. Расчленение общественной деятельности исторически предшествовало появлению данной системы отношений, институтов, социальных групп и т. д. Нов повседневной жизни и сознании индивида эта зависимость переворачивается способ и форма его жизнедеятельности обусловлены наличной системой общественных отношений. Жизненные функции личности, а следовательно, и ее собственная структура производны от структуры общественных отношений. Общество как определенная система социальной реальности существует в двух формах — объективной (общественное бытие) и субъективной общественное сознание, которые тесно связаны друг с другом и даются индивиду как нечто от него независящее. Уровень развития производительных сил
19
определяет характер и форму производственных отношений. Эти последние включают в себя конкретные формы общественного разделения труда и определяют классовую структуру общества. Классовые отношения своеобразно преломляются в системе конкретных социальных групп (профессиональных, бытовых, семейных и т. п, которые составляют специфическое непосредственное окружение индивида. Маркс недаром подчеркивал необходимый, безличный характер производственных отношений, в которых люди участвуют не как индивиды, а как члены класса 12
, в противовес отношениям, основанным наличных качествах индивидов. Это — не отношения одного индивида к другому индивиду, а отношения рабочего к капиталисту, фермера к земельному собственнику и т. д. Устраните эти общественные отношения, ивы уничтожите все общество Взаимоотношения капиталиста и рабочего, покупателя и продавца обусловлены не их личными симпатиями или антипатиями (они могут даже не встречаться друг с другом, а их социальным положением. Политическая экономия, социология и другие общественные науки, изучающие систему общественных отношений, вообще абстрагируются ох индивидуальных особенностей людей, последние нередко выступают в них лишь носителями классовых интересов. Маркс подчеркивал, что этого не следует понимать в том смысле, будто, например, рантье, капиталист и т. д. перестают быть личностями, а в том смысле, что их личность обусловлена и определена вполне конкретными классовыми отношениями, и данное различие выступает
20
лишь в их противоположности к другому классу, а для них самих обнаруживается лишь тогда, когда они обанкротились Иначе говоря, свойства индивида как личности не исчерпываются его классовой принадлежностью, но последняя является их существенной детерминантой. Мы вполне можем представить себе доброго, благожелательного капиталиста, питающего теплые чувства к своим рабочим. В масштабах мелкого предприятия между хозяином и рабочими могут быть даже хорошие личные отношения. Но эти личные отношения не определяют главного. Стоит только ухудшиться экономической конъюнктуре, как наш добрый капиталист будет вынужден, хочет он того или нет, под угрозой разорения снизить зарплату своим рабочим или уволить часть из них. Какие бы иллюзии ни питали каждая из сторон, их отношения есть отношения зависимости и эксплуатации. Именно поэтому социология вправе отвлечься от индивидуальных особенностей лиц, рассматривая их просто как социальные типы. Детерминация индивида обществом не исчерпывается данным ему социальным положением. Она осуществляется и подругой линии. Также, как из поколения в поколение передаются орудия труда и материальные ценности, передаются и накопленные человечеством опыт и знания, фиксированные в определенных системах значений. Значение какой- либо вещи есть то, чем она является в общественной практике, каким человеческим потребностям она удовлетворяет. Это прежде всего фиксируется в слове. Овладевая речью, индивид вместе стем овладевает обобщенным в языке человеческим опытом. Он не придумывает, что значит яблоко, треугольник, дома усваивает уже готовую, исторически сложившуюся систему значений. Конечно, эти значения как-то индивидуализируются, приобретают специфический личностный смысл, зависящий отличного опыта субъекта, его возраста, пола, социального положения. Слово дом в самом обычном значении имеет разный личностный смысл для строителя, туриста, осматривающего городи человека, стоящего в очереди на квартиру. Бог значит не одно и тоже не только для верующего и неверующего, но и для представителей разных религий. Понятия мир, свобода, равенство, демократия имеют разное значение в системе коммунистической и буржуазной идеологии. Но эти значения и символы являются непросто формами, в которых индивид выражает свое мировосприятие. Они формируют это восприятие, вызывают у него соответствующие чувства и установки. Вариации значений и идеологических символов у конкретного индивида суть вариации в рамках более общей идеологической системы, с которой они осознанно или неосознанно — соотносятся. Процесс социализации, те. усвоения индивидом социального опыта, входе которого создается конкретная личность, несводим к непосредственному взаимодействию индивидов. Чтобы от характеристики общества перейти к характеристике личности, необходим ряд этапов и целая система понятий. Общество, как сложная система, дифференцируется наряд зависимых подсистем и частных
22
структур (сферы общественной деятельности, классы и социальные группы, общественные институты и т. д. Это конкретизируется в большом количестве взаимосвязанных друг с другом социальных позиций Социальное положение (позиция) индивида — его место в определенной конкретной социальной структуре. В силу сложности общественных отношений каждый индивид занимает множество позиций (учитель — профессиональная позиция, отец — семейная, партгрупорг — общественно- политическая, различающихся по своему значению, определенности и другим признакам. Лицо, занимающее определенное положение, выполняет определенную социальную роль. Под ролью понимается функция, нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию. Например, от учителя ожидают определенной профессиональной деятельности, с которой ассоциируются и некоторые личностные качества (скажем, умение разбираться в людях. Отцы бывают разные, но роль отца всегда предполагает участие в воспитании детей и соответствующую меру ответственности и т. д. Эти ожидания, определяющие общие контуры социальной роли, не зависят от сознания и поведения конкретного индивида они даются ему как нечто внешнее, более или менее обязательное их субъектом является но индивида общество или какая-то конкретная социальная группа. Именно то, насколько поведение лица соответствует этим ожиданиям, служит критерием оценки выполнения им данной социальной роли,
23
Социальные роли, особенно если их рассматривать каждую в отдельности, могут казаться чем-то внешним по отношению к конкретной личности. Наш Ивановне перестанет быть самим собой, если он по каким-либо причинам оставит семью и бросит художественную самодеятельность. Сама множественность социальных ролей, присущих каждому из нас, делает нас более или менее автономными от каждой из этих ролей в отдельности дальше я подробно рассмотрю этот вопрос. Однако, как показывают специальные исследования, выполнение той или иной социальной роли, особенно если это продолжается долгое время и сама роль существенна для индивида, оказывает заметное влияние на его личностные качества (его ценностные ориентации, мотивы его деятельности, его отношение к другим людям. Вспомните «Пигмалион» Бернарда Шоу. Как изменилось все поведение уличной цветочницы Элизы Дулиттл в результате усвоения (первоначально с временной целью) всего лишь иного стиля речи и манер Вместе с внешними чертами роли девушка усвоила и какие-то элементы нового самосознания, которые сделали для нее невозможным возвращение к прежней жизни без глубочайшей психологической травмы. Еще более поучительны данные о влиянии на личностные качества человека его профессиональной роли. Представителей некоторых профессий можно легко узнать, даже не зная их рода занятий, по манере поведения и стилю мышления. Это влияние подтверждают и специальные исследования. Например, у многих учителей дидактическая, поучающая манера, выработанная в школе, нередко проявляется ив сфере личных отношений. Привычка упрощать сложные вещи, чтобы сделать их понятными детям, если с ней не бороться, рождает известную прямолинейность, негибкость мышления. Сдержанность, вызванная необходимостью держать в руках класс, проявляется и вне школы 16
. Как показывают данные А. А. Бодалева, люди разных профессий обнаруживают
17 тенденцию по-разному воспринимать внешний облик другого человека . Американские социологи, исследовавшие психологические особенности государственных чиновников, пришли к выводу, что безличный характер административной деятельности, строгая приверженность к правилами распорядкам, часто совершенно формальным, способствуют общему обеднению эмоциональной жизни человека, появлению формализма и сухости
18 ив его личных взаимоотношениях, ничего общего со службой не имеющих . Экспериментально доказана зависимость ценностных ориентации личности от ее социальной роли Однако сама по себе социальная роль еще не определяет поведение лица. Для этого она должна быть усвоена, интернализована. Интернали-зованная роль — это внутреннее определение индивидом своего социального положения и его отношение к этому положению и вытекающим из него обязанностям. Обязанности отца вообще не зависят от особенностей Ивана Ивановича
Иванова, они определяются структурой современной семьи и ее функциями в более общей системе советского общества. Но как понимает эту роль Иван Иванович, какое значение он ей
25
придает, какое место занимает она в его жизни, как она согласуется с другими его социальными ролями — дело весьма индивидуальное, зависящее от особенностей его биографии. Одна и та же социальная роль по-разному воспринимается, переживается, оценивается и реализуется разными людьми. Здесь сказываются как индивидуально-психологические особенности личности ее темперамент, характер, склонности, таки усвоенные ею социальные установки, ценностные ориентации и т. п. Таким образом, понятие социальной роли является центральным при описании и анализе непосредственного взаимодействия индивидов. Но оно требует дополнения с двух сторон. Во-первых, ролевое поведение личности (те. ее действия в качестве учителя, отца или партгрупорга) можно понять только в рамках более общей социальной системы, от которой производны и с которой соотносятся частные социальные структуры. Во-вторых, межиндивидуальный ролевой анализ должен быть дополнен интраиндивидуальным подходом, позволяющим перейти от структуры взаимоотношений данного индивида с другими к его внутренней психологической структуре, одним из элементов которой является интернализованная роль. Существует множество различных подходов к этой проблеме. Сточки зрения социолога, как правильно отметил В. А. Ядов, наиболее важной переходной категорией в этом плане является категория интереса. Интерес есть, с одной стороны, социально-экономическое, ас другой — индивидуально-психологическое явление. Сточки зрения социолога, интерес — это социальное положение, рефлектирующееся в сознании, и вместе стем сознание, переходящее в действие. Объективным моментом интереса является положение субъекта, субъективным моментом — идеальные побудительные силы желания, стремления, мотивы деятельности. Предметы и объекты этих мотивов оказываются содержанием интереса, отражаются в сознании субъекта сообразно его положению, положение же выражается в содержании интересов. Следовательно, интерес есть единство выражения обнаружения, проявления) внутренней сущности субъекта и отражения объективного мира, совокупности материальных и духовных ценностей
20 человеческой культуры в сознании этого субъекта . Интерес, обусловленный социальным положением лица, его классовой, групповой принадлежностью, преломляется в определенной системе мотивов, установок и ориентаций. Мотив обозначает субъективное отношение человека к своему поступку, сознательно поставленную цель, направляющую и объясняющую поведение. Изучая, например, мотивы трудовой деятельности рабочего, социологи стремятся выяснить, что именно побуждает его трудиться, чем определяется его осознанное отношение к труду. Мотивы зависят как от особенностей индивида, таки от конкретной ситуации и могут быть противоречивыми и непоследовательными. Гораздо глубже лежит установка, определяющая отношение группы или индивида к какому-либо объекту, а также самый способ его восприятия. Установка — состояние готовности к определенной активности, способной удовлетворить ту или иную потребность. Установка оказывает руководящее влияние на отношение индивида ко всем связанным с нею объектам. Теорию установки на большом экспериментальном материале разрабатывал советский психолог ДН. Узнадзе. Установка не только более устойчива, нежели мотив, но и гораздо сложнее она включает и мысль, и чувство, и побуждение к действию. Причем сам субъект обычно не осознает наличие у него той или иной установки. Наконец, ориентация — это целая система установок, в свете которых индивид группа) воспринимает ситуацию и выбирает соответствующий образ действий. Ориентации, направленные на какие-то социальные ценности, называются ценностными ориентациями. Восприятие и оценка личностью ее социальных ролей в огромной степени определяется типичной для нее системой ценностных ориентаций. Подобно ролевой структуре, они одновременно социальны и индивидуальны. Они социальны потому, что обусловлены положением лица, а также системой общественного воспитания, пропаганды и т. п. Совокупность типичных ценностных ориентаций, свойственных личности в данном обществе, называется социальным характером. В тоже время они индивидуальны, поскольку в них аккумулируется неповторимый жизненный опыт данного лица, своеобразие его интересов и потребностей. Социологический анализ, отправляясь от общества как системы, через дифференциацию социальных функций и ролей, приводит к человеку как социальному типу. Но конкретная личность — это не только социальный тип. Личностная интеграция социальных ролей неповторимо индивидуальна и зависит от целого комплекса особенных обстоятельств. ПРОБЛЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ Индивидуальность как неповторимость каждого отдельного человека есть прежде всего факт биологический. Число возможных комбинаций человеческих генов сих возможными мутациями биологи считают едва лине большим, чем число атомов во вселенной. Каждый человеческий организм является носителем единственного в своем роде генотипа (генетическая конституция организма, который обусловливает соответствующий фенотип внешнее проявление какого-либо признака. Особенно важны различия типов нервной системы человека. Еще в древности сложились представления о четырех главных темпераментах, характеризующих поведение человека холерическом, сангвиническом, флегматическом и меланхолическом. К. Юнг ввел деление людей на два типа интровертивный (обращенный внутрь, характеризующийся замкнутостью, созерцательностью и т. д) и экстровертивный (обращенный вовне, характеризующийся общительностью, открытый внешним влияниями т. д. И. П. Павлов предложил новую классификацию, основанную не на внешних чертах поведения, а на различиях в типе нервной системы, способе сочетания основных свойств двух главных нервных процессов — возбуждения и торможения, которые могут различаться по степени 1) силы — слабости,
2) уравновешенности —
29
неуравновешенности и 3) подвижности — инертности. Развивая эти идеи, Б. М. Теплов предлагает следующую структуру свойств нервной системы 1) сила (выносливость, 2) динамичность (легкость инерции нервного процесса, 3) подвижность (скорость переделки знаков раздражителей, 4) лабильность (скорость возникновения и прекращения нервного процесса. Причем каждое из этих свойств может быть различным по отношению к процессу возбуждения и к процессу торможения. Одновременно Б. М. Теплов обоснованно возражает против того, чтобы одни типы нервной системы считать хорошими, а другие — плохими. Слабую нервную систему, те. нервную систему мало выносливую, но высокочувствительную, нельзя считать во всех случаях худшей, чем сильную нервную систему — выносливую, но малочувствительную. Для одних видов деятельности предпочтительнее одна из них, для других — другая В последние годы получен ряд данных, свидетельствующих в пользу наследственного, генетического характера некоторых существенных психологических характеристик. Так, идентичные однояйцевые близнецы, развившиеся из одной и той же яйцеклетки, обнаруживают гораздо больше сходства в степени умственных способностей, экстровертивности и невротизма, чем так называемые двухяйцевые близнецы, причем это не зависит оттого, воспитываются они вместе или отдельно Выяснение генетических факторов человеческой индивидуальности имеет большое научное значение. Но как бы ни было велико значение
30
наследственности, его не следует абсолютизировать. Во-первых, это влияние чаще всего опосредствовано другими, социально-психологическими факторами. Самосознание и поведение красивой девушки большей частью отличается от самосознания и поведения дурнушки. Но дело здесь, конечно, не в форме носа или разреза глаз самих по себе, а в том, что красота представляет собой социальную ценность, обладание которой, без всякой собственной заслуги, становится существенным психосоциальным фактором.
Во-вторых, и это особенно важно, влияние природных факторов может быть в большей или меньшей степени нейтрализовано системой воспитания и социального воздействия. Второй фактор, обусловливающий многообразие людей как личностей это своеобразие индивидуального жизненного опыта. В отличие от актера, который может свободно менять роли и маски, сознавая свое несовпадение сними, личность усваивает, интернализует свои роли, интегрирует их в некую специфическую, автономную систему. При этом решающее значение имеет предшествующий жизненный опыт человека, особенности его воспитания, его установки и т. д. Как мы воспринимаем любое событие, зависит от наших предшествующих переживаний и опыта. Став отцом, человек невольно соотносит свою новую роль не только стем, чего от него вообще ждет общество (тем более, что эти ожидания чаще всего не очень определенны, но и стем, каким был его собственный отец или отцы его ближайших товарищей. Понимание и выполнение профессиональных ролей в огромной степени зависит от ранее сложившихся у личности трудовых установок и других психологических качеств. Нив какой момент своей жизни, начиная с первых месяцев ее, индивид не является совершенно аморфной массой, готовой принять любую наложенную извне форму. Человек чрезвычайно пластичен, нов его индивидуальности содержатся, в диалектически снятом виде, все этапы его предшествующего развития, со всеми их зигзагами и противоречиями. Выше мы видели, что определенные социальные роли влияют на личностные качества индивида. Но есть и обратный процесс индивидуальные особенности человека существенно влияют на выбор его социальных ролей и на их реализацию.
23 Американский социолог М. Розенберг провел опрос (с помощью анкеты) трех больших групп студентов (2758, 1571 и 4585 человеко том, как они представляют себе идеальную работу. По характеру их психологических ориентаций, выяснившихся входе опроса, Розенберг разделил всех опрошенных на 3 типа 1) податливые — те, которые больше всего озабочены отношением к себе со стороны окружающих, предпочитают распоряжаться сами, ноне возражают и против того, чтобы подчиняться другими в целом положительно оценивают человеческую природу 2) агрессивные — те, которые озабочены главным образом тем, чтобы добиться успеха (успех для них важнее, чем независимость или любовь окружающих, любят командовать и считают, что если ты само себе не позаботишься, люди тебя обманут, и 3) отрешенные — те, кто выше всего ценят независимость (больше, чем успехи расположение других, не любят выполнять чужие приказы и предпочитают сами принимать нужные решения. В определении признаков идеальной работы податливый тип выдвигает на первый план возможность быть полезным другими возможность работать с людьми, агрессивный тин — возможность заработать много денег и социальный престиж, отрешенный — быть свободным от надзора, иметь творческий и оригинальный труд. В соответствии с этими своими качествами студенты выбирают профессии, которые, каким кажется, больше всего соответствуют их идеалу. Так, податливые выбирают преимущественно такие профессии, как общественная деятельность, преподавание, работа с кадрами агрессивные предпочитают торговлю, бизнес, рекламу, юриспруденцию отрешенные больше тяготеют к искусству, архитектуре, естественным наукам. Разумеется, типология Розенберга, особенно в отношении личностных ориентаций, весьма условна и может быть подвергнута критике. Но его исследование тем не менее убедительно показывает, что выбор профессиональных ролей определяется, в той мере, в какой он вообще зависит от индивида (а эта мера ограничена — американские безработные не выбирают профессию, а берутся за любую подвернувшуюся работу) , его ценностными ориентациями, которые, в свою очередь, связаны сего индивидуально- психологическими особенностями. Поэтому, когда мы замечаем у людей определенной профессии какие-то общие психологические черты, всегда встает вопрос обусловлена ли эта специфика влиянием профессии или наоборот, люди, обладающие известными чертами, выбирают себе соответствующую профессию, которая усугубляет и закрепляет эти черты Итак, индивидуальность является, во-первых, следствием биологического своеобразия организма, во-вторых, следствием специфических особенностей развития данного индивида. Есть еще и третий, особенно важный с социологической точки зрения, момент сама противоречивость общественных отношений обусловливает известную автономию личности от каждой из ее социальных ролей. Какими бы общими, безличными ни были роли, взятые в отдельности, их структура, их интеграция в личности отдельного индивида всегда является уникальной, специфической только для него. Каждый индивид одновременно принадлежит к множеству различных групп и коллективов производственных, общественно-политических, культурных, бытовых и т. д. Но значение их для личности неодинаково. Группа, с которой индивид чувствует себя связанным наиболее тесно ив которой он черпает нормы, ценности и установки своего поведения, называется в социологии референтной группой (от латинского «ге-&го» — соотношу. Личность обычно имеет не одну, а несколько референтных групп, каждая из которых служит ей эталоном в каком-то определенном отношении. Это может быть как группа, в которой человек действительно состоит, таки группа, к которой индивид непосредственно не принадлежит, но которая служит для него образцом. Например, подросток, стремящийся попасть в общество взрослых, хотя он
34
туда и не принят, часто руководствуется в своем поведении и оценках системой норм, принятой не в среде своих сверстников, а в определенной взрослой компании. Мещанин, стремящийся приобщиться к высшему обществу, рабски подражает обычаями нравам света. Референтная группа может быть даже воображаемой например, мальчик пытается вести себя в соответствии с кодексом мушкетеров Дюма или других литературных героев. В силу этой множественности групп и ролей идентификация личности с каждой отдельной ролью является неполной, частичной. Как ни важна для Иванова его профессия учителя, она не исчерпывает ни его общественных отношений, ни содержания его личности. В тоже время, отдельные роли представляют собой неслучайный конгломерата некое органическое единство. Одни из них являются главными, интегрирующими, другие — вторичными, менее существенными. Это связано с преобладанием у личности тех или иных ценностных ориентаций. Ленинградские социологи А. Г. Здравомыслов и В. А. Ядов, изучая отношение молодых рабочих к труду, обнаружили у них несколько типов преобладающей ориентации 1) на семью, 2) на образование, 3) на общественную работу, 4) на работу на производстве, 5) на заработок. Некоторая часть опрошенных (970 человек, 36% всех опрошенных) никакой устойчивой ориентации не обнаружила
24
Разумеется, господствующая ориентация но является единственной и всеобъемлющей. Например, из 1100 человек, ориентирующихся в первую очередь на семью, 15% ориентируются
35
вместе стемна образование, 14% — на общественную работу, 1 1 % — на работу на производстве и 10%— на заработок. Из 627 человек, ориентирующихся преимущественно на образование, 2 3 % одновременно ориентируются на семью, 20% — на общественную работу, 15% — на работу на производстве, 5%
— на заработок. Тем не менее основная ориентация служит своего рода стержнем личности, организуя прочие ориентации и социальные роли. Система ценностных ориентаций личности и ее социальных ролей не является механическим слепком иерархии ценностей и ролей, существующей в общественном сознании. Удельный вес различных ролей различен для разных людей ив разных ситуациях. Например, сточки зрения деканата и общественных организаций, академическая успеваемость студента гораздо важнее, чем его личное обаяние и талант гитариста. Нос точки зрения другой референтной группы — его друзей и подруг — это далеко не бесспорно, ив каких-то ситуациях он может пожертвовать первым ради второго. Чтобы понять поведение человека, недостаточно знать внешнюю, объективную систему его ролей. Необходимо также понимать их внутреннюю структуру, их смысли удельный вес в его собственных глазах, выяснить психологическую доминанту его личности. Социальную роль не следует фетишизировать, намертво отгораживая
25 ролевое поведение от спонтанной жизнедеятельности индивида. И. Гофман
25 справедливо указывает, что в социологической литературе существует тенденция разделять поведение индивида на две части одна, формальная, застывшая, мертвая, приписывается обязательному миру социальных ролей, вторая включает в себя личные дела и отношения, то, чем индивид действительно является сам по себе, как личность. Конкретный анализ социального поведения лица, его деятельности в определенной роли (Гофман специально исследовал под этим углом зрения поведение хирурга) показывает, что здесь всегда имеют место не только индивидуальные вариации, но и некоторое социально-типическое ролевое расстояние. Например, фотография собственных детей под стеклом служебного стола руководящего работника (случай довольно распространенный) выражает не только его нежелание резко разграничивать свою служебную и личную жизнь, но и косвенно дает понять посетителю, что хозяин кабинета ив своей служебной роли не склонен к формализму, что он готов к человеческим контактами т. п, те. это является символом некоторого стиля управления (другое дело, насколько серьезен этот символ. Для хирурга умение пошутить в напряженный момент операции является частью профессиональной экипировки, позволяя поднять настроение персонала здесь тоже проявляются непросто личные качества, но известный стиль ролевого поведения. Часто это расстояние от роли специально подчеркивается, причем смысл этого может быть различен. Водном случае это выражает отчуждение индивида от роли, желание подчеркнуть свою независимость от нее. В другом случае, наоборот, именно прочная идентификация с ролью позволяет индивиду свободно варьировать свое поведение, на что неспособен новичок, строго придерживающийся предписанных рамок. Дело не только в множественности ролей самих по себе, но ив том, что ролевые отношения часто содержат в себе сложные конфликты. Ролевым конфликтом называется ситуация, в которой лицо, занимающее определенное положение, сталкивается с несовместимыми ожиданиями (требованиями Это может быть межролевой конфликт, когда индивид одновременно является носителем таких ролей, которые предъявляют к нему несовместимые или трудно совместимые требования. Например, роль классного руководителя требует от Ивана Ивановича проводить больше времени со своими учениками, а роль мужа и отца требует уделять больше внимания собственной семье. Подобные конфликты встречаются в жизни постоянно. Иногда они являются весьма острыми. В современной этнографии существует специальное понятие маргинальный (от слова промежуточный) человек, обозначающее человека, который стоит на рубеже двух различных культур и не уверен, какая принадлежность для него важнее. Таковы, например, люди, произошедшие от смешанных межнациональных браков, или представители угнетенных меньшинств, получившие европейское образование ив силу этого имеющие двойную принадлежность — одну по происхождению, другую — по воспитанию. При благоприятном развитии национальных взаимоотношений маргинальные люди служат своего рода мостом между разными по характеру этническими группами и их культурами. Нов случае возникновения конфликтов, их положение оказывается тяжелым двойная принадлежность вызывает внутреннюю напряженность, приходится выбирать между противоречащими друг другу привязанностями, ожиданиями и ценностями. Эта двойственность положения, непрочность идентификации сказывается и на других чертах личности, нередко приводя ее к неврозу. Кроме межролевых противоречий, существуют также внутриролевые конфликты, обусловленные тем, что разные люди и разные социальные группы по-разному, часто весьма противоречиво, представляют себе обязанности, связанные с одной и той же ролью. Любое социальное положение (например, учитель) представляет целое поле общественных отношений (учитель — ученики, учитель — другие учителя, учитель — школьная администрация, учитель — родители, учитель — комсомольская организация и т. д, и участники этих отношений по-разному трактуют одну и туже роль. Ожидания учеников могут, допустим, не совпадать с ожиданиями педагогического совета. Роль отца в семье одни люди представляют себе прежде всего как дисциплинирующую силу, как высший и грозный авторитет, и человека, не оправдывающего этих ожиданий, обвиняют в либерализме. Другие же считают, что отец должен быть для детей не грозой, а мудрым старшим товарищем, наставником, и осуждают тех, кто увлекается авторитарными мерами. В определении характера своих ролей, также, как ив их выборе, индивид имеет достаточно широкую автономию. Противоречивость общественного определения ролевого поведения,
39
расплывчатость ролевых ожидании, неопределенность санкций, конфликты между разными ролями — все это делает не только возможным, но и неустранимым самостоятельный выбор, за последствия которого человек может и должен нести моральную ответственность. Причем это касается любых социальных ролей и любых житейских ситуаций. Социальное положение лица, его классовая, сословная, национальная принадлежность не зависит от его воли, не является продуктом его свободного выбора. Но его конкретная роль всегда зависит оттого, как он сам воспринимает и оценивает свое положение и какие выводы он отсюда делает.
27 Как замечательно сказал В. И. Ленин , раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в бессловесной покорности, есть просто раб. Раб, осознавший свое рабство и примирившийся с ним, восторгающийся своей жизнью и своим добрым господином, есть холоп, хам. Но раб, осознавший свое положение и восставший против него это революционер. Конечно, от осознания рабства и отказа примириться с ним цепи не исчезнут. Они станут даже еще тяжелее, еще невыносимее. Осознание неприемлемости, недостойности своего положения, когда практически невозможно его изменить, — величайшая трагедия, как в личном, таки в общественном плане. Но это трагическое мироощущение является симптомом назревших противоречий и залогом будущей борьбы за освобождение. Подведем некоторые итоги. Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем
40
социально-значимые черты. Эти черты складываются и проявляются только в конкретном процессе социального взаимодействия, поэтому главным понятием для описания личности является понятие социальной роли. Интраинди- видуальным результатом и компонентом этого взаимодействия в серии последовательных и сосуществующих социальных ролей является система мотивов, установок и ориентаций, составляющая основу внутренней структуры личности. Как роли, таки мотивы, установки, ориентации социальны по своей природе и выражают потребности общественного организма. В этом смысле структура личности производна от социальной структуры. Однако личность вместе стем представляет собой неповторимо индивидуальную тотальность. Сочетание биологических особенностей организма, специфических черт индивидуальной биографии и, наконец, противоречивость ролевой структуры делают каждого человека как личность уникальным. Эта уникальность и целостность личности, рассматриваемая с ее субъективной, внутренней стороны, отображается понятием Я.
41

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


написать администратору сайта