Главная страница
Навигация по странице:

  • 12. Профессионально-личностное самопознание и саморазвитие педагога в системе непрерывного образования

  • Самопознание

  • теория и методика начального образования (автовосстановление). I. Введение в педагогическую деятельность. Структура педагогической деятельности в 0начальной школе


    Скачать 311.61 Kb.
    НазваниеI. Введение в педагогическую деятельность. Структура педагогической деятельности в 0начальной школе
    Дата26.07.2022
    Размер311.61 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлатеория и методика начального образования (автовосстановление).docx
    ТипДокументы
    #636602
    страница4 из 25
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

    11. Роль обучения в развитии личности младшего школьника.

    Влияние ученья на развитие личности младшего школьника

    Проблема соотношения обучения и развития является не только методологически, но и практически значимой. От ее решения зависит определение содержания образования, выбор форм и методов обучения.

    Под обучением следует понимать не процесс «передачи» готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта.
    Под развитием применительно к обучению понимают две разные, хотя и тесно взаимосвязанные друг с другом категории явлений:

    биологическое, органическое созревание мозга, его анатомо-биологических структур

    психическое (в частности, умственное) развитие как определенная динамика его уровней, как своего рода умственное созревание.

    Конечно, умственное развитие зависит от биологического созревания мозговых структур, и этот факт необходимо учитывать в ходе осуществления педагогического процесса. Вместе с тем органическое созревание мозговых структур зависит от среды, обучения и воспитания. Именно поэтому, когда мы говорим об умственном развитии, то имеем в виду, что умственное развитие происходит в единстве с биологическим созреванием мозга.

    В психолого-педагогической науке сложилось по меньшей мере три точки зрения на соотношение обучения и развития. Первая, и наиболее распространенная, заключается в том, что обучение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса. Но обучение как бы надстраивается над созреванием мозга.

    Таким образом, обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей, которые возникают в, процессе развития. Уильям Льюис Штерн писал, что обучение следует за развитием и приспосабливается к нему. А поскольку это так, то не надо вмешиваться в процесс умственного созревания, надо не мешать ему, а терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возможности для обучения. Жан Пиаже отмечал, что умственное развитие идет по своим внутренним законам, поэтому обучение может только несущественно замедлить или ускорить этот процесс. Однако, например, пока у ребенка не созрело логическое операторное мышление, бессмысленно обучать его логически рассуждать.

    Ученые, придерживающиеся второй точки зрения, сливают обучение и развитие, отождествляют тот и другой процессы (Уильям Джеймс, Эдвард Ли Торндайк).

    Третья группа теорий объединяет первые две точки зрения и дополняет их новым положением: обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования (Курт Коффка и др.).

    Эту существенно новую идею выдвинул Лев Семёнович Выготский. Он обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности: обучение должно идти впереди развития личности и вести его за собой.

    В связи с этим Л.С. Выготский выделил два уровня умственного развития ребенка.

    Первый уровень актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика, который характеризуется тем, какие задания он может выполнить вполне самостоятельно.

    Второй, более высокий, уровень, который он назвал зоной ближайшего развития, обозначает то, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с небольшой помощью. То, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, отмечал Л.С. Выготский, завтра он будет делать самостоятельно; то, что входило в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития. Так и идет развитие личности по всем направлениям.

    Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения взаимосвязи обучения и развития личности, отводя, согласно положению Л.С. Выготского, ведущую роль обучению. Обучение и развитие тесно связаны друг с другом: развитие и обучение не два параллельно протекающих процесса, они находятся в единстве. Вне обучения не может быть полноценного развития личности.

    Обучение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опирается на него, но не надстраивается чисто механически.

    Развитие, в частности умственное, в процессе обучения определяется характером получаемых знаний и самой организацией процесса обучения. Знания должны быть систематическими и последовательными, а также в достаточной степени обобщенными.

    В конечном итоге развитие личности в процессе обучения обеспечивается тремя факторами:

    обобщение учащимися своего опыта;

    осознание (рефлексия) процесса общения, так как рефлексия - важнейший механизм развития;

    соблюдение этапов самого процесса развития личности.

    12. Профессионально-личностное самопознание и саморазвитие педагога в системе непрерывного образования

    Важным фактором, определяющим развитие современного общества, является образование. Оно обеспечивает не только познание мира, но и развитие личности в ее индивидуальности, неповторимом своеобразии.

    Личность, по мнению А. Н. Леонтьева, не только «момент деятельности, но и ее продукт», «ею не родятся, а становятся».

    Личность педагога, его мастерство, раскрывается в профессиональной деятельности. Если говорить о будущих педагогах, то первый опыт мастерства они приобретают в студенческие годы.

    Современная образовательная ситуация объективно требует становления педагога субъектом собственного профессионального развития. В связи с этим, В. А. Сластенин профессиональное саморазвитие рассматривает как процесс интеграции внешней профессиональной подготовки и внутреннего движения, личностного становления человека. Внешняя профессиональная подготовка задает содержание, формы, схемы профессиональной рефлексии, а внутреннее движение обеспечивает энергию, реализацию личностный смысл профессионального саморазвития. Внешняя подготовка и внутреннее движение являются составляющими процессами профессионального саморазвития.

    Профессиональное саморазвитие, считает ученый, складывается из двух компонентов: внешних условий (которые создаются определенными позициями) и внутренних способностей (ими овладевает сам учитель), которые предполагают наличие: а) потребностей — потребность в обновлении, развитии, самопознании, понимании своих действий; б) целей; в) средств.

    Саморазвитие имеет различные формы. На первых этапах одна из форм саморазвития «подталкивает», запускает «самопроцессы» (является механизмом), на следующем этапе саморазвития «самопроцессы» порождают, способствуют возникновению, поддерживают новую форму саморазвития (становятся механизмами)

    В качестве критериев профессионального саморазвития педагога В. А. Сластенин выделяет:

    a)самоорганизацию качественных изменений в личности и деятельности;

    b)доминирование в структуре педагогической деятельности действий педагога, направленных на профессиональное самообновление. Изменение своих способов работы;

    c)постановка и решение по отношению к самому себе и своей деятельности педагогических, психологических, организационных, предметных задач;

    d)способность педагога воспринимать различные проявления окружающей среды как предпосылки своего профессионального развития.

    К числу механизмов, обеспечивающих профессиональное саморазвитие педагога, относятся:

    · самосознание, ассоциированное с пониманием, признанием, принятием своего Я;

    · самоопределение, показанное обозначением границ своего Я;

    · самоактуализация, связанная с проявлением и высвобождением того, что заложено и сформировано в Я человека;

    · самореализация, представленная с выражением потенциала, Я;

    · самодеятельность, которую человек осуществляет как субъект и в которой он объективирует и развертывает свое Я;

    · саморегуляция, соединенная с управлением человеком различными сторонами своей личности и с их интеграцией;

    · самостроительство, связанное с целенаправленным культивированием и развитием определенных (целостно значимых) способностей, сторон и качеств личности;

    · самоидентификация, представленная с отождествлением и разотождествлением себя с какой-либо позицией, ролью;

    · самооценка, связанная с соотнесением «себя актуального» и «себя потенциального» по различным шкалам [4, с. 366].

    Как показывают исследования педагогов и психологов В. И. Андреева, А. Адлера, Б. Г. Ананьева, У. Джеймса, Д. Д. Леонтьева, А. Ф. Лосева, А. Маслоу, Г. Мэрфи, Г. Оллпорта, К. Роджерса, В. А. Сластенина, В. И. Слободчикова, С. А. Смирнова, В. А. Сухомлинского, Е. Н. Шиянова, К. Юнга и др., потребность в самовыражении является одной из основных для человека.

    В связи с этим образование является непрерывным процессом саморазвития, самопознания и самосовершенствования самого себя.

    Осуществляемые изменения самого человека недостаточно исследованы. И хотя количество антропоцентрически направленных работ, в том числе посвященных вопросам самости растет, но острота проблемы не снижается.

    Слова «самость» книжного происхождения, которое встречалось еще в логике XVI века. В XVIII веке оно употреблялось в русском литературном языке. В. Г. Белинский употреблял его в значении самобытность, индивидуальность, самостоятельность, личность.

    В словаре В. И. Даля «самость» означает «подлинность, одноличность». Некоторые авторы не проводят различия между самостью и «Я». Понятие («самость») введено в оборот К.Г. Юнгом, но ни в его работах, ни в трудах его последователей оно не имело однозначного определения. Существует определенный набор представлений, которыми человек пользуется для определения самого себя. Различают индивидуальное «Я» (биологическое, физическое, физиологическое, психологическое) и социальное «Я».

    «Я-концепция» работает как целостная социальная установка, определяющая всю систему отношений личности к себе, ее внутреннюю позицию. Именно на уровне «Я-концепции» происходит противостояние реального поведения человека и некоего «внутреннего» эталона, представлений о себе, которые выстроены в образе «Я». Опытные педагоги знают, заявляет Н.Ф. Голованова, что изменение представления о себе (своей внешности, учебных достижениях, способностях) решающим образом влияет на поведение обучающихся, их успехи в учении, спорте, творчестве.

    Тема самости, осуществляющая характеристику целостности человека, используется в философии, социологии, педагогики и психологии. Ее определение и понимание раскрывается в работах педагогов и психологов К. А. Абдульхановой, Б. Г. Ананьева, В. И. Андреева, А.Н. Леонтьева, А. Маслоу, Г. Мэрфи, В. В. Мясищева, Г. Оллпорта, К.К. Платонова, К. Роджерса, С.Л. Рубинштейна, С. А. Смирнова, В. А. Сухомлинского, Д. Н. Узнадзе, Д. И. Фельдштейна, Е. Н. Шиянова и др.).

    Ученые, занимающиеся проблемами образования, обращают внимание на многосторонность феномена «самости» как системы и результата. Совершенно очевидно, что реализация всех этих аспектов образования связана с личностью педагога, с необходимостью постоянного ее совершенствования и повышения уровня профессионализма. Результатом профессионального становления любого субъекта деятельности является его мастерство.

    Ни для кого не секрет, что в течение жизни человеку приходится менять поле деятельности. Особенно важно это для педагога потому, что учитель живет до тех пор, пока учится.

    Преподавателю необходимо выстроить свою профессионально-педагогическую стратегию, которая учитывала бы конкретные индивидуальные особенности и запросы, а также образовательную траекторию как способ достижения мастерства. Ибо образовательная траектория — возможность личности на основе выбора определять свой образовательный путь.

    В связи с этим самость, на наш взгляд, представляет собой интегральное качество личности, осуществляющая способность педагога к профессиональному саморазвитию, самопознанию, самоопределению, самореализации, саморегуляции и самосовершенствованию.

    Таким образом, личность, по утверждению В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева — есть высшая инстанция самости, персонализированная, самоопределившаяся среди других, для других и тем самым для себя.

    Самопознание— это процесс познания самого себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми и т. п. С другой стороны, возникает много вопросов о значении, структуре, механизмах самопознания, ответы на которые нельзя почерпнуть из определения. Недаром до сих пор остается загадкой и покрыто некой тайной выражение дельфийского оракула, которое было начертано на фронтоне одного из храмов в Древней Греции: «Познай самого себя».

    Самопознание невозможно без осознания и оценки педагогом, студентом своего образа жизни, самоанализа своего внутреннего мира. Работа над собой, преодоление себя, социальная активность возникают у человека из переживаний противоречия между требованиями жизни и собственным несовершенством. Но недовольство собой не может постоянно «питать» стремление к самосовершенствованию. Человек должен одновременно и позитивно посмотреть на себя, осознать свою уникальность, отличие от окружающих, опереться на чувство собственного достоинства.

    Самопознание организуется способами педагогической технологии: самонаблюдение (наблюдение за собой в деятельности); сравнение себя с другими (психологические игры), здесь важна логика: от сравнения себя с идеалом — к сравнению с реальным человеком и от него – к сравнению себя я самим собой по формуле «был — стал»; самоанализ (творческая деятельность), три «Я»: «Я» в моем представлении (Что я знаю о себе?), «Я» идеальное (Каким я хочу быть?), «Я» зеркальное (Что обо мне думают другие люди?).

    Эти способы, считает Н.Ф. Голованова, осуществляются в индивидуальных и групповых беседах, тренингах. Ибо самопознание — это деятельность «Я» как субъекта по познанию (или созданию) образа «Я» (Я концепции) .

    Слободчиков В. И., Исаев Е. И. полагают, что самопознание является основой развития постоянного самоконтроля и саморегуляции человека, выступая также в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки.

    Установлено, что самооценка может быть адекватной (реальной, объективной) и неадекватной. В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной. Каждая из них специфическим образом проявляется и в жизнедеятельности человека.

    Завышенные оценки и самооценки приводят к формированию таких особенностей личности, как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т. п. Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и др. Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.

    Поэтому так важно для педагога и студента, будущего учителя, овладеть такими способами саморегуляции и самоуправления своей деятельностью как самоконтроль, самоприказ, самоограничение, самостимуляция, самоодобрение, самоубеждение и самовнушение.

    Саморегуляция оснащается с помощью тренингов или практических занятий. Здесь осваиваются более сложные способы саморегуляции и самоуправления своей деятельностью: самоконтроль, самоприказ, самоограничение, самостимуляция, самоодобрение, самоубеждение, самовнушение.

    Деятельность самореализации студентов связана с освоением метода самообязательства: самоанализ (в общении, учебе, деятельности); «очерчивание границ» поведения и деятельности; самоконтроль и самоотчет (ведение дневника).

    Самообязательства, по утверждению Н. Ф. Головановой, позволяют организовать своеобразный «каркас» для действий будущего педагога по самоопределению и иметь форму «Задания самому себе». Так, например, в школе В. А. Сухомлинского действовали «Десять Нельзя», «Десять Недостойно», «Законы Дружбы». Убедительные, четкие и вместе с тем яркие нравственные правила, считал В. А. Сухомлинский, помогают обучающимся управлять своими желаниями в ежедневном поведении.

    Известно, что Л. Н. Толстой в юности составил себе программу самосовершенствования, где было три раздела: совершенствование качеств ума, чтобы стать себе культурным человеком; приобретение качеств души, чтобы служить людям с пользой; искоренение нравственных пороков (бесхарактерность, раздражительность и лень), чтобы уважать себя.

    Создание программы самосовершенствования на основе самопознания «Я-концепции» предлагает картину ожиданий обучающегося относительно собственного поведения и личностных качеств, своеобразный «проект самого себя».

    Итак, профессиональное развитие, стимулируя определенные мотивы, осуществляет самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию. Оно в свою очередь способствует выделению четырех типов педагогов: самоактуализирующийся, самодостаточный, самоутверждающийся и внутренне-конфликтный. Наличествуют внешние и внутренние барьеры саморазвития, которые определяются как объективными, так и субъективными факторами.

    Результативными формами содействия самопознания и саморазвития являются: теоретические семинары, семинары-практикумы, научно-практические семинары, индивидуальные консультации и помощь в построении индивидуальной программы саморазвития, деловые игры, специальные социально-психологические тренинги и др.

    Профессиональное мастерство педагога предполагает наличие определенных умений и навыков, к которым относятся и феномены самости. Образование — это то, что обучающийся делает сам.

    Итак, общим знаменателем, интегральным измерением «Я» выступает самопринятие и самоуважение личности педагога. Успешное становление личности педагога возможно лишь в случае принятия его самого себя, положительной оценки своих способностей, черт характера и своего места в профессии.

    Ведь каждый педагог стремиться самоутвердиться в своей профессиональной деятельности, поэтому так важно, чтобы эти процессы не становились демонстрацией индивидуализма и эгоцентризма, противопоставления себя другим.

    Необходимо учить будущих педагогов не знаниям и дисциплинам, а мысленной деятельности.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


    написать администратору сайта