Главная страница
Навигация по странице:

  • Ощущения и поведение 1

  • Польстер И., М. - Интегрированная гештал... Ирвин Польстер, Мириам Польстер


    Скачать 1.66 Mb.
    НазваниеИрвин Польстер, Мириам Польстер
    Дата14.04.2022
    Размер1.66 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПольстер И., М. - Интегрированная гештал...pdf
    ТипДокументы
    #473547
    страница16 из 24
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   24
    8. ОСОЗНАВАНИЕ
    Осознавать наше тело на языке наших знаний и поступков – значит чувство-
    вать себя живым. Такое осознавание является важной частью нашего существования
    как живых и чувствующих людей.
    Микаэль Поляный
    Обычно к гештальт-терапии предъявляют претензии, что она целиком опирается на осознавание. Считается, что пациенты и так склонны слишком осознавать то, что де- лают, и нуждаются скорее в том, чтобы на время терапии освободиться от осознавания и быть более пластичными и спонтанными. На первый взгляд, такое заявление имеет резон. Гештальт-терапевт часто повторяет вопрос: "Что вы осознали из того, что дела- ли; что чувствовали, чего хотели?" Чтобы ответить на такой вопрос, человек должен отвлечься от актуального общения, направить свое внимание на себя и определить, что же в действительности произошло. Он должен суметь дать отчет другому человеку в том, что обычно находится в фоне или не привлекает внимания.
    Некоторые люди в лучшем случае считают, что это бессмысленное занятие, в худшем – что оно подрывает актуальную деятельность. Они рассматривают такую со- средоточенность на самих себе как отвлечение внимания от потока происходящих со- бытий. Это все равно что спросить у сороконожки, с какой ноги она встает, а потом на- блюдать, как она безнадежно пытается в этом разобраться.
    Однако эта критика не учитывает двух фактов. Во-первых, человек часто слиш- ком перегружает сознание, потому что сознательное погружение в себя не дает ему возможности сделать нечто, чего он не хотел бы осознавать. Он, как радар, охраняет себя от поведения, которое не находится под его сознательным контролем. Он не хочет делать того, чего бы он не хотел бы осознавать, и не хочет осознавать то, чего не хотел бы делать. Человек, которому исключительно важно осознавать подробнейшие детали своего поведения и реакций окружающих, может блуждать в потемках и не знать, к примеру, о своей скрытой гомосексуальности. Он будет уделять особое внимание соци- альным рассуждениям, чтобы оградить себя от осознавания своих собственных страхов.
    Это избегание устрашающего осознавания поддерживает его сознание в напряжении и нарушенном равновесии, его легко смутить и обидеть. И все же так безопасней.
    Восстанавливая готовность к осознаванию, человек неизбежно будет на время втянут в процесс чрезмерного осознавания себя. Как тот, кто был надолго прикован к постели и не мог ходить, будет более осмотрительным и постарается осознавать каж- дый свой шаг, когда встанет с постели. Потом, когда он вернется к здоровому образу жизни и станет ходить, как обычно, он перестанет обращать особое внимание на свои движения. То же происходит и с человеком, который хочет развиваться психологически.
    Поначалу осознавание покажется ему необычным, он будет осмотрительным и осто- рожным с тем, что возникает непроизвольно. После того, как осознанное будет принято и усвоено, человек забудет об этом, чтобы просто использовать полученный опыт как поддержку своей спонтанности и естественного поведения.
    Второе опровержение претензий состоит в том, что в момент сильной включен- ности человек не сразу может осознать свое участие в процессе. Это происходит пото- му, что его внимание направлено вовне, интерес к фигуре держит его в напряжении и определяет его действия. Если бы он хотел осознать свои собственные действия – как это бывает, когда необходимо достичь совершенства, – ему бы это с легкостью удалось.

    Самые опытные практики в любой сфере деятельности способны к быстрому осознава- нию, если это необходимо.
    Мы приводим размышления Пабло Казальса о том, как артист анализирует свое
    1
    творчество. Обратите внимание, как он вступает в соприкосновение с тем, что происхо- дит во время исполнения. Он, как жонглер, который в любой момент знает, где находит- ся булава, использует осознавание, чтобы сориентироваться и получить информацию о своем исполнении:
    "Я обучаю своих учеников одной из самых важных вещей – распознавать, каким образом и в какой момент они могут расслабить руку и кисть. Даже во время быстрого пассажа можно найти момент для отдыха. (Это может произойти за десятую долю се- кунды.) Такой отдых совершенно необходим исполнителю. Если кто-то не примет этого во внимание, наступит день, когда он не сможет расслабиться (как если бы не смог ды- шать) – и тогда неизбежно истощение. Утомление руки и кисти, которое обычно возни- кает от волнения или "страха сцены" бывает следствием напряжения мышц. И все же воля исполнителя должна преодолеть это препятствие. Сознательная практика расслаб- ления весьма полезна для полного контроля над собой во время концерта... Если вы об- ратите внимание, что когда вы думаете, то находитесь в состоянии полного расслабле- ния. Можно даже обнаружить некоторые части тела, расслабленные более других. Но не думайте, что сохранять гибкость пальцев и кисти так легко. Навык приходит после длительных упражнений... Только импульс, идущий из центра тела, а не от каждой ко- нечности, может сгруппировать движения в единое целое, принести лучшие результаты и уменьшить утомление".
    С помощью осознавания гештальт-терапия тоже помогает восстановить способ- ность человека к интеграции. Прежде чем человек сможет изменять свое поведение, он должен впитать в себя те ощущения и чувства, которые сопровождают эти изменения.
    Восстановление процесса осознания, что бы оно ни вскрывало – это серьезный шаг на пути к развитию нового поведения.
    Человек учится как лучше осознавать либо путем различных упражнений, либо с помощью чуткого терапевта, направляющего внимание пациента на важные детали его поведения, которые прежде игнорировались.
    В психотерапии это возникает тогда, когда разнообразный человеческий опыт разделяется на кульминационный опыт и части, составляющие опыт. Кульминацион
    2
    - ный опыт – это собирательная форма, полное и цельное событие, которое является цен- тральным для человека. Например, в записи этих слов акт письма является кульминаци- ей жизненного опыта, который привел к этому моменту и сформировал часть собира- тельного акта письма. Более того, каждое движение пальца, каждый вздох, каждое на- правление мысли, каждое колебание внимания, доверия, ясности – все объединяется вместе, чтобы соединиться в собирательной опыт: "Я пишу".
    Элементы единого целого являются частью опыта. Эти части обычно находятся за пределами внимания человека, но их можно исследовать и найти их взаимосвязь с кульминационным событием. Так делает гурман, когда пробует соус. Сначала он имеет дело со вкусом однородной и смешанной массы. Затем он начинает тщательнее дегу-
    Corredor, J. Conversationd with Casals. New York: E.P.Dutton, 1958.
    1
    Эта концепция имеет параллель с идеей дихотомии М.Поляного о фокусном и вспомогательном осозна
    2
    - вании: The Sudy of Man. Chicago: University of Chicago Press, 1959.
    стировать аромат, чтобы определить ингредиенты, входящие в состав соуса. Он может узнать определенные пряности, вино, пропорцию масла, яиц, сливок. Он может менять творческий ритм между анализом и синтезом, переходя от определения состава к об- щему вкусу и назад к компонентам.
    То же происходит с процессом осознавания. Человек может определять "ингре- диенты", составляющие основу будничных переживаний. М.Поляный . так описывает
    1
    этот процесс: "Процесс постижения – это соединение разобщенных частей в пости- жимое целое".
    Так человек приходит к постижению мира, самого себя и своего опыта. Он дви- гается между целостным опытом и осознаванием элементарных частей этого опыта, которые делают его существование динамичным, постоянно обновляющимся циклом.
    В своих лучших формах осознавание – это всегда имеющееся средство сохране- ния себя в происходящем. Этот непрерывный процесс можно "включить" в любое вре- мя, он работает лучше, чем случайные или единичные озарения (как инсайт – insight), которые возникают только в определенные моменты и при определенных условиях.
    Осознавание же существует всегда, как подводное течение, готовое "выплеснуться", ко- гда это необходимо, освежая и оживляя чувства. Более того, когда концентрация на осо- знавании поддерживает интерес к актуальной ситуации, повышается интенсивность не только терапевтического, но и жизненного опыта. С каждым новым осознаванием чело- век ближе подходит к выражению своих жизненных тем.
    Вот простой пример такого пошагового осознавания. В самом начале сессии Том осознал, что он сжимает челюсти, и сделал первые шаги, чтобы избавиться от манерно- сти в своей речи. А затем попытался восстановить некоторые детские воспоминания.
    Том занимал пост министра, который требовал от него умения говорить твердо и убеди- тельно, но чувствовал, что не может произносить слова так, как ему хотелось бы. В его голосе звучали металлические нотки, он выговаривал слова, как сломанный робот. Я обратил внимание на странное положение его челюсти и спросил его, что он чувствует в этом месте. Он сказал, что чувствует напряжение. Я попросил его утрировать движе- ния рта и челюсти. Он почувствовал, что сопротивляется этим движениям, а затем рас- сказал, что осознал с того момента, как ощутил замешательство и начал сопротивлять- ся. Он вспомнил, что его родители постоянно придирались к тому, как он говорит, и упрекали, что он не слушает их.
    В это время он почувствовал напряжение в горле: Том говорил с мышечными усилиями, фокусируясь на своем голосе, не помогая себе дыханием. Я показал Тому, как можно согласовать речь и дыхание, используя больше воздуха в качестве источника поддержки. Ему было настолько трудно говорить, что речь почти граничила с заикани- ем. Когда я спросил, заикался ли он когда-нибудь, Том встревожился и вспомнил, дей- ствительно заикался до шести или семи лет, но давным-давно забыл об этом. Однажды, когда ему было три или четыре года, мать позвонила ему откуда-то издалека и спроси- ла, что бы он хотел получить в подарок. Он выговорил "барабан", но мать услышала "болван" и рассердилась, решив, что он хочет обидеть своего младшего братишку. Он вспомнил и другую сцену. Его мать была в ванной, и поначалу ему показалось, что от- туда доносится ее смех. Но через некоторое время он понял, что это были ее истериче- ские рыдания, и испугался. Том снова вспомнил то ужасное чувство несоответствия.
    Теперь, когда он переосмыслил эти события, то осознал то чувство смятения, возник- шее когда его не поняла мать и когда он не понял ее. После того, как он вновь пережил
    Polanyi, M., The Study of Man
    1
    свои прошлые чувства, речь его стала более плавной, а челюсти начали двигаться сво- боднее. Он почувствовал расслабление и обновление.
    Осознавание может быть таким же простым, как солнечные лучи, которые осве- щают все, на что попадают. Но мы хотели бы обратить особое внимание на четыре ас- пекта человеческого опыта, которые могут быть осознаны: осознавание ощущения и поведения, осознавание чувств, осознавание желаний и осознавание ценностей и оце- нок.
    Ощущения и поведение
    1
    Определение основных ощущений – нелегкая задача. Если бы можно было пре- одолеть пропасть между основными ощущениями и более сложным поведением, несо- размерных или бессвязных действий было бы намного меньше. Человек может есть не только потому, что голоден, но и потому, что наступило обеденное время, или потому, что потом у него не будет времени поесть, или просто за компанию.
    Связь между ощущениями и поведением человека не всегда ясно прослежива- ния. Не удивительно, что возникающая в результате путаница только усугубляет кризис идентичности. Как человек может знать, кто он, не имея минимальных представлений о том, что происходит у него внутри? И как можно знать, что происходит у него внутри, если его собственный опыт так часто не соответствует тому, что говорят окружающие?
    Когда он был маленьким, ему обещали, что прививка – это не больно. Но ему было больно! Чему же теперь верить – своей руке или всезнающим взрослым, которые рань- ше всегда были правы? И поэтому люди едят, когда им одиноко, занимаются любовью, когда злятся, выступают с трибуны, когда сексуально озабочены. Такое извращение свя- зи между ощущениями и поведением – свидетельство отчуждения от самого себя.
    Ощущения находятся в тандеме с действием или выражением чувств; они слу- жат "трамплином" для действия, а также средством для осознавания действия.
    Концепция синаптического опыта иллюстрирует такую взаимосвязь. Синаптиче- ский опыт – это опыт единства осознавания и выражения чувств. Термин "синапс" ис- пользуется здесь в двух смыслах. Греческое слово "синапс" буквально означает "связь" или "единство". В физиологии синапс – это функциональное соединение нервных воло- кон с помощью биоэлектрической энергии, которое формирует нервную дугу. Нервная дуга соединяет отдельные нервные волокна и связывает сенсорно-двигательную систе- му в крепкий функциональный союз. Синаптический опыт – это метафора, которая фо- кусирует внимание на сенсорно-двигательных функциях, представленных в личност- ном опыте, где осознавание – это сенсорный опыт, а выражение – моторный опыт. Хотя в данном случае основное ударение падает на индивидуальное восприятие, выражение
    возникает из осознавания, и вместе они образуют единый опыт.
    Человек может чувствовать это единство, когда осознает, например, свое дыха- ние во время беседы или гибкость своего тела в движении, или свое вдохновение во время рисования. Когда осознания и выражения едины, может возникнуть глубокое чувство настоящего, целостности личности, ясности восприятия и живости внутренне- го опыта.
    Большая часть материалов этого раздела взята из книги И.Польстера: Polster, E., Sensory Fuctioning in
    1
    Psychotherapy, in Fagen, J. and Shepard, I., Eds., Gestalt Therapy Now. California: Science and Behavior
    Books, 1970.

    Люди искусства хорошо знают, что такое синаптический опыт. Театральный ре- жиссер, музыкант, певец, танцор, драматический актер – все они действительно осо- знают свои ощущения и выразительные действия. Сила голоса, положение рук, точ- ность жестов и походки – эти качества сопровождают каждую роль. Они зависят от чувственных изменений в собственных ощущениях. Затем они используют эту чувстви- тельность как выразительное средство, чтобы передавать свои эмоции зрительному залу. Вот что пишет об этом Казальс :
    1
    "Ошибается тот, кто не спрашивает себя или не слушает "голос" своей артисти- ческой натуры (конечно, если таковая у него есть). То, что мы чувствуем – важнее всего, и именно это мы и должны выразить. ...Исполнитель, хочет он того или нет, является интерпретатором и может пропустить произведение только через самого себя".
    Творческие люди – артисты, художники, скульпторы, композиторы, драматурги, поэты – балансируют на самом краю своих ощущений. Их "творческая продукция" все- гда является проекцией самих себя. Творческий человек глубоко осознает свои чувства и одновременно может сочетать выражение чувств и собственных проекций. Для того, кто не так одарен художественно, но может столь же сильно реагировать на свои внут- ренние ощущения, подобное соединение осознавания и выразительности кажется чу- дом. Такой союз становится основой для творчества. Более того, для всех жизненных ситуаций, в которых подобное случается, этот союз неизбежен.
    Существуют различные терапевтические методы соединения осознавания и вы- ражения чувств, но большинство из них совпадают как в отношении к внутренним про- цессам (иногда включающим ощущения), так и в системе их выражения. Многие тера- певты сойдутся во мнении, что если пациент осознавал свои переживания, когда рас- сказывал о своей любви к матери, о том, как она пела ему колыбельную песню, его рас- сказ будет сильно воздействовать как на него, так и на слушателя. Его тело будет влаж- ным, теплым, подвижным, трепещущим. Острота этих ощущений усиливает живитель- ную силу его рассказа. В результате единства ощущений и слов рассказ станет неоспо- римым подтверждением его прошлого опыта любви.
    Исследование восприятия – не новая тема в психологии. Еще Вильгельм Вундт рассматривал чувственный опыт как корень, из которого развивается высшее сознание.
    Беда в том, что его исследования никогда не носили терапевтического характера. Тем не менее, и раньше существовали гуманистические взгляды, которые провозглашали новое понимание развивающей силы ощущений. Шехтель был одним из тех, кто особенно
    2
    подчеркивал общность ребенка и взрослого в том, что касается их первичных, основ- ных и непосредственных ощущений. Он пишет:
    "Если взрослый человек может отвлекаться от конкретного источника восприя- тия, он способен предаваться просто ощущению... Например, он может испытывать приятное чувство тепла и не воспринимать это как тепло воды или воздуха. В этом слу- чае его ощущения приближаются к восприятию ребенка, которому важен не столько объект, сколько ощущения как таковые".
    Corredor, J. Ma., Coversations with Casals. New York:E.P. Dutton, 1958.
    1
    Schachtel, E., Metamorphosis. New York.: Basic Books, 1959.
    2

    Многие люди уверены, что детские ощущения – это образец чистого чувствен- ного опыта. Даже если это так, с течением времени ощущения утрачивают ясность, и нет необходимости оставлять ранние переживания в их первозданном виде. Восстанов- ление ранних экзистенциальных возможностей бесценно при поиске решения. Невин- ность ранних чувств искажается социальными нормами, расщепляя человека на "ребен- ка" и "взрослого". Однако "взрослый" не просто вытесняет "ребенка", он появляется в результате накопления новых свойств и не нуждается в том, чтобы отвергать опыт дет- ства. Детские чувства могут сориентировать и оживить даже человека со сложившимся опытом. Перлз, Хефферлайн и Гудман дали следующую оценку восстановлению вос
    1
    - поминаний прошлого:
    "...Контекст восстановленной сцены крайне важен. Детские чувства расценива- ются не как нечто прошлое, которое надо зачеркнуть, а как самые прекрасные силы взрослой жизни человека, которые следует восстановить: спонтанность, воображение, непосредственность осознавания и действия".
    Исследования, связанные с приемом ЛСД, также подчеркивают первейшее зна- чение ощущений. Алан Уоттс рассказывал, что после приема ЛСД он провел много
    2
    времени, наблюдая за изменениями восприятия таких простых вещей, как солнечный луч на полу, древесный узор или шум улицы.
    "Мои собственные чувства никогда не искажались под влиянием этих ощуще- ний, как в кривом зеркале. Они скорее становились как бы более созвучными. Такое впечатление, что наркотик снабжает человека музыкальной шкатулкой... для всех чувств. И тогда слух, зрение, обоняние, вкус, осязание и воображение – все это начина- ет резонировать, как голос в водосточной трубе".
    Такого рода динамическое осознавание возможно и в психотерапии, но оно тре- бует особого внимания. Одна из основных терапевтических техник восстановления ощущений – концентрация. Каждый знает, что любое дело требует концентрации, но все рекомендации на этот счет обычно имеют расплывчатый и общий характер. И все- таки концентрацию можно определить как пристальное внимание к предмету особого интереса. Внимание должно быть конкретным и целеустремленным. Когда концентра- ция направлена на внутренние ощущения, происходит то, что можно сравнить с состоя- ниями, возникающими под воздействием гипноза, наркотиков, сенсорной изоляции, вдохновения или с другими обстоятельствами, которые выходят за рамки обычной жиз- ни.
    Хотя концентрация не всегда так сильна, как при гипнозе, приеме наркотиков и некоторых других необычных обстоятельствах, у нее есть два очень важных преимуще- ства в усилении чувств. Первое заключается в том, что человек может в любой момент вернуться к обычным занятиям или общению с людьми. Второе – это состояние, под- властное человеку, а не просто необычные ощущения, не поддающиеся контролю. По- этому человек может уходить и возвращаться к привычному состоянию: говорить, иг-
    Perls, F.S., Hefferline, Ralph and Goodman, Paul, Gestalt Therapy. New York: Julian Press Inc., 1951.
    1
    Watts, A.A. Psychedelic Experience: Fact or Fantasy, in Solomon, D., Ed., LSD, The Consciousness Expanding
    2
    Drug. New York: Putnam, 1964.
    рать роль, фантазировать, видеть сны. Он может использовать осознавание как хорошее дополнение к терапии, что больше подходит для обыденного сознания.
    В терапевтической ситуации такое осознавание ощущений и действий служит трем следующим терапевтическим задачам:
    1) акценту на удовлетворении;
    2) облегчению процесса работы;
    3) восстановлению переживаний из прошлого.
    1) Разные люди, сориентированные в основном либо на действие, либо на осо- знавание, решают свои задачи различными способами. В обоих случаях люди живут полноценной жизнью, пока эти ориентации не исключают друг друга. Сориентирован- ный на действие человек не возводит барьер для осознавания своих внутренних пере- живаний, он может оживлять самоощущения своими действиями. Пловец, например, может испытывать сильные внутренние переживания; деловой человек, которому дове- рили руководство новой компанией может осознавать сильные чувства. Если настро- енный на осознавание человек, не исключает действие категорически, он может созна- тельно прийти к действию – психолог напишет книгу, непоседа уедет в другой город, сексуально озабоченный человек вступит в сексуальные отношения. Только нарушение ритма между осознаванием и действием может привести к психологическим пробле- мам.
    В качестве иллюстрации приведем историю пациента Курта. Он ориентирован на действие, успешно работает в бизнесе, а к психотерапевту его привело ощущение, что он не получает удовлетворения от жизни. Необычайно живой и активный, Курт ста- рался использовать каждую минуту и впадал в отчаяние, когда у него это не получа- лось. Он не мог терпеть накопившихся чувств, старался отстраняться от них в поведе- нии и планировании жизни. В конце концов он уже не мог ответить на вопрос, "кто он такой".
    В течение первых десяти сессий мне пришлось с ним помучиться. Я провел предварительные исследования внутренних переживаний Курта, включая осознавание и дыхательные упражнения. Однажды я попросил его закрыть глаза и сконцентрировать- ся на внутренних ощущениях, и Курт сказал, что почувствовал внутренний покой. Он испытал и другие ощущения, но не стал прерывать их течение разговорами (и, надо за- метить, поступил весьма мудро). Я заметил, что при дыхании живот Курта остается не- подвижным и попросил его активнее дышать животом. Он выполнил мою просьбу – и почувствовал незнакомую легкость дыхания и ощущение силы, которое разительно от- личалось от его обычного состояния раздражения или отчаяния. Курт пояснил, что чув- ствует себя как хорошо отлаженный механизм – прекрасное сочетание действия и осо- знания. Перед уходом он сказал, что восстановил то, что было им утрачено: его покину- ло чувство потери времени, он просто стал чувствовать время.
    2) Вторая задача – облегчение процесса работы. Ее можно проиллюстрировать историей Лили, управляющей на игрушечной фабрике. Ее секретарша работала в этом отделе уже много лет, была очень несобранной и любила совать нос в чужие дела. Лили очень быстро обнаружила, что именно секретарша являлась источником многих непри- ятностей в ее отделе и даже сумела столкнуть лбами несколько других отделов. Для секретарши выводы Лили прозвучали, как гром среди ясного неба. По словам Лили, она стала "похожа на брошенную". В этом месте рассказа у Лили вдруг возникло ощуще- ние, что она лицом к лицу столкнулась с частью самой себя. Дело в том, что они с бра-
    том росли в бедном квартале Нью Йорка и, конечно, были заброшенными детьми. Но поскольку она нянчила своего младшего брата, то заброшенным считала его, а не себя.
    Из ее рассказа стало ясно, что в жизни, она то поддерживала заброшенных, то сама была заброшенной.
    Когда Лили осознала, что больше не хочет быть заброшенной, она поняла, что столкновение с бывшей секретаршей дало ей возможность избавиться от заброшенно- сти в себе самой и стать полноценной женщиной. Пока она говорила об этом, выраже- ние ее лица изменилось -в нем смешались сосредоточенность, тревожное самонаблю- дение и смущение. Я спросил, что она чувствует, и Лили с удивлением отметила напря- жение дыхания и ног. Погрузившись в эти ощущения, она замолчала, но спустя некото- рое время удивленно посмотрела на меня и сказала, что чувствует напряжение во влага- лище. Я попросил ее сконцентрироваться на этом ощущении. После недолгого молча- ния лицо Лили опять просветлело, и она сказала, что напряжение прошло. Потом она как будто чего-то испугалась, но не смогла описать своих сильных ощущений, а только разразилась рыданиями, выкрикивая имя человека, которого любила и с которым у нее впервые возникла сильная и взаимная привязанность. Когда она подняла ко мне лицо, оно было прекрасно.
    Потом мы обсуждали с ней все происшедшее, и она сказала, что поняла всю важность конфликта со своей бывшей секретаршей и свое отношение к заброшенности.
    Она сделала самое важное для себя открытие – ощущения во влагалище. Пробуждение женского естества, заменившее чувство заброшенности, дало Лили возможность раз- решить свои проблемы, о которых раньше она могла только говорить.
    3) И наконец, третья задача – восстановление ощущений с помощью воспомина- ний о событиях прошлого. Незаконченные ситуации естественным образом получают разрешение, когда человек поворачивает от сопротивления в сторону завершения не- оконченных дел. Психоанализ, который существенно отличается от гештальт-терапии по многим концептуальным и техническим вопросам, также обращается к забытому прошлому. И все же, несмотря на обилие слов, сказанных о прошлом, обычно воспоми- нания в терапии редко сопровождаются глубокими переживаниями.
    Как ощущения возвращают значимые события прошлого, лучше любых слов по- казывает следующий пример.
    Муж Джоан умер около десяти лет назад. Когда она говорила о своих отношени- ях с ним, то ни разу не выразила глубоких чувств. На одной из сессий у нее появились ощущения покалывания в языке, жжения вокруг глаз, напряжения в спине, а затем и влажности вокруг глаз. Наконец она поняла, что эти ощущения похожи на плач. После очень долгой паузы она почувствовала зуд и на некоторое время сосредоточилась на нем. При появлении каждого нового ощущения она замолкала на несколько минут. Ко- гда молчание сочетается с концентрацией, оно вызывает эффект усиления ощущений.
    Вскоре Джоан почувствовала зуд и в других частях тела. Ей было трудно удержаться от почесывания, но она терпела. Ей стало даже занятно, что зуд так распространился по всему телу. Потом она снова почувствовала себя плохо, ее охватила тоска и захотелось плакать. И тогда Джоан рассказала о том, как накануне вечером, сидя в гостях у своих родителей, она испытала болезненные ощущения и тоже не имела возможности пока- зать это. Затем она почувствовала комок в горле и внутреннюю дрожь в области груди.
    Сердце стало биться чаще. Все это привело ее в состояние сильной тревоги. Она выра- зила это звуками: "Пам-пам-пам-пам". Вдруг Джоан осознала сильную боль в верхней части спины. Она замолчала, сосредоточившись на этой боли, а потом взволнованно
    проговорила: "Теперь я вспомнила ту страшную ночь, когда у моего первого мужа слу- чился инфаркт". Последовала еще одна долгая пауза. Казалось, Джоан находится в сильном напряжении и сосредоточенности.
    Потом она уже спокойнее заговорила о том, что осознала свою боль и тревогу – это были переживания той ночи. И тут Джоан горько заплакала. Успокоившись, она подняла голову и промолвила: "Неужели я до сих пор скучаю по нему?" Теперь ситуа- ция прояснилась, и она могла говорить о глубине и важности своих отношений с му- жем. Переход от "поверхности" к "глубине" происходил с усилением ощущений. Осо- знавание и концентрация на собственных ощущениях помогли Джоан лучше, чем слова и объяснения.
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   24


    написать администратору сайта