Главная страница
Навигация по странице:

  • По определению, игра

  • Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову)

  • Что входит в

  • «игровые педагогические технологии»

  • Вводим игровой элемент. Игра «Продолжи (закончи) мою мысль.

  • Спектр целевых ориентаций

  • Составление игровых технологий

  • Методика обучения детей теории музыки В.В.Кирюшина.

  • «Учитель и ученики растут вместе».

  • Игровые технологии. Игровые технологии Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет


    Скачать 34.65 Kb.
    НазваниеИгровые технологии Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет
    Дата07.11.2021
    Размер34.65 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИгровые технологии.docx
    ТипДокументы
    #265049

    Игровые технологии

    «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет»

    А.С. Макаренко
    Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм дошкольников (Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко, А.И.Сорокина, Н.Р.Эйгес и др.) и младших школьников (Ф.КБлехер, А.С.Ибрагимова, Н.М.Конышева, М.Т.Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно дошкольного и младшего школьного возраста. Ряд специальных исследований по игровой деятельности дошкольников осуществили выдающиеся педагоги нашего времени (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.). Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В. Арутюняном, О.С. Газманом, В.М. Григорьевым, О.А. Дьячковой, Ф.И.Фрадкиной, Г.П. Щедровицким и др.

    В перестроечный период произошел резкий скачок интереса к обучающей игре (В.В.Петрусинский, П.И.Пидкасистый, Ж.С.Хайдаров, С.А.Шмаков, М.В.Кларин, А.С.Прутченков и др.).

    В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недостаточно освещенным в методике преподавания относятся игровые технологии.
    Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению любого предмета. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
    Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации.

    Игра настолько уникальное явление бытия, что она просто не могла не быть использована в различных сферах деятельности человечества, в том числе и в педагогической. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития.

    По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

    В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

    -    развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);

    -    коммуникативную: освоение диалектики общения;

    -    самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

    -    игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

    -    диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

    -    функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

    -     межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

    -     социализации: включение в систему общественных отношений, усвоениенорм человеческого общежития.
    Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):

    •   свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

    •   творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

    •   эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоцио­нальное напряжение»);

    •   наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры,логическую и временную последовательность ее развития.
    В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, пла­нирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

    Мотивация игровой деятельности обеспе­чивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревнова­тельности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

    Что входит в структуру игры какпроцесса? Давайте вместе составим логическую цепочку.

    В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребле­ние предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реаль­ные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) — область действи­тельности, условно воспроизводимая в игре.

    Г.К.Селевко отмечает: «В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

    ·  в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

    ·  как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

    ·  в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

    ·  как технология внеклассной работы.
    Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр.

    В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существен­ным признаком — четко поставленной целью обучения и соответ­ствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-по­знавательной направленностью.

    Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования уча­щихся к учебной деятельности.

    Вводим игровой элемент. Игра «Продолжи (закончи) мою мысль.

    Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

    1.   Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.

    2.   Учебная деятельность подчиняется правилам игры.

    3.   Учебный материал используется в качестве ее средства.

    4.   В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.

    5.   Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

    Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классифика­ции педагогических игр.

    В первую очередь следует разделить игры по виду деятельностинафизичес­кие (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

    По характеру педагогического процессавыделяются следующие группы игр:

    а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

    б) познавательные, воспитательные, развивающие;

    в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

    г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

    Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Ука­жем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации. По предметной области выделя­ются игры по всем школьным дисциплинам.

    И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определя­ет игровая среда:различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различны­ми средствами передвижения.
    Спектр целевых ориентаций

    •  Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; при­менение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных уме­ний и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучеб­ных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

    • Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование опре­деленных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, комму­никативности.

    • Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений срав­нивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; раз­витие мотивации учебной деятельности.

    •  Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адапта­ция к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

    Концептуальные основы игровых технологий 


    •     Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фунда­ментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самооп­ределении, саморегуляции, самореализации.

    •     Игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имма­нентного личности (Д.Н.Узнадзе).

    •    Игра -   пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усво­ения социальных установок (Л.С.Выготский).

    •    Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереа­лизуемых интересов" (А.Н.Леонтьев).

    •      Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

    •    Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержа­нием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения меж­ду людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

    •     В возрастной периодизации детей (Д.Б.Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каж­дой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психи­ческие новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дош­кольного возраста.



    Игровые технологии в младшем школьном возрасте 


    Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.

    В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происхо­дит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участ­никами в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моде­лирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.

    Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно - моделирующих играх наряду с ро­левой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обста­новка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

    Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-позна­вательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсужде­ние игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирую­щей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а так­же ход учебно-игрового взаимодействия. В арсенале педагогики началь­ной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у де­тей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовыхпредставлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблю­дательность, укрепляющие волю.

    Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочета­нии с обычными дидактическими упражнениями.

    Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определен­ным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников разви­вается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспиты­вающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. 

    Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.

    В отечественной педагогике имеется ряд таких игровых технологий («Сам Самыч» В.В.Репкина, «Мумми-тролли» томских авторов, персонажи «Волшеб­ника Изумрудного города», «Приключений Буратино» я т.д.), встроенных в основное содержание обучения.

    Методика обучения детей теории музыки В.В.Кирюшина. Эта ме­тодика основана на соответствии каждому музыкальному понятию одушевленно­го персонажа (октава - жирафа, терция — сестрица, диссонанс — злой волшебник и т.п.). Все герои испытывают различные приключения, в которых проявляются их сущностные признаки и качества. Вместе с героями дети с трехлетнего возрас­та незаметно для себя усваивают самые сложные музыкальные понятия и уме­ния, понятия ритма, тональности, начала гармонии.

    Подводя итог выше изложенному можно отметить плюсы и минусы применения игровых технологий.

    «Плюсы» использования игровых технологий:

    • игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;

    • несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;

    • идет передача опыта старших поколений младшим;

    • способствует использованию знаний в новой ситуации;

    • является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;

    • способствует объединению коллектива и формированию ответственности.

    «Минусы»  при использовании игровых технологий следующие:

    • сложность в организации и проблемы с дисциплиной;

    • подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;

    • увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;

    • невозможность использовать на любом материале;

    • сложность в оценки учащихся.

    В любом случае, самостоятельная творческая работа ребенка обязательно должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.

    Свое выступление хочется закончить словами Конфуция «Учитель и ученики растут вместе». Так пусть игровые технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю.

    Предлагаю всем поучаствовать в последнем игровом задании.

    Прошу составить синквейн к понятию «игровые технологии» с опорой на алгоритм:

    - ключевое слово;

    - 2 прилагательных;

    - 3 глагола;

    - фраза;

    - обобщающее слово или словосочетание.


    написать администратору сайта