Интроект как защитный механизм и методы работы с ним. Интроект как защитный механизм и методы работы с ним
Скачать 100.52 Kb.
|
2.3. Методики работы с интроектамиВ работе над интроектами различают несколько стадий: 1. Признание их существования. 2. Определение тех частей «Я», которые ребенок ненавидит, с помощью специальных приемов. 3. Тщательная разработка и персонификация ненавистных частей. 4. Отделение полярных противоположностей в каждом из негативных интроектов. 5. Обучение принятию себя и заботе о себе. Как наиболее эффективные при работе с интроектами можно рекомендовать следующие методики: Свободное рисование с беседой о рисунке: воображаемое превращение ребенка в часть картинки, составление им рассказа от имени части картинки (от первого лица). При этом для облегчения самовыражения используются не только обычные средства - фломастеры, краски, но и нетипичные - театральный грим, тени, помада, лак для ногтей и тому подобное. Очень интересно использование театрального грима, ибо он позволяет рисовать пальцами. Игры-драматизации. Разыгрывается либо маленький спектакль на основе содержания детского рисунка, либо специально предложенная сказка-метафора, содержащая проблему, близкую к проблеме ребенка. По возможности данный сценарий проигрывается два раза со сменой ролей так, чтобы ребенок побывал в различных полярных ролях: обидчика и обижаемого, агрессора и объекта агрессии и тому подобное. Упражнения с полярностями, в которых ребенок, пересаживаясь со стула на стул (с подушки на подушку, переходя с одного листа бумаги на другой), проигрывает полярность различных социальных и семейных ролей: плохой-хороший ученик, добрая-строгая учительница, добрая-строгая мама и тому подобное. В некоторых случаях эффективно организовать диалог с ребенком, пребывающим в той или иной полярности, или же позволить ему побыть в ней довольно долго, например, разыгрывать один день с утра до вечера плохого ученика, затем - хорошего. Упражнения по изучению различных частей своего «Я». Это наиболее сложная группа упражнений. В качестве примера предлагается игра «Полет в космос». На столе раскладываются круги-планеты Солнечной системы. Ребенку предлагается придумать, какие люди живут на каждой планете, и побывать на этих планетах. Обычно дети придумывают жителей планет в соответствии с запрещенными областями поведения или проблемными частями «Я». Так, мальчик, страдающий от своего небольшого роста, придумывает одну планету великанов, другую - карликов, на остальных планетах у него живут люди, которые всегда дерутся, ругающиеся люди и люди, которых все время заставляют что-то делать. Есть несколько трудностей в работе над инроектами. Во-первых, не так легко его обнаружить. Человек чаще всего не осознает, что он живет по какому-то правило, и в терапии оно всплывает обычно очень неожиданно и для самого человека, и для его терапевта. Во-вторых, интроекты чаще всего состоят из двух частей, одна из них полезная, другая вредная, и приходится реально "разжевывать" каждый интроект, чтобы отделить полезное от вредного. В основе многих психосоматических заболеваний лежат интроекты. Например, болезни, связанные с пищеварением. При работе с интроектами часто используется техника рефрейминга, то есть когда убеждение переписывают заново таким образом, что оно начинает нести для человека актуальный именно для него смысл. Например, было убеждение "не высовывайся, по шапке дадут", вместо него человек придумал себе новое правило "будь смелее, кто не рискует, тот не пьет шампанского". В русской культуре интроекты еще называют стереотипами мышления. То есть буквально "мышление под копирку", без обдумывания и анализа. После работы с какими-то интроектами, человек обычно начинает создавать свои новые правила, полезные только для него одного, которые я в своей работе называю "ценностями". Ценности могут быть актуальны или не актуальны в какой-то период жизни. В этой связи, для того. чтобы новое правило не стало таким же статичным, как старое, не превратилось снова в интроект, стоит порассуждать, в какой ситуации оно актуально, а в какой нет. Многие образы про то, какой человек хочет видеть свою жизнь, тоже могут быть интроективными и из-за этого приносить много страданий. Например, если у человека есть представление о семье, как о многодетной, и только тогда счастливой, то он может вымотать себя и близких, добиваясь своей "мечты" и реально никакого счастья от этого не получить. Все, что рекламируется по ТВ, в журналах и книгах имеет очень серьезное влияние на формирование интроектов в головах людей, и в особенности детей. Вот некоторые из ТВ-журнальных-книжных интроективных образов: война и насилие-это нормально счастье возможно только с принцем на белом коне моя жена должна быть 90-60-90 волосы на ногах-это катастрофа после свадьбы будет хэппи-энд младенцы-это сплошное счастье и радость Профилактикой при воспитании детей является спокойное объяснение разных жизненных приоритетов, описывание их и положительных и отрицательных сторон, снабжение их различными примерами. Не многие родители, к сожалению, осознают, что их дети будут жить свою жизнь, и их ценности могут оказаться другими, и поэтому часто показывают только ту сторону жизни ребенку, которая удобна им самим. Каждая конкретная сложная жизненная ситуация требует уникального, присущего ей способа реакции или отношения. В этом случае активизируется конфликт между побуждениями, возникающими под влиянием «логики ситуации» и ранее некритически усвоенными социальными нормами. Они проявляются в автоматическом внутреннем диалоге в форме долженствований и запретов — «интроектов». В отличие от убеждений, которые человек вырабатывает сам в процессе жизни, интроекты препятствуют более гибкому и адаптивному способу отношения. Интроецированные послания опосредуют негативное отношение к себе, и как следствие, депрессивный тип реагирования. Терапевт стремится, чтобы интроекты были выведены на осознаваемый уровень и критически переосмыслены. Приведенное ниже упражнение иллюстрирует технику выявления интроектов. Осознавание внутреннего критика [13, c.75]: Сядьте и закройте глаза...Представьте, что смотрите на самого себя, сидящего напротив — Создайте образ, как если бы вы отражались в зеркале...В какой позе он сидит...Как он одет...Какое у него выражение лица? Молча критикуйте этот образ как будто вы обращаетесь к другому человеку... Начинайте фразы словами «Ты должен» или требованиями равнозначными этим... Создайте большой список этих требований... Слушайте свой голос... Как он звучит... Какие мысли протекают при этом... Теперь представьте, что вы поменялись с образом местами. Что вы говорите в ответ? Что выражает тон вашего голоса? Что вы чувствуете, отвечая на критику...? Теперь поменяйтесь ролями и снова станьте своим критиком... Отмечайте все, что происходит с вашим телом. Отмечайте разность телесных ощущений в каждой роли. В чем разность и различие? Узнаете ли Вы кого-нибудь еще в голосе, произносящем - «Ты должен»? Интроекты часто переживаются человеком как собственные мысли. Терапевт может уточнить моменты, во время которых появляются подобные мысли-долженствования и озвучить мысль, так как она звучала бы, если была выражена голосом. Терапевт может модифицировать работу с интроектами, произнося интроективные высказывания собственным голосом, и попросив клиента «режиссировать» произношениетемп, интонации, и отслеживать возникающий при этом у самого клиента «телесный отклик». В интонациях может быть узнан кто-либо из авторитетных фигур личного прошлого, чаще один из родителей, либо старших братьев или сестер, которому принадлежит «авторство» интроекта. «Установление авторства» позволяет по-новому проанализировать роль ранее неосознаваемых установок, их историогенез и относительный характер, а также выработать собственное отношение к ним. Облегчить осознавание интроекции может и эксперимент, в котором участники группы преувеличивают свою склонность к интроекции, поочередно проигрывая полярность «интроецирующий-интроецируемый». Например, участнику, склонному к морализаторству или научению других, в эксперименте предлагается «поучить жить» каждого участника группы в течение нескольких минут, а затем собрать обратную связь, присвоив ответственность за вызываемые этим чувства других людей. А участнику склонному к зависимости может быть предложено запросить оценку или совет по отношению к действию или ситуации, в которых он сам абсолютно уверен, у каждого из участников группы. Тем самым становится очевидной патологическая роль интроекции и субъективизм оценок и выборов других. Иногда в работе с интроецированными родовыми посланиями применяется техника генограмм, которая позволяет отследить корни иррациональных установок в предшествующих поколениях и точнее понять их ранее приспособительный, но в настоящем устаревший дисфункциональный характер. Исследование генетических аспектов родовых посланий позволяет легче отделиться от интроективных (построенных на жесткой нормативности) способов саморегуляции и облегчить осознанный выбор в актуальной жизненной ситуации. Приведем несколько упражнений по работе с интроектами: Упражнение 1 Каждый раз во время еды один кусок – помните: только один! – разжевывайте полностью до разжижения; не дайте ни одному кусочку проскользнуть неразрушенным, выискивайте их своим языком и вытаскивайте из уголков рта для дальнейшего разжевывания; когда вы почувствуете, что, пища полностью разжижена, – глотайте ее. Упражнение 2 1. В качестве функционального соответствия жеванию одного куска найдите себе такую же работу в интеллектуальной сфере. Например, возьмите одно трудное предложение в книге, которое кажется «крепким орешком», и тщательно его проанализируйте, разложите на части. Найдите точное значение каждого слова. Определите, ясно или смутно, истинно или ложно предложение в целом. Сделайте это предложение своим или уясните, какую его часть вы не понимаете. Может быть, это не ваше непонимание, а предложение непонятно. Решите это для себя. 2. Еще один полезный эксперимент, использующий функциональную тождественность между съеданием физической пищи и «перевариванием» межличностной ситуации, таков: когда вы пребываете в неспокойном настроении – сердиты, подавлены, обвиняете кого-то, то есть склонны к «проглатыванию» – произвольно примените свою агрессию, набрасываясь на какую-то физическую пищу. Возьмите яблоко или кусок черствого хлеба и обратите на него свое возмездие. В соответствии со своим состоянием жуйте его так нетерпеливо, поспешно, злобно, жестоко, как вы только можете. Но кусайте и жуйте, а не глотайте! Упражнение 3 Хотя это и неприятно, но нет иного пути, чтобы обнаружить, что в тебе не является частью тебя, кроме как восстановить отвращение и сопровождающий его импульс отвержения. Если вы хотите освободиться от этих чуждых вкраплений, интроектов в вашей личности, вы должны, в дополнение к жевательному упражнению, интенсифицировать осознавание вкуса, находить места, где вкус отсутствует, и восстанавливать его. Осознавайте изменение вкуса во время жевания, различия в структуре, консистенции, температуре пищи. Делая это, вы наверняка возродите отвращение. Тогда, как и при любом другом болезненном опыте, который является вашим собственным, вы должны принять и это, осознать это. Когда, наконец, появляется импульс рвоты, последуйте ему. Это кажется вам ужасным и болезненным только из-за ваших сопротивлений. Маленький ребенок делает это с легкостью; сразу же после этого он снова счастлив, освободившись от чуждой материи, беспокоившей его. Упражнение 4 1. Вот простое упражнение для того, чтобы начать работу над подвижностью фиксированной челюсти. Если вы заметили, что ваши зубы часто сжаты или что вы находитесь в состоянии суровой решимости, вместо того чтобы работать с легкостью и интересом, позвольте своим верхним и нижним зубам легко соприкасаться. Держите их не сжатыми и не разомкнутыми. Сосредоточьтесь и ждите развития. Рано или поздно ваши зубы начнут стучать, как от холода. Дайте этому развиться - если это будет происходить - в возбуждение общей дрожи по всем мышцам. Дайте свободу этому состоянию, пока вы не будете весь трястись и дрожать. Если вам удался этот эксперимент, используйте возможность увеличить свободу и растяжение связок суставов нижней челюсти. Смыкайте зубы в различных положениях - резцы, передние коренные, задние коренные, а в это время сожмите пальцами голову там, где челюсти переходят в уши. Найдя болезненные точки напряжения, используйте их как места сосредоточения. Если вы достигли общего дрожания в этом или других экспериментах, используйте это для того, чтобы полностью отпустить всякую ригидность – до головокружения или прекращения напряжения. 2. Попробуйте противоположное - сильное сжатие зубов в любом положении - как при откусывании. Это создаст болезненное напряжение в челюстях, которое распространится на десны, рот, горло, глаза. Сосредоточьтесь на паттерне напряжения и затем так внезапно, как можете, освободите челюсти. 3. Чтобы вернуть подвижность жесткому рту, откройте его широко, когда разговариваете, а затем «откусывайте» свои слова. Выбрасывайте их, как пули из пулемета. Упражнение 5 В этом упражнении координируются дыхание и мышление (внутренняя речь). Поговорите про себя (молча, внутренне), но обращаясь к определенной аудитории, может быть, к одному человеку. Будьте внимательны к своей речи и своему дыханию. Постарайтесь не оставлять слов в горле («в уме») во время вдоха; выпускайте одновременно дыхание и мысли. Заметьте, как часто вы сдерживаете дыхание. Вы вновь увидите, как много в вашем мышлении от односторонних межличностных отношений, а не обмена; вы всегда читаете лекцию, комментируете, судите или защищаете, расследуете и пр. Поищите совпадение ритма речи и слушания, отдавания и принятия, выдоха и вдоха. (Эта координация дыхания и внутренней речи - хотя одного этого и недостаточно – является основой терапии заикания.) |