Социология личности. Социология личности Кон. И. с кон Социология личности Издательство политической литературы Москва 1967 1 ми кис. Кон известный советский социолог, доктор философских наук, профессор Ленинградского университета, автор многих книги статей
Скачать 1.14 Mb.
|
3. Я И САМОСОЗНАНИЕ У каждого есть тайный личный мир. Есть в мире этом самый лучший миг. Есть в мире этом самый страшный час. Но это все неведомо для нас. И если умирает человек, с ним умирает первый его снег, и первый поцелуй, и первый бой. Все это забирает он с собой. Евгений Евтушенко ЗАГАДКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО Я Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему. Человек есть личность, поскольку у него свое лицо. Субъект в специфическом смысле слова как я) — это субъект сознательной, произвольной деятельности. Ядро его 28 составляют осознанные побуждения — мотивы сознательных действии ,— писал С. Л. Рубинштейн. Человек не только действует во имя определенных целей, но и осознает себя в качестве деятеля, отделяет себя как деятеля от продуктов своей деятельности и самого ее процесса. Свойство это чрезвычайно существенно. Энгельс писал, что история человеческого общества отличается от истории природы только как процесс развития самосознательных организмов 29 , В следующих главах мы подробно, на фактическом материале, рассмотрим, как формируется 42 самосознание в процессе развития отдельного индивида (онтогенез) ив процессе исторического развития человеческого общества (филогенез. А сейчас попытаемся разобраться, что же вообще имеется ввиду, когда говорят о человеческом Я, самосознании и т. п. Вопрос этот исключительно сложен. Прежде всего, словом Я (в немецком и английском языках употребляется еще специфический термин самость — ЗеШвг, 8еЩ по-русски это как-то не звучит, поэтому придется обходиться одним термином, хотя его многозначность отрицательно сказывается на точности) обозначаются два различных, хотя и связанных друг с другом явления 1) Я как субъект, как деятель, как процесс и 2) Я как объект самопознания. В первом значении Я — это динамическая целостность психических процессов, непосредственно переживаемых субъектом, независимо от степени их осознанности. Во втором значении Я — это индивид, каким он видит себя, каким он известен самому себе, каким он себя представляет. Совершенно ясно, что эти значения не совпадают. Мы осознаем лишь сравнительно небольшую часть наших психических процессов и нашего поведения. Многие важные поступки совершаются импульсивно или автоматически, мы не отдаем себе отчета в их мотивах, поэтому такие процессы и действия называются бессознательными. Непосредственное переживание всегда богаче своего осознания и не может совпадать с ним. Когда я пробую наблюдать свое переживание, оно тем самым утрачивает свою непосредственность. Если я начинаю думать Как я 43 наслаждаюсь музыкой, то процесс восприятия музыки при этом прерывается, и я наслаждаюсь уже не музыкой, а своей способностью ее воспринимать. Я как объект самосозерцания в какой-то степени перестает быть субъектом деятельности, поскольку мое внимание переключается с содержания деятельности, которая всегда есть активное взаимодействие с внешним миром, на мои внутренние переживания, порожденные этим процессом или связанные с ним. Такое периодическое отключение совершенно необходимо для выработки сознательной ориентации к деятельности, но человек, чрезмерно поглощенный своими внутренними переживаниями, для которого собственное Я стало единственными главным объектом, оказывается практически недееспособным, он теряет контакты с внешним миром в некоторых случаях это служит симптомом психического заболевания. Таким образом, понятия Я как субъекта переживания и Я как объекта самопознания не совпадают по объему, первое значительно шире. Они не вполне совпадают и по содержанию. Индивид видит и представляет себя в разных аспектах по-разному, в зависимости от характера преобладающей роли и ситуации. Противоречивость его ролей преломляется в его самосознании как множественность Я, причем эти различные Я по-разному оцениваются его собственным моральным сознанием. Чем противоречивее положение личности, тем сложнее ее самосознание, ее представления о собственном Я. Вспоминается шуточное стихотворение Андрея Вознесенского 44 Я — семья во мне как в спектре живут семья, невыносимых, как семь зверей а самый синий свистит в свирель а весной мне снится что я — восьмой. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПО ФРЕЙДУ В силу сложности этой проблемы различные психологические направления и социологические школы по-разному рисуют структуру личности и соотношение личности и Я. Так, по теории 3. Фрейда, структура личности состоит из трех частей Оно (И, Я (Едо) и Сверх-Я (8и-рег-Е§о). Хотя они тесно взаимодействуют друг с другом, каждая из них имеет свои специфические функции. Оно (Ш) представляет собой резервуар бессознательных иррациональных психических реакций и импульсов, биологических по своей природе Оно является единственным источником психической энергии и руководствуется только принципом удовольствия. Но безоглядная тяга к наслаждению, не учитывающая реальных условий, привела бы человека к гибели. Поэтому в процессе онтогенеза у человека появляется Я как сознательное начало, действующее на основе принципа реальности и выполняющее функции посредника между иррациональными стремлениями Оно, необходимостью физического мира и требованиями общества. Наконец, Сверх-Я возникает на основе Я и воплощает в себе интернализованные индивидом родительские образы, моральные запреты 45 и нормы, внушенные в детстве это, так сказать, моральная цензура, ставшая неотъемлемым внутренним элементом личности. Фрейд сравнивал отношения Я и Оно с отношениями между всадником и лошадью всадник должен сдерживать и направлять лошадь, иначе он может погибнуть, но он движется только благодаря энергии лошади. Положение Я даже сложнее, чем положение всадника. Во-первых, Я должно учитывать требования и условия внешнего мира (принцип реальности. Во-вторых, Я испытывает постоянное давление со стороны Оно, которое всегда сильнее, чем Я конфликт между требованиями внешнего мира и требованиями Оно порождает у Я внутреннюю тревогу, беспокойство. В-третьих, Я подвергается нажиму со стороны Сверх-Я, морального сознания, совести нарушение требований Сверх-Я вызывает у человека чувство вины. Этот конфликт, по мнению Фрейда, является неразрешимыми именно в нем лежит ключ ко всем психологическим проблемам как личности, таки общества. В нашу задачу не входит детальный разбор концепции Фрейда. Сейчас нас интересует только его представление о структуре личности. Как видно из изложенного, фрейдовское Я — только сознательное, точнее, самосознательное Я, тогда как основное содержание Я как деятеля выражается понятием Оно и, поскольку Оно является бессознательным, иррациональной оказывается и большая часть человеческой деятельности. Такая точка зрения вызывает возражения. Разумеется, не может быть и речи о том, чтобы отрицать вообще роль бессознательного в 46 психике и поведении человека. Но есть ли это особый элемент психики, какая- то самостоятельная сущность Или бессознательные переживания — просто такие переживания, которых человек не осознает, в которых он не отдает себе отчета, мотивы которых ему неизвестны Любое чувство, влечение, установка могут быть как осознанными, таки неосознанными. Например, первая любовь сначала выступает в виде бессознательного влечения молодой человек любит, носам еще не сознает этого, его чувство является бессознательным. Или другой пример. Я ненавижу некоего человека, потому что завидую ему если я сознаю эту ненависть, ноне сознаю лежащей в ее основе зависти, то можно сказать, что моя ненависть сознательна, а зависть бессознательна. Бессознательное принципиально неустранимо в том смысле, что объем реальных переживаний человека всегда превышает возможности их осознания, мы всегда переживаем больше, чем осознаем на этом основано и разграничение Я как субъекта деятельности и Я как объекта самосознания. В тоже время любой конкретный бессознательный процесс в принципе может быть осознан, если только можно выразить его в соответствующей системе значений. Фрейд как врач, как психиатр уловил это противоречие и положил его в основу своей терапевтической практики. Основной принцип психоанализа Где было Оно, должно быть Я. То есть нужно помочь человеку осознать тревожащие его переживания, и тогда он сможет приспособиться к своим условиям жизни и своей психической организации. Такая психотерапия 47 неврозов действительно во многих случаях дает положительные результаты углубление самосознания личности облегчает ее приспособление к жизненным условиям. Эту сторону психоанализа признавали И. П. Павлов, который в целом 30 относился к Фрейду резко отрицательно . Справедливым было и другое наблюдение Фрейда, а именно что осознанию собственных переживаний личности часто мешает жесткая моральная цензура инстинктивные стремления, осуществление которых несовместимо с требованиями общества и морали, воплощенными в Сверх-Я, вытесняются из сознания. Чаще всего это проявляется в сфере половых отношений, которые специально исследовал Фрейд; но это можно показать и на других примерах. Взять хотя бы тот же случай с завистью. Почему завистник, как правило, не осознает действительных причин своей ненависти Да потому, что он с детства усвоил, что зависть — недостойное, низменное чувство. Признаться себе в подобном чувстве — значит существенно понизить свое самоуважение. Гораздо легче объяснить свою ненависть действительными и мнимыми пороками соперника. Таким образом, бессознательность многих наших чувств и переживаний объясняется непросто тем, что все сразу осознать нельзя, но и тем, что осознание некоторых переживаний невозможно без серьезного внутреннего конфликта, за которым в конечном итоге стоит конфликт социальный (в нашем примере этот конфликт состоит в том, что зависть морально осуждается ив тоже время личный успех служит одним из показателей 48 общественной значимости человека. Связь этого конфликта с тысячелетним господством частной собственности и конкуренции между людьми можно, пожалуй, не объяснять. Фрейд, таким образом, нащупал важное противоречие, но тут же абсолютизировал его и мистифицировал самое понятие бессознательного. Оно И) представляется ему вместилищем вечных, внеисторических по своей природе психических импульсов. Сначала в качестве всеобъемлющего инстинктивного влечения у Фрейда фигурировало либидо (половое влечение) ; позже, на основе опыта первой мировой войны, появились два главных инстинкта Эрос, инстинкт жизни, и Танатос, инстинкт смерти. Однако уже ближайшие сотрудники Фрейда и особенно так называемые неофрейдисты (К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливэн и др) вынуждены были отказаться как от фрейдовского пансексуализма (те. объяснения всего с помощью полового инстинкта, таки от идеи вечных, неизменных импульсов вообще. Но корень ошибки лежит еще глубже. Как справедливо замечает Ф. В. Бассин, одной из самых больших ошибок фрейдизма явилось грубое упрощение разнотипных и изменчивых отношений, существующих между неосознаваемой высшей нервной деятельностью и деятельностью сознания. Вся трудновоображаемая сложность этих отношений была Фрейдом и его последователями сведена к единственной динамической тенденции, к функциональному антагонизму сознания и бессознательного, нашедшему свое отражение в учении о вытеснении, этом краеугольном камне психоаналитической теории на всех этапах ее развития, ив учении о символике как средстве 31 преодоления этого антагонизма . Проблема бессознательного сводится у Фрейда к проблеме неудовлетворенного аффективного стремления, которая казалась ему стержнем всей психической жизни. Для фрейдизма бессознательно то, что по своему содержанию неприемлемо для сознания. Однако, как показывают исследования ДН. Узнадзе и его школы, неосознаваемые установки (бессознательное) далеко не всегда противоречат сознанию. Их взаимодействие может идти как по типу функционального антагонизма, взаимного торможения, таки по типу синергии. Эти последние взаимодействия преобладают в обычных условиях и способствуют адекватной организации самых различных форм поведения. В противоположность этому антагонистические взаимодействия обусловливают распад содруже ственной координации осознаваемых и неосознаваемых процессов высшей нервной деятельности и выступают наиболее отчетливо в условиях клинической патологии (а при особых условиях — аффективном напряжении, утомлении, мешающих воздействиях, при обстановке «стрэсса» 32 напряженности) и т. пи в норме) » . Именно эти особые и явно патологические явления наблюдал Фрейд в своей клинической практике. Но хотя изучение патологии существенно проясняет норму, смешивать их, очевидно, не следует. Этого не учли Фрейд и его последователи, для которых переживания и конфликты больного-невротика стали моделью нормальной человеческой психики. В структуру личности Фрейд включает социальное по своим истоками содержанию Сверх-Я. Но бессознательное Оно кажется ему совершенно асоциальным. По Фрейду, первичные импульсы, сосредоточенные в Оно, неизменны меняются только внешний мири социальные требования, воплощенные в Сверх-Я. Поэтому влияние общества наличность сводится практически к большей или меньшей степени подавления ее прирожденных импульсов и влечений. Но если бессознательное не есть изолированный погреб в человеческой психике, то осознание любых психических процессов и переживаний неизбежно имеет исторический характер и зависит не только от особенностей индивида, но и от совокупности социальных условий. Индивидуальное сознание не является чем-то герметическим, замкнутым в себе. Оно заимствует необходимую систему знаков, значений и символов из общественного сознания. Но общественное сознание, те. осознание людьми своих общественных отношений, никогда не охватывает полностью общественного бытия, приблизительным отражением которого оно является. Система понятий, значений, символов, существующая в каждом данном обществе, ориентирована на его практические потребности, она способствует осознанию одних переживаний в большей степени, чем других. Уже словарный состав любого языка и его грамматический строй выражают специфическую ориентацию соответствующего общества. Если в языке первобытного племени не было родового понятия человека высшим обобщением было название данного племени, то индивид никак не мог осознать своей принадлежности, помимо 51 данного племени, к человечеству. В языке зафиксирована групповая установка враждебности к любому чужаку, и только изменение общественных условий могло изменить эту установку. До того, как это было осознано, соответствующие переживания могли быть только бессознательными. Что нормально, а что постыдно — зависит от принятых в обществе норм, которые в свою очередь определяются целым комплексом социальных условий. Фрейд-клиницист совершенно правильно констатировал связь многих изученных им неврозов с внутренним конфликтом в сознании пациента между его сексуальными стремлениями и его моральными представлениями. Но Фрейд-социолог неправомерно распространил черты, наблюдаемые водном определенном обществе, ипритом участи населения, на все прошлое и будущее человечества. Между теми формы сексуального поведения и половая мораль различны у разных народов, в зависимости от условий их жизни, форм семьи, религии и т. д. Разные системы морали рождают и разные психологические проблемы, и разные типы неврозов. Каждое общество имеет свой собственный типичный социальный характер, тип личности, наиболее соответствующий данной общественной системе, и только в соотнесении с ним можно понять бесчисленные индивидуально-психологические вариации. ТЕОРИЯ ЗЕРКАЛЬНОГО Я Если теория Фрейда односторонне фиксирует внимание на внутреннем динамизме личности, абсолютизируя противоречия между сознательным Я и личностью как целостностью психических процессов, воплощенных в бессознательном Оно, то американский психолог У. Джемс, напротив, подчеркивает решающую роль взаимодействия индивидов. Джемс определяет Я, или эмпирическое Едо», как общий итог того, что человек 33 может назвать своим . Эмпирическое Я Джемс расчленяет натри составных элемента 1) материальное Я включает наше тело и собственность 2) социальное Я есть то, чем признают данного человека окружающие при этом каждый человек имеет столько разных социальных Я, сколько существует отдельных групп или кружков, о мнении которых он заботится 3) духовное Я обозначает совокупность психических способностей и склонностей. На основе этих элементов складывается эмоциональная жизнь человека, его чувства по отношению к себе (самочувствие) и его поступки, направленные на самоутверждение и самосохранение. Джемсовское понятие социального Я получило дальнейшее развитие в работах американской социально-психологической школы. Так, по мнению Ч. Кули, личность — это сумма психических реакций человека на мнения о нем окружающих людей. Идея человека о самом себе состоит, по Кули, из трех компонентов 1) представление о том, каким я кажусь другому лицу 2) представление об оценке, которую другой дает этому моему образу 3) своеобразное чувство Я, вроде гордости или унижения. Теорию зеркального Я развили систематизировал известный американский психолог Дж. Мид 35 . По Миду, самосознание индивида — 53 нечто иное, как результат социального взаимодействия, входе которого индивид приучается смотреть на себя как на объект. При этом решающее значение имеет не мнение отдельных людей, а некий обобщенный другой, коллективная установка организованного сообщества или социальной группы. Так, мое самосознание как футболиста определяется тем, как воспринимает меня команда в целом или, точнее, как я представляю себе это коллективное восприятие. Теория зеркального Я, тесно связанная с уже известной нам теорией ролей, правильно подчеркивает некоторые существенные черты процесса социализации и формирования индивидуального самосознания. Не только социальные роли индивида, но и его интимнейшие представления о самом себе складываются лишь в процессе взаимодействия с другими людьми и под влиянием этого взаимодействия. Маркс отмечал это обстоятельство задолго до Кули. В некоторых отношениях писал Маркс в Капитале человек напоминает товар. Так как он родится без зеркала в руках и не фихтеанским философом Я есмь я, то человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку. Но Маркс, как мы уже видели, не сводит этот процесс к более или менее случайному «меж индивидуальному взаимодействию, он рассматривает его в контексте определенной социальной системы, определяющей дифференциацию социальных ролей и характер их взаимоотношений. Кроме того, в процесс формирования личности включается не только обмен мнениями, но и, что особенно важно, обмен деятельностью. Обобщенный другой, чье мнение интернализует и усваивает индивид, превращая его в свое самосознание, оказывается при этом организованной социальной системой, а противоречия индивидуального самосознания становятся отражением противоречивости неслучайных мнений, а самих общественных отношений. Наконец, к теории Мида относятся сделанные выше замечания о неправомерности сведения процесса социализации к непосредственному взаимодействию индивидов и недооценки более широкого комплекса общественных условий и культуры. САМОСОЗНАНИЕ КАК УСТАНОВКА Если понимать самосознание как простое описание черт собственной личности, то придется признать, что никакой определенной структурой оно не обладает. Индивид отмечает у себя те же черты, что и у других, и перечень их очень велик. Однако суть самосознания, выраженного в понятии Я, состоит не в перечне отдельных свойства в понимании себя как целостности, в определении собственной идентичности. Самосознание (образ Яне сумма частных характеристика целостный образ, единая, хотя и не лишенная внутренних противоречий, установка по отношению к самому себе. Как всякая установка, она включает в себя познавательный, понятийный элемент представление о своих качествах и сущности, эмоцио- 55 нально-аффективный элемент (самолюбие и тому подобные чувства) и оценочно-волевой элемент (определенная самооценка и соответствующее отношение к собственной личности. Само собой понятно, что разграничить их можно только в абстракции, да и то весьма условно. Самосознание — это прежде всего осознание себя как некоей устойчивой, более или менее определенной единицы, которая сохраняется независимо отменяющихся ситуаций сознание своей идентичности. Это, в свою очередь, предполагает фактическое единство, преемственность и последовательность установок и ценностных ориентаций, осознаваемых как личные интересы и склонности их совокупность образует некоторое хотя бы весьма расплывчатое, мировоззрение, в свете которого рассматривается собственное Я и окружающий мир. Наконец, необходимым элементом Я является определенная самооценка и самоуважение. Сознание собственной идентичности, разумеется, предполагает и включает в себя представление о единстве физиологических и психических процессов индивида. Дальше, рассматривая процесс формирования личности ребенка, я еще вернусь к этому вопросу. Но решающее значение здесь имеет социальный момент, характеристика Я, складывающаяся в процессе социального взаимодействия с другими людьми. Личность воспринимает себя как объект в определенной системе символов, которая включает в себя не только непосредственные связи, но и элементы прошлого и будущего. Человек, начисто забывший свое прошлое (так называемая амнезия, одно из психических заболеваний, даже если он полностью сохраняет речь и все свои профессиональные знания, становится беспомощными неполноценным как личность. Кстати, устойчивость личности не исчерпывается ее непосредственным индивидуальным опытом так, человек, сознающий свою преемственность от предков, воспринимает оскорбительные замечания по адресу предков как личное оскорбление. Сознание своей идентичности для человека непросто знание себя, а динамическая установка, определенное отношение к себе. Особенно важна при этом идентификация стой или иной социальной возрастной, половой, этнической, экономической, профессиональной и т. д) группой. Для понимания самосознания личности весьма существенно, какие именно роли и группы человек называет при самохарактеристике. Например, группе из 288 американских студентов было предложено написать 20 ответов на вопрос Кто я такой Ответы были разбиты на две категории 1) определяющие групповую принадлежность индивида (например, девушка, студент, муж, дочь и т. пи) оценочные (например, счастливый, скучный, способный и т. д. Выяснилось, что, когда количество ответов ограничено, люди склонны описывать себя сначала как членов каких-то групп и лишь затем 37 — в оценочных терминах . Это подтверждает высказанную выше мысль о том, что морально-психологические характеристики, которыми мы пользуемся, подразумевают не вообще человека, а личность в определенной социальной роли. Правда, эти данные можно интерпретировать и иначе. Сама формулировка 57 вопроса Кто я ориентирует на употребление в ответе имен существительных. Если бы вопрос стоял Какой я, оценочных характеристик, выраженных прилагательными, было бы, вероятно, больше. Тем не менее очевидно, что самосознание личности есть прежде всего отражение определенной системы интернализованных ролей, вне которой человеку трудно себя представить. Образ своей собственной личности, сложившийся в ее самосознании, отличается большой устойчивостью. Психологические исследования показывают, что информация о себе, противоречащая сложившемуся у личности образу Я, усваивается гораздо хуже, чем информация, подкрепляющая данный образа иногда и вовсе не воспринимается. Это 38 иллюстрирует следующий опыт . 30 студентов должны были описать себя при помощи списка из 100 прилагательных, хорошо им знакомых. Каждый из них оценивал каждое прилагательное по шкале от 1 (больше всего похоже на меня) до 6 (меньше всего похоже на меня. Затем по той же шкале каждого студента оценили двое его товарищей. Пять дней спустя каждому дали лист, якобы представляющий сводный результат оценки его другими. В действительности же оценки были подделаны. Каждый получил лист, содержащий 50 прилагательных-оценок, не расходящихся с самооценкой субъекта, 25 расходящихся на один пункт и 25 расходящихся на два пункта. Например, субъект оценил прилагательное спокойный цифрой 6 (меньше всего похоже на меня теперь это его качество оценивается цифрой 5 расхождение на 58 один пункт) или 4 (расхождение на два пункта. Через два дня людям предложили воспроизвести, как они запомнили эти итоговые оценки. Оказалось, что точность воспроизведения существенно уменьшалась по мере того, как росло расхождение между самооценкой и комбинированной оценкой, те. люди лучше запоминали те оценки своих качеств, которые совпадали сих собственной самооценкой. Чем объясняется такой результат Отчасти, вероятно, сказывается то, что более знакомый результат, к которому человек подготовлен, легче воспринимается и запоминается. Отчасти же здесь проявляется действие открытых Фрейдом так называемых защитных механизмов. Что такое защитные механизмы Как уже говорилось, по мнению Фрейда, в человеческой психике происходит постоянный конфликт между сознанием и бессознательным. Чтобы избежать связанной с этим напряженности, человеческая психика выработала ряд защитных механизмов, которые совершенно бессознательно подавляют и вытесняют из сознания ту информацию, которая противоречит требованиям морального цензора. Вытеснение означает подавление, исключение из сознания импульса, возбуждающего напряжение и тревогу. Это надо отличать от сознательного подавления какого-то осознанного желания (я хочу закурить, сознаю это желание, но умышленно подавляю его. Вытеснение имеет дело с неосознанными импульсами. Например, человеку надо принять какое-то трудное, мучительное для него решение. Это наполняет его тревогой и беспокойством. Тогда вдруг 59 он забывает об этом деле. Точно также он может забыть о совершенном им некрасивом поступке, который тревожит его самосознание, о трудновыполнимом обещании и т. п. Причем это не лицемерие. Человек честно забывает, не видит, не знает. Нежелательная информация просто вытеснена из его сознания. Что-то может его тревожить, но что — он не знает. Образование противоположной реакции — изменение неприемлемой для сознания тенденции на противоположную. Например, у подростка неосознанное влечение к девочке часто принимает форму агрессивного преследования, дергания за косы и т. п. Внешним признаком этого механизма служит чрезмерная подчеркнутость чувства или поведения (человек слишком сильно протестует. Проекция — бессознательная попытка избавиться от навязчивой тенденции, приписав ее другому лицу. Например, какой-либо старой деве, с ее подавленными, но отнюдь не уничтоженными, сексуальными влечениями, кажется, что все окружающие только и думают о сексе и ведут себя аморально. Механизм проекции отчасти объясняет такое явление, как ханжество (ханжа проецирует на других собственные стремления, противоречащие его моральному самосознанию. Он действует ив сфере национальных и расовых предубеждений ненавидимой этнической группе приписываются собственные неосознанные отрицательные черты таким путем эти стремления получают какой-то выхода моральное самосознание остается незатронутым. Сопоставьте стандартные обвинения американскими расистами негров в изнасиловании белой женщины и садистский характер большинства линчеваний 39 Специфической формой проекции является вымещение — бессознательная переориентация импульса или чувства с одного объекта на другой, более доступный. Например, свои неприятности на работе человек вымещает на жене и детях. Этот механизм хорошо иллюстрируется одним из рисунков X. Бидструпа: какой-то начальник делает выговор служащему тот, не смея возражать начальству, вымещает злость, распекая подчиненного этот, в свою очередь, дает затрещину мальчишке-рассыльному; мальчишка пинает ногой уличную собачонку когда босс выходит из конторы, разъяренная собака вцепляется ему в ногу. Козлы отпущения часто используются ив общественном сознании. Рационализация — самообман, бессознательная попытка рационально обосновать абсурдный импульс или идею. Человеку свойственно рационально объяснять свое поведение, даже если оно иррационально. Например, человеку, перед тем как вывести его из гипнотического состояния, внушили, что он должен взять и раскрыть зонтик. Когда его спрашивают, почему он это делает, он отвечает Потому что идет дождь, хотя на самом деле сухо. Иначе собственное поведение ему непонятно. Рационализация часто встречается в повседневной жизни. Например, человек, совершивший беспринципный поступок, не вступившийся за несправедливо обвиненного товарища, о невиновности которого он отлично знал, спасает свое самоуважение, ссылаясь на свою недостаточную осведомленность, общее мнение и даже на интересы дела, которые якобы требовали на ком-то (все равно на ком) показать суровый пример. Люди, предубежденные против той или иной национальности, обосновывают свою враждебность ссылками на отрицательные черты представителей этой национальности, хотя среди любого народа есть разные люди, и только иррациональное по своей природе предубеждение побуждает фиксировать внимание на одних чертах и не замечать других. Сублимация — превращение социально неприемлемого импульса в социально приемлемый, переадресовка энергии из одного канала в другой. Учение Фрейда о защитных механизмах связано сего теорией бессознательного, о недостатках которой уже говорилось. Однако это учение можно рассматривать и вне его общей теории мотивации. Объектами вытеснения, проекции, рационализации и других защитных механизмов могут быть не только психобиологические импульсы вроде полового инстинкта, но любые социально-культурные стремления и черты, противоречащие самосознанию личности и потому не находящие удовлетворительной символизации. Защитные механизмы призваны поддерживать известную целостность, устойчивость, идентичность индивидуального самосознания в условиях, когда конфликт различных установок ставит его под угрозу. Что это действительно важно, свидетельствует психиатрия разорванное самосознание, отсутствие последовательной идеи о самом себе, неустойчивость самооценок — типичные симптомы многих психических и нервных заболеваний. 62 Учение Фрейда о защитных механизмах принимают, как уже говорилось, и многие психологи, в целом отвергающие психоанализ. Но интересующий нас факт устойчивости индивидуального самосознания можно объяснить и иначе, с других теоретических позиций. Так, согласно американским социальным психологам П. Секорду и К. Бакману 40 , устойчивость самосознания (образа Я) личности предполагает согласованность трех компонентов 1) некоего аспекта Я, 2) интерпретации субъектом своего поведения в этом аспекте и 3) его представлений о том, как другое лицо ведет себя по отношению к нему и воспринимает его в этом аспекте. Иначе говоря, 2 и 3 должны согласовываться с 1, с образом Я. Чтобы увеличить эту согласованность, индивид использует ряд механизмов. 1) Социальное окружение включается в самосознание личности лишь в той мере и таким образом, каким оно воспринимается субъектом. Если действительные ожидания других расходятся с самосознанием или самооценкой личности, она часто искажает их. Целый ряд исследований показывает, что соответствие между представлением индивида о самом себе и тем, как, по его мнению, представляют его другие, точнее, чем действительное соответствие между его самооценкой и оценкой его окружающими. Индивид предпочитает общаться с теми людьми, чье отношение к нему наиболее близко к его самосознанию. Так, если он придает большое значение своему интеллекту, он часто общается с теми, кто признает в нем это качество или дает возможность проявлять его. При выборе друзей мы особенно ценим понимание сих стороны фактически это означает, что друг воспринимает нас максимально близко к нашему самовосприятию. 3) Оценка индивидом других людей часто зависит оттого, как они оценивают его собственное поведение. 4) Собственные качества также оцениваются избирательно, в зависимости оттого, насколько они важны для общей согласованности самосознания. 5) Намеренно или ненамеренно, индивид может вести себя таким образом, чтобы вызывать у окружающих отклик, соответствующий его самосознанию. Это достигается путем самоконтроля и т. п. Будучи направлено на собственное Я, самосознание в тоже время органически связано с другими ценностными ориентациями личности. Образ Я, существующий в нашем сознании, неоднозначен. Уже Джемс разграничивал эмпирическое Я, то, каким субъект представляет свою сегодняшнюю реальность, и идеальное Я — каким он хотел бы себя видеть или каким он должен быть в свете усвоенных им идеалов, моральных норм и т. п. (вспомним фрейдовское Сверх-Я). Но это понятие идеального Я весьма расплывчато. Одно дело — моральное долженствование, другое — эгоистическое стремление. Одно дело — абстрактное желание (быть одновременно великим ученым, гениальным художником и всесторонне развитым спортсменом, другое дело — целенаправленная самореализация в определенном направлении кем я хочу статьи готов ради этого на любые усилия и жертвы. Все это подсказывает более дробную типологию образов, какие имеет индивид о самом себе настоящее Я (каким я кажусь себе 64 в действительности в данный момент динамическое Я (тип личности, каким я поставил себе целью стать фантастическое Я (каким я хотел бы быть, если бы все было возможно идеальное Я (тип личности, каким я чувствую, я должен быть, исходя из усвоенных моральных норм и образцов будущее или возможное Я (тип лица, каким, мне кажется, я могу стать это необязательно положительный образ — человек может в идеале стремиться быть героем, ив тоже время чувствовать, что превращается в обывателя идеализированное Я (каким мне приятно видеть себя этот образ может включать в себя компоненты и настоящего Я, и идеального Я, и будущего Я наконец, целый ряд представляемых Я — образов и масок, которые индивид выставляет напоказ, чтобы скрыть за ними какие-то отрицательные, болезненные или просто интимные черты и слабости своего реального Я. Все эти образы многочисленными нитями связаны с социальным опытом человека и его реальным взаимодействием с другими людьми. Так, идеальное Я зависит от тех норм и образцов, которые были внушены человеку в детстве желательное (сточки зрения общества, семьи или какой-то другой социальной группы) стало желаемым (сточки зрения морального сознания индивида, который не мыслит себе иного поведения всякое уклонение от образца вызывает у него муки совести и снижение самооценки. Динамическое Я обусловлено социальным положением лица человек ставит перед собой цели, сообразуясь с объективными условиями, взвешивая возможную степень успеха, 65 и его самооценка обычно учитывает эти возможности. Представляемые маски обычно симулируют качества, которые ассоциируются с выполнением данной роли и которыми соответствующий индивид, по его мнению, не обладает. САМООЦЕНКА И САМОУВАЖЕНИЕ Образы Я, присущие нашему самосознанию, трудно исследовать объективными способами, да и самим индивидом они обычно осознаются не вполне отчетливо. Из всех элементов самосознания наиболее определенным является самооценка. Разумеется, самооценка тоже достаточно сложное явление, которое включает в себя целый ряд компонентов (оценка своих способностей, социального положения, успеха, морального облика, привлекательности и т. п. Каждый из этих компонентов имеет свои специфические способы измерения и зависит от многих конкретных условий, в частности от характера социальной роли (человек со средними математическими способностями может успешно применить их в социологии, и это обеспечит ему высокую самооценку те же способности в среде талантливых математиков будут выглядеть ничтожными, вызывая у личности ощущение своей бездарности и профессиональной неполноценности. Поэтому мы оцениваем себя (как и других) большей частью не в целом, а через определенные проявления и качества. Отсюда — неизбежные противоречия и расхождения в самооценках. Для изучения представлений личности оса мой себе психологи широко применяют следующую методику. Испытуемому дается пачка карточек с напечатанными на них суждениями и предлагается рассортировать их на несколько групп, от наиболее точно описывающих облик и переживания субъекта до наименее характерных для него. Количество карточек в каждой группе должно быть одинаковым для всех участников данного эксперимента. Это позволяет статистически обобщить результаты опыта. Такая самохарактеристика через определенное количество стандартизированных черт может касаться не только того, каким человек видит себя сегодня, но итого, каким он хотел бы быть, или каким он был влет, или каким его считает мать, и т. д. Те же карточки могут быть использованы для характеристики субъекта другими участниками эксперимента. Это дает широкое поле для различных сопоставлений. Многослойность самосознания и связанная с нею неоднозначность самооценки личности отражает, с одной стороны, неравномерность развития человека, и с другой — расчлененность и противоречивость ролевой структуры. Как длительная социальная изоляция порождает ложное, извращенное самосознание (поскольку человеку нес чем сопоставить, не на чем проверить свои мысленные образы, таки конфликт, вытекающий из противоречивых ролевых ожиданий, мешает личности воспринять себя как целое, и оценки отдельных качеств и ролей не складываются в обобщенный образ. Но, как уже отмечалось, различные роли и качества отнюдь неравноценны для личности. 67 Человек может очень дорожить одними и быть весьма равнодушен к другим. Единство Я состоит именно в наличии осознанной ролевой и ценностной доминанты, которая объединяет вокруг себя остальные роли и ценности личности. Чем определеннее эта доминанта, тем более цельной является личность. Выяснить эту доминанту можно путем сочетания объективного наблюдения (какой род деятельности наиболее типичен для данного человека) со специальным психологическим исследованием, позволяющим составить своеобразную иерархию личных ценностей. Например, человек может считать себя эстетически неразвитым, но это качество не влияет на его самоуважение, так как он не придает ему большого значения. Или человек считает себя талантливым физиком, но его самоуважение тем не менее крайне низко, так как основывается не на профессиональных, а на моральных чертах. Самооценка показывает, как индивид оценивает себя по отношению к некоей специфической ценности (очень красив, красив, безобразен ); самоуважение же выражает обобщенную самооценку, степень принятия или непринятия себя как целого. В частных самооценках каждый индивид видит себя в одних отношениях выше, в других — ниже остальных. Самоуважение является своего рода итогом этих противоречивых самооценок. Высокое самоуважение, замечает Розенберг, не означает, что личность ставит себя выше всех остальных, не видит своих недостатков и считает себя пределом совершенства но оно означает, что человек уважает себя, не считает себя хуже или 68 ниже других, положительно относится к себе как к личности. Низкое самоуважение, напротив, предполагает неудовлетворенность, презрение, неуважение к себе, отрицательную оценку собственной личности. Самоуважение — исключительно важная черта личности, во многом определяющая ее судьбу. 42 Отчего зависит степень самоуважения Еще У. Джемс предложил простую формулу Успех Самоуважение = Притязания Формула эта хорошо охватывает индивидуально-психологическую сторону вопроса. Чем выше притязания, тем больше должны быть достижения, чтобы человек чувствовал себя удовлетворенным. Постоянная неудовлетворенность гения, столь непреложно зафиксированная в истории искусства и науки, является именно следствием величия и грандиозности замыслов, по сравнению с которыми даже самые большие достижения кажутся ничтожными и неудовлетворительными. Но творческая неудовлетворенность собой и своим трудом не имеет ничего общего с низким самоуважением невротика. Сама грандиозность деятельных притязаний (не фантастического Я невротика) предполагает глубокую внутреннюю убежденность в своих возможностях, веру в себя, которая способна противостоять и длительным неудачами отсутствию признания. Но самоуважение определяется не только соотношением притязаний и успеха. Оно, как и частные самооценки, во многом отражает непосредственные взаимоотношения с другими 69 людьми и их мнения. Человек оценивает себя согласно критериям, принятым в его обществе, ив соответствии стем, как оценивают его окружающие люди. Это заключение подтверждается не только повседневным опытом, но и специальными исследованиями, установившими связь между представлением индивида о себе, с одной стороны, и его оценкой другими членами группы и его собственным представлением об этой групповой оценке, с другой. Можно сослаться наследующий опыт. Членам девяти маленьких производственных групп (5—7 человек в каждой) было предложено заполнить такую анкету А. Оцените людей из вашей группы последующему признаку кто самый лучший руководитель Кто лучше всего способен руководить людьми исправляться с новыми ситуациями Обязательно оцените себя и включите свое собственное имя. Первый названный вами человек должен иметь высшие организаторские качества, вторым должен быть следующий после него, итак далее, пока вы не перечислите всех членов вашей группы, не упустив никого. В. Как выдумаете, на какое место по этой шкале поставит вас большинство ваших коллег Ответьте, подчеркнув соответствующий номер. Вторым вопросом было Кто самый лучший работник С кем лучше всего работать вместе На основе этих данных были выделены три показателя 1) самооценка СО 2) объективная групповая оценка (ОГО, полученная путем обобщения оценок, данных индивиду каждым из его товарищей по работе 3) предполагаемая групповая оценка (ПГО), основанная на ответе человека на пункт В каждого вопроса. При этом были выдвинуты две гипотезы 1) люди с высокой самооценкой поданной черте будут иметь более высокую групповую оценку ОГО) и более высокую предполагаемую групповую оценку, чем люди с низкой самооценкой, причем люди с высшей ПГО получат высшую групповую оценку ОГО, чем люди с низкой ПГО; 2) самооценка лица имеет тенденцию соответствовать ПГО и ОГО, те, если человек оценивает себя высшим баллом, он ожидает, что и группа оценит его также, и действительно должен получить соответствующую ОГО. Первая часть первой гипотезы была легко подтверждена, то. люди с высокой самооценкой получили и более высокую среднюю групповую оценку, чем люди с низкой самооценкой. Подтвердилась и зависимость между ПГО п ОГО. Но это само по себе ничего не говорит о причинах соответствующей корреляции. Между тем проверка второй гипотезы, призванной уточнить этот вопрос, не дала столь определенных данных. Совпадение между самооценкой и предполагаемой групповой оценкой оказалось весьма высоким (соответственно 84, 80 и 92,9% для лиц с высокой, средней и низкой самооценкой) ; это доказывает, что самооценка личности действительно связана стем, как, по се мнению, оценивают ее окружающие. Но объективная групповая оценка существенно отличалась от этих предположений. Так, по шкале руководства низкую групповую оценку получили 100% людей с низкой самооценкой, но из лиц 71 с высокой СО высокую ОГО получили лишь 40%, а из лиц со средней СО лишь 26% получили среднюю ОГО. Аналогичные результаты получились и по шкале рабочих качеств, где больше половины лиц с высокой самооценкой получили низкую групповую оценку. Чем объясняется такое расхождение На чем основывается высокая самооценка личности, столь явно расходящаяся с мнением группы Во-первых, самооценка субъекта необязательно основывается на системе ценностей данной рабочей группы, он может отправляться от других ролей, связанных с принадлежностью к другой референтной группе. Дополнительное исследование показало, что лица, чья самооценка расходится с объективной групповой оценкой, действительно имеют большее число референтных групп (например, человек более старшего возраста основывает свою профессиональную самооценку не только на данной работе, но и на предшествующем опыте, чего не может новичок начальник оценивает свои организаторские способности не только по реакции подчиненных, но и по отношению своего начальства, и т. д. Во-вторых (эта сторона дела не учитывалась американскими исследователями, многое зависит от внутриколлективных взаимоотношений. Коллектив — непросто совокупность индивидов, но определенная система взаимоотношений, которая накладывает свой отпечаток и на все виды самооценок. Советские социологи не ограничиваются в подобных случаях сопоставлением индивидуальной самооценки и коллективной оценки индивида, но включают также такой важный момент, как 72 мнение индивида о коллективе в целом, которое основывается на более общей системе социальных и личных ценностей 44 Таким образом, и самооценка человека, и его самоуважение основываются не только на его личных достижениях, но зависят от отношения к нему окружающих. В свою очередь, субъективный внутренний мир человека оказывает огромное влияние на все его поведение. Даже восприятие внешнего облика одного человека другим (или восприятие собственного портрета) зависит от установки (большей частью неосознанной) к этому другому и к самому себе. Например, в психологических экспериментах К. Готтшальдта 45 испытуемым предъявлялись специально изготовленные фотографии, в которых силуэты заснятых на них людей были искажены — несколько расширены или сужены. При этом выяснилось, что, хотя взрослые испытуемые, глядя на себя в зеркало, имели возможность в серии предложенных им собственных фотографий выбрать фотографии с нулевым искажением (те. правильные, они тем не менее обнаружили, отыскивая наиболее похожую фотографию, стойкую тенденцию к выбору более расширенного или суженного изображения. По мнению Готтшальдта, в этом выборе проявляется определенная самооценка личности. Затем подобные опыты были поставлены в подростковых классах школы. Оказалось, что положение ученика в классе сказывается на восприятии им как собственных фотографий, таки фотографий одноклассников. При признании превосходства соученика выявляется тенденция при выборе его точной фотографии предпочитать широкое фото, при пренебрежительном отношении к нему — узкое фото. Далее опыт состоял в том, что 10- и летние мальчики и девочки должны были выбрать самые похожие фотографии не только себя, но и родителей, учителей, нейтральных взрослых и сверстников. Выяснилось, что летние ребята рассматривали собственное изображение наивно и выбирали фото с нулевым искажением. Зато фотографии материи отца выбирались, как правило, в расширенном варианте, фото с нулевым искажением большей частью подчеркнуто отвергались. Иначе выполняли тоже задание летние. В 80% случаев образ матери или отца выбирался ими из ряда фотографий, где искажение было равно нулю, зато для собственной личности устойчиво предпочитались, особенно мальчиками, более широкие образы. Так изменение отношений и самосознания человека, незаметно для него самого, сказывается на его восприятия другого человека и самого себя. Очень интересные данные на этот счет приводит ленинградский психолог А. А. Бодалев в своей книге Восприятие человека человеком. Весьма убедительны данные М. Розенберга 46 о влиянии наличность человека и его поведение степени его самоуважения. Пониженное самоуважение делает самосознание человека болезненными неустойчивым. Для обследованных Розенбергом людей с низким самоуважением характерна неустойчивость образов и мнений о собственном Я. Среди студентов с высоким самоуважением людей, имеющих очень устойчивый образ собственной личности, оказалось в 3,5 раза больше, чем среди студентов с низким самоуважением очень неустойчивый образ распространен среди последних, в 4 раза больше, чем среди первых. Люди с пониженным самоуважением имеют тенденцию чаще закрываться от окружающих, представляя им какое-то ложное лицо (представляемое Я. Это делается для того, чтобы скрыть свои подразумеваемые слабости. Но необходимость играть роль усиливает внутреннюю напряженность, не говоря уже о постоянном страхе, как бы не сделать ложного шага, не выйти из роли. Люди с низким самоуважением особенно ранимы и чувствительны ко всему, что так или иначе затрагивает их самооценку. Они гораздо сильнее реагируют на критику, смех, порицание. Их больше беспокоит плохое мнение о них окружающих. Они много глубже реагируют, если у них что-то не получается в работе или если они обнаруживают какой-то недостаток в самих себе. Как следствие всего этого, им свойственна склонность к психической изоляции, к уходу от действительности в мир мечты, причем они болезненно переживают это одиночество. Чем ниже уровень самоуважения человека, тем более вероятно, что он страдает от одиночества. Только 35% людей с самым низким самоуважением сказали, что они не одиноки, по сравнению с 86% тех, кто обладает наивысшим уровнем самоуважения. Все это способствует развитию болезненных невротических симптомов. Пониженная самооценка и ограниченные личные контакты снижают социальную активность личности. Люди с низким самоуважением принимают значительно меньшее участие в различных клубах и других добровольных организациях, они реже оказываются на выборных должностях, меньше интересуются общественными делами, в том числе политикой, и, даже проявляя интерес, реже участвуют в публичных митингах, дискуссиях и т. п. из опасения, что их не поймут, что они не смогут выразить свою мысль, и т. д. При выборе профессии они избегают специальностей, включающих в себя момент соревнования. Даже поставив перед собой определенную цель, они не особенно надеются на успех, считая, что у них нет для этого необходимых данных. Все это показывает, каким важным фактором в жизни личности является самоуважение. Конечно, приводимые Розенбергом корреляции показывают лишь взаимозависимость, а не причинную связь. Самоуважение можно представить не как постоянную, а как переменную величину, зависящую от других факторов. Истинность самооценки может быть установлена лишь путем ее сопоставления с деятельностью человека, но сама эта деятельность предполагает определенные мотивы и установки, в число которых входит самооценка. Я — самое глубокое, самое тонкое и труднодоступное измерение личности. Социальные роли, ценности, установки — все это имеет общий характер, дается индивиду обществом и передается от одного лица другому. Внутренний мир личности, ее Я присущ только ей одной, он возникает, развивается и погибает вместе с индивидом. Человек объективирует себя в своих 76 деяниях, в продуктах своей деятельности. И все-таки это не все. Да, остаются книги и мосты, машины и художников холсты. Да, многому остаться суждено, но что-то ведь уходит все равно Таков закон безжалостной игры нелюди умирают, а миры. Уходят люди. Их не возвратить. Их тайные миры по возродить, и каждый раз мне хочется опять от этой невозвратности кричать. Е. Евтушенко Когда проблема личности воспринимается сквозь призму субъективного Я, подход к ней в терминах теории ролей кажется почти что святотатством. И все-таки этот подход правомерен. Ведь самосознание — только осознание частичное, неполное) деятельности индивида, которая всегда и везде есть взаимодействие его с другими людьми. Это взаимодействие, эта деятельность были бы невозможны, если бы они небыли организованы в определенные структурные формы. Социальная роль — нечто иное, как абстракция от структуры этой общественной деятельности, участником которой является данный индивид. Эта деятельность может быть для него настолько естественной и органичной, что не воспринимается им как роль, а переживается как неотъемлемая, имманентная характеристика собственного Я. Но она может восприниматься и как нечто внешнее, чуждое его индивидуальности. Различие Я и не-Я существует везде, где есть индивидуальное самосознание. Человек не может выразить себя иначе, как через «опред- 77 мечение он познает себя только благодаря результатам своей — совместной с другими людьми — деятельности. Самосознание, не основанное на реальной деятельности, исключающее ее как внешнюю, неизбежно заходит в тупик, становится пустым понятием. Отсюда — старый принцип оценивать людей по их поступкам, по плодам их узнаете их. Но индивиду никогда не удается опредметить, объективировать все свои стремления. Идеальный момент человеческой деятельности (цели, стремления, побуждения) лишь частично реализуется в ее результатах. В человеке всегда есть нечто незавершенное, невысказанное, непроявленное, именно потому, что он — не пассивная вещь, а деятель, творен, самореализация. Соотношение Я и не-Я как потенциальных возможностей личности и объективной действительности является поэтому условными историческим. За индивидуально-психологическими особенностями лица стоят социальные проблемы (например, совпадение или несовпадение ценностных ориентации, доминировавших в воспитании личности, и ее реальной ролевой структуры. Социологический анализ легко прослеживает связь между степенью самоуважения личности и ее социальным статусом или общественным престижем соответствующей профессии. Цельность личности, выступающая на интрапсихологическом уровне как единство ролевой структуры и самосознания, в социальном плане оказывается производной от степени гармонии или дисгармонии социального целого, оттого, насколько согласованы друг с другом различные 78 общественные механизмы социализации, культурные и идеологические ценности. Отсюда и социально типичные неврозы, характерные для разных социальных групп, изучением которых занимается социальная психиатрия. Конфликт между социальной ролью личности и ее Я служит симптомом такого положения, когда часть жизнедеятельности индивида отделена от целого. Чем шире сфера этого отчуждения личности от своей деятельности, тем труднее оказывается для нее очертить контуры собственного Я, теряющегося в ряду более или менее случайных внешних характеристик. Но это положение само является следствием определенных социальных условий, о которых пойдет речь дальше. |