Польстер И., М. - Интегрированная гештал... Ирвин Польстер, Мириам Польстер
Скачать 1.66 Mb.
|
Ирвин Польстер, Мириам Польстер ИНТЕГРИРОВАННАЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ контуры теории и практики Перевод с английского А.Я.Логвинской Erving Polster, Miriam Polster GESTALT THERAPY INTEGRATED Contours of Theory and Practice Библиотека психологии и психотерапии Выпуск 18 Москва Независимая фирма "Класс" 1996 Ирвин Польстер, Мириам Польстер. Интегрированная гештальт-терапия: Конту- ры теории и практики / Пер. с англ. А.Я.Логвинской – М.: Независимая фирма “Класс”, (Библиотека психологии и психотерапии). Для многих читателей туманны оба слова, но это дело поправимое: великолеп- ная книга пары знаменитых гештальтистов отвечает на все вопросы о современной ге- штальт-терапии. Теория, практика, техники с показаниями и противопоказаниями, “случаи”, соотношения с другими психотерапевтическими подходами, терминология – и все это под одной обложкой. Поэтому каждый психиатр, психолог, психотерапевт (не говоря уже о тех, кому “просто интересно”) увидит в книге много нового о сегодняшней – то есть глубоко разработанной и интегрированной гештальт-терапии. Возможно, кто- то даже откроет ее для себя заново. Публикуется на русском языке с разрешения издательства “VINTAGE BOOKS” и его представителя Марка Патерсона. © Ирвин Польстер, Мириам Польстер © VINTAGE BOOKS © Независимая фирма “Класс” © А.Я.Логвинская, перевод на русский язык © Н.И.Голосова, М.Н.Тимофеева, предисловие Исключительное право публикации на русском языке принадлежит издатель- ству “Независимая фирма “Класс”. Выпуск произведения без разрешения издатель- ства считается противоправным и преследуется по закону. ISBN 0-394-71006-1 (USA) ISBN 5-86375-018-9 (РФ) О ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ – ОТ ИЗДАТЕЛЯ Эта книга долго была примером успеха в профессиональной литературе. Ее ти- ражи распродавались, ее читали и цитировали, ей завидовали. Авторы и гештальт-тера- пия – почти ровесники. Они «создавали» друг друга и друг за друга боролись. Одна из особенностей метода – умение задавать вопросы: как сделать так, что- бы яснее становилось кажущееся ясным; как двигаться к себе, перестав просто двигать- ся (часто по кругу)? Свободолюбие метода было его тараном, пафосом. «Enfant terrible» рос, становился популярным, мужал, приобретал респектабельность, старел... Где он сейчас? На Западе – в своей отчетливой профессиональной нише, среди «коротких те- рапий», эффективных техник, инструментария психологического саморазвития и «по- исков себя». Впрочем, короткая терапия, по словам авторов книги, – как было 20 лет назад – это всего 2 раза в неделю и всего 2 года. На двух незаурядных конференциях «Эволюция психотерапии» я был заворожен мастерством и простотой работы авторов книги, которая теперь перед вами. Волею профессиональных судеб, когда еще и мысли не было ни об издательских заботах и радостях, ни об этой книге, мне довелось четыре года обучаться гештальт-те- рапии по программе Гамбургского института Фрица Перлза. И ведь совсем недавно оно было – то время, когда очень многие хотели нас учить и нам так радостно было учиться... Гештальт-терапия у нас в стране только пытается начать ходить и, по мнению некоторых, уже немного научилась передвигаться. В России – хочется надеяться – гештальт-терапии предстоит сыграть по крайней мере две «роли». Для западного профессионала очевидная истина: никто не может ле- чить (а часто и учить, и консультировать) других, не пройдя собственный тренинг – как клиент, ознакомившись со своими проблемами не интеллектуально, а «на собственной шкуре». Иначе груз собственных более или менее скрытых проблем ляжет на плечи другого. Гештальт-терапия во-первых, поможет «проработать» себя за сравнительно ко- роткие сроки. И второе: она способна прояснить роль чувств, «здесь и сейчас» пережи- ваний, осознавания связей с прошлым – для повышения эффективности повседневной работы. Гештальт-тренинги в бизнесе и образовании для многих, хочется надеяться, по- служат открытию психологии, которая может обогатить жизнь. Леонид Кроль ПРИГЛАШЕНИЕ К СТОЛУ Абитуриенты психологических факультетов, участники психотерапевтических тренингов и многолетних обучающих программ по психотерапии, а также все, кто по- купает и читает книги по психологии, стараются прежде всего отыскать в них что-то для себя и про себя. Многие с этим не согласны и стремятся обосновать свое стремле- ние благими намерениями, научным интересом или профессиональной необходимо- стью. Поэтому, вопреки правилу гештальт-терапии (пришедшему из психоанализа) прорабатывать сначала сопротивление, а уж потом то, что за ним стоит, расскажем, что найдет для себя в этой книге любой читатель, независимо от профессии, пола и возрас- та. Прежде всего обновленное восприятие мира вокруг и себя самого. Авторы при- водят короткий рассказ о том, как маленький мальчик завороженно наблюдал за газетой, лежащей на траве. Ветер шевелил ее страницы, они то поднимались, то опускались. "Ребенок не знал, что это за предмет на траве, и с огромным вниманием рассматривал это творение". А что увидели бы мы? В лучшем случае газету, а скорее всего просто мусор. Способность смотреть на мир свежим взглядом в зрелом возрасте сохраняется обычно только у сумасшедших и художников (в широком смысле слова) и во многом является источником их творчества. Книга Ирвина и Мириам Польстеров может помочь нам, обычным людям, вернуть этот замечательный дар. Она обращает нас к текущему моменту – одному из основных принципов ге- штальт-терапии – к тому, что происходит здесь и сейчас. Чаще всего мы видим не то, что есть, а то, что готовы увидеть (поэтому "обычный" современный человек не заме- тил бы чуда, даже если бы оно свершилось у него перед глазами). Это относится не только к зрению, все наше восприятие определяется предшествующим опытом. Про- стые и очень характерные для гештальт-терапии психотехники позволяют легко почув- ствовать границы нашего восприятия и, расширив их, прикоснуться к живой и трепе- щущей ткани непредсказуемого бытия. "Интегрированная гештальт-терапия" – замечательный "учебник для пациентов". В ней очень просто и в то же время строго объясняется, как "работает" психотерапия. Причем объяснение это годится не только для гештальт-терапии, но и для любой ин- сайт-ориентированной терапии. А для психологов и психотерапевтов книга Ирвина и Мириам Польстеров – на- стоящий подарок. Уже более 20 лет она сохраняет за собой славу лучшего издания по гештальт-терапии. Для российского читателя особенно ценно, что в ней есть все: теоре- тические источники, их практическое применение и живые клинические примеры. За последние годы книг и статей по гештальт-терапии издано не так уж мало. Но на наш взгляд, каждая из них отражает лишь какую-то одну сторону метода. Парадок- сально, что эта ситуация сложилась именно с гештальт-терапией, для которой особенно важное целое, не являющееся простой суммой отдельных частей. Книга по гештальт-терапии не может быть организована в виде классического учебника, где сначала излагаются основы дисциплины, затем более сложные положе- ния, а новый материал дополняет уже написанное. В "Интегрированной гештальт-тера- пии" все части связаны друг с другом, и одновременно каждый раздел является закон- ченным целым. Ее с равным успехом можно читать последовательно, страницу за стра- ницей, а можно открыть на любой заинтересовавшей главе. О сложном авторы говорят без упрощений, но и не впадая в излишнее теоретизирование. При этом теоретические положения гештальт-терапии изложены достаточно полно. Интересно, что взгляды Ирвина и Мириам Польстеров отличаются от представ- лений Ф.Перлза. К примеру, сопротивление Перлз рассматривает с точки зрения орга- низации опыта, а Польстеры больше внимания уделяют его проявлениям в контакте с миром. Помимо конфлюэнции, проекции, ретрофлексии и интроекции они вводят еще понятие дифлексии (уклонения), но не рассматривают эготизма. По поводу дифлексии и ее места в цикле контакта в современной гештальт-терапии нет однозначного мнения. Так, Ж.М.Робин, у которого учились многие российские гештальтисты, писал: "Само собой разумеется, можно говорить о парадоксальном характере уклонения, ибо контакт сам по себе можно рассматривать как способ избегания другого контакта". В предисловиях принято только хвалить. Однако, на наш взгляд, преимущество "Интегрированной гештальт-терапии" И. и М.Польстеров заключается именно в том, что их книга обладает теми же достоинствами и недостатками, что и сама гештальт-те- рапия, то есть в некотором смысле репрезентирует метод. Главы, в которых изложены собственно гештальтистские представления, очень точны и изящны. А вот полемика с психоанализом... Использование терминов "бессознательное", "перенос", "сопротивление" вне целостного концептуального аппарат психоанализа вносит такую путаницу, что порой непонятно, с чем уважаемые авторы соглашаются, а против чего возражают. К тому же, апеллируют они к старому ортодоксальному психо- анализу, который в их интерпретации больше похож на карикатуру. Парадоксально, что многие утверждения Польстеров, касающиеся реальных, а не трансферентных отноше- ний терапевта и пациента и испытываемых ими чувств, – то есть именно те, в которых они противопоставляют гештальт и психоанализ, – даже текстуально совпадают с точ- кой зрения современных психоаналитиков, особенно представителей направления "object relation". Правда, стоит сделать оговорку: 20 лет назад, когда "Интегрированная гештальт- терапия" появилась в англоязычном издании, не только психоанализ был другим, но и для гештальт-терапии как метода было важно отделиться от него. Отсюда и концентра- ция авторов не на сходстве, а на отличиях, что для современной гештальт-терапии уже перестало быть актуальным. Однако для российского читателя эта тенденция может оказаться ловушкой: ведь для него не столь очевидны "существующие по умолчанию" общие корни современных психотерапевтических методов. В гештальт-терапии существует представление о поглощении пищи как актив- ном процессе (И. и М.Польстеры говорят об этом в связи с явлением интроекции). Еду нужно пробовать: что-то прожевать и проглотить, а что-то, возможно, и выплюнуть. Если вы предпочитаете кашу и протертые овощи, вам, может быть, и не стоит читать эту книгу. Любители рецептов и советов на все случаи жизни в духе Карнеги, скорее всего, будут разочарованы. Но тем, кто понимает, что мир, в котором мы живем, сложен и непредсказуем, и мы, люди, являемся одним из самых сложных и загадочных существ этого волшебного мира, "Интегрированная гештальт-терапия" обязательно подарит не- ожиданные открытия. Нина Голосова, Мария Тимофеева Посвящается Исидоре Фром – учителю и другу "Скоро он стал дышать ровнее, от растерянности не осталось никаких следов. Он пробовал эликсир растерянности, когда все происходящее должно неминуемо по- ражать. Он уже больше не мог находить смысл главным вещам в своей жизни (что никогда не делало его счастливым); он мог чувствовать как они сами улетучиваются; и он не хватался за них в отчаянии. Вместо этого, он потрогал себя и посмотрел во- круг. Он почувствовал: "Я здесь и сейчас" – и не стал впадать в панику." Пол Гудман "Имперский город" ПРЕДИСЛОВИЕ Основная цель этой книги – передать живое дыхание и размах гештальт-терапии, соединить теоретические перспективы и терапевтический выбор, открывающийся для гештальт-терапевта. В своей работе мы представляем фундаментальные основы ге- штальт-терапии, новые идеи, а также переосмысление устоявшихся концепций. Мы хо- тели бы, чтобы у читателей появилось представление о новых масштабах гештальт-те- рапии, которая задает удивительный ритм соотношений между разумом и волнением, гуманностью и техникой, личным горизонтом и вселенной. Мы надеемся, что наша работа станет для читателя стимулом для приобретения дальнейшего опыта, для исследования сильных сторон и ограничений принципов ге- штальт-терапии. Особенно мы хотели бы отметить живое содействие наших коллег с факультета тренинга Гештальт-института Кливленда. Они были нашими соратниками в исследова- ниях и поисках на протяжении двадцати лет. Для нас это на просто "факультет" – это: Марджори Грилман, Рейнет Фанц, Цинтия Харрис, Элайн Кепнер, Эд Невис, Билл Уор- нер и Джозеф Цинкер, позже к ним присоединились Францис Бейкер и К.Уэсли Джек- сон. В этом списке отсутствует безвременно ушедший наш дорогой коллега, Ричард Уо- ллен. Мы также хотим отметить громадную работу, которую проделала наш секретарь Гарриет-Кэрол Центуриа. Ее трудолюбие, юмор и очарование доставляли нам огромное удовольствие в процессе совместной работы и неизменно вызывали глубокое чувство симпатии. Наконец, мы хотим выразить свою любовь Саре и Адаму, нашим детям, которые, к счастью, подтолкнули нас к живым встречам с людьми с их простыми заботами. Сара с большим увлечением редактировала части этой книги. Адам с юмором и пониманием пережил тот период в жизни нашей семьи, когда мы были глухи к его проблемам. Наши дети придумали несчетное количество названий для нашей книги, многие из которых, к сожалению, не вполне цензурные, но все-таки гораздо веселей, чем то название, кото- рое придумали мы. Ирвин и Мириам Польстеры Кливленд, март, 1973 г. 1 . ПРИНЦИП "СЕЙЧАС", или СОВРЕМЕННЫЙ ЭТОС 1 "Старые символы умерли, господствуют новые. Но очевидно, что и эти новые в свою очередь умрут от той же болезни". Джойс Кэри У детей есть считалка, которая помогает им сделать первый шаг, когда нужно подвигаться. Она звучит примерно так: Раз – начало, Два – сидим, Три – готовы, Четыре – бежим! В наше время многие люди застыли на счете "три", оставаясь на стадии "будь готов". Они готовятся так долго, что с ними либо ничего не происходит, либо случается так нескоро, что достигнутое уже не радует. Один весь год работает в поте лица в ожи- дании двухнедельного отпуска и ждет его, как свет в конце длинного темного туннеля. Другой много лет отказывает себе во всем, надеясь, что заживет после выхода на пен- сию. Бесконечная череда классных комнат, аудиторий, музеев, концертных залов и биб- лиотек обещает научить нас жить. Обучение тоже не становится жизнью. Настоящая жизнь ожидается где-то в будущем – после окончания колледжа, после женитьбы, после того как вырастут дети, после окончания психотерапии. Подготовка к настоящей жизни, когда бы она ни ожидалась, манит человека, ко- торый "покупает фальшивые акции" на светлое будущее. Он платит за будущее счастье, уничтожая или отвергая то, что происходит сейчас. Но даже когда он достигает "земли обетованной", оказывается, что у этой выгодной сделки есть нежелательный побочный продукт. Он заключается в том, что человек привык занижать важность актуальных пе- реживаний настоящего. И вот тогда , когда он может наконец начать жить , в соответ- ствии с его социальным контрактом, он все еще оглядывается назад! Он одурачен игрой в "это хорошо для тебя". Наше время готово к переменам. Магнетическую силу непосредственного опыта трудно победить. Обещание успехов или наград в будущем может соперничать с боль- шой притягательностью непосредственных переживаний и активных действий. Еще не так давно непосредственным переживаниям уделяли мало внимания. Предполагалось, что личная вовлеченность в процесс обучения нарушает объективность мышления. А ведь обучение требует чувства личного непосредственного участия так же, как и тео- ретические изыскания. Ясно, как дважды два, что эти процессы нераздельно связаны. В настоящее время в лексиконе психологов появилось слово "причастность", ко- торое стало почти кодовым для соединения воедино всех жизненных впечатлений в центральной точке. Однако раньше психотерапевты были просто мастерами по части непричастности: сидели в собственных кабинетах, изолированные от жизни общества. Они читали лекции, давали консультации, выпускали объемистые книги, предназначен- ные в основном для специалистов. Этос – нравственный облик, характер, дух. – Здесь и далее комментарии переводчика. 1 С появлением экзистенциализма и признанием общности человеческих проблем уровень причастности психотерапевта к жизни возрос. Люди стали заботиться не о 1 том, больны они или нет, а о том, как развивать свои силы, как испытывать чувство зна- чимости, как соответствовать тому, что хочется, как создавать такую окружающую сре- ду, в которой они могут жениться, рожать детей и все остальное. Более того, они стали ждать от психотерапии ответов на многие жизненно важные вопросы. Впоследствии, с расцветом гуманистических направлений психотерапии все эти вопросы стали предме- том пристального внимания. Сегодня многие люди оказались во взвешенном состоянии. Их волнует свежесть непосредственных жизненных переживаний, но им необходимо и то связующее звено, которым могла бы стать теория, придающая смысл и перспективу тому, что они де- лают и чувствуют. Теория и знания остаются непонятными из-за их традиционной от- страненности от реальной жизни. До 1950-х годов такой связующей силой был психоанализ. Он создал закончен- ный "портрет" человеческой природы и дал толчок развитию новых представлений о человеке, которые прежде считались непостигаемыми. Психоанализ оказал настолько сильное влияние на развитие социальных идей, что мимо него не прошла ни одна пси- хотерапевтическая теория. Сам же Фрейд защищал незыблемость своих взглядов и был нетерпим к любым отклонениям от них. Чтобы сохранить свою систему целостной, он отрицал теоретиче- ские новации, даже если они исходили из его собственных постулатов. Любое отклоне- ние от его принципов он воспринимал как угрозу конечной истине и не допускал даже блестящих идей развития своей теории. Однако эти идеи все же сохранились – как любая теория, которая отвечает нуж- дам общества. Они и стали основой для многих современных воззрений. И, несмотря на то, что отклонения от теории Фрейда оказали меньшее влияние, чем его собственные взгляды, их существование нельзя не признать. |