Главная страница
Навигация по странице:

  • 25. Творчество Жерико.

  • 26. Творчество Делакруа

  • 27.Творчество Энгра

  • 28. Пейзаж в творчестве барбизонцев

  • 29.Творчество Коро

  • билеты. 1. Архитектура Франции 18 века


    Скачать 117.39 Kb.
    Название1. Архитектура Франции 18 века
    Дата02.01.2019
    Размер117.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлабилеты.docx
    ТипДокументы
    #62303
    страница5 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    24. Романтизм во французской живописи и скульптуре.

    Конец 18 века — первая половина 19 века. Родиной романтизма считается Франция. Сформировался из особого мировосприятия, порожденного итогами Великой французской революции. Разочарованные в идеалах эпохи Просвещения, романтики, стремившиеся к гармонии и целостности, создавали новые эстетические идеалы и художественные ценности. Проявляли огромный интерес к духовному миру человека. Герой романтических произведений — незаурядный человек, оказавшийся по воле судьбы в сложных жизненных обстоятельствах. Стиль проявлялся в стремлении к безграничной свободе, жажде совершенства и обновления, в пафосе личной и гражданской независимости.

    Мучительные разногласия идеала и действительности легли в основу мировосприятия: утверждение самоценности творческой и духовной жизни человека, изображение сильных страстей, одухотворение природы, интерес к национальному прошлому, стремление к синтетическим формам искусства сочетаются с мотивами мировой скорби, тягой к воссозданию «теневой» стороны человеческой души.

    Художники стали показывать конкретную местность, время дня. Появились темы «Утро», «Вечер», «Ночь», а также солнечные и грозовые пейзажи. Композиция в пейзажах романтиков стала проще, естественнее.

    Наиболее ярко показал себя в живописи и графике. Художники делали композицию ещё более динамичной, объединяли формы бурным движением, использовали яркий, насыщенный колорит и широкую, обобщённую манеру письма.

    Хотя романтизм возник как протест против искусства классицизма, он был во многом близок последнему. Романтиками отчасти являлись такие представители классицизма, как Н. Пуссен, К. Лоррен, Ж. О. Д. Энгр. Крупнейшие представители – Т.Жерико, Э.Делакруа.

    В творчестве лучших мастеров романтизма в скульптуре, как и в живописи, значительное место приобретают реалистические тенденции. Элементы классицизма и романтизма сочетаются в несколько компромиссном по своему характеру творчестве Пьера Жана Давида из Анжера. Он начинал свою деятельность со статуй в строгом стиле Луи Давида, к которому примыкал как якобинец и как классицист. В Салоне 1824 года Давид из Анжера показал статую «Молодой грек у могилы Марко Боцариса». Многие его позднейшие монументальные работы, особенно скульптура фронтона Пантеона, остаются внешними и жесткими. Однако портреты работы Давида отличаются подчеркнуто смелой индивидуальной характеристикой и ярко выраженной эмоциональностью, которая придает им романтический характер (бюст Паганини, Гюго). Отклонения от классической идеализации в поисках жизненной правдивости образа особенно характерны для его портретных медалей.

    Франсуа Рюд. Якобинец, как оба Давида, он был вынужден жить в изгнании в Брюсселе почти все время реставрации (с 1815 г.). Вернувшись во Францию, Рюд сразу выдвинулся высоким пластическим мастерством мраморной статуи «Неаполитанский мальчик-рыбак». Жизненная реальность соединена еще здесь с некоторой примесью сентиментальности. Вслед затем был создан шедевр Рюда и всей романтической скульптуры, горельеф «Песнь отправления в поход», или «Марсельеза» для арки Победы на площади Звезды. В дальнейшем лучшие произведения Рюда — «Надгробный памятник Жофруа Кавеньяка», статуя Маршала Нея.

    Антуан Бари. Постоянно использует анималистические мотивы. Изображая животных в скульптуре, он постоянно подчеркивает напряжение и стальную силу мышц зверей. Его произведениям свойственны необычайно бурный ритм движения и повышенный драматизм выражения. Главными его работами являются бронзовая группа «Кентавр и Лапиф», «Тигр и крокодил» и «Лев, раздавливающий змею».

    25. Творчество Жерико.

    Теодор Жерико – французский живописец, литограф. Служил в королевских мушкетерах, поэтому писал преимущественно батальные сцены. Учился у Клода Верне, Пьера Герена, испытал влияние Антуана Гро. Первым во французской живописи выразил свойственное романтизму острое чувство конфликтности мира, стремление к воплощению драматических явлений современности и сильных страстей. Жерико обратил внимание на изъяны человека. Отрицательные качества человеческой души у художника обретают привлекательность.

    Ввёл в живопись следующие качества: активное использование света и тени, резкие контрасты, нервный, подвижный рисунок, психологизм, интерес к глубоким процессам в психике.

    Ранние произведения, отразившие героику наполеоновских войн, выделяются эмоциональностью образов, динамичностью композиции и колорита, в котором преобладают тёмные, оживлённые цветовыми оттенками тона. (Раненый кирасир, покидающий поле боя; Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку; Три конных трубача). После поездки в Италию в живописи Жерико усиливается обобщённая монументальность форм, композиция картин становится упорядоченной, колорит холстов почти монохромный. (Бег свободных лошадей в Риме).

    В Англии активно изучает лошадей. Там он пишет большую картину «Скачки в Эпсоме». Стремится показать впечатление быстроты, полёта. В процессе работы художник искал индивидуальность, присущую каждому животному, изучал его повадки, практиковался в точности изображения породы. Его лошади помещаются в конкретную, чаще всего природную, среду. Жерико писал эти полотна малыми кистями, прорабатывая детали и избегая больших цветовых пятен и сильных светотеневых контрастов. Создал произведения чисто анималистического жанра, подобных которым ещё не было во Франции.

    Одна из центральных работ Жерико-«Плот Медузы». Написана на острозлободневный сюжет. Придавая частому событию глубокий символический смысл, раскрывает в картине сложную гамму человеческих чувств-от полного отчаяния и апатии до страстной надежды на спасение. Сформировал в картине энергичную диагональ. От группы с мёртвыми телами и отца, склонившегося над погибшим сыном взгляд зрителя, направляется к четырём фигурам у мачты. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии».

    По свидетельству ученика Верне и друга Жерико, Антуана Монфора, Теодор писал прямо по непроработанному холсту («на белой поверхности», без подмалёвка и цветного грунта), по которому был нанесён только подготовительный рисунок.

    Представление о художнике романтике, как о свободной, независимой, глубоко эмоциональной личности он выразил в ряде портретов и автопортретов. (Портрет двадцатилетнего Делакруа)

    Истинный гуманизм Теодора Жерико воплощён в объективности серии портретов душевнобольных.

    Вернувшись в Париж из Англии, много болел, его состояние усугубилось несколькими падениями во время верховых прогулок. Он умер в Париже.

    26. Творчество Делакруа

    Эжен Делакруа.-французский живописец и график, глава романтизма во франц. живописи. Происходил из знатного рода. Учился в Париже у Пьера Нарсиса Герена, где сблизился с Жерико. Изучал в Лувре живопись старых мастеров. Посетил Великобританию, Алжир, Марокко, Испанию, Бельгию.

    Колористические искания Делакруа оказали большое влияние на формирование импрессионистического направления. Художник считает цвет важнейшим элементом живописи. Уже в ранний период творчества в работах художника прослеживается гражданский пафос и драматический накал. (Казнь дожа Марино Фальеро, Смерть Сарданапала) Полна эмоционального напряжения и мрачного трагизма первая самостоятельная работа Делакруа «Данте и Вергилий». Он нетрадиционно использует цвет- яркие пятна красного и синего в изображении одежды и светлые оттенки обнажённых тел резко выделяются на зеленовато-синем и коричневом фоне.

    Делакруа нередко черпал мотивы в произведениях Шекспира, Гёте, Байрона, Вальтера Скотта, обращался к событиям Великой французской революции и другим эпизодам национальной истории. (Битва при Пуатье) Картина «Резня на Хиосе» описывает ужасы войны Греции за независимость. Она пронизана духом активного протеста против жестокости и насилия, глубоким сочувствием к бедствиям греческого народа.

    Органическое соединение героической действительности и символики, романтической мечты о свободе достигнуто в картине «Свобода, ведущая народ». Она изображает реальных участников революции 1830 года рядом с аллегорической фигурой Свободы.

    После путешествия в Северную Африку Делакруа по многочисленным наброскам с натуры исполнил ряд картин, наполненных романтической красочностью и восточной экзотикой, а также своеобразием национального быта, нравов и характеров. (Алжирские женщины, Арабские комедианты, Львиная охота в Марокко). Работал также в области психологического портрета. (Фредерик Шопен) Писал монументальную живопись, картины на исторические, мифологические и религиозные темы. Они обладают высокими декоративными качествами, свободным полётом фантазии, но вместе с тем в них есть черты несколько преувеличенного театрализованного пафоса. (Взятие крестоносцами Константинополя, Битва святого Георгия с драконом, росписи Бурбонского дворца в Париже)

    Во многих картинах художника нет симметрии, асимметрия вводила естественность в произведение. Манера Делакруа очень свободная, нет чётких контуров-они размыты. Часто в работах встречаются «нервные» штрихи. (Автопортрет, Портрет Жорж Санд)

    27.Творчество Энгра

    Жан-Огюст-Доминик Энгр- французский живописец и рисовальщик, академист, был учеником Давида в Париже. Получил и художественное, и музыкальное образование. Директор Школы изящных искусств в Париже и Французской Академии в Риме. Мечтал стал Рафаэлем 19 века. Важными источниками вдохновения Энгра стали античные памятники, а именно греческая вазопись с её линейной ритмикой и плоскостным пониманием формы. Это привело его к изучению дорафаэлевской живописи Италии, которую тогда именовали «примитивной», а также средневековой книжной миниатюры и фламандцев.

    Цвет в системе ценностей Энгра играл подчинённую роль, уступая линейно-плоскостной концепции формы. Колорит картин построен на сочетании локальных пятен, тонально не всегда связанных друг с другом. Гармония композиции рассудочна, некоторые современники сравнивали картины Энгра с выстроенными пасьянсами.

    Энгр тщательно и детально изучает натуру, стремясь воплотить в своих произведениях вечный идеал красоты. Именно влюблённость художника в натуру позволяет ему создать такие картины, как «Купальщица», «Большая Одалиска», «Источник», «Турецкие бани» (жанр ню). Он упивается пластичностью, чистотой формы, линейным ритмом.

    Также, художник писал картины на литературные, мифологические, исторические сюжеты. (Юпитер и Фетида, Обет Людовика 13, Апофеоз Гомера, Жанна д’Арк на коронации Карла). Рисовал графические портреты. (Семья Стамати) Произведения Энга выделяются чувственностью цвета, гармоничностью светлого колорита, но главную роль играет пластически выразительный линейный рисунок.

    Художник вошёл в историю французской живописи прежде всего как великолепный портретист. В его работах сохраняется строгий стиль, который выявлен в чеканной форме, чётком рисунке и скупой колористической гамме. Он одним из первых сумел почувствовать и передать черты характеров. Сам Энгр не считал портретный жанр достойным настоящего художника. (Портреты семьи Ривьер, Портрет Бонапарта — первого консула, Наполеон на императорском троне) В Портрете Бергена-старшего прослеживается глубокая психологическая и социальная характеристика. Работа отвечает прогрессивным тенденциям своего времени и предвосхищает реализм середины века. Желание передать жизнь во всей её конкретности взяло верх над теоретическими домыслами художника.

    Художник живёт в Италии вплоть до 1824 г, продолжая искать новые пути искусства. Пишет небольшие картины, которые носят жанровый характер. Среди них «Сикстинская капелла».

    Нарастает вражда с Делакруа, Энгр выступает борцом за академическую живопись. Энгр-любимейший светский художник.

    Таким образом, с самого начала и до конца жизни в творчестве Энгра можно наблюдать противоречивые стремления: быть верным природе и в тоже время не отступать от «вечного идеала красоты», то есть античного искусства и искусства Возрождения. Эти две тенденции нашли относительно гармоничное сочетание лишь в его ранних произведениях.

    Энгр первым из художников свёл проблему искусства к своеобразию художественного видения. Вот почему, несмотря на классическую направленность, его живопись привлекла к себе пристальный интерес импрессионистов и постимпрессионистов.

    В конце жизни все устремления художника были обращены в прошлое. Это выразилось в создании множества композиций, которые копировали ранние, особенно любимые произведения.

    28. Пейзаж в творчестве барбизонцев

    Барбизон – маленькая деревушка на окраине Фонтебло, загородной резиденции близ Парижа. Именно здесь в 30-60-х годах 19 века предпочла работать группа живописцев, получившая название «барбизонская школа». Изображение обыкновенной природы, лишённой драматических эффектов, стало своеобразным манифестом этих художников, для которых жёсткие, консервативные требования академии были неприемлемы и мешали творческому развитию.

    Художники школы опирались на традиции, заложенные голландскими и французскими (Никола Пуссен и Клод Лоррен) пейзажистами. Влияние на творчество барбизонцев оказывали также их современники, не принадлежавшие группе, — Коро, Курбе, Делакруа.

    Значение барбизонцев заключается в создании реалистического пейзажа и подготовке наравне с Коро появления импрессионизма. Характерным приёмом барбизонской школы, предвосхитившим импрессионизм, было создание этюда на пленэре с последующим окончательным завершением работы в ателье.

    Первые работы Руссо (основатель и вдохновитель школы), Дюпре и Диаза были выставлены в Салоне в 1831 году, сразу после революции 1830 года. В 1833 году Руссо выставил в Салоне своё произведение «Окрестности Гранвиля»- оно выглядел словно окно в живую природу. Но через 2 года художник потерпел неудачу с картиной «Спуск коров с высокогорных пастбищ Юры». Жюри салона было оскорблено слишком простым сюжетом. Они сочли поведение Руссо вызывающим и в течение 13 лет не принимали его работ.

    Февральская революция 1848 года, свергнувшая монархию и установившая республиканский строй, изменила художественную жизнь Парижа. Жюри салона было упразднено, и его двери открылись для всех желающих. Руссо выставил в Салоне картину «Аллея в лесу Л`Иль-Адам». Художник как будто увлекает зрителя в чащу-передний план затемнён, второй залит солнцем. На всемирной выставке в 1855 году за картину «Выход из леса Фонтебло со стороны Броль. Заходящее солнце» художник получает золотую медаль, что означает его признание и творческую победу. В последние годы жизни он занялся поиском простых сюжетов и нового стиля, более понятного зрителю, но его живопись стала слишком натуралистичной и скучной. Тем не менее Руссо первым среди современников, кто перестал подчиняться академическим правилам и развивал реалистическое направление в пейзаже.

    Жюль Дюпре, как и Руссо, начал выставлять работы в 30-х годах. В то время художник посетил Англию и познакомился с творчеством Констебла. Впечатления от его живописи он пронёс через всю жизнь. В картине «Большой дуб» художник показывает, что в мире всё связано – люди, животные, растения, вода и небо. Более того, по мнению Дюпре, природа важнее и значительнее человека. Картина «Пейзаж с коровами» простая по композиции и эмоциональная по настроению. В дальнейшем художник перестал выставляться, но навсегда сохранил верность реалистическому пейзажу. В последние годы жизни писал только этюды с натуры.

    Жан-Франсуа Милле в противоположность остальным барбизонцам, вышел из деревенской среды, он был сыном крестьянина. В начале карьеры увлекался Микеланджело и Пуссеном, наряду с пейзажем занимался и другими жанрами. (Сеятель, Собирательница хвороста, Собирательницы колосьев, Человек с мотыгой, Уборка гречихи, Весна)

    С барбизонцами тесно связан Шарль Франсуа Добиньи, изображавший простую, незатейливую природу и крестьян. (Запруда в долине Оптево) Мастер увлекался видами рек и озёр, писал пейзажи прямо в лодке. Тонкие цветовые переходы в воде и небе, отражения деревьев и облаков, влажность воздуха Добиньи отразил в «Берегах реки Уазы»

    Живописцы барбизонской школы оказали заметное влияние на развитие реалистического искусства во Франции. Отныне к пейзажу перестали относиться как к второстепенному и незначительному жанру.

    29.Творчество Коро

    Жан-Батист-Камиль Коро— французский художник и гравёр, один из самых выдающихся и плодовитых пейзажистов эпохи романтизма, оказавший влияние на импрессионистов. Зарисовки и эскизы Коро ценятся почти столь же высоко, как и законченные картины. Цветовая гамма Коро основана на тонких отношениях серебристо-серых и жемчужно-перламутровых тонов.

    Коро получил свои первые уроки живописи у пейзажиста Мишалона, а после его смерти обучался у Бертена.

    В целом его искусство очень самобытно. В частности, оно отличается от параллельно развивавшегося искусства барбизонцев, чьи пейзажи, посвященные быту французской деревни, были слишком статичны. (Вид от садов Фарнезе, Мост в Нарни, Деревенский концерт)

    Большое значение для творчества Коро имело путешествие в Италию 1825—1828 годов. Позже он возвращался туда ещё два раза. Коро ездил в Бельгию и Нидерланды, Англию, регулярно посещал Швейцарию. Много путешествовал и по Франции: Нормандия, Бургундия, Прованс, Иль-де-Франс.

    Работая на пленэре, Коро создал целые альбомы этюдов. Зимой он писал в студии картины на мифологические и религиозные темы, стремясь добиться успеха в Салоне, первые свои картины он отправил туда уже в 1827 году. Таковы, например, «Агарь в пустыне», «Гомер и пастухи». Однако наибольшей славы Коро добился в портрете и, особенно, в пейзаже.

    На портретах Коро чаще всего изображены нежные и грустные девушки, иногда на фоне пейзажа. Иногда его портреты перекликаются с работами Леонардо да Винчи и Рафаэля, руки портретируемых сложены таким же образом, как на картинах мастеров Возрождения. (Портрет Клер Сеннегон, Туалет, Женщина с жемчужиной, Женщина в розовой юбке, Прерванное чтение, Дама в голубом, Письмо, Агостина)

    Большинство картин, написанных Коро — это пейзажи. Уже в начале своей карьеры в Италии он создал большое количество этюдов в стиле Мишаллона, наполненных воздухом и светом, например — «Вид на Форум от садов Фарнезе», «Утро в Венеции». Коро нельзя признать колористом. На его картинах всего несколько основных тонов, зато широкое использование валёров (оттенок тона, определяющий светотеневое соотношение в пределах одного цвета) позволяет мастерски передать настроение, зачастую, осеннее, грустноватое. Среди различных осенних полутонов и оттенков только в одной точке картины может иногда мелькнуть яркое пятнышко, например, шапочки рыбака- «Крестьянка, пасущая корову у опушки леса»,«Утро» и «Вечер» . Он разделял этюды, написанные с натуры и фантазии, навеянные воспоминаниями о каком-либо примечательном месте. Вершина творчества Коро — «Воспоминание о Мортфонтене»

    Он оказал влияние на импрессионистов, с некоторыми из которых был знаком лично. Творчество Коро явилось необходимым этапом развития французской живописи на пути от барбизонцев к импрессионистам.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта