Главная страница
Навигация по странице:

  • 13. Русская архитектура второй половины 18 века

  • 14. Искусство петровского времени.

  • 15. Русский портрет 18 века. Трансформация жанра. (от парадного к интимному)

  • 16. Классицизм в русском искусстве 18 века.

  • 17. Русская историческая живопись 18 века. (Угрюмов, Лосенко и др.)

  • билеты. 1. Архитектура Франции 18 века


    Скачать 117.39 Kb.
    Название1. Архитектура Франции 18 века
    Дата02.01.2019
    Размер117.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлабилеты.docx
    ТипДокументы
    #62303
    страница3 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    12. Русская архитектура первой половины 18 в.

    В архитектуре петровского времени в первую четверть 18 в. утверждаются идеи национального могущества России. Расширялось производство строительных и отделочных материалов, широко применяли штукатурные работы. Появились новые типы зданий: верфи, арсеналы, госпитали, театры, музеи, библиотеки и т. п. Этот период иногда называют условно «петровским барокко», однако русские зодчие этого времени обращались и к наследию Ренессанса, и к барокко, и к классицизму, уже появившемуся во Франции. Одним из первых дворцов в Москве был Лефортовский в Немецкой слободе (1697—1707, Д. Аксамитов, Д. Фонтана). В Московском Кремле был построен Арсенал с применением ордерных членений. (1702—1736, Д. Иванов, X. Конрад и др.)

    Ведущее значение приобретают жилые, общественные и административные здания. Из культовых сооружений выделяется «Меньшикова башня» в традиционной форме триумфального столпа. (1705—1707, И. Зарудный) Большую роль в архитектуре сыграли указ Петра I (1714) о запрете монументального строительства во всех других городах России, кроме новой столицы, утверждение новой системы образования, появление иностранных книг в переводе.

    В конце 17 в. в Россию проникла бастионная система крепостей. В 1703 г. была заложена Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге — начало новой столицы с судостроительной верфью (1704) на берегу Невы. Строительство новой столицы началось с каменного Летнего дворца Петра (1708—1711, А. Шлютер, Н. Микетти, М. Земцов). В Петропавловской крепости был возведен собор с трехнефным базиликальным планом, с ярусной колокольней. (1712—1733, Д. Трезини) Загородные дворцы Петра были ансамблями нового типа с симметричной планировкой зданий и парков. В Петергофском дворце и парке композиция решена террасным спуском к морю с системой фонтанов, гротов, павильонов. (1714—1728, М. Земцов, А. Леблон и др.) В 1716 г. началась разработка генерального плана Петербурга с учетом трехлучевой композиции планировки Адмиралтейской части, где главным лучом был Невский проспект. Лучи трех магистралей сходились к Адмиралтейству.

    Для зданий петровского времени характерны рустовка углов, пилястры, филенки, обрамление окон, наличников в духе французского классицизма. Петровский период был переломным этапом в русской архитектуре. Ведущими типами сооружений в архитектуре этого периода становятся общественные здания, а также городские и загородные дворцово-парковые ансамбли. Русское зодчество периода 40—50-х годов 18 в. называют русским барокко, стиль этого времени выразил В. Растрелли (1700—1771). Растрелли придал цельность объему здания Большого Царскосельского дворца под Петербургом, надстроив галереи и создав ось анфилады помещений дворца. Четкий ритм, заложенный в протяженном фасаде, получил богатую декоративную разработку как в цвете, так и в пластических приемах. Прекрасно решены интерьеры. Тронный зал является шедевром архитектуры 18 в.

    В 1755—1762 гг. в Петербурге по проекту Растрелли был построен Зимний дворец. Фасады дворца по высоте делятся на два яруса композитного ордера с колоннами, расположенными в сложном ритме, с акцентированием входов и углов. Разнообразные формы оконных наличников, фронтонов, множество статуй, ваз делают южный фасад дворца, обращенный к городу, нарядным и праздничным, что подчеркнуто ярким цветом стен в контрасте с белыми деталями. С 60-х годов 18 в. намечается отход от барокко, особенно заметный в садово-парковых комплексах, где появляются строгие, классические формы.

    13. Русская архитектура второй половины 18 века

    Русский классицизм поставил русскую архитектуру второй половины 18 в. на ведущее место в развитии мировой архитектуры. Характерные принципы классицизма — единообразие, согласованность, порядок, создание иллюзии гармонии. Особенностями классицизма являются стоечно-балочная тектоническая структура зданий, четкая планировка, масштабность. Признаки раннего классицизма — крупный ордер на фасадах, скромная пластика стен, членение пилястрами, полуколоннами. В Москве поворот архитектуры к классицизму начался со строительства Воспитательного дома (1764—1770, К. Бланк, М. Казаков), пластически сдержанная обработка фасадов которая характерна для раннего этапа классицизма. (Дом Пашкова в Москве)

    Расцвет русской архитектуры классицизма связан с творчеством великих русских зодчих В. Баженова (1737—1799), М. Казакова (1738—1812/13), И. Старова (1745—1808), которые стремились сочетать классические принципы античного зодчества с переработкой и развитием русских архитектурных традиций. Автор грандиозных проектов (Каменноостровского дворца Екатерины II в Петербурге, перестройки Московского Кремля, дворцового ансамбля в подмосковном Царицыно) В. Баженов создал (1784—1786) один из лучших архитектурных памятников Москвы — бывший Дом Пашкова, теперь старое здание Библиотеки им. В.И. Ленина. Застройка Москвы домами нового стиля началась с 70-х годов. Ее отличают композиционное единство, тектоническая ясность, масштабность, свободное положение домов усадебного типа на участке, величественность, разнообразие форм и жизнеутверждающий характер архитектуры, симметрия планов и фасадов, ритмически построенные анфилады помещений с композиционным центром — залом — главной гостиной. Застройка Москвы второй половины XVIII в. связана с именем М. Казакова. Построенные им Петровский дворец, усадьба Петровское-Алабино, здание Московского Сената в Кремле, здание Московского университета (1786—1793) и многие другие выдвинули его в ряд крупных зодчих. Для всех его построек характерно мастерское применение ордеров, образность и четкость композиции. Наиболее яркий и цельный ансамбль Казакова — Голицынская больница (1796—1801): нарядный фасад раскрыт в сторону улицы, в центре композиции — церковь-ротонда с куполом. В здании Благородного Собрания Казаков создал один из лучших интерьеров того времени — двухсветный Колонный зал (Колонный зал Благородного Собрания).

    Строительство Петербурга 70—90-х годов XVIII в. связано с именами И. Старова, Д. Кваренги (1744—1817), Ч. Камерона (1740-е—1812). Наиболее значительными работами Камерона были: постройка группы сооружений при Екатерининском дворце в Царском Селе (1780—1793), в которую входили «Агатовые комнаты», «Холодные бани», «Висячий сад» и «Камеронова галерея» (1783—1786); интерьеры Екатерининского и Павловского дворцов с характерной утонченностью приемов отделки, заимствованной у итальянской архитектуры. На последнем этапе классицизма (конец XVIII — первая треть XIX в.) создавались единые архитектурные ансамбли городов с широким введением триумфальных сооружений и монументов. Так, в Петербурге одновременно со строительством Казанского собора (1802—1811, А. Воронихин) полностью перестраивалось здание Главного адмиралтейства (1806—1820, А. Захаров). Созданный ансамбль организовал пространство трех площадей: Адмиралтейской, Сенатской и Дворцовой. Важнейшее значение для городской панорамы с Невы имело создание ансамбля Стрелки Васильевского острова с центральным зданием —Биржей (1805—1806, Тома де Томон). Завершающий этап классицизма (после Отечественной войны 1812 г.) называют ампиром. В этот период в Москве был создан ансамбль Театральной площади с Большим театром (1821—1824, О. Бове), восстановлен Московский университет (1817—1819, Д. Жилярди) Принципиально изменилась жилая застройка Москвы. Дворянские городские усадьбы уступали место небольшим городским особнякам, фасады которых выносились на красные линии улиц. Регламентировались габариты домов, этажность. Новым в приемах архитектурной композиции этого времени было свободное использование форм колоннады, арки, портика и их сочетаний в контрасте с большим полем гладкой, часто легко рустованной стены; использование форм дорического ордера с целью создания героического облика архитектуры; применение светлой окраски фасадов в сочетании с белыми рельефами. По-новому использовалась декоративная скульптура, отражающая триумфальную и героическую тематику, — лепные венки, медальоны, военная атрибутика. Все это создавало единую по стилю застройку в духе патриотического утверждения идей гражданственности, общегосударственных успехов России и подъема культуры русского народа.

    14. Искусство петровского времени.

    Преобразования Петра 1 направили течение художественной жизни в новое русло. Искусству Петровской эпохи присущ высокий пафос утверждения. Центральной темой его становится человек. Всё искусство приобретает светский характер, направлено на политические цели, прославление государства и воспитание идеального гражданина. Россия стремительно усваивала опыт Возрождения барокко и раннего европейского классицизма. Санкт-Петербург превратился в исторический центр художественных произведений. Архитектурным стилем начала века был сдержанный вариант барокко североевропейского образца. Иностранные зодчие и художники заняли ведущее положение при императорском дворце, исполняя одновременно роль главных наставников в искусстве.

    Уже при Петре 1 возникают проекты создания Академии Художеств. Ведущим типом зодчества окончательно становится дворец, а не храм. Внутри дворец украшен декоративной лепниной и скульптурами, живописными плафонами и панно, лаковыми росписями, зеркалами. Барокко со временем включает всё больше черт рококо-стиля, выделяющего своей игривостью.

    Петро́вское баро́кко- архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры. Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. В отличие от нарышкинского барокко, популярного в это время в Москве, петровское барокко представляло собой решительный разрыв с византийскими традициями. (Меншиковский дворец, Кунсткамера, Петропавловская церковь в Ярославле)

    В изобразительном искусстве живописным жанром становится портрет. (мастера Вишняков, Никитин, Матвеев). Три направления: архаизация, россика, отечественная школа.

    Развивается также и искусство портретной эмалевой миниатюры, развивается гравюра. Прикладное творчество обретает государственный статус. Стараниями Ломоносова возрождается по-новому истолкованное древнее искусство мозаики. Возникает ряд новых промыслов, в том числе ростовская финифть.

    15. Русский портрет 18 века. Трансформация жанра. (от парадного к интимному)

    С середины XVII по середину XVIII века портрет был достоянием в основном придворных кругов. Лишь с середины XVIII столетия портрет „опускается“ в массы рядового поместного дворянства, под влиянием просветительства возникают пока еще редчайшие образы крестьян и купцов, создаются портреты деятелей культуры.

    Развитие портрета идет по трем основным линиям: 1. Архаизация. Парсуна сыграла важную роль — она явилась передатчиком основных черт нового портретного метода, который в русских условиях трансформировался на собственный лад. Отличительные черты: большие размеры картин, импозантность и внушительность, строгая социальная маркировка, «важная немота». Мастера соединяют нарочито выпуклые, реалистически объемные лица и по-иконописному плоскостные узорчатые одеяния. (Преображенская серия-портреты представляют собой изображения участников «Всепьянейшего собора Всешутейшего князь-папы» — своеобразного ордена буйных петровских развлечений, с которым царь кутил и праздновал свои победы с 1690-х годов почти до конца жизни. Члены «собора» — представители знатных фамилий участвовали в маскарадных шествиях, шутовских праздниках.)

    2. Россика. Представлена иностранными художниками, которые работали в России в течение всего XVIII века. Её задача — выставить местную модель на общеевропейский лад. Художники пытаются своими методами изобразить русский быт и русского человека. Благодаря россике осуществляется контакт русского искусства с искусством соседних стран. (Иоганн Таннауэр. «Портрет царевича Алексея»)

    3. Отечественная школа. Работы отличаются мастерством и точностью в передаче внешности, хотя не достигли полного совершенства. Школа отличается преемственностью. При этом она обладала внутренним единством — сначала была направлена на овладение основными художественными принципами Нового Времени, затем, догнав их, стала развиваться в соответствии с общеевропейскими стилевыми тенденциями (барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, предромантизм). Специфической особенностью типологии русского портрета XVIII века является отсутствие или же крайняя редкость группового (в том числе семейного) портрета. (Никитин. Портрет канцлера Г. И. Головкина, Портрет напольного гетмана)

    Развивался светский портрет. Со второй половины 18 века популярными становятся виды портрета: 1. Парадный (передача богатства одежды, быта, изображение в полный рост) (Аргунов «Екатерина Алексеевна»)

    2. Полупарадный (человек изображается не в полный рост, по пояс или по колени)

    3. Камерный (изображение по плечи, по грудь, максимум по пояс. Зачастую на нейтральном фоне) (Антропов «Портрет Румянцевой»)

    4. Интимный (основное внимание уделяется внутреннему миру человека) (Боровиковский «Портрет Лапухиной»)

    Русский портрет 18 века стал жанром, воплотившем русские черты: особое внимание уделялось одежде, драгоценностям. Цветовая гамма портретов была более яркой и насыщенной.

    К концу XVIII века русский портрет по своему высокому уровню качества сравнялся с современными ему мировыми образцами. Русской портретной школе этого времени свойственна деликатность, подчеркнутая вдумчивость, сдержанная внимательность, некая добропорядочность и благовоспитанность без потери элегантности.

    16. Классицизм в русском искусстве 18 века.

    Русский классицизм — стиль в искусстве, возникший в России в процессе европеизации при Екатерине II, и распространённый во второй половине 18 в — первой половине 19 веков.

    Возникает и развивается под воздействием просветительских прогрессивных идей. Главными становятся идеи патриотизма и гражданственности, создания «нового отечества», внесословной ценности человеческой личности. Основан на тех же принципах, что и классицизм европейский. Он привержен большим обобщениям, «общечеловеческому», стремится к гармонии, логике, упорядоченности. Античность воспринимается как благодатная эпоха свободного развития личности, духовного и физического совершенства человека. Нужно отметить, что в русском классицизме отсутствует идея жесткого подчинения личности абсолютному государственному началу. В этом смысле русский классицизм ближе к самим истокам, к искусству античному. Он овеян более теплым и задушевным чувством, менее официален, чем его европейский прототип.

    Классицизм 18 века делится на два периода (вообще их 3, последний возникает в начале 19 века): 1. Ранний классицизм. 2. Строгий (или зрелый) классицизм.

    Наиболее полно классицизм выразил себя в архитектуре и монументально-декоративной пластике второй половины 18 века. Крупнейшие мастера раннего классицизма А.Ф. Кокоринов и француз Ж.-Б. Валлен-Деламот - авторы проекта здания Академии художеств в Петербурге. Валлен-Деламоту принадлежит также здание Малого Эрмитажа и так называемая «новая Голландия». Также, в становлении русского классицизма сыграл большую роль Василий Иванович Баженов и Матвей Федорович Казаков. С творчеством Казакова во многом связан расцвет зрелого, или строгого, классицизма. (Колонный зал Благородного собрания). Крупнейший зодчий второй половины 18 века. - Иван Егорович Старов. В духе раннего классицизма решены его некоторые загородные усадьбы, например Никольское-Гагарино под Москвой. Кроме того, ему принадлежит Троицкий собор Александро-Невской лавры, Таврический дворец.

    Во второй половине 18 века начинается настоящий расцвет русской скульптуры. Многие русские художники сделали своей главной задачей постижение античного идеала, меры классического совершенства. Но при этом сохранялось и стремление выразить актуальные вопросы современности. Представители: Шубин, Гордеев, Козловский, Щедрин, Прокофьев, Мартос. Они стремятся воплотить в мужском образе черты героической личности, а в женском - идеально-прекрасное, гармоничное, совершенное начало. Но русские скульпторы толкуют эти образы не в отвлеченно-абстрактном плане, а вполне жизненно, стремясь передать многогранность человеческого характера. (Ф. Гордеев. «Прометей», И. Прокофьев. «Актеон, преследуемый собаками», М. Козловский. «Поликрат», И. Мартос. «Бегущий Актеон», М. Козловский. «Памятник Суворову», Фонтан Самсон)

    Живопись эпохи классицизма, в отличие от архитектуры и скульптуры, не была настолько строго подвержена влиянию главного стиля эпохи. Параллельные классицизму стилевые тенденции (сентиментализм, романтизм, шинуазри (китайщина), тюркери (туретчина)) порой выходили на первый план. Так, отчетливо чувствуется линия «рококо — сентиментализм — романтизм. Представители Фёдор Рокотов, Владимир Боровиковский, Орест Кипренский. (Портрет И.М Лопухиной, Портрет Е.А Нарышкиной-Боровиковский. Коронационный портрет Екатерины 2, Портрет А.П Струйской-Рокотов. Портрет А. С. Пушкина, портрет Е.В Давыдова, Бедная Лиза- Кипренский) Тем не менее, даже на самом радикальном проявлении «неклассического» лежит отпечаток классицизма. А сильнее всего из всех жанров живописи он отразился в исторической. В иерархии жанров живопись занимала низшее положение по сравнению со скульптурой.

    Крайне высокая роль отводится изучению рисунка. Во 2-й пол. 18 века искусство становилось все более публичным. В Академии художеств укоренилась традиция выставок, которые становились «судьбоносными» для лучших художников; возник обычай отправлять медалистов в зарубежные поездки.

    17. Русская историческая живопись 18 века. (Угрюмов, Лосенко и др.)

    Кроме портретного жанра, русская живопись 18 века развивает такие направления, как пейзажи, батальную живопись и батальную гравюру. В построении произведения входят перспектива, глубина и объёмность изображения на плоскости, направление света. Искусство становится более реалистичным. Формируется целая система жанров живописи: портретная, историческая, пейзажная, монументальная.

    Большое значение Академия художеств придавала исторической живописи. Живописцы стремились разбудить в русском народе патриотические чувства, обращаясь при это к героям русской истории. Самыми яркими представителями являлись Лосенко и Угрюмов.

    Григорий Иванович Угрюмов. Сюжетами его картин являлись события русской истории, подвиги её национальных героев- Александра Невского, Ивана Грозного, Минина и Пожарского. Такой выбор героев подчёркивает народность его искусства. В ранних работах чувствуется уже уверенная рука грамотного рисовальщика. Он умело располагает фигуры в пространстве, объёмы чётко вылеплены, игра светлых и тёмных тонов даёт полное впечатление рельефа. (Панно «Детская Вакханалия», «Смерть Лукреции», «Иосиф, толкующий сны в темнице»)

    Позже направлен на 4 года в Рим, где копировал античные статуи в музеях и занимался рисунком.

    В изображении народа художник снова находит реалистические черты. С большим внимание характеризует горожанина и крестьянина. Угрюмову пришлось уделить много времени писанию икон. (работы для Казанского собора в Петербурге). Решает задачи психологического и реалистического портрета. (Портрет А.И Серебрякова)

    Антон Павлович Лосенко. Представитель классицизма, основоположник русской исторической живописи.Учился в певческой школе и выступал при дворе. В свободное время занимался живописью. Потерял голос и был направлен на обучение к И.П Аргунову. Позже учился в Академии художеств. Затем он продолжил совершенствоваться во Французской академии в Риме.

    Зарекомендовал себя талантливым портретистом, написав Сумарокова, Шумского и Шувалова. В них отражена сила духа и человечность изображённых им людей. Все 3 работы близки по художественным приёмам и живописной манере. На тёмном, глухом фоне мягко светятся лица, моделируются серовато-голубыми тенями. Неяркая гамма тяготеет к холодным, тёмным тонам.

    Во время посещения Италии, изучал античность, копировал картины Рафаэля. Написал полотно на античный сюжет «Зевс и Фтида». Уделяя большое внимание строению обнажённого человеческого тела, создал такие картины «Авель» и «Каин». После возвращения из Италии в Петербург русский художник по заданию пишет картину на историческую тему под названием «Владимир и Рогнеда». «Прежалостная судьба Рогнеды» в картине и образ Владимира, раскаявшегося в содеянном, отражает высокие идеалы гуманизма века Просвещения. Благодаря этой работе получает назначение адъюнкт-профессор.

    Вторая историческая картина «Прощание Гектора с Андрамахой» не была окончена. Этим объясняется некоторая эскизность образов. Снова Античный сюжет – «Илиада» Гомера. Картина вызывает патриотические чувства, её сюжет показывает готовность принести себя в жертву во имя Родины.

    Просветительский классицизм пронизывает весь творческий путь художника.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта