Главная страница
Навигация по странице:

  • Полхов-майданское искусство

  • Росписи Северной Двины

  • Художественная обработка камня

  • Резьба по кости

  • Учебник Бакланова Т.И.. Их мудрость и духовная красота до наших дней сохранились в памятниках древнего зодчества, в сказках, былинах и песнях, в старинных предметах быта, костюмах, игрушках и многом другом


    Скачать 1.54 Mb.
    НазваниеИх мудрость и духовная красота до наших дней сохранились в памятниках древнего зодчества, в сказках, былинах и песнях, в старинных предметах быта, костюмах, игрушках и многом другом
    АнкорУчебник Бакланова Т.И..doc
    Дата27.01.2018
    Размер1.54 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУчебник Бакланова Т.И..doc
    ТипДокументы
    #14929
    страница18 из 24
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   24

    Городецкая роспись

    Городецкий художественный промысел, связанный с производством прялочных донец, стал особенно бурно разви­ваться в XIX веке, с приходом нижегородского иконописца Николая Ивановича Огуречникова. Сначала мастеру В.Ф. Шишкину, а затем и другим мастерам он показал приемы жи­вописи по дереву клеевыми красками и покрытий олифой. Н.И.Огуречников написал традиционного Городецкого всад­ника на черном коне, обобщив в этом образе иконописного Георгия Победоносца и прялочного врезного коня из морено­го дуба. Быстрота работы, сравнительная дешевизна материа­ла, яркость и праздничность расписных прялок быстро завое­вали популярность.

    Живописцев привлекали типажи, увиденные на процве­тающей в ту пору Нижегородской ярмарке: городские жители - приказчики, мещане-кавалеры, купцы, веселящиеся в «рос­кошных» квартирах или мчащиеся на пролетках по улицам. Отличительной чертой городецкой росписи стали «розаны» («яблоки»). Таких цветов или плодов не увидишь больше ни­где. Они представляли собой условное красное пятно с белой иконописной «оживкой» и черной тенью в середине и не­сколько зеленых листиков на ветке, расположенных в строго определенных местах.

    Наряду с прялками Городецкие мастера расписывали короба, иначе называемые «мочесниками». Здесь очень ярко проявилась фантазия городецких художников. В графической манере (как правило, черными линиями с небольшой красной подцветкой) городецкие мастера изображали сцены прядения, посиделок, танцы, свидания, чаепития и т.д.

    Самобытная живописная и графическая манера, про­стодушие и искренность в выборе тем, радостный тон, яр­кость красок - вот что характерно для городецкой росписи.

    Городецкая роспись - это холодная техника без огневой обработки, без закалки в печах. Готовые, украшенные росписью изделия покрывают бесцветным лаком. Под лаком хорошо вид­на красивая природная текстура натуральной древесины.

    За последнее время диапазон художественных изделий, создаваемых Городецкими мастерами, значительно расши­рился: детская мебель, настенные панно и тарелки, солонки, хлебницы, декоративные вазы и многое другое.

    Полхов-майданское искусство
    В селах Нижегородской области —Полхов-Майдане и Крутце сохранилась и продолжает изго­тавливаться старинная русская щепная игрушка в виде конька, запряженного в возок, и конька, помещенного вместе с возком на подставку с колеси­ками. Возок и конь ярко расписаны анилиновыми красками цветками-розетками, кружками, ветками с листьями и ябло­ками по синему, красному и белому фону. На крышках пол-хов-майданских коробочек часто изображается домик, около которого растет яблоня, увешанная огромными по сравнению с размерами самого домика краснобокими яблоками. Через изумрудный лужок, извиваясь, течет синяя речка, окаймлен­ная золотыми или розовыми берегами.

    История возникновения промысла в Полхов-Майдане довольно противоречива. Существуют свидетельства, что в 1916 г. торговец деревянными изделиями П.Н.Полин привез в Полхов-Майдан выжигательный аппарат. Однако этот способ украшения деревянных вещей широкого распространения так и не получил. Местный житель С.Дигнашов, побывав в г.Семенове и Меринове близ Нижнего Новгорода, рассказал односельчанам, что существует удобная, дешевая раскраска анилиновыми красками. Так был основан Полхов-Майданский промысел. По другим сведениям, основополож­ником росписи деревянных изделий в Полховском Майдане являлся Я.З. Ермаков, сначала рисовавший картинки на пена­лах, а потом взявшийся вытачивать и расписывать матрешки. Справедливости ради необходимо отметить, что очевидно каждый мастер внес свою лепту в создание промысла. Сего­дня многие имена незаслуженно забыты.

    Но живы и радуют глаз яркие, красочные полховские игрушки — «тарарушки». Их название происходит от ста­ринного слова «тарара»- язык. Когда-то в народе бытовала веселая присказка: «кума -тарара не съезжай со двора, а съе­дешь — потужишь». Так получили свое название полховские игрушки, как считалось в народе, «не для серьезного занятия вещи, а пустые забавы».

    Форма и характер росписи полховско-майданских из­делий довольно необычны. Расписывают теперь чаще всего трехместные и маленькие одноместные матрешки, кубышки-сахарницы, птицы-свистульки, деревянные яйца, а некоторые мастера делают небольшие игрушечные балалайки, коней и деревянную посуду.

    Росписи Северной Двины

    Замечательный и обширный круг предметов художественного творчества представляет собой народная роспись Русского Севера, долгое время известная под общим названием северодвин­ской. Охватывая огромное количество крестьянских бытовых предметов, эта роспись дает нам представление о своеобраз­ном строе мышления народных художников, особенностях восприятия ими окружающей природы, отраженных в до­шедших до нас памятниках русской национальной культуры.

    Разнообразие и характер росписи, особенность их жи­вописных и графических приемов позволяют выделить само­стоятельные школы народного мастерства, локальность кото­рых можно проследить на традиционных для каждого края форме и характере украшения прялок. Пермогорская, борецкая, пучугская, ракульская, мезенская, шенкурская, уфтюжская росписи - все они входят в «золотую кладовую» русско­го народного искусства, составляют особый пласт северной художественной культуры России.

    Пермогорская роспись. Пермогорье - это группа дере­вень Красноборского района Архангельской области. Харак­тер пермогорской росписи очень своеобразен. Характерными декоративно-орнаментальными элементами пермогорской росписи являются красные травные завитки. Это белофонные росписи, основу которых составляют сюжетные композиции на народные темы, окруженные мелким растительным орна­ментом. Растительный узор этой росписи состоит из гибких тонких побегов, на которые нанизаны тюльпановидные цве­ты, напоминающие по форме растение крин. Обычные пред­меты быта - ковши, короба, прялки - роспись превращала в подлинные произведения искусства. Этому способствовала и цветовая гамма, где преобладающими являются белый цвет фона и красный — узора. Зеленый и желтый являются допол­нительными. Большое значение в росписи имеет тонкий чер­ный контур.

    Особенностью пермогорской росписи является вклю­чение разнообразных жанровых сцен. Техника исполнения и красители пермогорской росписи имеют много общего' с древнерусской миниатюрой. Сначала на белый грунт нано­сится пером контур, потом его заполняют цветом, разводя краски на яичном желтке. Манера передачи человеческих фи­гур, животных, растений плоскостная, без детализации форм. Народные мастера из Пермогорья строят орнамент, используя лишь несколько элементов, но их узоры отличаются пышно­стью, декоративностью и разнообразием, строго подчиняясь форме предметов.

    Борецкая роспись. Свое название роспись получила по одному из центров белофонной росписи Русского Севера, са­мый крупный из которых находится в Борке. Своеобразным явлением была роспись борецких прялок. Такой важный в

    обиходе предмет украшали особенно тщательно, вкладывая все свое мастерство.

    В росписях Борка много моментов, которые сближают ее с иконами «северных писем». Однако из иконописи масте­ра перенесли в роспись прялки только внешние признаки Содержание росписи самобытно.

    Наиболее распространенной была композиция с изо­бражением сцены сватовства. Схема росписи со сватовством древних борецких прялок оказалась очень стойкой и сохра­нилась на прялках до XX в.

    Прялки пользовались огромным успехом за парадную форму, яркость росписи, позолоту. Формы растительного ор­намента борецкой росписи объединены друг с другом в об­щем мотиве цветка «древа жизни». Особая роль и место в борецком орнаменте отводится птицам. Они похожи на тетере­вов, декоративны и разнообразны по форме и пластическому решению

    Пучужская роспись. Пучужская роспись хотя и имеет свои особенности по цветовому решению и композиции, очень похожа на борецкую и вместе с ней составляет единый вид белофонной росписи.

    Так же, как и борецкая, лопаска пучужской прялки де­лится на три части. Вверху располагаются окна с цветами, в центре - арка с пышными растениями и птицами, ниже - сце­на катания. Вместе с тем в пучужской росписи имеются от­личия, свои особенности, которых мастера строго придержи­ваются.

    Так, характерный для всех видов северной росписи трилистник имеет свой вариант. Верхняя часть листа перехо­дит в круглую ягоду, а нижняя более тонкая, чем у борецкой, и загнута к стеблю. Мастера Пучуги выполняют роспись красной краской на белом фоне, украшая ее белыми точками- капельками и мелкими зелеными листиками. Иногда в узоре встречается синий цвет.

    Ракульская роспись. Ракульская роспись имеет глубо­кие самобытные традиции и заметно отличается от белофонной росписи Пермогорья, Борка и Пучуги. Это орнаменталь­ная роспись прялок в виде крупной изогнутой ветки на жел­том фоне и контурного изображения птицы, вписанной в квадрат. По фасаду ракульская прялка делится на три части. В верхней большей части лопаски расположена цветистая, изогнутая ветвь с округлыми листьями. В нижней части рису­ется условная декоративная птица, обведенная несколькими квадратами из линий разной толщины, полосами из геомет­рических и растительных мотивов.

    Начиная свое движение от основания ножки прялки, орнамент тянется вверх, создавая образ «древа жизни». Коло­рит росписи строгий. Главную роль играют золотисто-охристый и черный цвета, зеленый и коричнево-красный яв­ляются сопутствующими, акценты намечаются синей крас­кой. В характере орнамента ракульской росписи имеются черты, которые говорят о близости к миниатюрам старинных поморских рукописей.

    Мезенская роспись. По своему характеру мезенская роспись не имеет ничего общего с нарядным красочным ор­наментом пермогорской, борецкой и ракульской росписей. Предельная скупость изобразительных средств, лаконичность рисунка ставит мезенскую роспись особняком среди всех из­вестных в народном искусстве росписей. Некоторые ученые считают, что геометрические мотивы и графичность рисунка свидетельствуют о связи росписи с резьбой по дереву. Худо­жественная немногословность и цветовая сдержанность ме­зенской росписи говорят о большом художественном вкусе Среди множества разнообразных предметов быта - лукошек, коробов, сундуков - выделялись прялки.

    Роспись прялки имела всегда строгий порядок. Она многоярусная. В верхнем ярусе выделяются птицы, в нижнем и среднем - главными фигурами являются кони и олени.

    Иногда в среднем ярусе к изображению животных присоеди­няются контуры птиц. По всей вероятности, ярусы соответст­вуют трем мирам: подземному, наземному и небесному, широко извнстным в искусстве многих народов мира. Геометри­ческие знаки, играющие важную роль в мезенской росписи, несут большую смысловую нагружу. В них отражается круг очень ранних земледельческих представлений крестьян. Здесь можно увидеть изображения семян, плодов, шишек, заклю­ченных в ромбические фигуры, древнее значение которых как символов плодородия присуще орнаментам разных народов мира. Крестообразные и круговые фигуры - это символы ог­ня, солнечного божества, языческие очистительные и охрани­тельные знаки, сохранившиеся в мезенской росписи. Птицы и животные, отмеченные кругами и розетками, как бы показы­вают их причастность к небу. Зооморфные образы в древних узорах - олень, конь, водоплавающие птицы - далеко не слу­чайны. Образ оленя в русском искусстве получил широкое распространение. Олень почитается многими народами Севе­ра и Сибири. Он приносит счастье и веселье и связан с аграрно-скотоводческим культом, в частности с праздником бога-громовика Ильи-пророка. Мезенские мастера изображали ко­ня и оленя обобщенно. Отличие оленя от коня заключалось в том, что вместо гривы у оленя был изображен черной краской один ветвистый рог. Образ птицы в фольклоре и орнаменте имеет широкий спектр значений. Птица символизировала те­пло, свет, урожай, богатство. Одна из наиболее почитавшихся птиц на Севере - лебедь - органически связан с водной сти­хией, с небом, солнцем, и это нашло свое отражение в мезен­ской росписи.
    Художественная обработка камня
    Изделия из твердого камня выпускаются на девяти предприятиях народных художественных промы­слов: в Бурятии и Коми, Хабаровском. Алтайском краях. Мурманской, Иркутской, Читин­ской, Пермской, Челябинской областях, а также на заводе «Русские самоцветы» в Екатеринбурге.

    Специфика материала - его твердость, прочность, кра­сота и разнообразие цвета - обуславливает широкое приме­нение твердого камня в ювелирной промышленности. Это особая область художественной обработки твердого камня, которая в настоящее время получила очень широкое распро­странение. Колье, подвески, броши, браслеты, перстни, серь­ги, заколки — широк ассортимент изделий из твердых пород камня.

    Мастера, работающие над созданием ювелирных укра­шений, опираются на богатейшие традиции этого искусства в России. Художники стремятся выявить естественную красоту камня, используя неграненую поверхность, при которой осо­бенно четко видны оттенки цвета, природные включения Подобный принцип использования твердого камня в настоя­щее время особенно плодотворен, так как современные син­тетические камни — корунды с их граненой поверхностью могут конкурировать с естественными камнями. Кроме юве­лирных украшений из твердого камня изготовляют довольно обширный ассортимент изделий. Это небольшие декоратив­ные вазы, лотки для ювелирных изделий, настольные прибо­ры для письменных принадлежностей, миниатюрная анима­листическая скульптура.

    Промыслы по обработке мягкого камня находятся на Урале, в Нижегородской области, на Северном Кавказе, в Архангельске. Искусство обработки мягкого камня не имеет таких традиций, как обработка твердых пород. К мягким камням относятся различные породы гипсового камня. Ме­сторождения мягких камней есть на Урале, в Пермской, Ар­хангельской, Нижегородской областях. Краснодарском крае. Мягкий камень необычайно разнообразен по своим расцвет­кам. В камнерезном промысле чаще всего используются бе­лый или серый камень с темными прожилками и вкрапления­ми, кальцит - камень бурого цвета, талькохлорид - густого серо-черного цвета с зеленоватым оттенком.

    Селенит, называемый уральским самоцветом, имеет зо­лотисто-желтый, иногда нежно-розовый оттенок. Он слоист по структуре, полупрозрачен, поверхность его переливается шелковистым блеском. Талькохлорид - зеленовато-серый ка­мень, но при полировке он становится черным. Эту особен­ность используют мастера. Комбинируя полированную чер­ную блестящую поверхность с неполированной серой мато­вой, камнерезы добиваются интересных эффектов. Обраба­тывают мягкий камень в основном вручную, с применением металлических инструментов. Из куска камня выпиливают заготовку, опиливают ее рашпилями до нужной формы. Скульптурные детали вырезают металлическими стамесками. Для шлифовки используют мелкий речной песок. Полируют мягкий камень гашеной известью и мыльной пеной. После прогрева в печи изделие покрывают парафином, под слоем которого особенно хорошо выявляются блеск камня и его природный рисунок. Податливый в обработке материал по­зволяет мастеру свободнее проявить свои возможности твор­ческого характера, особенно если создается скульптура или изделие с декоративными скульптурными деталями. Ведущая анималистическая тема оттеснила сказочные образы и стала более реалистичной по своему содержанию. Скульптура уральских резчиков все дальше уходит от статичности, дви­жения фигур становятся более пластичными, не нарушая скульптурной монолитности.

    В настоящее время в Краснодарском крае существуют два предприятия по художественной обработке камня: отраднинская фабрика камнерезных изделий и хаджохский завод «Русские самоцветы», расположенные поблизости от место­рождения мягкого камня. Мастера ходжохского завода ис­пользуют светлый гипсовый камень с его мягкими оттенками желтоватых, светло-серых, молочных тонов. Особую пре­лесть камню придают живописные темные вкрапления, про­жилки. Из него создают вазы, декоративные ковши и т.д.

    Резьба по кости

    Кость - материал, широко использо­вавшийся еще в глубокой древности. Художественные промыслы по обработке кости сложились в основном на Севере. Наиболее древний центр обработки кос­ти сформировался на Чукотском побережье. Старейший про­мысел, получивший развитие в XVII в., находился близи г.Холмогоры Архангельской области. Расположенные в устье Северной Двины, у Белого моря, Холмогоры были крупным торговым центром. Другой традиционный промысел резьбы по кости возник в середине XIX в. в Тобольске - крупном го­роде Западной Сибири, богатом ископаемой мамонтовой ко­стью.

    Материалом для художественной обработки служили бивни слона, мамонта, клык моржа. Народные мастера суме­ли выявить и использовать замечательные свойства материа­ла для художественных изделий.

    Бивень мамонта имеет красивый желтоватый тон и тек­стуру в виде миниатюрной сеточки. Благодаря своей твердо­сти, внушительным размерам, красивому цвету он пригоден для создания разнообразных художественных изделий. Из него можно делать вазы, кубки, настольную декоративную скульптуру, изделия с ажурной резьбой.

    Клык моржа - красивый материал бело-желтого цвета. Он употреблялся для создания миниатюрной скульптуры, раз­личных изделий с ажурной и рельефной резьбой, а также для гравировки. Кроме этих основных видов кости для создания художественных изделий употребляют простую животную кость - цевку, а также рог крупного скота Хотя после отбелива­ния и обезжиривания простая животная кость и приобретает белый цвет, но она не имеет тех свойств, красоты, цвета, твер­дости, которыми обладают клыки моржа и мамонта.

    Холмогорская резьба по кости. Своего наибольшего расцвета холмогорское искусство достигло в XVIII в. Для на­чала этого века типично изготовление ларцов, имеющих тра­диционную форму сундучков. Деревянная основа ларцов оклеивалась костяными пластинками (моржовой костью), часть из которых окрашивалась в интенсивно зеленый цвет.

    Ритмичное чередование белого и зеленого создавало декоративное звучание вещи. Ко второй половине XVIII в, ассортимент и декор костяных изделий становятся особенно многообразными и богатыми. В праздничном и пышном оформлении изделий гармонично сочетались ажурная и рель­ефная резьба, отличающаяся своеобразием сюжетов и пла­стическим богатством, гравировка, окраска кости, подкладка цветных фонов под ажурный узор.

    В первой половине XIX в. характер изделий меняется. Оформление изделий становится более строгим, лаконичным, а его формы — строго геометрическими. Ажурный орнамент теряет свою сочность, превращается в тончайшую ромбовид­ную сетку, на фоне которой помещаются изящные гирлянды из мелких цветов и листьев. В изделиях остаются не укра­шенными большие плоскости гладкой кости.

    К концу XIX века холмогорский промысел, не способ­ный конкурировать с промышленными изделиями, почти умирает. Возрождение промысла начинается в 1930 г. Моло­дые мастера начинают осваивать традиционные художест­венно-технические приемы: тонкую ажурную резьбу, изящно моделируемые рельефные изображения. В последние два де­сятилетия в искусстве холмогорских мастеров преодолевает­ся тенденция к созданию сложных, чрезмерно украшенных изделий. Постепенно создается новый тип орнамента, в осно­ве которого декоративно переработанные мотивы северной природы: ветви деревьев, северное сияние, цветы и травы.

    Тобольская резьба по кости. Возникновение косторезного промысла в Тобольске относится к 60-м годам XIX века. В 1872 г. была открыта первая косторезная мастерская. В тобольской резьбе основное место занимала скульптура. В начале XX века косторезный промысел приходит в упадок. В конце 1920-1930 гг. вновь возрождается тобольский промысел и организуется артель, объединившая мастеров резьбы по кости.

    Излюбленным сюжетом косторезных изделий стали так называемые «поездки», изображающие охотника, сидящего в санях и погоняющего оленей или собак. Мастера умело пере­давали стремительность бега животного, динамичную позу ездока.

    Мастера Тобольска создали множество скульптурных изображений жителей Севера - рыбаков, охотников. С любо­вью изображали они играющих детей, мать с ребенком. Эти маленькие скульптуры обобщенны по форме, выразительны, просты по композиции.

    До настоящего времени мастера умело используют зуб кашалота, строя композицию скульптуры в соответствии с его формой, выявляя оригинальную красоту материала.

    Хотьковский косторезный промысел. Это один из от­носительно молодых промыслов. Возникновение его в Под­московье, очевидно, связано со старинными традициями обычной резьбы по дереву, бытовавшей в с. Богородское еще в XVI в., а также плоскорельефной резьбы в селах Абрамцево и Кудрино. Широко употребляя простую животную кость (цевку), мастера сумели всесторонне использовать свойства этого материала. Необходимо отметить, что объемная резьба по цевке имеет свои трудности. У нее тонкие стенки, ограни­чивающие возможности объемного изображения. Кроме того, не обладая такой красивой фактурой, как мамонтовая или моржовая кость, цевка требует сложной предварительной об­работки. Тем не менее в последнее время создаются интерес­ные работы, в которых срезы простой кости соединяются ме­жду собой, образуя площадь для резьбы.

    Излюбленна хотьковскими мастерами и миниатюрная скульптура, которую они выполняют из цевки и, частично, из зуба кашалота. Это персонажи русских народных сказок, а также изображения животных (играющие медвежата, лось, косуля). Значительное место в искусстве промысла занимает создание украшений из кости. Они представлены браслетами, подвесками, серьгами, отличающимися тонкой, искусной, рельефной резьбой, в которой изображаются цветы, ягоды, листья.
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   24


    написать администратору сайта