Главная страница
Навигация по странице:

  • Художественная обработка дерева

  • Богородская резьба

  • Абрамцево-кудринская (хотьковская) резьба

  • Декоративные изделия с трехгранновыемчатой резьбой

  • Художественные изделия из бересты

  • Декорирование берестяных изделий

  • Роспись уфтюжского туеска

  • Хохломская роспись по дереву

  • Учебник Бакланова Т.И.. Их мудрость и духовная красота до наших дней сохранились в памятниках древнего зодчества, в сказках, былинах и песнях, в старинных предметах быта, костюмах, игрушках и многом другом


    Скачать 1.54 Mb.
    НазваниеИх мудрость и духовная красота до наших дней сохранились в памятниках древнего зодчества, в сказках, былинах и песнях, в старинных предметах быта, костюмах, игрушках и многом другом
    АнкорУчебник Бакланова Т.И..doc
    Дата27.01.2018
    Размер1.54 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаУчебник Бакланова Т.И..doc
    ТипДокументы
    #14929
    страница17 из 24
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   24
    Глава 4. Народное декоративно-прикладное творчество

    Народное декоративно-прикладное творчество - слож­ное и многогранное явление. Оно включает в себя самые раз­личные направления, виды, формы. Но все их объединяет со­четание практической целесообразности изделий с естествен­ной красотой их внешнего облика, идущей от окружающей природы.

    В Древней Руси вся жизнь людей была буквально про­низана стремлением к красоте и гармонии с природной сре­дой. Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игруш­ки - все, к чему прикасались руки народных мастеров, во­площало их любовь к родной земле и врожденное чувство прекрасного. И тогда обычные бытовые предметы станови­лись произведениями искусства. Красоту их формы дополня­ли декоративные украшения в виде орнамента, изображений людей, зверей, птиц, сюжетных сценок.

    Издревле народные мастера в своем творчестве исполь­зовали то, что давала им сама природа - дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть. Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев. Но, воплощая в своих произведениях образы природы, мастера никогда не копировали ее буквально. Озаренная народной фантазией ре­альность приобретала порой волшебные, сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми.

    Именно это своеобразие народного декоративно-прикладного творчества, его неповторимая выразительность и соразмерность, вдохновляли и продолжают вдохновлять профессиональных художников. Однако не всем из них уда­ется в полной мере постичь и переосмыслить всю его глубину и духовный потенциал.

    Как отмечает известный исследователь народного творчества М.А.Некрасова, в современных условиях «возрас­тает потребность народа в народном искусстве, в его подлин­ности, духовности. Но найти пути к сохранению народного искусства, к его плодотворному развитию можно только понимая его сущность, творческую и духовную, его место в со­временной культуре».

    Ведущая творческая идея традиционного народного ис­кусства, основанная на утверждении единства природного и человеческого мира, проверенная опытом многих поколений, сохраняет всю свою значимость в искусстве современных народных художественных промыслов.

    Познакомимся с наиболее известными из них.
    Художественная обработка дерева

    Дерево — один из древних символов России. В древнеславянской мифологии древо жизни символизировало мироздание. Тенистые рощи и дубравы, таинственные темные чащи и светло-зеленое кружево лесных опушек издревле притягивали к себе ценителей красоты, пробуждали у нашего народа творческую энергию. Не случайно у народных мастеров именно дерево - один из самых любимых природных материалов.

    В разных уголках России сложились самобытные виды художественной обработки дерева.

    Резьба по дереву — это богородская скульптурная и абрамцево-кудринская плоскорельефная резьба в Московской области; изготовление изделий с трехгранновыемчатой резь­бой Кировской, Вологодской, Томской, Иркутской, Архан­гельской областей; резьба по бересте в Вологодской и Киров­ской областях.

    К традиционным художественным промыслам росписи по дереву относятся: Хохломской, Городецкий и Полхов-Майданский промыслы Нижегородской области; Сергиево-Посадская роспись с выжиганием, роспись с выжиганием в Кировской, Горьковской, Калининской, Иркутской и в ряде других областей; изготовление изделий со свободной кисте­вой росписью в Архангельской, Вологодской областях.

    У каждого из этих промыслов есть своя история и свои неповторимые особенности.

    Богородская резьба

    Недалеко от подмосковного города Сергиева Посада раскинулось ста­ринное русское село Богородское.3десь сосредоточено производство знаменитой богородской врезной деревянной скульптуры и игрушки. Их традиции восходят к XVII веку, когда у стен Троице-Сергиева монастыря продавались резные деревянные игрушки.

    Богородские изделия изготовляются из дерева мягких пород — липы, ольхи, осины. Основными инструментами , народных мастеров были топор, специальный богородский нож и набор круглых стамесок различного размера. Лезвие богородского ножа оканчивается треугольным скосом и отто­чено до остроты бритвы.

    В течение веков сложились так называемые маховые приемы резьбы. Любое изделие режется ножом «с маху», сра­зу начисто, быстро, точно, без каких-либо предварительных эскизов, подготовленных в рисунке или глине.

    Богородские игрушки интересны не только резьбой, но и своей оригинальной конструкцией. Чаще всего это игрушки с движением. Их традиционный герой — богородский мишка — смышленый и деятельный медвежонок, выступающий в компании с человеком.

    Очень красивы, пластичны, выразительны богородские кони, вполне реалистичные и одновременно сказочные. Чело­веческие фигуры в богородских композициях также очень выразительны. Наиболее традиционна среди них фигурка русского крестьянина, представляющего классический образ доброго, хитрого, мастсровитого русского мужичка.

    Абрамцево-кудринская (хотьковская) резьба

    Недалеко от Сергиева Посада в г. Хотьково находится центр абрамцево-кудринской плоско­рельефной резьбы. Плоскорельефная резьба зародилась в России еще в 1Х-Х веках. Она отличается от других видов рельефной резьбы незначительной глубиной порезки и тем, что рельефный орнамент и его фон остаются на одном и том же уровне. Свое название абрамцево-кудринская резьба по­лучила от села усадьбы Абрамцево и деревни Кудрино, где она возникла в конце XIX века. Резьба выполняется при по­мощи резака и набора стамесок, в одних случаях - с предва­рительным нанесением контура рисунка на поверхность из­делия, в других - без разметки

    Орнамент абрамцево-кудринских изделий большей ча­стью растительный и состоит из вьющихся побегов или веток с листьями и цветами. Для отделки абрамцево-кудринских изделий применяются морение (покрытие поверхности изде­лия особым красящим составом - морилкой), вощение (для получения ровной матовой поверхности) и полировка. Море­ние придает изделиям красивый шоколадно-коричневый тон Изделия выполняются из липы, березы, ольхи - это декора­тивные настенные блюда, шкафчики, шкатулки, поставцы, ковши.
    Декоративные изделия с трехгранновыемчатой резьбой

    В прошлом при оформлении деревянных бытовых предметов широкое распространение имела геометрическая трехгранновыемчатая резьба, выполняемая с помощью стамесок различного разме­ра. Простые и предельно четкие геометрические орнаменты с богатой игрой светотени хорошо украшают изделия, разные по своему назначению. В настоящее время трехгранновыемчатой резьбой оформляются шкатулки, коробочки, настоль­ные лоточки, изготовляемые в ряде областей: Кировской, Ар­хангельской, Вологодской, Томской, Иркутской и других Орнамент изделий, оформленных трехгранновыемчатой резь­бой, состоит из кругов - розеток с радиально расходящимися лучами-лепестками, в сочетании с прямоугольниками, ром­бами, квадратами, прямыми и ломаными линиями. Само на­звание трехгранновыемчатой резьбы указывает на то, что этот орнамент составляется из трехгранных выемок на поверхности изделия, причем в готовых вещах вся поверхность, благодаря обработке морилкой и полировке, приобретает глубокий темно-коричневый или золотисто-коричневый тон, а орнамент остается светлым, не закрашенным и ярко выде­ляется своей узорностью на крышке и боковых гранях вещи. Интересной природной текстурой обладает довольно распро­страненная в России древесина сосны, бука, ясеня, ореха.

    Художественные изделия из бересты

    Традиционным видом русского народного декора­тивно-прикладного твор­чества является изготовление художественно оформленных изделий из березовой коры, бересты. Еще в древности бере­зовая кора привлекала мастеров народного искусства своей ослепительной белизной. При обработке береста сохраняла свои природные свойства: мягкость, бархатистость, гибкость и удивительную прочность, благодаря которым она применя­лась для изготовления сосудов для жидкостей, молока и меда.

    Известно, что на лесистой территории России - Воло­годской, Архангельской, Олонецкой, Вятской, Владимир­ской, Нижегородской губерниях, а также на Урале и в Сиби­ри - в Пермской, Тобольской губерниях издревле развива­лись промыслы, прославившиеся берестяными изделиями.

    Разнообразные берестяные изделия народов России можно разделить на несколько групп в зависимости от спосо­ба их изготовления, характера и размера используемой бере­сты. Прежде всего нужно выделить вещи, сделанные из цело­го куска бересты. Они наиболее просты по форме, их проще всего изготовить. К ним относятся низкие широкие открытые сосуды - чекманы, кузовки, набирушки.

    Значительную часть представляют плетеные изделия. К ним относятся солонки, плетеная обувь - бродки, чехлы, сум­ки - заплечники. Наиболее сложные и трудоемкие предметы утвари — бураки, короба, туески. Разнообразны и способы украшения берестяных изделий: выскабливание, гравирова­ние, тиснение, резьба и роспись.

    Декорирование берестяных изделий

    Тиснение по бересте - один из древнейших видов украшений берестяных изделий. Широко распространена была техника нанесения рисунка на бересту с помощью штампиков или че­канов, При всей своей простоте тиснение позволяет достигать высокого художественного качества изделия, обогащая свое­образную поверхность бересты рельефным рисунком. Он представляет собой простейшие геометрические фигуры -круги, полоски, гребешки, звездочки, равномерно располо­женные на украшаемой поверхности. Инструменты для тис­нения — набор штампиков — чеканов, вырезанных из твердых пород дерева (березы, дуба, вяза) или выкованных из металла.

    В зависимости от размера и вида изделия бересту наре­зают полосками, пластинами. С нее снимают огрубевший на­ружный слой. Перед нанесением рисунка бересту размечают шилом на полосы или клетки. Подготовленную бересту кла­дут на доску внутренним слоем вверх. Взяв в левую руку штамп, плотно прикладывают его узорной стороной к бересте и, сильно ударяя по ней молотком, наносят рисунок. Глубина рисунка зависит от силы удара.

    Мастера чусовских городков, что в Прикамье, слави­лись тиснением бураков. Их изделия отличались чистотой работы и красивыми узорами. Чусовские бураки имеют ха­рактерный рисунок тиснения, который наносился костяными чеканами на наружный слой бересты.

    Тагильские бураки похожи на чусовские, только от­дельные элементы выполнены тоньше. Основным элементом рисунка является бусинка (ряды бусинок, звездочки в розет­ках, ромбах). Иногда вместо розетки в центр квадрата ставит­ся цветок или куст с птицами. Известен другой рисунок тис­нения, построенный на ином композиционном принципе, когда по всему полю в определенном ритме разбросаны звез­дочки или группы розеток. Их расположение напоминает узор народной набойки.

    Резьбу по бересте русские мастера применяли доволь­но широко. Но, пожалуй, наиболее виртуозной была прорез­ная или просечная береста на русском Севере. По праву пер­вое место среди традиционных народных художественных промыслов резьбы по бересте занимает г. Великий Устюг в Вологодской области. Промысел возник здесь во второй по­ловине XVIII века и получил название по имени реки Шемоксы, на берегах которой он развивался. В ХУ111-Х1Х вв. на го­родской ярмарке можно было купить изящные берестяные табакерки, шкатулки для рукоделия и хранения игр, портси­гары с рельефными пейзажами, сюжетными сценами. Посте­пенно резные изображения становились менее рельефными, более орнаментальными, ажурными, в чем сказалось влияние северной резьбы по кости. В конце XIX в. формируются ос­новные стилевые особенности шемогодской резьбы: ажурно-орнаментальные мотивы, закрученные спиралью завитки с розеткой внутри. Чтобы берестяное кружево лучше читалось, под бересту подкладывалась фольга или цветная бумага.

    В качестве инструментов используется нож-резак, хо­рошо заточенный на одну сторону, шильце, притупленное и отшлифованное. Подготовленную бересту разрезают на заго­товки по шаблонам и наносят шильцем рисунок. Сначала ре­жут орнамент каймы, затем центральное поле. Закончив ра­боту, берестяные детали приклеивают на деревянную основу шкатулки, поставца, чайницы и т.д.

    Не меньшую известность завоевали северорусские промыслы по росписи берестяных изделий. Среди них выде­ляются туеса, расписанные пермогорской росписью, полу­чившей название от селения Пермогорье на Северной Двине. Роспись пермогорских туесов отличается характерным соче­танием белого, золотисто-кремового фона с мелким расти­тельным орнаментом из листьев, завитков, цветов, среди ко­торых изображаются разнообразные сцены жизни - чаепитие, посиделки, охота и т.д.

    Материалы для подготовки поверхности к росписи: для грунтовки - очищенный мел, столярный клей и белила; для росписи - темперные краски из сухих порошков — пигмен­тов (красный, зеленый, желтый, черный), разводимых на яй­це. Поверхность туеска расчерчивается на ярусы: верхний и нижний - узкие обрамления, каймы, в которых черной крас­кой тонкой кистью рисуют треугольники или полукруглые фестоны. В центральном поле рисуют сцены, а свободное пространство заполняют кружками, мелкими листочками. После нанесения рисунка красной краской окрашивают поя­ски, ручку,каемки.

    Роспись уфтюжского туеска

    Уфтюжские туески, необычные по пропорциям, вытянутые или приземистые, отличаются легкой гармоничной кистевой росписью, цветовая гамма которой определяется оранжево-красной ок­раской фона. Сказочный букет из распускающихся листьев и условных цветов-розеток украшает переднюю сторону туе­ска. Уфтюжские мастера любили изображать птиц с распу­шенным веером хвостом. Эти мотивы известны во множестве вариаций цветового и композиционного решения. Большую роль в уфтюжской росписи играют виртуозные каллиграфи­ческие приемы первоначальной прокладки цвета, последую­щей «разделки». Основные цвета росписи - от белого и вы­светленных - розового, лилового, голубого, зеленого, корич­невого - до густо-желтых, синих, темно-красных. На перед­ней стороне туеска намечают основной стебель ветки, затем наносят крупные цветовые пятна. Далее у основания цветов и листьев приписывают парные каплевидные листики белым или зеленым цветом. Затем некоторые мотивы очерчивают белой линией, проведенной одним сильным мазком, получа­ется единая живая и пластичная форма листа. Круглой заго­товке цветка можно придать форму розетки, проводя волни­стую белую линию, очерчивающую лепестки, а внутрь ста­вится пятно-сердцевинка.

    Хохломская роспись по дереву

    Всемирно известные хохломские изделия изготавливают главным образом в Нижегородской области. Одно предприятие хохломской росписи находится в городе Семенове, другое в селе Семино (100 км от Нижнего Новгорода). Искусство хох­ломской росписи зародилось в конце XVII века. Свое назва­ние оно получило от села Хохлома, где проводились в про­шлом большие ярмарки. На них продавалась деревянная по­суда, в основном крашеная или, иначе, расписная.

    Хохломские изделия - ковши, братины, ложки, постав­цы - изготавливаются из липы или березы. Так называемое «белье» - неокрашенные деревянные заготовки, покрывают грунтом, шпаклюют и смазывают олифой три-четыре раза, просушивая каждый слой. На высушенную поверхность по­следнего слоя олифы наносится алюминиевый порошок. По­лучается блестящая «серебряная» поверхность. Далее по­верхность хохломского изделия расписывается масляными красками свободным кистевым приемом без предварительно­го рисунка.

    В хохломской росписи различают два вида орнамента -«травный» и «под фон». Наиболее древним являются «трав­ные» узоры. Они выполняются в технике так называемого «верхового» письма. В нем цветочный орнамент наносится силуэтом поверх серебряного фона, который после дальней­шего нанесения лака и закалки в печи при температуре 100-110"С становится «золотым», К «верховому « письму отно­сятся росписи «травка», «пряник», «под листок», «березка», «растительно-травный орнамент».

    Орнамент «под фон» включает такие росписи, как «фон», «древко» и «кудрину». Роспись «фон» чаще всего ис­пользовалась для создания праздничной посуды - больших блюд, пивных кружек, ковшей. Роспись выполнялась сле­дующим образом: на покрытую алюминиевым порошком по­верхность изделия наносили черной краской контуры орна­мента - стеблей растений, листьев, различных ягод и цветов; затем художник «отписывал», т.е. закрашивал фон между элементами рисунка. Сами стебли, листья, цветы, плоды ос­тавались блестящими. После закраски фона эти элементы «разживлялись». По высохшему фону между листьями, цве­тами, ягодами размещалась травка.

    Исторически «кудрину» во многом определила декора­тивная культура русского барокко. Узоры из «кудрявых» ли­стьев, образованных золотыми завитками, часто встречаются на чеканных окладах икон, заставках рукописных книг XVII-XVIII столетий. На формирование этого типа росписи в сере­дине XIX века оказало влияние также и искусство резьбы по дереву, которой заволжские мастера традиционно украшали дома.

    Обратимся к технологии орнамента «кудрины». На де­ревянную «алюминиевую» поверхность наносят черной крас­кой тонкой линией контур цветов, листьев, бутонов и по обе стороны стебля разнообразные завитки — «кудри». Внутри орнамента для придания ему большей выразительности нано­сятся разнообразные тонкие «разживки». Необычны и сами цветы, которые часто имеют фантастический характер. Ино­гда в силуэты лепестков и листьев вкрапливаются яркие цве­товые пятна, композиционно объединяющие орнамент и фон. Более четко рисунок проявляется лишь при закраске фона черной или красной краской. Но в целом за счет незакрытых фоном крупных цветов, стеблей, листьев в орнаменте преоб­ладает золотой цвет. Это придает росписи особую торжест­венность.

    Палитра хохломской росписи строго ограничена. В нее включаются красный, черный, зеленый и желтый цвета. Од­нако, умело их варьируя и сочетая с золотом, художники дос­тигают исключительной праздничности, нарядности и деко­ративности своих изделий.

    В настоящее время хохломской росписью украшают многочисленные изделия, напоминающие о быте наших предков и входящие в современный повседневный обиход. Это декоративные ковши, деревянные ложки, сервизы для варенья, подставки, сахарницы, декоративные панно и дет­ская мебель.

    Все они несут свет и радость, воплощают вечно живые народные идеалы красоты и совершенства.

    В Нижегородской области в д. Курцево близ г. Городца и приузольских селах в старину существовало производство прялок. Первоначально Городецкие донца покрывали резьбой, а расписывать их стали несколько позднее.
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   24


    написать администратору сайта