Главная страница
Навигация по странице:

  • 8. Метод реализма в творчестве Хогарта и Шардена.

  • 9. Архитектура Англии 18 века

  • 10. Образ человека в творчестве Гейнсборо и Рейнольдса.

  • 11. Русская архитектура 18 века. Общая характеристика

  • билеты. 1. Архитектура Франции 18 века


    Скачать 117.39 Kb.
    Название1. Архитектура Франции 18 века
    Дата02.01.2019
    Размер117.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлабилеты.docx
    ТипДокументы
    #62303
    страница2 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    7.Творчество Давида и французский просветительский классицизм.

    Жак Луи Давид- французский художник, яркий представитель классицизма, учился у Буше. Живопись Давида отражает его восхищение античностью. (Смерть Сократа) Создавал полотна и отражал в них верность долгу, героизму.

    Возвышенность замысла, сценическая торжественность образного строя, чеканная барельефность композиции, преобладание объёмно-светотеневого начала над колористическим воплотились в картине "Клятва Горациев». Классические представления о волевом деятельном начале как сущностном ядре человеческой личности отразились в портретах Давида. (Портрет Доктора Альфонса Леруа)

    Главная заслуга Давида состоит в основании целой школы. Давид- " первый художник" Наполеона, написал ряд заказных, парадных композиций и портретов. (Короновании Жозефины)

    В 1780-90-е годы стал основоположником и признанным лидером революционного классицизма- направление во французском искусстве конца 18 века, для которого характерен культ разума и естественного чувства, а также выдвинут новый тип художника-борца, призванного воспитывать у зрителя высокие моральные качества и гражданские добродетели. Воодушевлённый событиями великой фран. революции, стремился к созданию исторической картины на современную тему. (Клятва в зале для игры в мяч, Смерть Марата). Характерна простота и лаконизм композиции, суровая сдержанность цвета и скульптурная монументальность форм.

    После термидорианского переворота, падения и казни Робеспьера Давид был арестован, и только слава художника спасла его голову от гильотины. По выходе из тюрьмы снова отдался всецело живописи и написал в 1795-1799 годах одну из лучших своих картин, "Похищение сабинянок" или "Сабинянки, останавливающие битву между сабинянами и римлянами".

    8. Метод реализма в творчестве Хогарта и Шардена.

    Уильям Хогарт -основоположник реализма в английской живописи, гравер. Жил с отцом в нищете, голоде и холоде. Своё искусство он обращает к широкому зрителю, что было новым явлением в художественной жизни Англии. Создавал произведения о судьбах персонажей различных социальных слоёв. (Карьера мота, вскоре после свадьбы). Каждая из серии картин- законченное самостоятельное произведение, все вместе они объединены одной идеей и дополняют друг друга. Также, Хогарт изображал "дно Лондона", ужасы пьянства и его последствия. (Улица Пива, Переулок Джина) Бытовая живопись, развитие бытовой и политической карикатуры- в этом Хогарт был новатором и опережал своё время. Писал реалистические портреты. (Портрет мисс Солтер, Продавщица Креветок)

    Картина "Опера Нищего" (написана под впечатлением от спектакля) стала своего рода отправной точкой в том неизведанном мире, куда Хогарта влекла его "Муза комедии". Первая живописная пьеса Хогарта "Карьера потаскушки» показывает дно английского общества. Это грязные улицы Лондона, жалкие холодные комнаты дешёвых домов, притоны, тюрьма. Он хотел, чтобы сюжет и мораль каждой картины и серии в целом были понятны зрителю.

    К 1735 году появилась "Карьера распутника". В этой серии окончательно определилось основное направление искусство Хогарта: сатирический заострённый реализм. Серия объединена общим сюжетом, единым героем, действие развивается из картины в картину. Как в пьесе, здесь есть пролог, кульминация, эпилог. Впервые в искусстве город становится не просто фоном и даже местом действия, а живым организмом, со своей меняющейся физиономией, характером, настроением. Он обретает самостоятельную тему в творчестве художника. (Серия "Четыре времени суток")

    в 1744 году пишет серию "Модный брак", в которой осуждает и высмеивает высшие круги английского общества.

    "Выборы в парламент"-последняя живописная серия из 4 картин стала своего рода итогом "современных нравственных сюжетов".

    Хогарт решительно порывает с господствующей традицией парадных портретов. Он пишет картины, где персонажи объедены общим действием (например, разговором), в кругу семьи. Такие работы стали специфическим английским явлением. (Бракосочетание С.Бэкингема и М.Кокс)

    В конце жизни обращается к образам людей из народа. (Портреты слуг) Хогарт создал своего рода энциклопедию английской жизни своей эпохи, заложил особенности национального живописного языка и вошёл в историю мирового искусства как "отец английской живописи".

    Жан-Батист Симеон Шарден родился в Париже. Выдающийся колорист. Известный мастер натюрморта и бытовых сцен, один из создателей новой портретной концепции в европейской живописи века Просвещения, художник "тихой жизни".

    Вдохновлялся искусством голландских мастеров жанровой живописи. Шарден создаёт лучшие жанровые композиции, у него появляется тема-жизнь третьего сословия — это люди города, зарабатывающие собственным трудом. Они имели духовные и материальные ценности, и отличались от аристократов. (Карточный домик, Дама запечатывающая письмо, Юная учительница) Он изображал сдержанные образы, лаконичные интерьеры. Изображал детей в игре. (Мыльные пузыри) Шарден утверждал в своих картинах ценность окружающей, реальной жизни.

    Ранним работам свойственны декоративная эффектность и сюжетная занимательность, но к 1730 годам Шарден вырабатывает собственную манеру, отличающуюся благородной сдержанностью, ясностью и простотой стиля. Живописи Шардена присущи единство серебристо-серого и коричневатого тонов, богатство рефлексов и едва уловимых оттенков, гармонизирующих переходы от света к тени. Во франц. искусст. 2 половины 18 века мощное развитие получило демократическое направление и его самым значимым художником был Шарден.

    Натюрморт был любимым жанром художника. Своим творчеством утвердил его во фран.искусст. как самостоятельный вид живописи. Не любил пышных и декоративно перегруженных композиций, поэтому создавал композиции со скромным набором предметов, строгостью и продуманностью построения, материальностью и мягкостью живописной фактуры. Создавалось ощущение органической связи мира вещей с жизнедеятельностью человека. (Трубка и кувшин, натюрморт с атрибутами искусств)

    9. Архитектура Англии 18 века

    По заключению современников, на рубеже XVII—XVIII вв. искусство Англии пережило кризис. На средневековые, путаные планировки крупных городов Англии не повлияли ни пример и опыт архитекторов Франции, ни идеи самого Палладио. Образцы барочной архитектуры, завезённые с континента в годы правления голландского принца Вильгельма I Оранского (пусть и весьма сдержанные) — вкусам англичан не отвечали. И их использование быстро прекратилось. В Британии очень трудно входила в практику ордерная архитектура. Лучшие представители живописи страны были иностранцами (Ганс Гольбейн — немец, Годфри Неллер прошёл обучение в Голландии, Ван Дейк — фламандец).

    Распространение палладианских идей в Британии связывают с деятельностью Бойла Ричарда, лорда Барлингтона (1695—1753), который дал деньги на перепечатывание трактата Палладио и был меценатом английских архитекторов. Наставления Палладио об архитектуре, об уютном семейном доме были чрезвычайно близки английским вкусам с их культом уютной частной квартиры, частной жизни, и приверженностью садам. Так, Уильям Кент, архитектор из кружка Барлингтона, называл уже Палладио «мастером и руководителем для всех». Именно Барлингтон избрал виллу Ротонда как образец для построения собственного загородного дома в усадьбе Чизвик. А пейзажный парк Чизвик стал первым образцом пейзажного парка английского типа в стране. И копию виллы Ротонда и парк распланировал Уильям Кент, что сделало усадьбу образцом для именитых англичан, а Уильяма Кента — модным архитектором.

    Немного погодя документальное копирование сооружений Палладио в Британии прекратилось. Архитекторы отошли от схем Палладио, начали развивать только его идеи, принимать его формы, и по-своему их использовать. Возникают величественные сооружения со сдержанным архитектурным декором, где архитектурно подчёркнуты только центр сооружений и их боковые объёмы (дворец Уобёрн Эбби). В этих сооружениях точно воспроизведены даже окна Палладио, колонные портики, но это уже было творческое продолжение установок мастера. По-своему их использовал архитектор-англичанин Джон Вуд Старший, который провёл реконструкцию курортного городка аристократов — Бат (Сомерсет).

    Город Бат (в переводе с английского — баня) перестраивали весь XVIII век. На волне археологической лихорадки и грабительских раскопок в Помпеях значительно выросла заинтересованность в античном искусстве и в Британии. Формы античных сооружений в застройке ансамблей курортного Бату и внесли отец и сын Джон Вуд старший и Вуд младший. Монотонные фасады были удачно совмещены с волнистыми, закруглёнными, дугообразными улицами и площадями, что внесло в планировку города природные формы, соединённые с зеленью скверов и парков. Бат стал английским городом с наибольшим количеством сооружений в стиле классицизм.

    Вновь в 1768 году палладианство в Англии поддержала Королевская Академия искусств. Но в Академии идеи Палладио потеряли экспериментальный дух и быстро переродились в застывшие и однообразные рецепты. Палладианство и английский классицизм быстро стали омертвевшей схемой.

    Образцом подлинной глупости, даже по мнению англичан, стал монумент Пеншо в городе Сандерленд (Северо-Восточная Англия). Это копия греческого храма Гефеста в Афинах. Выстроенный в эпоху позднего английского классицизма в 1844 году в знак почтения графу Даремскому, который стал первым английским губернатором Канады, монумент никак не был связан с личностью графа Даремского (кроме надписи, что не имело отношения к архитектуре). Сооружение не имеет крыши, нет и скульптуры губернатора в середине. На стены храма вели винтовые лестницы в одной из колонн. После несчастного случая (когда разбился юноша, упав со стены), лестницы были закрыты.

    10. Образ человека в творчестве Гейнсборо и Рейнольдса.

    Томас Гейнсборо-крупнейший английский живописец. Работал в области портрета, но в тоже время явился одним из создателей английского пейзажа. Пейзажные композиции художника строятся на криволинейных очертаниях, образующих водоворот, втягивая взгляд зрителя.

    Его увлечённость живописью и музыкой способствовали выявлению сложнейших цветовых гармоний, музыкальности ритма его живописных произведений. Уже в ранних работах создаёт своеобразный тип портретной композиции. Помимо прочих, Гейнсборо писал парные и групповые портреты, иногда сближающиеся с жанровыми сценами. В своих произведениях умело подчёркивает теплоту отношений, связывающих людей, их близость к природе, их мечтательность, и это роднит его образы с героями произведений английских писателей-просветителей и сентименталистов. (Утренняя прогулка) Он изображает портретируемых на фоне пейзажа, прогуливающимися или отдыхающими. (Портрет четы Эндрюс) Колорит портретов построен чаще всего на сочетании холодных голубовато-серебристых, оливково-серых, жемчужных тонов. Художник передаёт типичный для Англии рассеянный свет, влажную атмосферу, которая смягчает очертания предметов. (Голубой мальчик) Работает с разными световыми эффектами, передающими разное время суток. Увлечён ночными пейзажами, пробует работать при искусственном освещении.

    В портретах Гейнсборо пытается передать мгновение, непосредственное впечатление от модели, невзирая на её «общественное положение»; его интересует повседневный облик человека. Он показывает естественную жизнь природы и жизнь человека в природе. (Дама в голубом)

    Джошуа Рейнольдс-англ. Художник и портретист. Побывав в Нидерландах, остался под впечатлением от творчества Рембрандта. Он был организатором и первым президентом Королевской Академии художеств, создал галерею портретов своих современников. Главный соперник Гейнсоборо.

    Иногда художники исполняли работы для одних и тех же заказчиков. Если Гейнсборо представлял актрису Сару Сиддонс в элегантном костюме для прогулки, спокойно сидящую в кресле, то Рейнольдс изображал её в виде музы трагедии, пышно одетую и восседающую на троне. (Портрет актрисы Сары Сиддонс)

    Художник любил изображать людей за работой, в кругу семьи. Одновременно с реалистическими портретами исполнял парадные и аллегорические портреты. Люди в нарядных одеждах изображались на фоне колонн, драпировок, декоративных пейзажей. Рейнольдс стремился подчеркнуть, прежде всего, личные достоинства человека, при этом сохраняя взволнованно-торжественный стиль. Обычно снабжал моделей атрибутами, намекающими на их социальное положение, профессию, увлечение, заслуги. Во всех полотнах Рейнольдса прослеживается удивительная композиционная изобретательность, прирождённое чувство ритма, насыщенный, тёплый колорит, светотеневые контрасты.

    Кроме того, художник писал детские портреты. (Девочка с земляникой. Изображена его племянница Оффи Палмер)

    Также, исполнял исторические и мифологические композиции, много сил отдавал педагогической и общественной деятельности. (Младенец Геракл, Амур развязывающий пояс Венеры) Как теоретик искусства он призывал изучать художественное наследие прошлого, в частности искусства античности и Возрождения. Придерживаясь взглядов, близких классицизму, он в то же время подчёркивал особое значение воображения и чувства, предвосхищая этим эстетику романтизма.

    11. Русская архитектура 18 века. Общая характеристика

    18 век в архитектуре и градостроительстве России считается важным и знаковым. Он характеризуется тремя направлениями – барокко, рококо и классицизмом, проявившимися последовательно в течение века.

    В первой трети столетия все архитектурные преобразования неразрывно связаны с именем Петра Первого. За этот период российские города претерпели значительные изменения и в социально-экономическом плане, и в архитектурно-планировочном. Именно в это время развивается промышленность, что приводит к строительству множества промышленных городов и поселков. Если до этого периода самыми величественными и красивыми создавались в основном церкви и царские резиденции (палаты), то в начале 18 века в городах уделяется большое значение внешнему виду обычных жилых зданий, а также появляющихся театров, набережных, идет массовое строительство ратушей, школ, больниц (так называемых гошпиталей), домов для сирот. С 1710 года в строительстве активно начинают использовать кирпич вместо деревянных построек. Большое значение придается не только фасадам, но и облику всего города – дома начинают строить фасадами вдоль улиц, производится разуплотнение застройки в противопожарных целях, благоустраиваются улицы, мостятся дороги, решается вопрос с уличным освещением, по обочинам высаживаются деревья. Во всем этом чувствуется зримое влияние запада и твердая рука Петра, своими указами совершившего в те годы практически революцию в градостроительстве. Поэтому не удивительно, что России за короткий срок удается практически догнать Европу, выйдя на достойный уровень по уровню градостроительства и благоустройства городов. В Россию приезжают Трезини, Леблон, Мичетти, Шедель, Растрелли (отец).

    Главным архитектурным событием начала века считается строительство Санкт-Петербурга. В первой трети 18 века преимущественным направлением в архитектуре и строительстве является барокко. Этому направлению свойственно сочетание реальности и иллюзии, пышности и контраста. Строительство Санкт-Петербурга начинается с заложения Петропавловской крепости в 1703 году и Адмиралтейства в 1704 году. Благодаря слаженной работе русских архитекторов и их иностранных коллег, которые были приглашены Петром, северная столица приобрела формально западные черты в слиянии с традиционно русскими. Тот стиль, в котором создавались многочисленные помпезные дворцы, церкви, государственные учреждения, музеи и театры сейчас часто называют русским барокко или барокко Петровской эпохи. В этот период создаются Петропавловский собор, летний дворец Петра Первого, Кунсткамера, дворец Меньшикова в Санкт-Петербурге. В стиле барокко оформлены, созданные в этот и более поздний период, ансамбли Зимнего дворца, Царского села, Петергофа, Смольного монастыря, дворца Строгановых. В Москве — это церковь Архангела Гавриила.

    Ведущими русскими архитекторами второй половины века являлись Еропкин, Усов, Коробов, Земцов, Мичурин, Бланк и другие. Стиль характерный этому периоду называется рококо и является сочетанием барокко и зарождающегося классицизма. В нем проявляется галантность, уверенность. Рококо больше характерен для интерьерных решений того времени. В строительстве зданий еще отмечается пышность и помпезность барокко, а также начинают проявляться строгие и простые черты классицизма. Этот период, совпавший с правлением дочери Петра – Елизаветы, отмечен творчеством Растрелли–сына. Его проекты вместе с творчеством современников Квасова, Чевакинского, Ухтомского органично вписались в историю русского зодчества 18 века. С легкой руки Растрелли купольные композиции стали появляться не только в столице, но и в других российских городах, постепенно заменив собой шпилеобразные. В Летнем дворце Елизаветы Петровны в Петербурге (1741—1744 гг.) созданном Растрелли (на его месте теперь находится Михайловский замок), декор включал рокайли, картуши в сочетании с масками львов с гребешками по краям и другие мотивы, присущие рококо. В 1758 г. в России начинает работать сторонник русского рококо архитектор Антонио Ринальди (Antonio Rinaldi, 1710 – 1794гг.). Ринальди строит в Ораниенбауме, в крепости Петерштадт, дворец, получивший название «Каменный дом» (сейчас здесь расположен музей «Дворец Петра III), можно считать одним из образцов русского рококо. Стены кабинета в Каменном доме были обтянуты серебристо-зеленым штофом, в спальне - серебристо-малиновой тканью, будуар был оформлен в голубых тонах с вышивками штофом. Еще одним зданием, созданным Ринальди в стиле русского рококо, стал Китайский Дворец Екатерины в Ораниенбауме.

    В русской архитектуре в последнюю треть 18 века начинают проявляться черты нового направления, которое впоследствии назвали русским классицизмом. Этому течению характерны строгость античных форм, простота и рациональность конструкций. К середине 18 века в российском обществе сформировалось мировоззрение, которое способствовало развитию классицизма в архитектуре России, в моде были идеи рационализма, возрос интерес к античности.

    Различают екатерининский ранний классицизм, екатерининский строгий классицизм, александровский классицизм.

    В отличие от строений в стиле барокко, заполнивших собой Петербург и его окрестности, классицизм наиболее проявил себя в московских постройках того времени. Среди многих, стоит отметить дом Пашкова (Баженов), здание Сената (Казаков), Царицынский комплекс, дом Голицына, дворец Разумовских, Гатчинский дворец, которые считаются наиболее яркими примерами проявления классицизма в архитектуре. В Петербурге в это время возводились Таврический дворец, Александро-Невская лавра, Мраморный дворец, Эрмитаж, Эрмитажный театр, Академия наук. Выдающимися архитекторами того времени по праву считают Казакова, Баженова, Старова, Ухтомского и многих других.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта