билеты. 1. Архитектура Франции 18 века
Скачать 117.39 Kb.
|
История Искусств. 1. Архитектура Франции 18 века. 18 век- Уменьшилось значение церковного строительства, и возросла роль гражданской архитектуры, изысканно простой, обновлённой. Становились характерными тип частного, обычно интимного жилого дома и городские ансамбли общественных зданий. Новые потребности эпохи поставили проблему создания типа городского жилого дома-особняка. Развитие буржуазных отношений, рост торговли и промышленности, усиление роли третьего сословия в общественной жизни выдвинули задачу сооружения новых общественных зданий — бирж, торговых помещений, публичных театров. Вместе с тем снизились синтетическое восприятие и полнота охвата жизни. Нарушилась былая связь монументальной живописи и скульптуры с архитектурой, в них усилились черты станковизма и декоративности. Единство образных решений наружного облика и внутреннего пространства к началу 18 в. распадается. Этот процесс распада сопровождается разъединением строительной практики и теоретических учений. Ведущие архитекторы в своих теоретических трудах по-прежнему поклоняются античности и правилам трех ордеров, однако в архитектурной практике они отходят от строгих требований рационализма, подчиненности частного целому, четкой конструктивности. Творчество Робера де Котта (1656—1735), являет убедительный пример этого. В построенных им в 1710-х гг. парижских особняках (отель де Тулуз и отель д'Эстре) замечается облегчение архитектурных форм, свободное развитие декора. Стиль рококо или рокайль, нельзя рассматривать только с одной стороны. В этом стиле нашли свое отражение не только гедонистические устремления аристократии. В рококо своеобразно преломились и некоторые прогрессивные тенденции эпохи; отсюда — требования более свободной и соответствующей жизни планировки, более естественного и живого развития, внутреннего пространства. В начале 18 в. основное строительство еще ведется аристократией, но его характер значительно меняется. Место усадебных замков занимают городские особняки, так называемые отели. По своему расположению в городе отели представляли в значительной мере еще переходное явление от загородного поместья к городскому дому. Это замкнутый архитектурный комплекс, своеобразная усадьба внутри городского квартала, связанная с улицей только парадными воротами. Наиболее ярко проявилось несоответствие наружной архитектуры декору интерьера. Фасад здания, как правило, сохраняет традиционные ордерные элементы, но трактованныеболее свободно и облегченно. Оформление же внутренних помещений часто совершенно порывает с законами тектоники, сливая стену с потолком в целостную, не имеющую определенных границ оболочку внутреннего пространства. Не случайно такую большую роль приобрели в это время художники-декораторы, умеющие с поразительной тонкостью и совершенством оформить интерьер. (Жиль Мари Оппенор, 1672—1742; Жюст Орель Мейссонье, 1693—1750, и др.) Часто здание строилось одним архитектором, а оформлялось другим. Один из виднейших архитекторов рококо Жермен Бофран (1667—1754) в своем трактате «Livred'Architecture» (1745) прямо говорил, что в настоящее время декор интерьера — это совсем отдельная часть архитектуры, которая не считается с декором наружной части здания. Со второй четверти 18 в. все более заметную роль во французском строительстве начали играть богатые торговые города провинции. Вся система старого феодального города с хаотической застройкой, с запутанной сеткой улиц, включенных в тесные рамки городских укреплений, приходила в противоречие с новыми потребностями растущих торговых и промышленных центров. Сохранение многих ключевых позиций за абсолютизмом обусловило вначале довольно компромиссное решение градостроительных проблем. Во многих городах реконструкция отдельных частей старого города идет за счет устройства королевских площадей. (делались для установки статуи короля). Одной из первых площадей нового типа, связанных с перепланировкой и Застройкой целых городских кварталов, была площадь в Бордо. Проектировщиком и строителем ее был Жак Габриэль (1667—1742), представитель известной с 16 в. династии архитекторов, отец знаменитого зодчего Жака Анжа Габриэля.Ряд новаторских принципов площади Бордо — ее открытый характер, ее обращенность к реке, связь с городскими кварталами при помощи лучей-улиц. Замечательный ансамбль середины 18 в. — комплекс из трех площадей в Нанси, в большей мере связанный с прошлым, — как бы подытоживает приемы организации пространства Эпохи барокко. По своим формам и планировочным принципам выглядел уже некоторым анахронизмом в сравнении с новым движением в архитектуре, начавшимся в конце первой половины 18 века. Три различные по очертаниям площади — прямоугольная площадь Станислава, длинная площадь Каррьер и овальная площадь Правительства — образуют тесно объединенный и внутренне замкнутый организм, существующий лишь в весьма относительной связи с городом. (арх. Эмманюэль Эре де Корни). Как раз к рубежу первой и второй половины столетия относится выступление энциклопедистов, выдвинувших критерий разума как единственного мерила всех вещей. (граф де Кайлюс,арх.ДавидЛеруа, аббат Ложье и др). Тенденция возвращения к античности, критикуется рококо, призыв к естественной, разумной архитектуре. В 1749 г. в Италию отправляется своеобразная художественная миссия во главе с братом всесильной фаворитки Людовика XV мадам Помпадур. Вся эта поездка была знамением новых явлений в искусстве, и следствием ее были дальнейший поворот к классицизму и более острая борьба с принципами рокайля даже в различных видах декоративного искусства.В эту переходную эпоху складывается и расцветает творчество наиболее пленительного мастера французской архитектуры Жака Анжа Габриэля (1699—1782).Творчество Габриэля как бы продолжило и развило ту линию французского зодчества, которая наметилась в поздних постройках Жюля Ардуэна-Мансара (Большой Трианон и капелла в Версале) Вместе с тем он усвоил и те прогрессивные тенденции, которые содержались в архитектуре рококо: ее приближенность к человеку, интимность, а также изысканную тонкость декоративных деталей. Характерные черты творчества Габриэля: ясная, спокойная гармония целого и деталей, легко воспринимающаяся глазом логика архитектурных форм. (Площадь Согласия, Малый Трианон). Творчество Габриэля явилось переходным, связующим звеном между архитектурой первой и второй половины 18 века. Новый этап классицизма (постройки 1760-1780 гг) - решительный поворот к античности, отказ от декоративных украшений. Выдвигается принцип утилитаризма, связывающийся воедино с принципом естественности здания, образцом чего служат античные сооружения. Колонне, антаблементу, фронтону, ставшим главным средством выражения архитектурного образа, возвращается их конструктивное, функциональное значение. Соответственно укрупняется масштаб ордерных членений. Для паркового строительства характерно то же стремление к естественности. С этим связан отказ от регулярного, «искусственного» парка и расцвет пейзажного сада. (Пантеон, Жак ЖерменСуфло; Хирургическая школа Жака Гондуэна (1737-1818), театр в Бордо построенный (1775—1780 гг), Викторо Луи (1731—1807)). 2. Архитектура Франции 1 половины 19 века. Архитектура Франции этого времени (так называемый стиль империи — «ампир») представляла собой новую фазу в развитии классицистической архитектуры. Архитектура призвана была прославлять и возвеличивать захватническую политику Наполеона. Создавая новый стиль, зодчие того времени исходили из архитектуры Римской империи, величественные, триумфально-приподнятые формы которой как нельзя лучше отвечали запросам новой эпохи. Для формирования нового стиля имели большое значение итальянские кампании второй половины 90-х годов 18 века (1796—1799) и египетский поход 1798— 1799 годов. Они популяризировали во Франции памятники античного Рима и Древнего Египта. В наполеоновское время строительство не отличалось размахом: войны отвлекали все силы и средства страны. Большинство возводившихся сооружений представляло собой триумфальные памятники, помимо этого, реконструировались некоторые старые здания и отделывались дворцовые интерьеры. Представителем старшего поколения французских архитекторов был Жан Франсуа Шальгрен (1739—1811), построивший «Арку Звезды» на проспекте Елисейских полей в ознаменование побед Наполеона 1805—1806 годов. Арка, имея высоту, равную 49,55 метра, является самой большой триумфальной аркой в мире. Архитектура ее вполне оригинальна: она лишена убранства в виде колонн, применены скульптурные горельефы. В 1806 году Жак Гондуен и Жан Батист Лепер приступили к возведению другого триумфального памятника — Вандомской колонны. Так же, как и античная колонна, она обвита спиральной лентой рельефов. Наиболее крупными сооружениями наполеоновского времени явились Парижская Биржа и церковь Мадлен (Магдалины). Биржа, построенная в 1808 году Александром Теодором Броньяром, — безупречно, в профессиональном отношении, выполненное, но холодное и бесстрастное классицистическое произведение. Церковь Мадлен была построена по проекту Бартельми Виньона (1762— 1846) в виде римского периптерального храма. В рассматриваемое время была осуществлена перестройка ранее возведенного Бурбонского дворца в здание Палаты депутатов. Здание обогатилось новым десятиколонным коринфским портиком (1804—1807), автором которого явился архитектор Бернар Пуайе. Холодный и отвлеченный классицизм совершенно вытеснил черты национального своеобразия французского зодчества. Основными представителями архитектуры ампира были Шарль Персье (1764—1838) и Пьер Фонтэн (1762—1853) — придворные архитекторы Наполеона. Хотя Персье и Фонтэн, работавшие совместно, и построили ряд сооружений, в основном они все же были декораторами, и большая часть их деятельности связана с оформлением интерьеров и работами для художественной промышленности. (оформляли интерьеры в Тюильри, Сен-Клу и других дворцах, занимались реконструкцией Лувра). В орнаменте ампира применялись акант, меандр, пальметки и другие римские мотивы, триумфальные темы. Колорит ампира: пурпуровом, малиновом, синем, зеленом, белом цветах. В отделке помещений широко применялась позолота. В архитектуре Франции начала 19 века впервые ясно проявляются эклектические тенденции. 3. Декоративные Росписи Тьеполо. Джованни Баттиста Тьеполо - декоратор, живописец и график, который работал не только в Италии, но и в Германии, Испании. Его произведения украшали дворца русских вельмож. Ему принадлежит большое число станковых картин, алтарных образов, росписей монументально-декоративных ансамблей. Он изображал фигуры летящих ангелов или парящих в облаках античных богов и героев в сложных и разнообразных ракурсах. Тьеполо даёт более разрежённые композиции. Светлая, холодная палитра давала ему возможность добиться впечатления дневного света и воздушности. Использовал сложные перспективные построения. Фрески "пир Антония и Клеопатры" и "Встреча Антония и Клеопатры" (использование светлых красок, насыщенных алых, оранжевых, иссиня-чёрных тонов), "Триумф Амфититры". Тьеполо сумел развить принципы декоративной живописи Возрождения. Связь художника с реальной жизнью проявляется и в созданных им портретах. Использовав лучшие традиции декоративной живописи Ренессанса и 17 столетия, Тьеполо усилил в своём творчестве театрально-зрелищную сторону, сочетая её при этом с живым восприятием действительности. Объединил условность монументально-декоративной живописи с чувством реальных явлений. Тьеполо отличался свободой и лёгкостью композиций. Дворец патриция Дольфино (1725г) - для росписей характерна сильная и выразительная передача героических сюжетов, пластическая, убедительная трактовка фигур, пространственная живописная композиция, построенная на ярких контрастах с применением светотеневых эффектов. Около 1740 манера художника изменилась. Тёмные тона уступили место разнообразию красок, светлых и ярких. (Росписи палаццо Клеричи в Милане). Период 1762-1767. Работал в Испании. Расписал фресками Королевский дворец в Мадриде. (по приглашению короля Карлоса 3). Также, исполнил 7 алтарных образов для церкви св.Паскаля в Аранхуэсе. 4.Творчество Гудона Жан Антуан Гудон обучался в академии и стажировался в Риме. Гудон- главная фигура классицизма в скульптуре. Он обращался к античным сюжетам (самой известной стала статуя «Диана», но по-настоящему нашёл себя в жанре портрета). Моделями Гудона были известные общественные деятели. В портрете Глюка Гудон передал движение души композитора. Особое место в творчестве Гудона занимают изображения Вольтера. Он был первый из скульпторов за пределами Европы. Гудон прославился заказными работами. К римскому периоду творчества относятся работы «Святой Бруно» (лаконичность, голый череп, образ закрытого человека), «Святой Иоанн Креститель» и другие, а также известная скульптура «Экорше» (1766-1767)- человека с обнажёнными мускулами. Эта анатомическая модель поначалу была всего лишь гипсовым эскизом для «Иоанна Крестителя». С революционной эпохой связано с публицистическое творчество Жана Антуана Гудона (1741 – 1828), создателя французского гражданского портрета. Многогранность характеристик, психологизм, суровая правда и вера вчеловека отличают созданные им скульптурные портреты выдающихся людей времени: философов, учёных, критиков, борцов революции, политических деятелей. (Руссо, Дидро, Джордж Вашингтон, композ. Глюк и др).Гудон не забывал о сохранении устойчивой целостности образа, при этом он точно воспроизводил внешний облик модели, общественное положение, показывал мгновенность выражений-улыбку, живой взгляд. Он воплощал в своих работах богатство духовной жизни, склад ума, характер. Герои Гудона целеустремлённые, живут напряжённой жизнью. Шедевр Гудона-мраморная статуя Вольтера. Пирамидальное построение композиции придаёт ей монументальную уравновешенность. В чертах лица следы усталости, старческой хрупкости. Однако, в нервных руках чувствуется порывистое движение. Показан Гудоном сильный, острый взгляд. Накануне революции в искусство классицизма входят новые образы. В них усиливается монументальная и героическая патетика. В Произведениях исторического жанра всё чаще обозначаются параллели между событиями античной истории и современности. 5. Эстетика рококо в творчестве Буше и Фрагонара. Франсуа Буше (1703-1770) – подлинный представитель французского рококо, работавший с мифологическими и с жанровыми сюжетами, законодатель всех видов искусства Франции начала 18 века. Был любимцем аристократии, директором Академии. Его именовали как «Первый художник короля». Он создавал панно для отелей, картины для богатых домов и дворцов, картоны для мануфактуры гобеленов, театральные декорации, книжные иллюстрации и т.д. Типичные сюжеты – «Триумф Венеры», «Венера с Амуром», «Купанье Дианы» и т.п. Связывая композиции с решением интерьеров рококо, художник предпочитал светлый колорит, строившийся на розово-красных, белых и нежно-голубых тонах. Буше не стремился к правдивости образов. Лирические черты Буше проявились в его декоративных пейзажах с мотивом сельской природы. Буше любил светлую живопись и отдавал предпочтение нарядным голубым, розовым и зелёным тонам. В более поздних работах («Купание Дианы», портрет маркизы Помпадур) с обилием оттенков розового и голубого создавалось впечатление, что фигуры выполнены из фарфора. В своих живописных работах обращался к мифологии, аллегории и пасторали, в трактовке которых подчас проявлялись черты сентиментальности, слащавости. Строил композиции на сложном переплетении вьющихся линий и фигур, эффектно использовал драпировки, клубящиеся облака, цветы, сложные ракурсы. Первым наставником был отец – Никола Буше. Позже, Франсуа Лемуан, после чего учился у гравера Жана-Франсуа Карса. В начале творческого пути испытывал влияние Антуана Ватто. Жан-Оноре Фраганар -франц. Живописец и гравер, ученик Шардена, а потом Фр.Буше. За картину «Жертвоприношение Иеровама» получил большую премию с правом путешествия в Рим в качестве пенсионера французского правительства. После возвращения в Париж создаёт ряд картин, навеянных впечатлениями от Италии. Пишет поэтичные, утончённые по колориту работы, пейзажи, а также композиции в историческом жанре. (Прачки, Сады Виллы д`Эсте). В больших исторических картинах Фрагонара мало оригинальности; в его пейзажах природа является слишком приукрашенною. (Урок музыки, Пастораль, Купальщицы, Спящая нимфа). Из гравюр наиболее интересны «Шкаф» и «Антоний и Клеопатра». Предпочитает свободное творчество, вместо академического. Теперь в нём занимают главное место «галантные» и эротические сюжеты. Его картины украшают отели знати, будуары актрис и тд. «Пикантные» сюжеты, сохраняя лёгкость, наполняются поэзией, приобретают характер радостной фантазии, очаровывают грацией, чистотой и свежестью. (Похищение рубашки Амуром, Счастливое мгновение, Жимблет). Отличительные черты стиля- динамичный, скользящий мазок, букет свежих и ярких красок, богатство оттенков и одновременно смелое построение формы чистыми тонами. Но наряду с этим работал и в более «отделанном стиле». (Качели). Писал много портретов, в которых переданы жизненный порыв, грация и красота, они динамичны по композиции и декоративны. (Портрет Сен-Нона, Вдохновение, Читающая). 1670-е годы-распространение просветительских идей. Меняется творчество Фрагонара. Преобладают идиллические семейные сцены; особенно удавались сцены с детьми. Ощущаются уже влияния не только Рубенса, сколько малых голландцев. Пишет серию «празднеств», в которой выражены театральное и игровое начала. В них нет меланхолии, нет глубины проникновения в духовную жизнь человека. (Игра в жмурки, Театр Кукол, Актёры, Праздник в Сен-Клу). 1680г- в искусстве Фрагонара происходит некоторый спад. В его позднем творчестве есть предвосхищение романтизма и даже классицизма следующего столетия. (Фонтан Любви) После революции лишается заказчиков и славы. 6. Творчество Ватто. Художник Жан Антуан Ватто оказал огромное влияние на французскую живопись рококо, создавший в искусстве свой, неповторимый образ, определённую технику. Он не изображал обнажённую натуру, политические, гражданские акты. Он изображал обычную жизнь людей. Ватто начал с подражания фламандцам: маленькие по формату, военные сцены, народные мотивы. Также, испытывал большое влияние творчества П.П Рубенса. Но Ватто нашёл свою тему, когда приехал в Париж: его живопись приобретает вольный характер, изображал сцены беспечной жизни, танцы и много другое. Его вдохновляли аристократические парки. (Капризница, Праздник Любви, Общество в парке, Затруднительное положение). Колорит Ватто построен на тонких нюансах серых, коричневых, бледно-сиреневых, жёлто-розовых тонов. В его картинах никогда нет чистого тона. Одновременно с военной тематикой в творчества Ватто начинают прочно входить темы, связанные с жизнью театра и актёров. (Тема театра связана с тем, что Ватто жил у Пьера Кроза, королевского казначея и тонкого знатока искусства) (картины -Тягости войны, Военный роздых). Он использует театральный приём в композиции: всегда пишет кулисы, располагает группы фигур, освещая их искусственным светом рампы. Пейзаж в его картинках- тоже выдуманный театральный пейзаж. (Праздник любви, Общество в парке) (Паломничество на остров Киферу, Финетта, Безразличный). Стариков практически не писал. Ватто изображал моменты, когда что-то произошло или будет происходить. Лирик по преимуществу, он ставит своей задачей воссоздать мир эмоций, показать их зарождение и развитие, их тончайшие нюансы. Самые поэтические произведения Ватто- "Галантные празднества". Последние работы – Жиль (показаны одиночество, печаль, неудовлетворённость), Портрет скульптора Патера, Вывеска Жерсена. Творчество Ватто открыло новые пути к художественному познанию современной жизни, к обострённому восприятию лирических настроений и поэзии природы; по своему содержанию оно шире и богаче искусства рококо, в развитии которого наследие Ватто. |