Учебник Бакланова Т.И.. Их мудрость и духовная красота до наших дней сохранились в памятниках древнего зодчества, в сказках, былинах и песнях, в старинных предметах быта, костюмах, игрушках и многом другом
Скачать 1.54 Mb.
|
Миниатюрная живопись на папье-маше Искусство русской миниатюрной живописи на папье-маше известно во всем мире. Это шкатулки, коробки, пудреницы, броши и другие изделия. Исходным материалом для изготовления этих изделий служит обыкновенный картон, который после многократной пропитки маслом и клеем и просушки при определенном режиме приобретает новые свойства, становится твердым как дерево, легко поддается столярной и токарной обработке. Производство изделий из папье-маше с миниатюрной живописью, возникшее в России в конце XVIII века в с. Данилкове под Москвой, впоследствии было перенесено в соседнее село Федоскино. В середине 1920 г. организуется производство изделий из папье-маше с миниатюрной живописью в с.Палех. В 1930 г. появляется миниатюра с. Холуй и миниатюра Мстеры - поселка Владимирской области. Все четыре центра русской миниатюры обладают своими ярко выраженными художественными особенностями. Федоскинская миниатюра. Развиваясь на протяжении XIX в., федоскинская миниатюра многое позаимствовала у классической русской живописи: сюжеты ее часто идут от старой русской гравюры и русского лубка. Характерны изображения народных гуляний, плясок в русских народных костюмах. Создается в Федоскино и немало портретных и пейзажных миниатюр. Федоскинцы правдиво и с большим чувством передают очарование русской снежной и морозной зимы, золотой осени, неповторимую прелесть живописных поэтических уголков Подмосковья. Федоскинские миниатюры всегда написаны на черном фоне. Свои миниатюры федоскинские мастера пишут масляными красками в технике лессировок. Часто, прежде чем написать миниатюру, мастер наклеивает на фон тонкую пластинку перламутра или листочек сусального золота, которые, просвечивая сквозь полупрозрачные слои красок, придают законченной миниатюре необыкновенную декоративность. Такой прием называется «живописью по-сквозному». Федоскинская миниатюра пишется на основной поверхности шкатулки, она занимает все плоскость и не имеет обрамления в виде орнаментальной рамки или бордюра. Палехская миниатюра. Всем своим художественным строем она коренным образом отличается от федоскинской. Палехские художники свои миниатюры пишут не масляными, а темперными красками, разведенными эмульсией на яичном желтке. Праздничность, нарядность и цельность колорита, яркие чистые локальные цвета характеризуют палехскую палитру. Человеческие фигуры на палехских миниатюрах, как и в произведениях древнерусской живописи, имеют несколько вытянутые пропорции, движения их размеренны, плавны и сами по себе уже увлекают зрителя в область легенды или песни. Искусство миниатюры требует от художника твердой руки, зоркости глаза и душевной чуткости. Палехские миниатюры производят впечатление подлинных драгоценностей. Нередко небольшая по размерам шкатулка расписана со всех сторон. Тончайшая разработка и занимательность сюжета позволяет подолгу и без устали рассматривать каждую миниатюру. Мир палехского искусства поражает богатейшей фантазией художника. Она то увлекает в историческое прошлое русского народа, то подводит к литературным произведениям, переносит зрителя с зимней вьюжной дороги в знойную пустыню. Вглядываясь в миниатюру, мы не только следим за сюжетом, но и восхищаемся мастерством, с которым выполнено произведение. Холуйская миниатюра. Холуйская миниатюра занимает как бы промежуточное место между федоскинской и палехской. В ней много непосредственности и жизненности в передаче событий окружающей действительности, присущих Федоскину, и в то же время фантастичности, характерной для Палеха, Свои миниатюры мастера Холуя пишут на черных фонах темперными красками. Человеческие фигуры в миниатюрах имеют нормальные пропорции, рисунок их менее певуч и изыскан, чем в Палехе. Вместе с тем, значительно больше внимания уделяется природе, пейзажу. Тематика холуйских миниатюр очень разнообразна. Здесь много сказок, былин, а также миниатюр на современные темы. Миниатюра на крышке обычно окаймлена золотым орнаментальным бордюром. Мстерская миниатюра. Миниатюра Мстеры значительно отличается от палехской и холуйской. В ней ясно проступают черты условности и декоративности, непосредственно связывающие ее с древнерусской живописью. Мстерские миниатюры пишутся на светлых фонах. Основную роль в них играет пейзаж. Герои мстерских миниатюр живут и действуют в светло-воздушной, пленэрной среде. Живописцы Мстеры стремятся заполнить красками всю поверхность изделия. В связи с этим произведениям лаковой живописи присущи ковровая красочность, живописность поля. Окаймляются миниатюры золотой полоской ажурного орнамента. Тематика миниатюр самая разная. Здесь и сказки, и песни, и исторические события, жанровые мотивы, лирические сценки, героические батальные композиции. Мастера-живописцы Мстеры часто изображают пейзаж, в котором поэтично рассказывают о своей родной природе, причем сам пейзаж несет здесь активную нагрузку. Кроме того, если палехские миниатюры отличаются графичностью, контрастными цветами, то характерной особенностью миниатюрной живописи Мстеры является разнообразие и утонченность колористических оттенков с единством общего тона композиции. Колорит их произведений выдержан в нежной тональной гамме. Цветовая гамма мстерских художественных изделий состоит из теплых тонов с преобладанием золотисто-охристого, красного, розового, светло-коричневого цветов с разбеленными, блеклыми красками, голубоватыми, бирюзовыми, изумрудными тонами, перламутровыми оттенками. В росписи Мстеры почти не используют черный цвет, орнаментальные мотивы очень разнообразны, здесь сочетаются растительные и геометрические мотивы. Иногда мастера расписывают изделия одним орнаментом, который заполняет всю плоскость шкатулки. Мастерство, передаваемое из поколения в поколение, явилось той благодатной почвой, на которой выросло замечательное искусство мастеров лаковой миниатюры. Художественная обработка металла Разнообразное по своим художественно-техническим приемам искусство обработки металла имеет древние традиции. Неизвестные мастера России - ювелиры Киева, Новгорода, Владимира, Суздаля Х-ХП вв. умели создавать тонкую скань, знали чернение по серебру, перегородчатую эмаль. Образование промыслов по художественной обработке металла относится к XVII в. Многие из них, сохранившие присущее им своеобразие, существуют и в настоящее время, творчески развивая древние традиции. Это фабрика «Северная чернь» в Великом Устюге Вологодской области, фабрика «Ростовская финифть» в Ростове Ярославской области, ювелирные промыслы в районе села Красное Костромской области, в поселке Мстера Владимирской области. Возникновение в том или ином районе центров художественной обработки металла было обусловлено рядом исторических, географических, экономических причин. Великоустюжное черневое серебро. Самый древний художественный промысел по обработке металла сформировался на Русском Севере в Великом Устюге близ Вологды. Уже во второй половине XVI в. этот город стал вторым после Вологды торговым центром Северо-Восточной Руси. Его расположение на торговом пути между Москвой и Архангельском - единственным тогда морским портом России на севере - способствовало развитию различных видов ремесел, среди которых особенно выделялась обработка металла: меди, железа, серебра. Для развития промысла по художественной обработке металла в Великом Устюге большое значение имела связь с Сольвычегодском - крупным центром художественного ремесла. Ранние черневые изделия Великого Устюга относятся к середине XVIII в. Но есть документы, свидетельствующие, что искусство черни по серебру существовало в этом городе значительно раньше. В 1761 г. в Великом Устюге была открыта фабрика купцов Поповых, куда созывались мастера серебряного дела К этому времени уже сложились основные черты искусства великоустюжских мастеров, заключавшееся в сюжетной черневой гравюре, расположенной на золотом, декоративно разработанном фоне. Изделия, выполненные мастерами Великого Устюга, — табакерки, коробочки, миниатюрные флакончики для духов - отличались изяществом форм, красотой и изысканностью силуэта. Обычно основное изображение выполнялось в черни и четко смотрелось на фоне серебра или золота. Позолоченный фон был излюбленным. Чтобы яркий по своему цвету и блеску позолоченный фон не затмевал тонкий черневой рисунок, мастера находили интересные приемы, слегка «приглушая» фон. Они покрывали его мелкими точками чеканки или тонкой сеткой гравировки. Чтобы черневое изображение еще более контрастно выделялось, контур его подрезали, таким образом фон углублялся, а изображение как бы приподнималось, становилось рельефным. Прихотливо изогнутые стебли и цветы, строго геометрический узор в сочетании с сюжетными изображениями подчеркивали форму вещи. Являясь одним из видов русского ювелирного искусства, черневые изделия Великого Устюга отражали общие характерные черты стиля эпохи. Ростовская финифть. Город Ростов в Ярославской области - центр живописи по эмали - финифти. Украшение металлических предметов эмалью было известно в России уже в Х-Х1 вв. Это были так называемые дымчатые эмали, когда эмалевыми красками заполнялись углубления, вырезанные на поверхности металла, перегородчатые эмали, когда эмалью разных цветов заполняли детали узора, образованные тонкой серебряной или золотой перегородкой, припаянной на ребро к металлической пластинке. Во второй половине XVIII в. широкую известность получили ростовские мастера, которые расписывали эмалевыми красками кресты, иконы, украшали оклады Евангелия. Это объяснялось тем, что искусство эмали в Ростове было тесно связано с оформлением церквей и монастырей. В XIX в, в ростовской эмали появляются геометрические портретные изображения, что можно объяснить влиянием станковой живописи того времени. Излюбленным изделием на промысле были коробочки для ювелирных украшений Роспись их весьма разнообразна. Это и декоративная цветочная роспись, и пейзажные изображения, в которых мастера тонко передают панораму своего родного Ростова. В настоящее время плодотворно работает, продолжая традиции искусства своих предшественников, фабрика «Ростовская финифть». Работы ростовских мастеров значительно обогатились в декоративном плане. Разнообразны колористические решения росписи, в которой изображение построено то на контрастном сочетании ярких цветов, то на единой тональной гамме. Сочетание живописного яркого мазка и тонкой графичной линии придает декоративность росписи. Филигранная оправа предметов также обогащает облик изделия Мстерские изделия из металла. Видное место среди сокровищ русского ювелирного искусства филиграни занимают мстерские ювелирные изделия. Филигрань или скань -это способ изготовления художественных изделий из крученой или гладкой проволоки. Элементы сканного узора соединяются при помощи пайки. Кропотливая техника филиграни сохранилась и развивается в наши дни на мстерском заводе художественных изделий «Ювелир» во Владимирской области. Вначале изготавливают каркас, на который накладывается бумага с нанесенным на нее рисунком будущего изделия. По специальным шаблонам мастера выгибают из витой проволоки детали рисунка - петельки, жучки, колечки, дужки и т.д. Эти маленькие детали приклеивают на бумажную основу по контуру заданного узора. Ажурный каркас покрывается припоем - порошком, состоящим из серебра и поташа, и помещается в муфельную печь. Из нее спаянный корпус изделия поступает на 2-3 мин. в другую печь, где сгорает бумага. Заканчивается изготовление филигранных изделий отделкой, серебрением, золочением, полировкой, травлением. Мстерские мастера используют как ажурную, так и накладную филигрань - когда филигранный узор наслаивается на поверхность гладких серебряных и позолоченных изделий В ряде изделий ажурное филигранное обрамление сочетается с вкладышами из цветного стекла, которое поставляет мастерам Гусевский хрустальный завод. Работы последних лет говорят о том, что у ювелиров выработался свой характер филиграни, заключающийся в переходах от плотного ажура к разреженному. Жостовские подносы. Традиционная роспись подносов существует в подмосковном селе Жостово и в уральском городе Нижний Тагил. Тагильские подносы являются родоначальниками этого своеобразного вида декоративно-прикладного искусства, но особенного развития оно достигло в Подмосковье. Жостовские изделия принадлежат к семье «русских лаков». Возникновение их производства связано с зарождением в конце XVIII в. в подмосковном селе Данилково близ Федоскино и деревнях Осташкове и Жостово лаковой миниатюрной живописи по папье-маше. На протяжении XIX - начала XX вв. мастерские Лукутиных и Вишняковых славились производством шкатулок, табакерок, кошельков, коробочек, украшенных живописными миниатюрами. Начало производства подносов в Жостово относится к 1807 г. Каждый поднос обычно проходил через руки трех человек: коваля, изготовлявшего форму, шпаклевщика и живописца, грунтовщика, после просушки покрывавшего изделие лаком. Жостовское письмо начинается с «замалевки» - нанесения разбеленной краской силуэтов цветов и листьев, затем на просохший замалевок лессировочными (прозрачными) красками накладываются тени. Этот прием «тенежки» погружает букет в глубину фона. Далее следует «плотное корпусное письмо», наиболее ответственный этап живописи. «Бли-ковка» - наложение бликов - выявляет объем и свет, завершает лепку форм. Далее «чертежка» размещает детали, очерчивает лепестки, прожилки и семена. Завершает письмо «привязка» — тонкие травки и усики. Расширяя выразительные средства, живописцы Жостова разрабатывают новые способы орнаментальной росписи. Так появился новый прием «копчения», с помощью которого на поверхность подноса наносился узор, напоминающий рисунок панциря черепахи. Кроме черных и белых фонов, подносы расписывают и по цветным, и по золотым фонам На поверхность подноса наносится порошок бронзы или алюминия. Просвечивая сквозь слой лака, он создает эффект золота. На золотом фоне краски приобретают особую яркость, а подносу придают вид дорогого предмета. За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к земледелию, обрело статус уникального вида русского народного искусства. Народная керамика Керамика — различные предметы из обожженной глины. Они создаются гончарами. Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, мастера-гончары изготавливали разнообразные по формам и декору миски, кувшины, блюда, фляги и другие предметы, широко использовавшиеся народом в быту. К керамике относятся майолика, терракота, фарфор, фаянс, отличающиеся друг от друга составом глин. Майоликой называют изделия из гончарных глин, покрытые цветными непрозрачными глазурями -эмалями. Терракота - это изделия из обожженной глины, не покрытые глазурями. Фарфор отличается составом массы, в которую входит белая глина — каолин высокой температуры плавления, или полевой шпат, придающие фарфоровым изделиям белизну, тонкость стенок, прозрачность. Фаянс близок к фарфору, но не обладает его белизной и прозрачностью, имеет более толстый черепок. Гжельская керамика. В Гжели, Речицах, Турыгине и других селах Раменского района Московской области издавна существовало производство керамических изделий, которым занималось почти все население местных деревень. Уже в XVII в. гжельские мастера славились гончарными изделиями, а глины, которые они употребляли, отличались высоким качеством. В середине XVIII века гжельские мастера начали выпускать изделия в технике майолики, с росписью по сырой эмали. Блюда, квасники, кувшины они украшали нарядной росписью зеленых, желтых, фиолетовых тонов. На них изображались цветы, деревья, архитектура, целые сюжетные сцены. Сосуды украшались также скульптурой: условно переданными человеческими фигурками, птицами, животными Скульптура выполнялась отдельно. Впоследствии, когда русским ученым Д.И. Виноградовым в середине XVIII века был открыт секрет состава фарфоровой массы, гжельские мастера начинают создавать изделия из фарфора. Это прежде всего разнообразная посуда: масленки, чашки, молочники, кружки, украшенные яркой, свободной кистевой росписью. Во второй половине XVIII века в росписи гжельских мастеров излюбленным материалом был кобальт. Сочетание белого фона с синей подглазурной росписью стало типичным и для современных мастеров, работающих в производственном объединении «Гжель». Орнамент, украшающий гжельские изделия — растительный. Цветы, травы, изогнутые стебли с листьями, колосья переработаны в декоративные. Ручная роспись характеризуется свежестью и непосредственностью рисунка, свободно и легко располагающегося на поверхности вещи. Живопись мазка зависит от движения руки. Мастерицы гжельского промысла, наносящие роспись вручную, постепенно создали свой творческий почерк. Повторяя, казалось бы, одни и те же виды росписи при тиражировании изделий, они всегда вносят что-то новое. В этом бесконечном богатстве вариаций заключается одна из привлекательных сторон ручной росписи гжельских мастеров. Скопинская керамика. Город С копии Рязанской области - известный центр народного гончарства. В середине XIX века в Скопине насчитывалось свыше 50 мастерских. Но известность Скопину создали выполняемые местными гончарами сосуды сложных причудливых форм, подсвечники в виде фигур фантастических зверей, птиц. Сосуды обильно украшались скульптурными изображениями фантастических зверей, львов, драконов. Эти образы были нередко заимствованы с лубочных картинок - рисунков с близкими простому народу темами и сюжетами, продававшихся обычно на ярмарках. Сложные, богато разработанные формы мастера выполняли вручную, на гончарном круге. В этом сказывалось виртуозное владение материалом и техникой. Разнообразие форм вещей и скульптурных сказочных образов свидетельствует о неистощимой фантазии мастеров, Скопинские изделия обычно покрыты зелеными и желто-коричневыми потечными глазурями. Интенсивный цвет., обилие скульптурных украшении и причудливость форм сообщают искусству Скопина выразительность и яркое своеобразие. Мастерство и фантазия скопинских мастеров проявляются при создании сосудов, кувшинов, бочонков для солений, ваз для фруктов и др. В наши дни этот промысел развивается, основываясь на выработанных традициях, но формы сосудов стали менее сложными и причудливыми. Дымковская игрушки. Большую известность получила игрушка из слободы Дымково, расположенной близ г.Вятки. Зарождение этого промысла связывают с древним народным праздником «Свистунья», к которому в течение всей зимы мастерицы готовили разнообразные свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц. Весенний праздник сопровождался бойкой торговлей свистульками. Их яркая красочная роспись соответствовала общему радостному весеннему настроению. Лепились игрушки из местной красной глины, обжигались, затем покрывались меловым грунтом, разведенным на молоке. По белому фону игрушка расписывалась анилиновыми красками, разведенными на яйце. Цвета этих красок поражают своей силой, праздничностью. Яркая малиновая, желтая, синяя роспись на белом фоне обогащается орнаментами в виде точек, кружочков, кисточек. Сочетание нескольких цветов в одном изделии требует от мастерицы особого умения. Иногда узор покрывался кусочками сусального золота, придававшими изделиям еще большую нарядность. Образы дымковских игрушек отражают городской быт. Дамы и кавалеры, кормилицы, няньки, модницы, удалые всадники отличаются яркостью красок, особой выразительностью, яркой праздничностью и юмором. Форма изделий, так же, как и роспись, условна. Со временем дымковская игрушка находит широкое применение в быту как декоративное украшение. В связи с этим значительно укрупняется и размер изделий дымковских мастериц. Часто встречаются многофигурные композиции, изображающие народные гулянья, праздники. Дымковская игрушка близка народу метким изображением характеров, остроумием, чувством радости жизни В этом ее непреходящая ценность и уникальность. Каргопольская игрушка. Город Каргополь Архангельской области - это центр традиционного русского народного художественного промысла глиняной игрушки. Его происхождение в Каргополе связано с богатыми местными залежами глины, которые определили его широкое развитие уже в XIX веке. Здесь делали посуду, а наряду с ней игрушки: коней, оленей, баранов и т.д. В 1930 г, потомственный гончар И.В.Дружинин возродил здесь традицию глиняной игрушки. Его расписные игрушки отмечены единством стиля; крестьянки, охотники представлены с поразительной остротой характера; животные - кони, коровы и т.д. - наделены индивидуальными признаками. Они приземисты, сдержанны по расцветке. Каргопольские игрушки лепились по частям: на торс насаживалась юбка, присоединялись ноги. Игрушки обжигались и покрывались белой краской. Веселый Полкан-богатырь со знаком солнца на груди народной мастерицы и сказительницы М.Бабкиной наделен большой силой. Его образ связан с древнеславянской мифологией. Мастерица сохранила традиционные приемы лепки и росписи. Каргопольский орнамент состоит из геометрических узоров: крест в круге - солнце, кружочки, ромбики, зигзаги, которые имели символическое значение. Каргопольские мастера используют неяркие цвета: красный, желтый, коричневый, болотный, малиновый. Филимоновская игрушка. Деревня Филимоново Одоевского района Тульской области является центром традиционной русской глиняной игрушки. Зарождение промысла связано с давним производством гончарной посуды. С XIX в. филимоновская игрушка становится широко известна. Это игрушки, в основном свистульки, в виде фигурок животных, украшенные геометрическим орнаментом. В 1967 г. в Филимонове была создана мастерская. Традиционная филимоновская игрушка основывается на пластических качествах жирной глины «синики». После высыхания глины игрушки трескаются; трещины на них заглаживаются, придавая фигуркам более вытянутую форму. При обжиге природный сине-черный цвет меняется на белый. Поэтому фон у игрушки расписывается анилиновыми красками, разведенными на яйце: красной, желтой, зеленой, синей, фиолетовой. Геометрический орнамент состоит из полосок, солярных знаков. Нередко женские фигуры расписывают не только полосами, но и цветами, розетками, треугольниками. Современные мастера сохранили в своем творчестве традиционные формы сочетания цветов и орнамент. Кружевоплетение Русские кружева ручного плетения известны в истории наших народных художественных промыслов с конца XVIII века. Ручное кружевоплетение возникло и сформировалось сразу как народный промысел, не проходя стадии домашнего ремесла. Западноевропейское кружево стало проникать в Россию во второй половине XVII - начала XVIII вв; оно служило отделкой одежды дворян и помещиков. С распространением моды на кружева и кружевные отделки многие дворяне заводят у себя крепостные мастерские по кружевоплетению. Ранние кружева, относящиеся к XVIII - первой половине XIX вв., нередко выполнялись из золотых и серебряных ниток с добавлением жемчуга. Кружева ручного плетения выполняются при помощи коклюшек-бобинок, выточенных из дерева. Перед кружевницей находится плотно набитый валик — подушка. На подушке закрепляется рисунок будущего кружева, нанесенного на плотную бумагу. На рисунке-сколке точками обозначаются места пересечения и переплетения нитей. В руках у кружевницы от 6 до 12 пар коклюшек с льняной хлопчатобумажной или шелковой нитью. По способу плетения кружева делятся на парные и сцепные. Парные кружева выплетаются несколькими парами коклюшек. Сцепными кружевами называются кружева, отдельные части которых соединяются при помощи вязального крючка. Парные кружева - это обычно мерные, т.е. такие, которые можно отмерять в нужном количестве и пришивать к одежде, белью. Кружево обычно состоит из «полотнянки», с помощью которой обозначаются, как бы рисуются, основные формы узора и решетки - ажурного линейного построения из переплетенных нитей, узор которого действительно напоминает решетку. Основными районами производства кружев являются Вологодская область. Елецкий район Липецкой области, Михайловский район Рязанской области. Вологодское кружево. Своей плотностью, белизной и узорчатостью они очень напоминают морозные узоры на стеклах и иней в лесу на деревьях в разгар зимы, в тихий морозный день Основу вологодского кружева составляет плотная «лента-полотнянка», которую за то, что она так прихотливо вьется, обрисовывая разнообразные формы кружевного орнамента, называют еще «вилюшкой». Для вологодского кружева типичен растительный орнамент. Мотив симметрично развернутого пышного куста с широкими лапчатыми листьями и фронтальными шести, восьми — и более лепестковыми цветами-розетками образует широкую узорную кайму кружевного изделия. Решетки имеют стройный, ритмически совершенный характер, производят впечатление прочности, надежности. Ассортимент вологодских кружев очень разнообразен, он включает в себя круглые салфетки, дорожки, скатерти, декорированные настенные панно, оконные занавески, портьеры. Помимо крупных монументальных интерьерных изделий в объединении «Снежинка» выпускаются в большом количестве отделки для женской одежды - воротнички, манжеты, шарфы, косынки. Елецкое кружево. Елецкое кружево в отличие от вологодского нежнее и воздушное. Оно выплетается преимущественно из тонких катушечных ниток. Растительный узор с включением птиц и других изобразительных мотивов, как и в Вологде, выкладывается узкой полотнянкой - вилюжкой. Однако в отличие от вологодских, елецкие мастерицы делают эту полотнянку то плотной, то ажурной, придавая орнаменту еще большую невесомость. Большое место в елецком кружеве занимают геометрические мотивы - «гречишка», «паучки», «бабочка», «снежинка» Наряду со снежно-белыми или чуть кремовыми изготавливают кружево из серых, серебристых нитей с примесью современных синтетических волокон и элегантное черное кружево, изготовлявшееся в России еще в XIX в Михаиловское кружево. Большой интерес представляет кружево, производимое в г.Михайлове Рязанской губернии. Здесь исполняли кружево плотное, из толстых нитей, не только белое, но и разноцветное, яркое. Оно хорошо подходило к красочным нарядам русских крестьян. Носили его на своих рубахах не только женщины, но и мужчины. Им обшивали женские передники, полотенца, простыни. Оно имело несложный вид заостренных зубцов - «мысов», веерообразных фигур, так называемых бубенцов. В кружевах применялись нити всего трех цветов: белого, красного и синего, но они так умело сочетались, что каждый кусок кружева казался красочным по-новому. В 1950-х годах происходят заметные изменения в облике Михайловского кружева. Укрепляются узоры, вводятся новые цвета. Эти изменения в большой мере связаны с именем талантливой художницы - кружевницы Д.А.Смирновой, В ее работах впервые появляются изображения человеческих фигур. Д.А.Смирнова с мастерицами промысла стремится сохранить красоту цветных узоров как уникальное явление русского народного искусства. Художественная роспись ткани Набивные ткани. Среди приемов украшения тканей существует ручной способ их орнаментации путем набивки. Первоначально этим занимались иконописцы - «травщики». Узоры печатали по белому или окрашенному холсту с помощью деревянных форм. Доски с резным орнаментом изготовлялись из твердых пород дерева: березы, груши, клена, ореха. Русские набивные ткани можно разделить на белоземельные, фон которых оставался не закрашенным, и кубовые, название которых связано с приемом окрашивания тканей в кубах. Узор наносили масляными красками вручную, с помощью кисточки и резерва. Затем ткань опускали в чан (или куб) с краской. Там, где не было резервирующего состава, ткань окрашивалась, затем просушивалась, а резервирующий состав смывали горячей водой, в результате нитками получался светлый узор на цветном фоне. В первой половине XIX в. русская набойка утратила черты самобытности. В 1828 г. в с. Иваново купцом Спиридоновым была установлена первая ситцепечатная цилиндрическая машина, положившая начало развитию ситцепечатания, которое постепенно оттеснило набойку. Павловские платки и шали. Город Павловский Посад в Московской области является центром традиционного русского текстиля. В XVIII в. крестьяне изготавливали здесь платки и сарафанные ткани, украшенные орнаментом из золотых нитей. В 1812 г. зажиточный крестьянин из С.Павлова (впоследствии Павловский Посад) Семен Лабзин основал небогатую шелкоткацкую фабрику, заложившую базу современного производства платков и шалей. 1860 — 1880 гг. -время его формирования и расцвета. Изготовление и декорирование шерстяных тканей в Павловском Посаде базируется на древних традициях русской народной ручной набойки. Узорную ткань печатали при помощи досок - деревянных форм («манеры» или «цветки») с рельефным узором; для каждой краски резалась своя «манера». Для платков со сложной композицией вырезали 40-60 форм, что превышало в два-три раза число использующихся красок. Русские шали первой половины XIX века имели свои стилевые особенности. Композиционные решения были разнообразными; узорная кайма по краю с гирляндами цветов, чередующихся с красным, голубым и зеленым цветами. Гео-метризированные формы орнамента были лишены строгой схематичности. В узорах русских шалей мастера предпочитали чистые нежные тона красного, зеленого, синего, фиолетового, желтого цветов. Павловские мастера использовали не только белый фон, но и черный, синий, зеленый, желтый, красный. На контрастном фоне яркие цветы собирались в гирлянды или букеты, а иногда свободно размещались на пустом поле платка. В XIX в. узорные платки и шали, которые в России носили и в крестьянской, и в городской среде, стали выполнять в костюме роль цветного акцента. В настоящее время в Павловском Посаде применяют фотопечать, ручную набойку и набивку на плоскопечатных машинках. Ежегодно выпускается более 200 видов шалей, платков, шарфов. Эту богатую коллекцию ежегодно пополняют изделия, которые создаются по новым рисункам художников. Вышивка Вышивка - один из древнейших видов прикладного искусства. Это искусство возникло в незапамятные времена и передавалось из поколения в поколение. С течением веков постепенно сложился традиционный круг узоров, характер расцветки, выработались многочисленные приемы выполнения вышивки. Народная вышивка выполнялась без предварительного рисунка. Свои узоры вышивальщицы знали наизусть, усваивая их и запоминая вместе с освоением самого процесса исполнения. Основные традиционные узоры, характерные для каждой местности, сохранились и по сей день. Заслуженной славой пользуется русская народная вышивка. Она подразделяется на северную, вышивку среднерусской полосы и южных районов. Основным материалом, на котором русские женщины - вышивальщицы исполняли свои композиции, был крестьянский домотканый холст, так называемого полотняного переплетения. На русском Севере - в Архангельской, Вологодской, Костромской, Ярославской областях, а также в Верхнем Поволжье преобладала строгая вышивка — белая по белому или двухцветная, красная с белым. Вышивка выполнялась льняными, шерстяными, шелковыми нитками, а также золотым шитьем, особенно на головных уборах. В северной вышивке на одежде и предметах домашнего обихода значительное место занимали сложные тематические рисунки. На шитых северных подзорах, особенно в XVIII в., можно видеть сложные жанровые сцены: замки с башнями, раскидистые деревья; кареты, запряженные горделивыми рысаками. Во многих северных народных вышивках встречается изображение барса с угрожающе поднятой передней лапой. В узорах вышивок среднерусской полосы и юга преобладали геометрические формы. При общем геометрическом строе орнамента эти вышивки отличались большим многоцветием. Техника выполнения этих вышивок была счетная: роспись, крест, набор. Владимирская народная вышивка. Издавна бытовала вышивка на владимирских землях. Наиболее крупными вышивальными промыслами во второй половине XIX в. во Владимирской губернии были мстерский и холуйский. К концу XIX в. вышивкой во Мстере занималось около 400 мастериц Большое развитие здесь получила белая гладь. Белой гладью вышивали белье, платки, полотенца. Работа владимирских вышивальщиц отличалась большой тонкостью исполнения и ценилась очень высоко. По мере развития техники и технологии качество и внешний вид вышитых изделий становились на более высокий уровень. Стремясь к сохранению традиций, мастера промысла искали свой стиль, свой орнамент, формировали свой ассортимент. Удивительные произведения владимирских вышивальщиц создаются с помощью незамысловатого инструмента - пяльцев, иглы и вышивальных ниток. Умелые и проворные руки рукодельниц выполняют в натянутом полотне те дивные узоры, мимо которых нельзя пройти. Народные мастера фабрики им. Н.К.Крупской в настоящее время продолжают традиции мстерской гладевой вышивки. Здесь распространена вышивка белой и цветной гладью. Белой гладью вышивают на белых тонких тканях: креп-жоржете, маркизете, батисте - белыми нитками. Аналогична белой глади специфичная для мстерской фабрики техника вышивки «русская гладь». Это вышивка белыми нитками по суровому полотну. Другой разновидностью владимирской вышивки является «владимирский шов». Сочетание растительного орнамента, выполненного выпуклой рельефной гладью, с прозрачным геометрическим узором посредине цветов и частично выстроченным пространством фона, придает особую выразительность мстерской вышивке. Наиболее распространенный мотив мстерской вышивки - цветок розы в окружении листьев и разнообразных цветов. Иногда растительные узоры дополняются изображением птиц, бабочек и т.д. Цветная перевить. Цветная перевить как самобытный вид русской народной вышивки выполняется по продернутой сетке, перевитой цветными нитками. Места бытования - Рязанская, Смоленская, Тульская, Калужская области Традиционные виды орнамента цветной перевити - геометрический, растительный, антропоморфный. Малиновый оттенок с вкраплением белого, синего, зеленого, желтого цвета - преобладающее колористическое решение цветной перевити Калужской и Тульской областей. Цветовая гамма смоленской перевити - белоснежный фон с четким красным узором. Синие тона - традиционный колорит рязанской цветной перевити. Основной узор дополняют мережки. Лен - традиционный материал для выполнения цветной перевити. Золотошвечная вышивка Торжка. Город Торжок Тверской области — единственный в России крупный центр золотошвейной вышивки. Эта вышивка прошла сложный путь развития, во многом отличающийся от других видов народного искусства. Золотным шитьем вышивали головные уборы, душегреи, обувь, платки и т.д. Золотные нитки накладывают на ткань сверху и прикрепляют прочной ниткой. Такой нитью вышивают на плотных, тяжелых материалах: толстая шелковая ткань, бархат, сукно, шерсть, кожа, замша. Нитки - золотные и серебряные - различаются по виду и способу изготовления (круглые, граненые, навитые на льняную, шелковую или бумажную основу). Орнамент в золотном шитье растительный, геометрический и зооморфный, предельно обобщен. В настоящее время используется мишура с добавлением небольшого процента золота. В дополнение к вышивке применяются: канитель, блестки, бисер, искусственный жемчуг. Литература Алпатова И., Воронов М. Искусство керамики.-М., 1962 Арбат Ю.А. Русская народная роспись по дереву.-М.,1970. Афанасьев А. Ф. Резьба по дереву.-М., 1997 Барадулин В.А. Художественная обработка дерева.-М.,1986. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства.-М., 1971. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка.- Л.,1975. Богуславская И.Я. Русская народная вышивка.- М.,1972. Богуславская И Я., Графов Б.В. Искусство Жостова.-Л.,1979. Василенко В.М. Искусство Хохломы.-М., 1959. Василенко В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву ХУ11-ХХвв.-М.,1960. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. — М.,1977. Вишневская М. Хохлома.- Л., 1969. Воронов В.С. О крестьянском искусстве. Избранные труды.-М., 1972. Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера.- М.,1993. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. -М., 1981. Дмитриев Н.Г. Мстера рукотворная. Рассказы об искусстве лаковой миниатюры и ее мастерах. - Л., 1986. Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка. - Л , 1986. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. — М.,1980 Коновалов А.Е. Городецкая роспись. - Горький, 1988. Коромыслов Б.И. Жостовская роспись. - М., 1977. Круглова О.В. Народная роспись Северной Двины.-М.,1987. Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву,-М.,1974. Маслова Г.Е. Орнамент русской народной вышивки.-М.,1978. Народные росписи Русского Севера: методика обучения народному орнаментальному искусству. Под рук. Шпикаловой Т.Я.-Ханты-Мансийск, 1999. Некрасова М А. Народное искусство России. Народное творчество как мир ценности.- М.,1989 Некрасова М.А. Искусство Палеха. - М.,1966. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры —М.,1983. Некрасова М.А. Современное народное искусство. - Л. 1980. Попова О.С. Русская народная керамика. - М., 1956. Рождественская С.Б. Народное искусство и народные художественные промыслы // Русские. - М., 1997. Розова Л.К. Богородская игрушка и скульптура. - М.,1970. Русское декоративное искусство от древнейшего периода до XVIII В.Т.1.-М, 1962. Рысакова Б.А. Русское прикладное искусство Х-ХШ веков.- Архангельск, 1971 Шпикалова Т.Я. и др. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: учебно-наглядное пособие для 1 класса, 2 класса. (80 таблиц и методических рекомендаций для учителя).- М., 1996,1997. Шпикалова Т.Я. Методические рекомендации к серии слайд — фильмов «Дымковская игрушка», «Гжельская керамика», «Жостовские подносы»,- М.,1992. Якунина Л.И. Русские набивные ткани ХУ1-ХУП вв.- М., 1954. |