билеты. 1. Архитектура Франции 18 века
Скачать 117.39 Kb.
|
43. Романтизм в русском искусстве первой половины 19 века На формирование и развитие романтизма в художественной культуре России первой трети 19 века оказали влияние следующие факторы: война 1812 года, движение декабристов, идеи Великой французской буржуазной революции. Особенностью русского романтизма является развитие и углубление задач русского Просвещения в искусстве России, и в этом главное отличие русского стиля от западноевропейского, боровшегося с просветительской идеологией. Романтизм в русской литературе отличаются многообразием течений: элегический (В.А.Жуковский), революционный (К.Ф.Рылеев, В.К.Кюхельбеккер), философского (Баратынский, Батюшков), их взаимопроникновением и условностью определений. Основной особенностью стиля в русской живописи является сочетание романтизма с реалистическими исканиями. Возникает особый интерес к духовному миру человека. Психологизмом и национальным своеобразием отличаются работы русского художника О.А.Кипренского. Реалистические черты проступают в романтических произведениях В.А.Тропинина. Традиции классицизма и черты романтизма соприкасаются в произведениях К.П.Брюллова. Другими представителями являются -Орловский, Венецианов, Федотов. *Наиболее Полный ответ на этот вопрос можно собрать из билетов 37,38,40. 44. Сентименталисты. Характеристика стиля на примерах западноевропейского и русского искусства Сентиментализм-направление в европейской литературе и искусстве второй половине 18 века, сформировался в рамках позднего Просвещения. В России стиль существовал с конца 18 до начала 19 века. «Естественный» человек становится главным героем стиля. Сентименталистов, в отличие от классицистов, не интересовало историческое, героическое прошлое: они вдохновлялись повседневными впечатлениями. Стиль был обращён к внутреннему, личному миру человеческих чувств и мыслей. Основная тематика стиля-любовная. Основные черты: уход от прямолинейности, многогранные характеры персонажей, субъективность подхода к миру, культ чувства, культ природы, утверждение богатого духовного мира низких сословий. В основе эстетики сентиментализма-подражание природе. Особенности русского сентиментализма: сильная дидактическая установка, просветительский характер. Представители. Жан Батист Грёз-французский живописец. В своих жанровых картинах прославлял добродетели третьего сословия. Работам художника свойственны сочетание чувствительности с преувеличенным пафосом, идеализация натуры, порой слащавость. (Паралитик или Плоды хорошего воспитания) Характерные черты творчества Грёза обнаружились в многофигурных сюжетно развёрнутых жанровых композициях, среди которых он особенно любил идиллические семейные драмы. (Деревенская невеста, портрет молодого человека) Грёз занимает во француз.живописи важное место и как портретист. Его работы полны сходства, жизни, выразительности. Его женские головки, может быть, носят печать слишком искусственной, преувеличенной выразительности, но при этом необыкновенно грациозны. В России из живописцев, разделяющих идеи сентиментализма, следует отметить Боровиковского, Левицкого и Рокотова, Венецианова. В этот период ведущую роль в искусстве, как в европейском, так и в русском, играл портрет. 45. Творчество А.И. Иванова Александр Андреевич Иванов — русский художник, академик; создатель произведений на библейские и антично-мифологические сюжеты, представитель академизма. Родился в семье профессора живописи в Петербурге. Художник стремился осмыслить основные вопросы человеческого бытия, выдвинуть значительные философские и моральные проблемы. (разрабатывает собственную философию искусства) Из ранних произведений Александра Андреевича следует отметить картину «Минин и Пожарский», а также великолепно исполненное полотно «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора», написанное в 1824 году. Это произведение покоряет зрелостью психологического анализа, тонким пониманием нравственной коллизии. Для дальнейшего обучения мастерству художника посылают в Италию. Перед поездкой пишет картину «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры». В Италии первые работы Иванова состояли в копировании «Сотворения человека» Микеланджело в Сикстинской капелле и в написании эскизов на разные библейские сюжеты. Усердно изучая Священное Писание Иванов всё более увлекался мыслью изобразить на большом полотне первое явление Мессии народу, но прежде, чем приступить к этой трудной задаче, хотел испробовать свои силы над менее масштабным произведением. С этой целью он написал «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Картина имела большой успех как в Риме, так и в Санкт-Петербурге, где в 1836 году художник удостоился за неё звания академика. В перерывах в работе над «Явлением Христа народу» художник пишет несколько акварельных пейзажей Италии-«Дерево в парке Гиджи», «Аппиева дорога», «Понтийские болота». Из жанровых композиций можно отметить композицию «Жених, покупающий кольцо невесте. В 1841 году Иванов написал портрет Н.В. Гоголя, с которым живописца связывала тесная дружба. В 1837 начинает картину «Явление Христа народу». Работа заняла у художника 20 лет. Созданию полотна предшествовала огромная подготовительная работа. Иванов исполнил более 600 этюдов и эскизов. Эти этюды явились замечательной школой реализма для последующего поколения художников. Лучший среди них -Этюд головы Иоанна Крестителя. Широкая свободная манера письма, построенная на контрастах холодных и тёплых тонов, усиливает эмоциональную действенность образа. Но картина и этюды на выставке в Академии были приняты холодно. Признание это произведение получило уже после смерти художника. С наибольшей силой живописные поиски и реалистические устремления художника раскрылись в подготовительных этюдах-пейзажах. Тема деталей, целостного изображения природы в многообразии связей, становится главной в пейзажном творчестве Иванова. Работая на открытом воздухе, уделял большое внимание взаимодействию света и цвета. (Мальчики в Неаполитанском заливе, Семь мальчиков в цветных одеждах и драпировках, Этюд обнажённого мальчика) 46. Творчество П. Федотова. Метод критического реализма Павел Андреевич Федотов— русский живописец и график, академик живописи, родоначальник критического реализма в русской живописи. Был на военной службе. В его творчестве преобладают 2 направления. В первом-рисунки и эскизные наброски, созданные под сильным влияние Хогарта. Ещё плохо владея рисунком, Федотов добивается не столько точного воспроизведения действительности, сколько рельефно выставляет напоказ общечеловеческие слабости и недостатки, осмеивает пошлые или тёмные стороны современных ему русских нравов. Сюжет этих произведений отличается сложностью и запутанностью. Их основная идея подчёркивается добавлением к выражающей её главной сцене побочных эпизодов. Художник не скупится на аксессуары, способные усилить раскрытие сюжета и иногда совершенно загромождает ими свою композицию. Движение человеческих фигур хотя и характерно, но угловато и утрированно. То же самое надо сказать и о лицах, тип и экспрессия которых переходят в гримасу. Преобладающий элемент этих работ — карикатура. По мере того, как Федотов совершенствовался, характер его произведений менялся, становясь менее изысканным. При этом типичность изображаемых фигур, осмысленность их движений и экспрессивность лиц не только не ослабевали, но и возрастали вследствие того, что художник всё чаще работал с натуры. Нагромождённость композиции постепенно сменялись простотой и естественностью. Идея, ложившаяся в основу композиции, становилась всё более серьёзной и близкой к жизни. Стремясь идти в этом направлении и преодолевая затруднения, возникавшие из-за недостаточного владения техникой, Федотов, благодаря своему острому уму, редкой наблюдательности и упорному трудолюбию достиг блестящих результатов. Первые работы Федотова были связаны с военной тематикой, большинство из которых сатирической направленности. (Дивизионное учение с порохом в присутствии его императорского высочества, Офицер и дама бубен) В 1837 году художник пишет акварель «Передняя часть частного пристава накануне большого праздника», в которой изобличает подхалимство чиновников. После того, как Павел Андреевич представил императору незаконченную работу «Освещение знамён в обновлённом Зимнем дворце», тот предоставил ему право уйти в отставку, чтобы целиком посвятить себя искусству. (Первое утро обманутого молодого, Житие на чужой счёт, Модный магазин, Крестины) Отношения с Академией у художника не задались – его удручала атмосфера и отношение преподавателей. По совету баснописца Крылова решает бросить Академию и заняться бытовым жанром. Первое произведение художника, написанное маслом, «Свежий кавалер»-относится к 1846 году. Эта жанровая работа понравилась и академическим профессорам, и демократическому зрителю. Позже пишет картину «Сватовство майора», за которую получает звание академика. Это было новое откровение, новый мир, открытый художником. К концу 1840-х годов к художнику пришло заслуженное признание. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Федотов с юных лет любил писать стихи, басни, элегии, альбомные пьесы, романсы, которые сам перелагал на музыку, и, в пору своего офицерства, солдатские песни. Важное место в творчестве Павла Андреевича заняли портреты, в которых ирония уступила место светлому, созерцательному лиризму. Среди них выделяется «Портрет Надежды Павловны Жданович, в замужестве Вернер, за клавесином» Принципиальность художника наряду с сатирической направленностью его творчества вызвала повышенное внимание цензуры, от Федотова стали отворачиваться меценаты, ранее благоволившие ему. На картине «Вдовушка» образ привлекательной молодой женщины полон сожаления об утраченном счастье. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор!» и «Игроки» полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. Умер художник в лечебнице для душевнобольных. * Критический реализм -художественное направление, ставившее целью правдивое изображение повседневной жизни людей, прежде всего обездоленных и страдающих; обратившееся к злободневным современным сюжетам. |